Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Применение взыскания за коррупционное правонарушение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

— предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности — увольнение в связи с утратой доверия.

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Читать еще:  Как правильно в договоре писать ооо

Упрощен порядок применения взыскания за коррупционные правонарушения

ИА SakhaNews. Федеральным законом от 03.08.2018 номер 307-ФЗ закреплен упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, сообщает пресс-служба прокуратуры Якутска.

Если федеральный государственный служащий, государственный гражданский или муниципальный служащий, военнослужащий совершит коррупционное правонарушение и признает этот факт, то с его согласия мера дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) может быть применена на основании доклада подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений работодателя о факте совершения коррупционного правонарушения и обстоятельствах его совершения и письменного объяснения самого служащего.

При этом определены сроки привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения: не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Аналогичные сроки установлены и для привлечения к дисциплинарной ответственности работников, осуществляющих обязанности на основании трудового договора (часть 4 статьи 193 Трудового кодекса РФ).

Лица, замещающие государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, а также лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Контроль за расходами может быть осуществлен и в отношении лиц, замещавших (занимавших) должности, определенные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 номер 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», но освобожденных либо уволенных с такой должности.

Контроль за расходами в данном случае осуществляется по решению Генерального прокурора РФ или подчиненных ему прокуроров в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения, если сумма совершенных им в период замещения (занятия) должности сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделки.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий:

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:

  1. Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму (в т.ч. хакерским атакам), экстремизму.
  2. Публичные призывы к сепаратизму, к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Пропаганду фашизма, геноцида, нацизма. Посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годыВторой мировой войны.
  4. Разжигание межнациональной, межрелигиозной, социальной розни, грубые высказывания в адрес представителей любых национальностей, рас и вероисповеданий.
  5. Пропаганду курения, наркомании.
  6. Угрозы физической расправы, убийства, сексуального насилия.
  7. Описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению.
  8. Переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц (в т.ч. умерших), грубые выражения, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких.
  9. Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию.
  10. Нарушают права несовершеннолетних лиц.
  11. Оскорбления журналистов и других сотрудников SN, авторов, модераторов, администрации сайта, руководства издания, читателей «SN», грубые высказывания о самом портале.
  12. Присвоение чужих имен и фамилий, комментирование от чужого имени.
  13. Распространение персональных данных, нарушение тайны переписки и связи.
  14. Брань (в т.ч. измененное написание мата).
  15. Дублирование комментариев (флуд).
  16. Бессмысленные комментарии (флейм).
  17. Комментарии, не относящиеся к темам статей (офф-топ).
  18. Реклама других сайтов (в т. ч. ссылки на другие сайты). Реклама товаров и услуг.
  19. Сообщения, оставленные не на русском языке.
  20. Сообщения, содержащие более 3000 символов и пробелов.
  21. Прочие нарушения законодательства РФ.

Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.

Почему вы не можете оставить свой комментарий?

  • Администрация портала оставляет за собой право по собственному усмотрению или решению автора закрыть материал для комментирования.
  • Возможно, вы попали в черный список.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ

студент кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского Федерального Юридического университета г. Красноярска

канд. юрид. наук, проф. кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского Федерального Юридического университета г. Красноярска,

АННОТАЦИЯ

Читать еще:  Постановление правительства хакасии

Цель статьи – обзор вопросов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки.

Ключевые слова: государственная служба, противодействие коррупции, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, коррупционное правонарушение.

Одним из ключевых направлений совершенствования государственного управления является развитие системы государственной службы страны, в связи с чем остро встает вопрос о недостаточной эффективности деятельности государственного аппарата, в том числе связанной коррупционными нарушениями. Опасность коррупционных нарушений в органах государственной власти связана с тем, что ущемляются конституционные права и интересы граждан, разрушаются демократические устои и правопорядок, дискредитируется деятельность государственного аппарата, и в конечном итоге подрывается доверие граждан к власти.

Как справедливо отмечается в литературе, «в действующем законодательстве в целом, как и непосредственно в ФЗ «О противодействии коррупции» [3], до сих пор не выработан единый стройный подход к определению понятия «коррупционное правонарушение» и его квалифицирующих признаков» [12, с. 40].

Согласно положениям Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятом на Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, «коррупционное правонарушение – это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность» [7]. Соответственно, можно условно выделить четыре вида коррупционных правонарушений: преступления, административные правонарушения, деликты гражданско-правового характера и дисциплинарные проступки.

О значении дисциплинарных средств в деле противодействия коррупции в системе государственной службы свидетельствует тот факт, что только за вторую половину 2018 года по инициативе органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности были привлечены 42755 человек, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2017 года [14].

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. Взыскания за коррупционные правонарушения (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия) применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

За период применения антикоррупционных норм ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» накоплена обширная судебная практика оспаривания как самих норм, так и практики их применения. Положения п. 2 ч. 1 ст. 59.2 и ч. 3 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оспаривались в Конституционном Суде РФ. По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку устанавливают единственный вид дисциплинарного взыскания — увольнение в связи с утратой доверия. Тем самым нормы не позволяют учитывать тяжесть проступка, причины и условия его совершения, предшествующее поведение госслужащего. Отклоняя такие доводы, Суд разъяснил, что такое основание предусмотрено в качестве профилактики коррупции в рамках контроля за имущественным положением госслужащих. Подобное правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы [8].

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения дел по спорам, связанным с привлечением государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных проступков, указал, что эта ответственность является дисциплинарной, а коррупционное правонарушение представляет собой разновидность дисциплинарного проступка. По мнению Верховного Суда РФ, нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия» [9].

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Ранее эти сроки составляли один месяц и шесть месяцев соответственно. Другими словами, срок привлечения госслужащих к юридической ответственности увеличен в 6 раз, и это ещё раз подтверждает ужесточение антикоррупционных норм.

Как указал Конституционный Суд РФ в отношении применения ч.3 ст.59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части срока в случае наложения на гражданского служащего, совершившего коррупционное правонарушение, «такой меры взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, указанный срок, являющийся по своему характеру пресекательным, призван ограничить период неопределенности правового положения государственного гражданского служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия; установление указанного срока имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с государственной гражданской службы и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих государственную гражданскую службу» [9].

Читать еще:  Административное правонарушение рб

Брянский областной суд признал необоснованными доводы апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах, «поскольку срок привлечения к ответственности исчисляется не с момента представления справки гражданским служащим, а с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения» [11].

Законодатель установил возможность применения конкретных видов дисциплинарных взысканий за совершение малозначительных коррупционных правонарушений: замечание — на государственной гражданской службе (ч. 3.1 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; замечание и выговор — в Следственном комитете (ч. 3.1 ст. 30 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [4]), органах внутренних дел (ст. 51.1 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]), выговор — на военной службе (ст. 51.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1]). Например, взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

Анализ законодательства, регулирующего прохождение различных видов государственной службы, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на малозначительность правонарушения, дисциплинарная ответственность для государственного служащего наступает в любом случае. Как указывает профессор С.Е. Чаннов, «факт совершения коррупционного правонарушения, невзирая на его значимость, является «черным пятном» в его биографии» [13, с. 2197].

Необходимо также отметить, что ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя [6]. Вместе с тем, ч. 6 ст. 59.3 установлено право гражданского служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

К примеру, П. обратилась в суд с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по субъекту РФ о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п.1 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исковые требования П. мотивировала тем, что она, исполняя обязанности судебного пристава-исполнителя в ходе исполнительного производства в отношении должника В., являющегося ее отцом, в устной форме информировала начальника отдела судебных приставов о своем родстве с должником. П. полагала, что тем самым ею был заявлен самоотвод и соблюдены требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Кроме того, в отношении должника применены меры принудительного исполнения. Верховный Суд указал, что П. должна была проинформировать непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий в отношении В. Решением суда в удовлетворении иска П. отказано [10].

Таким образом, обобщение судебной практики по делам, связанным с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, позволяет сделать следующие выводы. Как показал обзор практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, государственные служащие наиболее часто оспаривают в судах применение к ним дисциплинарных взысканий (в том числе в виде увольнения), наложенных за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за нарушения требований, связанных с предоставлением сведений о доходах, расходах, а также об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего и членов его семьи [10]. При этом в качестве сторон в суде зачастую выступают не только служащие и их работодатель в лице соответствующего ведомства, но также комиссии по урегулированию конфликта интересов и аттестационные комиссии. В отдельных случаях с заявлениями об изменении основания увольнения государственных служащих в суд обращаются прокуроры.

Подводя итог изложению ключевых моментов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки, отметим, что в противодействии коррупции задействуются все имеющиеся у государства правовые средства, при этом центральное место в этом механизме отводится выработке административно-правовых средств, реализация которых должна стать действенным инструментом предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector