Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование фондового рынка

Государственное регулирование фондового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг – это установление определённого порядка функционирования рынка и профессиональной деятельности участников фондового рынка.

На сегодняшний день рынок ценных бумаг в России достаточно организован, нормативная база в целом охватывает основные вопросы деятельности на фондовом рынке, процедуры совершения сделок с ценными бумагами и другие операции с ценными бумагами подробно расписаны в правилах саморегулируемых организаций. Важную роль в регулировании вопросов развития рынка ценных бумаг играет государство, оно же осуществляет государственный контроль за работой этого рынка.

Целями регулирования РЦБ являются:

— создание оптимальных условий для осуществления операций с ЦБ для всех участников РЦБ;

— обеспечение объективного процесса ценообразования на РЦБ, т.е. контроль за правильностью установления цен на ценные бумаги и контроль за деятельностью брокеров, дилеров и трастовых управляющих;

— превращение РЦБ в механизм, стимулирующий развитие экономики страны в целом;

— защита участников РЦБ от действий нелицензированных и недобросовестных его членов.

Можно выделить четыре основных направления, по которым работают государственные регулирующие органы на фондовом рынке:

1)государственное регулирование путём непосредственного участия государственных органов в работе фондового рынка, создании его правовой и организационной структуры;

2) правовое регулирование рынка путём введения и изменения правил работы на фондовом рынке;

3) регулирование работы рынка путём лицензирования и аттестации его участников, то есть допуска их на рынок и отзыва с него;

4) регулирование работы рынка путём изменения доходности различных секторов рынка, различных видов деятельности, различных ценных бумаг с помощью налогообложения.

Государственное регулирование особенно важно сегодня, в условиях недостаточно проработанной законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг, несовершенства рыночных механизмов. Перечислим основные элементы системы регулирования на фондовом рынке:

— создание нормативной базы и обеспечение её доступности в понимании, приобретении и использовании;

— создание единообразных технологий осуществления операций с ценными бумагами;

— создание оптимальной системы лицензирования, обеспечивающей равные условия профессиональным участникам РЦБ центральных и периферийных регионов;

— создание профессиональной системы обучения участников РЦБ и рациональной системы аттестации профессиональных участников РЦБ;

— обеспечение всех видов контроля за деятельностью на РЦБ;

— создание системы штрафных санкций за невыполнение требований на РЦБ, стимулирующей дальнейшее развитие этого рынка;

— создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение её открытости для инвесторов;

— формирование системы защиты инвесторов от потерь.

В настоящее время в России можно выделить два направления регулирования РЦБ – государственное регулирование и само-регулирование.

Государственное регулирование РЦБ осуществляется со стороны как специализированного органа управления, такого как Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР РФ), так и со стороны неспециализированных органов, таких как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, других органов управления. Особенностью регулирования РЦБ в России является то, что наряду с основным регулирующим органом – ФСФР РФ, признанным основным регулятором фондового рынка страны, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ наделены большими полномочиями в части регулирования выпуска и обращения государственных, муниципальных и банковских ценных бумаг. Такая система в мировой практике называется смешанной системой управления фондового рынка.

Рассмотрим особенности регулирования фондового рынка со стороны ФСФР РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР РФ находится в ведении Правительства РФ.

Главная задача ФСФР РФ – разработка стратегии развития финансовых рынков, обеспечение стабильности работы этого рынка, повышение его эффективности и привлекательности и обеспечение снижения инвестиционных рисков, обеспечение прав участников РЦБ.

ФСФР РФ осуществляет следующие функции:

— разрабатывает нормативные документы, проекты законодательных документов по регулированию деятельности на РЦБ;

— разрабатывает правила выпуска, обращения ЦБ и осуществления других операций с ними;

— регистрирует выпуски ценных бумаг крупнейших эмитентов РФ;

— разрабатывает требования по лицензированию профессиональной деятельности на РЦБ;

— разрабатывает требования и программы экзаменов для аттестации профессионалов финансового рынка и осуществляет приём этих экзаменов;

— определяет стандарты деятельности и ведёт реестр саморегулируемых организаций;

— создаёт и контролирует деятельность территориальных отделений ФСФР РФ;

— осуществляет контроль за соблюдением законодательства на РЦБ;

— осуществляет функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников РЦБ, государственных и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и их управляющих компаний, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ипотечных агенств, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, саморегулируемых организаций, государственной управляющий компании;

Читать еще:  Социальная роль рынка государства

— контролирует общедоступность системы раскрытия информации на РЦБ;

— ведёт реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий ПУ РЦБ. Выполняет другие функции.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие функции по регулированию фондового рынка:

— определяет политику привлечения средств с внешнего и внутреннего рынка с помощью фондовых инструментов;

— регулирует международные фондовые отношения;

-0регулирует и регистрирует выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг, является эмитентом государственных облигаций;

— ведёт реестр государственных и муниципальных ценных бумаг;

— разрабатывает нормативные документы по выпуску и обращению государственных и муниципальных ценных бумаг;

— лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;

— осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через систему повышения квалификации министерства и через систему финансовых колледжей. Выполняет другие функции.

Сложившаяся в России смешанная модель рынка ценных бумаг отводит Центральному банку РФ роль регулятора деятельности банков на рынке ценных бумаг. Центральный банк РФ осуществляет следующие функции в части регулирования РЦБ:

— устанавливает для коммерческих банков правила выпуска и обращения ценных бумаг, а также правила ведения учёта и отчётности по сделкам с фондовыми инструментами;

— выступает агентом по покупке и продаже государственных ценных бумаг, вместе с Минфином определяет их доходность;

— осуществляет лицензирование и регулирование деятельности банков с собственными ценными бумагами, надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе, за совершением операций на рынке ценных бумаг;

— осуществляет аттестацию специалистов банков, повышение их квалификации;

— ведёт реестры эмиссионных ценных бумаг банков;

— ведёт реестры банков, являющихся акционерными обществами;

— осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов через систему банковских колледжей. Выполняет другие функции.

Регулирование фондового рынка осуществляют и другие государственные органы. Так, Государственная дума РФ утверждает законы по регулированию деятельности на РЦБ. Президент РФ утверждает указы, с помощью которых оперативно вводятся в действие новые механизмы, способствующие совершенствованию работы на фондовом рынке. Правительство РФ утверждает постановления и положения, в которых достаточно подробно прорабатываются механизмы функционирования отдельных элементов фондового рынка. Правительство осуществляет подготовку проектов законов, указов, других документов, им организуется и контролируется законотворческая деятельность министерств, комиссий, комитетов.

Регулирование фондового рынка США

В США, на уровне государства и штатов создано большое количество органов, регулирующих и контролирующих финансовые рынки. Каждое учреждение имеет свой круг ответственности и обязанностей, что позволяет им действовать независимо друг от друга, но ради достижения общей цели.

С точки зрения регулирования, весь рынок ценных бумаг можно разделить на две части — деривативы и прочие ценные бумаги. Деривативы (вторичные финансовые инструменты), в зависимости от конкретного типа, регулируются CFTC или SEC. Другие ценные бумаги относятся к юрисдикции SEC. Особую роль в регуляции рынка ценных бумаг играют органы стандартизации и прочие самоуправляемые организации. Надзор за ними осуществляют SEC или CFTC. Кроме того, имеются специальные регуляторы, контролирующие работу банков с ценными бумагами. Банки, являясь важными участниками этого рынка, тоже наделены определенными контрольными функциями.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC)

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) была создана в 1793 году. После финансового кризиса 1929 года, для имплементации нового законодательства о ценных бумагах в 1934 году был создан независимый орган — SEC. На момент создания Комиссии в США уже существовали устоявшиеся рыночные механизмы и биржевые торговые площадки , поэтому новое законодательство опиралось на реально существующую инфраструктуру.

Под юрисдикцию SEC попадают:

  • участники рынка ценных бумаг;
  • эмитенты — компании, выпускающие ценные бумаги;
  • управляющие активами — консультанты по инвестициям и инвестиционные компании (в т. ч. паевые и частные фонды), распоряжающиеся инвестициями от имени своих клиентов;
  • посредники (брокеры-дилеры, андеррайтеры);
  • эксперты, не занимающиеся выпуском или покупкой ценных бумаг (кредитно-рейтинговые агентства и аналитики);
  • рынки ценных бумаг (фондовые биржи, расчетные палаты);
  • финансовые продукты (депозитные счета денежного рынка, свопы на ценные бумаги).

Главной задачей SEC является не обеспечение надежности и прочности подпадающих под ее регулирование фирм, а защита инвесторов, поддержание честного, упорядоченного и эффективного рынка, а также создание благоприятных условий для инвестирования.

Компании, продающие ценные бумаги (акции и облигации) широкой общественности, обязаны регистрироваться в SEC. Помимо открытых акционерных корпораций, такой регистрации подлежат также фондовые биржи, брокерские компании (и различные категории их персонала), паевые фонды, аудиторы, консультанты по инвестициям и другие.

Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC)

Для регулирования рынка товарных фьючерсов и опционов в 1974 году была создана Комиссия по торговле товарными фьючерсами, поскольку с течением времени эти рынки вышли далеко за пределы своей традиционной сферы деятельности (продукция сельского хозяйства) и начали предлагать контракты, основанные на финансовых инструментах, таких как процентные ставки и индексы фондового рынка. CFTC была предоставлена исключительная юрисдикция над всеми контрактами, обладающими характеристиками опционных и фьючерсных контрактов. С того момента подобные инструменты должны торговаться только на биржах, регулируемых CFTC.

Читать еще:  Исследования рынка с помощью компьютерных программ

Главная задача CFTC — предотвращать излишнюю спекуляцию, мошенничество и манипуляции ценами на товарно-сырьевые активы.

Органы стандартизации и саморегулирующиеся организации

Национальные биржи ценных бумаг (такие как Нью-Йоркская фондовая биржа) и клирингово-расчетные системы могут регистрироваться в SEC и CFTC в качестве саморегулирующихся организаций.

Отдельной и особо важной подкатегорией саморегулирующихся организаций являются органы стандартизации, работающие в системе регулирования. Большинство участников рынка ценных бумаг и фьючерсов обязаны проходить регистрацию и соответствовать стандартам квалификации и профессионального поведения. SEC и CFTC делегировали ответственность за исполнение большого числа подобных функций официальным органам стандартизации, наиболее известными представителями которых являются FINRA, MSRB, NFA.

Такие организации обычно создаются как частные неприбыльные компании, управляемые советом директоров и финансируемые за счет членских взносов и пожертвований. Они являются негосударственными органами со сферой ответственности, ограниченной уставом. Регуляторы делегируют им полномочия устанавливать правила работы на рынке, но оставляют за собой право приоритетного регулирования.

Регулирование фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности на рынке всех участников и их операций.

Регулирование охватывает всех его участников, к которым относятся эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники,субъекты хозяйствования инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть как внешним, так и внутренним. Последний представляет собой подчиненность деятельности данного субъекта хозяйствования его собственной нормативной документации. Внешнее регулирование говорит о подчиненности деятельности данного субъекта хозяйствования нормативному законодательству страны, иных субъектов хозяйствования, международным соглашениям. Регулирование фондового рынка проводится органами или субъектами хозяйствования, которые уполномочены на выполнение функций регулирования. С таких позиций различают такие виды регулирования, как государственное, которое осуществляется органами власти страны, осуществляемое профессиональными участниками рынка, общественное.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процесс регулирования на рынке включает в себя следующие аспекты:

  • Создание нормативной базы деятельности рынка, то есть разработка законодательных актов и иной нормативно-правовой документации, которая ставит деятельность рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • Отбор профессиональных участников рынка. Действующий в современных условиях фондовый рынок невозможен без профессиональных посредников;
  • Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил деятельности рынка. Данный контроль осуществляется соответствующими органами власти;
  • Систему штрафов за несоблюдение норм и правил, которые были установлены на рынке. К ним можно отнести: предупреждения, штрафы, уголовные наказания и др.

Роль государства в регулировании фондового рынка

Органы государственной власти выступают на фондовом рынке в качестве:

  • Эмитента в вопросах выпуска ценных бумаг;
  • Инвестора в вопросах управления крупными портфелями акций промышленных субъектов хозяйствования;
  • Профессионального участника в вопросах торговли акции в процессе приватизационных аукционов;
  • Регулятора в вопросах создания законодательных актов. Государственное регулирование фондового рынка представляет собой процесс регулирования со стороны органов законодательной власти. Система государственного регулирования деятельности фондового рынка включает в себя следующие аспекты:
  • Законодательные и иные нормативно-правовые акты;
  • Государственные органы регулирования и контроля, которые подразделяются на прямые, административные и косвенные-административные. Первый вид управления рынком со стороны органов государственной власти проводится путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка, регистрации участников и эмитируемых ими ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности, обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка, поддержки соблюдения законодательства на рынке. Второй вид управления на фондовом рынке проводится органами государственной власти через находящихся в их распоряжении экономических рычагов и капиталов, к которым можно отнести систему налогообложения (например, налоговые ставки, льготы и т.п.), кредитно-денежную политику (например, процентные ставки по кредитам, МРОТ и т.п.), государственный бюджет (гос. бюджет и внебюджетные фонды), государственную собственность и ресурсы государства (государственные унитарные субъекты хозяйствования, природные ресурсы, водные и земельные объекты).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Концепции регулирования фондового рынка

В современных условиях рыночной экономики существуют две концепции регулирования органами государственной власти деятельности фондового рынка.

Первая концепция заключается в регулировании рынка преимущественно сосредоточенного в органах государственной власти, то есть саморегулирующиеся субъекты хозяйствования. В качестве примера можно привести Францию.

Вторая концепция заключается том, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся субъектам хозяйствования, а большую часть контроля осуществляется при помощи не жестких предписаний, а переговорного процесса, индивидуальных согласований с участниками рынка, с учетом сохранения государством за собой основных контрольных позиций, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В качестве примера можно привести Великобританию.

Читать еще:  Покупателями рынка производителей являются

В реальной практике развитых фондовых рынков степень нейтрализации и жесткость регулирования колеблются между данными концепциями. Саморегулируемые субъекты хозяйствования представляют собой некоммерческие, негосударственные субъекты хозяйствования, которые были созданы профессиональными участниками рынка на добровольной основе, дабы заниматься регулированием определенных вопросов фондового рынка на основании государственной поддержки, которая выражена в присвоении им государственного статуса саморегулируемого субъекта хозяйствования.

Таким образом, основным принципом регулирования обращения ценных бумаг служит сопоставление спроса и предложения капиталов независимо от среды их обитания. Данное регулирование имеет цели введение в процесс торгов все стороны, установление единой цены, ограничения рисков участников рынка.

Данные цели достигают путем создания единой национальной системы котировки и учета ценных бумаг.

Стоит отметить, что функционирование таких систем вовсе не говорит о том, что в государстве должен существовать только один рынок, где происходит котирование всех капиталов. Например, в США существует семь видов фондовых рынков и единственная система котирования заключена в том, что соответствующими капиталами торгуют на соответствующих рынках. Во Франции, капиталы котируются в единой системе рынков, а хранятся и учитываются в одном национальном депозитарии. Большая часть развитых государств имеет по одному фондовому рынку и одному государственному депозитарию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Регуляция фондового рынка России

Мировая экономика динамично развивается под влиянием процесса глобализации. Поэтому все отношения участников финансовых рынков должны жестко контролироваться. Благодаря процессу регулирования осуществляется контроль над всеми финансовыми операциями согласно установленным законодательным нормам.

Но, при этом, не должна никоем образом ограничиваться свобода деятельности всех контрагентов. Они самостоятельно принимают решение по стратегии своей работы и фактора географического присутствия.

Если рассматривать ситуацию на финансовых рынках со стороны валютного рынка Форекс, то можно прийти к выводу, что четкого механизма регулирования не применяется. Валютный рынок является глобальной сетью. Она включает множество контрагентов:

Так как на Форексе не предусмотрено стандартное регулирование отношений между субъектами рынка, некоторые страны с высокоразвитой финансовой системой самостоятельно решили данный вопрос. Опираясь на имеющийся опыт и традиции, они создали специальные регулирующие органы.

Цель деятельности данных учреждений – положительное влияние на работу всех участников валютного рынка. Самые большие финансовые рынки находятся в странах, которые имеют высоко развитую экономику. Но при этом не стоит забывать и о том факторе, что Форекс – это мировой рынок, имеющий глобальный характер. Чтобы контролировать все происходящие на нем процессы, необходимы дополнительные институты. Именно поэтому в отдельных странах и начали свою работу национальные контролирующие органы. Перед ними и были поставлены эти задачи.

Основные регуляторы российского финансового рынка

Наиболее весомую и активную работу по регулятивным вопросам в России проводит Комиссия по Регулированию Отношений Участников Финансовых Рынков (далее КРОУФР). Свою деятельность она осуществляет с 2003 года. К заслугам данной организации можно отнести разработку эффективных стандартов по защите прав валютных трейдеров. Они успешно применяются на практике и по сегодняшний день.

КРОУФР также выполняет следующие функции:

1) Координация работы всех субъектов международных финансовых рынков;

2) Оказание содействия снижения рисков для участников Форекса;

3) Регулирование работы отечественных финансовых институтов согласно мировым положениям.

Обязанности регулятора на финансовом рынке нашей страны также выполняет Русская Ассоциация Участников Финансовых Рынков (РАУФР). Она была создана в 2008 году, как некоммерческая организация, для повышения уровня делового этикета между участниками финансовых рынков, включая и Форекс. Благодаря деятельности Ассоциации многие компании в России смогли увеличить свои финансовые обороты, наладить деловые отношения с международными корпорациями.

РАУФР проводит добровольное лицензирование и сертификацию своих членов. Это позволяет поднять уровень доверия и партнерства между всеми участниками рынка.

В 2004 году на основании Приказа Президента РФ была основана Федеральная служба по финансовым рынкам (далее ФСФР). Это учреждение является единственной государственной организацией, в обязанности которой входит осуществление контроля над всем оборотом ценных бумаг в пределах Российской Федерации. Также ФСФР отвечает за разработку и принятие нормативно-правовой базы с целью усиления контроля над отечественным финансовым рынком.

Служба находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. Ему она и подотчетна по всем вопросом, которые касаются работы финансовых институтов страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector