Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Риск это в психологии

Риск это в психологии

1. Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.

2. Риск как действие, выполнение коего ставит под угрозу удовлетворение некоей достаточно важной потребности, или же в некоем отношении грозит субъекту потерей — проигрышем, травмой, ущербом. Экспериментально здесь различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и риск немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответственного действия, выделяются риск оправданный и неоправданный.

3. Риск как ситуация выбора между двумя (или даже более) возможными вариантами действия, исход коего проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций:

1) те, в коих успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений — ситуации типа «уровень притязаний»;

2) те, в коих неуспех влечет наказание — физическую угрозу, болевое воздействие, социальные санкции. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, воспринимаемому как самостоятельная ценность.

Важно различие между ситуациями шансовыми, где исход зависит от случая, и ситуациями навыка, где он связан со способностями субъекта. Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, — когда считают, что от них что-то зависит.

В психологии понятие риска раскрывается преимущественно в аспекте принятия риска — активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Привлекают внимание явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности (-> сдвиг рисковый).

Специфика. Действие, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения — связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная ценность.

Впервые феномен «сдвига к риску» был зафиксирован в 1961 г. Дж. Стонером. Готовясь к защите диссертации, основной гипотезой которой было предположение о том, что группы более консервативны и осторожны при принятии решения, чем отдельные индивиды, Дж. Стонер резработал эксперимент, в рамках которого испытуемым предлагалось решить дилемму вымышленных персонажей следующего типа: «Кэрол — талантливый преподаватель муниципального колледжа. Она получает хорошую зарплату и любит свою работу. Однако Кэрол всегда хотелось быть самой себе начальницей и иметь собственный ресторан. Она нашла молодого повара, перспективного в отношении будущей совместной работы, присмотрела место для нового ресторана и навела в своем банке справки о возможности получения кредита. Для открытия ресторана Кэрол потребовалось бы уволиться с работы и вложить в него все свои личные сбережения. Если ресторан окажется успешным, Кэрол реализует свое давнее стремление и будет получать хороший доход. С другой стороны, Кэрол известно, что многие новые предприятия заканчиваются неудачей. Если ресторан окажется непопулярным, она потратит много времени и денег и потеряет свою надежную и спокойную работу преподавателя.

Представьте себе, что вы даете совет Кэрол. Укажите самую минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для Кэрол. Кэрол следует открыть ресторан, если шансы на успех оказываются не меньше чем:

1 к 10 (Открыть ресторан, даже если шансы на успех практически отсутствуют); 2 к 10; 3 к 10; 4 к 10; 5 к 10; 6 к 10; 7 к 10; 8 к 10; 9 к 10; 10 к 10 (Открыть ресторан только в том случае, если успех полностью гарантирован)»1.

После того, как испытуемые индивидуально решали 12 подобных задач, они объединялись в группы по пять человек, в которых должны были обсудить имеющиеся варианты и прийти к единому мнению. В результате, как сообщает Д. Майерс, «ко всеобщему изумлению групповые решения обычно оказывались более рискованными. Эксперименты выявили то обстоятельство, что данный эффект (“сдвиг риска” — В. И., М. К.) наблюдается не только тогда, когда от группы требуется консенсус: после краткого обсуждения люди меняли также и свои индивидуальные решения. И более того, исследователи успешно воспроизводили результат Стонера с испытуемыми разных возрастов и занятий во множестве различных стран»2.

Однако дальнейшие исследования показали, что при определенных условиях групповое обсуждение приводит к принятию более консервативных и осторожных решений: «В настоящее время доказано, что когда первоначальные позиции членов группы консервативны, групповое обсуждение приводит к сдвигу в сторону еще большего консерватизма. И, наоборот, когда эти первоначальные позиции имеют тенденцию к значительному риску, результаты группового обсуждения смещаются в сторону еще большего риска»1. Это позволило С. Московичи и М. Заваллони сделать вывод о том, что «сдвиг к риску» является наиболее распространенным проявлением более широкого социально-психологического явления, получившего название феномен групповой поляризации. В настоящее время под групповой поляризацией понимается «вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы»2.

В повседневной жизни феномен «сдвига к риску» особенно отчетливо проявляется в неформальных подростковых группах, объединившись в которые, подростки склонны к гораздо более рискованным и, зачастую, даже экстремистским поступкам, нежели те, на которые они бы решились в одиночку. Аналогичная тенденция наблюдается и, в так называемых, экстремальных видах спорта, особенно когда речь идет о действительно сверхрискованных, граничащих с бессознательными суицидальными попытками действиях — походы в горы без надлежащей подготовки и организационного обеспечения, горнолыжный спуск на неподготовленных трассах и в условиях лавиноопасной обстановки и т. п.

Однако это ни в коей мере не означает, что феномен «сдвига к риску» следует рассматривать как однозначно негативное явление. Без него, в частности, была бы практически невозможна разработка и реализация многих значимых инноваций. Вместе с тем, совершенно очевидно, что неоправданный риск и авантюрные решения в организационном контексте могут иметь самые пагубные и часто необратимые последствия. Кроме того, в условиях организации различия в восприятии риска во многом обусловлены не только личностными особенностями, но и официальной статусной позицией индивида. В частности, как отмечают Р. Фостер и С. Каплан, «генеральный директор, рискующий миллиардами по поручительству своей компании, но связанный с ней долгосрочным контрактом, не рискует так, как менеджер нижнего звена, которого в случае неудачи проекта могут выгнать с работы»3.

В этой связи в рамках организационной психологии и психологи менеджмента предпринимались многочисленные попытки найти объективные методы оценки потенциального риска и разработать на их основе алгоритмы принятия решений в зависимости от ситуационного контекста.

Наиболее известную на сегодняшний день схему такого рода разработал ряд американских организационных психологов. Они исходили из понимания риска как предположения о том, «. что неблагоприятное событие может произойти с определенной степенью вероятности». На этом основании для сравнительной оценки альтернатив «больший выигрыш — большая вероятность неудачи» и «меньший выигрыш — меньшая вероятность неудачи» ими было введено понятие «ожидаемое значение». При этом отмечалось, что «последнее выражается как произведение уровня прибылей (или издержек) на вероятность осуществления этого события. Таким образом, если шансы получения дохода в 10 долл. оцениваются как 20%, то это равнозначно ситуации получения доходов в 5 долл. с вероятностью 40%. Обе ставки оцениваются одним и тем же ожидаемым значением — 2 долл. В первом случае оно составляет 20% от 10 долл., а во втором — 40% от 5 долл.» Однако величина абсолютного выигрыша и степени риска в этих вариантах различаются вдвое. В этих условиях, по мнению ученых, предложивших понятие «ожидаемое значение», решение выбора между двумя альтернативами будет зависеть от того, насколько «ожидаемое значение» будет соответствовать. «целевому значению», которым оперирует в своем сознании лицо, принимающее решение1, иными словами, величине планируемой прибыли.

В рассматриваемом примере, если рассчитанное по упомянтой формуле ожидаемое значение в 2 долл. близко к целевому значению, намеченному руководством компании, последнее скорее всего пойдет по пути минимизации риска — т. е. изберет вариант получения дохода в 5 долл. с вероятностью в 40%. Если же ожидаемое значение в 2 долл. существенно ниже целевого значения, то менеджеры, с большой вероятностью предпочтут заработать 10 долл. с вероятностью 20% по принципу «пан или пропал».

Читать еще:  Безрисковая ставка доходности

То же самое, как это не покажется странным на первый взгляд, произойдет в том случае, если ожидаемое значение окажется существенно выше целевого, хотя при этом действует иной принцип, а именно: «аппетит приходит во время еды».

Хотя представленная схема может показаться довольно сложной, она подтверждается большим количеством эмпирических исследований, проведенных в различных организациях, в частности, консультантами компании McKinsey, и дает в руки практического социального психолога, специализирующегося в сфере бизнес-консалтинга, реальный инструмент как ситуативной оценки альтернатив, связанных с рисками, так и для обучения менеджмента.

При этом социальный психолог-практик, работающий с организацией, обязан уделять особое внимание тем случаям, когда решения, связанные с оценкой рисков принимаются на иррациональной основе под влиянием субъективных предпочтений высшего руководства. Р. Фостер и С. Каплан следующим образом объясняют причину подобных ситуаций: «Если лицо, принимающее решение, потерпев несколько раз неудачу при выборе альтернатив, вновь столкнется с аналогичной ситуацией выбора, то выберет то же самое, что и раньше. Этот выбор сделан не на рациональном, а на иррациональном, эмоциональном уровне. Так поступают и некоторые корпорации, особенно относящиеся к отраслям, вступившим в период зрелости, которые уже попытались (и безуспешно) провести диверсификацию своего производства»2. При этом лидеры и руководители, страдающие подобным «комплексом неудачника», в своих действиях могут в равной степени идти как на ничем не оправданный риск, так и, напротив, подавлять всякую инициативу и творчество в тотальном (и опять-таки безуспешном) стремлении избежать неудач. Вполне понятно, что подобные действия крайне негативно сказываются на результатах деятельности не только бизнес-организаций, но и любых других социальных общностей.

Практический социальный психолог, в рамках своей профессиональной деятельности столкнувшийся с необходимостью работать с группой в условиях актуального принятия значимого группового решения, должен понимать природу рискованного поведения той или иной личности, а также учитывать тот факт, что нередко, если не как правило, в ходе групповой дискуссии по поводу характера планируемых действий происходит достаточно существенный сдвиг к риску.

Понятие риска в психологии

В психологии под риском понимается действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Соответственно нерискованное действие (решение) — более спокойное, не связанное с угрозой неудачи, поражения, кажущееся более надежным и безопасным.

Риск связан с особенностями деятельности специалиста, а условиях ожидаемого неблагополучия, при возможном неуспехе в деятельности.

Риск представляет собой ситуацию выбора между двумя допустимыми вариантами действий: менее привлекательным, но более надежным и более привлекательным, но менее надежным, то есть исход, которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями, где неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции).

Риск может быть связан с выбором такого варианта действий (решения), который идет вразрез с инструкциями, предписаниями, жесткими правилами. Причем, если отступление от предписаний приведет к положительному результату, (успеху) деятельности, то оценка может быть не просто положительной, но и весьма высокая. При этом говорят, что военнослужащий действовал творчески. Но если постигла неудача — то будет предъявлено обвинение, в нарушении нормативных документов, в первую очередь в нарушении требований боевого устава. И к этому будет все сведено, хотя причинами неудач могут быть другими. Этим же будет объясняться и неудачный результат всей деятельности. Хотя подлинные причины неудач может вскрыть лишь полноценный анализ ситуации деятельности и уровня профессиональной и психологической подготовленности к деятельности специалиста в подобных ситуациях.

В психологическом словаре дается следующее его определение: «Риск — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагополучных последствиях в случае неуспеха». Согласно этому определению термин «риск» может иметь следующие взаимосвязанные значения:

а) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае,

б) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травной, ущербом).

Таким образом, риск можно рассматривать как ситуацию выбора между возможными вариантами действий, в которых:

а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижения, соответствующих или не соответствующих уровню притязаний лица, принимающего решение;

б) неуспех влечет за собой наказание.

Принято также различать и ситуации, связанные с риском, которые могут быть связаны со способностями субъекта или их исход зависит от случая — шансовые ситуации. Исследования психологов позволили установить, что люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а не с навыком, когда человек считает, что именно от него зависит достижение результата.

В связи со сказанным различают:

— риск мотивированный, который рассчитан на ситуативные преимущества, например в технике и вооружений, в численном составе своих сил, в уровне его профессиональной и психологической подготовленности; на выгодность боевых позиции; на неожиданность выбора данного решения для противника и т.д.;

— риск немотивированный, который проявляется в процессе творчества, интеллектуальной активности — «бескорыстный» риск, например художественный риск режиссера или актера.

Проблема риска специфическим образом связана с социально-психологическими факторами при принятии групповых решений.

Психологами установлено, что при этом обычно происходит сдвиг в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности. Выявлены три типа процедур сдвига к риску:

а) сравнение первичных индивидуальных решений с согласованным групповым;

б) сравнение первичных индивидуальных решений после согласованного группового решения с вторичными индивидуальными;

в) сравнение первичных индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии без обязательного согласования с вторичными индивидуальными.

В ходе дискуссии каждый член группы предусматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы.

В умении рисковать следует отличать оправданность риска от его результативности.

Исходя из соотношения ожидаемого выигрыша или проигрыша при реализации соответствующего действия (решения), выделяют оправданный и неоправданный риск.

Оправданность риска — это степень эффективности, прогнозируемая в момент принятия решения. Риск оправдан, когда ожидается не только высокая эффективность, но и уверенность в правильности оценки, предвидении развития ситуации.

А.В.Петровский разработал концепцию неадаптивной активности личности. Ее суть проявляется в том, что в ситуациях связанных с возможной или непосредственной опасностью возникае своеобрахный феномен острого влечения человека к опасности. Это влечение само по себе является тенденцией неадаптивного поведения, так как исходя из «постулата сообразности» адаптивная активность должна быть направлена на избегание опасности и сохранение гомеостаза. Такой риск является «бескорысным», «спонтанным». Выделяют три группы побуждения активности данного типа:

1. Врожденная ориентировочная реакция как стремление к построению образа объекта, мера опасности которого неизвестна, именно со стороны тех его свойств, которые как раз и являются предметом опасений. Характер этого побуждения обусловлен предвосхищением эффекта эмоционального разрешения, переживаемой как «очищение» от неблагоприятных аффективных фиксаций.

2. «Жажда острых ощущений» как побуждение, обусловленное опытом преодоления опасности. Суть в том, что достичь состояния катарсиса можно только тогда, когда вероятность его достижения не слышком велика, а точнее, уравнивается с возможностью недостижения желанного состояния, то есть возникновения противоположного исхода опыта — фрустрации.

3. Ценностно-обусловленное стремление к опасности в виде «социальных установок, диктующих предпочтительность рискованных действий в противоположность осторожным.

Что такое психология риска?

Бывает ли трейдинг без риска? Если вы уже распрощались с иллюзиями зелёных новичков о волшебных-преволшебных стратегиях , надёжных прогнозах и абсолютно точных сигналах, то прекрасно знаете ответ на этот вопрос: нет. Трейдинг — это торговля в хаотической реальности рынка, что само по себе подразумевает неопределённый результат, а значит — риск. Но системный подход позволяет снизить риск до такого уровня, при котором он становится оправданным. Поэтому основа работы трейдера — это риск-менеджмент .

Опытный трейдер всегда держит в голове допустимый процент риска. При разработке трейдинговых стратегий учитываются теория вероятностей и теория хаоса, на которых базируются методы расчёта рисков. А при разработке индивидуальной системы торговли каждый сам определяет коридор приемлемого уровня риска и его верхнюю границу. Казалось бы, сплошная математика.

И всё же не стоит сводить работу с рисками только к математическим вычислениям. Если бы всё было так легко! Включил калькулятор — получил результат, а дальше просто поглядывай на циферки и не косячь.

Но, во-первых, любые расчёты в условиях хаотичного рынка, где трейдера ждут и суперприбыли , и даунстрики , всегда приблизительны. А во-вторых, с «не косячь» регулярно возникают проблемы.

Читать еще:  Трансферт риска это

В 2002 году Нобелевскую премию по экономике выдали профессору Принстонского университета Даниэлю Канеману, который в сотрудничестве с Амосом Тверски установил: в условиях неопределенности и риска человек действует не так рационально, как мог бы… если бы не самоуверенность, азартность, жадность и идиотизм.

Можно ли снизить влияние этих факторов на принятие решений? Этой проблемой занимаются исследовательские институты. Существует даже наука — психология риска. Регулярно выпускаются научные журналы по этой тематике — например, Actuarial News and Risk Management Resource Actuary, Risk and Insurance, Risk Analysis и др.

Психология риска изучает поведенческие факторы и мыслительные паттерны, которые определяют способность человека рисковать, а также анализировать факторы риска и оценивать последствия своих поступков.

Спасибо трейдингу

Интересно, что импульс развитию этой науки дала… торговля деривативами — фьючерсами , опционами и др. Конечно, оценивать риски человечество начало задолго до того, как появились фондовые и товарные биржи. Анализ рисков зародился вместе с появлением азартных игр, то есть на заре цивилизации. В XIX веке понятие риска вошло в юриспруденцию. Понемногу изучали эту тему и психологи.

А в 1980-х годах на рынке финансов начался бум деривативов. Параллельно набирал силу технический анализ, открывший новую эру в трейдинге (но так и не ставший, вопреки надеждам, волшебной палочкой, гарантирующей беспроигрышную торговлю). Исследователи, занимающиеся психологией рисков, обрели второе дыхание. Ведь трейдинг — это, как часто говорят, всего лишь на треть экономика, а на две трети — психология.

Рискософия для трейдера

У психологии риска несколько направлений. Некоторые исследователи рассматривают её в рамках теории кризисов, другие — как часть теории принятия решений. Существуют направления рискологии, заточенные на проблемы конкретных профессий. Есть даже рискософия — философия риска.

Пожалуй, каждый трейдер — рискософ. Иначе в трейдинге не задержишься: нужно понять и принять неизбежность потерь, научиться относиться к ним философски. Но философски — не значит фаталистично. Философский подход подразумевает не только принятие как данности неопределённости рынка и слабости человеческой натуры (склонной косячить), но и необходимость вступить на путь самосовершенствования. То есть заняться поиском методов, помогающих принимать оптимальные решения.

Риск — это хорошо или плохо?

По одной из версий, слово «риск» происходит от латинского resecō («отсекать, сокращать») или древнегреческого ῥιζικόν («опасность»). Но словарь Фасмера даёт ещё одно толкование: слово ῥιζικόν также переводится как «утёс», а во французском и итальянском языках risquer и risicare первоначально означали «лавирование между скалами». Такая трактовка помогает взглянуть на риск как на объективную необходимость. Более того — как на двигатель истории. Как заметил психолог и антрополог Игорь Кон, без риска, «без тяги к освоению необычного человеческий род не мог бы развиться и распространиться по Земле».

Именно готовность к риску позволяет нам выйти из зоны комфорта . Именно способность рисковать позволила человеку открыть Америку, Австралию и Антарктиду, полететь в космос и начать торговлю деривативами.

Исследователи выделяют несколько положительных функций риска, включая:

  • инновационную (поиск новых путей решения проблем);
  • компенсирующую (возможность получить высокую прибыль);
  • селективную (награждение успешных и отсев лузеров).

Поэтому трейдеру не нужно бояться риска — им нужно управлять.

Смельчаки и перестраховщики

Впервые на риск с точки зрения психологии взглянул швейцарский учёный Даниил Бернулли, приглашённый на работу в Санкт-Петербургскую Академию наук. В 1738 году он опубликовал в «Известиях» Академии статью «Опыт новой теории измерения жребия». Бернулли заметил, что люди относятся к риску по-разному.

Современные психологи полагают, что склонность к риску — такое же врождённое свойство, как и темперамент . Возможно, даже заложенное генетически. Но немалое влияние оказывают и психологические установки, полученные от семьи и окружения. Замечено даже различное отношение к риску у разных народов. Например, японцы, несмотря на дух самурайства, — нация осторожная («Прежде чем дать подзатыльник, посмотри, чей затылок»), а французы довольно авантюрны («Риск — благородное дело»). Самые же рисковые — гонконгцы и, как ни удивительно, датчане (возможно, сказывается наследие викингов-берсерков).

Исследователи, занимающиеся психологией риска, выделяют следующие психотипы:

  • Лица с повышенной склонностью к риску — смельчаки и авантюристы , готовые рисковать из-за азарта, ради удовольствия. Если вы относитесь к этому типу и решили стать трейдером, нужно очень тщательно контролировать эмоции. Ведь, по наблюдениям психологов, для этой группы характерны высокие показатели импульсивности, самоуверенности, некритичности , эмоциональной лабильности (неустойчивости) и агрессивности при неудачах. Зато есть и плюсы: мощнейшая целеустремлённость и нацеленность на успех.
  • Перестраховщики, избегающие риска , испытывающие к нему отвращение и живущие по принципу «семь раз отмерь, один отрежь… а может, вообще отрезать не стоит?» Трейдеру из этой психологической группы будут мешать желание избегать неудач (вместо стремления к победе), нерешительность, пессимизм, боязнь потерь . Интересно, что иногда перестраховщиков подводит перестраховка: они долго выжидают выгодного момента и, видя, что «все покупают» или «все продают», тоже вливаются в толпу… леммингов . Впрочем, перестраховщики редко приходят на биржу, они выбирают занятия с чёткими гарантиями.
  • Среднерисковые, готовые выйти на поле боя, если возможные потери будут не слишком высоки. В трейдинге они выбирают низкорисковые стратегии, страхуются хорошей финансовой подушкой и уж точно не прыгают на ножи . На их стороне рациональность и выдержка. Но эти трейдеры могут преувеличивать значение потерь, поэтому им рекомендуется когнитивная проработка страхов. Кроме того, им, как и перестраховщикам, следует опасаться влияния толпы.
  • Есть также интересная группа безразличных к риску : для них серия рискованных вариантов, обещающих в итоге определённый результат (например, трейдинговая стратегия), равноценна действию с гарантированным результатом (вот чек, пойди и обналичь). Им легко адаптироваться к биржевой торговле. Проблемы могут возникнуть только при недооценке риска и неправильных расчётах.

Понимание своих плюсов и минусов, связанных со склонностью к риску, имеет для трейдера практическое значение. «Сосули», как говорится, падают и падают. Но мы можем надеть каску и не ходить под балконами, а выбирать более безопасный путь. Всё в наших руках.

Риск как психологический феномен

Евгений Павлович Ильин

Психология риска

Мастера психологии –

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3935275

«Психология риска»: Питер; СПб.:; 2012

Аннотация

В новом пособии профессора Е. П. Ильина в систематизированном виде, с учетом новейших отечественных и зарубежных публикаций, рассмотрены основные аспекты проблемы психологии риска, способы снижения риска в различных сферах деятельности человека, приведены методики выявления лиц, склонных к риску.

Издание адресовано студентам и преподавателям психологических факультетов, а также специалистам, интересующимся теоретическими и прикладными аспектами проблемы риска: экономистам, предпринимателям, педагогам, врачам, спортсменам, тренерам и так далее.

Евгений Павлович Ильин

Психология риска

Введение

На протяжении жизни человек постоянно встречается с ситуациями, не имеющими однозначного решения; при этом проявление активности связано с риском получить не тот результат, которого хочешь. Риск представляет собой постоянный и неустранимый компонент любой социальной деятельности, выступает не просто некоей социокультурной средой или условием действия, а как неотъемлемая часть социальности (Perrow, 1984; Гордиенко Ю. Ф., 2005).

Риск играет существенную роль в управлении, в процессе принятия решений, защищает от консерватизма и конформизма. Определенная мера риска необходима и ученому, и предпринимателю, и политику. Благодаря рискованным действиям человек способен выигрывать, побеждать соперника и обстоятельства. Нехватка же решительности и смелости (физической, гражданской, творческой), осторожность в действиях мешают достижению целей. Руководители, предприниматели, ученые, которые боятся рисковать, теряют способность развиваться и достигать высоких целей.

Однако риск бывает и неоправданным, он может приводить не к успеху, а к неудаче. Нередко рискованное поведение человека приводит к травмам и даже гибели людей. Развитие транспорта, химической и атомной промышленности и в связи с этим ухудшение экологической обстановки вынуждают нас говорить о том, что от индустриального общества наблюдается переход к обществу риска (Бек У., 1994,2000).

Одним из интригующих вопросов, формулируемых учеными, является вопрос о динамике риска. Возрастает ли риск с развитием цивилизации или, наоборот, снижается? Ответ не столь уж легок. Похоже, что преобладает убеждение, согласно которому развитие технологии и организации увеличивает риск и опасность. Искусственный мир, созданный человеком, более неопределен и враждебен, нежели мир естественный. В нем обнаруживаются угрозы и отрицательные явления, которые не были известны предыдущим поколениям. В первый раз в истории человек обладает средствами уничтожения, которые способны истребить жизнь на Земле и которые могут прервать порядок природы в растущую энтропию.

Гипотеза эта не кажется вполне убедительной. Развитие техники или медицины создает, с одной стороны, новые угрозы, с другой же стороны, существенно редуцирует риск. Связанные с цивилизацией изменения увеличили загрязнение среды, но одновременно понизили угрозу нашествий и эпидемий, уничтожавших человечество в период Средневековья. В свете этих фактов наиболее вероятной кажется гипотеза, согласно которой в историческом процессе величина риска не повышается, а изменяется только его форма и содержание.

Читать еще:  Методы оценки проектных рисков

Козелецкий Ю. 2007

С давних пор человек стремился оценивать степень риска. Еще древние люди, играя в азартные игры, например в кости, оценивали риски. Сцены этой игры обнаружены и в египетских гробницах, и на античных греческих вазах.

В 1738 г. Д. Бернулли опубликовал в «Известиях Императорской Санкт‑Петербургской Академии наук» статью «Изложение новой теории об измерении риска», где высказывает мысль, что риск воспринимается каждым человеком по‑своему, оценивается неодинаково. Каждый субъект реагирует на риск в соответствии со своей системой ценностей. Таким образом, проблему оценки риска Д. Бернулли повернул в сторону психологии.

В XIX в. категория «риск» стала использоваться в области права (к примеру, рисковый договор, по которому сторона, рассчитывающая на получение выгоды, рискует тем, что произведенные ею затраты могут не окупиться, и т. п.).

Проблема риска привлекла внимание широких научных кругов в начале XX в., после выхода книги Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль». С 1920‑х гг. начали проводиться исследования анализа риска в коммерции, медицине, технологии и т. д. Отдельные исследования риска проводились и социологами, к примеру изучался риск информационной изоляции (Зубков В. И., 1998). Начало систематического научного изучения этого феномена относится ко второй половине XX в., когда формируются представления о вероятностном характере природных и общественных тенденций, вырабатывается соответствующий решению реальных нужд математический аппарат, накапливаются статистические данные.

До конца 1960‑х гг. риск воспринимался прежде всего количественно, как атрибут технологий и вероятность определенного ущерба в координатах пространства и времени. Затем, особенно с возникновением рискологической проблематики в психологии, он начинает изучаться и качественно. Неклассическую теорию риска разработали в 1920‑1930‑х гг. экономисты А. Маршал и А. Пигу (теория кризиса). Изучение риска с этих позиций позволило преодолеть несоответствие между одномерной «технической» логикой исчисления риска и многомерностью человеческого поведения в рискованных ситуациях.

В современном открытом обществе риск всегда распространяется быстрее, чем «лечение» от него. Особенно это касается мутантов, т. е. еще не известных рисков, как биологических, так и социальных. Пока наука найдет, а общество опробует противоядие, мутант будет продолжать свою разрушительную работу. Это в равной мере справедливо для эпидемий и террора. Что касается замкнутых систем, то там проблема времени стоит еще острее: риск может распространяться лавинообразно (замыкание в кофеварке пассажирского авиалайнера способно поставить под угрозу все системы его жизнеобеспечения).

Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. № 1

Понятие «риск» является междисциплинарным, используемым во многих общественных и естественных науках. Каждая из них имеет свой предмет, свою направленность в исследовании риска и вырабатывает для этого собственные методы.[1] С одной стороны, это позволяет выделить очень много различных аспектов, в которых рассматривается риск, а с другой – создает очевидные трудности в выработке единой точки зрения на риск.

Вообще проблема риска оказалась весьма благодатной темой для исследований, поскольку существует масса рисков, учесть которые весьма затруднительно. Появляются диссертации (Баранская Л. Т., 2009) на тему того, являются ли пластические операции риском для женщин (о риске не узнать себя после операции или не принять новое лицо); рассуждения, является ли брак с успешной женщиной риском или удачей для мужчины; исследователи выявляют факторы риска при выборе сексуального партнера (Henderson, 2005).

За рубежом спектр изучения рисков весьма широк. Риски токсикологического характера изучали Краус с соавторами (Krause et al, 1992) и Слович с коллегами (Slovic et al, 1985, 1995); риски, связанные с атомной индустрией, исследовали Барке и Дженкинс‑Смит (Barke, Jenkins‑Smith, 1993), а также Флинн с соавторами (Flynn et al, 1993); экологические риски привлекли внимание Макдениелса (McDaniels et al, 1997) и Лацо с соавторами (Lazo et al, 2000); компьютерная опасность изучалась Гуттелингом и Куттшрейтером (Gutteling, Kuttschreuter, 2002). В общем, проблема риска бесконечна, и при ее описании есть опасность (риск) утонуть в частностях. Поэтому делаются попытки разработать различные аспекты теории рисков, охватывающие общие закономерности их возникновения и проявления.

В настоящее время теория рисков – рискология – рассматривается как часть кризисологии – науки о кризисах (Альгин А. П. с соавт., 2004; Буянов В. П. с со‑авт., 2003, 2007; Глущенко В. В., 2008; Давыдов И. Н., 2001; Миэринь А. А., 1998; Яницкий О. Н., 1998).

Делаются попытки создать новое философское направление в изучении рисков – рискософию, [2] в рамках которой рассматривается вопрос о рисковой культуре. Рисковая культура – это совокупность наших представлений, взглядов и убеждений, ценностей, привычек, традиций и обычаев в отношении знаний и практических навыков управления рисками. Например, повышению рисковой культуры могут способствовать курсы по технике безопасности и гражданской обороне (изучение программы действий на крупных предприятиях в случае техногенных аварий, взрывов, катастроф). С помощью различных бизнес‑симуляций в игровом режиме можно получить навыки обращения с теми или иными рисками, отработать управленческие решения для стандартных и нестандартных ситуаций.

Проблемами изучения и предупреждения рисков занимаются ряд научных учреждений: Международный институт исследования риска (где решаются следующие проблемы: анализ рисков, создание систем управления рисками, подготовка риск‑менеджеров и других менеджеров‑рискологов); Институт проблем риска; Научный центр изучения рисков «РИЗИКОН».

За рубежом издаются научные журналы, в тематике которых различные аспекты риска: «Actuarial News and Risk Management Resource Actuary», «NET Actuarial News and Risk Management Info», «Risk», «Risk abstracts», «Risk and Insurance», «Risk Analysis», «Risk measurement service». Издается даже специальный журнал для деловых женщин «Risk management for executive Women».

В отечественной психологии, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, до сих пор существует необходимость всестороннего рассмотрения риска как самостоятельной психологической проблемы, поскольку чаще всего он рассматривается лишь как характеристика принятия решений. В данной книге сделана попытка ликвидировать существующий пробел.

Раздел I

Риск как психологический феномен

Глава 1

Риск как научное понятие

Этимология слова «риск»

В работе Н. Лумана (1994) сделана попытка выяснить этимологию термина «риск». В Европе это слово встречается уже в средневековых источниках, но распространяется лишь с началом книгопечатания (примерно с 1500 г.), прежде всего в Италии и Испании, и касается очень разных предметных областей. Например, морское страхование – один из ранних случаев планомерного контроля риска. Существует предположение, что новое слово «риск» начинают употреблять, чтобы обозначить проблемную ситуацию, которая не может быть достаточно четко выражена уже имеющимися в наличии словами «опасность», «дерзание», «случай», «мужество», «страх».

Происхождение слова «риск» объясняется следующим образом:[3] заимствовано оно из французского языка (risque – опасность), в свою очередь, французское слово восходит к греческому rizikon – утес, скала; поэтому «рисковать» для древнегреческих мореплавателей означало «обойти скалу, утес, лавировать между скалами», чтобы избежать опасности кораблекрушения. Как видим, «риск» в таком случае означал возможную опасность и это понимание сохраняется и до сих пор.

Оксфордский словарь английского языка отмечает, что слово «риск» в новом значении – как предрасположенность к вознаграждению или готовность к неудаче, в первую очередь на ниве коммерции, – появилось в Италии в самом начале XVII в., затем оно мигрировало во Францию и к 1661 г. зафиксировано в литературе Англии.

Задорожнюк И. Е., Зозолюк В. А. 1994

Однако опросы показывают, что в обыденном сознании слово «риск» воспринимается в различных смыслах: как способность идти на авантюры; как желание ощутить выброс адреналина; как ситуация неопределенности; чаще всего – как действие, исход которого неясен или в основе которого лежит необоснованная надежда на успех. В «Британской энциклопедии» говорится: «чрезмерный и поспешный риск чреват…», а значит, подразумевается, что риск – это принимаемое решение.

Нет полного согласия в понимании слова «риск» и среди ученых. Риск понимается ими то как опасность, то как специфический вид деятельности[4] в условиях неопределенности, то как характеристика ситуации, то как оценка возможности осуществления действия, возможности достижения результата, соответствующего цели, и т. д. Попробуем разобраться в этих противоречиях.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 190 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector