Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральные деньги это

Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации»

О ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования.

Статья 2. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.

Статья 3. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Статья 4. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Статья 5. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. ЭМИССИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Статья 6. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Статья 7. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Статья 8. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации.

Статья 9. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

Статья 10. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону.

Статья 11. Ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России.

Глава III. РАСЧЕТЫ

Статья 12. Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов.

Статья 13. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории Российской Федерации, — платежных поручений, векселей, чеков и других — утверждаются Банком России.

Статья 14. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 15. На Банк России возлагаются:

планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Статья 16. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Москва, Дом Советов России.

25 сентября 1992 года.

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации»

Для руководства в работе сообщаем, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» (статья 15) Совет Директоров Банка России решением от 22 сентября 1993 г. N 40 утвердил «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» (статья 14) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации» решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 утвержден «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», применяемый всеми предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями (в дальнейшем — предприятия), независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, на которые распространяется действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» предусматривает, что расчеты между юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке (статья 14).

Что такое государственный бюджет. Федеральный бюджет России: доходы и расходы

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени. В бюджете указаны источники поступления доходов и направления расходования денег.

Госбюджет включает в себя финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ etc.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части.

Основные статьи доходов госбюджета: налоги и сборы, внутренние и внешние займы, доходы госпредприятий, доходы от продажи государственного имущества, эмиссия денег.

Основные статьи расходов: социальные нужды, оборона и безопасность, развитие инфраструктуры, обслуживание государственного долга.

Читать еще:  Основные функции и виды денег

Источники доходов госбюджета

Государственные займы: внутренние и международные

Доходы от государственного имущества, от приватизации

Содержание аппарата управления

Бюджетный дефицит и бюджетный профицит

Бюджетная политика государства определяет соотношение между доходами и расходами.

Если доходы и расходы равны, то у государства сбалансированный бюджет .

Если расходы больше доходов, это называется дефицит бюджета .

Если доходы больше расходов, то имеет место профицит бюджета .

Меры борьбы с бюджетным дефицитом

Для борьбы с нехваткой денег в бюджете государство может:

Урезать государственные расходы. Урезание запланированных бюджетом расходов называется секвестр .

Выпустить государственные ценные бумаги. При этом увеличится государственный долг.

Выпустить дополнительную наличность. При этом эмиссия денег приведет к росту инфляции.

Федеральный бюджет России и региональные бюджеты

Россия — федеративное государство, поэтому в бюджетную систему РФ входят бюджеты разных уровней:

Региональные бюджеты — бюджеты субъектов РФ.

Местные бюджеты — бюджеты муниципальных образований.

Федеральный и региональные бюджеты вместе образуют консолидированный бюджет Российской Федерации .

Бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (№145-ФЗ).

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ

Федеральный бюджет РФ ежегодно составляет правительство, а затем утверждает Госдума.

Правительство представляет проект бюджета на следующий год на рассмотрение не позднее 1 октября текущего года. Он принимается Думой в виде закона — в трех чтениях. Затем, как и любой федеральный закон, бюджет утверждает Совет Федерации и подписывает президент.

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство РФ. В процессе исполнения бюджет может быть частично пересмотрен. По окончании года правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ. Большая часть этих поступлений — налог на добычу полезных ископаемых, сообщает Федеральная налоговая служба.

Грязные деньги

Коронавирус вынуждает весь мир отказываться от наличных. Почему России это выгодно?

Пандемия коронавируса — главная угроза человечеству в 2020 году: более миллиона заразившихся, десятки тысяч погибших, и это при том, что в некоторых странах болезнь еще не достигла даже пика. Вирус отлично сохраняется на поверхностях, что превращает наличные деньги в разносчик опасной заразы. Врачи рекомендуют воздержаться от использования бумажных денег в пользу бесконтактных способов оплаты, а в случае использования — не трогать лицо и обязательно вымыть руки. Отказ же от наличных может подстегнуть цифровую экономику и окончательно закрепить долголетний тренд на отказ от купюр. Выгоды карантинного затворничества — в материале «Ленты.ру».

Из рук в руки

Наличные деньги часто являются причиной распространения заболеваний. На банкнотах спокойно могут жить микобактерии туберкулеза, возбудители пневмонии, тонзиллита, гепатита, кишечных инфекций, кожных заболеваний, менингита, лихорадки Эбола, сифилиса, гонореи и золотистого стафилококка. Коронавирус не стал исключением — вирус может оставаться на бумаге несколько дней. Меньшие риски могут нести купюры большего достоинства, поскольку их реже используют. Также относительно безопасны монеты, потому что металл менее пригоден для жизни микроорганизмов.

Фото: Евгений Переверзев / «Коммерсантъ»

Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не дают четких рекомендаций по обращению с наличными, но напомнили о необходимости мыть руки после того, как подержали купюры. «Не забывайте обрабатывать руки спиртосодержащим средством или мыть с мылом. Не прикасайтесь к глазам, рту или носу», — советуют в организации. Главная мера профилактики — личная гигиена.

Деньги обычно лежат у людей день-два, и за это время вирус деактивируется. Наиболее опасно то, за что держался больной человек непосредственно перед вами. Это дверные ручки, краны в умывальниках, поручни в метро и автобусах. Самые грязные — ручки дверей общественных туалетов

Очищение огнем

Китай пошел немного дальше в санитарной обработке. Местные власти изымают из обращения все купюры из зараженных городов, особое внимание уделяя местам массовых скоплений людей — больницам, рынкам, общественному транспорту. С очисткой банкнот не заморачиваются: их просто сжигают и печатают новые. В китайском ЦБ говорят о планах напечатать 600 миллиардов юаней (около 85,6 миллиарда долларов), чтобы заменить изъятые из обращения купюры.

Власти других районов страны поручили банкам собирать наличные и облучать их ультрафиолетом для дезинфекции, а гражданам выдавать новые. Риск заражения от банкнот вынудил ФРС США объявить о карантинных мерах для долларов, завозимых из азиатского региона. В Южной Корее потенциально опасные купюры предпочитают сжигать, как и в Китае.

Фото: Fei Maohua / XinHua / Globallookpress.com

Некоторые страны больше нацелены на решение будущих проблем. Например, в Турции всерьез озаботились дезинфекцией денег прямо внутри банкоматов. Для очистки купюр от заразы разработан специальный модуль, который устанавливается в банкомат. Технология пока проходит тестирование, массовое ее внедрение планируется только в 2023 году, когда пандемия, скорее всего, уже останется в прошлом.

Зараза в кармане

Российские власти тоже не остаются в стороне. В целях борьбы с распространением инфекции российский Центробанк рекомендовал кредитным организациям ограничить выдачу и прием банкнот в банкоматах, работающих в режиме рециркуляции.

Конструкция таких аппаратов предусматривает замкнутый цикл обращения наличных: прием банкнот от одного клиента и выдачу этих же банкнот другому без обработки в банке

Регулятор уверен, что так удастся минимизировать распространение коронавируса при сохранении использования для расчетов наличных денег. Рекомендации расходятся с заявлением Госзнака: там заверяют, что бумажные рубли делают с применением специальных антисептических веществ, что делает наличные устойчивыми к вирусам и микробам.

Читать еще:  Как школьнику заработать денег

В ЦБ утверждают, что банкам выдаются только «чистые» деньги: после поступления банкноты выдерживаются в карантине не менее двух недель. Наиболее безопасными с точки зрения риска заражения регулятор называет бесконтактные платежи. Банк России, как и ВОЗ, рекомендует чаще мыть руки и не трогать лицо при расчете наличными или при наборе пин-кода.

Фото: Abid Katib / Getty Images

Живучесть коронавируса на деньгах, по оценкам Роспотребнадзора, составляет до четырех дней. Поэтому после покупок в магазине нужно помыть руки и не прикасаться к лицу: вирус может попасть в организм в том числе через слизистые. Карты представляют не меньшую опасность: пластик держит заразу больше недели. Наиболее безопасными в ведомстве называют бесконтактные платежи. При этом нужно не забывать протирать гаджеты дезинфицирующими средствами.

Стандартных методов борьбы с вирусом некоторым россиянам показалось мало, и они начали придумывать свои. Например, в попытке уничтожить вирус одна россиянка решила прогреть наличные в микроволновке. Итог — потеря 65 тысяч рублей.

Привычка к наличке

Согласно недавнему исследованию Deutsche Bank, треть респондентов в развитых странах предпочитают расчеты наличными деньгами. При этом в некоторых странах Европы действуют ограничения на оплату купюрами. Например, в Испании порог составляет 2,5 тысячи евро, в Италии — до 3 тысяч евро, а во Франции — 1000 евро. В основном это делается для борьбы с коррупцией и уклонением от уплаты налогов.

Такого ограничения нет в Германии, где больше любят пользоваться купюрами. По данным Бундесбанка, в 2014 году около 80 процентов всех розничных покупок были оплачены наличными. Правда, с тех пор привычки немцев не сильно изменились: в настоящее время запасы наличных в стране выросли до рекордных 43,4 миллиарда евро, а в денежных хранилищах не хватает места. Берлин предлагал пойти по примеру европейских соседей и ввести лимит, но общественного одобрения власти не добились.

В США наблюдается другая тенденция. В крупных городах многие магазины попросту отказываются принимать наличные. Безнал во многом упрощает ведение бизнеса, к тому же защищает продавцов от грабителей. При этом единой позиции в отношении наличных в штатах нет. Федеральные власти считают, что переходить на сугубо электронные способы оплаты неправильно — это ущемляет свободу американцев, а также значительно затрудняет оплату товаров и услуг малоимущим, которые зачастую вообще не имеют банковских счетов. По оценкам FDIC (федерального агентства США по страхованию вкладов), 8,4 миллиона американских домохозяйств (6,5 процента от всех домохозяйств) не совершают банковских операций.

В России безналичный расчет активно растет с 2010 года. К 2018 году объем платежей только по банковским картам взлетел в 30 раз, после чего Россия по этому показателю закрепилась на первом месте в Европе. Согласно данным Банка России, по итогам 2019 года доля безналичных расчетов в России достигла рекордного уровня и составила 61 процент. По информации «Левада-центра», самый популярный метод электронной оплаты — дебетовая карта, наименее популярный — электронный кошелек.

Фото: Sean Gallup / Getty Images

Эпидемия коронавируса может ускорить процесс повсеместного перехода на безнал. Уже в апреле 2020-го, когда в стране ввели ограничительные меры, наличными стали пользоваться намного реже. Например, в Сбербанке заметили, что объем снятия денег упал на 70 процентов, люди стали активнее пользоваться дистанционными банковскими сервисами. Аналогичную тенденцию проследило Роскачество: доля безналичных расчетов россиян впервые превысила траты наличными. Аналитики уверены, что эта тенденция в ближайшее время продолжится.

Российские власти видят в коронавирусе пользу. «Как это ни удивительно, но пандемия должна стать драйвером развития цифровой экономики в России, поскольку в сложившейся ситуации покажет важность перевода ряда процессов в онлайн», — считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Максим Фатеев.

В первую очередь вирус придаст ускорение сегменту электронной торговли, объем которой в последние годы переваливает за триллион рублей. Мировой рынок интернет-торговли оценивается в 3,5 триллиона долларов, так что российскому рынку еще есть куда расти. Среднемировой рост в этом сегменте — 20 процентов; эксперты полагают, что российскому рынку вполне под силу расти на 10-15 процентов в год, а нынешняя ситуация может этому поспособствовать.

Почти все отечественные компании (97 процентов) традиционных отраслей экономики — от финансов и торговли до сферы услуг и строительства — применяют в своей деятельности цифровые технологии. Развитие цифровой экономики в России — одна из задач, поставленных в рамках реализации национальных проектов.

Согласно масштабным планам российских властей, к 2024 году у всех россиян должен быть свободный доступ в интернет, а крупнейшие города должны быть покрыты сетью 5G. Более того, государственные и бизнес-процессы должны пройти масштабную трансформацию, чтобы соответствовать мировым стандартам и повысить эффективность принимаемых решений. Развитие интернет-торговли поспособствует бурному развитию цифровой экономики, представить которую без активного использования бесконтактных способов оплаты невозможно. В общей сложности на развитие нацпроекта в период до 2024 года планируют потратить 1,84 триллиона рублей.

Безусловно, пандемия пока не привела к тому, что страны мира начали массово уничтожать свою валюту. Однако в сложившихся условиях безналичная оплата оказывается безопаснее для здоровья. Пандемия меняет жизни людей и вынуждает их менять свои привычки. COVID-19 в конечном итоге может стать катализатором, который активирует цифровизацию в России и приведет к росту экономики в целом.

Читать еще:  Где взять деньги на стартап

Короли бюджета: кто распоряжается деньгами государства

Крупнейшими суммами бюджетных расходов кроме Минфина распоряжаются Минобороны и МВД, а также Росавтодор. Самыми небольшими — Уполномоченный по правам человека и Росаккредитация.

Forbes посчитал, какие именно министерства и ведомства являются главными распорядителями бюджетных расходов, и посмотрел, сохранятся ли бюджеты и авторитет в ближайшие два года. Данные рассчитаны на основании федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

С 2010 года расходная часть федерального бюджета верстается таким образом, что каждый желающий может изучить не только нацпроекты и госпрограммы, на которые государство направляет деньги, но и главных распорядителей этих средств. Информация о них находится в приложении 10 к федеральному бюджету, которое включает общую сумму средств в распоряжении конкретного органа исполнительной власти, а также разбивку по программам, в которых этот орган участвует. Если дополнительные траты ведомств приняты дополнительными подзаконными актами, то в наших расчетах они не учитываются.

Самый большой бюджет администрирует министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов. В 2019 году через Минфин должно пройти 5,86 трлн рублей. Бюджета такого масштаба нет в распоряжении ни у одного другого министерства, ведомства или вице-премьера — это больше трети всех расходов бюджета на 2019 год (15,025 трлн рублей). К 2021 году сумма в распоряжении Минфина вырастет до 6,9 трлн рублей при общих расходах бюджета в 15,6 трлн рублей. Антон Силуанов — самый влиятельный министр и вице-премьер, но лишь по формальному статусу, уверен президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. Минфин выступает в качестве главного распорядителя, взяв на себя даже те функции, которые можно было бы передать другим ведомствам. Отсюда и гигантские расходы. Самые крупные статьи расходов Минфина идут на выплаты пенсий, перечисление межбюджетных трансфертов, докапитализацию госкомпаний и управление внешним долгом, объясняет главный экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

На втором месте по размеру бюджета в распоряжении — министр обороны Сергей Шойгу, чье министерство должно распределить в этом году 1,78 трлн бюджетных рублей. На третьем месте — министр внутренних дел Владимир Колокольцев с бюджетом чуть менее 1 трлн рублей. Бюджеты обоих ведомств на горизонте трех лет будут падать: у Минобороны казна опустеет на 256 млрд рублей, а у МВД — на 204 млрд рублей. Большая часть выделенных Минобороны и МВД федеральных средств (незасекреченных) идет на заработные платы и выплаты пенсий военным, следует из подсчетов. «По этим данным нельзя сказать, что Россия — это полицейское государство: значительные средства идут на ведомственные пенсии и зарплаты, а не на автозаки и танки. Можно только сказать, что мы наследники советского государства, в котором низкие зарплаты компенсируются большим количеством социальных льгот ведомственного масштаба», — считает Мурашов.

В десятку министров с самыми большими бюджетами также входят министр науки и образования Михаил Котюков, (519 млрд рублей), министр промышленности и торговли Денис Мантуров (411 млрд рублей), министр труда и социальной защиты Максим Топилин (351 млрд рублей). Замыкают десятку министр здравоохранения Вероника Скворцова (327 млрд рублей) и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев (291 млрд рублей).

Самые небольшие расходы доступны министру юстиции Александру Коновалову — всего 5,8 млрд рублей на 2019 год, что меньше, чем, например, бюджет РАНХиГС, Государственной думы или Росстата (18,4 млрд рублей). Кстати, в 2020 и 2021 годах бюджет Росстата увеличится до 33,9 млрд рублей и 20,4 млрд рублей соответственно. Ранее министр Максим Орешкин, в чьем ведении находится Росстат, жаловался, что ведомство очень плохо финансируется — «последние 10-15 лет Росстат почти не развивался и очень плохо финансировался. Сейчас зарплата сотрудника в отделе статистики в ЦБ в четыре раза выше, чем у сотрудника Росстата, а технологии застряли на уровне 15-летней давности, как и бюджет на них», рассказывал министр Forbes.

Само Министерство экономического развития в этом году распоряжается 243 млрд рублей. Это чуть больше бюджета Росгвардии (239,6 млрд рублей). Но к 2021 году финансирование ведомства Орешкина сократится до 179 млрд рублей, а вот расходы Росгвардии вырастут до 256 млрд рублей.

Что касается служб, подведомственных министерствам, то самый большой бюджет администрирует Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое подчиняется Минтрансу. В 2019 году агентство должно распределить 680 млрд рублей, что больше бюджета большинства федеральных министерств. Также крупными средствами распоряжается Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Минюсту: бюджет службы на 2019 году составляет 281,5 млрд рублей.

«Люди часто думают, что тот, у кого больше всего денег, у того и большая власть. Но часто это не так», — рассуждает Мурашов. Чтобы иметь аппаратный вес, необязательно распоряжаться бюджетом, полагает и профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. «Например, у Алексея Кудрина есть вес в правительстве, несмотря на то что бюджет у Счетной палаты не слишком большой», — приводит он пример. Бюджет Счетной палаты на этот год — 4,3 млрд рублей. Тем не менее Шибанов уверен, что самый большой аппаратный вес сейчас находится именно у Министерства финансов и лично Антона Силуанова.

Антон Силуанов занимает 16-е место в рейтинге самых влиятельных россиян, составленном Forbes в 2018 году. Сергей Шойгу находится на 30-м месте, а Владимир Колокольцев — на 39-м месте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector