Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аудитор имеет право при аудите отчетности

Обязательный аудит в 2020 году

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Читать еще:  Гражданско правовой договор образец заполненный

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Отказ аудитора от выполнения аудиторского задания и дачи аудиторского заключения

Может ли аудитор, заключивший договор аудита с какой-либо организацией, отказаться от его исполнения? В соответствии с законом “Об аудиторской деятельности”аудируемое лицо и лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг имеет право получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг.

Более того, Гражданский Кодекс РФ, относящий аудиторское соглашение к договорам оказания платных услуг, призывает стороны соблюдать принципы верности договору. Тем не менее, на практике может сложиться ситуация, при которой проведение аудиторских действий, равно как и составление заключения просто невозможно.

Поэтому в обход общему правилу Закон наделяет аудитора правом отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении. Такой отказ возможен в двух случаях:

1) Непредставления аудируемым лицом всей необходимой для проверки документации;

2) Выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.

Если с первым пунктом всё более или менее понятно, то вопрос об обстоятельствах, способных оказать влияние на мнение аудитора о степени достоверности бухгалтерской отчётности, в нормативных актах, составляющих правовую основу аудиторской деятельности, специально не урегулирован. Однако, исходя из общего смысла аудиторской деятельности, таковыми могут явиться обстоятельства, препятствующие составлению точного, объективного и непредвзятого аудиторского заключения. Поэтому основную группу причин, по которым аудитор вправе отказаться от аудиторского задания, составляют различного рода искажения финансовой документации проверяемых организаций.

Любой аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей время от времени вынужден сталкиваться с искажениями данных, содержащихся в отчётной документации аудируемого лица. При этом аудиторам приходится пользоваться специальными нормативными актами, устанавливающими стандарты действий аудиторов в случаях возникновения подобных внештатных ситуаций. Данные аспекты аудиторской деятельности регулируются Правилом № 13 “Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита”, утвержденным Постановлением Правительства № 532 от 7 октября 2004 года.

Все искажения бухгалтерской отчётности можно разделить на две большие группы – искажения, возникшие в результате ошибки и искажения, появившиеся вследствие недобросовестных действий руководства и бухгалтерии организации. Данная классификация не случайна и имеет практическое значение.

Под ошибкой понимается непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Недобросовестными действиями считаются преднамеренные действия, совершенные одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и сотрудников аудируемого лица или третьих лиц с помощью незаконных действий или бездействия для извлечения незаконных выгод.

Сама по себе ошибка не создаёт для аудитора правовых и этических оснований для прекращения аудиторского задания. С другой стороны, когда в отчетности наблюдаются множественные и систематические ошибки, аудитор обязан поставить перед руководством или представителем собственника аудируемого лица вопрос о компетентности и деловой порядочности ответственных за ведение бухгалтерии лиц.

Другое развитие событий предполагает обнаружение недобросовестных действий в составлении финансовой отчётности. Первым делом аудитору предстоит решить вопрос о том, по чьей именно вине произошло искажение финансовой отчётности – руководства, собственника или ответственных за составление отчётности лиц. Представляется, что во всех случаях, когда недобросовестные действия по искажению информации, содержащейся в бухгалтерской отчётности, совершаются руководством аудируемого лица, либо с его согласия, отказ аудитора от выполнения договорного задания должен расцениваться в качестве допустимого и правомерного.

Когда такие действия совершаются без ведома руководства, собственника, или представителя собственника проверяемой организации, аудитор должен соблюсти порядок, устраняющий искажения отчётности и исключающий повторения подобных недобросовестных действий в дальнейшем. Так, например, аудитором в обязательном порядке проверяется степень надежности средств и методов контроля в организации. Если, по мнению аудитора, организация не располагает должными средствами контроля и безопасности, аудитор сообщает о данном факте руководству и ставит перед ним вопрос о мерах по усилению контроля над бухгалтерией. Неприятие этих мер, а, равно как и попустительское отношение к рекомендациям аудитора, дают аудитору право на расторжение договорных отношений с организацией.

Примеры обстоятельств, указывающих на возможные недобросовестные действия, приведены в Приложении № 3 к Правилам. Здесь перечислены такие обстоятельства, как нереальные сроки проведения аудита, устанавливаемые руководством аудируемого лица, попытки руководства аудируемого лица ограничить объем аудита, записи на счетах бухгалтерского учета, которые трудно или невозможно подтвердить в ходе аудита, предоставление аудитору информации с большим опозданием и многие другие. Данный перечень является открытым и не исчерпывает всех случаев, которые имеют место на практике.

В качестве другого примера правомерного отказа от выполнения аудиторского задания можно привести ситуацию, при которой не соблюдается один из главных принципов аудиторской деятельности – принцип независимости аудитора. Как известно, данный принцип предполагает не только абсолютную независимость самого аудитора от руководства проверяемого лица, но также независимость его мышления и поведения.

Независимость мышления — это образ мышления, который позволяет выразить
мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать его, и позволяет аудитору действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм. Что касается независимости поведения, то под ней понимается линия поведения, которая позволяет избежать фактов и обстоятельств, которые настолько значимы, что разумное и хорошо информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, в том числе и о применяемых мерах предосторожности, может обоснованно посчитать, что честность, порядочность или профессиональный скептицизм аудиторской организации или члена проверяющей группы были скомпрометированы.

Читать еще:  Перепланировка постановление правительства 508

При угрозе независимости Кодекс этики аудиторов России обязывает аудиторов предпринять одно (или несколько) из следующих действий:

а) исключение из состава группы, выполняющей задание;

б) осуществление процедур надзора;

в) прекращение финансовых или деловых отношений, вызывающих угрозу;

г) обсуждение проблем со старшим руководством аудиторской организации;

д) обсуждение проблемы с уполномоченными лицами клиента.

Опять же, при неприятии вышеуказанных мер руководством аудируемого лица, или простом игнорировании им указаний аудитора, последний вправе прекратить выполнение всех аудиторских действий.

В случае принятия решения об отказе в завершении договорного задания, аудитор, во-первых, сообщает руководству и представителям собственника о причинах такого отказа, во-вторых, надлежащим образом оформляет сам отказ. Следует помнить, что правила аудита призывают воспринимать отказ как исключительное обстоятельство, поэтому требуют от аудитора учитывать свою профессиональную и юридическую ответственность, в том числе устанавливают обязательное требование для аудитора доложить информацию об искажениях в результате недобросовестных действий лицу или лицам, назначившим аудитора, или в установленных случаях уполномоченным государственным органам власти.

В дальнейшем, при прекращении всяких отношений с представителями руководства и собственника организации, аудитор при направлении к нему соответствующего запроса сотрудничает только с аудитором-преемником. При этом, согласно нормам об аудиторской этике, действующий аудитор указывает аудитору-преемнику исключительно на конкретные факты искажения документации и злоупотребления должностными полномочиями руководства и бухгалтерии организации, избегая делать выводы и строить собственные умозаключения.

Аудиторские доказательства и их роль при аудиторской проверке

Оценка системы внутреннего контроля

Аудиторская выборка

Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности. Мошенничество и ошибки в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды

Аудиторские доказательства и их роль при аудиторской проверке

Методические подходы к аудиторской проверке

Тема 1.4.

В ходе аудиторской проверки аудиторам необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудиторами в ходе проверки от аудируемого лица и третьих лиц или в результате анализа, позволяющая сделать выводы и выразить мнение по отчетности.

Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, сведения из других источников.

В соответствии со стандартом «Аудиторские доказательства» количество информации, необходимой для аудиторских оценок, жестко не регламентируется.

Аудиторы на основе своего профессионального опыта самостоятельно определяют достаточный объем информации для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

При этом во внимание принимаются следующие факторы:

 степень аудиторского риска;

 наличие свидетельств от третьих лиц;

 получение доказательств на основе данных системы внутреннего контроля;

 получение информации в результате самостоятельно выполненных аудиторских процедур;

 получение доказательств в форме документов и письменных показаний;

 возможность сопоставления выводов, сделанных на основании доказательств.

Аудиторские доказательства делятся на три вида:

внутренние, включающие информацию, полученную от аудируемого лица в письменном или устном виде;

внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в письменном виде;

смешанные – это информация от аудируемого лица, подтвержденная информацией от третьих лиц.

Наиболее важными являются внешние доказательства.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

— первичные документы аудируемого лица и третьих лиц;

— регистры бухгалтерского учета аудируемого лица;

— результаты анализа его хозяйственной деятельности;

— устные показатели сотрудников аудируемого лица и третьих лиц;

— сопоставление данных различных документов;

— результаты инвентаризации имущества и обязательств;

В соответствии со стандартом «Аудиторские доказательства» одним из источников аудиторских доказательств являются разъяснения руководства аудируемого лица по вопросам, возникшим у аудитора. Аудитор должен использовать такие разъяснения, пока они не получат опровергающих их фактических данных.

И все же наиболее ценными доказательствами считаются для аудитора сведения, собранные им в результате самостоятельного изучения хозяйственных операций аудируемых лиц.

Для сбора аудиторских доказательств применяются различные процедуры.

1. Фактическая проверка (инвентаризация) – прием, позволяющий получить точную информацию о состоянии имущества и финансовых обязательств аудируемого лица.

2. Подтверждение (сверка расчетов) – приём, используемый для получения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах учета расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. Запросы на подтверждение готовят в виде документа от имени руководства аудируемого лица в адрес третьей стороны.

3. Документальная проверка заключается в установлении реальности определенных документов и правильности их оформления. Для этого аудиторам рекомендуется выбрать определенные записи в учетных регистрах и проследить их движение вплоть до того первичного документа, который

должен подтвердить реальность и целесообразность этой операции. Разновидностями данного метода являются: формальная, логическая и арифметическая проверка.

4. Опрос персонала, руководства предприятия и третьих лиц может проводиться на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы сотрудников, выяснить уровень из квалификации, состав выполняемых работ и т.п.

5. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторам проконтролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией предприятия.

6. Проверка механической точности расчетов аудируемого лица заключается в проверке данных документов и учетных регистров (записей) путем независимого выборочного пересчета.

7. Прослеживание (сканирование) – это процедура, в ходе которой аудиторы проверяют отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильность указанной корреспонденции счетов.

8. Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной аудитором информации, изучение важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных и неверно отраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин таких ошибок и искажений. Аналитические процедуры наиболее эффективны с точки зрения трудозатрат. Наиболее распространенными являются:

— сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

— сопоставление показателей бухгалтерской отчетности с плановыми;

— оценка соотношения между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

— сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведений об объеме выпуска продукции в денежном и натуральном выражении).

Полученные в ходе аудита доказательства следует отражать в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудита определены в стандарте «Документирование аудита». К рабочей документации аудита относятся:

— планы и программы проведения аудита;

— материалы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

— записи о характере и объеме проведенных аудиторских процедур и их результатов;

— записи устных обсуждений, возникших в ходе аудита вопросов с сотрудниками администрации предприятия;

— письменные разъяснения, полученные от руководства предприятия;

— информация для руководства предприятия;

— заключения экспертов, выводы и рекомендации аудиторской организации и др.

Состав, количество и содержание рабочей документации аудиторская организация определяет самостоятельно с учетом характера и сложности проведенной работы, состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, уровня руководства деятельностью аудиторов.

Рабочие документы должны иметь следующие реквизиты: наименование и дату составления документа; наименование аудируемого лица; период, за который проводится аудит; содержание документа; подпись лица, составившего документ; дату проверки и подпись лица, проверившего документ.

Письменные разъяснения руководства аудируемого лица могут быть предоставлены аудиторской организацией в форме официального письма.

Читать еще:  Распоряжение правительства курганской области

После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудиторской организации, где хранится скомплектованной в пачки не менее 5 лет.

Аудиторская документация является собственностью аудиторской организации. Однако, содержащаяся в ней информация конфиденциальна и не подлежит использованию без согласия аудируемого лица.

Отказ аудитора от выполнения аудиторского задания и дачи аудиторского заключения

Может ли аудитор, заключивший договор аудита с какой-либо организацией, отказаться от его исполнения? В соответствии с законом “Об аудиторской деятельности”аудируемое лицо и лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг имеет право получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг.

Более того, Гражданский Кодекс РФ, относящий аудиторское соглашение к договорам оказания платных услуг, призывает стороны соблюдать принципы верности договору. Тем не менее, на практике может сложиться ситуация, при которой проведение аудиторских действий, равно как и составление заключения просто невозможно.

Поэтому в обход общему правилу Закон наделяет аудитора правом отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении. Такой отказ возможен в двух случаях:

1) Непредставления аудируемым лицом всей необходимой для проверки документации;

2) Выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.

Если с первым пунктом всё более или менее понятно, то вопрос об обстоятельствах, способных оказать влияние на мнение аудитора о степени достоверности бухгалтерской отчётности, в нормативных актах, составляющих правовую основу аудиторской деятельности, специально не урегулирован. Однако, исходя из общего смысла аудиторской деятельности, таковыми могут явиться обстоятельства, препятствующие составлению точного, объективного и непредвзятого аудиторского заключения. Поэтому основную группу причин, по которым аудитор вправе отказаться от аудиторского задания, составляют различного рода искажения финансовой документации проверяемых организаций.

Любой аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей время от времени вынужден сталкиваться с искажениями данных, содержащихся в отчётной документации аудируемого лица. При этом аудиторам приходится пользоваться специальными нормативными актами, устанавливающими стандарты действий аудиторов в случаях возникновения подобных внештатных ситуаций. Данные аспекты аудиторской деятельности регулируются Правилом № 13 “Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита”, утвержденным Постановлением Правительства № 532 от 7 октября 2004 года.

Все искажения бухгалтерской отчётности можно разделить на две большие группы – искажения, возникшие в результате ошибки и искажения, появившиеся вследствие недобросовестных действий руководства и бухгалтерии организации. Данная классификация не случайна и имеет практическое значение.

Под ошибкой понимается непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Недобросовестными действиями считаются преднамеренные действия, совершенные одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и сотрудников аудируемого лица или третьих лиц с помощью незаконных действий или бездействия для извлечения незаконных выгод.

Сама по себе ошибка не создаёт для аудитора правовых и этических оснований для прекращения аудиторского задания. С другой стороны, когда в отчетности наблюдаются множественные и систематические ошибки, аудитор обязан поставить перед руководством или представителем собственника аудируемого лица вопрос о компетентности и деловой порядочности ответственных за ведение бухгалтерии лиц.

Другое развитие событий предполагает обнаружение недобросовестных действий в составлении финансовой отчётности. Первым делом аудитору предстоит решить вопрос о том, по чьей именно вине произошло искажение финансовой отчётности – руководства, собственника или ответственных за составление отчётности лиц. Представляется, что во всех случаях, когда недобросовестные действия по искажению информации, содержащейся в бухгалтерской отчётности, совершаются руководством аудируемого лица, либо с его согласия, отказ аудитора от выполнения договорного задания должен расцениваться в качестве допустимого и правомерного.

Когда такие действия совершаются без ведома руководства, собственника, или представителя собственника проверяемой организации, аудитор должен соблюсти порядок, устраняющий искажения отчётности и исключающий повторения подобных недобросовестных действий в дальнейшем. Так, например, аудитором в обязательном порядке проверяется степень надежности средств и методов контроля в организации. Если, по мнению аудитора, организация не располагает должными средствами контроля и безопасности, аудитор сообщает о данном факте руководству и ставит перед ним вопрос о мерах по усилению контроля над бухгалтерией. Неприятие этих мер, а, равно как и попустительское отношение к рекомендациям аудитора, дают аудитору право на расторжение договорных отношений с организацией.

Примеры обстоятельств, указывающих на возможные недобросовестные действия, приведены в Приложении № 3 к Правилам. Здесь перечислены такие обстоятельства, как нереальные сроки проведения аудита, устанавливаемые руководством аудируемого лица, попытки руководства аудируемого лица ограничить объем аудита, записи на счетах бухгалтерского учета, которые трудно или невозможно подтвердить в ходе аудита, предоставление аудитору информации с большим опозданием и многие другие. Данный перечень является открытым и не исчерпывает всех случаев, которые имеют место на практике.

В качестве другого примера правомерного отказа от выполнения аудиторского задания можно привести ситуацию, при которой не соблюдается один из главных принципов аудиторской деятельности – принцип независимости аудитора. Как известно, данный принцип предполагает не только абсолютную независимость самого аудитора от руководства проверяемого лица, но также независимость его мышления и поведения.

Независимость мышления — это образ мышления, который позволяет выразить
мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать его, и позволяет аудитору действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм. Что касается независимости поведения, то под ней понимается линия поведения, которая позволяет избежать фактов и обстоятельств, которые настолько значимы, что разумное и хорошо информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, в том числе и о применяемых мерах предосторожности, может обоснованно посчитать, что честность, порядочность или профессиональный скептицизм аудиторской организации или члена проверяющей группы были скомпрометированы.

При угрозе независимости Кодекс этики аудиторов России обязывает аудиторов предпринять одно (или несколько) из следующих действий:

а) исключение из состава группы, выполняющей задание;

б) осуществление процедур надзора;

в) прекращение финансовых или деловых отношений, вызывающих угрозу;

г) обсуждение проблем со старшим руководством аудиторской организации;

д) обсуждение проблемы с уполномоченными лицами клиента.

Опять же, при неприятии вышеуказанных мер руководством аудируемого лица, или простом игнорировании им указаний аудитора, последний вправе прекратить выполнение всех аудиторских действий.

В случае принятия решения об отказе в завершении договорного задания, аудитор, во-первых, сообщает руководству и представителям собственника о причинах такого отказа, во-вторых, надлежащим образом оформляет сам отказ. Следует помнить, что правила аудита призывают воспринимать отказ как исключительное обстоятельство, поэтому требуют от аудитора учитывать свою профессиональную и юридическую ответственность, в том числе устанавливают обязательное требование для аудитора доложить информацию об искажениях в результате недобросовестных действий лицу или лицам, назначившим аудитора, или в установленных случаях уполномоченным государственным органам власти.

В дальнейшем, при прекращении всяких отношений с представителями руководства и собственника организации, аудитор при направлении к нему соответствующего запроса сотрудничает только с аудитором-преемником. При этом, согласно нормам об аудиторской этике, действующий аудитор указывает аудитору-преемнику исключительно на конкретные факты искажения документации и злоупотребления должностными полномочиями руководства и бухгалтерии организации, избегая делать выводы и строить собственные умозаключения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector