Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты рынка труда

Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Рынок труда, его элементы и особенности

Тема 7. Рынок труда. Безработица

1. Рынок труда, его элементы и особенности.

2. Безработица, ее формы и причины.

4. Государственное регулирование рынка труда. Кривая Филипса.

Рынок труда или рынок рабочей силы представляет собой составную часть общего рыночного пространства, выполняющую функцию распределения и перераспределения общественного труда по сферам хозяйства, видам и формам деятельности в соответствии со структурой общественных потребностей.

Основные элементы рынка труда (как и любого рынка):

— спрос на рабочую силу,

— предложение рабочей силы,

— цена рабочей силы,

Спрос отражает объем и структуру общественной потребности в рабочей силе, представленной на рынке труда и обеспеченной наличием рабочего места и фондом оплаты труда и жизненных средств.

Предложение рабочей силы характеризуется численностью и составом работников, способных к труду и заинтересованных в получении работы по найму. Работники различаются по полу, возрасту, национальности, профессии, уровню квалификации.

Ценой труда выступает заработная плата. Сделка купли-продажи состоится лишь в том случае, если работник соответствует требованиям рабочего места, а рабочее место – интересам работника.

В основе рынка труда лежит конкуренция между предпринимателями за привлечение рабочей силы, между работниками за замещение вакантных мест и между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда.

Рынок труда имеет ряд особенностей.

Принципиальное отличие труда от других ресурсов состоит в том, что труд является формой жизнедеятельности человека, реализацией его жизненных целей и интересов. Поэтому цена труда представляет собой не просто какую-то цену за ресурс, она представляет собой цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи. Т.о., главная особенность рынка труда заключается в самом товаре, который отличается от всех остальных ресурсов.

Второе отличие: продавец товара рабочая сила работник неотделим от своего товара, он неотделим от своей способности к труду, и полезность этого товара при производительном использовании не уничтожается, а сохраняется, восстанавливается и накапливается. Если работника правильно эксплуатировать, то он будет повышать свою квалификацию и приносить все большую отдачу.

Читать еще:  Стратегия лидера рынка

Две главные функции рынка труда:

1. Социальная функция. Она заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работника.

2. Экономическая функция, которая заключается в рациональном вовлечении, распределении и использовании труда.

Есть еще ряд стимулирующих функций – повышение квалификации, повышение заинтересованности.

Классическая модель рынка трудаэто модель конкурентного рынка: большое количество продавцов, большое количество работодателей и цена, соответствующая спросу и предложению, т.е. это стандартная модель конкурентного рынка.

Точка равновесия зависит от спроса и предложения. В точке равновесия существует полная занятость на рынке труда – все, кто хотел получить работу за эту зарплату, они ее получили, кто хочет выше зарплату – ищет работу (рис. 12).

Рис. 12. Классическая модель рынка труда

Если зарплата под влиянием профсоюзов вдруг повысится, то возникнет ситуация, когда фирмы будут меньше нанимать работников, а работники за возросшую зарплату работать больше, т.е. возникнет безработица.

Завышение зарплаты не может быть долгим, т.к. существует конкуренция, рынок вернется к равновесию – это с точки зрения классиков.

Мировой экономический кризис 1929-33 годов показал, что безработица может быть долгой. Пути сокращения безработицы в период кризиса перепроизводства раскрыл Кейнс.

Еще одна особенность рынка труда – он может характеризоваться монопсонией (один покупатель) или олигопсонией (несколько покупателей), когда со стороны спроса на рынке представлена одна или несколько фирм-нанимателей. Например, одно крупное предприятие и все рабочие места связаны с его функционированием – градообразующее предприятие. Ставка зарплаты зависит от этой фирмы.

Еще одна особенность – каждый продавец обладает только одной единицей своего товара, поэтому он более зависит от конъюнктуры рынка, чем покупатель. Множество разрозненных продавцов конкурируют друг с другом, противостоят более сильному покупателю. Сгладить это положение призваны профсоюзы, которые являются организациями продавцов рабочей силы. Профсоюзы в процессе своей деятельности, заключая коллективные договоры с работодателями, добиваются повышения зарплаты, что может привести к негативным последствиям, поскольку отражается на уровне занятости.

Инструменты государственного регулирования рынка труда. Активная и пассивная политика на рынке труда

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
разработку мер финансово — кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
создание федеральной государственной службы заня-тости населения.

Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику.

Активная политика на рынке труда направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д.

Согласно этой политике каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство – лишь посредник, предоставляющий ему возможность самозанятости.

На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияют:

— международные трудовые нормы, устанавливающие такие основные права, как свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.;

— сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм, т.е. участниками этих отношений являются представители государства, профсоюзов и предприниматели), поскольку любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп;

— разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать возрастно-половую структуру занятых, незанятых, безработных; возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации; доход семьи, получаемый от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости и т.п.; степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости; распределение предприятий по их размерам и формам собственности; открытость экономики для международной конкуренции, в частности, доля торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций; развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся; масштабы, охват и степень использования трудового законодательства.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией людей, ищущих работу, определением пособия по безработице и организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

Важным направлением деятельности правительства являются программы занятости населения, которые должны разрабатываться на основе системно-комплексного подхода и предусматривать информационное обеспечение; мониторинг, анализ и прогноз ситуации в области занятости; выбор мер государственного воздействия, которые должны включать в себя правовую основу; организационно-экономический механизм реализации; расчет финансовых затрат; определение источников финансирования; контроль за ходом реализации программы; внесение корректив и уточнений в программу; адресный характер реализации программы.

Читать еще:  Прогноз конъюнктуры рынка

Важным обстоятельством при разработке программ занятости является дифференцированный учет особенностей занятости населения в каждом регионе России, что позволит совершенствовать общеэкономическую стратегию в целом.

В Российской Федерации можно выделить три хозяйственных сектора для целенаправленного формирования занятости в экономике:

1) концентрирующий точки экономического роста, привлечение инвестиций, создающий новые рабочие места и аккумулирующий всю конкурентоспособную рабочую силу в народном хозяйстве России и ее регионах;

2) сектор высвобождения рабочей силы при одновременном государственном регулировании и недопущении социальных потрясений при проведении политики банкротств. Очертание его границ позволит предвидеть возможные реальные масштабы высвобождения рабочей силы;

3) сектор наименьшей конкурентоспособности рабочей силы, или «застойный». В этом секторе необходимо поддерживать хотя бы на минимальном уровне социальное обеспечение работников.

Государственная политика занятости должна, с одной стороны, обеспечивать предоставление работы всем нуждающимся в оплачиваемом труде, а с другой – побуждать добровольный уход из сферы производства товаров и услуг, стимулировать сокращение скрытой безработицы путем формирования социально обоснованной незанятости (уход за детьми, престарелыми, инвалидами, досрочный выход на пенсию и т.п.). Содержание населения этой группы должно взять на себя государство, общество, используя систему социальной помощи и страхования.

Инструментом реализации активной политики занятости должны быть территориальные программы занятости, нацеленные на максимально эффективное использование рабочей силы. Принимаемые сейчас на федеральном и региональном уровнях программы по своей сути не являются таковыми. Это, по существу, программы содействия трудоустройству определенной категории населения – безработным; они реализуются в рамках государственных служб занятости и сводятся к помощи в трудоустройстве, переобучении и материальной поддержке потерявшим работу.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Характеристики и специфика российского рынка труда: инструменты регулирования и критерии эффективности управления рынком труда на региональном и муниципальном уровне

Рынок труда – это регулируемая сфера организационных, экономических, юридических, институциональных отношений между работниками, работодателями, органами власти и профсоюзами на основе механизмов социального партнерства.

Регуляторы рынка труда:

1. размер минимальной оплаты труда

2. наличие трудового договора, а в нем социального пакета

3. система социального страхования рисков в сфере труда (от безработицы, пенсионное, медицинское)

4.наличие коллективного договора

5.правовая защищенность, затруднительность увольнения работника без уважительных причин;

6.высокая мотивированность труда;

7.доступность информации об инфраструктуре рынка труда и ее деятельности

8.наличие профсоюзов, участников социального партнерства

Инструменты государственного управления на рынке труда: государственно-частное партнерство в форме трехсторонних соглашений; Концепции и программы содействия занятости; льготы для создаваемых рабочих мест; кредиты на развитие самозанятости; повышенные налоги на рабочие местане отвечающие санитарным стандартам.

Главные проблемы:Инфраструктуры Российского рынка труда:разрозненность усилий учреждений госсектора и частных фирм, занимающихся трудоустройстом; отсутствие единой госпрограммы подготовки кадров.

Критерии эффективности субъектов управления инфраструктурой рынка труда:

— Количество обратившихся в органы для трудоустройства;

— % трудоустроенных из числа обратившихся;

— Долгосрочность и системность социально-экономической политики;

— качество предоставления государственных услуг по переподготовке;

— Эффективность финансовых вложений;

— % занятости среди экономически активного населения.

Заметим, что Основных направлений действий на рынке труда РФ на 2011-2015 гг так и не стал нормативно-правовым документом. К сожалению, Концепция содействия занятости населения РФ на 2011-2015 гг. до сих пор (октябрь 2012 г.) не принята и это ставит «под удар» выполнение майских (2012 г.) Указов президентао создании 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (по проблеме занятости)

Ст.37 К. – труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что возникло чуждое ранее нашему обществу явление – безработица.

Наряду с содержательной стороной категории «занятость» начала ускоренно развиваться целая система учреждений (как гос., так и негос.), обслуживающих и регулирующих процессы, связанные с занятостью.

«Занятость» — деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход .

Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с последними изменениями от 18 октября 2007 г.) Отраслевые соглашения, как правило, и в региональном разрезе. Региональные программы, например, «Основные направления борьбы с бедностью в Свердловской области на 2005 -2007 гг.», Указ Губернатора Св.обл. от 20 октября 2006 г. N 929-УГ «О создании Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области» (с изменениями от 20 декабря 2006 г.), Территориальная программа содействия занятости населения Свердловской области на 2006-2008 годы (с изменениями от 28 июня 2007 г., 18 марта 2008 г).

Читать еще:  Оценка состояния рынка

Органы власти: Гос. служба занятости; биржи, информационные центры, негосударственные рекрутские агентства, системы профессиональной подготовки. Отношение к рынку труда имеют и фирмы, связанные с увеличением рабочих мест.

Теперь всеми вопросами занятости заним Фед сл занятости. Теперь профсоюзы не м обращ в ОМС по ?? занятости, т в ФОВ. Фед сл занятости: м изменять порядок выплат по безработице (увели размер и менять сроки), м измен порядок регистрации, приостонав уволн, если неп/вт ФЗ. За ОМС остались ф-ции по привлечению на общ-знач работы на добр началах. Др общ работы фин за счет тех орг, где осущ и направл в них работ т Фед органами занятости. Но ОМС =участник рынка труда – участие в ярмарках вакансий и курсы подготовки

Федеральные органы г.в. в области содействия занятости: принятие ФЗ и НПА; разработка и реализация федеральных программ, норм социальной поддержки безработных; мониторинг рынка труда; формирование и ведение регистров; определение перечня приоритетных профессий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; определение финансирования и контроль за целевым использованием;

Органы государственной власти субъектов РФ: контроль, регистрация граждан на биржах и безработных; содействие в поиске работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; профессиональная ориентация граждан; психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; осуществление социальных выплат безработным; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних, безработных граждан; социальная адаптация безработных; содействие самозанятости. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Органы местного самоуправления: вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан. И выполнять делегированные полномочия.

От оперативности и квалифицированности работы этих структур в большой степени зависят следующие процессы: функционирование рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест

Проблемы:

-Переподготовка граждан в РФ службами занятости осуществляется по ряду рабочих профессий, большинство из которых являются низкооплачиваемыми.

-Минимальный размер пособия по безработице в РФ меньше даже минимального размера оплаты труда, что косвенно подтверждает отношение гос-ва к безработным как бремени, а не резерву для роста экономики.

-Службы занятости работают «по факту» — то есть осуществляют трудоустройство уже безработных на те специальности, по которым у них имеются заявки от работодателей. Получается несоответствие между потребностями работодателей и работников.

– сокращение занятости во время реформ 90-х годов;

– скрытая безработица (10-15%), не нужные рынку рабочие места;

– дисбаланс спроса и предложения, предложение больше спроса в 3раза, но за счет низкоквалифицированных рабочих мест;

– заработная плата меньше прожиточного минимума;

Для решения проблем, сложившихся на рынке труда МО предусматривается решение следующих задач:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости;

2. Специальные программы как повысить занятость;

3. Улучшение информационного обеспечения политики занятости;

4. Система учета кадровых вакансий (служба занятости);

5. Переобучение и переподготовка кадров, созданием мун. центров переобучения, либо на предприятии.

С целью решения ключевых проблем труда необходимо разработать систему программных мероприятий, по следующим направлениям:

— совершенствование нормативной правовой базы, включающее подготовку проектов распоряжений, постановлений Администрации (Правительства) области, администрацией городов и районов;

— координация деятельности областных, районных и городских структур, общественных объединений, работодателей по обеспечению выполнения показателей Программы занятости населения, развитие социального партнерства в сфере занятости;

— развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров, включающее совершенствование системы профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства;

— улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы, профориентации безработных и незанятого населения, реализацию специальных мер по обеспечению занятости граждан, отработку финансирования политики занятости из федерального бюджета, совершенствование механизма субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

— социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями, определяющая меры социальной адаптации для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

— проведение предупредительной политики.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей с заработка работающих, ассигнований их федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector