Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Институты рынка труда

Институты рынка труда, их роль и структура

Рынок труда — это система общественных отношений и согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы. За этим простым определением рынка труда скрывается групповая интегрированность и трудовая мотивация в системе квалификации и содержательности труда работников, социально-трудовая структура и трансформация социально-трудовых отношений.

Рынок труда как социальный институт общества — это место пересечения экономических и социальных интересов и функций, соизмеритель в трансформации социальной структуры общества.

В России существует множество институтов рынка труда – биржа труда, службы занятости населения, профсоюзы, союзы предпринимателей, службы подготовки кадров, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и т.д. и соответствующие органы управления – но не все они работают слажено и эффективно. В современном обществе действует тенденция институционализации экономической среды: усиления воздействия старых и возникновение новых продуктивных институтов, определяющих процессы труда и отношения занятости населения, уничтожение неформальных, недействующих институтов.

Основополагающей целью функционирования практически всех институтов рынка труда на данный момент является преодоление безработицы и поддержание стабильного высокого уровня занятости населения.

Под институтами в современной теории понимают правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки которые организуют взаимоотношения между людьми, институты включают в себя систему механизма обеспечивающих выполнение правил игры.

Подобные институты организуют повседневную жизнь, создают структуру побудительных мотивов, уменьшают неопределенность.

Институты рынка труда представляют собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, учреждений и механизмов, определяющих поведение субъектов рынка труда.. Институты можно разделить на государственные и не государственные, формальные и не формальные.

К гос. институтам конституцию РФ, законодательное и правоохранительные органы, суд прокуратору, труд инспекцию, систему образования и переподготовке, службы занятости на федеральном региональном и местном уровне, органы соц.обеспечения.

К не государственным институтам относят профсоюзы, союзы предпринимателей, частные образовательные учреждения, частные посреднические организации и т.д.

Неформальные институты это традиции обычаи правила и нормы поведения этические нормы национальные местные или семейные традиции религиозные предписания привычки предубеждения и т.д.

— ориентация на мнение и поступки большинства

— деятельный оптимизм (по мнению Кейнса, это природное желание действовать )

— привычки (они позволяют экономить на издержках поисках и обработки информации)

— ограниченная рациональность (не нужно учитывать все имеющиеся ограничения и возможности варианты поведения рассматриваются лишь до тех пор пока не будет выбрать некий удовлетворительный вариант)

— обычаи ( в отличии от привычек носящий личностный характер обычаи являются результатом давления общества или соц.группы на решение людей)

— рутины (следования укоренившимся шаблонным правилам поведения, не требует принятия решений, поскольку является почти бессознательным)

1. Институты спецификация прав собственности на услуги труда.

На рынке труда не происходит смены собственника (владельца труда ) поэтому речь идут об использовании функционирующей рабочей силы и о нормах ( институтов) регулирующих этот процесс ( трудовое законодательство, норма и практика заключения труд контрактов, традиции и ценности, определяющие поведение участников труд соглашений при их заключении)

2. Институты контроля соблюдения труд соглашений, это труд инспекция и труд арбитраж частично профсоюзы, традиции и ценности, влияющие на поведение контрагентов после заключения труд контрактов.

3. Институты поиска контрагента (работы или работника), к ним относят гос. и негос. структуры труд посредничества, каналы информации, корпоративные и неформальные связи, образовательные сигналы на рынке труда, рекомендации, репутация.

4. Институты, влияющие на механизм функционирования рынка труда, прежде всего это институт конкуренции как на рынке труда, как и в целом в экономике страны. Нам механизм функционирования рынка влияют антимонопольная политика, факторы формирующие спрос на труд качества и престижность рабочих мест, механизмы реализации компенсационной разницы в оплате труда и т.д.

5. Институты, влияющие на качество рабочей силы и конкурентно способности работников, инвестиции в чел. капитал, система образования и рынок образовательных услуг, традиции и обычаи, (отношение к образованию, собственному здоровью). На конкурентноспособность влияют такие внерыночные факторы как, труд. дискриминация, труд. мобильность, трансляционные издержки на рынке труда.

6. Институты влияющие на труд активность граждан и предложение их труда (индивидуальная и совокупная), к ним относятся обязательная военная служба, пенсионная система, система мед. и соц. помощи населения, дом. хозяйство, традиции и ценности, труд, мораль.

7. Институты внутри фирменного административного распределения ресурсов — это правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда (крупных организаций) нормы, корпоративные традиции, на них оказывают косвенное влияние общество его традиции нравы, предубеждения, менталитет.

8. Институты соц. партнерства — это профсоюзы как коллективный институт заключения контракта и введение переговоров между работниками и работодателями , союзы предпринимателей, степень формализация данных институтов высока, что вместе с тем не всегда гарантирует их эффективность.

9. Институты гос. регулирования рынка труда компенсирующие провалы рынка с сфере труда (службы занятости, система страхования по безработице, органы контроля и т.д.).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

1.2 Институты рынка труда в современной экономике

Развитые и эффективно функционирующие институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений более определенной [4, С.124].

Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие. В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, регламентирующие взаимодействие индивидов и групп в социально-трудовой сфере (рис.1.1).

Рис. 1.1. Институты рынка труда

К формальным институтам, прежде всего, относятся законы и нормативные акты. Трудовым кодексом регламентируются условия найма, увольнения, оплаты труда, его дифференциации, демографические, гендерные и социальные аспекты трудовых отношений. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические, организационные основы развития рынка труда, его основных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на социальную защиту от безработицы. Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать необходимые решения по поводу ресурсов данного вида.

Читать еще:  Характеристика рынка сбыта продукции предприятия

Инструментом, который реализует «обмен правомочий», является контракт. Различают контракты явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные. Для того чтобы сократить издержки, связанные с невыполнением (не полным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического поведения, снизить риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами, необходимы определенные гарантии, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту. В связи с этим важную функциональную роль играют институты контроля за соблюдением контрактов на рынке труда, включая трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы. Не менее значимы институты посредничества и информационной поддержки контрагентов рынка труда. Они включают центры занятости, службы трудоустройства и информации населения, частные и государственные кадровые агентства и т.д. [4, С.123].

В системе формальных институтов, регулирующих рынок труда, институты государственного регулирования включают органы контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости населения и др. Государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной рабочей силы для работы на российских предприятиях. Государственное регулирование рынка труда возможно также путем установления размеров минимальной оплаты труда, индексации заработной платы с целью защиты ее от инфляции. Система мер, направленных на повышение эффективности институтов государственного регулирования рынка труда, предполагает формирование прочной правовой основы; совершенствование регулирования условий найма персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы с учетом стоимости жизни; улучшение системы нормирования труда, оптимизацию налогообложения. Государство выступает также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формирует спрос на труд через механизм государственных закупок товаров и услуг.

Институты социального партнерства в странах с развитой рыночной экономикой представляют эффективную систему регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Эффективные институциональные системы обеспечивают согласование интересов работника, работодателя, государства. В России в рамках социального партнерства для ведения переговоров и подготовки проектов соглашений на всех уровнях созданы региональные трехсторонние комиссии, трехсторонние или двухсторонние комиссии в городах и районах. Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Институты, влияющие на формирование человеческого капитала, качество рабочей силы и качество труда, конкурентные позиции работников на рынке труда имеют возрастающее значение в условиях инновационных стратегий развития регионов РФ.

Подытоживая, следует отметить, что развитие институтов рынка труда предполагает увеличение их видового многообразия, появления новых институтов, повышение эффективности функционирования уже существующих институтов, импорт институтов рынка труда на основе обобщения опыта экономического развития других государств, как правило, наиболее развитых.

1.3 Сущность занятости и безработицы как характеристик состояния

Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности, росте человеческого капитала. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой.

Изучение существующих трактовок занятости показало, что в основном исследователи при трактовке занятости исходят из трех базовых подходов, определяя ее как: систему отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности; деятельность, связанную с удовлетворением потребностей; характеристику состояния трудовых ресурсов с позиций их занятости в общественном производстве [19, С.12].

В целом занятость определяется как характеристика состояния рынка труда, раскрывающая состояние количественной и качественной балансировки между потребностью экономически активного населения и рабочими местами, при которой в процессе общественно полезной деятельности, направленной на удовлетворение личных (в том числе получение индивидуального дохода) и общественных потребностей создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.

Существуют понятия «полная занятость» и «частичная занятость». Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость — это возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является следствием безработицы.

Формирование и функционирование рынка труда сопровождается такими сложными социальными явлениями, как безработица.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособного населения) не занята полезным трудом [10, C.456].

В экономической литературе различают две формы безработицы: естественную и вынужденную.

Естественная безработица — это нормальное (естественное_ состояние рынка труда. Уровень естественной безработицы во многих странах принят в среднем 5-6%, хотя временами он может меняться.

Естественная безработица бывает трех видов: фрикционная, структурная, циклическая.

Фрикционная безработица (добровольная) обусловлена тем, что на рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

Структурная безработица вызывается избытком рабочей силы в одной отрасли и недостатком в другой. Структурными безработными становятся те, кто теряет квалификацию в результате внедрения новой техники и технологии или в связи с переходом с одной работы на другую в результате закрытия производства.

Циклическая безработица возникает в условиях спада производства, когда падает спрос на рабочую силу. Она снижается во время подъема экономики и увеличивается в периоды кризисов. При этом уровень безработицы может подниматься выше естественного уровня.

Вынужденная безработица — это вторая форма безработицы, когда ее уровень превышает естественный уровень. Главной причиной ее является конкуренция, в результате которой фирмы становятся банкротами, а рабочие пополняют ряды безработных [18, С.502].

Различают следующие виды вынужденной безработицы: технологическую, региональную, скрытую и сезонную.

Технологическая безработица обусловлена изменением спроса на рабочую силу под влиянием НТП. В результате внедрения новой техники и технологии рабочие становятся технологически лишними.

Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических особенностей регионов. Этот вид безработицы касается густонаселенных регионов страны, таких, как Средняя Азия. Решать ее должны на государственном уровне.

При скрытой безработице люди частично не работают, хотя официально считаются занятыми. Тем самым занижается уровень безработицы в стране.

Читать еще:  Гибкий рынок труда

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей. К ней относятся сельское хозяйство, строительство, промыслы, сфера услуг. Она возникает в определенное время года.

Следует различать также действительную и фиктивную безработицу. В первом случае трудоспособный и желает работать, но человек не может получить работу на рынке труда. Во втором случае человек не желает работать по тем или иным причинам.

Безработица может быть долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая, структурная и технологическая безработица, а к краткосрочной — сезонная, фрикционная и скрытая.

Таким образом, экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства. Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами. Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделять ее специфические виды

2. Анализ современного состояния рынка труда

Тема: система институтов рынка труда

ТЕМА: СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА

(THE SYSTEM OF LABOUR MARKET INSTITUTIONS)

(Naumenko Nataliya Vyacheslavovna)

(Islamutdinov Vadim Faruarovich)

Аннотация: Взаимоотношения на рынке труда складываются в упорядоченной институциональной системе, которую можно регулировать, контролировать, структурировать, обеспечивая его нормальное функционирование. При этом институты рынка труда взаимосвязаны между собой.

Abstract: the Relationships in the labour market are formed in an orderly institutional system, which can regulate, control, structure, ensuring its normal operation. The labour market institutions are interconnected among themselves.

Актуальность выбранной темы определяется ролью социально-экономических институтов, к которым относится рынок труда, в трансформации российского общества. Рынок труда является центральной категорией в социально-трудовых отношениях, функционирующий рынок труда, это не просто необходимый социальный институт, это условие, без которого свободная экономика просто невозможна.

Рынок труда — это система общественных отношений и согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы. За этим простым определением рынка труда скрывается объединение и трудовая мотивация в системе квалификации и содержательности труда работников, социально-трудовая структура и трансформация социально-трудовых отношений.

Рынок труда как социальный институт общества — это место пересечения экономических и социальных интересов и функций.

Первые шаги по созданию рынка труда в России свидетельствуют о том, что он находится в самом начале этого трудного и длительного процесса. Важно с самого начала создать надежный и вместе с тем эффективный механизм решения социально-экономических проблем.

Рынок труда представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов. Он функционирует как система общественных отношений, политических, правовых, социальных, экономических институтов, обеспечивающих нормальное воспроизводство и эффективное использование труда при соответствующем его качеству вознаграждении. Состав этих элементов и связи между ними характеризуют институты рынка труда.

Политические, правовые рыночные институты фиксируют обязательные параметры, которые должны быть учтены и соблюдены (например, минимальная заработная плата). Такие институты призваны обеспечивать порядок в экономике и государстве, солидарность и согласие в обществе. Как и в любых других социальных институтах, они образуют «правила игры» (устойчивый комплекс социально значимых функций), опирающиеся на рациональные формы согласования индивидуальных и коллективных действий, что и определяет их специфику.

Специфика институтов рынка труда проявляется в приоритетной направленности на:

· регулирование спроса и предложения услуг труда;

· регулирование социально-трудовых отношений (заключение договоров между работником и работодателем);

· хранение и переработка информации, характерной для рынка труда (вакансии, оклады, условия труда).

Главное экономическое свойство институтов рынка труда является их высокий «рекомбинационный потенциал», то есть потенциал изменчивости и приспособляемости в условиях динамично развивающегося рынка труда, позволяющий снижать величину трансакционных издержек. Однако ситуация неравновесного рынка труда с тенденцией нарушения баланса экономических интересов субъектов может служить причиной социально-трудовых конфликтов, как локальных, так и глобальных. Роль противовеса здесь выполняют институты государства и самоорганизации населения (семья, малый бизнес). [1]

Чтобы рынок труда был эффективным, ему требуется полный набор институтов. Поэтому действие экономических институтов необходимо дополняется политическими, правовыми и социальными институтами рынка (таблица 1).

Таблица 1 – Институты рынка труда

Лекція №5;

Роль институтов в функционировании рынка труда

Реальное функционирование рынка труда невозможно объяснить с помощью одного лишь формального сопоставления спроса на труд с его предложением в рамках неоклассической модели, тем более, что неравновесие на рынке труда является нормой, а совпадение спроса и ; предложения — редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние.

Во-первых, установление рыночного равновесия на рынке труда осложняется тем, что работники и рабочие места далеко не однородны. Рынок труда фактически распадается на локальные рынки однородного труда по видам деятельности, отраслям, профессиям, уровням квалификации работников, территориальному расположению. Комплекс локальных рынков можно рассматривать как единый рынок труда лишь при условии очень высокой трудовой мобильности населения и отсутствия издержек, связанных с перемещением между сегментами.

Во-вторых, на рынок, труда могут оказывать воздействие не только рыночные, но и внерыночные силы: профсоюзы, государство, которое может вводить минимальный уровень заработной платы, превышающий ее равновесное значение, трудовая дискриминация.

В-третьих, поведение участников рынка труда не всегда объяснимо с позиций полной рациональности. Даже если исходить из неукоснительного следования людей собственным интересам, обнаруживается, что в трудовых отношениях существует множество «сопутствующих обстоятельств», не укладывающихся в классическую модель рынка труда. Так, полезность работника для организации и для конкретного нанимателя (менеджера по персоналу, руководителя подразделения и т.п.) — далеко не всегда одно и то же. Не стоит забывать о проблеме несовпадения интересов менеджера и владельца (собственника) бизнеса. Кроме того, на отношение нанимателя к работнику влияют многие факторы объективного и субъективного характера. Например, продуктивность (полезность) работника для фирмы (в классической теории — МRРL) не известна заранее, да и впоследствии ее не всегда можно количественно измерить. Имеют значения и субъективные, в том числе личные, предпочтения нанимателя.

Следовательно, если теоретически рынок труда должен выявлять и исключать из сферы рыночных отношений некачественную рабочую силу, то на практике выбраковке могут подвергаться далеко не самые непродуктивные работники.

Огромную роль в функционировании рынка труда играют его институты.

Институты рынка труда(государственные и негосударственные; формальные и неформальные) представляют собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, учреждений и механизмов, определяющих функционирование рынка труда и поведение участников трудовых отношений. Без развитой системы институтов, защищающих права всех участников трудовых отношений (включая государство), современный рынок не может эффективно функционировать.

Читать еще:  Производитель на рынке

Институциональные функции, осуществляемые государственными организациями, реализуются законодательными и правоохранительными органами, трудовыми инспекциями, центрами занятости населения (основной элемент инфраструктуры рынка труда), органами социального обеспечения, Профсоюзы и союзы предпринимателей — институты хоть и негосударственные, но также формальные. К неформальным институтам, регулирующим трудовые отношения и определяющим поступки людей, можно отнести традиции, обычаи, правила и нормы поведения, привычки людей, их предубеждения и т.п.

В рамках институционального анализа выделяются следующие принципы поведения:

• ориентация на мнение и поступки большинства;

• деятельный оптимизм (по мнению Д. Кейнса, это природное желание действовать);

• привычки (позволяют экономить на издержках поиска и обработки информации);

• ограниченная рациональность (не нужно учитывать всех имеющихся ограничений и возможностей, варианты поведения рассматриваются лишь до тех пор, пока не будет выбран некий «удовлетворительный» вариант);

• обычаи (в отличие от привычек, носящих личностный характер, обычаи являются результатом давления общества или социальной группы на решения людей);

• рутины (следование укоренившимся шаблонным правилам поведения; не требует принятия решений, поскольку является почти бессознательным).

Учитывая роль институтов в различных аспектах функционирования рынка труда в качестве «правил игры», можно предложить следующую классификацию этих институтов[1].

1. Институты спецификации прав собственности на услуги труда.На рынке труда не происходит смены собственника (владельца) труда, поэтому речь идет об использовании функционирующей рабочей силы и о нормах (институтах), регулирующих этот процесс. Их можно разделить на нормы (институты), регулирующие процесс найма, т.е. заключения трудовых соглашений, и нормы (институты), регулирующие процесс их осуществления, реализации (такое деление отражает особенности трудового контракта как контракта неполного и имплицитного). К первым относятся трудовое законодательство, норма и практика заключения и содержания формальных и неформальных трудовых контрактов; традиции и ценности, определяющие поведение участников трудовых соглашений при их заключении. Соотношение формальных и неформальных институтов, судя по многочисленным публикациям последних лет, складывается отнюдь не в пользу первых.

2. Институты контроля за соблюдением трудовых соглашенийЭто трудовая инспекция и трудовой арбитраж, частично профсоюзы, репутационные механизмы, традиции и ценности, влияющие на поведение контрагентов после заключения трудовых контрактов. Некоторые из этих институтов (особенно неформальных) способствуют решению проблемы оппортунистического поведения работников в процессе осуществления трудовых отношений.

3. Институты поиска контрагента (работы или работника) и сбора информации.К ним относятся государственные и негосударственные структуры трудового посредничества, каналы информации, в том числе СМИ, корпоративные и неформальные связи, образовательные сигналы на рынке труда, рекомендации, репутация.

4. Институты, влияющие на механизм функционирования рынка труда.Прежде всего, это институт конкуренции, причем не только на рынке труда, но и в целом в экономике страны. На механизм функционирования рынка труда влияют антимонопольная политика, факторы, формирующие спрос на труд, качество и престижность рабочих мест, механизмы реализации компенсационной разницы в оплате труда.

5. Институты, влияющие на качество рабочей силы и конкурентоспособность работников:инвестиции в человеческий капитал, система образования и рынок образовательных услуг; традиции и обычаи (например, отношение к образованию, собственному здоровью). На конкурентоспособность работников влияют такие внерыночные факторы, как трудовая дискриминация, трудовая мобильность, трансакционные издержки (барьеры) на рынке труда.

6. Институты, влияющие на трудовую активность граждан и предложение их труда(индивидуальное и совокупное). К ним относятся обязательная военная служба; пенитенциарная система, пенсионная система, система медицинской и социальной помощи населению; домашнее хозяйство, традиции и ценности, трудовая мораль.

7. Институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов. Имеются в виду правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда (в крупных организациях), нормы, корпоративные традиции. На них оказывают косвенное влияние общество, его традиции, нравы, предубеждения, менталитет людей и т.п.

8. Институты социального партнерства.Это профсоюзы как коллективный институт заключения контракта и ведения переговоров между работниками и работодателями, союзы предпринимателей. Степень формализации данных институтов высока, что, впрочем, вовсе не гарантирует их эффективности.

9. Институты государственного регулирования рынка труда, компенсирующие «провалы» рынка в сфере труда. Здесь не имеется в виду государство как институт в целом, поскольку значительная часть государственных функций институционального характера отражена в других группах институтов, особенно в двух первых. Речь идет о службе занятости, системе страхования по безработице, органах контроля за условиями труда и т.д.

Значение и влияние институтов на трудовые отношения трудно переоценить. Слабость институтов, обеспечивающих трудовую мобильность и препятствующих дискриминации работников, приводит к снижению эффективности функционирования рынка труда, к нерациональному использованию трудовых ресурсов общества. Институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов имеют более локальное значение. Важную роль в институциональной среде рынка труда способны играть (но в России пока не играют) профсоюзы. Велика роль государства.

Институты рынка труда позволяют минимизировать трансакционные издержки. Например, издержки трудовой мобильности снижаются благодаря эффективной работе институтов предоставления информации, рекомендаций и рыночных сигналов. Институты социальной защиты временно незанятых помогают преодолеть или хотя бы ослабить полное или частичное несовпадение (в пространстве и во времени) спроса и предложения на рынке труда.

Велика также роль института права (суд, адвокатура, прокуратура, арбитраж) и принуждения (армия, милиция, налоговая полиция и т.д.). Многие из подобных институтов рынка труда формально к нему не относятся (например, обязательная военная служба; пенитенциарная система, пенсионная система, система медицинской и социальной помощи), но они оказывают большое влияние на поведение людей, их трудовую активность, желание и способность трудиться.

На рынке труда существует немало институциональных проблем. Можно выделить проблемы организации и функционирования самих институтов. Время от времени возникает необходимость их изменения, трансформации, реформирования, согласования и координации деятельности старых и новых институтов либо ликвидации старых и создания на их основе (или вместо них) совершенно новых институтов.

[1] Классификация не содержит информации о соотношении формальных и неформальных институтов рынка труда (в том числе российского), но фактически каждый ее элемент содержит неформальную составляющую. При составлении использована типология институтов рынка труда, предложенная С.Ю. Рощиным

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector