Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политические риски предприятия

Политические риски

Политические риски представляют собой возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики.

Возникновение политических рисков связано с возможными изменениями в курсе правительства государства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида рисков особенно важен в странах с нестабильным законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть в процессе ведения бизнеса.

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Например, известный банкир Ротшильд для успешного осуществления своей деятельности организовал систему информации о политических событиях, которая позволяла ему получать сообщения о них на несколько дней раньше, чем получало правительство.

Понятие «политический риск» впервые появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г., после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учета влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политические риски, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете и Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре основные группы:

• риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

• риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

• риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

• риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко — от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с конвертацией местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество — например, принудительно длинная очередь на конвертацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков — это риск военных действий и гражданских беспорядков,в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

По географической сфере воздействия политические риски условно можно также подразделить на национальные, региональные и мировые. Под национальным политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающую влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Региональные политические риски возникают вследствие нестабильности политической обстановки в определенном регионе, объединяющем группу стран. В частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также нерационального вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет мирового политического риска важен в предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.

На политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности.

Discovered

О финансах и не только…

Политический риск

В нынешних условиях для мировой экономики характерны процессы глобализации, что находит своё отражение в углублении и расширении международных экономических отношений, усилении взаимозависимости между экономиками различных стран, интернационализации производственно-экономической и финансово-инвестиционной деятельности. Но обратной стороной медали интеграционных процессов является возникновение политических рисков.

Политический риск – это возможность возникновения убытков (или недополучения прибыли) в связи с возможными изменениями государственной политики.

Политические риски являются важной составляющей страновых рисков. При осуществлении внешнеэкономических операций потенциально могут возникнуть обстоятельства, которые будут иметь негативное воздействие на конечный результат иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменений социально-политической ситуации в стране. К тому же необходимо учитывать и дополнительные риски, возникающие вследствие возможных различий в промышленных и банковских стандартах, технологиях, научно-технических стандартах, деловых отношениях и культуре поведения и т.п.

Политический риск – это вероятность того, что изменения законодательных и нормативно-регулирующих актов внутри страны или за её пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами.

Но следует отметить, что политический риск не всегда имеет своим результатом негативные последствия, т.е. политическое событие может оказать и положительный эффект на результат деятельности предпринимателя или инвестора. Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности, то, как пример, можно привести следующее: заключение между странами договоров о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, о предоставлении налоговых льгот для иностранных инвесторов, об избежании двойного налогообложения и т.п.

Политические риски определяются геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства. Они находят своё проявление в изменении и нарушении условий производственно-торгового процесса вследствие результата деятельности международных организаций, органов государственного управления собственной страны или внешних государств.

Читать еще:  Оценка экономического риска

Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.

Политический риск — возможное наступление любого политического события (война, революция, государственный переворот, экспроприация, наложение ограничений на импорт и т.д.) в своей стране или за границей, которое может привести к потере прибыли и/или активов в международных деловых операциях.

Политические риски подразделяются на группы:

  1. Риск потери собственности (например, национализация или экспроприация без надлежащей компенсации).
  2. Риск трансферта, связанный с ограничением экспорта продукции или ресурсов, с ограничениями относительно конвертации локальной валюты в иностранную и осуществлением расчётов по внешнеэкономическим контрактам.
  3. Контрактный риск, т.е. риск расторжения контракта вследствие действий правительства страны, в которой находится компания-контрагент.
  4. Риск изменения регулирующих норм (законодательной базы, изменение торгового режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности страны).
  5. Операционный риск, который затрагивает свободу действий руководителей компаний.
  6. Риск военных действий, гражданских беспорядков, смены власти.

Обобщённо политические риски также можно разделить на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня.

Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране.

Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.

Также политические риски можно разделить на:

  • риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов;
  • риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими;
  • риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.

Наиболее общая классификация основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных действиями органов власти. Эта классификация объединяет практически все виды политических рисков:

  • непредвиденные события (революция, смена власти, изменения в правительстве, война, политические беспорядки, гражданская война, ущерб, причиненный иностранным сотрудникам);
  • действия органов власти:
    • политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
    • административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
    • макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);
    • микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных политических деятелей или государств, предпринимались еще в XIX веке. Однако
понятие «политический риск» вошло в лексикон американских корпораций только в 1959 году после прихода к власти на Кубе Ф.Кастро. Одной из первых работ по данной теме была книга Ф.Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О стратегической важности политического риска свидетельствует тот факт, что для его оценки создана мировая сеть коммерческих и некоммерческих аналитических центров (всего – свыше 500, львиная доля которых находится в США). Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск, являются центры стратегических и международных исследований при Колумбийском и Джорджтаунском университетах.

Политические риски предприятия: как принять превентивные меры

Политический риск предприятия – это возможные убытки, которые может понести коммерческая организация по причине разного рода изменений политического характера, происходящих в государстве. Это могут быть ситуации, связанные с военными действиями, а также нестабильные политические ситуации.

Внесение поправок и изменений в налоговом законодательстве неизбежно отразятся в той или иной мере на деятельности организации. К политическим рискам относят и многие другие факторы, связанные с политическими процессами, происходящими в стране.

При планировании деятельности предприятия по возможности стоит учитывать политические риски. Для их анализа в развитых странах созданы специальные аналитические центры. Качественный анализ позволит снизить отрицательное влияние политических ситуаций на ведение бизнеса.

Виды политических рисков

Политические риски имеют четыре основных направления:

  1. Национализация. Суть риска сводится к отчуждению собственности или принудительному выкупу в пользу государства.
  2. Трансферт. Данный риск имеет отношение с трудностями конвертирования валюты.
  3. Разрыв контракта. Этот вид риска связан с разрывом контракта, по причине, к примеру, изменений в законодательстве.
  4. Военные действия.

Политические риски имеют разный территориальный диапазон. Они могут происходить на уровне одной отдельно взятой страны. Существуют риски, возникающие на региональном либо же международном уровнях.

Существует несколько причин, которые могут послужить возникновению политических рисков, основные из них:

  1. внесение изменений в таможенной системе на законодательном уровне;
  2. изменения, связанные с деятельностью налоговых органов;
  3. изменения в функционировании экспортного финансирования;
  4. нестабильная политическая ситуация в стране;
  5. риск национализации;
  6. внесение изменений в закон об инвестициях;
  7. риски, связанные с геополитикой;
  8. риски социального характера.

Уровни политических рисков

Измерить степень политического риска с определенной точностью не представляется возможным. И все же, существуют методы и способы измерения данной категории рисков.

Политические риски измеряются на следующих ступенях:

Анализ политического риска на макроуровне заключается в изучении политических отношений какого-либо государства с другими странами. Макроуровень охватывает все экономические субъекты страны.

Изучение рисков на микроуровне сводится к анализу отдельно взятой отрасли или предприятия. Микроуровень включает только определенные предприятия и отрасли.

Изучать и устранять негативные последствия рисков нужно заранее, до вложения инвестиций. Но и после этого деятельность по их анализу не должны приостанавливаться.

Страхование политических рисков

Страхование политических рисков — одна из действенных стратеги от нежелательных воздействий политического характера. Оно включает страховку от риска невыплат со стороны импортеров по причине введения эмбарго на импорт и экспорт, либо от запретов на перевод валютных средств.

Читать еще:  Приемлемый уровень риска

Страховой случай в данном случае отражается на прибыли, происходит резкое снижение производительности по причине деятельности государственных органов власти или народных волнений.

Договор включает информацию об особенностях политического и экономического уровня развития, а именно:

  1. степень развития промышленности;
  2. наличие и уровень инфраструктуры;
  3. возможности финансового характера;
  4. уровень функционирования сельского хозяйства;
  5. размер валового продукта;
  6. инфляция;
  7. географическое положение и др.

Страховой договор может заключаться на специфических условиях.

Услуги по страховой деятельности предоставляют, как государственные, так и международные агентства, нередко этим занимаются частные страховые организации.

Процесс страхования ведется по трем основным направлениям:

  1. Страхование имущества от экспроприации и национализации.
  2. Страхование от политических рисков, связанных с необратимостью валютных средств.
  3. Страховка от повреждений, связанных с возникновением военных ситуаций и народных волнений, а также, от политических переворотов и смены правительства.

Страховке полежат:

  1. акции;
  2. ценные бумаги;
  3. инвестиции;
  4. имущественные права;
  5. кредиты и ссуды.

Страховая сумма исчисляется из размера, не превышающего 90 % итоговой стоимости инвестиций. Договор заключается на продолжительный, до нескольких лет, срок.

Влияние политических рисков на деятельность предприятия

После тщательного анализа, следует предпринять меры, которые бы смогли значительно уменьшить отрицательные последствия возможных политических рисков в процессе деятельности предприятия.

Политические риски нередко таят в себе опасность возможных убытков для того или иного предприятия, сокращения их прибыли. Но политический риск далеко не всегда связан с убытками и негативными последствиями, он может иметь и положительное влияние, стимулировать развитие и процветание бизнеса.

В любом случае, политические риски имеют то или иное влияние на деятельность предприятия.

Пример

В качестве примера влияния политической ситуации на ведение бизнеса, хотелось бы привести следующую ситуацию, которая имела место в 70-х годах. Тогда компания с мировым именем B.F.Goodrich открыла шинный завод на территории Ирана. Правительство оказало поддержку двум конкурентам компании, в результате чего прибыль компании сократилась, фирма понесла грандиозные убытки.

Нестабильные ситуации наоборот могут послужить развитию бизнеса. Так было в Анголе в 1975 году, когда там шла гражданская война. Компания Guff Oil получила разрешение на ведение бизнеса от правительства на достаточно выгодных условиях. Этому событию поспособствовала военная ситуация. Фирма Dow Chemical смогла возвратиться на чилийский рынок, когда в стране рухнул прежний политический строй. Но процент таких ситуаций не так уж высок.

Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность характеризуется устойчивым политическим состоянием в стране, которое предусматривает стабильный уровень развития общества, преобладающий порядок в системе связей и отношений, рост благосостояния. Политическая жизнь в таком обществе максимально защищена от дезорганизующих действий, хорошо прослеживается связь между политической и экономической стабильностью.

Политическая нестабильность выражается в недовольстве общественности существующим политическим строем. Политические риски могут заключаться в смене политического управления, вооруженной борьбы с существующим политическим строем и проч.

Уровень политической стабильности определяет уровень политического риска. Политическая стабильность позволяет эффективно развиваться и функционировать, без влияния отрицательных разрушающих факторов. Проблема политической стабильности имеет прямое отношение с понятием «политический риск» и позволяет в той или иной мере проанализировать его уровень.

Видеконсультация

На видео ниже подробный доклад о рисках, с которыми может столкнуться руководство компании, а также о методах защиты, — от Вячеслава Панкратьева.

Политические риски в сегодняшней России

Считается, что российский рынок один из самых доходных в мире. В то же время Россия является самой коррумпированной страной среди членов «Большой двадцатки» (G20). Россия входит в перечень стран с крайней степенью политического риска. По оценке экспертов британской консалтинговой компании «Maplecroft», Российская Федерация по размеру ключевых политических рисков идёт вслед за Сомали, Конго, Суданом, Мьянмой, Афганистаном, Ираком, Зимбабве, Северной Кореей и Пакистаном.

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских предпринимателей в середине прошлого века после захвата власти на Кубе Фиделем Кастро и его сторонниками. Ясное дело, что после социалистической революции капиталистам на Острове свободы пришлось несладко. Под политическими рисками американцы стали подразумевать возможность имущественных и финан­совых потерь, вызванных политикой, проводимой тем или иным государством.

В настоящее время политические риски в значительной мере определяют выбор региона для ведения бизнеса и размещения инвестиций. Впрочем, следует помнить, что риск – это не определённое событие, а некая вероятность. В предпринимательской деятельности от политических рисков никогда нельзя избавиться, а можно лишь правильно их оценить.

Итак, попробуем это сделать.

В десятые годы объём наличных денег в российской денежной системе резко увеличился и приблизился к 10 триллионам рублей. При этом доходы государства, например, в 2010 году были около 8,3 триллиона рублей. Идёт накачка экономики деньгами. Естественно, что при таких условиях растут цены практически на все товары и существенно увеличивается уровень инфляции.

Нефть по цене 100 долларов за баррель и выше может покрыть текущие расходы государства и спасти режим. Однако никакой рост нефтяных долларовых цен не спасёт экономику России в среднесрочной перспективе. При нынешней экономической политике с ростом мировых цен на нефть растут цены на товары и услуги внутри страны. В этом убеждается каждый, кто ходит в магазины и платит за квартиру. Доходы людей (в первую очередь зарплата) практически не растут. Ну как же, на дворе кризис, какой рост зарплаты?! – убеждают своих сотрудников работодатели.

Значительная часть населения подошла к черте, за которой начинаются неплатежи. Продукты питания необходимы ежедневно, и плата за них неизбежна; за всё остальное платить не будут. Сообразно уменьшатся налоговые поступления в казну. Дальше сработает принцип домино, когда неплатежи и дефицит бюджета парализуют всю экономику.

За последние годы число миллиардеров в отечестве существенно увеличилось. Теперь по количеству долларовых миллиардеров Россия на третьем месте в мире, после США и Германии. При этом Россия находится среди 15 стран, наиболее пострадавших от кризиса 2008 года. Как это согласуется? Можно ли это объяснить чем-то иным, как не коррупцией?

Читать еще:  Конкурентные риски это

Именно по причине запредельной коррупции отток капиталов из России растёт по экспоненте, а зарубежные инвестиции резко падают. То, что в нынешней России процветает экономика РОЗ (распил, откат, занос) известно любому предпринимателю. Занос – это до… откат – после.

Делать инвестиции в российскую экономику можно и даже приезжать сюда для ведения бизнеса не возбраняется. Но оправданы лишь «короткие» инвестиционные проекты с быстрым выводом из России полученной прибыли и вложенного капитала. Долгосрочные инвестиционные проекты имеют запредельную степень риска.

Особенно непредсказуемыми следует считать совместные долгосрочные бизнес-проекты с компаниями, которые завладели активами «Юкоса». В первую очередь, это относится к «Роснефти». Возможные компаньоны этой российской компании не могут не знать, каким образом «Роснефть» получила связанные с «Юкосом» активы.

Ещё не так давно на Африканском континенте ели человечину. Если вождь племени вдруг переставал есть своих поверженных врагов, то убивали его самого и съедали как неправильного вождя. Бывший президент Центральноафриканской республики Бокасса заявил (на суде), что печень своих убитых политических противников он хранил в холодильнике не для употребления в пищу, а в символических целях: печень врага приносит удачу. После чего был признан невиновным в каннибализме. Не знаю, как там насчёт силы и удачи наших вождей, но согласно международным рейтингам Россия по политическим рискам находится на одном уровне с этой замечательной африканской республикой.

Я подозреваю, что у российских вождей нет специальных холодильников для печени врагов. Однако жить в России, тем не менее, опасно. Риск преждевременной смерти у нас в стране составляет 13,1 х 10 –3 смертей в год, то есть 13 смертей на одну тысячу человек. В процентном отношении это 85% от всех смертельных исходов (для сравнения в развитых странах риск преждевременной смерти – не более 50%).

В Москве частота убийств составляет 9,6 на 100 000 жителей в год, что при населении в 10 миллионов человек ставит её на пятое место в рейтинге самых опасных для жизни городов мира. По стране число умышленных убийств на 100 тысяч населения ещё выше и достигает 16,5 в год. Хуже только в Южной Африке. Уровень убийств в России в 3 раза превышает аналогичную статистику в США и в 10-15 раз в странах Евросоюза.

При этом тысячи граждан пропадают в России без вести. Для полиции это весьма удобно: нет трупа – нет преступления. Информация о пропавших без вести засекречена, однако отрывочные сведения просачиваются в публичное пространство. Так, например, бывший начальник российского бюро Интерпола Владимир Овчинский заявлял в СМИ, что в 2008 году в России пропали без вести 50 тысяч человек.

О каком ведении бизнеса и инвестициях может идти речь, когда правоохранительные органы недееспособны, а если кого и защищают, то только представителей власти да самих себя?! Приехав в Россию с бизнес-проектом, иностранец рискует либо сам попасть за решётку, либо быть убитым. Достаточно вспомнить американца Пола Хлебникова, возглавлявшего международный журнал «Forbes». Загадка, но российская Генпрокуратура почему-то зациклилась на том, что Хлебникова убили дикие неблагодарные чеченцы.

Сколько отечественных предпринимателей гибнет от рук бандитов – даже упоминать не стоит. Достаточно пройтись по кладбищу в любом крупном городе и посмотреть, кто там похоронен и в каком возрасте. Подозреваю, что преступность при нынешнем политическом режиме резко упадёт, лишь когда всё украдут, всё изнасилуют, а годных объектов для покушений на убийство не останется вовсе.

Если же предпринимателя не убьют бандиты, то появится государство. Оно может объявить, что бизнесмен украл сам у себя всю нефть и при этом не заплатил налоги (пример известен). А может сказать, что украден весь лес Кировской области вкупе со спиртзаводом (пример тоже налицо). Наше милое государство может даже вменить что-то там незаконное с вонючим империалистическим одеколоном (это уже совсем недавний случай), какие проблемы?

В то же время, властные структуры в России не прочь воспользоваться ухудшающейся криминогенной обстановкой для укрепления своего положения. Позиция властей проста: мы – последний бастион, без нас всё пойдёт вразнос, развалится и наступит хаос. Однако хаос уже наступил.

По сути, в стране идёт необъявленная гражданская война. В первую очередь это касается регионов Северного Кавказа, которые превратились в своеобразную российскую Палестину. Существенно растёт число террористических актов: если посмотреть статистику за последние десять лет, то видно, что годовое количество терактов выросло в пять с лишним раз. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии привело к росту сепаратистских настроений в самой России. Федеральные округа в стране сильно напоминают нарезку государств после развала федерации и фактически являются некоей предпосылкой территориального распада, поскольку эти региональные образования экономически абсолютно разные.

Поведение властной вертикали в сложившейся ситуации психологи назвали бы отрывом от реальности. Нечестные парламентские и такие же сомнительные президентские выборы существенно ухудшили политситуацию в стране. В то же время режим продолжает строить унитарное полицейское государство. Сооружаемая конструкция в состоянии просуществовать определённое время, однако впоследствии при её демонтаже не исключены вооружённые столкновения.

. Международная правозащитная организация «Freedom House» относит Россию к несвободным государствам. В исторической перспективе подобные политические режимы долго не живут. Но зачастую они успевают начать массовые репрессии прежде, чем окончательно развалятся.

Каждый находит в истории аналогии, исходя из собственных воззрений. Лично я готов припомнить события 2011 – 12-го года на арабском востоке. Стало понятно, что авторитарные режимы вполне могут рассыпаться, когда против них на улицы городов выходят простые люди, мобилизованные интернетом и объединённые желанием перемен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector