Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ полной стоимости в логистике

Анализ полной стоимости в логистике. Понятие экономического компромисса

Анализ полной стоимости означает учет всех экономи­ческих изменений, возникающих при каких-либо измене­ниях в логистической системе.

Применение анализа полной стоимости означает иден­тификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммар­ные затраты. Анализ полной стоимости первоначально ис­пользовался на транспорте для сравнения различных вари­антов транспортировки. Впоследствии этот метод стали ис­пользовать в профессиональной деятельности логистов всю­ду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтер­натив.

Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить затраты в одной области, если в це­лом по системе это приведет к экономии.

Образно идею анализа полной стоимости можно пред­ставить в виде айсберга, надводная часть которо­го представляет собой четко просматриваемую цену реше­ния. Полная масса айсберга — это полные затраты, связан­ные с решением. Увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, как правило, сложно, так как нередко нужны специальные знания. Особую трудность при этом составля­ет учет факторов, связанных с косвенными затратами.

Категория экономического компромисса появляется в логистике, потому что основные звенья логистической цепи рассматриваются не изолированно друг от друга, а в совокупности. Чтобы принять правильное (наиболее эффективное) решение, необходимо учитывать потребности смежных функций на сопряжениях. Экономический компромисс — это метод балансирования расходов, доходов и прибыли фирмы.Основные аспекты оценки экономического компромисса:1) с позиции влияния на совокупные издержки логистической системы;2) с позиции влияния его на уровень доходов от реализации. Уровни действия экономического компромисса:1) проблемы фундаментального характера (составляют часть стратегического плана, в котором планируются долговременные перспективы развития организации — выбор поставщика, выбор метода закупок и др.);2) решение проблем организационного уровня, касающихся производства (охватывает период от 1 до 3 лет — определение способа отгрузки, вида транспорта и уровня обслуживания);3) решение проблем на оперативном уровне (решение повс дневных задач, планирование на срок до года — определние размера партии груза, скидки с объема заказа, выбо тары, вида транспорта и др.).

Экономические компромиссы должны приниматься на каждом уровне планирования и функционирования предприятия и должны определять эффективность логистической системы. Чем эффективнее принятое решение, тем больше эффективность системы.

Показатели эффективности и качества функционирования логической системы:1) надежность работы логистической системы;2) безотказность;3) своевременность (поставки в оговоренные сроки, в определенный пункт назначения, в определенном количестве ит.д.);4) уровень послепродажного сервиса.

Эффективность логистической системы снижает совокупные издержки производства и приводит к повышению рентабельности организации. Логистика обладает большим потенциалом увеличения экономической эффективности. Экономический эффект от использования логистического подхода проявляется в высоком уровне организации производства и экономии натуральных и денежных ресурсов, как результат правильной организации. Эффективность логистической системы характеризуется следующими показателями:1) уровнем запасов (чем их меньше, тем эффективнее система, но снижается ее надежность, повышается степень зависимости от внешних условий и непредвиденных обстоятельств, затрудняет планирование);2) временем прохождения материального потока по звеньям логистической цепи (чем меньше звеньев в логистической цепи, тем более эффективной она будет, тем меньше времени будет затрачиваться на ее прохождение);3) продолжительностью цикла обслуживания заказа, качеством оказываемого сервиса (чем выше уровень сервиса, тем крепче и надежнее будут внешние связи логистической системы с поставщиками и потребителями);4) размером партии грузов;5) уровнем и степенью использования (коэффициентом загрузки) производственных мощностей (рациональное использование производственных мощностей позволяет избежать вынужденных простоев производства, повышает производительность, снижает постоянные издержки производства и логистики);6) маневренностью, мобильностью, гибкостью, адаптивностью, устойчивостью работы системы (рыночная система хозяйствования характеризуется постоянной изменчивостью конъюнктуры, спрос потребителей изменяется очень быстро, поэтому необходимо, чтобы система могла быстро подстраиваться под новую рыночную обстановку.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Анализ полной стоимости в логистике

Анализ АВС

Управление в логистике характеризуется, как правило, наличиембольшого количества однородных объектов управления, по–разномувлияющих на результат деятельности предприятия. Например, управляязапасами предприятий в сферах производства и обращения, иногдаприходится принимать решения по десяткам тысяч позиций ассортимента.При этом разные позиции ассортимента заслуживают разного внимания, таккак с точки зрения вклада в тот или иной результат торговой илипроизводственной деятельности они не являются равноценными.

Идея анализа АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/ 80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.

Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом. Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

Читать еще:  Схема ситуационного анализа

Эффективным методом управления материальными потоками являетсяанализ полной стоимости, который часто называют концепцией полнойстоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.Анализ полной стоимости, означает учет всех экономическихизменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистическойсистеме. Применение анализа полной стоимости означает идентификациювсех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, котораяпозволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимостипервоначально использовался на транспорте для сравнения различныхвариантов транспортировки.

Впоследствии этот метод стали использовать впрофессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, гденеобходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.Применение анализа полной стоимости предполагает возможностьварьирования ценой при поиске решений, т.е. возможность повысить затратыв одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.

Образно идею анализа полной стоимости можно представить в виде айсберга, надводная часть которого представляет собой четко просматриваемую цену решения. Полная масса айсберга – это полные затраты, связанные с решением. Основные трудности применения метода, которые зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, заключается в необходимости в специальных знаниях; необходимости учета факторов, связанных с косвенными затратами. Следует отметить, что решение, принятое без учета «подводной части айсберга затрат», скорее всего будет ошибочным.

Анализ полной стоимости в логистике

Эффективным методом управления материальными потоками является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.

Анализ полной стоимости, означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.

Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Впоследствии этот метод стали использовать в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.

Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.

Образно идею анализа полной стоимости можно представить в виде айсберга (рис. 25), надводная часть которого представляет собой четко просматриваемую цену решения. Полная масса айсберга — это полные затраты, связанные с решением.

Рис. 25.«Айсберг» полных затрат

Основные трудности применения метода, которые зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, заключаются в следующем:

♦ необходимость в специальных знаниях;

♦ необходимость учета факторов, связанных с косвенными затратами.

Следует отметить, что решение, принятое без учета «подводной части айсберга затрат», скорее всего будет ошибочным.

Перечислим характерные примеры применения метода.

♦ Выбор между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования.

♦ Выбор между созданием одного централизованного склада или нескольких децентрализованных распределительных центров.

♦ Альтернатива между редкими закупками сырья в больших объемах или частыми закупами, но в меньших объемах.

♦ Изменение маршрута доставки груза с целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса.

♦ Использование системы так называемого постоянного пополнения запасов (при котором поставщик несет прямую ответственность за полное обеспечение фирмы сырьем и комплектующими, необходимыми для завершения производства определенного продукта или выполнения определенного заказа).

♦ Внесение изменений в цикл заказа (время от момента, когда заказчик решил приобрести определенный продукт, до момента завершения поставки этого продукта конечному потребителю, включает в себя время на передачу заказа продавцу выполнение заказа и его отправку).

♦ Изменение графика производства (увеличение или уменьшение продолжительности производственного цикла или регулирование текущих объемов производства до того, как возникнут отклонения из-за изменившихся размеров спроса).

Моделирование в логистике

Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования — прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования — «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ. «

Существенной характеристикой любой модели является степень полноты подобия модели моделируемому объекту. По этому признаку все модели можно подразделить на изоморфные и гомоморфные (рис. 26).

Рис 26. Классификация моделей логистических систем

Изоморфные модели — это модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные, по существу, заменить его. Если можно создать и наблюдать изоморфную модель, то наши знания о реальном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта.

Гомоморфные модели. В их основе лежит неполное, частичное подобие модели изучаемому объекту. При этом некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощаются построение модели и интерпретация результатов исследования. При моделировании логистических систем абсолютное подобие не имеет места. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать лишь гомоморфные модели, не забывая, однако, что степень подобия у них может быть различной.

Читать еще:  Анализ эффективности производства продукции

Следующим признаком классификации является материальность модели. В соответствии с этим признаком выделяют материальные и абстрактные модели.

Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта. К этой категории относятся, в частности, уменьшенные макеты предприятий оптовой торговли, позволяющие решить вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков.

Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Его подразделяют на символическое и математическое.

К символическим моделям относят языковые и знаковые.

Языковые модели — это словесные модели, в основе которых лежит набор слов (словарь), очищенных от неоднозначности. Этот словарь называется «тезаурус». В нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, в то время как в обычном словаре одному слову могут соответствовать несколько понятий.

Знаковые модели. Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т. е. знаки, а также договориться об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта.

Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.

Аналитическое моделирование — это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получать точные решения. Аналитическое моделирование осуществляется в следующем порядке.

Первый этап. Формулируются математические законы, связывающие объекты системы. Эти законы записываются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических, дифференциальных и т. п.).

Второй этап. Решение уравнений, получение теоретических результатов.

Третий этап. Сопоставление полученных теоретических результатов с практикой (проверка на адекватность).

Наиболее полное исследование процесса функционирования системы можно провести, если известны явные зависимости, связывающие искомые характеристики с начальными условиями, параметрами и переменными системами. Однако такие зависимости удается получить только Для сравнительно простых систем. При усложнении систем исследование их аналитическими методами наталкивается на определенные трудности, что является существенным недостатком метода. В этом случае, чтобы использовать аналитический метод, необходимо существенно упростить первоначальную модель, чтобы иметь возможность изучить хотя быобщие свойства системы.

К достоинствам аналитического моделирования относят большую силу обобщения и многократность использования.

Другим видом математического моделирования является имитационное моделирование.

Как уже отмечалось, логистические системы функционируют в условиях неопределенности окружающей среды. При управлении материальными потоками должны учитываться факторы, многие из которых носят случайностный характер. В этих условиях создание аналитической модели, устанавливающей четкие количественные соотношения между различными составляющими логистических процессов, может оказаться либо невозможным, либо слишком дорогим.

При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются непознанными. В этом плане логистический процесс остается для экспериментатора «черным ящиком».

Процесс работы с имитационной моделью в первом приближении можно сравнить с настройкой телевизора рядовым телезрителем, не имеющим представления о принципах работы этого аппарата. Телезритель просто вращает разные ручки, добиваясь четкого изображения, не имея при этом представления о том, что происходит внутри «черного ящика».

Точно так же экспериментатор «вращает ручки» имитационной модели, меняя при этом условия протекания процесса и наблюдая получаемый результат. Определение условий, при которых результат удовлетворяет требованиям, является целью работы с имитационной моделью.

Имитационное моделирование включает в себя два основных процесса: первый — конструирование модели реальной системы, второй — постановка экспериментов на этой модели. При этом могут преследоваться следующие цели: а) понять поведение логистической системы; б) выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы.

Как правило, имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров. Условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование, приведены в работе Р. Шеннона «Имитационное моделирование систем — наука и искусство». Перечислим основные из них.

1. Не существует законченной математической постановки данной задачи, либо еще не разработаны аналитические методы решения сформулированной математической модели.

2. Аналитические модели имеются, но процедуры столь сложны и трудоемки, что имитационное моделирование дает более простой способ решения задачи.

3. Аналитические решения существуют, но их реализация невозможна вследствие недостаточной математической подготовки имеющегося персонала.

Таким образом, основным достоинством имитационного моделирования является то, что этим методом можно решать более сложные задачи. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать случайные воздействия и другие факторы, которые создают трудности при аналитическом исследовании.

При имитационном моделировании воспроизводится процесс функционирования системы во времени. Причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс с сохранением их логической структуры и последовательности протекания во времени. Модели не решают, а осуществляют прогон программы с заданными параметрами, меняя параметры, осуществляя прогон за прогоном.

Имитационное моделирование имеет ряд существенных недостатков, которые также необходимо учитывать.

1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого.

♦ для построения модели и экспериментирования на ней необходим высококвалифицированный специалист-программист;

♦ необходимо большое количество машинного времени, поскольку метод основывается на статистических испытаниях и требует многочисленных прогонов программ;

♦ модели разрабатываются для конкретных условий и, как правило, не тиражируются.

Читать еще:  Методы маркетингового анализа

2. Велика вероятность ложной имитации. Процессы в логистических системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при введении определенного рода допущений. Например, разрабатывая имитационную модель товароснабжения района и принимая среднюю скорость движения автомобиля на маршруте, равную 25 км/ч, мы исходим из допущения, что дорожные условия хорошие. В действительности погода может испортиться и, в результате наступившего гололеда, скорость на маршруте упадет до 15 км/ч. Реальный процесс пойдет иначе.

Описание достоинств и недостатков имитационного моделирования можно завершить словами Р. Шеннона: «Разработка и применение имитационных моделей в большей степени искусство, чем наука. Следовательно, успех или неудача в большей степени зависит не от метода, а от того, как он применяется»[28].

Анализ полной стоимости в логистике

Анализ полной стоимости в логистике помогает найти оптимальное логистическое решение при максимально низкой стоимости. При этом стоимость какого-то элемента в логистической цепочке может повыситься, но за счет этого может значительно уменьшится цена других звеньев. И в целом на выходе мы получим оптимально решение логистической проблемы. Как просчитать все возможные варианты и ничего не пропустить? Как сделать такой анализ быстро?

Анализ полной стоимости в логистике – цели анализа

Целью любой компании – максимизация прибыли и минимизация убытков. Логично, что любой анализ, который проводится в компании, в первую очередь, направлен на то, чтобы выяснить, как же эту прибыль можно увеличить (или как снизить затраты).

Анализ полной стоимости в логистике не является исключением. Его цель – снизить затраты на логистику, найти такие решения, которые помогут оптимизировать логистические затраты. При анализе полной стоимости мы рассчитываем, исследуем и ищем такой способ решения задачи, при котором общая стоимость снизится.

Самые распространенные задачи, которые помогает решить такой анализ:

  • Арендовать чужой склад или приобрести свой?
  • Организовать свой транспорт или воспользоваться услугами транспортных компаний?
  • Как определить оптимальный маршрут и способ доставки/перевозки товара?
  • Какие объемы товара и как часто закупать?

Кажется, что все понятно с одного взгляда – зачем здесь думать и анализировать. Но не торопитесь с выводами.

Анализ полной стоимости в логистике – что анализируем?

При таком анализе важно оценить каждый этап, каждую мелочь и поэтому важную роль при таком анализе играют:

  • Ваши опыт и знания,
  • Факторы косвенных затрат (!) – как раз про них очень часто забывают начинающие специалисты.

Например, менеджеру нужно рассчитать, каким транспортом выгоднее доставлять товар из Москвы в Новосибирск – автомобильным или железнодорожным?

При поиске решения важно учесть не только тарифа компаний на перевозку, но и затраты на запасы заводов комплектующих изделий, затраты на запасы сборочного предприятия, затраты на запасы в пути. Для расчета каждого из этих показателей нужно будет получить дополнительные данные – с завода, со склада и т.п. И только потом рассчитать конечные цифры.

Анализ полной стоимости в логистике – проблемы

На что стоит обратить внимание при анализе в логистике? Как и любой другой анализ, анализ полной стоимости предполагает:

  • постановку задачи
  • сбор данных
  • их обработка (приведение к единым формам, сокращениям и т.п.)
  • собственно анализ (расчет по формулам)
  • и в идеале – визуализация полученных данных (графики и диаграммы быстрее и легче воспринимаются взглядом, их проще «читать» — сразу понятно, какие показатели выше или ниже).

Пример отчета: доступность товара на складах (сделано в Tableau)

Но уже в самом начале могут возникнуть сложности:

  • Необходимые для анализа данные хранятся в разных отделах и получить их вовремя и быстро – становится целым приключением (то нужного менеджера нет на месте, то у программиста очередь из задач). Нужно иметь это в виду при планировании анализа.
  • Обработка данных – несложная, но нудная и рутинная работа. Данные приходится приводить к единому формату практически вручную (на это тоже уходит время).
  • В итоге на сам анализ – самое интересное – сил и времени не хватает 🙁 Экономьте свои силы и планируйте их!

Анализ полной стоимости в логистике – инструменты и сервисы

Чтобы избежать выше перечисленных сложностей, многие компании облегчают процесс анализа и отчетности – используют различные программы:

  • Excel – самая популярная и самая доступная программа. Но, конечно, многое приходится выполнять вручную – копировать и переносить данные, вбивать формулы, проверять данные.
  • Есть крупные учетные системы – это хорошее решение: они многофункциональны, позволяют хранить данные в базе и строить несложные визуализации. Но – на внедрение таких сложных систем нужно время и бюджет (на зарплату специалистов, которые будут собирать для вас отчеты).
  • И наконец, если легкие системы «самостоятельной аналитики» — типа Tableau Software. Такие программы набирают свою популярность.
  • Легко установить на любое устройство – компьютер, планшет, телефон – за 2 минуты.
  • Легко изучить – не нужны специальные знания аналитики, статистики или программирования.
  • Легко начать строить свои красивые отчеты самостоятельно – без аналитиков и программистов.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector