Анализ социального проекта
Что такое социальный проект и социальное проектирование?
Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.
I. Разработка социального проекта
Этап 1 (шаг 1). Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения материалов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Определение социальной проблемы — это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса. Иначе такой социальный проект может оказаться неудачным. Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:
— важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы;
— масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
— возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Для того чтобы составить программу подготовки и реализации социального проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.
Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут . оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.
Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.
Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей
На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реализации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В программу обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.
Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.
Этап 6 (шаг 6). Разработка системы оценки проекта.
Разработка системы оценивания — очень важный этап подготовки социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.
Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.
Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.
II. Практическая реализация проекта
Этап 8 (шаг 8). Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров — организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.
Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.
Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэтому нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.
III. Итоги работы над проектом
Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
— Достигнута ли цель проекта?
— Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
— Какой была атмосфера проведения социального проекта?
— Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
— Чему научились в ходе реализации проекта?
— Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
Анализ социального проекта: «Переменка».
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Анализ социального проекта: «Переменка».
В 2016-2017 учебном году в МКОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.» был реализован социальный проект «Переменка».
Актуальность данного проекта заключается в том, что о тличительной особенностью современной общеобразовательной школы становятся сегодня, с одной стороны, интенсивность учебного процесса и связанные с этим перегрузки учащихся, и, с другой стороны, практическое отсутствие организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня способных уменьшить эти перегрузки.
Данная ситуация характерна как для среднего и старшего, так и для младшего звена. Причиной этого являются не только загруженность в урочное и внеурочное время, увлечение компьютером, телевизором, но и отсутствие желания у учащихся заниматься в спортивных секциях, незнание многих подвижных игр.
Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.
Реализуя наш проект, мы концентрируем внимание на двигательной активности учеников начальной школы во время перемен: обучающиеся 6 класса организуют подвижные игры для 1-4 классов на большой перемене после 2-го, 3-го урока.
Игры на переменах являются необходимым элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.
Немаловажным для нас является уменьшение травмоопасности младших школьников на переменах при организации их игр.
Необходимо отметить, что, проводя подвижные игры с младшими школьниками, ребята из старшего звена сами участвуют в них. Таким образом, проводится профилактика гиподинамии и повышается работоспособность и у старшеклассников.
Реализация данного проекта решает еще одну важную задачу: сплочения коллектива школы. Налаживаются тесные дружеские отношения между разными классами начальной школы и между младшим и старшим звеньями; у детей укрепляется ощущение себя частью коллектива не только своего класса, но и всей школы; воспитываются качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повышается общий эмоциональный настрой. Подвижные игры на перемене являются сильным положительным зарядом на весь день для всех участников.
Цель социального проекта «Переменка»: организация внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в МКОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.» командой учащихся 6 класса.
Задачи социального проекта «Переменка»:
Разработать график деятельности, направленной на реализацию проекта, распределить обязанности и назначить ответственных за организацию и проведение подвижных игр;
Собрать методическую копилку подвижных игр для младших школьников во время перемены;
Организовать проведение подвижных игр в начальной школе во время перемен;
Сплотить разновозрастный коллектив школы;
Развить качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повысить общий эмоциональный настрой у школьников.
После проведенного анкетирования было выявлено, что среди обучающихся начальной школы из всех видов деятельности на перемене наиболее популярна игра
Дети предпочитают подвижные игры спокойным.
Социальный проект
Понятие и этапы разработки социального проекта как программы, в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально-значимой проблемы в ней. Его роль и значение в управлении. Постановка задачи проектирования.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
· Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности вашего молодежного общественного объединения.
· Это воплощение любой Вашей идеи в реальность.
· Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов;
· Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников.
· Это решение социально — значимых проблем местного сообщества.
· Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации
Социальное проектирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.
Социальное проектирование — синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается, прежде всего, социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социокультурный и других комплексов.
Социальное проектирование — это комплексная разработка, направленная на создание научно обоснованной и жизненно востребованной модели желаемого будущего с целью ее последующей реализации в процессе практической деятельности, построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях, экономических расчетах, административных новациях и т.п.
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» (брошенный вперед) — это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Из чего состоит социальный проект?
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!
Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Допустим, почва — это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни — это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой четкую цель, — задаем направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. В социальном проектировании этот процесс называется социальный эффект. Учитывая наш пример, можно выдвинуть утверждение: «Хороший плод дает свои корни».
Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования деятельности молодежного общественного объединения:
Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.
НКО | Как оценить результаты социально значимого проекта
Подпишись
на рассылку
Лучшие публикации Теплицы, доставленные на твой email
Подпишись
на Теплицу(Pro)
Не пропусти лучшие новости для экспертов в области IT, активистов, дизайнеров
Подпишись
в Фейсбуке
Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий
Подпишись
ВКонтакте
Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий
Подпишись
в Телеграм
Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий
Подпишись
на YouTube
Не пропусти видео-уроки, скринкасты, записи вебинаров и мероприятий
Наталья Баранова
Всего материалов: 604
Как оценить результаты социально значимого проекта
Каким образом автору социального проекта оценить эффект от его деятельности? Как понять, какие изменения произошли в обществе? Вопросом оценки социальных проектов занимаются специалисты некоммерческой организации «Эволюция и филантропия» (ЭиФ). На основе экспертных исследований Теплица сделала обзор о том, какие показатели эффективности существуют и как ими пользоваться.
Эксперты убеждены: в основе любого проекта должен быть социальный результат, на который направлена его реализация. Исполнительный директор ЭиФ Ольга Евдокимова уверена, что начинать надо с планирования социального воздействия, разрабатывать теорию изменений, применять системный подход для достижения глубоких и масштабных социальных преобразований.
Достижение социальных результатов предполагает своеобразную цепочку, где важно каждое звено: ресурсы, конкретные действия, непосредственные результаты действий и собственно социальный результат.
Наталия Фреик, кандидат социологических наук, социолог, исследователь. Фото предоставлено автором.
«Большинство российских НКО единственной стратегией увеличения своего социального воздействия считают наращивание ресурсов (как увеличить объем финансовых и иных средств, расширить штат, офис) и увеличение объема своей деятельности («больше программ, проектов, мероприятий»), – отмечает социолог и исследователь Наталия Фреик. – Тем не менее НКО может добиться невероятных успехов за счет выбора оптимальной стратегии достижения своей миссии, повышения социально-экономической эффективности («больше результатов меньшими ресурсами»), улучшения качества своих программ или услуг для благополучателей».
Наиболее распространенные критерии оценки эффективности социальных проектов (по версии Натальи Фреик):
1. Масштаб деятельности НКО. Абсолютные количественные показатели, а также их динамика. Данные показатели достаточно легко поддаются измерению и оценке:
- количество благополучателей, подписчиков, волонтеров, участников мероприятий;
- количество проведенных мероприятий, обращений в НКО, оказанных услуг;
- объем привлеченных/распределенных финансовых и иных средств;
- продолжительность деятельности организации;
- количество филиалов/представительств организации; количество регионов деятельности НКО.
2. Репутация и PR. Эффективность деятельности многих НКО напрямую зависит от того, сколько людей знают про ее деятельность, – именно от эффективных коммуникаций зависит привлечение финансовых и иных пожертвований, волонтеров, повышение масштабов деятельности НКО.
Основными каналами коммуникаций являются сайт, социальные сети, СМИ, публичные мероприятия. Большинство НКО пользуются аналитическими инструментами оценки эффективности своей онлайн-работы (метрики Яндекс, Google, Facebook, опросы, формы обратной связи) и публичных мероприятий и акций. Критерии оценки эффективности зависят от поставленных целей:
- охват аудитории: количество подписчиков, статистика посещений, просмотров;
- уровень вовлеченности пользователей, виральность контента (число лайков, перепостов, продолжительность пребывания на сайте, отклики на рассылку);
- конверсия – совершение желаемых действий (например, пожертвований, увеличение количества звонков в фонд);
- увеличение трафика сайта и запросов после проведенных мероприятий и акций, рекламных объявлений;
- объем сэкономленных ресурсов НКО;
- количество публикаций с упоминанием НКО и сотрудников НКО в СМИ, количество обработанных журналистских запросов, пресс-конференций;
- мониторинг СМИ, оценка эффективности по количеству и качеству сообщений об организации.
3. Финансы и иные ресурсы. Эффективность фандрайзинга – один из ключевых критериев оценки деятельности НКО. В большей степени распространены абсолютные, количественные показатели:
- объем привлеченных ресурсов;
- количество предпринятых действий – проведенных фандрайзинговых акций, подключенных сервисов, установленных ящиков для пожертвования, подготовленных грантовых заявок, проданных сувениров.
В первую очередь речь идет о финансах, реже – о привлечении иных ресурсов (натуральной помощи, волонтеров). Тем не менее волонтеры – важный и отдельный ресурс для НКО. Это и способ снизить расходы НКО – дополнительные «руки», бесплатные профессиональные услуги (pro bono) и возможность более широкого распространения информации, повышения репутации НКО.
Для оценки волонтерского ресурса также преимущественно используются абсолютные критерии оценки эффективности:
- количество волонтеров, кураторов в месяц;
- количество новых/регулярных/активных волонтеров;
- количество мероприятий, проведенных с участием волонтеров.
Реже измеряется стоимость привлечения и обучения волонтера, его вклад в проект, в достижение социальных результатов.
4. Долгосрочные позитивные изменения . Формулировки конкретных результатов проекта в долгосрочной перспективе относятся к числу самых сложных и редких. Как именно изменится жизнь благополучателей в долгосрочной перспективе? Какие произойдут системные изменения, до какой степени снизится острота решаемой социальной проблемы благодаря данному конкретному проекту (а не просто «будет оказано содействие в решении проблемы»)?
В связи с этим редкими являются и соответствующие показатели эффективности.
1) Позитивные изменения в жизни благополучателей, участников проектов НКО: изменение моделей поведения, улучшение состояния здоровья, социально-экономического статуса.
2) Позитивные результаты для сообщества: изменение институциональных условий, общественного мнения, отношения к конкретной проблеме и ее решению.
- Законотворческая деятельность: количество подготовленных законопроектов и докладов, обжалованных законов, обращений в органы государственной власти и качество реагирования на них.
- Участие в экспертных, общественных советах, рабочих группах при органах власти, создание/участие в деятельности профессиональных сообществ, межрегиональных, междисциплинарных партнерских сетей. Пример показателя – количество таких структур, в которые входят представители НКО.
- Обучение и просвещение стейкхолдеров, от деятельности которых зависит системное решение проблемы.
- Поиск партнеров и объединение усилий для системного решения проблемы. Пример – количество новых партнеров, вовлеченных в решение проблемы.
3) Устойчивость результатов деятельности НКО после прекращения проекта, программы, оказания услуги.
Какие шаги нужно сделать, по мнению Наталии Фреик, чтобы повысить эффективность достижения социального результата.
1. Прежде всего, сформулируйте тот социальный результат, на который направлена миссия и деятельность проекта, НКО в целом (на русском языке достаточно много различных руководств , как это сделать).
2. Разработайте теорию изменений, цепочку достижения желаемого социального результата, определите ресурсы, необходимые действия (например, Теория изменений: общие рекомендации к применению (из опыта благотворительного фонда «Виктория» ) .
3. Определите, как вы будете оценивать степень достижения этого результата (например, изучите материал « Единая классификация результатов деятельности НКО »).
4. Используйте существующие инструменты и базы показателей, обменивайтесь опытом с коллегами. Изучите ресурс SocialValue , обращайтесь к профессиональным оценщикам, например, в Ассоциацию специалистов по оценке программ и политик , межотраслевое профессиональное объединение « Оценка программ в сфере детства ».
Готовые решения
Межотраслевое профессиональное объединение «Оценка программ в сфере детства» в апреле 2018 года представило первую версию стандарта доказательности практик в сфере детства , в котором сформулированы критерии оценки социального результата – позитивных изменений в жизни детей и их семей.
«Эволюция и филантропия» запустила онлайн-сервис для мониторинга, измерения и оценки программ в области социального сиротства «ПИОН» . Авторы уверены, что далеко не многие НКО умеют оценивать социальный эффект от своей деятельности, а это мешает им обрести финансовую устойчивость.
Сервис предлагает набор инструментов, который призван протестировать, сравнить различные социальные программы, выбрать подходящие показатели и инструменты сбора данных. Ресурс помогает социальным инвесторам (публичным институтам, частным лицам) и организациям с общественно значимыми целями измерять устойчивые результаты и управлять социальной эффективностью. Клиенты «ПИОН» составляют карту «социального эффекта» (impact), настраивают процессы сбора данных и анализируют результаты.