Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная политика регулирования рынка труда

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения;

Государство проводит политику занятости, корректирует траекторию рынка труда и обеспечивает социальную защиту населения, а также выступает в роли работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего важные общегосударственные программы и проекты.

Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий формирования рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Главная цель регулирования рынка труда – достижение полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда и занятости населения являются:

— содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

— обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

— обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;

— содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Технологии регулирования предусматривают методы не только прямого, но и преимущественно косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование реализации специальных программ по созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению безработных и другие меры.

К методам косвенного воздействия относится государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов.

Все мероприятия по регулированию рынка труда можно условно сгруппировать в три блока.

Первый блок включает законодательство, определяющее правила поведения основных субъектов рынка труда и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой.

Второй блок включает всю функциональную деятельность службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест.

Третий блок включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных, обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, дискриминации.

Технология мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда включает:

— определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

— определение профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов;

— прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;

— формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости.

Новая концепция государственной политики занятости предусматривает передачу некоторых федеральных полномочий по содействию занятости населения на региональный уровень, поэтому именно здесь эффективно апробируются и реализовываются передовые технологии и механизмы регулирования рынка труда.

Важнейшим инструментом регулирования рынка труда и занятости являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры воздействуют как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос – непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места.

В настоящее время сложились следующие основные направления регулирования занятости и регионального рынка труда:

— предотвращение массовых высвобождений и увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест;

— достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, минимизация последствий массовой безработицы в регионах;

— развитие кадрового потенциала путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— наращивание объемов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, потерявших работу, повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

— наращивание перечня и объемов общественных работ;

— реализация программ обеспечения рациональной структуры занятости.

Успех деятельности по регулированию рынка труда во многом зависит от использования механизмов и технологий активных действий на рынке труда. В этих целях успешно применяется «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными», ориентированная на использование автоматизированных рабочих мест информационно-справочной системы «Занятость».

Технология работ по профессиональной ориентации включает услуги по профессиональному информированию, консультированию, отбору, психологической поддержке, профессиональной адаптации.

Технология организации профессионального обучения безработных включает следующие взаимосвязанные единой целью компоненты:

— анализ состояния и прогнозных характеристик рынка труда, потребностей экономики регионов и конкретных предприятий и организаций в рабочей силе;

— определение численности безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;

— выбор на конкурсной основе образовательных учреждений и заключение договоров на обучение безработных;

— разработка региональных программ профессионального обучения различных социально-демографических групп незанятого населения;

— определение условий и порядка направления безработных граждан на учебу (стипендии, социальные выплаты, проживание), расчет финансовых средств, необходимых для профессионального обучения;

— определение контингента безработных, нуждающихся в психологической поддержке и дополнительных гарантиях содействия занятости;

— учебно-методическое обеспечение профессионального обучения;

— заключение договоров между службами занятости, образовательными учреждениями, работодателями и гражданами, направляемыми на обучение;

— осуществление мониторинга профессионального обучения.

Особую актуальность приобретают также технологии: обучения безработных граждан предпринимательству; проведения общественных работ; повышения потенциала трудоустройства и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям; временного трудоустройства подростков и незанятого населения.

Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных технологий профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.

Государственное регулирование рынка труда

Основные цели государственного регулирования рынка труда:

1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы.

2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике.

Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

· достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду.

· формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов.

· интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.

2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.

Читать еще:  Черный рынок доллара за гривны

К основным формам активной политики относятся:

· стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест;

· организация переобучения и переквалификации безработных;

· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

· содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости;

· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.;

· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

· создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики:

· регистрация лиц, ищущих работу,

· определение пособия по безработице,

· организация системы его предоставления,

· осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).

Классификация методов государственного регулирования рынка труда:

I. По форме воздействия:

1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников,

2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов:

Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного — на спрос.

II. По характеру воздействия:

4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).

III. По содержанию:

2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству).

3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование.

Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.

Инфляция

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.

Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)

Р-1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)

Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.

Государственная политика регулирования рынка труда

Учебный портал

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 5 Макроэкономическое неравновесие » 5.4 Государственное регулирование рынка труда

5.4 Государственное регулирование рынка труда

Государство может проводить на рынке труда политику двух типов — пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.

Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя — потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать половозрастную структуру занятых, незанятых и безработных граждан, средний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уровень их квалификации, доход семьи, получаемый от работы по найму, самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также развитие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимателей, трудящихся, профсоюзов). Важная задача государства — обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Когда мы говорим о государственном регулировании рынка труда, то имеем в виду мероприятия, оказывающие влияние на внешний рынок труда. Эти мероприятия являются совокупностью экономических, административных, организационных, законодательных и других мер воздействия на рынок труда. Основные цели государственного регулирования рынка труда заключается в наиболее быстром вовлечении безработных в процесс трудовой деятельности, предоставлении рабочих мест каждому желающему стимулировании структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников. Основными направлениями этой деятельности являются социальная поддержка незанятых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспечения, а также трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров.

Рынок труда в России характеризуется низким уровнем цены рабочей силы, тем более что в большинстве регионов страны оплата труда крайне низка и находится в большом отрыве от ее реальной стоимости. Региональные различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов и спецификой предприятий (стратегически важные объекты, убыточные предприятия, новые перспективные организации), так и климатическими условиями, наличием сырьевых запасов и другими факторами. Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой — происходит перенакопление персонала на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на персонал приводит к дефициту труда.

Читать еще:  Участники срочного рынка

Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала, что вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегию и тактику механизма регулирования российского рынка труда. В реальной экономике формирование и динамика рынка труда подвержены влиянию следующих факторов:

1) фактор, воздействующий на спрос рабочей силы, включает в себя состояние экономической конъюнктуры рынка и влияние научно-технического прогресса. Ранее мы уже говорили о том, что интенсивное развитие НТП одновременно с увеличением производительности труда приводит к увеличению безработицы, особенно среди низкоквалифицированных профессий, т.е. превышению предложения над спросом рабочей силы;

2) фактор, воздействующий на предложение рабочей силы, включает в себя демографические процессы, мотивационные личностные потребности, миграционные процессы (о которых упоминалось выше) и особенности трудовой экономической активности социально-демографических групп населения;

3) фактор, воздействующий на формирование и функционирование рынка труда, включает в себя развитие инфраструктуры рынка труда (создание новых рабочих мест) и деятельность государственных органов по его регулированию.

Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т.д. В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.

По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулирования. К первой группе относят государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии. Ко второй группе относятся такие меры, как регулирование демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде.

По характеру воздействия регулирующие меры делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению.

По содержанию регулирующие меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные — направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов государственной политики; социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.

Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.

На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане. И этим пользуются недобросовестные лица, склонные к мошенничеству. В качестве иллюстрации приведем следующий пример.

Один из студентов дневного отделения государственного вуза, расположенного в г. Москве, в 2002 г. пришел в государственную службу занятости по месту своего жительства. Представив аттестат зрелости, он написал заявление, что он нигде не учится, не работает и желает получить профессию водителя. Доверчивые и сострадательные сотрудники центра занятости определили молодого человека (кстати, получающего от государства стипендию, хотя и невысокую) на курсы вождения автомобиля и стали выплачивать ему пособие по безработице в размере двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). После окончания курсов студент сдал экзамены, получил водительские права и был направлен на работу на те предприятия, которые подавали заявки в службу занятости о вакансиях водителей. Трижды отказавшись от работы водителя и принеся в службу занятости отказ от работодателей в письменном виде, что, по-видимому, соответствовало не только его желанию, но и желанию работодателей, он был лишен пособия по безработице на месячный срок. После чего он снова стал получать пособие и был отправлен, опять-таки по его желанию, на трехмесячные курсы оператора ЭВМ. Затем история снова повторилась. Когда его спросили, в институте один ли он такой, студент ответил, что очень многие зарегистрированные в службе занятости люди просто пользуются возможностью даром получить блага от государства. Конечно, материальное положение студентов трудное, стипендия у них очень маленькая и прожить на нее невозможно. Но большинство студентов стремятся занять активную жизненную позицию и уже в студенческие годы работать в соответствии с выбранной ими специальностью, по которой они обучаются. Этот же человек предпочел получать пускай небольшие деньги, но таким способом, права на который он не имеет, так как является студентом очного отделения вуза.

Этот пример приведен для того, чтобы показать, что государственная политика в вопросах регулирования рынка труда не всегда эффективна.

Если бы существовала локальная (в рамках региона) база данных хотя бы выпускников школ и колледжей, т.е. лиц, впервые вступивших на рынок труда, по которой представители различных ведомств, в том числе и центров занятости, военкоматов, органов внутренних дел, могли бы отслеживать занятость молодых людей, то подобная ситуация, приводящая к нецелевому использованию государственных финансовых средств, была бы невозможна. При этом необходимо в законодательном порядке определить, что любые предприятия или вузы, принимающие на работу (учебу) таких лиц, военкоматы, призывающие молодых людей на военную службу, должны подавать на них сведения в территориальную службу занятости, а та в свою очередь рассылать эти сведения по центрам, находящимся по месту регистрации данных лиц. Собственно говоря, такая система действует в налогообложении. Предприятия подают декларацию о начислении и уплате НДФЛ на своих работников за прошедший год в налоговую инспекцию, к которой предприятие относится в соответствии со своим юридическим адресом, а та рассылает эти сведения инспекциям по месту регистрации работников.

Читать еще:  Фин рынок это

Такую же систему следует ввести для учета и контроля занятости не только молодых людей, а в перспективе и для всех лиц трудоспособного возраста. Наряду с этим надо в законодательном порядке обязать работодателей, подающих заявки об имеющихся у них вакансиях, принимать на работу лиц, направляемых службой занятости. По сути дела, это другая сторона медали — предприятия делают вид, что сотрудничают с органами регулирования занятости, получают от них какие-либо льготы, но не выполняют своих обязательств.

Эту ситуацию необходимо в корне переломить, иначе говорить о повышении эффективности экономики труда невозможно. Совершенствование рыночных отношений в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда. В российских условиях необходим переход от преимущественно пассивной политики государства на рынке труда, проводимой в настоящее время, к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения;

Государство проводит политику занятости, корректирует траекторию рынка труда и обеспечивает социальную защиту населения, а также выступает в роли работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего важные общегосударственные программы и проекты.

Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий формирования рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Главная цель регулирования рынка труда – достижение полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда и занятости населения являются:

— содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

— обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

— обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;

— содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Технологии регулирования предусматривают методы не только прямого, но и преимущественно косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование реализации специальных программ по созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению безработных и другие меры.

К методам косвенного воздействия относится государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов.

Все мероприятия по регулированию рынка труда можно условно сгруппировать в три блока.

Первый блок включает законодательство, определяющее правила поведения основных субъектов рынка труда и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой.

Второй блок включает всю функциональную деятельность службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест.

Третий блок включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных, обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, дискриминации.

Технология мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда включает:

— определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

— определение профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов;

— прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;

— формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости.

Новая концепция государственной политики занятости предусматривает передачу некоторых федеральных полномочий по содействию занятости населения на региональный уровень, поэтому именно здесь эффективно апробируются и реализовываются передовые технологии и механизмы регулирования рынка труда.

Важнейшим инструментом регулирования рынка труда и занятости являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры воздействуют как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос – непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места.

В настоящее время сложились следующие основные направления регулирования занятости и регионального рынка труда:

— предотвращение массовых высвобождений и увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест;

— достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, минимизация последствий массовой безработицы в регионах;

— развитие кадрового потенциала путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— наращивание объемов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, потерявших работу, повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

— наращивание перечня и объемов общественных работ;

— реализация программ обеспечения рациональной структуры занятости.

Успех деятельности по регулированию рынка труда во многом зависит от использования механизмов и технологий активных действий на рынке труда. В этих целях успешно применяется «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными», ориентированная на использование автоматизированных рабочих мест информационно-справочной системы «Занятость».

Технология работ по профессиональной ориентации включает услуги по профессиональному информированию, консультированию, отбору, психологической поддержке, профессиональной адаптации.

Технология организации профессионального обучения безработных включает следующие взаимосвязанные единой целью компоненты:

— анализ состояния и прогнозных характеристик рынка труда, потребностей экономики регионов и конкретных предприятий и организаций в рабочей силе;

— определение численности безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;

— выбор на конкурсной основе образовательных учреждений и заключение договоров на обучение безработных;

— разработка региональных программ профессионального обучения различных социально-демографических групп незанятого населения;

— определение условий и порядка направления безработных граждан на учебу (стипендии, социальные выплаты, проживание), расчет финансовых средств, необходимых для профессионального обучения;

— определение контингента безработных, нуждающихся в психологической поддержке и дополнительных гарантиях содействия занятости;

— учебно-методическое обеспечение профессионального обучения;

— заключение договоров между службами занятости, образовательными учреждениями, работодателями и гражданами, направляемыми на обучение;

— осуществление мониторинга профессионального обучения.

Особую актуальность приобретают также технологии: обучения безработных граждан предпринимательству; проведения общественных работ; повышения потенциала трудоустройства и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям; временного трудоустройства подростков и незанятого населения.

Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных технологий профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector