Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Санирующая функция рынка предполагает

Значение санирующей и информационной функции рынка

Влияние рынка на общество проявляется с помощью экономических функций: информационной, посреднической, регулирующей, ценообразующей, стимулирующей, созидательно-разрушительной, оздоровительной и дифференцирующей.

Санирующая функция — рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.

Информационная функция — дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия. Информационная функция рынка состоит в том, что через систему показателей: цены, количество, ассортимент товаров, проценты и т.п. рынок информирует общество о состоянии экономики отдельных отраслей и всего народного хозяйства.

Гос. регулирование рынка

Гос. регулирование экономики включает меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера по обеспечению эк-го роста в стране. Включает в себя методы:

1) непосредственное гос. упр-ие применяется непосредственно к предпр-ям и орг-циям, имеющим жизненно важное значение для эк-ки и общества, представляющим общественную опасность или нуждающимся в значительной гос. поддержке. К ним относятся: военные и энергетич. объекты, заповедники, нац. музей, полезные ископаемые, водн. ресурсы, учреждения науки. Подобные объекты часто находятся в гос. и муницип. собственности.

2) гос. регулирование цикла сводится к противодействию фазам цикла, т.е. в период спада правительство стимулирует деловую активность.

3) налоговое регулирование осуществляется путем установления объектов налогообложения, определение налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов, а также введение пошлин и таможенных сборов. Изменяя налоговое бремя, гос-во может ускорять или замедлять экон. процессы, при этом гос-во не может снижать налоги ниже определенного уровня.

4) денежно-кредитное регулирование, которое вместе с налоговым называется фискальной политикой гос-ва. Состоит в воздействии на денежное обращение. Гос-во через ЦБанк может регулировать эмиссию и общую денежную массу.

5) бюджетное регулирование заключается в распределении средств гос. бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним регионам, отраслям и группам населения могут быть выделены большие ассигнования, другим — меньше. Гос-во обладает возможностью устанавливать дополнительные отчисления в бюджет, регулируя гос. доходы и денежные накопления.

6) регулирование посредством формирования гос. программ и гос. заказов.

7) ценовое регулирование – ограничивается предельный уровень цен, а ущерб продавцам компенсируется дотациями.

8) регулирование условий труда.

9) соц. регулирование.

10) гос. регулирование охраны природной среды в виде штрафов, санкций.

77. Роль и значение категории “предельные издержки” в микроэкономическом анализе деятельности фирмы

Предельные издержки – один из видов издержек, изучаемый экон. теорией. Это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. Принятие решений производить или не производить эту дополнительную единицу обусловлено дополнительным доходом или прибылью предприятий. Может случиться так, что эти дополнительные затраты, например, наем раб. силы, приобретение сырья, материалов не могут оказаться невозмещенными, а тем более принести дополнительный доход. Обусловлено это 2 обстоятельствами: 1. установленным объемом производства данного вида продукции и, 2. неопределенностью в возможности реализации на рынке этой дополнительно произведенной продукции.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (англ, marginal cost) — приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Обычно под этим понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции. В реальной жизни при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда дополнительные (предельные) издержки и предельная выручка фирмы совпадают. Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Это означает, что при прочих равных условиях дальнейшее наращивание выпуска продукции будет сопровождаться уменьшением выручки.

Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия, определить объемы выпуска продукции.

Бизнес-план фирмы

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого — изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.

Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

общие исходные данные и условия выполнения проекта;

рынок сбыта продукции и производственная мощность;

Читать еще:  Товар на рынке труда

материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

местонахождение предприятия и транспортные связи;

организация предприятия и накладные расходы;

потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

планирование сроков осуществления проекта;

финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

Функции рынка

Функции рынка в экономике

Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции (рис. 1).

Рис. 1. Функции рынка

Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного

блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Информационная функция

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая функция

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.

Посредническая функция

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция

Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, даст зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.

Функции рынка

· Информационная функция. Через ценовой механизм рынок сообщает своим производителям, какой продукции не хватает, какая произведена с избытком.

· Регулирующая функция.Цены помогают регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень производства и его структура были максимально приближены к уровню производства.

· Стимулирующая функция.Система ценообразования дает ответы на главные вопросы экономики. В частности на вопрос как? рынок отвечает — снижением затрат (экономным расходованием ресурсов) или повышением производительности труда, а это использование достижений научно- технического прогресса, применение более квалифицированного труда, совершенствование организации производства.

· Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, дает зеленый свет более предприимчивым и перспективным.

Плюсы рынка:

1. В рыночной экономике производятся те товары и услу­ги, которые покупатели желают и могут купить.

2. Рынок обеспечивает высокую эффективность производ­ства. Как мы уже говорили ранее, конкуренция способствует тому, что производители стремятся использовать новейшие до­стижения научно-технических разработок, внедрять в производ­ство новые технологии и оборудование.

3. Рынок способствует эффективному распределению ресур­сов. Никто и ничто не сдерживает перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Это объясняет способность рынка к быстрой переорганизации в про­изводстве от одного вида продукции к другому, а также его спо­собность к удовлетворению разнообразных потребностей лю­дей, к росту качества товаров и услуг.

Читать еще:  Расширение рынка сбыта продукции

4. Рыночный механизм обеспечивает свободу выбора и дей­ствий участников рыночных отношений. Любой желающий имеет право купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело.

Минусы рынка:

1. Рынок хорошо работает, когда существует конкуренция. Однако рыночный механизм не способен самостоятельно ре­шать проблемы, связанные с исключительным положением на рынке отдельных фирм, имеющих возможность не заботиться о повышении качества производимой ими продукции, а также диктовать свои цены покупателям.

2. Рыночная деятельность может оказать негативное вли­яние на состояние невосполнимых ресурсов (таких как леса, ди­кие животные, запасы морей и океанов, полезные ископаемые) и экологической обстановки в целом.

Выпуск большинства товаров и создание услуг сопровожда­ется загрязнением окружающей среды, однако борьба с этими отрицательными последствиями производственной деятельнос­ти не выгодна производителям, так как связана с дополнитель­ными расходами.

3. Рынок не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, до­роги, мосты, парки и т.д.). В большинстве своем это не вы­годно частным производителям, так как связано со значи­тельными затратами, которые не окупаются в рыночной цене. Например, многие из нас отказались бы платить высокую цену за вход в парк или за право проезда по дороге на своем личном автомобиле. Трудно представить, каким образом частная фирма взимала бы плату с прохожих за освещение городских улиц.

4. Рынок не создает условия для развития фундаменталь­ной науки, системы общего образования, учреждений куль­туры.

5. Рынок не гарантирует право на труд, доход, отдых.

6. Рынок не препятствует возникновению социальной не­справедливости и расслоения общества на богатых и бедных.

Недостатки рыночной экономики могу быть компенсиро­ваны путем вмешательства государства в рыночный механизм.

Рассмотрение вопроса о том, какую роль играет государство, показывает, что в реальной действительности чисто рыночной системы никогда не существовало и существо­вать не может. В настоящее время практически в любой стране мира уже сло­жилась или формируется смешанная экономика.

Смешанная экономика.

Смешанная экономическая система — это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регу­лируемая государством.

Для смешанной экономики характерны:

· многообразие форм собственности и типов хозяйствования;

· сочетание рыночной саморегуляции с государственным и корпоративным регулированием экономических и социальных процессов;

· социальная ориентация экономики, развитие систем социальной защиты и социального партнерства.

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида деятельности государства:

· Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

· Перераспределение дохода и богатства.

· Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

Читать еще:  На рынке продавца спрос

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Механизм рынка. Функции рынка;

Одним из важных аспектов понимания сущности рынка является его толкование как механизма. Вопрос о том, как же происходит координация действий многочисленных хозяйствующих субъектов между собой, всегда интересовал теоретиков-экономистов.

Английский ученый-экономист Адам Смит в своем трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) обосновывает, что в обществе свободных, самостоятельно хозяйствующих субъектов координирующим их действия механизмом является механизм рынка. А. Смит назвал этот механизм «механизмом невидимой руки». Такое название А. Смит ввел не случайно, а в силу следующих рассуждений. Каждый хозяйствующий субъект в условиях частной собственности и общественного разделения труда имеет свой частный, эгоистический интерес. Через свою хозяйственную деятельность он пытается этот интерес реализовать, и именно эгоизм толкает субъекта на осуществление определенных хозяйственных действий. Однако в рыночной экономике производитель будет создавать не любой продукт, а только тот, который нужен покупателю, с необходимыми качественными параметрами. При этом производитель рыночного типа для того, чтобы процветать, должен стремиться улучшать свою хозяйственную деятельность, а именно усовершенствовать трудовой потенциал, технические средства и организацию производства и тем самым добиваться снижения индивидуальных затрат на производство. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе у других товаропроизводителей он должен снижать затраты, наращивать масштабы производства стандартного товара при наличии спроса на него (потребности в нем) либо производить новые уникальные товары. В любом случае товаропроизводитель, сам быть может того не желая, действует в интересах покупателя-потребителя.

Таким образом, рынок координирует интересы и продавцов, и покупателей. Рыночный механизм проявляется через колебание цен, поэтому механизм рынка — это механизм ценовых сигналов, которые заставляют продавцов и покупателей действовать определенным образом. Колебание цен находится под влиянием изменения спроса и предложения на те или иные товары и влиянием конкурентной среды. Поэтому спрос, предложение и конкуренция выступают экономическими рычагами рыночного механизма.

Рынок как механизм оказывает существенное влияние на все стороны социально-экономической жизни общества, и это влияние прослеживается в функциях рынка. Выделяются следующие функции рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, репродуктивная, стимулирующая, регулирующая, дифференцирующая, санирующая.

Информационная функция заключается в том, что рынок предоставляет информацию и производителям-продавцам, и потребителям-покупателям об ориентировочных ценах, о количестве и качестве товаров и услуг. Чем больше продавцы и покупатели обладают рыночной информацией, тем более выгодные решения они могут принять. Обладание информацией позволяет производителям-продавцам предпринимать определенные действия по объемам своего производства и затратам, а покупателям либо приобретать товары, либо отказаться от их покупки в текущий период и предпринять какие-то действия по увеличению доходов для покупки товаров в будущем.

Посредническая функция воплощается в том, что рынок выступает посредником между производителями и потребителями, между продавцами и покупателями, позволяя им найти более выгодный вариант купли-продажи и более выгодного контрагента.

Ценообразующая функция заключается в определении рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.

Репродуктивная функция означает, что рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса, формирование целостности национальной экономической системы и ее связь с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства.

Стимулирующая функция состоит в том, что рынок побуждает хозяйствующих субъектов использовать достижения научно-тех-нического прогресса и нанимать более добросовестных и квалифицированных работников. Рынок побуждает хозяйствующих субъектов на экономию применяемых экономических ресурсов при производстве товаров массового спроса и ориентирует их на производство уникальных товаров. Именно благодаря этим факторам, хозяйствующие субъекты имеют затраты более низкие, чем сложившийся уровень рыночной цены, и, следовательно, это позволяет производителям-продавцам получать более высокие доходы, чем их конкуренты.

Регулирующая функция заключается в том, что рынок обеспечивает распределение ограниченных экономических ресурсов по странам, регионам, отраслям и видам деятельности в соответствии с изменением структуры экономических потребностей. Рынок определяет и обеспечивает перелив капитала, трудовых ресурсов, земельных ресурсов в те отрасли или регионы, где спрос на товары возрастает, так как повышается рыночная цена на данные товары. В свою очередь объем экономических ресурсов сокращается в тех отраслях, спрос на товары которых уменьшается, так как снижается рыночная цена на эти товары. Выполняя эту функцию, рынок способствует сначала уменьшению, а потом и устранению дефицита тех или иных товаров. Следовательно, рынок не исключает наличие дефицита определенных благ и услуг, но делает их дефицит временным явлением.

Дифференцирующая функция предполагает, что рынок разграничивает всех субъектов общественного хозяйства по уровню их доходов, а следовательно, по уровню их благосостояния. Это разграничение происходит в соответствии со способностями хозяйствующих субъектов приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, а именно приспосабливаться к изменяющемуся спросу на экономические ресурсы, товары и услуги.

Санирующая функция воплощается в том, что рынок осуществляет своеобразный экономический отбор среди хозяйствующих субъектов. Те субъекты, которые смогли приспособиться к требованиям рынка, процветают на тех или иных его сегментах. Другие субъекты могут нести убытки и должны либо покинуть рынок, либо произвести реорганизацию производства.

В этом смысле рынок очищает экономику от нежизнеспособных элементов и, тем самым, осуществляет оздоровление экономики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector