Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Становление рынка в россии

ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Россия в конце 80-х годов испытывала сильнейший кризис социально- экономической системы плановой экономики и стояла перед выбором нового пути развития. Одним из возможных вариантов развития был рыночный путь, или точнее, переход к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Он предполагал кардинальные изменения в организационно- экономическом механизме. Процесс этот сложный и длительный.

На I этапе решались задачи запуска рыночного механизма новой системы хозяйствования. Это был, наверно, самый сложный этап. Не было однозначного понимания того, что и как делать, какова должна быть очередность тех или иных преобразований (например, приватизации и либерализации цен).

Для запуска рыночного механизма, прежде всего, было необходимо сформировать рыночных субъектов, способных работать и жить в условиях экономической самостоятельности, риска, ответственности. Эта задача решалась через преобразование советских предприятий, работавших по плану и указаниям государственных управляющих органов (Министерств, ведомств), в хозяйственные единицы разных негосударственных форм собственности либо перевод их на коммерческие условия функционирования, а также через создание новых частных структур. Это происходило в рамках широко развернувшегося в российской экономике процесса приватизации. Она тоже происходила в два этапа: 1991-1993гг.

«малая приватизация», когда рыночными субъектами становились малые и средние предприятия в основном торговли, общественного питания, услуг,

1993-1995гг. «большая приватизация», охватившая базовые отрасли экономики и крупные предприятия.

Смена формы собственности является необходимым, но недостаточным условием для превращения социалистических предприятий в фирмы. Требуется готовность к переоценке мотивации, изменению форм и методов хозяйствования. Для превращения номинальных собственников в реальных требуется заинтересованность в развитии производства, в получении прибыли и дальнейшей капитализации дохода, в повышении конкурентоспособности производимой продукции.

Вторая задача – создание конкурентной среды и возможности реализации в ней свободы экономического поведения. Для

товаропроизводителей свобода в производстве и реализации продукции, для потребителей – свобода в выборе необходимого набора благ, для владельцев экономических ресурсов – свобода распоряжения ими.

Рыночные условия хозяйствования предполагают активную конкуренцию между отечественными предприятиями, а в условиях либерализации экономики также конкуренцию между отечественными и иностранными компаниями. Однако на первом этапе формирования рыночной экономики отечественные фирмы были еще слабыми, не способными вести равноправную конкурентную борьбу с иностранными компаниями. Поэтому в этот период должны формироваться основы внутренней конкуренции, т.е. конкуренции между национальными компаниями, а в отношении внешней конкуренции, т.е. в отношении доступа на внутренний рынок иностранных товаров, должен быть взвешенный подход. Полная открытость рынка должна формироваться постепенно, по мере готовности российских предприятий работать в реальных рыночных условиях. В противном случае она может нанести гибельный удар по отечественной промышленности, сельскому хозяйству и другим отраслям, приведя к утрате экономической безопасности страны.

Важнейшим элементом конкурентной среды является свободное ценообразование, возможность движения цен вверх и вниз под влиянием изменения спроса и предложения.

Цены в России были отпущены в свободное плавание с января 1991 года. Либерализация цен и приватизация тесно взаимосвязаны между собой. Наличие одного при отсутствии другого не позволяет перейти к рыночным отношениям. Либерализация цен позволяет реально оценить приватизируемое имущество, способствует ускорению процесса приватизации и разгосударствлению экономики.

Кроме того, снятие контроля за ценами обнажает реальное состояние экономики, позволяет вскрыть истинные диспропорции в структуре экономики, а далее стимулировать производство востребованных товаров, формировать новые ценовые соотношения и эффективную структуру экономики.

Формирование рыночной среды требует создания соответствующей рыночной инфраструктуры в области финансов, торговли, информации, законодательства, образования.

Появление коммерческих банков и разных финансовых компаний расширяет возможности привлечения денежных средств и одновременно создает условия для повышения эффективности их использования и ответственности за их возврат.

Создание бирж заменяет механизм централизованного снабжения предприятий ресурсами и распределения готовой продукции. Экономические

ресурсы направляются туда, где они выше ценятся, на выпуск востребованных обществом товаров.

Процесс формирования бирж как институтов рынка в России осуществлялся быстрее и успешнее, чем превращение предприятий в рыночных субъектов. Объясняется это отчасти тем, что предприятия перестраивали свою работу, переходили от социалистических методов хозяйствования к иным, рыночным, а биржи создавались заново, как организационные структуры с изначально рыночной мотивацией деятельности. Но, конечно, профессионализм проявлялся не сразу, вначале тоже было стремление к получению сиюминутной выгоды.

Для начального этапа формирования рыночной инфраструктуры было характерно отсутствие тесного взаимодействия с производственным сектором экономики. Причиной этого было кризисное состояние экономики, высочайшая инфляция. Оборот денег в сфере реальной экономики приносил в несколько раз меньшую прибыль, чем в финансовом секторе.

В процессе реформирования общества меняется роль государства. Административные методы его воздействия на экономику заменяются на преимущественно экономические. Государство снимает с себя функции тотального планирования, управления, контроля и др. Акцент делается на правовую сторону – создание условий для нормального функционирования рынка, формирование институциональных структур, обслуживающих определенные аспекты новых отношений, разработку законодательной базы, определяющей взаимоотношения между субъектами рынка – фирмами, гражданами и государством.

Трансформационный процесс сопровождает перестройка мышления, поведения, осознание необходимости принятия иных правил существования, адекватных рыночному поведению. Задача государства поддержать просветительную работу среди населения.

Процесс реформирования общества в России принял очень болезненный характер. Это проявилось в глубоком спаде производства, высочайшей инфляции, расстройстве денежной системы, появлении массовой безработицы, сокращении уровня жизни населения и других негативных явлениях.

Читать еще:  Регулирование рынка труда и занятости населения

В этих условиях государство приняло на себя стабилизационные функции, хотя они не свойственны чисто рыночной модели развития, но характеризуют ее социальную направленность.

На первом этапе необходимость социальной защиты ощущается острее всего. Социальная защищенность должна охватывать, прежде всего, наиболее слабые слои общества – нетрудоспособных, временно безработных, занятых профессиональной переориентацией, пенсионеров.

Критериями завершения первого этапа являются следующие черты развития экономики: встроенность рыночных механизмов в процессы производства, реализации, обмена и потребления товаров и услуг, преимущественное использование в регулирующей деятельности государства экономических методов, стабильность экономики, определенный уровень социальной защищенности, обеспечивающий нормальное существование всех граждан.

Второй этап связан с отладкой рыночных механизмов функционирования экономики. Целью таких преобразований является создание цивилизованного рынка, на базе которого происходило бы эффективное развитие общественного производства.

Глубинные рыночные преобразования связаны:

— с активностью на всех сегментах национального рынка (потребительских товаров, факторов производства, финансов);

— с тесным взаимодействием финансовых структур и производственного сектора экономики;

— с сосуществованием предприятий всех форм собственности;

— с формированием реальных субъектов хозяйствования и концентрацией факторов производства в руках эффективных собственников;

— с изменением методов внутрифирменного управления, с ориентацией их на конечные результаты;

— c мобильностью экономических ресурсов;

— с осуществлением структурной перестройки экономики, т.е. с созданием такой структуры экономики, которая в наилучшей степени отвечала задаче роста уровня жизни российских граждан. Это предполагает увеличение доли отраслей перерабатывающих, импортозамещающих, наукоемких, усиление научно-технического уровня производства и улучшение качества продукции;

— с приемлемой открытостью национальной экономики, с расширением границ конкуренции;

— с выходом значительной номенклатуры продукции обрабатывающих и конечных отраслей российской экономики в разряд конкурентоспособных на мировом рынке.

Определенную роль в приобретении навыков цивилизованного ведения бизнеса может сыграть взаимодействие с иностранными банками и фирмами, организация совместных с иностранным капиталом предпринимательских структур.

По мере становления рыночных отношений усиливается значение фондовых бирж и фондового рынка в целом. Перемещение акций из рук в руки создает возможности для перелива капитала, для концентрации финансовых средств в наиболее динамично развивающихся отраслях для

формирования прогрессивной структуры производства, соответствующей структуре потребностей.

Более того, деятельность финансовых организаций способствует значительному сокращению потребности в использовании централизованных средств.

На втором этапе более совершенный механизм рынка обеспечивает значительную сбалансированность экономики, рост числа рентабельных предприятий, повышение платежеспособного спроса, что является инициатором экономического роста.

На рассматриваемом этапе возрастает роль государства в реализации социальной политики. В частности, в отладке финансовых механизмов формирования социальной инфраструктуры: в области пенсионного обеспечения, медицинского страхования, финансирования жилищного строительства, внедрения и развития потребительского кредита, а также в области занятости отдельных категорий работников.

Одним из важнейших принципов социально ориентированной экономики является принцип социального партнерства. Он может предусматривать, например, оформление договорных отношений, фиксирующих уровень оплаты, условия труда, профессиональное образование и переподготовку, медицинское страхование и т.п.

Таким образом, в ходе российских реформ предполагалось создать:

А) рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями;

Б) структуры и функции макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства.

Основные направления формирования рыночной экономики следующие:

1. Изменение отношений собственности и на базе этого преобразование государственного хозяйства через его приватизацию в хозяйство общее государственно-коллективно-индивидуальное.

2. Преодоление социально-экономической монополии государства, превращение государства в одного из субъектов хозяйствования и управления экономикой.

3. Замена директивного планирования на индикативное.

4. Замена административно-ведомственного управления производственно-хозяйственными единицами на экономическое регулирование (через воздействие на материальный интерес рыночных субъектов, через создание заинтересованности участвовать в экономических и научно-технических программах, через разумную с точки зрения создания стимулов и реализации экономической свободы налоговую и кредитно-денежную политику).

5. Преобразование административно-управляемых хозяйственных связей во взаимовыгодные, договорные.

6. Замена государственной системы ценообразования на свободное рыночное установление цен.

7. Создание рыночной инфраструктуры: банковско-кредитной системы, бирж, широкой сети магазинов (дифференцированных по ассортименту, уровню цен, формам обслуживания, качеству товаров, режиму работы), центров подготовки кадров для работы в условиях рынка, союзов защиты прав потребителей и др.

8. Преобразование работы самих государственных предприятий, позволяющее освободить их от административно-централизованного диктата. Уровень экономической самостоятельности государственных предприятий должен приближаться к уровню экономической свободы негосударственных хозяйственных форм.

9. Преобразование трудовых отношений на основе установления их многообразных форм, порождаемых разными формами собственности и возможностями выбора сфер приложения труда вместо существовавшего безальтернативного государственного найма.

10. Переход от системы государственного установления величины личных доходов через нормируемую заработную плату к многоканальному формированию доходов. Доходы должны зависеть от результатов труда работника, общих результатов труда коллектива, величины собственности.

Эти направления в той или иной степени реализовались в современной России, свидетельствуя о рыночном пути развития нашей страны, хотя и не во всем цивилизованном. Чтобы рынок превратился в цивилизованный, необходимо соблюдать общепринятые в мире формы взаимодействия и правила поведения в бизнесе и в жизни. Государство должно органически вписаться в рыночную экономику, подчиняя развитие рынка интересам общества – повышению уровня жизни населения и движению России к уважаемому, экономически сильному государству.

Читать еще:  Рынков ссудных капиталов и кредитов

Становление и развитие рынка в России

В 1991 г. мировое сообщество узнало о новом государстве, взявшим курс на демократические преобразование с названием Российская Федерация. Оно состояло из 89 субъектов, включая 21 республику с автономным управлением. Перед руководством стояла задача продолжения реформ, направленных на благосостояние народа при неукоснительном следовании правовым нормам. Основным намерением находившихся у «руля» лидеров являлось преодоление экономической отсталости и формирование эффективной политической системы.

Новое правительство

Возникла необходимость укрепления российской государственности и создания органов контроля за народным хозяйством. Представители законодательных и исполнительных структур находятся в усиленной конфронтации, между которыми полностью отсутствует согласие. В 1992 г. под руководством опытного ученого-экономиста Е.Т. Гайдара, аппарат разрабатывает радикальный план преобразований в экономическом секторе. Требуется внедрение методов с использованием механизмов приватизации собственности с преобладанием частного сектора.

Суть преобразований

Правительство опирается на следующие составляющие:
o Установление налогового бремени.
o Либерализацию цен.
o Усиленную защиту малообеспеченных граждан.
Стремительно повышается инфляция. Стоимость произведенных товаров и услуг возрастает приблизительно в 26 раз. Состояние людей видимо ухудшается. Объем выпущенной продукции каждый год опускается на 20%. Тяжелая промышленность находится в полнейшем упадке. Больше всего пострадали:
• Энергетическая система.
• Аграрные предприятия со снижением выпуска продукции на 70%.

Внешняя политика

В результате распада СССР кардинально меняется связь с внешним миром. Новый порядок РФ в данном направлении включает вопросы:
 Не уменьшение размера территорий.
 Тенденция к независимости.
 Курс на рыночное ведение хозяйства.
 Интегрирование во внешнее пространство при активном взаимодействии с другими государствами.
Приоритетными становятся торговые отношения с иностранными партнерами при заключении ряда соглашений и включение в состав Международного валютного фонда. При успешных переговорах с Западом удалось отсрочить выплаты по прежним долгам банкам. Следовало решать вопросы:
 Культуры.
 Соблюдения прав человека.
 Улучшения экологической обстановки.
Крупнейшие мировые державы всячески содействуют благотворным начинаниям.

Основы переходного периода

Сложившаяся к тому моменту ситуация отнюдь не лишена драматизма, но отчетливо прослеживается внутренняя логика происходящего исторического процесса. Экономике надлежало трансформироваться с учетом текущих событий на рынке. Плановая система теряет свои позиции, уступая место рыночным элементам хозяйственного регулирования.
Завершается этап истории при отмене принципов, на протяжении длительного временного промежутка заложенных СССР, названный переходным. Он более глубок, чем следование процессу либерализации. В реальности проводимые преобразования являются лишь началом разделения государства и экономики, существенной предпосылкой для образования рыночной системы. Последовало скорое обустройство свойственных данной среде институтов:
 Приватизация.
 Открытие банков.
 Возникновение рынка всевозможных фондов и валютного регулирования.
Темпы невозможно назвать ускоренными, но все же перемены выявили определенный прогресс. На самом пороге смены веков оставляет пост главы государства Б. Н. Ельцин, публично заявивший о собственной добровольной отставке.
Заканчивается эра кризиса, конфронтации политических деятелей и ослабленной страны. Государство прежний руководитель принял накануне катастрофы, при исчезновении тоталитарных принципов правления. Оно прошло через множество катаклизмов, оказавшись на выходе из кризиса.
Вновь избранный Президент В. В. Путин начинает активно сотрудничать с вновь избранным парламентом. Решительно настроенный на укрепление власти, в число его приоритетов входят:
 Притеснение сложившегося губернаторского корпуса и олигархических структур.
 Изменение в системе налогообложения.
 Сбалансированность бюджета.
В скором времени новшества оправдываются, обнаруживая успех.

Курс на динамические процессы

У страны появляется возможность интенсивно развиваться и преодолевать депрессивные настроения в народных массах. Пагубные последствия кризисной ситуации августа 1998 г. удается скоро преодолеть. В 1999 г. замечается рост в экономике, длящийся с 2000 по 2001 гг. Позитивные тенденции во многом происходят благодаря увеличению объемов выпуска промышленной продукции.
Но рынок не может быть самоцелью для общества, которому необходима высокоэффективная и ориентированная на решение социальных проблем экономика. Невозможно игнорировать вопросы инноваций, прогресса в науке и технике. Лишь подобные установки обеспечат уровень и качество жизни населения.
Установление рыночных отношений предполагает возрождение предпринимательства при неизменном повышении инициативности, предприимчивости, активности, проявления творчества и увлечение инновационными приемами. Россия относится к странам «нарождающихся рынков» без позволения макроэкономической несбалансированности. Кризисная ситуация 1998 г. включила ее в мировую систему финансов. Отныне отход от которой обернется новым коллапсом, приведет к не обустроенности и экономическому тупику.

§ 3.5. Становление рыночной экономики в России

В результате начавшихся с 1992 г. рыночных реформ Россия прошла часть пути к современной рыночной экономике. Произошли следующие заметные изменения:

  • во-первых, появились многочисленные коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, т. е. элементы рыночного хозяйства, без которых невозможно его нормальное функционирование;
  • во-вторых, заметно выросли частный сектор экономики, частное предпринимательство, чему способствовала проведенная в 1990-х гг. приватизация. Около 70% валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. В конце 1990-х гг. в сфере мелкого и среднего предпринимательства действовало более 860 тыс. предприятий, на которых было занято около 6,5 млн человек;
  1. в-третьих, ликвидирован острейший дефицит потребительских товаров и средств производства, заполнились прилавки магазинов; предложение товаров превышает спрос на них, что создает условия для конкуренции;
  2. в-четвертых, произошла институциализация рыночных отношений в результате закрепления в Конституции Российской Федерации свободы экономической деятельности, равноправия различных форм собственности, включая частную; в результате принятия Гражданского кодекса, а также ряда других законов, регулирующих функционирование рыночных институтов.
Читать еще:  Рынок основных средств

Однако рыночные реформы сопровождались и негативными процессами. Наполнение рынка товарами было достигнуто не в результате подъема сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности, производства товаров длительного пользования (напротив, происходило глубокое падение отечественного производства), а за счет импорта товаров, произведенных за рубежом. Вместе с тем произошло значительное сокращение покупательского спроса из-за снижения реальных доходов большей части населения страны.

В результате приватизации экономическая власть, по данным специалистов, оказалась в руках 5—6% населения, включающих четыре группы собственников: это представители теневой экономики и специалисты, накопившие состояние в 1990—1992 гг.; представители высшего аппарата управления; преступные структуры, получившие возможность «отмывания денег» через скупку приватизационных чеков; «директорский корпус», имевший привилегии в приобретении акций.

Приватизация государственной собственности не сопровождалась модернизацией производства. На большинстве приватизированных предприятий рыночные стимулы не заработали. Возник кризис неплатежей, когда предприятия, банки, государство оказались не в состоянии расплатиться с долгами друг другу. Частное предпринимательство было придавлено непомерными налогами, бюрократическими препонами, рэкетом (вымогательством имущества или денег путем угроз и насилия со стороны преступников). Государство не сумело воспользоваться новыми методами регулирования экономики, той части собственности, которая осталась государственной. Социальные последствия этих процессов оказались тяжелыми: снижение жизненного уровня значительной части населения, рост безработицы, усиление социального расслоения.

В этих условиях обострились споры о путях экономического развития страны. Одни считали, что нужно вернуться к командной экономике, государственной собственности. Другие, напротив, предлагали и далее вытеснять государство из экономики. Более взвешенной выглядела точка зрения тех ученых-экономистов, которые считали, что оздоровить экономику молено не путем отказа от реформ, а продолжая их, постепенно преобразуя имеющиеся формы хозяйствования в направлении соци ально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства в экономических и социальных процессах.

В 2000—2003 гг. экономическое положение начало постепенно улучшаться. Почти на треть возрос ВВП. Многие тысячи предприятий эффективно работают. Развивается внутренний рынок. Экономика России стала привлекательной для инвестиций. Международные организации официально признали Россию страной с рыночной экономикой.

Однако темпы роста экономики нашей страны все еще недостаточны. Структура экономики пока не сбалансирована. В ней преобладают отрасли, добывающие сырье. Необходимо продвижение российской экономики в высокотехнологичные, высокодоходные сферы. Медленно формируется рынок услуг. Их качество низкое, а плата за них растет. Эти и другие проблемы российской экономики потребуют решения в предстоящие годы.

ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России

ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России

Товарный рынок в России находится в стадии своего становления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на первоначальном этапе перехода от командно-административной экономической системы к развитым рыночным отношениям. Самыми важными недостатками, которые необходимо устранить, являются:

1) отсутствие четкой системы сбыта. Многие производственные предприятия недостаточно продумывают и организуют сбыт произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а все сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами. Чтобы исправить данную ситуацию, предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт;

2) недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности. При развитом торговом рынке оптовые посреднические организации часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации стали самодостаточным звеном, они освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров. В силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя;

3) слабое развитие розничных торговых сетей. В современной России мало правовых механизмов контроля над розничными торговыми сетями, в результате чего большое количество товара и денег зависло в неподконтрольных производителю посреднических и розничных организациях, так и не дойдя до потребителя.

Для преодоления несовершенства торгового рынка в России необходимо проведение следующих мер:

1) планирование производства с учетом возможности сбыта будущих товаров;

2) создание разветвленной сети профессиональных оптовых посреднических организаций;

3) создание контролируемых розничных торговых сетей;

4) формирование информационного обеспечения товарных рынков;

5) развитие тароупаковочной индустрии;

6) развитие транспортного обслуживания товарных рынков;

7) нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков;

8) укрупнение партий поставок;

9) обеспечение условий передвижения и хранения товара с минимальными потерями;

10) создание сети организаций, осуществляющих платежно-расчетные операции и кредитование при передвижении товаров;

11) внедрение современных форм управления рыночной инфраструктурой;

12) организация подготовки и переподготовки кадров;

13) повышение уровня культуры рыночных отношений;

14) устранение склонности контрагентов к нарушению взаимных обязательств;

15) упразднение значительного влияния криминальных структур;

16) равномерное расположение посреднических организаций на территории России;

17) устранение раздробленности рынка транспортно-экспедиционных услуг;

18) обеспечение сохранности грузов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector