Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория регулирования рынка

Концепции регулирования рыночной экономики

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Минск

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Хорошко О. Б.

Антонова Н. Б.

При Президенте Республики Беларусь

Академия управления

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 3

1.1. Предмет и задачи курса «Государственное регулирование экономики». 3

1.2. Концепции регулирования рыночной экономики. 7

1.3. Роль и место государства в экономических системах и моделях рыночной экономики. 13

1.4. Государство в условиях белорусской социально ориентированной рыночной экономики. 20

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 27

2.1.Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода. 27

2.2. Субъекты и объекты регулирования. 34

2.3. Функции государства в системе регулирования экономики. 38

2.4. Государственный сектор экономики. 45

ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 55

3.1. Понятие и классификация форм и методов государственного регулирования, их характеристика. 55

3.2. Государственный заказ в системе.

государственного регулирования экономики. 62

3.3. Амортизация, стандартизация, сертификация, лицензирование, товарные знаки в системе государственного регулирования 65

3.4. Программно-целевой метод государственного регулирования экономики. 68

3.5. Балансовый метод регулирования экономики. 71

3.6. Нормативный метод в государственном регулировании экономики. 75

3.7. Методы прогнозирования. 78

ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ..98

4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. 98

4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики. 103

4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. 106

4.4. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь. 113

ГЛАВА 5. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ, НАЛОГИ И ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 124

5.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития. 124

5.2. Финансовые ресурсы государства. 130

5.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь. 136

5.4. Налоги в системе государственного регулирования экономики. 149

5.5. Кредитно-денежное регулирование. 168

5.6. Цены в системе государственного регулирования экономики. 175

ГЛАВА 6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.. 191

6.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования. 191

6.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой. 196

6.3. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. 203

6.4. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь. 206

6.5. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке. 214

6.6. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. 221

6.7. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция. 228

1.1. Предмет и задачи курса «Государственное регулирование эконо-

мики»

Важнейшую роль в жизни общества играет государство,которое выступает как формаего политической организа­ции.Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите су­ществующего строя и порядка посредством политичес­кой воли, авторитета власти, принуждения и других ме­тодов.

Государство возникло вследствие общественного разделе­ния труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода че­ловеческого развития понятие государства непременно отож­дествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало гос­подство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государ­ство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти, признаками которого явля­ются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; опре­деленной территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Формируя и выражая всеобщую волю, государство изменя­лось по мере развития общества. Переход к индустриальному обществу обусловил появление сложной динамической систе­мы, включающей в себя накопленные человечеством знания, технику и самого человека, и появление такой науки, как уп­равление, а также государственное управление.

Но если наука управления, менеджмент по мере появления научных разработок Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмер­сонна – пионеров этой науки – получила бурное развитие, то развитие государственного управления, соединяющего в себе государственную власть с управленческими знаниями, длитель­ное время тормозилось самими законами развития капиталис­тического общества, так как капитализм всегда отождествлял­ся с понятием свободного предпринимательства. И лишь та­кие события, как первая мировая война, революции, «великая» экономическая депрессия (1929 – 1933), различные тоталитар­ные эксперименты, вторая мировая война, а также последствия всех этих событий привели к перелому в осознании роли и значения государственного управления, дали толчок к разви­тию теории государственного управления как комплексного научного знания, как науки.

Основанное на силе власти и верховенстве права, государ­ственное управление представляет собой очень сложную сис­тему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных эле­ментов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвя­зей и проявлений.

Неотъемлемой составляющей государственного управления является государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика и все ее подсистемы – регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Следует отметить, что в настоящее время в одинаковом значении по отношению к экономике используются два термина: государственное управление экономикой и государственное регулирование экономики, однако в научной литературе все чаще поднимается вопрос о их различии. В нашем учебном курсе мы допускаем условное отождествление этих понятий, использование их как синонимов применительно к управлению объектами, имеющими экономическую природу. Вместе с тем, следует иметь в виду, что близкие по смыслу понятия «государственное управление экономикой» и «государственное регулирование экономики» все же имеют определенные отличия.

С точки зрения теории управления категория «управление» носит более общий характер. Здесь регулирование можно рассматривать как функцию управления и, соответственно, как частный случай управления, которое может дополняться и другими собственно управленческими функциями.

Регулирование обеспечивает заданную направленность в развитии экономических и социальных процессов и деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с заданными целями и условиями развития национальной экономики, предотвращая потенциальное действие рыночных механизмов и опираясь в большей мере на экономические методы и инструменты.

С точки зрения масштабов применения, государственное регулирование, которое не является прямым воздействием со стороны государства на экономические объекты, имеет более широкие границы. Оно охватывает и регулирует в заданном направлении деятельность всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности.

Можно приводить и другие доводы в отношении понятий «государственное управление экономикой», «государственное регулирование экономики», но в прикладном аспекте несоответствие этих понятий не носит принципиальный характер. При любом названии речь идет об эффективном воздействии государства на развитие национальной экономики в соответствии с поставленными целями и задачами.

Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и т. д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др.

Читать еще:  Общая характеристика российского рынка труда

Развитие самой системы государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием многих наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественности развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономки требует применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками.

Предметом изучения государственного регулирования экономики является целостная система государственного регулирования экономики, методологические и организационные основы ее построения и функционирования.

Содержанием государственного регулирования экономики является регулирующее воздействие государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.

Основными задачами изучения курса «Государственное регулирование национальной экономики» являются:

· формирование представлений о государстве как активном участнике

экономической жизни общества, становлении и развитии целостной системы государственного регулирования национальной экономики;

· освоение методологических основ государственного регулирования на

циональной экономики, форм, методов и механизмов государственного регулирования и приобретение навыков их использования в условиях белорусской модели социально-экономического развития;

· изучение целей, принципов, стратегических задач социально-

экономического развития белорусского государства;

· ознакомление с зарубежными теориями, концепциями государственного

· изучение особенностей и основных форм, методов и инструментов го-

сударственного регулирования экономики, направлений их применения;

· приобретение навыков применения теоретических знаний к анализу от-

дельных направлений государственной экономической политики, вариантов и сценариев развития национальной экономики.

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы. Если в период формирования рыночных отно­шений (XVII – XVIII вв.) признавалась необходимость госу­дарственного регулирования торговли, промышленности, то в конце XVIII в. вмешательство государства расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений. Это не могло не сказаться на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики (рис. 1.1).

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим уче­нием и экономической политикой периода раннего капи­тализма (XV – XVIIвв.).

Представители школы меркантилизма выступали за ак­тивную государственную экономическую политику, отражаю­щую интересы торгового капитала (крупных торговых моно­полий) и содействующую развитию торговли и промышленно­сти, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было при­влечение в страну возможно большего количества золота и се­ребра: чем больше денег, тем богаче государство.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа:

ранний этап, для которого характерна политика денеж­ного баланса; ее цель – удержание денег в стране;

поздний этап, во время которого проводилась политика торгового баланса, направленная на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу (т. е. превышение вывоза над ввозом).

ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Необходимость и сущность экономического регулирования.

2. Типы экономического регулирования.

3. Альтернативные подходы к определению характера и роли государственного регулирования макроэкономики.

Изучение темы начинается с выяснения объективной необходимости регулирования национальной экономики, его основных целей. Изучаются типы макроэкономического регулирования: рыночное саморегулирование, государственное и смешанное регулирование, их роль, достоинства и недостатки. Выясняются основные направления экономической деятельности государства и их максимально доступные границы. В этой связи анализируются альтернативные подходы к определению характера государственного регулирования экономики и его роль. С учетом развития рыночных отношений в нашей стране раскрываются некоторые важные вопросы по осуществлению экономической реформы.

Необходимость и сущность экономического регулирования

Как известно, национальная экономика любого общества представляет собой сложную систему с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами:

— ресурсами, которыми располагает страна;

— объемами их распределения между экономическими субъектами;

— объемами производства данных субъектов;

— частями национального продукта, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления и др.

Важное значение для макроэкономики имеет воспроизводственная и отраслевая структура национального продукта.

К воспроизводственной структуре относят деление общественного продукта в зависимости от функционального назначения его частей. Отраслевая структура производства отражает систему распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности.

Национальная экономика, ее целостность базируется на общественном разделении труда, которое делает взаимосвязанными все крупные сферы экономики, отрасли производства, территориальные подразделения (регионы) страны. Постоянно укрепляющиеся взаимосвязи между звеньями общественного разделения труда создают макросистему, органически соединяющую все материальное и нематериальное производство в единую систему.

Для динамичного развития национальной экономики, как единой системы, необходимо соответствие между ее элементами, сбалансированность в использовании ограниченных производственных ресурсов и их распределении между различными членами общества.

Непременным же условием нормальной жизни общества является достижение макроэкономического развития, такого состояния национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос.

Для установления и поддержания такого равновесия нужен общественный регулятор экономики, призванный уравнивать все макроэкономические структуры и обеспечивать экономическое развитие.

В экономической литературе макроэкономический регулятор (иногда называют «хозяйственный механизм») определяют как общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства[18]. Он выполняет следующие функции:

1) объединяет все хозяйство нации в единую систему;

2) направляет деятельности всех низовых звеньев экономики;

3) распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями;

4) стимулирует высокоэффективное предпринимательство.

Как было отмечено, объектом макроэкономического регулирования выступает национальная экономика в целом. А поэтому целью такого регулирования являются национальные интересы, которые сводятся к обеспечению устойчивого и эффективного развития экономики, повышению благосостояния всего населения страны.

Структуру хозяйственного механизма можно представить с точки зрения набора образующих его элементов:

1. Определенных форм хозяйствования;

2. Соответствующих принципов и методов регулирования;

3. Информационного комплекса регулирования;

4. Аппарата регулирования и контроля за ходом производственного процесса. Макроэкономический регулятор составляет единую, целостную систему, где комплексное взаимодействие всех образующих его элементов служит условием эффективного функционирования национального хозяйства.

Естественно, такой регулятор макроэкономики начинает действовать в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создает развитое товарное производство и рынок.

Таким образом, постоянные и сознательное регулирование национальной экономики представляет собой одну из объективных общественных тенденций современного экономического развития. В странах с развитыми рыночными отношениями ныне выработана целая система форм и методов воздействия на экономику, опыт использования которых представляет непосредственный интерес для всех стран.

В историческом плане, в мировой практике, сложились три типа регулирования национальной экономикой: рыночный, государственный, смешанный.

Рассмотрим в общих чертах каждый из них.

Типы экономического регулирования

Рыночное саморегулирование

Механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически обосновал А. Смит. Он считал рынок «естественным порядком», полностью соответствующим самой природе человека. В основе обмена на рынке лежит взаимная выгода его участников. Каждый человек достигает своей цели, оказывая услуги другим людям, предлагая им свой труд и его результаты. На рынке, отмечает А. Смит, различные продукты людей «…благодаря склонности к торгу и обмену собираются как бы в одну общую массу, из которой каждый человек может купить себе любое количество произведений других людей, в которых он нуждается».[19]

Читать еще:  Санирующая функция рынка предполагает

Центральной идеей учения А. Смита о рынке является обоснование взаимодействия личного и общественного интересов. По его словам, преследуя свои собственные интересы, предприниматель неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества.[20]

По мнению французского экономиста Ж.Б. Сэя, рыночный механизм настолько гибок, что в состоянии сам устранить диспропорции, которые время от времени образуются в экономике, с помощью свободной конкуренции.

Конкуренция выступает решающей силой, вызывающей движения рыночной цены к уровню равновесной ситуации. Она позволяет товаропроизводителям и обществу в целом успешно достигать своих целей, ориентировать производство на удовлетворение потребностей людей. В этой связи можно привести интересное положение Ф. Энгельса. Он писал: «…конкуренция осуществляет такую организацию и такой порядок общественного производства, которые являются единственно возможными при данных обстоятельствах. Только слишком низкие или слишком высокие цены воочию показывают отдельным производителям – что и сколько требуется для общества и чего не требуется».[21]

Свободная конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно, так как они направляются прежде всего в те отрасли, которые производят необходимые для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию.

Каков же механизм рыночного саморегулирования? В самом сжатом и общем виде модель рыночного регулирования можно представить следующим образом. Товарный рынок определяет (отслеживает) неудовлетворенный спрос покупателей и посылает сигналы рынку капиталов – фондовым биржам. Курс акций фирм (предприятий), производящих дефицитную продукцию, начинает повышаться, спрос на них увеличивается. Напротив, у фирм (предприятий), продукция которых перестает пользоваться спросом, курс акций начинает падать, что заставляет их (фирмы) перестраивать производство, в противном случае они терпят убытки и в конечном счете вообще разоряются. Каковы же особенности и преимущества рыночного регулятора?

Рыночный механизм характеризуется прежде всего оперативной координацией действий всех участников общественного производства. Регулятором здесь выступает непрерывно поступающая, постоянно обновляемая информация о динамике цен, ставках заработной платы, уровне банковского процента, валютном курсе, величине арендной платы, норме прибыли, уровне налогов и т.д.

Благодаря этому рынок имеет возможность оперативно определять объем и структуру предложения, устанавливать его соотношение со спросом, быстро реагировать на потребности в новых товарах и услугах. Рынок активно влияет на структуру и пропорции в экономике, способствует более рациональному распределению и использованию имеющихся ресурсов страны, служит мощным рычагом научно-технического процесса, внедрения в производство новой техники и технологии.

Как показала многолетняя мировая практика, рыночный механизм действует постоянно и эффективно, стимулируя инвестиции, снижение затрат, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг. В условиях рынка успешнее решаются основные социально-экономические задачи общества (уровень жизни, структура и эффективность производства).

Несмотря на ряд преимуществ рыночного механизма, существуют серьезные недостатки, о которых свидетельствует весь мировой опыт экономического развития. Так, рыночный механизм не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества.

1. Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности «внешние эффекты». Они могут возникать и в производстве, и в потреблении, иметь как положительное, так и отрицательное значение. Яркий пример «внешнего эффекта» со знаком «плюс» – это деятельность садовода, создавшего прекрасный цветник, благоприятно влияющий на настроение людей; пример со знаком «минус» – работа химического завода, загрязняющего атмосферу, что отрицательно влияет на здоровье людей.

2. Рыночные отношения сами по себе не в состояние обеспечить социальную защиту нетрудоспособных членов общества, безработных. По самой своей природе «нерыночны» фундаментальная наука, функционирование вооруженных сил, правоохранительных служб и т.п.

3. Усиление действия факторов, которые деформируют или парализуют рыночный механизм. К ним относятся: а) все типы монополий, которые ограничивают доступ на рынки, мешают свободному перемещению капитала, устанавливают произвольные цены; б) постоянная инфляция; в) вынужденная безработица; г) диспропорции экономики, порождающие экономические кризисы.

Все это позволяет сделать вывод о том, что сам рыночный механизм не в состоянии преодолеть действие отмеченных факторов, а тем более искоренить или резко ограничить их разрушительное действие.

Недостатки рыночного механизма с особой силой проявились во время разрушительного экономического кризиса 1929–1933 годов. За этот период во всем капиталистическом мире совокупный объем промышленного производства сократился на 46%, выплавка стали – на 62%, добыча угля – на 31%, производство продукции судостроения – на 83%, внешнеторговый оборот – на 67%. Реальные доходы населения сократились в среднем на 58%.

Внутренние противоречия и недостатки рыночного саморегулирования потребовали усиления государственного вмешательства в экономические отношения.

2. Регулируемые и нерегулируемые рынки

2. Регулируемые и нерегулируемые рынки

В зависимости от наличия внешнего управления протекающими на рынках процессами, они делятся на регулируемые и нерегулируемые.

Нерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не подвергаются управлению, а протекают сообразно естественным механизмам рыночной саморегуляции.

Такое состояние рынка обеспечивает режим эффективного распределения ресурсов. Естественные рыночные механизмы направляют ограниченные ресурсы на производство благ, которые более всего необходимы населению. Постоянное совершенствование технологий производства способствует эффективной комбинации спроса и предложения – их уравновешиванию. Личные интересы индивидуума в рыночных условиях направляются таким образом, что он действует на благо всего общества: производит более всего необходимые блага, стимулом к чему служит цена блага.

Основу свободного рынка составляет экономическая свобода, но при этом рынок направляет ее в интересах всего общества. Рынок способен координировать деятельность большого количества индивидуумов без использования средств насильственного принуждения. Свобода экономической деятельности входит в основные причины высокой эффективности нерегулируемого рынка – только от личных способностей, действий человека зависит уровень его благосостояния, что и стимулирует его повышать эффективность своей хозяйственной деятельности.

Недостатком нерегулируемого рынка является постепенное снижение конкурентной борьбы, которая является двигателем эффективного функционирования рынка.

С позиции потребителя она является благоприятным явлением, но для производителя она представляется нежелательным элементом хозяйственной деятельности. В процессе развития рынка производитель неизбежно стремится минимизировать влияние конкуренции на его деятельность (например, с помощью различных договоров, слияний компаний) и в конечном счете монополизировать рынок. Одновременно с этим научные и технические разработки требуют концентрации капитала, которая возможна только при объединении экономических ресурсов нескольких хозяйствующих субъектов, вследствие чего на рынке остается несколько производителей, которые имеют достаточные ресурсы для ведения научно-технических разработок и которые способны предоставить потребителю более качественные блага. Такая ситуация позволяет управлять спросом, регулируя предложение, потребитель вынужден покупать предложенные товары по предложенной цене, так как их заменители отсутствуют на рынке. В процессе своего развития на нерегулируемом рынке ослабевает конкуренция, одновременно с чем снижается эффективность функционирования рыночных механизмов.

Другой недостаток нерегулируемого рынка заключается в усилении тенденции к неравномерному распределению ресурсов – национального богатства среди населения. Система свободного рынка способствует концентрации капитала у небольшого количества более способного к хозяйственной деятельности населения. Признаваемое и гарантируемое право собственности усиливает имущественную дифференциацию, так как капитал передается по наследству.

Система нерегулируемого рынка не всегда способна адекватно реагировать на сигналы потребителей и производить все необходимые им блага. Производитель принимает решение об эффективности производства определенного блага только на основании соотнесения собственных издержек и прибыли, но не производит оценку издержек для всего общества (например, негативного влияния промышленного производства на экологию и необходимых для его устранения издержек).

Читать еще:  Условия рынка совершенной конкуренции

Еще одна дисфункция рынка проявляется в его неспособности производить общественные блага. Основанная на личной выгоде хозяйственная деятельность не считает приоритетным направлением производство общественных благ, которые необходимы всему обществу, но их финансирование не может быть произведено индивидуальным потребителем, а только группой или всем населением. Несовершенство ценообразования и невозможность обеспечить оптимальный для общества уровень занятости также относится к существенным недостаткам рынка.

Вместе с отрицательными чертами нерегулируемого рынка существенно и его преимущество в обеспечении эффективного распределения ресурсов.

Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.

Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.

Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.

Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.

В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.

Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.

Основными точками государственного регулирования рынка являются:

1) экономические циклы;

2) структура рынка;

3) обращение и накопление капитала;

4) регулирование уровня занятости;

5) денежно-кредитная сфера рынка;

8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;

10) внешнеэкономические отношения.

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Теории и методы государственного регулирования;

Билет 17.

Роль и функции государства в условиях рынка.

Билет 16.

Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.

Функции государства в рыночной экономике:

1. обеспечение правовой базы для всех хозяйственных субъектов;

2. защита конкуренции;

3. перераспределение доходов между территориями, отраслями и группами население;

4. финансирование фундаментальных наук и охрана окружающей среды;

5. милитаризация, общественный порядок, поддержка социальной инфраструктуры;

6. контроль и регулирование уровня занятости, цен и темпов экономического роста;

7. изменение структуры производства с целью корректировки распределения ресурсов с учетом положительных и отрицательных внешних эффектов;

8. производство общественных благ (они неисключаемы, неконкурентоспособны, неделимы, издержки на их производство не зависят от количества их использования).

Государственное регулирование – система типовых мер законодательного, административного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для достижения основных макроэкономических целей.

Теории государственного регулирования:

1. Меркантилисты. Основной экономической школой в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм – воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII в., суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля. Сторонники меркантилизма провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Меркантилизм – первая экономическая школа, которая рассматривала золото и серебро (позднее – излишек продуктов, обмениваемых на внутреннем рынке) как источники богатства; соответственно меркантилисты призывали к развитию международной торговли.

2. Физиократы – экономическая школа, представители которой считали, что источник богатства – это труд в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль.

3. Классическая теория невмешательства в экономику. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство». В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

4. Кейнсианская концепция. Она получила распространение в 30-е годы XX в. после глубочайшего спада экономики США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Эта теория обосновывает объективную необходимость и практическое значение государственного регулирования экономики. Заслуга Кейнса в том, что он доказал необходимость роли государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния: стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестиционной деятельности, а следовательно уменьшения цены кредита (уровня учетной ставки); расширения государственных закупок; повышения уровня занятости как фактора увеличения доходов населения; проведение рациональной фискальной политики, организация государственного планирования, расширения государственных социальных программ и т.д.

5. Марксизм – экономическая школа, основанная на учении К. Маркса, которая обосновывает необходимость уничтожения частной собственности и конкуренции, смены стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы при помощи плана на основе общественной собственности.

6. Монетаризм – экономическая школа, которая пропагандирует отказ от широкого вмешательства государства в экономику, отдает предпочтение непрямым методам, а точнее – регулированию денежного обращения. Сторонники теории экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которая осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на базе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

· прямые (введение нормативов, государственных заказов, стандартов, лимиты, индикаторные планы, займы);

· косвенные (монетарная, фискальная, внешнеэкономическая, валютная и социальная политики, законодательные базы, государственное предпринимательство).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector