Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Риски психологического знания

Специфика психологического знания

В современной психологической литературе (Константинов В. В., 2010; Асмолов А., 2002) выделены ряд специфических особенностей психологического знания, характерные для современного состояния науки.

В первую очередь все исследователи без исключения подчеркивают то положение, что в психологии субъект познания и объект познания совпадают. Как известно, в классической психологии в качестве основного критерия объективности была провозглашена разделенность объекта и субъекта познания. Однако дальнейшее развитие науки показало, что наблюдение исследователя за объектом исследования оказывает влияние на конечный результат опыта, что в процессе познания человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой. То есть, будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем, и его объектом. Одновременное сосуществование классической, неклассической и постнеклассической психологии заставляют исследователя и практического психолога уделять этому вопросу повышенное внимание (Константинов В. В., 2010).

Следующая особенность психологического знания заключается в том, что психологические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и скорость этих изменений гораздо выше, чем в геологических, биологических и других сложных системах (там же). Меняется настроение человека, его эмоциональный настрой, все это приводит к изменению мотивации деятельности, к изменению показателей его интеллектуального уровня и т. д. Более того, всегда следует иметь в виду, что человек, будучи часто непредсказуемым, вообще обладает практически неисчерпаемым потенциалом самосозидания. В любой момент своей жизни человек способен измениться (т. е. изменить себя), стать другим. Он может сам целенаправленно не только развивать свои познавательные и регулятивные психические функции (память, творческое мышление, управление течением эмоциональных состояний и т. п.), но и совершенствоваться как личность (повысить уверенность в своих способностях, перестроить иерархию мотивов, выработать определенную черту характера). Этот факт требует усиленную профессиональную рефлексию педагога и психолога, чуткость к эмоциональному состоянию человека, включенного в эмпирическое исследование.

Следующая особенность психологического знания заключается в том, что различные психологические процедуры и диагностические методики вносят изменения в изучаемую реальность. Любое изучение психологических феноменов может быть реализовано только как процесс их одновременного порождения или формирования. Все это предъявляет особые требования к ситуации исследования. Кроме того, необходимо отметить, что при проведении обследования и практической работы меняется не только психическая реальность человека, но и исследователь, поскольку основным рабочим инструментом психолога является его личность. В связи с этим возникает вопрос о профессиональной рефлексии, о личностных качествах, о мировоззренческой установке психолога не только практика, но и проводящего исследование теоретика.

Еще особенность психологии как науки состоит в том, что она является одновременно и естественнонаучной и гуманитарной наукой. Это обстоятельство привносит множество противоречивых аспектов в психологию на методологическом уровне: различны видение человека, различны его способы изучения, различны приемы оказания психологической помощи.

Существенная особенность психологической науки в том, что в психологии до сих пор не произошло достаточно полного размежевания научного и околонаучного, даже псевдонаучного знания и житейского знания. Например, психоанализ З. Фрейда, как и аналитическая психология К. Г. Юнга, полны мифологических построений. В психологии нет устоявшихся критериев научности, которые бы позволили бы разделить миф и теорию. Для науки не только житейская психология становится источником накопления опыта, подлежащего дальнейшему научному анализу. Психологические знания обнаруживаются также в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. Это своего рода «экспериментальная ситуация», которые создала жизнь или творческое воображение режиссера, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Методологическая рефлексия этих знаний становится основанием развития возможных путей построения психологического знания.

Ещё особенность психологического знания состоит в том, что оно обладает сильно выраженной, активно действующей составляющей: психолог в процессе работы не только изучает человека, но и конструирует его. Эта созидательная функция несет в себе и опасность различных манипуляций. Осознание большой ответственности психолога за общественные последствия и опасности манипулирования может обеспечить, прежде всего методологическое знание в его аксиологической (ценностной) составляющей. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности психолог не только изучает человека и конструирует его, он меняется сам.

Психологическая наука отличается от других сфер человеческого творчества тем, что у психолога должна присутствовать еще одна особенность: осознание различия субъективной и объективной реальности. Для психолога попытки приписать другому качества своего внутреннего мира, свои личные особенности приводили и приводят его к неудачам в общении и взаимодействии. «Но психолог – не психопат, он чувствителен к «обратной» связи при общении. Именно это позволяет ему не приписывать свой внутренний мир другому, не опираться на прежний обыденный опыт, а каждый раз относиться к психике другого, как к загадке, разгадку которой надо найти самому. «Душеведческая» направленность ума – результат жизни психолога, порожденный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рациональными методами, используя особенности психики других людей. Отсюда и терпимость, снисходительность к людям, присущая психологам, поскольку изначально допускается возможность различных, нестрандартных форм поведения, мыслей, переживаний. То, что другим людям дается как бы само собой, – навыки поведения и общения, психолог вырабатывает и приобретает путем рефлексии и самообучения. Р. Кеттелл с коллегами проводил исследование личностных черт, отличающих психологов – практиков от психологов-исследователей. И выявил, что психологи – исследователи с трудом переносят интенсивное общение и не тянутся к нему. Отсюда и меньшая значимость готовности к контактам, но и большая значимость поддерживать контакт для профессионального успеха исследователя. Психолог – практик нуждается в «живой воде» человеческого общения. Для него – это естественная среда обитания, люди ему не надоедают, а контакты с ними потребны и никогда не утоляют жажду общения» (Дружинин В. Н., 2012, с. 32).

Как и зачем используются психологические знания в современном обществе?

Знания в сфере психологии как одни из важнейших знаний для человека в современном обществе. Области общественной деятельности, в которых психологическая наука имеет большое практическое значение. Применение психологии при анализе свидетельских показаний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Как и зачем используются психологические знания в современном обществе?

Можаева Марина Игоревна

Что такое психология для человека? Какова ее ценность в современном обществе? Эти вопросы очень актуальны на сегодняшний день. Огромную роль играет знание основ психологии, хотя мы иногда не задумываемся об этом. Наверно необходимо определится, что же такое психология в целом. Психология это (от др.греч. = «душа «учение») — наука о психике. Она изучает участие психики в познании человеком окружающего мира, в его деятельности и общении, индивидуальные особенности психики человека и свойства его личности. К психологии как одной из важнейших наук о человеке обращаются педагоги, врачи, юристы, менеджеры, политики, инженеры, бизнесмены. Психология помогает людям понять свое внутреннее состояние, ориентироваться в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения. Одна из главных задач в психологии это раскрытие объективных закономерностей функционирования психических явлений, анализ их становления и развития, изучение структурных особенностей и физиологических механизмов психических явлений. Отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей, психология в последнее десятилетие начинает занимать ведущие позиции среди других отраслей научного знания. И проблема состоит в том, что вся наша жизнь — это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека — это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире — это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать, и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе. Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков — умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями — знаниями о психологии человека.

Читать еще:  Безрисковая ставка доходности

«Известно, что идеалистическое учение о душе является опорой для всякого рода суеверий и предрассудков. Знание психологии, подлинно научное понимание физиологических основ психики, служит сильным оружием в борьбе с этими суевериями и предрассудками» (Б.М.Теплов, 1953г). В современном мире же психология объясняет поведение в той или иной ситуации человека или животного. Каждое существо индивидуально, поэтому предусмотреть все нюансы невозможно. То есть, даже безначальных психологических знаний обходиться в современном обществе тяжело, потому что мы находимся в контакте с обществом, у которых может меняться поведение. Сейчас распространена профессия психолога и глубоко изучается такая наука, как психология. И это не напрасно. Чем глобальней наша цивилизация, тем все глубже усложняется поведение человека или животного. Психология учит нас правильно общаться с определенными видами общества, учитывает все тонкости темперамента человека, анализирует индивид в первую очередь как личность, его личностные качества, характер, особенности его психики. В больших городах, профессия «частный психолог», набирает все большую популярность. (Сообщает журнал «Psychologies») психологический общество наука свидетельский

Не зная этого, современное общество не стало бы поистине «современным», потому что «современность» подразумевает контакт с людьми, и довольно таки цивилизованный, а контакт, как известно, психологически необходимый компонент общения с людьми и анализа их личности. Современный человек находится в эпицентре новейших технологий, усовершенствований мира, и психика человека постоянно меняется с их появлениями. С психическими изменениями меняется и поведение, исходя из этого следует, что и психология современного общества не стоит на месте.

Психология как наука имеет практическое значение, возрастающее по мере того, как основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и общественных отношениях

Психологическая наука имеет большое практическое значение для ряда областей, из которых я расскажу только о самых главных.

Первой из этих областей является область промышленности и труда. Современная индустрия, включающая управление механизмами, транспортом, и т.п., предполагает сложное взаимодействие системы человек-машина. Необходимо создать такие условия, при которых управление системами протекало бы в оптимальном варианте и могло бы осуществляться наименьшими затратами времени и наименьшим числом ошибок. Естественно, эти требования могут быть удовлетворены лишь при учете человеческого объема памяти и тех способов их организации, которые могли бы наилучшим образом приспособить машину к возможностям человека. Психология ставит вопрос о том, какие психологические факторы необходимо учесть для обеспечения максимальной надежности работы и минимальной аварийности.

Все эти вопросы разрабатываются инженерной психологией и психологией труда, которые становятся важной составной частью научной организации производства.

Второй сферой практического применения психологии является обучение и воспитание подрастающего поколения, иначе говоря, сфера педагогики. Известно, что возрастающий объем знаний, которые должны быть усвоены в процессе школьного обучения, требует наиболее рациональной организации методов обучения. Это существенно зависит от психологических особенностей ребенка, возраста детей и их познавательных процессов при обучении в школе или другом образовательном учреждении.

Третьей сферой практического применения психологии является медицина. Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее. Однако само отношение к болезни связано с рядом психологических факторов, особенностям эмоционального строя личности, характера тех обобщений, которыми располагает личность. Изучение характерных особенностей личности, которым занимается психология, имеет большое значение в медицине, это позволяет ближе подойти к научной основе практики психотерапии.

Следует, наконец, упомянуть и последнюю область практического применения психологии судебную психологию. Следователь и судья постоянно имеют дело со сложными формами психической деятельности человека, с его мотивами и характерологическими чертами, с границами его восприятия и памяти, с особенностями его мышления. Поэтому учет психологических характеристик этих иропессов должен быть обязательным компонентом в подготовке и деятельности судебно-следственных работников.

Психология разработала научный подход к двум важным разделам судебно-следственной практики, анализу свидетельских показаний и психологической диагностики причастия к преступлению.

Роль психологии в веке новейших технологий и прогресса очень важна. Современные психологи всеми силами способствуют менее болезненному периодическому «обновлению» психики человека. Психологические аспекты, анализы, тренинги, способы, рекомендации помогают современному обществу двигаться вперед.

Читать еще:  Страхование управленческих рисков

Что было бы с человечеством, если бы не было техники делового диалога? -вряд ли бы существовали бизнес офисы в мегаполисах. что бы было если бы не было основ социальной психологии? вряд ли бы человечество узнало бы о понятиях «общества» и «общественности». Поэтому, следует знать, что знания по психологии жизненно необходимы современному человеку.

Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической жизни и сознательной деятельности человека.

Таким образом, психология является не только важным разделом науки, но она еще имеет широко разветвленные области практического применения, давая научную основу для важных областей практики.

Узнав психологию, прежде всего как науку, человек сделает свой вклад к следующему шагу, к более современному и совершенному миру, для себя он познает новое и неопознанное. Опять же, у человека произойдет адаптация к новым условиям и попытки приспособиться, к ним в первую очередь затронут психику. Роль психологии в жизни современного общества необходима, важна и я не вижу современное общество без такой науки, как психология.

1.Статья в журнале «Psychologies»: «Роль психологии в современной жизни общества»

2.Статья из реферата: «Роль и значение психологии в нашей жизни»

3.Книга: Б. М. Теплов. «Психология».Учпедгиз, Москва, 1953 г.

Какие риски для общества и личности несет в себе развитие психологического знания

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Психология – это такая наука, в которой нет единственного верного решения и единственного правильного пути. Нельзя отказываться от обсуждений и дискуссий в рамках этой науки, нельзя замыкаться на сугубо одной точке зрения, абсолютно игнорируя все прочие взгляды на науку. Психологическая наука должны быть гибкой.
Если же не предусмотреть все эти риски и не предотвратить их, личность и общество могут попасть под угрозу. Ведь любые серьёзные изменения в психологической науке не могут не отразиться на личности и, как следствие, на всём обществе в целом. К личности могут начать предъявляться новые требования, которые не обязательно могут быть ей приятны и удобны. Конечно, возможен и обратный результат, всё зависит от того, в каком именно направлении будет двигаться развитие научного знания. И в целом все риски невозможно предусмотреть и описать, так как психология – наука слишком вариативная и разносторонняя, а зачастую ещё и неоднозначная.

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования

(Спб ГБОУ СПО «ПЭК»)

Контрольная работа по дисциплине:

«Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста»

студентки 6 курса

1. Психологии как науки о человеке. Методы психологии и их применение.

1.1 Психология как наука о человеке

Психология — (психея — душа, и logos-наука) — одна из основных наук о человеке. Она появилась в древней Греции, на рубеже VII-VI века до е., когда люди начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение полученных знаний.

В обоснование использовал термин «психология» появился впервые в XVI веке, Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

С XIX в психология становится независимой и экспериментальной областью научных знаний.

Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, которая включает в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому они часто называются образовательных процессов. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Называются психические свойства и состояния личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, зависимость от психических явлений и зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Психология риска

Психология риска
В.Веретнов
Некоторые явления в нашей жизни при всей их легкости восприятия не удается доходчиво объяснить ни с точки зрения рационализма и здравого смысла поведения «человека экономического», ни описать на достатчно устойчивом временном континиуме соответствующей экономико-математической моделью. Речь идет о повторяющихся с завидным постоянством подъемах и кризисах в нашей личной, семейной, коллективной, социальной жизни.
Попытки разрабатывать механизмы защиты человека и корпорацию, общество от неблагоприятных последствий сводились в худшем случае к постановке вопроса угрозы безопастности, акцентировании на его актуальности, в лучшем сводилось к финансовым инструментам управления рисками – хеджированию, страхованию, перестрахованию. Однажды А.Энштейн заметил, для того чтобы разрешить сложную ситуацию, в которой вы оказались нужно, подняться на выше уровень системы, где хранится информация не только о симптомах и причинах вашей «болезни», но и первопричинах или метапричинах. Осознание последних приходит вместе разрешением сложной ситуации. Учитывая, что данная статья является неотъемлемым звеном, этапом в исследовании финансово-страховой сфере, обращение автора к психологии риска обусловлено его институциональной парадигмой, и поиском теоретических и практических иноваций.
Среди ученых экономистов, психологов не прекращаются дискуссии о человеке экономическом, как модели рационального поведения. В 2002 году были присуждены две Нобелевские премии по экономике одна Даниелю Канеману и Амосу Тверски за Теорию перспективы(как причине нерационального поведения человека), а вторая Вернону Смиту, который был опонентом Канеману и подтверждал, что люди склонны к рациональному принятию решений. Теориям игр, риска и перспектив уделяется внимание многими учеными, такими как Джон.Неш,Д.Канеман, А.Тверски, Б.Раушенбах, А.Иваницкий, и др. Вместе с тем, до сих пор не наблюдается фокуса внимания исследований на риске как многогранном понятии, обладающим не только экономико-математической составляющей, но философско-психологческой и многими другими характеристиками.
Не вдаваясь глубоко в концепцию человека экономического, с его рациональным поведением В.Смита, а также концепцией человека «неэкономического» Д.Канемана объясняющего с помощью теории перспективы механизм принятия нерациональных неоптимальных решений, попытаемся исследовать, а есть ли возможные альтернативы. У Виктора Юшина(Украина,г.Луцк) автора концепции система результат есть теория человека «гармоничного», как некой жизнеспособной системы являющейся элементом как социальной так и природной более высокого порядка системы, состаящего из четырех видов ресурсов – физиологических, интелектуальных, социальных и материальных, которые должны для гармонизации убывать по отношению друг к другу с коэфициентом 1,62 (золотого сечения).
Взяв ее за основу, мы попытались творчески развить эту теорию. То что получилась у нас, после ряда добавлений и модификаций концепции В.Юшина человека «гармоничного» можно условно назвать теорией человека «органичного». В нашей концепции добавлены две иррациональные составляющие – духовные (философские) и эмоциональные (писхологические) ресурсы, риски и перспективы. Из квадрата у нас получился шестигранник, по вершинам которого проходит круг. Если представить квадрат в объеме, то как раз и получится куб помещенный внутрь шара. У этого шара есть центр – эта суть нас, нашей жизни, и всего что вокруг нас в пространственно временном континиуме. Превышение поверхности шара на плоскостями куба составляет наши риски и перспективы. Подобно инструментам выдающегося мыслителя и психолога Эдарда Де Боно с его латеральным мышлением, Шестью шляпами параллельного мышления, шестью парами обуви образа действия, шестью медалями оценки, у нас родилась концепция шести портфелей капитала ресурсов, риска и перспектив. Экспериментальным путем было опробировано концепцию шести портфелей капитала ресурсов рисков и перспектив применительно к личности, семье, корпорации, обществу, и как инструмент исследования живых или неживых явлений, процессов, понятий например многомерных и многогранных межддисциплинраных как риск . Философия риска (смотрите статью Философия риска: от рискофобии, рискофили к рискософии) или его духовное основание связано с его предназначением, его сущностью, ролью, отношениями которыми он управляет в жизни, в природе, в обществе. Для более полного исследования понятия риск — необходимы еще рассмотреть психологический, физиологический, интеллектуальный, социологический, и материально-экологический аспект. Еще одно из допущений, которое было предложено для однозначного восприятиявсеми заинтересованными сторонами исследуемых объектов – это синергетическая парадигма и фрактальная организация мира, где разные информационно-энергетические сущности относительно подобны друг другу.
Почему было выбрано название человек «органичный», может возникнуть такой вопрос – органичный как нельзя более релевантно отражает присущую этому человеку – системно-целостную сущность. Из рациональной концепции человека «экономического» были взяты такие экономические понятия как баланс – с двойной записью куда вкладываем и от куда это берется и капитала с двумя формулами в виде разности активов и пассивов, и суммы ресурсы плюс риски и перспективы.
Современные теоретики отмечали, что риск как некая производная деятельности человека, иногда бывает зависит от восприятия человека, от языка какими рисковые сообщения произносятся. Например проводился эксперимент среди врачей какое лечение выбрать и порекомендовать больным от рака с определенным риском — при объективной средней вероятности 18% химио терапия 82%хирургическое вмешательство. Одним врачам сказали, что вероятность умереть такая-то и всего 50% выбрали хирургическое вмешательство, другим выздоровление гарантируется в 82% случаях хирургического вмешательства и 18% химиотерапии, врачи рекомендовали больным в 82 % случаях оперироваться. Субъективная составляющая риска играет существенную роль в поведении человека, процесс принятия решения подврежен при этом влиянию многих факторов.
Психология риска – это и возможная молодая как обще теоретическая так и прикладная наука, которая входит в более емкую в философию риска(рискософию), с другой стороны она корреспондирует с физиологией риска, рискологией(интелектуальной составляющей риска), социологией риска, экономикой и экологией риска. Психологию риска можно использовать как один из инструментов в исследовании в личной социально-экономической, финансово-страховой сфере.
Знания в сфере психологии риска до сих пор остаются до конца не изучеными. Это касается как сферы личной психологии и так социальной или экономической психологии. Несмотря на то, что психология риска взаимосвязана со всеми пятью портфелями ресурсов и перспектив, наиболее сильными являются взаимозависимости с философским(духовным) и физиологическим портфелями.
Подобно тому, как человеческая душа имеет изначально свободу выбора, т.е. может быть и госпожой и рабыней нашему духу или телу, умной или глупой, красивой или страшной, возвышенной, благородной или низкой, великодушной или малодушной, так информационно-энергетическая сущность риска может то подчиняться некой духовной конституции достойной жизни, то впадать в зависимость от прихотей тела, способной подавить волю человека своей ненасытностью.
У нашего представления о риске существует несколько предпосылок, которые связаны с девятью индивидуально-психологическими особенностями, такими как:
1) Чувства(моральные, интеллектуальные, эстетические, отношение к себе и другим –честь и т.д. );
2) Восприятие (синтетический тип(обощенное отображение), аналитический тип, комбинированный, эмоциональный тип воспрития);
3) Память ( труднозапоминаемость, продуктивное запоминание, специализированная память, продуктивная память к абстрактному);
4) Воля (целеустремленность, настойчивость, принципиальность, самостоятельность, инициативность, решительность);
5) Мышление (високий уровень абстрактного и обощенного мышления, экономность и продуктивность раздумий, формальное, дидуктивно-гипотетическое, теоретическое, способность оперировать идеальным, потребность в научном обосновании, поиск теоретических пояснений явлений, склонность к поставке);
6) Качество разума (деловитость, осторожность, умение быстро решать проблемы, экономность);
7) Внимание (способность сосредотачиваться, возрастание роли после уделения внимания, объект интересов – объект внимания);
8) Воображение (слабое, мимовольное, творческое, художественное, техническое, активное, научное);
9) Характер (формирование силы воли, настойчивость, самоконтроль, критичность, выдержка).
Каждое из девяти индивидуально психологических особенностей оказывает влияние на наши представления о риске, его оценке, его управлении им. Рассматривая психологию риска мы имеем ввиду, в данном случае индивидуальную когнитивную психологию, т.е. психологию поведения индивида, связанную с принятием решений отягощенных риском. В статье социология риска, риск будет рассматриваться с точки зрения социальной психологии.

Читать еще:  Блок схема процесса управления риском

Психология риска вместе с теоретическим интересом у ученых экономистов, вызывает неподдельный практический интерес у финансистов практиков, особенно страховщиков и перестраховщиков. Многие из них берутся утверждать, что знание и использование знаний по психологии риска помогают правильному взаимодействию страхователя и страховой компании, страховой компании и перестраховщика, предупреждая случаи мошенничества и или достигать консенсуса в сложных или конфликтных ситуациях. Например, если страховщику становится известно, о неправомерном поведении страхователя – предположим скрыто было при страховании автокаско, что страхователь иногда по вечерам подрабатывает таксистом, решение по такому договору принимается если нет страхового случая исходя из выгод и затрат каждой из сторон исходя из имеющихся альтернатив. Если произошел страховой случай, то страховщик, принимающий решение о выплате и перспективах сотрудничества задумывается, насколько скрытая информация или халатное поведение страхователя повлияло на риск, который был им принят на страхование.

В заключение, следует отметить, что психология риска как наука находится на этапе становления, к сожалению такой специализированный курс еще не читают в отечественных вузах. А умение осознавать и управлять рисками в нашей жизни является одним из базовых умений обеспечивающих нашу жизнестойкость, развитие и совершенствование. Развитие методологии исследование психологии рисков лежит в межпредметной области точных и общественных наук. Перспективы прикладного исполььзования знаний по психологии риска будет востребовано как в экономике в целом, так и финансово-страховом секторе в частности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector