Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние рынка труда на образование

Вопрос 43: Взаимосвязь рынка труда и системы образования в России с позиции ЭЗ.

Образование, особенно высшее имеет огромное значение для развития человеческого капитала. Характерной чертой экономики знаний является наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения.

Кроме того, важным аспектом изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке является короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий. Многие знания, имеют ценность в определенный период либо до наступления определенного события, после чего могут полностью обесцениться (например, конфиденциальная информация об условиях проведения какого — либо конкурса ценна лишь, пока конкурс не состоялся). Темпы морального износа знания гораздо выше, чем других видов ресурсов. Поэтому становится очевидным, что именно «жизненный цикл» знания диктует необходимость непрерывного образования и регулярного обновления индивидуальных способностей, повышения квалификации.

Одна из основных тенденций современного рынка труда — несоответствие структуры имеющегося объема и качества образовательного потенциала структуре спроса, предъявляемого работодателями, существенное отставание уровня развития образовательной сферы от реальных потребностей рынка труда.

Рынки труда и образовательных услуг, отвечающие за процесс воспроизводства трудового потенциала, а именно за подготовку, формирование и распределение работников по видам экономической деятельности, находятся в непрерывном взаимодействии. Однако в настоящее время процесс скоординированного развития данных рынков серьёзно нарушен. Изменения, происходящие на российском рынке труда, проявляются в форме активизации трудовой миграции, унификации квалификационных систем и др. В этой связи рынок труда предъявляет совершенно новые запросы к отечественному рынку образовательных услуг, в которых отражаются происходящие в экономике изменения. Вместе с тем на практике существует определенный разрыв в несоответствии предложения подготовленных в образовательных учреждениях профессиональных специалистов спросу на них со стороны работодателей.

С начала 90-х годов наблюдается резкий рост подготовки специалистов гуманитарного профиля, преимущественно, экономического и юридического направлений (на 20% за период 2005-2010 гг.), в то время как темп прироста инженерно-технических специалистов за этот же период был в два раза меньше гуманитариев, при том, что на рынке труда существует значительный дефицит инженерно-технических кадров.Указанные проблемы являются следствием ослабления связей между системой образования и предпринимательским сектором, которое приводит к несоответствию требуемых со стороны производства компетенций к специалистам по уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Основные причины возникшей ситуации заключаются в отсутствии координации во взаимосвязи рынков труда и образования в рамках экономической системы, а также изолированности их друг от друга. Так, анализ современного состояния российского рынка труда показывает, что он характеризуется нестабильным развитием, слабо адаптирован к достижениям научно-технического прогресса, обладает нарушенной равновесной конъюнктурой.

В силу названных причин развивается противоречивая тенденция — увеличивается число незанятых лиц с высшим образованием, которые призваны управлять сложными технологическими процессами и привносить новые технические и технологические элементы в трудовой процесс.

В то же время рынок образовательных услуг переживает период коррекции в связи с проводимыми преобразованиями: переходом на двухуровневую систему подготовки в ВУЗах (бакалавр и магистр), принятием новых образовательных стандартов, направленных на снижение фундаментальности отечественного образования, введением нового Федерального закона «Об образовании», усиливающего коммерциализацию российского образования и т.д.

В результате, рынок образовательных услуг ещё окончательно не сформирован, слабо увязан с требованиями современной экономики, а переход на рыночные рычаги связан, преимущественно, с развитием платных образовательных услуг. Рассогласованность взаимосвязи образовательного рынка и рынка труда в значительной степени проявляется в отставании предлагаемых образовательных услуг от реальных потребностей рынка труда, несоответствии развития направлений образования, классификации профессий и специальностей имеющимся вакансиям на рынке труда.

Для обеспечения перестройки российского профессионального образования требуются специальные механизмы, система инструментов реализации взаимовыгодного сотрудничества государства, предпринимательского сектора и образовательных учреждений, которые могут способствовать достижению соответствия качества подготовки и специалистов и их количественных параметров требованиям производства. Основным интеграционным механизмом в современных условиях является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое создает условия для эффективного взаимодействия образовательных учреждений с предпринимательскими структурами. Понятие государственно-частного партнерства в образовании впервые было определено в документе Экономической комиссии ООН по Европе. Целью внедрения механизма ГЧП в сферу профессионального образования является повышение интеллектуального потенциала профессионального образования и науки как условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики страны.

• В рамках ГЧП образовательные учреждения усиливают свое взаимодействие с субъектами рынка труда и корректируют содержание и направления образовательных программ в соответствии с задачами потребителей подготавливаемых специалистов.

• Государственно- частное партнёрство является результативной формой финансирования развития образования в рамках требуемых для бизнеса направлений, тем самым, усиливая позиции подготовки специалистов, в которых в большей степени заинтересован рынок труда.

Каждый из участников механизма ГЧП при вступлении в партнерство руководствуется своими целями и задачами. Для образовательных учреждений это привлечение внебюджетных источников финансирования для расширения финансовой базы профессионального образования; рост конкурентоспособности образовательных учреждений; повышение качества образовательных программ; стимулирование создания инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях; формирование уровня подготовки специалистов в соответствии с динамично изменяющимся спросом на рынке труда; усиление инновационной составляющей образования. Участие в ГЧП частных компаний открывает для них новые возможности развития инновационного бизнеса. В то же время частные компании могут также присоединиться к государственно-частному партнерству и с более конкретными целями, в частности, возможность использования результатов научных исследований и разработок вузов; получение доступа к вузовской инфраструктуре, а также к высокотехнологичному оборудованию. Мотивация участия в партнерстве государственного сектора определяется стимулированием инновационной активности бизнес-структур, производящих высокотехнологичную продукцию; подготовкой специалистов требуемого профиля и специализации, адаптированных к конкретному предприятию; созданием новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; вовлечением в экономический оборот результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; наращивание и развитие инновационной инфраструктуры.

Влияние рынка труда на образование

Решение проблемы сбалансированности рынка труда является одним из условий успешного функционирования и прогрессивного развития любой национальной экономики. Несоответствие структуры спроса на рабочую силу структуре её предложения порождает многочисленные негативные последствия: безработицу среди трудоспособного населения, снижение уровня и качества жизни, чрезмерное расслоение общества, ухудшение морального климата в социуме, рост преступности и увеличение масштабов теневой экономики. Одновременно наблюдается дефицит работников по отдельным специальностям, что не может не отражаться на результатах производственной деятельности предприятий.

Анализ рынка труда в целом по России и по отдельным регионам позволяет утверждать о наличии существенного несоответствия количества и качества предлагаемой рабочей силы реальным потребностям экономики. Низкий уровень официальной безработицы, публикуемый в статистических изданиях, не является показателем благоприятной ситуации на российском рынке труда. Меры, предпринятые правительством по регулированию данного рынка, создают лишь внешнюю картину благополучия: работодатели поставлены в условия, когда выгоднее становится сохранять избыточную рабочую силу, способствуя тем самым распространению неэффективной занятости.

В действительности предприятия испытывают определённый дефицит в работниках, имеющих рабочие специальности, в то время как среди безработных доля таковых ничтожна мала. Безработные, имеющие высшее образование, как правило, редко соглашаются трудоустраиваться на рабочие места, не требующей высокой квалификации. Но тенденция тотального и повсеместного получения высшего образования привела к резкому увеличению таких работников. В результате можно наблюдать существенный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в аспекте уровня профессионального образования. Другим моментом в рассматриваемой проблеме является несоответствие вакансий предлагаемым услугам труда в разрезе специальностей и направлений подготовки. В то время как экономика испытывает острую потребность в работниках инженерно-технического профиля, значительная часть безработных имеет гуманитарную подготовку. Согласно статистическим данным, на рынке труда молодых специалистов в 2013 г. заметно сократилось число вакансий в сфере продаж и банковского сектора на фоне роста вакансий от промышленных предприятий [1]. Наибольший коэффициент напряжённости (отношение числа безработных соискателей к числу вакансий) в июле 2013 г. наблюдался в секторе «Банковское дело» и «Юриспруденция». Исследование контингента студентов, обучающихся в техническом вузе, позволяет утверждать, что подавляющее большинство будущих специалистов предпочитают получать профессиональное образование отнюдь не по техническому профилю, а по экономическому и юридическому.

Читать еще:  Рынок капитальных благ

Сокращение количества квалифицированных инженеров объясняется не только низким уровнем заработной платы, особенно для молодых специалистов, но и существенным снижением престижа данной профессии, а также сложностью профессиональной подготовки специалистов данного направления. Ситуация усугубляется тем, что на фоне сокращения общего числа абитуриентов, ухудшения качества общеобразовательной подготовки выпускников школ по дисциплинам физико-математического цикла, постоянного усложнения содержания профессионального обучения инженеров (по объективным причинам), уменьшается число молодых людей, желающих поступать и учиться на инженерные специальности. Отчасти помогают исправить ситуацию меры государственного регулирования, в числе которых следует указать выделение большего количества бюджетных мест для студентов инженерных специальностей, стипендиальную поддержку этих студентов, выделение дополнительных денежных средств на профессиональную подготовку и переподготовку инженерных кадров.

Вместе с тем, это не решает в полной мере проблему дефицита востребованных специалистов. Очевидно, что определённую роль в данном процессе играет рынок образовательных услуг и учебные заведения как субъекты этого рынка. Специфика упомянутого рынка определяется особенностями реализуемого на нём товара – образовательные услуги. В последнее время образовательные услуги рассматриваются в качестве общественного и частного блага одновременно, что позволяет утверждать о целесообразности сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования реализации образовательных услуг на соответствующем рынке. С одной стороны, государство может владеть более полной и оперативной информацией о ситуации на рынке труда и своевременно предпринимать соответствующие меры для решения актуальных проблем. В частности, государство может влиять на структуру подготовки молодых специалистов, располагая необходимыми для этого финансовыми инструментами, идеологическими, социальными и пр. С другой стороны, мы наблюдаем недостаточную оперативность и эффективность государственного урегулирования рассматриваемой нами проблемы. Государство не осуществляет должного прогнозирования потребностей в специалистах и соответствующее ему планирование подготовки квалифицированных кадров в том количестве и того уровня, которые действительно востребованы экономикой.

Рыночный механизм регулирования процесса реализации образовательных услуг является более гибким и оперативным. Рынок в силу своей природы должен быстро реагировать на изменение потребностей покупателей, предлагая им тот товар, который востребован в данный момент времени. Но как и всякий товар, любой рынок имеет свои особенности, что отражается на механизме его функционирования. Первоначально покупателями образовательных услуг являются абитуриенты (их родители), оплачивающие обучение. Неправильная ориентация молодёжи на будущую профессию, востребованную рынком труда, во многом обусловлена недостатком информации, неспособностью предвидеть ситуацию на рынке труда на дальнюю перспективу (чем выше уровень получаемой квалификации, тем длительнее процесс обучения), искажёнными представлениями о престижности тех или иных профессий. Зачастую профессиональный выбор абитуриента обусловлен размером зарплаты, которую получают высококвалифицированные специалисты, имеющий солидный стаж работы, на момент начала профессионального обучения. Изменение ситуации на рынке труда за время обучения, низкий уровень оплаты труда для молодых специалистов объясняет отказ выпускников вузов работать по полученной специальности, что в ещё большей степени может усугублять дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Складывается ситуация, когда спрос на образовательные услуги (профессиональные компетенции) не детерминирован потребностями производства, а предложение трудовых услуг в значительной мере определяется запросами и амбициями молодых людей – получателей услуг профессионального образования. Таким образом, отсутствует эффективный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, в котором последний выступает прямым «заказчиком» профессиональных образовательных услуг.

Необходимость прогнозирования потребности в специалистах определённого уровня подготовки и по соответствующим направлениям на уровне государства/регионов является действительно актуальной задачей, за которой следует задача реализации соответствующих мер. Несмотря на то, что «конечным» потребителем «продукта» образовательного процесса выступает производитель (работодатель), отдельный работодатель не имеет достаточных ресурсов для самостоятельной профессиональной подготовки необходимых ему специалистов. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, безусловно, должно регулироваться на государственном уровне.

В настоящее время активизировалось взаимодействие работодателей с профессиональными учебными заведениями. Существует определённое многообразие форм и инструментов этого взаимодействия: проведение совместных научно-практических конференций и семинаров, работодателей в профессиональной аккредитации образовательных программ, привлечение работодателей к проведению лекционных и семинарских занятий, создание совместных инновационных центров и базовых кафедр и многое другое. Но всё это не снижает остроты проблемы несоответствия структуры спроса на труд структуре предложения труда. Актуальными остаются претензии работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов (недостаточность практической компоненты в подготовке студентов; излишняя академичность системы образования; недостаточность проектно-исследовательской работы студентов и пр.). К этому можно добавить несоответствие разработанных программ учебных дисциплин реальным требованиям современного производства, отсутствие полноценной внешней оценки качества учебных программ и образовательных учреждений, недостаток ресурсов для повышения качества профессиональной подготовки (финансовых, образовательных).

Условием получения молодыми людьми профессионального образования, действительно востребованного на рынке труда, и как следствие повышения уровня эффективной занятости трудоспособного населения, является формирование механизма государственного регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг как важных составляющих социальной среды. На взаимодействие указанных рынков оказывает воздействие ряд факторов: миграционные процессы, демографическая ситуация, государственное и общественное регулирование, структура экономики, государственная политика занятости и пр. Осуществляя регулирование механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, государство должно соблюдать баланс частного и общественного интересов всех субъектов этих рынков, придерживаясь разумной децентрализации управления процессами взаимодействия работодателей и учреждений профессионального образования.

Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Курсовая работа

На тему: «пРОблемы экономической социализации учащейся молодёжи»

студент ФТиПО, ПТ-55 Э (з)

Содержание

1. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образования

2.Непрерывное экономическое образование — основа экономической социализации учащихся

3. Структура экономической социализации учащихся в общеобразовательных школах

Список использованной литературы

Введение

Переход российского общества к новой парадигме экономического развития, радикальное изменение системы взглядов, ориентаций, менталитета определили необходимость раннего приобщения детей к экономике. Первоначальное экономическое образование следует рассматривать как одно из ведущих условий экономической социализации, оказывающей огромное влияние на формирующиеся отношения ребёнка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление его личности. В младшем школьном возрасте закладывается навыки поведения в обществе. Обеспечивая определённый уровень образовательной подготовки, создавая условия для разностороннего развития детей, начальная школа одновременно должна способствовать овладению учащимися набором социально одобряемых экономических ролей. Отсутствие элементарных экономических представлений зачастую порождает неверное толкование многих явлений окружающей действительности, приводит к нездоровому культу денег, неоправданным материальным запросам. Школьный возраст сензитивен для формирования экономической культуры, так как в этот период ребёнок выбирает определённую психологическую ориентацию (эксплуатирующую, стяжательную, обменивающую и т. д.) , которая впоследствии повлияет на тип экономического поведения. [9, с.120]

Читать еще:  Выбор зарубежного целевого рынка

Постановка вопроса о взаимосвязи социально – экономического развития страны с уровнем экономического образования осуществлена в работах В. Н. Абрасимова «Время требует перемен» и «Новая среда – новый человек», Е. Н. Ступина, А. Т. Ступина «Воспитание предпринимательских качеств у молодёжи». Проблемы экономического образования с точки зрения социализации в современных условиях экономических преобразований рассматриваются в работах В. Н. Абатурова, Л. Б. Азимова, Е. В. Журавской, Т. К. Беловой, Н. Г. Курносовой, В. В. Трифонвой, И.Н. Сомовой.

На современном этапе экономика в России в конце очередного мирового кризиса.

Рынок труда и рынок образования взаимодействуют на 40% . Чуть меньше полвины учащихся работают по специальности.

В Марий Эл экономика в 2010 году на подъёме в конце кризиса.

Цель исследования – проблема экономической социализации учащейся молодёжи.

Объект исследования – рынок труда, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.

Предмет исследования – экономическая социализация молодёжи.

Задачи исследования: решить проблемы экономической социализации молодёжи. Экономическая социализация – это адаптация к рыночным отношениям. Методы исследования:

1. Изучения теоретически литературы.

Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Рынок труда разбалансирован, налицо несоответствие спроса и предложения. В определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодой человек имеет возможность выбрать специальность из широкого перечня, предлагаемого вузами, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность на рынке труда. На наш взгляд, проблемы как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда в значительной мере обусловлены недостатками в информационном обеспечении их функционирования. Анализ информационных источников о вузе и о специальности, проведенный по результатам анкетирования абитуриентов

Курской области (объем выборки 690 человек) позволяет утверждать, что подавляющее большинство респондентов получили сведения от друзей — выпускников и студентов вуза — 58,7% от числа опрошенных, и от родственников — 26,1%. То есть от людей, в большинстве своем не владеющих информацией о состоянии и перспективных потребностях рынка труда, от людей, которые рекомендуют (или не рекомендуют) поступать на ту или иную специальность, исходя из собственного житейского опыта, либо интуитивно. Следовательно, можно сделать вывод о низкой результативности профессиональной ориентации и недостаточной информированности выпускников школ о состоянии и перспективах развития рынка труда. В действующей системе профориентации учащиеся не имеют возможности определить рациональность выбора профессии и оценить спрос на рабочую силу. Нет и системы обучения планированию профессиональной карьеры, развития умений и навыков, необходимых для трудоустройства.

Демографическая ситуация в регионе фиксирует уменьшение количества выпускников школ (к 2009 г. их число сократится по сравнению с 2002 г. почти вдвое), в стране будет ощущаться острая нехватка квалифицированных кадров. Именно поэтому надо позаботиться о том, чтобы потребность рынка труда в специалистах и номенклатура профессий, по которым они выпускаются, были максимально сбалансированы.

На территории Курской области традиционно основной спрос на кадры (в том числе и высшей квалификации) не только предъявляют, но и будут предъявлять в перспективе такие сферы как промышленность, сельское хозяйство, строительство. По-прежнему социально значимыми окажутся здравоохранение, образование, наука и другие. Вместе с тем современная экономика формирует новые предложения на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка.

Одно из основных направлений снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов — развитие систем профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних общеобразовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда.

Необходимо регулярно анализировать динамику уровня трудоустройства по полученной профессии выпускников образовательных учреждений и их закрепляемости на рабочих местах. В настоящее время такие статистические исследования не ведутся, а они необходимы для оценки перспективных расчетов и прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Следует определить перспективную потребность экономики в специалистах, по отношению к объемам и структуре их подготовки в учреждениях профессионального образования. Это поможет обеспечить сбалансированность рынков труда и образовательных услуг. [13]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА Оганян А.А.

Национальный исследовательский Томский государственный университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

образовательная организация, рынок труда, институциональная среда, новые компетенции, educational organization, the labor market, the institutional environment, new competencies

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

Статья посвящена анализу взаимодействий между акторами рынка труда и системы образования. Выявлены основные противоречия между рынком образовательных услуг и рынком труда в российской экономике. Показана необходимость учета сигналов со стороны рынка труда образовательными организациями. Определяются факторы, обуславливающие качественные изменения рынка труда и, как следствие, системы образования.

Текст научной статьи

Становление информационной экономики обуславливает тесное взаимодействие равноправных акторов формирующейся тройной спирали — рынка труда, научно- образовательной системы и государства. В статье будет рассматриваться одна из форм взаимодействия в российской экономике — рынка труда и высшей школы. Проблемы взаимодействия образования и рынка труда рассматриваются в исследованиях Э. Гидденса, В. Осипова, М. Руткевича, И. Яковлев и других. Процессы, происходящие на российском рынке труда, анализируются такими авторами, как А. Гуртов, В. Васильев, Р. Капелюшников, А. Ананьев и другими. Отметим, что взаимодействие между образовательными учреждениями и акторами реального сектора рассматривалось еще в работах В. Пауэла и Д. Оуэна-Смита [10, С.157], которые отмечали возрождение их взаимодействий в области бионауки. В то же время, необходимо учитывать отличия отношений между этими акторами в настоящее время: более быстрое устаревание компетенций специалистов, у фирм все меньше причин нанимать узконаправленного специалиста не способного к иному виду деятельности, быстрой переориентации и переквалификации. Современный процесс овладения работника определенными компетенциями, способного к конкретному виду труда в рамках разделения труда, предполагает не только четко определять свою сферу компетенции, но при этом представлять и различать сферы компетенции партнеров, в том числе межотраслевых, уметь реагировать на их решения в рамках своих компетенций. В качестве известного примера эффективного взаимодействия образовательных учреждений и рынка труда можно привести. Великобританию, где каждый год публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования» [6, C.7], которое разрабатывается совместно всеми акторами институциональной среды. В документе максимально учитываются изменения требований рынка труда, он служит ориентиром для учебных организаций при разработке и реализации стратегий пригодности выпускников к занятости. Еще в 2001 году были организованы секторальные советы (лицензируемые и финансируемые правительством страны), формирующие и определяющие требования к профессии в соответствии с меняющимися требованиями. В Шотландии в 2004 г. был опубликован правительственный документ под характерным названием: «Учить работать», в котором подчеркивается, что качеству образования в первую очередь способствуют усилия вузов по систематическому развитию современной культуры образования, называемой культурой «научить учиться»; учебные планы должны отражать формирование знаний и умений, а также практических навыков в соответствии с ожиданиями работодателей и других заинтересованных сторон [6, С. 11]. В то же время, правительство Великобритании считает, что в обществе, основанном на знаниях, экономическая конкурентоспособность и повышение уровня жизни предполагает выстраивание эффективного взаимодействия и разделения функций по развитию знаний между бизнесом и высшим образованием. Вузы в современных условиях должны выстраивать свою деятельность в интересах развития экономики [9, С.107-110]. Взаимодействие образовательных учреждений и рынка труда в России противоречиво: нарушен баланс межуровневой подготовки; объем, структура и качество образовательных услуг не соответствуют реальным потребностям рынка труда; незначительна роль работодателей в повышении качества профессиональной подготовки; отсутствует единство требований к подготовке специалистов со стороны образовательных учреждений и работодателей; временная несогласованность подготовки специалистов; эпизодичность контрактов образовательных учреждений с работодателями [1, С.8863-8867]. Таким образом, необходимо усиление взаимозависимости между институтами системы образования и рынка труда. Взаимодействие этих институтов должно быть двусторонним. Поведение образовательных организаций формируется под воздействием внутренней и внешней институциональной среды, характерной особенностью последней является ее динамичность и стихийность. Для выстраивания эффективной политики институтов системы высшего образования по отношению к другим акторам институциональной среды необходимо учитывать их влияние. Однако, неопределенность институциональной среды функционирования вынуждает образовательные организации заниматься поиском соответствующих образцов, имитирование которых позволяет оправдать свое существование перед агентами институциональных отношений [8, С.164]. Нормы поведения формируются в большей степени: не внутри организаций, а задаются внешними агентами; не представлениями отдельных акторов (например, представителями бизнеса и другие), а институциональной средой, в которую вынуждена встраиваться организация. Следовательно, необходимо учитывать изменения, происходящие в институциональной среде. Современный рынок труда подвержен влиянию факторов (см. рис. 1), происходящих в мировой экономике: 1. Появление новых отраслей производства, для которых характерны новые материалы, новые технологии локального производства (3D печать), технологии умной среды (умный транспорт и другие), бытовая робототехника, биотехнологии, новые технологии производства энергии (биотопливо, биогаз и другое). 2. Промышленное производство функционирует на иной технологической основе, чем производство предыдущего уклада [3, С. 43]. 3. Смена модели организации бизнеса и управления в отраслях: переход от жестко иерархических организационных структур к сетевым структурам [3, С. 47], в центре которой модель «обучающейся организации». 4. Цифровизация экономики. Прошедшая в 2000-х «революция оцифровки» перевела работу над исследованиями и разработками в специализированные цифровые среды [3, С. 50]. Одновременно произошла унификация набора стандартных решений (модульность производства), что привело к возможности осуществлять разработку и производство продукта сразу несколькими исследовательскими группами из разнообразных компаний. Координаторами такой деятельности выступают инженеры особого рода, онтологи, описывающие «базовый словарь» проектирования и производства нового продукта с учетом его будущего использования. Такого рода управление и работа в проектах требует обучения новым компетенциям — системное мышление, способность программировать разные типы устройств [3, С. 47]. Рис. 1 — Простая схема факторов, изменяющих рынок труда 5. К факторам влияния можно отнести происходящие социальные процессы: глобализация, рост среднего класса и изменение потребительских предпочтений, экологизация образа жизни и производственных процессов, смена образа жизни [3, С. 49]. Эти изменения обуславливают постепенные изменения структуры занятости: появляются новые профессии, снижается спрос и исчезают старые [2]; уменьшается число рабочих мест с неизменяющимися компетенциями на протяжении всей жизни; одновременный рост видов деятельности, организованных в виде набора разнообразных проектов; происходит качественное изменение требований к работнику. К этим требованиям относится: умение самостоятельно вести проект, способность к художественному творчеству, умение использовать программируемые устройства. Отдельно выделим такие требования, как мультиязычность и навыки межотраслевой коммуникации, что обусловлено тем, что бизнес как институциональная единица также подвержен влиянию как внешним (глобализация, социальные факторы и другое), так и внутренним (взаимодействие с другими предприятиями, отраслями) факторам, что обусловлено еще большей концентрацией разделения труда [3, С. 51] и специализацией, переходом на модульность процесса производства. Также намечается переход от работы с машинами к работе с людьми, группами людей [2, С.10]. Все это приводит к тому, что работник все чаще оказывается в условиях высокой неопределенности, что требует от него быстро принимать решения, реагировать на происходящие изменения, управлять собственным временем, понимать, как устроены сложные процессы. То есть, изменяются задачи работника на уровне фирм. В новых условиях образовательные организации должны доказать свою социальную значимость по отношению к своему институциональному окружению, от которого они зависят [8, С. 165] и, в известной степени, определяют. Следовательно, необходимо реагировать на внешние запросы и ожидания акторов институциональной среды. Образовательные организации выступают импульсом к инновациям, являясь не только основным поставщиком востребованных специалистов, но и эти специалисты в свою очередь, аккумулируют нужные качества для развития не только в рамках рабочего процесса, но и выходя за рамки и создавая новые процессы, товары, услуги. Можно предположить, что в ответ на запрос рынка труда образовательные организации формируют новые компетенции, обучают новым востребованным на рынке знаниям, компетенциям в области самозанятости — «воспитывает нового человека», в соответствии с запросом, способного к саморазвитию и отвечающего новому образу жизни [3, С. 49]. В современных конкурентных условиях, когда усиливается самофинансирование образовательных учреждений, для привлечения большего количества финансовых средств, студентов, потенциальных работодателей для своих выпускников, они подают сигналы основным пользователям информации. В результате этого, например, появляются такие процедуры, как присвоение марки качества, аккредитации, рейтингование и другие способы передачи как можно большей информации «покупателям». В условиях неопределенности функционирования образовательных организаций очевиднее становятся социальные функции: социализация молодежи, селективная функция. В итоге экономический субъект становится более восприимчивым к инновациям, что приводит к еще большему и быстрому развитию новых технологий, очередным изменениям в отраслях, производстве и управлении процессами и порождает новые требования на рынке труда. В то же время, необходимо отметить, что система образования, давая мощный импульс общественному развитию, является достаточно инертной, не успевая своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни [4, С. 104]. В настоящий момент в России преобладает фундаментальный характер образования, что отражается в оснащении студентов избыточными знаниями. Эта практика показывает [6, С. 15], что такая модель обучения характеризуется перепроизводством невостребованных знаний: структурное перепроизводство (излишние кадры), латентное перепроизводство (обучение дисциплинам, излишним для успешной профессиональной деятельности). В рамках Болонского процесса представлены две концепции, каждая их которых имеет свою сферу применения: 1) «пригодности к трудоустройству» — совокупность учебных достижений, которые повышают вероятность трудоустройства, успешной работы в интересах самого выпускника, дальнейшего развития человеческого капитала, общества и экономики; 2) «хорошо обучающийся профессионал», который формируется в ходе образовательного процесса, где бакалавриат рассматривается как базис для дальнейшего развития в качестве профессионала, основные качества — «уметь учиться», «учится, чтобы работать» [7, С. 216-219]. Таким образом, рынок труда нуждается в новых специалистах, способных работать в новых экономических условиях с учетом постоянно ускоряющегося развития. Важную роль в устранении несоответствий выпускаемых специалистов и потребностям бизнеса играют системы профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних специальных заведений. Необходимы изменения в системе высшего образования: 1) его реорганизации с учетом востребованных в будущем компетенций; 2) формирование образовательного пространства, в котором могут формироваться новые навыки и компетенции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector