Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование рынка труда и занятости

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения;

Государство проводит политику занятости, корректирует траекторию рынка труда и обеспечивает социальную защиту населения, а также выступает в роли работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего важные общегосударственные программы и проекты.

Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий формирования рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Главная цель регулирования рынка труда – достижение полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда и занятости населения являются:

— содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

— обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

— обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;

— содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Технологии регулирования предусматривают методы не только прямого, но и преимущественно косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование реализации специальных программ по созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению безработных и другие меры.

К методам косвенного воздействия относится государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов.

Все мероприятия по регулированию рынка труда можно условно сгруппировать в три блока.

Первый блок включает законодательство, определяющее правила поведения основных субъектов рынка труда и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой.

Второй блок включает всю функциональную деятельность службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест.

Третий блок включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных, обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, дискриминации.

Технология мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда включает:

— определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

— определение профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов;

— прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;

— формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости.

Новая концепция государственной политики занятости предусматривает передачу некоторых федеральных полномочий по содействию занятости населения на региональный уровень, поэтому именно здесь эффективно апробируются и реализовываются передовые технологии и механизмы регулирования рынка труда.

Важнейшим инструментом регулирования рынка труда и занятости являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры воздействуют как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос – непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места.

В настоящее время сложились следующие основные направления регулирования занятости и регионального рынка труда:

— предотвращение массовых высвобождений и увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест;

— достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, минимизация последствий массовой безработицы в регионах;

— развитие кадрового потенциала путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— наращивание объемов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, потерявших работу, повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

— наращивание перечня и объемов общественных работ;

— реализация программ обеспечения рациональной структуры занятости.

Успех деятельности по регулированию рынка труда во многом зависит от использования механизмов и технологий активных действий на рынке труда. В этих целях успешно применяется «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными», ориентированная на использование автоматизированных рабочих мест информационно-справочной системы «Занятость».

Технология работ по профессиональной ориентации включает услуги по профессиональному информированию, консультированию, отбору, психологической поддержке, профессиональной адаптации.

Технология организации профессионального обучения безработных включает следующие взаимосвязанные единой целью компоненты:

— анализ состояния и прогнозных характеристик рынка труда, потребностей экономики регионов и конкретных предприятий и организаций в рабочей силе;

— определение численности безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;

— выбор на конкурсной основе образовательных учреждений и заключение договоров на обучение безработных;

— разработка региональных программ профессионального обучения различных социально-демографических групп незанятого населения;

— определение условий и порядка направления безработных граждан на учебу (стипендии, социальные выплаты, проживание), расчет финансовых средств, необходимых для профессионального обучения;

— определение контингента безработных, нуждающихся в психологической поддержке и дополнительных гарантиях содействия занятости;

— учебно-методическое обеспечение профессионального обучения;

— заключение договоров между службами занятости, образовательными учреждениями, работодателями и гражданами, направляемыми на обучение;

Читать еще:  Реализация на рынке

— осуществление мониторинга профессионального обучения.

Особую актуальность приобретают также технологии: обучения безработных граждан предпринимательству; проведения общественных работ; повышения потенциала трудоустройства и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям; временного трудоустройства подростков и незанятого населения.

Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных технологий профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.

Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Государственное регулирование занятости населения в Российской Федерации

экономические науки

  • Васильева Яна Вадимовна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский Филиал Башкирский государственный университет
  • МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
  • ГОСУДАРСТВО
  • ТРУДОУСТРОЙСТВО
  • ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Похожие материалы

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.

Государственная политика занятости выражает конституционные права граждан демократического государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Государство не должно возлагать свое обязательство по формированию системы занятости населения на частный сектор экономики, а именно на малый, средний и крупный бизнес. Оно должно отвечать потребностям людей в сфере занятости, а также требованиям рыночной экономики, государство должно помогать в достижении баланса по предложению рабочей силы и рабочих мест, совершенствованию трудовой и интеллектуальной деятельности, а также государственными усилиями должно улучшаться вся система обучения и переквалификация трудовых ресурсов в сфере занятости.

Читать еще:  Формирование спроса на рынке труда

Говоря о политике в сфере труда, отметим, что она должна решать определенные задачи, связанные с ликвидацией возникших дисбалансов и диспропорций в сфере занятости в процессе функционирования рыночной экономики. Её основной задачей является минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

Государственное регулирование занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание.

По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.

Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.

По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:

  1. Законодательно-правовые.
  2. Социально-экономические.
  3. Административно-организационные.

В последнее время некоторые экономисты в качестве самостоятельной формы стали выделять социально-психологические методы.

Наиболее важным является законодательное регулирование занятости населения. Оно включает регламентацию отношений между работодателями и работниками по поводу найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закрепления в законодательном порядке организационных форм обеспечения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления различных уровней, предусматривает установление правового положения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения. Законодательное регулирование, прежде всего, основано на Конституции РФ, которая юридически закрепляет право граждан на труд, выбор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регулирования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законодательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения. Основным законодательным актом по регулированию занятости населения выступает закон «О занятости населения в РФ».

Центральное место в системе государственного регулирования принадлежит экономическим методам, которые реализуются через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др.

Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отношений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективности занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую стабильность экономической среды, активизацию структурной перестройки производства и стимулирующую расширение малого предпринимательства. Экономическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.

Оно включает следующие элементы:

  • Инвестирование в экономику и человеческий капитал, направление капитальных вложений для расширения сферы приложения-труда в приоритетных ее отраслях;
  • Совершенствование налоговой политики, разработка системы льгот в целях расширения хозяйственной деятельности и занятости населения;
  • Льготное кредитование субъектов хозяйствования для стимулирования создания новых рабочих мест;
  • Трансформация форм собственности на основе разгосударствления и приватизации предприятий;
  • Создание рыночной инфраструктуры;
  • Реформирование системы оплаты труда в направлении усиления ее воспроизводственной и стимулирующей функций;
  • Устранение резкой дифференциации в доходах и повышение уровня социального обеспечения различных категорий населения.

Социальные механизмы государственного управления направлены на формирование системы защиты трудовых прав граждан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального партнерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы страхования от безработицы.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».
  3. Гусов А.Ю. Занятость как социально-правовое явление // Труд и социальные отношения. — 2015. — № 1. — С. 110-114.
  4. Жеребин В.М. Модернизация экономики и занятость населения // Вопросы статистики. — 2015. — № 10. — С. 19-30.
  5. Кривошеев В.М. Проблемы эффективной занятости при переходе к экономике инноваций // Человек и труд. — 2013. — № 7. — С. 29-31.
  6. Нестерова А. Рынки труда в условиях экономического кризиса: варианты политики занятости // Журнал международного права и международных отношений. — 2012. — № 1. — С. 94-99.
  7. Низова Л.М. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Журнал экономической теории. — 2014. — № 4. — С. 125-133.
  8. Панкратов П.Б. Государственная политика в сфере труда и занятости населения // Экономика и управление. — 2013. — № 11. — С. 47-52.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Читать еще:  Конъюнктура товарного рынка

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

15. Регулирование рынка труда и служба занятости

15. Регулирование рынка труда и служба занятости

Регулирование рынка труда является одной из основных задач социальной и экономической политики страны. Цель системы регулирования рынка труда заключается в постоянном обеспечении спроса на труд и соответствия структуры предложения труда и структуры спроса на труд, т. е. необходимо разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий, направленных на актуализацию структуры рабочей силы имеющейся структуре рабочих мест. В России регулирование рынка труда осуществляется государственными органами исполнительной власти: Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством финансов, Федеральной миграционной службой, Федеральной службой по труду и занятости и иными министерствами и ведомствами. Непосредственно регулирование рынка труда через регулирование занятостью населения осуществляется Федеральной службой занятости. Федеральная служба занятости включает в себя центральный аппарат, региональные службы занятости, местные центры занятости населения. Центральным аппаратом формируются основные цели, задачи и направления работы по регулированию рынка труда. Региональные службы занятости формируют свою деятельность с учетом вышестоящих указаний и разрабатывают на их основе предписывающие документы для местных (территориальных) центров (служб) занятости населения. Непосредственно на местах существуют местные органы занятости населения, которые и проводят основную работу с лицами, осуществляющими поиск работы, и предприятиями, готовыми предоставить им вакантные места.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Регулирование и развитие рынка платежных карт Украины

Регулирование и развитие рынка платежных карт Украины Рынок банковских платежных карт является одним из наиболее технологичных и динамичных рынков, который в течение последних нескольких лет демонстрирует уверенный рост.В карточный бизнес стремится инвестировать

16. Содержание и задачи статистики рынка труда

16. Содержание и задачи статистики рынка труда Статистика рынка труда изучает вопросы, связанные с составом и численностью трудовых ресурсов, экономической активностью населения, занятостью и безработицей, изучает уровень и динамику оплаты труда, дифференциацию

Тема 19 ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ: РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА

Тема 19 ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ: РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА 19.1. Социально-экономическая характеристика рабочей силы. Рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческий капиталПриступая к рассмотрению проблемы трудовых ресурсов, необходимо рассмотреть связанные с использованием

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

4. Государственное регулирование рынка труда

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

22. Рынок труда и его регулирование

22. Рынок труда и его регулирование Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной

5.6. Антикризисное регулирование лизингового рынка

5.6. Антикризисное регулирование лизингового рынка Значительные изменения наблюдаются в разных областях экономики за последние два кризисных года. Не является исключением и состояние российского лизингового рынка, динамика которого, по оценкам экспертов, особенно

Вопрос 15. Статистика рынка труда. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Вопрос 15. Статистика рынка труда. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) В составе статистики рынка труда выделяют следующие подразделы:1) статистика экономически активного населения;2) статистика занятости и безработицы;3) статистика рабочего времени;4) статистика

ПОСРЕДНИКИ РЫНКА ТРУДА

ПОСРЕДНИКИ РЫНКА ТРУДА Может быть, в первую очередь следует разделить всех посредников рынка труда на три большие группы: государственные службы, коммерческие биржи и рекрутеры. Первые бесплатны для соискателей и работодателей, вторые платны для тех и других, третьи

1.1 Государственное регулирование оплаты труда в европейских странах

1.1 Государственное регулирование оплаты труда в европейских странах Правовые и законодательные акты европейских стран, регулирующие оплату труда, носят, главным образом, локальный характер. Ими устанавливаются ставки и оклады заработной платы, регламентируются формы и

УСЛОВИЯ РЫНКА ТРУДА

УСЛОВИЯ РЫНКА ТРУДА Для найма необходимых людей будут использоваться рынки труда, на которых действует данная организация, и это могут быть, во-первых, внутренние рынки труда – создание резерва и перемещение людей внутри организации (сотрудников можно повышать, обучать

Служба персонала

Служба персонала Здесь возможен широкий спектр стилей, поскольку функции этого подразделения в разных организациях весьма разнообразны. Самой важной функцией службы персонала обычно служит (I), но какая функция стоит на втором месте, понятно не всегда. Если

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 23.1. Понятие и субъекты рынка ценных бумаг В настоящее время отношения связанные с обращением ценных бумаг, урегулированы следующими актами:Федеральный закон «Об акционерных обществах»;Федеральный закон от 22 апреля

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Субъектом, осуществляющим вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги с целью получения прибыли и иного

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector