Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы развития рынка труда

Этапы развития рынка труда

Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов. Современный этап развития рынка труда связан с новым взглядом на рабочую силу, как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд – свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера.

Свой вклад в исследование проблем рынка труда внесли современные ученые – Л.А. Костин, А.А. Никифорова, А.Э. Котляр, Л.Н. Сосновская, С.А. Кузьмин и др.

Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

· принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

· систему подготовки кадров;

· систему найма, контрактную систему;

· фонд поддержки безработных;

· систему переподготовки и переквалификации;

· правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли — продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Процесс становления регионального рынка труда в Украине сопровождается усилением его сегментации. В социально-экономической структуре работоспособного населения происходят существенные сдвиги, которые трансформируют практически однородную всеобщую занятость дореформенного периода в сегментированный рынок труда .

Заданием современного этапа в сфере регуляции занятости является переход к активной политике на рынке труда, который, к сожалению, не осуществляется в настоящий момент. В основу должна быть положена модель управления центральными элементами, которой являются основные регуляторы рыночной организации труда: заработная плата как цена услуг труда, конкуренция на рынке труда, трудовая мобильность, уровень безработицы. Именно за этими параметрами осуществляется, с одной стороны, саморегулирование на рынке труда, а из другого — происходит вмешательство государства, которое реализует координирующую, стимулирующую или ограничивающую роль, в процесс управления.

1. Совершенствование системы оплаты труда.

2. Расширение возможностей получения населением официальных основных и дополнительных доходов.

3. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

4. Содействие эффективным и целесообразным перемещениям работоспособного населения.

5. Предотвращение роста безработицы через создание рабочих мест за счет разных источников финансирования.

6. Внедрение механизмов освобождения и перераспределения занятых.

7. Реструктуризация экономики и подъема отечественного производства.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Особенности современного этапа формирования и становления российского рынка труда

Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для страны, так и специфических для регионов условий и факторов, оказывающих в их взаимосвязи и взаимодействии влияние на современные тенденции и условия занятости населения. Эти факторы и условия различаются по своему характеру, степени и направлениям воздействия на рынок труда.

Одним из наиболее общих факторов, влияющих на параметры рынка труда, является то, что он формируется в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Наиболее ощутимое влияние оказывает, естественно, экономический кризис, проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резком и неоправданном ни с социальной, и с экономической точки зрения увеличении разрыва в уровне доходов среди работающего населения. Следствием экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, сужение возможностей активизации этого спроса за счет целенаправленных государственных инвестиций, но и нарушение ранее существовавшей, пусть далеко не совершенной и недостаточно действенной системы мотивации к эффективной трудовой деятельности, приобретению престижной профессии. Одним из факторов деградации этой системы является утрата управляемости процессом формирования доходов населения. Действующая сейчас система мотивации ориентирует население не столько на то, что сложный квалифицированный труд гарантирует получение высоких заработков, сколько на то, что можно достичь высоких доходов при минимальном образовании и нагрузке.

Другой особенностью является то, что скорость формирования рынка трудаявно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки эффективного экономического роста. Можно прогнозировать, что в случае продолжения рыночных преобразований будет исчезать избыточная численность работников на предприятиях, и развиваться конкуренция работников за более благоприятное рабочее место.

В то же время – и это ещё одна особенность процесса формирования рынка труда – его становление иногда даже опережает по своим темпам зарождение ряда других элементов рыночного хозяйства. Это относится и к рынку услуг, и к рынку ценных бумаг, и к отставанию в развитии рынка жилья. Именно отсутствие рынка жилья играет существенную роль в том, что масштабы меж- и внутри областной миграции в пределах России не только не возросли, что можно было бы ожидать с учетом возникновения и расширения масштабов безработицы на фоне наличия сводных рабочих мест в ряде территорий, но и, наоборот, даже сократились. Отсутствие реальной возможности купли-продажи жилья блокирует территориальные перемещения работников. Это, снижая миграционную подвижность населения, может в ближайшее время существенно осложнить решение проблемы безработицы, превращая её в отдельных регионах в застойную.

Формирующийся в России рынок труда характеризуется также сужением возможностей наемных работников реализовать свои социальные права и интересы. Так называемое формирование класса собственников в результате проведения чековой приватизации носило формальный характер. Приобретение наемными работниками акций своего предприятия не обеспечило роста независимости их от работодателей. Напротив, превращение администрации в собственников усилило зависимость наемных работников, что проявляется в сужении возможностей борьбы трудящихся за надлежащую и своевременную оплату труда, обеспечение безопасных условии труда и т.д.

Читать еще:  Для сегментации потребительских рынков используются критерии

Весьма существенно то, что процесс формирования рынка труда лишен необходимой государственной стратегии. Если бы такая стратегия была, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием рычагов макроэкономического регулирования в масштабах страны – путем структурных сдвигов в экономике, осуществления целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики.

О слабой роли экономических факторов формирования рынка труда свидетельствуют не только нарушение зависимости заработной платы от результатов труда, но и то, что сама цена рабочей силы в форме заработка (дохода) в современных условиях имеет еще меньшее отношение к стоимости средств, необходимых не только для ее расширенного, но даже и простого воспроизводства. Принимаемые же решения о повышении минимума заработной платы являются не столько средством ее приближения к реальной стоимости рабочей силы, сколько попыткой компенсировать последствия роста потребительских цен.

Очень важным моментом с позиции формирования отечественного рынка труда является возникновение и расширение возможности выбора работником сферы занятости. В результате проводимой социально-экономической политики в стране сформировалась монополия государственного сектора на создание рабочих мест, что, в свою очередь, породило «крайне высокую зависимость условий жизнедеятельности населения от занятости в сфере обобществленного и огосударствленного производства».[5] Эта монополия служила важным фактором, позволявшим поддерживать относительно низкий уровень заработной платы. Доходы от трудовой деятельности, получаемые в государственном секторе, были крайне занижены по сравнению с реальной стоимостью рабочей силы. Они не позволяли населению сформировать хоть какие-нибудь значимые сбережения, что исключало возможность достаточно свободного выбора сферы деятельности, смены работы. Ещё одно последствие данной ситуации – очень высокая потребность общества в рабочих местах, поскольку для поддержания относительно удовлетворительного уровня жизни была необходима занятость всех трудоспособных членов семьи. Такая ситуация сохраняется до сих пор. Как следствие, был достигнут предельно высокий уровень занятости трудоспособного населения, в том числе и женщин. Это, в свою очередь, явилось одной из причин не только возникновения негативных последствий в воспроизводстве населения (сокращение рождаемости), но и предпосылкой потенциального возникновения безработицы при переходе к более рациональному хозяйствованию. Поддержание прежнего уровня занятости становится затруднительным, поскольку у государства крайне ограничены финансовые ресурсы и отсутствует заинтересованность в инвестициях у частных предпринимателей. Лишь развитие предпринимательского сектора в сочетании с грамотным государственным регулированием минимальной заработной платы может способствовать как созданию достаточного количества рабочих мест, так и повышению доходов работников, что снизит потребность населения в рабочих местах.

В ходе формирования рынка рабочей силы необходимо взаимодействие этого процесса со структурной перестройкой экономики. Специфика отраслевой структуры занятости в России существенно осложняет процесс мобильности работников, их приспособление к новым потребностям. Высокий уровень милитаризации и монополизированности индустриального сектора экономики в сочетании с низким уровнем развития сферы услуг в значительной мере предопределил профессионально-квалификационный состав занятого населения России, характеризующийся высоким удельным весом работников «узкоотраслевого профиля». В сочетании со сложившейся ранее приоритетностью ведущих звеньев экономики по уровню оплаты труда это затрудняет межотраслевое перераспределение рабочей силы, отрицательно сказывается на общем уровне мобильности населения, тормозит структурную перестройку в целом. Кроме того, подобная отраслевая специализация наложила отпечаток и на систему расселения населения (в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях с ограниченным режимом въезда-выезда). Данный фактор можно расценивать как существенно тормозящий развитие национального рынка труда.

Специфика формирования рынка труда в России в большой мере определяется широко распространенным и внедренным в сознание многих поколений россиян трудовым менталитетом. Он проявляется в весьма жестко закрепленном в массовом сознании стереотипе уверенности людей, в основном средних и старших возрастов, в обязанности и способности государства решать проблемы занятости каждого конкретного человека, в психологическом неприятии состояния безработицы, воспринимаемого как нечто чужое, социально-неприемлемое. Немаловажное значение в формировании этого стереотипа имело то обстоятельство, что сама жизненная среда работников (жилищные условия, условия детского дошкольного воспитания, отдыха, досуга, приобретения товаров и услуг) во многом создавалась за счет соответствующей инфраструктуры, привязанной к конкретному месту работы. Утрата рабочего места, особенно в престижных отраслях и производствах, лишала надежд на перспективы улучшения многих компонентов, входящих в понятие «уровень жизни населения». Тем самым, на протяжении достаточно длительного периода времени решалась задача закрепления кадров на производстве, сокращения текучести и формирования соответственного негативного отношения к перемене места работы, поиску более высокого заработка, смене профессии. Отсюда вытекает инертность населения, неподготовленность к самостоятельному активному решению проблем занятости, отсутствие соответствующего индивидуального опыта, навыков действий, связанных с поиском нового места работы. В сочетании с низкой правовой культурой это обстоятельство снижает уровень мобильности населения, его способность оперативно реагировать на изменение трудовой конъюнктуры.

Особенностью России остается крайне низкий технический уровень производства, наличие значительных объемов физически и морально устаревшего малопроизводительного оборудования. Состояние активной части основных производственных фондов, техники и технологии производства, темпы обновления которого в современных условиях практически сведены до нуля, воздействует на состояние рынка труда двояко. С одной стороны это завышает потребность в кадрах, соответственно увеличивает спрос на рабочую силу и выступает в качестве фактора, сдерживающего безработицу. С другой – оно во многом предопределяет относительно низкий уровень квалификации персонала, затрудняющий внедрение нового оборудования, гибкое, применительно к требованиям рынка, реагирование в форме изменения номенклатуры производимой продукции. Тем самым снижается её конкурентоспособность и повышается вероятность банкротств и последующих массовых высвобождений работников.

Наконец, весьма важной особенностью России, влияющей на формирование национального рынка труда, является пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов и размещения населения. Например, районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, занимают 64% территории Российской Федерации, на которые приходится львиная доля запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны.

Таким образом, в настоящее время общие и специфические условия формирования отечественного рынка труда выполняют двоякую функцию. Одни являются предпосылками успешного разрешения проблем занятости в стране, другие – на протяжении довольно длительного времени будут препятствовать достижению эффективной занятости населения. Учет этих обстоятельств крайне необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке в рамках национальной политики эффективных управленческих механизмов в области занятости.

Читать еще:  Особенности ценообразования на рынке олигополии

В современных условиях рынок является эффективным механизмом формирования и движения воспроизводственных связей. Он базируется на товарно-денежных отношениях и конкуренции самостоятельных субъектов хозяйствования. Поэтому альтернативы рынку нет.

Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций. Однако в условиях России становление рынка осложнено длительным кризисным состоянием экономики. Кризис экономики не позволяет достичь серьезных сдвигов в формировании конкурентной рыночной среды, продолжается падение жизненного уровня.

Развитие негативных тенденций формирует опасную социальную модель общества, где на противоположных полюсах воспроизводятся малообеспеченные и зажиточные слои, а основной средний класс пока практически по уровню доходов мало чем отличается от малообеспеченных. В ряде регионов возрастает численность хронически незанятого трудоспособного населения, особенно среди молодежи и женщин. Увеличивается количество лиц без определенного места жительства. Особенно в тяжелом материальном положении оказались четыре группы малообеспеченных семей. Это пенсионеры, неполные семьи, многодетные и студенческие семьи. Реальные размеры пособий, начисленные для них на основе минимального размера заработной платы, в результате инфляции отбросили их далеко за черту бедности.

Работники, получающие заработную плату на уровне средней по России и ниже, практически не могут удовлетворить свои личные минимальные физиологические потребности в продуктах питания. Неработающие члены семьи и инвалиды обречены такой политикой в оплате труда на вымирание, эта же учесть ожидает и самого работающего.[6]

Удельный вес мужчин среди работающих больше. Поэтому и средняя продолжительность жизни мужчин опустилась до уровня отсталых стран и сохраняет тенденцию к снижению. В ряде регионов нашей страны рождаемость существенно ниже естественной убыли населения.

Снижение требований к уровню минимальной заработной платы со стороны правительства является одним из крупнейших просчетов в сфере регулирования процессов реформирования экономики и становления рынка труда.

Итак, повышение средней заработной платы при сокращении её дифференциации будет способствовать созданию мощных стимулов в развитии производства, благотворно скажется на становлении рынка рабочей силы.

Формирование и развитие современного российского рынка труда, его особенности

Формирование российского рынка труда в 1990-е годы происходило в условиях, когда экономика носила переходный характер. Уровень безработицы оставался низким (особенно вначале) несмотря на глубокий экономический спад. Подобный феномен можно объяснить гипертрофированной ролью градообразующих предприятий, менталитетом части директорского корпуса, общественным мнением, сдерживающей ролью государства и т.д.

На процесс формирования рынка труда на постсоветском пространстве сказалось отсутствие в СССР важнейших его элементов: субъектов, обладающих свободой выбора, рыночной инфраструктуры, соответствующего законодательства. В наследство от социализма стране достались глубокая структурная несбалансированность экономики, большая доля не нужных рынку предприятий, резкое сокращение которых могло бы вызвать обвальную безработицу.

К середине 1990-х гг. рынок труда в России в основных чертах сформировался. Именно он стал осуществлять размещение работников по рабочим местам, а цена на труд приобрела рыночный характер. Выросла текучесть кадров, отражая рост трудовой мобильности, развивались региональные рынки труда с разными уровнями доходов и занятости.

Развитие рыночных отношений привело к появлению новых форм экономической активности населения, таких как:

Происходили значительные изменения в структуре собственности. Значительно выросла доля приватизированных и частных предприятий, что значительно изменило структуру занятости работоспособного населения. Так, если в 1980 году основным работодателем выступало государство (90% населения трудилось на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности), то к 2006 году на государственных предприятиях трудилось 33% трудоспособного населения РФ, тогда как на частных предприятиях трудилось 55% населения.

Формирующийся рынок труда, растущая безработица – новые для нашего общества процессы. Развитие рынка труда и занятости в России и ее регионах характеризуется рядом противоречивых тенденций:

1. снижение численности занятых в экономике и реальный рост теневой и вторичной занятости;

2. формальное отсутствие массовой безработицы наряду с высокими показателями скрытой и частичной безработицы.

Отличительной особенностью российского рынка труда является то, что значительная часть работодателей, самозанятых и наемных работников действуют в режиме теневой экономической деятельности.

Теневая экономика – это неучтенная экономическая деятельность, в которую включаются:

Ø легальная экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой и не подвергающаяся налогообложению;

Ø противозаконная, преднамеренно скрываемая экономическая деятельность.

Теневая экономика вбирает значительную часть трудовых ресурсов населения страны (более 30% экономически активного населения страны). У теневой занятости имеются свои плюсы:

ü помогает ослабить социальную напряженность, связанную с безработицей, низкими доходами от легальной деятельности;

ü способствует росту производства востребованных обществом товаров и услуг.

Неформальный сектор не является частью криминальной или нелегальной экономики и не включает занятых запрещенной деятельностью (контрабанда, производство и распространение наркотиков и т.д.), а также тех, кто работает без регистрации. Он включает самозанятых и работающих по найму у физических лиц. В неформальном секторе можно выделить три типа занятости по степени юридической оформленности отношений найма:

1. квазиформальный наем – контракт заключается для видимости, для проверяющих инстанций; он не защищает работника, не дает ему ни легального статуса, не предусмотренных законодательством льгот и гарантий;

2. неформальный наем – на основе устной договоренности, который особенно распространен в уличной рыночной торговле, в сфере индивидуальных услуг, при найме иммигрантов;

3. самостоятельная занятость – осуществляется в России преимущественно в неформальном секторе экономики.

Российской неформальной занятости присущи следующие особенности:

Ø деятельность в теневом режиме, увод доходов от налогообложения;

Ø ориентация преимущественно на сферу услуг, челночный бизнес, уличную торговлю;

Ø отсутствие отношений найма и активное вовлечение в деятельность членов семьи;

Ø сочетание самозанятости с другой работой, часто в государственном секторе;

Ø экономия на издержках: работа ведется в домашних условиях, используются ресурсы основного места работы, в сделках избегают посредников;

Ø целью деятельности является обеспечение приемлемого уровня жизни семьи, капитализация доходов обычно не осуществляется.

Исходя из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

Читать еще:  Примеры несостоятельности рынка

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции.

2. Легализация занятости.

3. Снижение скрытой безработицы.

4. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы.

5. Развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.

6. Содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу.

7. Создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

8. Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.

Исторически сложившийся российский менталитет, ориентированный на государственный патернализм в условиях широко распространенного администрирования и регламентирования, деформации в оплате труда работников привели к утрате стимулов трудовой активности и инициативы, одновременно снизив адаптационные способности работников. Безработица в России сопряжена с болезненной ломкой стереотипов, нередко приводящих индивида к жизненной драме. Острота ситуации связана еще и с тем, что для большей части населения активного возраста трудовой доход является единственным источником средств существования. Специфика российской ситуации состоит в значительном рассогласовании между острой необходимостью знаний о реальном социально-экономическом положении и поведении населения и медленно меняющейся системой государственной статистики. Острота социальных предпосылок и последствий экономических преобразований в России актуализирует необходимость всестороннего изучения способов адаптации населения, в том числе на региональном уровне.

Этапы развития и регулирование рынка труда.

Рынок труда прошел в своем развитии три этапа:

1) СВОБОДНЫЙ РЫНОК (Х1Х в. — 20-е гг. ХХ в.);

2) РЕГУЛИРУЕМЫЙ РЫНОК (30- середина 70-х гг.):

СУБЪЕКТЫ регулирования: профсоюзы, государство, монополии.

НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ регулирования: порядок найма и увольнения; размеры рабочего времени; заключение тарифных КОЛЛЕКТИВНЫХ договоров между профсоюзами и предпринимателями; размеры минимальной заработной платы; формы компенсации и индексирования; условия забастовочной борьбы; способы и размеры страхования по болезни, старости, безработице и др.;

Отметим, что в разных странах «работают» разные модели рынка наемного труда и применяются разные схемы и механизмы его регулирования. Социальные решения проблем занятости и безработицы предполагают:

— рациональное использование рабочей силы через банки данных о вакансиях и желающих их занять;

— системы поддержки временно неработающих: пособия, помощь, дотации и проч.;

— системы переподготовки и переквалификации работников;

— изменение систем организации производства, сокращение рабочего времени и др.

3) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (середина 70-х гг. ХХ в. — до нашего времени) получили значительное развитие тенденции ДЕРЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Это требования неоконсервативных сил, которые видят в регулируемом рынке препятствие для дальнейшего эффективного развития капиталистической экономики. Дерегулирование рынка труда предполагает :

а) переход от жесткой системы заключения трудовых коллективных договоров к индивидуальным трудовым договорам; свободный выбор не только места работы, но и формы занятости, продолжительности рабочего времени, форм социального обеспечения;

б) отмену системы длительных трудовых связей между предпринимателем и наемным работником (ФЛЕКСИБИЛИЗАЦИЯ);

в) применение ЧАСТИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ГИБКИХ ГРАФИКОВ РАБОТЫ, НАДОМНОГО ТРУДА;

г) «ПАРЦЕЛЛЯРИЗАЦИЮ» (ДРОБЛЕНИЕ) предприятий на более мелкие, формально самостоятельные и получение налоговых и прочих льгот.

БЕЗРАБОТИЦА— важнейшая характеристика рынка наемного труда.

ТЕХНИЧЕСКИ условие для высвобождения работников из производства создает переход от экстенсивного к интенсивному типу развития производства, рост технической оснащенности и производительности труда, приводящие к непосредственной экономии живого труда.

Но действительная причина существования относительно (по сравнению с потребностями производства в средствах производства) избыточного рабочего населения коренится в СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, В ГОСПОДСТВУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯХ СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА (высвобождающийся из производства СОБСТВЕННИК средств производства безработным не становится!), а также В СПЕЦИФИКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА и восстановления на нем равновесия между спросом и предложением труда.

Разные экономические школы имеют отличные друг от друга точки зрения на причины и сущность безработицы:

1. КЛАССИЧЕСКАЯ школа считает, что безработица возникает на рынке как следствие слишком высокой заработной платы, уровень которой превышает равновесный между спросом и предложением труда. А так как рынок труда негибок и инерционен, мгновенное установление равновесного соотношения спроса и предложения труда на нем затруднительно. В результате предложение труда больше спроса на труд. Возникает излишек — безработица. «Лекарство» от нее — снижение ставки заработной платы до равновесного уровня — вырабатывается самим рынком в процессе естественной самонастройки. Безработица снижается до так называемого «естественного» уровня (3 — 5%) и серьезной проблемы для экономики не составляет. Государственного вмешательства в этот процесс не требуется.

2. КЕЙНСЕНИАНСКАЯ школа полагает, что безработица возникает как следствие слишком низкого СПРОСА и представляет серьезную проблему для функционирования рынка, который сам не может достичь равновесного состояния. Поэтому требуется активное вмешательство ГОСУДАРСТВА в виде стимулирования спроса на макроэкономическом уровне и финансовая экспансия.

3. К. МАРКС, формулируя «капиталистический закон народонаселения», считал, что рабочее население, производя накопление капитала, тем самым производит условия, делающие его (рабочее население) относительно избыточным: с ростом размеров капитала его доля, затрачиваемая на покупку средств производства, растет быстрее, чем доля, авансируемая на наем рабочей силы. Следовательно, потребность в дополнительной рабочей силе ОТНОСИТЕЛЬНО снижается. Это и приводит к образованию резервной армия труда, то есть, к безработице.

4. Монетаристы видят основную причину безработицы в чрезмерном влиянии государственных институтов на рынок труда и в недостаточной информации о его параметрах.

Безработица может существовать в разных формах:

Наличие в условиях рынка труда той или иной формы безработицы порождает проблему «полной занятости». Полная занятость не тождественна занятости поголовной и предполагает достаточность рабочих мест для экономически активного населения. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ — это занятость при наличии «естественного уровня безработицы», формируемого пульсирующей и структурной безработицей.

Лучше усвоить отличия понятий «занятый на рынке труда», «незанятый на рынке труда» и «безработный» Вам поможет схема потоков на рынке труда (См. схему 4).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector