Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Саморегулирование рынка это

Рыночное саморегулирование

Механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически обосновал А. Смит. Он считал рынок «естественным порядком», полностью соответствующим самой природе человека. В основе обмена на рынке лежит взаимная выгода его участников. Каждый человек достигает своей цели, оказывая услуги другим людям, предлагая им свой труд и его результаты. На рынке, отмечает А.Смит различные продукты людей «…благодаря склонности к торгу и обмену собираются как бы в одну общую массу, из которой каждый человек может купить себе любое количество произведений других людей, в которых он нуждается».[2]

Центральной идеей учения А.Смита о рынке является обоснование взаимодействия личного и общественного интересов. По его словам, преследуя свои собственные интересы, предприниматель неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества.[3]

По мнению французского экономиста Ж.Б. Сэя рыночный механизм настолько гибок, что в состоянии сам устранить диспропорции, которые время от времени образуются в экономике, с помощью свободной конкуренции.

Конкуренция выступает решающей силой, которая вызывает движения рыночной цены к уровню равновесной ситуации. Она позволяет товаропроизводителям и обществу в целом успешно достигать своих целей, ориентировать производство на удовлетворение потребностей людей. В этой связи можно привести интересное положение Ф. Энгельса. Он писал: «…конкуренция осуществляет такую организацию и такой порядок общественного производства, которые являются единственно возможными при данных обстоятельствах. Только слишком низкие или слишком высокие цены воочию показывают отдельным производителям – что и сколько требуется для общества и чего не требуется».[4]

Свободная конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно, так как они направляются прежде всего в те отрасли, которые производят необходимые для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию.

Каков же механизм рыночного саморегулирования? В самом сжатом и общем виде модель рыночного регулирования можно представить так. Товарный рынок определяет (отслеживает) неудовлетворенный спрос покупателей и посылает сигналы рынку капиталов – фондовым биржам. Курс акций фирм (предприятий), производящих дефицитную продукцию начинает повышаться, спрос на них увеличивается. Напротив, у фирм (предприятий) продукция которых перестает пользоваться спросом, курс акций начинает падать, что заставляет их (фирмы) перестраивать производство, в противном случае, они терпят убытки и, в конечном счете – вообще разоряются. Каковы же особенности и преимущества рыночного регулятора?

Рыночный механизм характеризуется, прежде всего, оперативной координацией действий всех участников общественного производства. Регулятором здесь выступает непрерывно поступающая, постоянно обновляемая информация о динамике цен, ставках заработной платы, уровне банковского процента, валютном курсе, величине арендной платы, норме прибыли, уровне налогов и т. д.

Благодаря этому рынок имеет возможность оперативно определять объем и структуру предложения, устанавливать его соотношение со спросом, быстро реагировать на потребности в новых товарах и услугах. Рынок активно влияет на структуру и пропорции в экономике, способствует более рациональному распределению и использованию имеющихся ресурсов страны, служит мощным рычагом научно-технического процесса, внедрения в производство новой техники и технологии.

Как показала многолетняя мировая практика рыночный механизм действует постоянно и эффективно, стимулируя инвестиции, снижение затрат, повышение качества и расширения ассортимента товаров и услуг. В условиях рынка успешнее решаются основные социально-экономические задачи общества (уровень жизни, структура и эффективность производства).

Читать еще:  Характеристика рынка труда в россии

Несмотря на ряд преимуществ рыночного механизма, он имеет и серьезные недостатки. Об этом свидетельствует весь мировой опыт экономического развития.

Каковы его недостатки.

Рыночный механизм не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества.

1. Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности «внешние эффекты». Они могут возникать и в производстве, и в потреблении, иметь как положительное, так и отрицательное значение. Ярким примером «внешнего эффекта» со знаком «плюс» — деятельность садовода, создавшего прекрасный цветник, благоприятно влияющий на настроение людей. Примером со знаком «минус» может быть работа химического завода, загрязняющего атмосферу, что отрицательно влияет на здоровье людей.

2. Рыночные отношения сами по себе не в состояние обеспечить социальную защиту нетрудоспособных членов общества, безработных. По самой своей природе «нерыночны» фундаментальная наука, функционирование вооруженных сил, правоохранительных служб и т.п.

3. Усиление действия факторов, которые деформируют или парализуют рыночный механизм. К ним относится: а) все типы монополий, которые ограничивают доступ на рынки, мешают свободному перемещению капитала, устанавливают произвольные цены; б) постоянная инфляция; в) вынужденная безработица; г) диспропорции экономики, порождающие экономические кризисы.

Все это позволяет сделать вывод о том, что сам рыночный механизм не в состоянии преодолеть действие отмеченных факторов, а тем более искоренить или резко ограничить их разрушительное действие.

Недостатки рыночного механизма с особой силой проявились во время разрушительного экономического кризиса 1929-1933гг. За этот период во всем капиталистическом мире совокупный объем промышленного производства сократился на 46%, выплавка стали сократилась на 62%, добыча угля – 31%, производство продукции судостроения – 83%, внешнеторговый оборот – 67%. Реальные доходы населения сократились в среднем на 58%.

Внутренние противоречия и недостатки рыночного саморегулирования потребовали усиления государственного вмешательства в экономические отношения.

Почему рынок считается саморегулирующимся механизмом

Содержание статьи

  • Почему рынок считается саморегулирующимся механизмом
  • Рынок и рыночный механизм
  • Что характеризует рыночную экономику

Механизмы саморегуляции

Главным условием саморегуляции рынка является наличие свободной конкуренции, которая обеспечивает стремление производителей выпускать товары более высокого качества по более доступной цене. Механизм конкуренции вытесняет с рынка непрофессиональные и неэффективные производства. Эта необходимость обуславливает развитие инноваций в производстве и максимально эффективное использование экономических ресурсов. Такая особенность рынка обеспечивает развитие научно-технического прогресса и повышение уровня жизни.

Рынок как саморегулирующийся механизм – это процесс оптимального распределения ресурсов, размещения производства, сочетания товаров и услуг, обмена благ. Этот процесс направлен на стремление к сбалансированности рынка, т.е. равновесию между спросом и предложением. В зависимости от общеэкономических и локальных факторов формируется рыночный спрос, который меняется под воздействием научного прогресса, эффекта «насыщенности», изменения вкусов. Гибкая ценовая политика конкурентного рынка позволяет производителям постоянно подстраиваться под изменяющиеся условия спроса, стремясь вывести на рынок наиболее востребованное предложение.

Существует два научных подхода к объяснению саморегуляции рынка. Эти подходы отражаются в модели Вальраса и модели Маршалла. Модель Леона Вальраса объясняет наличие рыночного равновесия способностью рынка к количественных «подстановкам» спроса и предложения. Например, в случае низкого спроса на товар производители снижают цены, после чего спрос на товар снова возрастет – и так до тех пор, пока количественное соотношение спроса и предложения не выровняется. Наличие же избыточного спроса позволит производителям повышать цены, что снизит спрос – и так снова до достижения равновесия между спросом и предложением.

Читать еще:  Стратегия сегментирования рынка

Модель Альфреда Маршалла ставит в основу рыночного равновесия влияние цены на спрос и предложение. Так, если на товар устанавливается завышенная цена, спрос на него падает, после чего производитель снижает цену, а спрос на товар возрастает – и так до тех пор, пока цена на товар не станет максимально обусловленной. Такая оптимальная цена называется равновесной.

Понятие «невидимой руки рынка»

Основоположник современной экономической теории Адам Смит назвал процесс саморегуляции рынка «невидимой рукой» рынка. Согласно теории Смита, каждый человек в условиях рынка стремится к собственной выгоде, но, стремясь к удовлетворению своих потребностей, обеспечивает достижение максимального положительного экономического эффекта для всего общества и рынка в целом. Автоматическое воздействие «невидимой руки рынка» обеспечивает наличие на рынке необходимого для потребителей количества товаров и услуг нужного именно им качества и ассортимента. Эффект «невидимой руки» объясняется взаимодействием спроса и предложение и достижением рыночного равновесия.

РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ» в других словарях:

Рыночное саморегулирование — Самонастройка воспроизводственного процесса под влиянием стихийного действия закона стоимости и закона цен. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

рыночное саморегулирование — автоматическое воздействие рыночного механизма взаимодействия спроса и предложения, конкуренции на формирование цен, объемов производства и продаж товаров, уровень потребления, эффективность производства и качество работы. Следует, однако,… … Словарь экономических терминов

РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ — автоматическое воздействие рыночного механизма взаимодействия спроса и предложения, конкуренции на формирование цен, объемов производства и продаж товаров, уровень потребления, эффективность производства, качество работы. Р. с. не имеет всеобщего … Энциклопедический словарь экономики и права

Рыночное саморегулирование — – воздействие на экономическую ко ньюнктуру, соотношение спроса и предложения товаров и услуг рыночными регуляторами (коммерческая инициатива и конкуренция, рыночные цены на товары и услуги, процентные ставки за кредит, курсы валют, ценных бумаг… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ — – самонастройка воспроизводственного процесса под влиянием стихийного действия закона стоимости и закона цен … Экономика от А до Я: Тематический справочник

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ, РЫНОЧНОЕ — самонастройка воспроизводственного процесса под влиянием стихийного действия закона стоимости и закона цен … Большой экономический словарь

Рыжков, Николай Иванович — представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от администрации Белгородской области с сентября 2003 г., член Комитета по вопросам местного самоуправления, член Комиссии по естественным монополиям; родился 28 сентября 1929 г. в… … Большая биографическая энциклопедия

Читать еще:  Формирование рынка труда

СМИТ — Адам (1723–90) – английский экономист, основоположник классической политической экономии. Родился в Шотландии. Как исключительно одаренный ученик в 14 лет он поступил в университет. Сначала в Глазго, а затем в Оксфорде (в 1740–46) он изучал… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Инновация — (Innoatsiya) Определение инноваций, инновационная деятельность Определение инноваций, инновационная деятельность, инновационная политика Содержание Содержание Общее определение новаций Инновация и др. похожие понятия Что такое новация Основы… … Энциклопедия инвестора

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Рыночное саморегулирование

Саморегулирующийся рынок обладает свободной конкуренцией, сбалансированным уровнем спроса и предложения.

Механизм саморегулирования открыл Адам Смит, описав законы спроса и предложения, как «невидимую руку» рынка. Несмотря на стремление продавцов обогатиться и получить максимум прибыли, они все равно действуют в соответствии с потребностями покупателей. Обе стороны (и покупатель, и продавец) рассчитывают получить выгоду при совершении сделки, что способствует свободному формированию цен на торговых площадках .

Система рыночных цен уравновешивает товарно-денежное обращение, выполняя:

  • информационную функцию — дает сигнал производителю об изменении спроса и предложения;
  • стимулирующую функцию — побуждает искать пути снижения себестоимости;
  • распределительную функцию — показывает производителям преимущества выпуска той или иной категории товаров.

Основной характеристикой рыночного саморегулирования является равновесие, оптимальное распределение ресурсов.

Свободный рынок отличается:

  • высокой конкуренцией. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто предложит покупателю товар/услугу, в наибольшей степени удовлетворяющую его потребности;
  • свободой выбора экономических агентов. Субъекты рынка сами определяют лучшее предложение и действуют на добровольной основе;
  • ценовым равновесием, которое формируется без вмешательства государства;
  • низким уровнем монополизации.

К преимуществам подобной модели относятся эффективное использование ограниченных ресурсов, перенаправление производственных мощностей в рентабельные и социально значимые отрасли.

Механизмы

Модель рыночного саморегулирования основана на сбалансированной взаимосвязи всех элементов рынка — спроса, предложения и конкуренции. В результате свободной конкуренции формируется равновесная цена, которая удовлетворяет и покупателей, и продавцов.

На графике экономическое равновесие находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Если цена будет ниже, то возросший спрос начнет стимулировать ее рост и наоборот, при стоимости превышающей равновесную цену, излишки предложения приведут к снижению стоимости.

До установления равновесной цены вероятны периоды купли-продажи товара по другим ценам. Это ведет к избытку или нехватке продукции, саморегулируемым изменениям цен и установке равновесного уровня.

Регулятором рынка выступает постоянно обновляемая информация об изменениях цен, уровне банковского процента, ставках заработной платы, стоимости аренды, уровне налогов и пр. Благодаря этому, рынок меняет требования к товарам или услугам, способствует распределению и использованию ограниченных ресурсов, служит рычагом внедрения новых технологий и инновационных разработок.

Для поддержания саморегуляции рынков государство не вмешивается в процесс и создает благоприятные условия в виде продуманного законодательства, антимонопольной политики, поддержки производителей, предлагающих качественные и инновационные товары или услуги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector