Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ предметной области это

11. Анализ предметной области: цели и задачи. Модели предметной области. Формальные определения. Классификация моделей. Методоло

Primary tabs

Forums:

11. Анализ предметной области: цели и задачи. Модели предметной области. Формальные определения. Классификация моделей. Методология IDEF0, синтаксис IDEF0-моделей.

Анализ предметной области

Деятельность, направленная на выявление реальных потребностей заказчика, а также на выяснения смысла высказанных требований, называется анализом предметной области (бизнес-моделированием, если речь идет о потребностях коммерческой организации). Анализ предметной области – это первый шаг этапа системного анализа, с которого начинается разработка программной системы. Разработчики должны научиться

  1. · понимать язык, на котором говорят заказчики;
  2. · выявить цели их деятельности;
  3. · определить набор решаемых ими задач;
  4. · определить набор сущностей, с которыми приходится иметь дело при решении этих задач.

Модели предметной области

Анализом предметной области занимаются системные аналитики или бизнес-аналитики. Они передают полученные ими знания другим членам проектной команды, сформулировав их на более понятном разработчикам языке. Для передачи этих знаний обычно служит некоторый набор моделей, в виде графических схем и текстовых документов.

Определения=

Система – совокупность взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.
Модель M некоторой системы S – информационный объект, который может быть использован для получения ответов на некоторый круг вопросов относительно S.


Цель моделирования
: получение ответов на эту совокупность вопросов.
Цель моделирования формулируется на самом раннем этапе разработки модели.
Объектом моделирования является сама система. При этом необходимо точно определить границы системы, чтобы избежать включения в модель посторонних объектов.
Результатом моделирования является набор взаимоувязанных описаний, начиная с описания самого верхнего уровня системы и кончая подробным описанием деталей или операций.

Виды моделей

Формальные модели, используемые на этапе анализа предметной области можно разделить на две группы:

  1. · модели, зависящие от подхода к разработке (структурного или объектно-ориентированного);
  2. · модели, не зависящие от подхода к разработке.

Методологии IDEF

В рамках проекта ICAM планировалась разработка семейства методологий моделирования различных аспектов функционирования систем:

  1. IDEF0 – методология создания функциональной модели системы (основана на методе SADT Росса);
  2. IDEF1 – методология создания информационной модели системы (основана на реляционной теории Кодда и использовании ER-диаграмм Чена);
  3. IDEF2 – методология создания динамической модели системы;
  4. IDEF3 – методология создания модели потоков работ (обычно используется вместе с диаграммами потоков данных DFD Data flow diagram)

Синтаксис IDEF0-моделей

Основной формой представления IDEF0-модели является диаграмма. Каждая IDEF0-диаграмма содержит блоки (работы) и дуги (стрелки). Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними.
Функциональные блоки на диаграмме изображаются прямоугольниками, а дуги – стрелками.

Основные правила

Каждая сторона функционального блока должна иметь стандартное отношение блок/стрелки:

  1. · входные стрелки должны связываться с левой стороной блока;
  2. · управляющие стрелки должны связываться с верхней стороной блока;
  3. · выходные стрелки должны связываться с правой стороной блока;
  4. · стрелки механизма (кроме стрелок вызова) должны указывать вверх и подключаться к нижней стороне блока;
  5. · стрелки вызова механизма должны указывать вниз, подключаться к нижней стороне блока, и помечаться ссылкой на вызываемый блок

В метках стрелок не должны использоваться следующие термины:

Сегменты стрелок, за исключением стрелок вызова, должны помечаться существительным или оборотом существительного. Чтобы связать стрелку с меткой, следует использовать «тильду» (

Принцип декомпозиции

Функции моделируемой системы могут быть разбиты на составные части и представлены в виде более подробных диаграмм (принцип декомпозиции).
Диаграмма верхнего уровня называется контекстной и обеспечивает наиболее общее описание объекта моделирования.
За этой диаграммой следует серия дочерних диаграмм, дающих детальное представление об объекте.

Состав

IDEF0-модели состоят из трех типов документов:

  1. · графических диаграмм(главный компонент IDEF0-модели, содержащий блоки, стрелки, соединения блоков и стрелок и ассоциированные с ними отношения)
  2. · текста(используется для объяснений и уточнений характеристик, потоков, внутриблочных соединений и т.д.)
  3. · глоссария (предназначен для определения аббревиатур, ключевых слов и фраз, используемых в качестве имен и меток на диаграммах)

Эти документы имеют перекрестные ссылки друг на друга. В методологии IDEF0 существует 6 типов отношений между блоками в пределах одной диаграммы:

  1. · доминирование;
  2. · управление;
  3. · выход — вход;
  4. · обратная связь по управлению;
  5. · обратная связь по входу;
  6. · выход – механизм

Анализ предметной области;

Анализ предметной области является первым этапом для проектирования баз данных (БД) любого типа. Заканчивается этот этап построением информационной структуры (концептуальной схемы). На данном этапе анализируются запросы пользователей, выбираются информационные объекты и их характеристики, которые предопределяют содержание проектируемой БД. На основе проведенного анализа структурируется предметная область. Анализ предметной области не зависит от программной и технической сред, в которых будет реализовываться БД.

Анализ предметной области можно разбить на три фазы:

1) анализ концептуальных требований и информационных потребностей;

2) выявление информационных объектов и связей между ними;

3) построение концептуальной модели предметной области и проектирование концептуальной схемы БД.

На этапе анализа концептуальных требований и информационных потребностей необходимо выполнить:

1) анализ требований пользователей к БД (концептуальных требований);

2) выявление имеющихся задач по обработке информации, которая должна быть предоставлена в БД;

3) выявление перспективных задач (перспективных приложений);

4) документирование результатов анализа.

Требование пользователей к разрабатываемой БД представляет собой список запросов с указанием их интенсивности и объемов данных. Здесь же выясняются требования к вводу, обновлению и корректировке информации. Требования пользователей уточняются при анализе имеющихся и перспективных задач.

Теперь обратимся непосредственно к нашей БД. Рассмотрим примерный вопросник, требования к БД при анализе различных предметных областей.

1. Какая документация и какого типа существует на данной кафедре?

2. В каком виде должно храниться документация?

3. Сбор шаблонов, необходимых для создания документов.

4. Какие объекты кроме документов должно храниться в базе, и какими свойствами должны обладать данные объекты?

5. По каким критериям должен проводиться поиск по базе?

6. Для кого предназначена БД?

Выполним анализ требований к БД.

Вопрос1. Для каких типов задач проектируется БД?

Ответ. 1. Информация о документах. 2. Информация о преподавателях. 3. Информация о студентах, участвующих в работе кафедры. 4.Информация о кафедрах, на которых преподаватели данной кафедры работают совместителями. 5. Информация об олимпиадах, проводимых преподавателями данной кафедры. 6. Информация о конференциях по данной кафедре. 7. Учет участия студентов в олимпиадах. 8. Учет участия студентов в конференциях. 9. Информация о возможных должностях преподавателей. 10. Информация о возможных ученых степенях преподавателей. 11. Информация о возможных ученых званиях преподавателей. 12. Информация о литературе, имеющейся на кафедре. 13. Информация об авторах. 14. Информация об издательствах. 15. Информация о научных работах преподавателей. 16. Информация о дисциплинах, преподаваемых в рамках кафедры. 17. Информация о рабочих программах по дисциплинам. 18. Информация о типе документации (приказ, заявление и т.п.). 19. Информация о типе литературы (пособие, учебник и т.п.). 20. Учет преподавателей по кафедрам. 21. Информация о курсовых работах. 22. Учет студентов по курсовым работам. 23. Информация о специальностях данного ВУЗа. 24. Информация о типе научных работ преподавателей.

Читать еще:  Факторный анализ материалоемкости продукции пример

Вопрос2. Какими информационными объектами характеризуются эти задачи?

Ответ. 1. Информационный объект: Документация. 2. Информационный объект: Преподаватели. 3. Информационный объект: Студенты. 4. Информационный объект: Кафедры. 5. Информационный объект: Олимпиады. 6. Информационный объект Конференции. 7. Информационный объект Учет олимпиад. 8.Информацинный объект Учет конференций. 9. Информационный объект Должности. 10. Информационный объект Тип ученых степеней. 11. Информационный объект Тип ученых званий. 12. Информационный объект Литература. 13. Информационный объект Авторы. 14. Информационный объект Издательства. 15. Информационный объект Научные работы преподавателей. 16. Информационный объект Дисциплины. 17. Информационный объект Рабочие программы. 18. Информационный объект Тип документации. 19. Информационный объект Тип литературы. 20. Информационный объект Учет преподавателей по кафедрам. 21. Информационный объект Курсовые работы. 22. Информационный объект Учет студентов по курсовым работам. 23. Информационный объект Специальности. 24. Информационный объект Тип научных работ преподавателей.

Вопрос3. Каким текущим запросам должны удовлетворять информационные объекты?

1. Название олимпиады, курсовой работы, конференции, рабочей программы, тип документации, типа литературы, типа научной работы и т.п..

2. ФИО преподавателя, автора, студента.

3. Ученое звание, ученая степень преподавателя.

4. Дата проведения олимпиады, конференции, защиты курсовой работы, создания документа, рабочей программы.

5. Адрес преподавателя, издательства.

6. Телефон преподавателя.

7. Номер группы студента.

8. Направление научной работы преподавателя.

Вторая фаза анализа предметной области состоит в выборе информационных объектов, заданий необходимых свойств для каждого объекта, выявления связей между объектами, определений ограничений, накладываемых на информационные объекты, типы связей между ними, характеристики информационных объектов.

При выборе информационных объектов следует ответить на следующие вопросы:

1. На какие классы можно разбить данные подлежащие хранению в БД?

2. Какое имя можно присвоить каждому классу данных?

3. Какие наиболее интересные характеристики (с точки зрения пользователя) каждого класса данных можно выделить?

4. Какие имена можно присвоить выбранным наборам характеристик?

В ходе выявления связей между информационными объектами следует ответить на следующие вопросы:

1. Какие типы связей между информационными объектами?

2. Какое имя можно присвоить каждому типу связей?

3. Каковы возможные типы связей, которые могут быть использованы впоследствии?

Далее следует задать ограничения на объекты и их характеристики. Под ограничением целостности обычно понимают логические ограничения, накладываемые на данные.

При выявлении условий ограничения целостности следует ответить на следующие вопросы:

1.Какова область значений для числовых характеристик?

2.Каковы функциональные зависимости между характеристиками одного информационного объекта?

3.Какой тип отображения соответствует каждому типу связей?

Каждую сущность в нашей БД зададим набором атрибутов (ключевые атрибуты подчеркнем):

1.Документация(код документации, название, тип, дата создания, текст);

2. авторы(код автора, Фамилия, Имя, Отчество);

3. дисциплины(код дисциплины, название);

4. кафедры(код кафедры, название);

5. должность(код, название);

6. издательства(код, название, город, улица, офис);

7. конференции(код, название, дата проведения, код литературы);

8. курсовая работа(код, название, код дисциплины, номер зачетки, код руководителя, дата защиты, оценка, текст, приложение);

9. литература (код, название, код автора, код издания, код типа, дата создания);

10. направление (код, название);

11. научные работы преподавателей(код, название, тип научной работы, код преподавателя, дата создания, направление, текст);

12. олимпиада(код, название, код дисциплины, дата проведения);

13. преподаватели(Инн преподавателя, фамилия, имя, отчество, телефон, адрес, код договора, дата рождения, код ученой степени, код ученого звания);

14. рабочие программы (код, название, код специальности, код дисциплины, дата создания, код составителя, текст);

15. специальности(код, название);

16.студенты (номер зачетки, Фамилия, Имя, Отчество, номер группы);

17. тип документации(код, название);

18. тип литературы(код, название);

19. тип научной работы(код, название);

20. тип ученого звания (код, название);

21.тип ученой степени (код, название);

22. учет конференций (код, номер зачетки, код конференции, тема доклада);

23. учет олимпиад(код, номер зачетки, код олимпиады, результат);

24.учет преподавателей по кафедрам (код, инн преподавателя, код кафедры, код должности).

Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели.

Концептуальная модель включает описание объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес в рассматриваемой предметной области (ПО) и выявляемых в результате анализа данных. Концептуальная модель применяется для структурирования ПО с учетом информационных интересов пользователей системы. Она дает возможность систематизировать информационное содержание ПО и увидеть ее отдельные элементы. Концептуальная модель является представлением точки зрения пользователя на ПО и не зависит не от программного обеспечения СУБД, ни от технических решений.

Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель «сущность — связь». Под сущность понимают основное содержание объекта ПО, о котором собирают информацию. Экземпляр сущности – конкретный объект. Например: Сущность – факультет, экземпляр сущности – Факультет математики и информационных технологий.

Сущность принято определять атрибутами – поименованными характеристиками. Чтобы задать атрибут в модели, ему надо присвоить имя и определить область допустимых значений. Одно их назначений атрибута – идентифицировать сущность.

При построении модели «сущность — связь» использую графические диаграммы. При этом обозначают: сущность – прямоугольниками, атрибуты — овалами, связи – ромбами. Так в данной базе хранится большое количество таблиц, для компактности связи будем отображать просто прямыми линиями.

Рассмотрим концептуальную схему БД «Документооборот кафедры» (рис.1.1) (в данной схеме не будем указывать атрибуты).

Пример описания предметной области

Практическая работа №1

Системный анализ предметной области

Цель работы: получить представление о системном анализе предметной области.

Теоретическая часть

Процесс проектирования БД представляет собой последовательность переходов от неформального словесного описания информационной структуры предметной области к формализованному описанию объектов предметной области в терминах некоторой модели.

В общем случае можно выделить следующие этапы проектирования:

  1. Системный анализ и словесное описание информационных объектов предметной области.
  2. Проектирование инфологической модели предметной области — частично формализованное описание объектов предметной области в терминах некоторой семантической модели, например, в терминах ER-модели.
  3. Даталогичеcкое или логическое проектирование БД, то есть описание БД в терминах принятой даталогической модели данных.
  4. Физическое проектирование БД, то есть выбор эффективного размещения БД на внешних носителях для обеспечения наиболее эффективной работы приложения.

Если учитывать, что между вторым и третьим этапами необходимо принять решение, с использованием какой стандартной СУБД будет реализовываться наш проект, то условно процесс проектирования БД можно представить последовательностью выполнения пяти соответствующих этапов. Рассмотрим более подробно этапы проектирования БД.

Рисунок 1 Этапы проектирования БД

Системный анализ предметной области

С точки зрения проектирования БД в рамках системного анализа, необходимо осуществить первый этап, то есть провести подробное словесное описание объектов предметной области и реальных связей, которые присутствуют между описываемыми объектами. Желательно, чтобы данное описание позволяло корректно определить все взаимосвязи между объектами предметной области.

Читать еще:  Анализ сбыта товаров

В общем случае существуют два подхода к выбору состава и структуры предметной области:

  • Функциональный подход — он реализует принцип движения «от задач» и применяется тогда, когда заранее известны функции некоторой группы лиц и комплексов задач, для обслуживания информационных потребностей которых создается рассматриваемая БД. В этом случае мы можем четко выделить минимальный необходимый набор объектов предметной области, которые должны быть описаны.
  • Предметный подход — когда информационные потребности будущих пользователей БД жестко не фиксируются. Они могут быть многоаспектными и весьма динамичными. Мы не можем точно выделить минимальный набор объектов предметной области, которые необходимо описывать. В описание предметной области в этом случае включаются такие объекты и взаимосвязи, которые наиболее характерны и наиболее существенны для нее. БД, конструируемая при этом, называется предметной, то есть она может быть использована при решении множества разнообразных, заранее не определенных задач. Конструирование предметной БД в некотором смысле кажется гораздо более заманчивым, однако трудность всеобщего охвата предметной области с невозможностью конкретизации потребностей пользователей может привести к избыточно сложной схеме БД, которая для конкретных задач будет неэффективной.

Чаще всего на практике рекомендуется использовать некоторый компромиссный вариант, который, с одной стороны, ориентирован на конкретные задачи или функциональные потребности пользователей, а с другой стороны, учитывает возможность наращивания новых приложений.

Системный анализ должен заканчиваться подробным описанием информации об объектах предметной области, которая требуется для решения конкретных задач и которая должна храниться в БД, формулировкой конкретных задач, которые будут решаться с использованием данной БД с кратким описанием алгоритмов их решения, описанием выходных документов, которые должны генерироваться в системе, описанием входных документов, которые служат основанием для заполнения данными БД.

Пример описания предметной области

Пусть требуется разработать информационную систему для автоматизации учета получения и выдачи книг в библиотеке. Система должна предусматривать режимы ведения системного каталога, отражающего перечень областей знаний, по которым имеются книги в библиотеке. Внутри библиотеки области знаний в систематическом каталоге могут иметь уникальный внутренний номер и полное наименование. Каждая книга может содержать сведения из нескольких областей знаний. Каждая книга в библиотеке может присутствовать в нескольких экземплярах. Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, характеризуется следующими параметрами:

  • уникальный шифр;
  • название;
  • фамилии авторов (могут отсутствовать);
  • место издания (город);
  • издательство;
  • год издания;
  • количество страниц;
  • стоимость книги;
  • количество экземпляров книги в библиотеке.

Книги могут иметь одинаковые названия, но они различаются по своему уникальному шифру (ISBN).

В библиотеке ведется картотека читателей.

На каждого читателя в картотеку заносятся следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество;
  • домашний адрес;
  • телефон (будем считать, что у нас два телефона — рабочий и домашний);
  • дата рождения.

Каждому читателю присваивается уникальный номер читательского билета.

Каждый читатель может одновременно держать на руках не более 5 книг. Читатель не должен одновременно держать более одного экземпляра книги одного названия.

Каждая книга в библиотеке может присутствовать в нескольких экземплярах. Каждый экземпляр имеет следующие характеристики:

  • уникальный инвентарный номер;
  • шифр книги, который совпадает с уникальным шифром из описания книг;
  • место размещения в библиотеке.

В случае выдачи экземпляра книги читателю в библиотеке хранится специальный вкладыш, в котором должны быть записаны следующие сведения:

  • номер билета читателя, который взял книгу;
  • дата выдачи книги;
  • дата возврата.

Предусмотреть следующие ограничения на информацию в системе:

  1. Книга может не иметь ни одного автора.
  2. В библиотеке должны быть записаны читатели не моложе 17 лет.
  3. В библиотеке присутствуют книги, изданные начиная с 1960 по текущий год.
  4. Каждый читатель может держать на руках не более 5 книг.
  5. Каждый читатель при регистрации в библиотеке должен дать телефон для связи: он может быть рабочим или домашним.
  6. Каждая область знаний может содержать ссылки на множество книг, но каждая книга может относиться к различным областям знаний.

С данной информационной системой должны работать следующие группы пользователей:

  • библиотекари;
  • читатели;
  • администрация библиотеки.

При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:

  1. Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке.
  2. Относить книги к одной или к нескольким областям знаний.
  3. Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам, и, помещая их на полки библиотеки, запоминать место размещения каждого экземпляра.
  4. Проводить дополнительную каталогизацию, если поступило несколько экземпляров книги, которая уже есть в библиотеке, при этом информация о книге в предметный каталог не вносится, а каждому новому экземпляру присваивается новый инвентарный номер и для него определяется место на полке библиотеки.
  5. Проводить списание старых и не пользующихся спросом книг. Списывать можно только книги, ни один экземпляр которых не находится у читателей. Списание проводится по специальному акту списания, который утверждается администрацией библиотеки.
  6. Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какой экземпляр книги был выдан данному читателю и к какому сроку читатель должен вернуть этот экземпляр книги. При выдаче книг наличие свободного экземпляра и его конкретный номер могут определяться по заданному уникальному шифру книги или инвентарный номер может быть известен заранее. Не требуется вести «историю» чтения книг, то есть требуется отражать только текущее состояние библиотеки. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, и она ставится на свое старое место на полку библиотеки.
  7. Проводить списание утерянных читателем книг по специальному акту списания или замены, подписанному администрацией библиотеки.
  8. Проводить закрытие абонемента читателя, то есть уничтожение данных о нем, если читатель хочет выписаться из библиотеки и не является ее должником, то есть за ним не числится ни одной библиотечной книги.

Читатель должен иметь возможность решать следующие задачи:

  1. Просматривать системный каталог, то есть перечень всех областей знаний, книги по которым есть в библиотеке.
  2. По выбранной области знаний получить полный перечень книг, которые числятся в библиотеке.
  3. Для выбранной книги получить инвентарный номер свободного экземпляра книги или сообщение о том, что свободных экземпляров книги нет. В случае отсутствия свободных экземпляров книги читатель должен иметь возможность узнать дату ближайшего предполагаемого возврата экземпляра данной книги. Читатель не может узнать данные о том, у кого в настоящий момент экземпляры данной книги находятся на руках (в целях обеспечения личной безопасности держателей требуемой книги).
  4. Для выбранного автора получить список книг, которые числятся в библиотеке.

Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках — читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о книгах, которые не являются популярными, т. е. ни один экземпляр которых не находится на руках у читателей; сведения о стоимости конкретной книги, для того чтобы установить возможность возмещения стоимости утерянной книги или возможность замены ее другой книгой; сведения о наиболее популярных книгах, то есть таких, все экземпляры которых находятся на руках у читателей.

Читать еще:  Анализ работы это

Этот совсем небольшой пример показывает, что перед началом разработки необходимо иметь точное представление о том, что же должно выполняться в системе, какие пользователи в ней будут работать, какие задачи будет решать каждый пользователь. И это правильно, ведь когда строят здание, тоже заранее предполагается: для каких целей оно предназначено, в каком климате оно будет стоять, на какой почве, и в зависимости от этого проектировщики могут предложить нам тот или иной проект. Но, к сожалению, очень часто по отношению к базам данных считается, что все можно определить потом, когда проект системы уже создан. Отсутствие четких целей создания БД может свести на нет все усилия разработчиков, и проект БД получится «плохим», неудобным, не соответствующим ни реально моделируемому объекту, ни задачам, которые должны решаться с использованием данной БД.

Варианты индивидуальных заданий для выполнения семантического анализа предметно области:

Описание и анализ предметной области

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

При выполнении курсовой работы студент должен:

− провести проектирование локальной вычислительной сети (ЛВС);

− разработать сетевое приложение, взаимодействующее с базой данных;

− оформить пояснительную записку.

Проектирование ЛВС в общем случае предполагает:

− сравнительный анализ различных вариантов архитектуры ЛВС с системных позиций по основным параметрам: производительность (быстродействие), надежность, расширяемость, масштабируемость, управляемость, защищенность (информационная безопасность), стоимость.

− разработку структурной схемы ЛВС, структуры аппаратного и состава программного обеспечения для предоставления пользователям заданного перечня услуг (сервисов), включая услуги глобальной вычислительной сети.

При создании ЛВС перед разработчиком стоит проблема: при известных данных о назначении, перечне функций ЛВС и основных требованиях к ком­плексу технических и программных средств ЛВС построить сеть для информаци­онной системы в заданной предметной области.

Методика проектирования ЛВС в общем случае включает следующие этапы:

− системное проектирование (технико-экономическое обоснование разработки);

− планирование информационной безопасности;

− расчет экономической эффективности.

Системное проектирование (технико-экономическое обоснование разра­ботки) ЛВС включает: анализ предметной области, обоснование потребности проектирования вычислительной сети и определение перечня функций и соответ­ствующих услуг (сервисов), предоставляемых пользователям в вычислительной сети.

Анализ предметной области предполагает обследование организационной структуры предприятия и выявлении функций подразделений. Определяются пе­речни задач, решаемых отделами, и информационные массивы (базы данных, группы файлов), используемые для решения этих задач. Выполнение функций пользователей основано на использовании сетевых служб (серверов). Как пра­вило, используются следующие службы: файл-сервер, сервер печати, сервер базы данных, электронная почта, Web-сервер.

Пояснительная записка к курсовой работе должна содержать:

Титульный лист

Задание на курсовую работу

Введение

Описание и анализ предметной области

1.1. Описание предметной области

1.2. Анализ потоков информации.

1.3. Аргументация выбора средств разработки

Проектирование компьютерной сети

2.1. Планирование сети

2.2. Спецификация локальной вычислительной сети

Проектирование и реализация проекта компьютерной сети

3.1 Схема соединения сетевого оборудования

3.2 Теоретико — расчетная часть

3.3 Планирование безопасности

3.4 Проектирование и реализация хранилища данных

Заключение

Список литературы

Приложение А. План здания и таблица с указаниями размеров

Приложение Б. Таблица технических средств вычислительной сети

Приложение В. Таблица расчетов себестоимости проектирования сети

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Описание и анализ предметной области

На первом этапе проектирования информационной системы необходимо выполнить анализ предметной области, т.е. определить объекты предметной об­ласти и связи между объектами.

При выборе состава и структуры предметной области возможны два под­хода: функциональный и предметный.

Функциональный подход реализует принцип движения «от задач» и приме­няется, когда определен комплекс задач, для обслуживания которых создается информационная система. В этом случае можно выделить минимальный необхо­димый набор объектов предметной области, которые должны быть описаны.

В предметном подходе объекты предметной области определяются с таким расчетом, чтобы их можно было использовать при решении множества разнооб­разных, заранее не определенных задач. Чаще всего используется комбинация этих двух подходов.

В данном разделе представить особенности рассматриваемой предметной области.

Например: предметная область «институт». Примерное содержание описа­ния предметной области. Институт – учреждение, которое предоставляет образо­вательные услуги, содержит следующие административные структуры: дирекция, методический отдел, кафедры и др. Институт расположен в двух зданиях. Первое здание содержит три этажа, общая площадь каждого из этажей примерно 80 кв.м. Содержит 23 аудитории, аудитории делятся на лекционные и лаборатории. Лабо­ратории оснащены компьютерной сетью, содержат по 12 узлов. Деятельность ин­ститута связана с подготовкой студентов по разным специальностям. Работа ин­ститута организованна следующим образом: учебный год начинается в сентябре месяце, осуществляется набор новых групп по разным специальностям, при по­ступле­нии студентам оформляется входная документация: студенческие билеты, зачетные книжки. Студенты обучаются в течение семестра, в конце каждого семе­стра они проходят итоговый контроль в форме экзамена или зачета. Документа­ция для проведения итогового контроля формируется сотрудниками мето­диче­ского отдела. По завершению сессии заведующие кафедр и ответственные лица анализируют результаты сессии, формируют отчеты об успеваемости студен­тов, проводится анализ количества пропущенных занятий, формируются графики пересдач. Доступ к этой информации имеют как студенты, так и сотрудники ин­ститута. Деятельность института регулируется служебной документацией: прика­зами, распоряжениями, которые формируются дирекцией и должны быть распро­странены между всеми структурными подразделениями института и т.д.

Таким образом, при описании предметной области должны быть проанали­зированы структурные составляющие, организационные составляющие и про­цессы.

Анализ потоков информации.Из описания предметной области необхо­димо выделить тип передаваемой информации по про­ектируемой сети.

Например: по завершению сессии заведующие кафедр и ответственные лица анали­зируют результаты сессии, формируются отчеты об успеваемости сту­дентов, проводится анализ коли­чества пропущенных занятий, формируются гра­фики пересдач. Доступ к этой информации имеют, как студенты, так и сотруд­ники института. Из этого следует, что между структурными подразделениями ин­ститута происходит обмен текстовыми документами. В том числе студенты имеют возможность по­лучить информацию через web-сайт. Таким образом, осу­ществляется обмен электронными докумен­тами, изображениями. Электронный документооборот института предполагает использование обраще­ний к базе дан­ных, в которой хранятся сведения о студентах и их успеваемости.

Таким образом, при планировании сети необходимо:

− организовать передачу данных между структурными подразделениями инсти­тута;

− разграничить доступ к информации, которой обмениваются подразделения;

− предусмотреть возможность подключения к сети Интернет;

− предусмотреть возможность подключения к серверу баз данных.

В результате в данном разделе должны быть проанализированы типы пере­даваемой информации, кто с кем обменивается информацией, к чему необхо­димо обеспечить доступ, какие разграничения доступа должны быть обеспе­чены.

Аргументация выбора средств разработки. Описание возможностей программных средств для проектирования и моделирования процессов в компьютерной сети и систем управления базами данных. Рассмотреть имеющие программные продукты на рынке программного обеспечения, их достоинства и недостатки, общие характеристики и возможности, аргументировать выбор средств разработки например, PacketTracer, NetCracker, СУБДMySQLс позиции реализуемых возможностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector