Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование рынка

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, ценадля покупателей повысится с Р — до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР — . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP — , а взнос покупателей – P + ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р — будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1(рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р — , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Читать еще:  Продавщица на рынке

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QЕ. В первом случае будет продано Q?q единиц блага, во втором – Q?s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка

Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Государственное регулирование рынка

Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент. Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

  • выполнение только в соответствии с законодательством;
  • отсутствие монополии;
  • обязательное лицензирование деятельности;
  • контроль транзакций посредников;
  • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

Основные задачи и механизм регулирования

В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

  • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
  • Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).
Читать еще:  Принципы рынка труда

Регулирование рынка в РФ

Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

  • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
  • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.
  • Центробанк. Устанавливает правила ведения финансовых транзакций. Контролирует все виды валютных и кредитных операций.

Гарант финансовых инвестиций

Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.

Государственное регулирование рынка

Государственное регулирование рынка используется для контроля экономических процессов и их адаптации к рыночной ситуации.

Государственные органы регулируют:

  • распределение полученных доходов;
  • соотношение предложения и спроса.

Методы регулирования

В прошлом столетии большинство стран мира активно разрабатывали свои собственные методы регулирования рынка. Некоторые из них добились весомых успехов на этом поприще (например, Южная Корея, Германия, Япония), другие же, наоборот, избрали неверные способы, что привело к замедлению темпов роста национального рынка (Бразилия, Индия). В целом, на данный момент существует 2 наиболее эффективных метода регулирования рынка со стороны государства:

  • косвенного воздействия. Включает в себя установление норм амортизации, регулирование государственных расходов, объема денежного оборота и государственных инвестиций, модернизацию существующей налоговой системы. Основным механизмом при этом можно считать осуществление грамотной монетарной и фискальной политики. Благодаря такому методу государство может достичь оптимального баланса между спросом и предложением, а также снизить темпы роста цен на рынке;
  • прямого воздействия. С его помощью государство воздействует на национальный рынок непосредственно. Основным механизмом при этом выступает правовое регулирование всех взаимоотношений, сложившихся на рынке. Инструментами метода прямого воздействия можно считать устанавливаемые в централизованном порядке цены, лицензирование, осуществление мероприятий в рамках различных программ, направленных на поддержку производителей, практику государственных заказов, разработку различных нормативно-правовых актов.

Методы госрегулирования рынка классифицируют в зависимости от средств влияния на следующие отношения:

  • правовые — представляют собой систему законов и других нормативно-правовых актов, с помощью которой регламентируется деятельность различных субъектов хозяйствования;
  • административные — с целью защиты общества и окружающей среды регулируют определенные виды хозяйственной деятельности;
  • экономические — заключаются в разработке и внедрении в практику мощных материальных стимулов, которые оказывают существенное влияние на поведение хозяйственных субъектов;
  • морально-этические — для достижения поставленных целей в сфере регулирования рынка государство обращается к чести, достоинству и другим общечеловеческим качествам предпринимателей и наемных работников.

Закономерности

Реализованное на практике государственное регулирование рынка демонстрирует, что для него характерен ряд любопытных закономерностей:

  • Государственное регулирование способствует перенаправлению имеющихся у субъектов хозяйствования материальных ресурсов в наиболее перспективные и рентабельные сферы, что в дальнейшем приводит к общему подъему экономики страны.
  • Социализация результатов хозяйственной деятельности практически всегда приводит к ухудшению показателей производительности и «паразитированию» наименее продуктивной части сотрудников.
  • Чрезмерная опека определенного сегмента экономики или предприятия всегда приводит к нарушению баланса и в среднесрочной перспективе может привести к возникновению серьезных проблем в инвестиционной и денежно-кредитной политике государства.
  • Резкая смена методов госрегулирования в долгосрочной перспективе приводит к негативным последствиям в сфере национальной экономики.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, ценадля покупателей повысится с Р — до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР — . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP — , а взнос покупателей – P + ACP1.

Читать еще:  Позиционирование торговой марки на рынке

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р — будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1(рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р — , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QЕ. В первом случае будет продано Q?q единиц блага, во втором – Q?s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector