Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы рынка труда

Регулирование рынка труда и его методы

Инфраструктура рынка труда. Служба занятости и ее функции

Инфраструктура рынка труда – это совокупность институтов обеспечивающих эффективное и стабильное функционирование данного рынка.

К инфраструктуре рынка труда можно отнести биржу труда, кадровые агентства, службу занятости, государственные программы переподготовки кадров, профсоюзы.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости, являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке труда. В большинстве стран служба занятости является государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Основными направлениями деятельности службы занятости являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

1. трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке (биржи труда);

2. стимулирование образования гибкого рынка труда;

3. социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

1. активный(стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);

2. пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и других странах, на уровне «прожиточного минимума».

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда – ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства – широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Рассмотрим государственные меры борьбы с безработицей в России:

1. создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;

2. выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;

Читать еще:  Конъюнктура товарного рынка

3. досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;

4. расширение программ переподготовки;

5. социальная помощь безработным через пособия по безработице.

Для измерения неравенства в распределении доходов и выработки политики их выравнивания используются такие показатели, как кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.

Кривая Лоренца показывает распределение доходов в стране. Неравенство в распределении доходов характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы 1-го координатного угла.

Коэффициент Джини – это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. Чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерным является распределение доходов.

Децильный коэффициент – это коэффициент, который измеряет соотношение между высокодоходными и низкодоходными группами населения, т.е. он показывает, во сколько раз доходы одних групп населения превышают доходы других (значение этого коэффициента в разных странах изменяется в пределах от 5 до 15).

Контрольные вопросы и задания

1. Какова сущность экономической цикличности?

2. Расскажите о причинах экономической цикличности.

3. Охарактеризуйте особенности двухфазной модели экономического цикла.

4. Охарактеризуйте особенности четырехфазной модели экономического цикла.

5. Расскажите о показателях экономической конъюнктуры.

6. Расскажите о трех ключевых направлениях, по которым проводят исследование причин циклического развития рыночной экономики?

7. Охарактеризуйте экстернальные и интернальные концепции циклического развития экономики

8. Какие существуют виды экономических циклов?

9. Охарактеризуйте основные формы кризисов.

10. Охарактеризуйте механизм распространения циклических колебаний. Эффект мультипликатора-акселератора.

11. Представьте математическую зависимость между изменением дохода и действием мультипликатора и акселератора.

12. Дайте трактовку неравенству [(1 – МРS) + v] 2

Проведение маркетинговых исследований рынка труда

Проведение маркетинговых исследований рынка труда актуально не только для открывающихся, но и для работающих предприятий. Это позволяет глубже и детальнее проработать интересующие компанию вопросы и выяснить аспекты управления человеческими ресурсами, знание которых необходимо для развития конкретного бизнеса.

Результаты маркетингового исследования рынка труда могут использоваться для корректировки действий при поиске необходимых специалистов, определения политики их привлечения и удержания. Кроме того, установив соотношение спроса и предложения на рынке, выяснив уровень зарплаты на предприятиях и квалификационный потенциал региона, можно выстраивать или корректировать систему мотивации персонала. В конечном счете подобное исследование показывает возможности комплектации компании человеческим ресурсами, помогает при установлении фонда оплаты труда и других расходов на персонал, а также дает возможность спроектировать штатное расписание для новой бизнес-единицы с учетом тех или иных особенностей регионального рынка труда.

Проведение маркетинговых исследований рынка труда собственными силами компании – сложный многоступенчатый процесс. Конечно, можно привлекать для этого консалтинговые агентства или использовать для анализа доступные статистические данные. Однако такие агентства существуют в крупных региональных центрах, а в остальных случаях это Центры занятости населения района, чьи данные, как правило, отражают далеко не полную картину с безработными. Только официально признанные таковыми попадают в сферу внимания этих учреждений. Обобщенные данные в «обзорах заработных плат» или центрах статистики отражают лишь общую картину на региональном рынке труда и в большинстве случаев не дают детальной информации о рынке, необходимой для разработки стратегии управления человеческими ресурсами.

Читать еще:  Ценообразование на рынке олигополии

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РАЙОНА N

Цель исследования – получение полной и объективной информации о тенденциях в формировании рынка труда, заработной плате и занятости населения района N.

Задачи маркетингового исследования рынка труда:

  • определить тенденции развития рынка труда, включая анализ изменения экономических, демографических, социальных и других факторов;
  • определить реальную и потенциальную емкость рынка труда, динамику занятости населения;
  • проанализировать мотивацию рабочей силы;
  • провести анализ конкурентов;
  • определить уровень оплаты труда и компенсаций по должностям и профессиям;
  • оценить возможности и риски при запуске нового предприятия на рынке труда района N

Таким образом, для сбора необходимых и достоверных сведений представляется целесообразным проведение исследования рынка труда силами самой компании.

Маркетинг рынка труда – одно из направлений в маркетинговых исследованиях, и в его основе лежит общая методология, определяющая порядок его проведения. Процесс его проведения осуществляется в несколько стандартных этапов, а именно:

  1. Выявление проблемы и формулирование целей исследования.
  2. Планирование и организация сбора информации.
  3. Систематизация и анализ собранных данных.
  4. Составление и презентация итогового отчета.

Рассмотрим отдельно каждый из этапов.

Выявление проблемы и формулирование цели

Первый этап маркетингового исследования считается важнейшим, т. к. правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения.

ПРИМЕР 1. План маркетингового исследования рынка труда района N

22. Рынок труда и его регулирование

22. Рынок труда и его регулирование

Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.

Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально—технических элементов), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности).

Формы государственного регулирования рынка труда:

1) разработка законодательно—нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;

3) прямое участие государства в управлении рынком труда.

Законодательно—нормативная база регулирует:

1) правовые отношения в сфере наемного труда;

2) заключение и реализацию коллективных договоров;

3) занятость и трудоустройство;

4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);

5) механизм разрешения трудовых споров.

Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Структурная безработица – невозможность трудоустройства из—за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.

Фрикционная безработица – безработица из—за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

Застойная безработица – невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом.

Скрытая безработица – человек работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

При этом государство не должно создавать условий, чтобы на предприятиях работали «ненужные», резервные люди, а должно стимулировать появление новых рабочих мест, в первую очередь путем создания соответствующих условий для частного сектора (льготное налогообложение предпринимателей, прощение системы регистрации нового предприятия, предоставление государственных кредитов под низкий процент).

Читать еще:  Продавщица на рынке

Еще один метод борьбы с безработицей – переподготовка кадров, обучение безработных другим профессиям и трудоустройство их по новой специальности.

Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Методы изучения рынка труда.

РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ

Формирование и функционирование РТ

Особенности формирования и взаимодействия спроса на РТ

РТ предприятия

Занятость как эк категория и соц проблема

Безработица как соц-эк явление и состояние

Формирование и функционирование РТ

РТ –система соц-трудовых и правовых отношений между работодателем и наемными работниками с участием государства и общественных объединений (ассоциация работодателей, профсоюз и пр) по поводу условий найма, использования работников в производстве, оплаты труда, социальных гарантий и социальной защиты.

Функции РТ:

1. Социальная. Обеспечивает доходы, нормальные условия воспроизводства рабочей силы.

2. Экономическая. Вовлечение, размещение, регулирование и использование труда. Главная функция рынка – использование рабочей силы.

3. Размещающая. В соответствии со спросом РТ размещает рабочую силу по организациям, отраслям, регионам.

4. Селективная. Отбор рабочей силы по персонально-квалификационным характеристикам.

5. Стимулирующая. Стимулирование конкуренции между субъектами РТ – наемными работниками (заинтересованность в эффективности труда, повышении квалификации и в перемене профессии).

Методы изучения рынка труда.

Основными методами являются:

· анализ спроса и предложения труд, цены труда, движения рабочей силы;

· анализ безработицы на основе мониторинга эк положения страны (региона);

· прогноз РТ (его количественное и качественное состояние в будущем);

· баланс трудовых ресурсов с распределением рабочей силы по видам профессиональной деятельности (рабочим местам) и отраслям.

Особенности функционирования РТ:

1) неотделимость права собственности на товар-рабочая сила от его владельца;

2) длительное взаимодействие продавца-наемного работника и покупателя-работодателя по сравнению с потребительским рынком;

3) работник сам может контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей и проявлять разную степень лояльности к нанявшей его фирме;

4) высокая степень индивидуализации сделки-купли продажи рабочей силы, связанная с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и условий организации труда;

5) своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом товара-вещи. Обмен последнего начинается и завершается в сфере обращения (на товарном рынке); обмен рабочей силы начинается в сфере обращения (на рынке труда), продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы на зп и заканчивается с сфере обращения жизненных благ (где зп обменивается на товары и услуги). Из этой особенности вытекает 2 следствия: 1)РТ связывает между собой различные рынки; 2)оплата труда осуществляется в соответствии с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом. Отсюда вытекает, что спрос на рабочую силу порождается спросом на товары и услуги;

6) для работника важную роль играет не только денежные аспекты сделки купли-продажи, для него важны содержание и условия труда, гарантии и перспективы занятости, профессионального роста, СПК;

7) наличие институтов особого рода, влияющих на отношения между субъектами РТ и регламентирующих различные стороны их деятельности (система законодательства; гос службы занятости; негосударственные структуры содействия занятости – рекрутинговые и кадровые агентства; целевые региональные программы занятости; профсоюзы и общественные организации);

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector