Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для развития рынка необходимо

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства;

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

— Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)

Формы монополий и их основные признаки

9. Конкуренция – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов.

Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, денег, ценных бумаг. К числу таких учреждений относятся биржи, банки, дилерские и брокерские конторы, службы занятости, информационно-коммерческие, оптовые и снабженческо-сбытовые организации, пункты проката и лизинга.

Институты, связывающие рынки в единое целое:

!Спрос и предложение

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложениятоваров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

Спрос— это готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность.

Величина спросаэто то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменностипрочих факторов ,влияющих на спрос.

Ценаденежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спросамаксимальная цена , по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.

Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене ,чем по высокой.

Неценовые факторы спроса:

· Цены на сопряженные товары;

· Ожидания изменения цен;

Предложение —это готовность продавца продать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.

Величина предложенияэто то количество товара , которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения ,т . е. неизменности прочих факторов ,влияющих на предложение.

Рис.3. Кривая предложения

Цена предложения–минимальная цена , по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложенияутверждает , что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.

Читать еще:  Гипотеза эффективного рынка

Рынок и условия его развития

Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынокэто место, где осуществляется купля – продажа товара. Такое определение исходит из того, что первые признаки, как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером.

К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынокэто институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

В современной неоклассической литературе используется определение, сформулированное франц. экономистом А. Курно и англ. экономистом А. Маршаллом: Рынокэто не какая – либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.

Англ. экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Наиболее емким, полно отражающим суть рынка является следующее определение: Рынокэто совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления).

Рынок – это такой механизм, который поворачивает производство лицом к потребителю. Он приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без таких понятий как частная собственность, конкуренция, свободная рыночная цена, спрос и предложение, свобода предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: ОРТ и экономическая обособленность товаропроизводителей.

К условиям существования (функционирования) рынка относятся:

— экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами;

— достоверная информация о рынке;

— право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги;

— определенный избыток предложения над спросом;

— свободный вход и выход;

— наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителями и потребителями товаров и услуг

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рынка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

3. Основные признаки рынка:

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

Читать еще:  Методы проведения исследования рынка

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

ü С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

ü По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

ü По типу конку­ренции:

· чистой (свободной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

— Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
— Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

— Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
— Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

9. Конкуренция(позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

Читать еще:  Анализ текущей ситуации на рынке

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

Модели рынка

Постоянные и переменные затраты

1. Издержки производства — это затраты произво­дителя (владельца фирмы) на приобретение и исполь­зование факторов производства.

Экономические издержки — это те выплаты, ко­торые фирма должна произвести поставщикам необхо­димых ресурсов (трудовых, материальных, энергетиче­ских и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от исполь­зования в других производствах. Экономические издержки делятся на:

· Внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть полу­чены за самостоятельно ис­пользуемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело

· Внешние (явные, бухгалтерские) – выплаты поставщикам тру­довых ресурсов, сырья, топ­лива, услуг и т.д. – Сумма денежных выплат, которые фирма осуществля­ет для оплаты необходимых ресурсов:

o Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)

o Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

2. Экономическая прибыль — это разница между сово­купной выручкой фирмы и экономическими издержками.

Такой подход к прибыли позволяет оценить возмож­ность существования предприятия (покрывает ли выруч­ка не только внешние, бухгалтерские, но также внутрен­ние издержки). Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что пред­приятие имеет чистую прибыль, его существование оп­равдано, оно может успешно развиваться.

1. Бухгалтерская прибыль — это разница между со­вокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль ориентирует предпринима­теля не просто на получение дохода, но на сравнение это­го дохода с тем, который мог бы быть получен в результа­те альтернативного применения имеющихся ресурсов. Например, предприниматель, организовав производст­во,получил бухгалтерскую прибыль 30 000 руб. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы40 000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чемэкономическая прибыль, учитывающая альтернативные издержки, то применение ре­сурсаследует считать, с точки зрения предпринимателя, неэффективным.

Различное понимание прибыли фирмы экономиста­ми и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.

Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтерна­тивных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Финансовые институты. Банковская система

1. Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector