Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ социального проекта

Что такое социальный проект и социальное проектирование?

Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.

I. Разработка социального проекта

Этап 1 (шаг 1). Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения матери­алов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Определение социальной проблемы — это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса. Иначе такой социальный проект может оказаться неудачным. Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:
— важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы;
— масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
— возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Для того чтобы составить программу подготовки и реализации социального проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.

Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут . оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.

Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей
На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реа­лизации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В про­грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 6 (шаг 6). Разработка системы оценки проекта.
Разработка системы оценивания — очень важный этап подготовки социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.
Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

Читать еще:  Оперативный экономический анализ это

II. Практическая реализация проекта

Этап 8 (шаг 8). Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров — организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэто­му нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.

III. Итоги работы над проектом

Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
— Достигнута ли цель проекта?
— Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
— Какой была атмосфера проведения социального проекта?
— Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
— Чему научились в ходе реализации проекта?
— Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Анализ социального проекта: «Переменка».

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Анализ социального проекта: «Переменка».

В 2016-2017 учебном году в МКОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.» был реализован социальный проект «Переменка».

Актуальность данного проекта заключается в том, что о тличительной особенностью современной общеобразовательной школы становятся сегодня, с одной стороны, интенсивность учебного процесса и связанные с этим перегрузки учащихся, и, с другой стороны, практическое отсутствие организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня способных уменьшить эти перегрузки.

Данная ситуация характерна как для среднего и старшего, так и для младшего звена. Причиной этого являются не только загруженность в урочное и внеурочное время, увлечение компьютером, телевизором, но и отсутствие желания у учащихся заниматься в спортивных секциях, незнание многих подвижных игр.

Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах.

Реализуя наш проект, мы концентрируем внимание на двигательной активности учеников начальной школы во время перемен: обучающиеся 6 класса организуют подвижные игры для 1-4 классов на большой перемене после 2-го, 3-го урока.

Игры на переменах являются необходимым элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.

Немаловажным для нас является уменьшение травмоопасности младших школьников на переменах при организации их игр.

Необходимо отметить, что, проводя подвижные игры с младшими школьниками, ребята из старшего звена сами участвуют в них. Таким образом, проводится профилактика гиподинамии и повышается работоспособность и у старшеклассников.

Реализация данного проекта решает еще одну важную задачу: сплочения коллектива школы. Налаживаются тесные дружеские отношения между разными классами начальной школы и между младшим и старшим звеньями; у детей укрепляется ощущение себя частью коллектива не только своего класса, но и всей школы; воспитываются качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повышается общий эмоциональный настрой. Подвижные игры на перемене являются сильным положительным зарядом на весь день для всех участников.

Цель социального проекта «Переменка»: организация внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в МКОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.» командой учащихся 6 класса.

Задачи социального проекта «Переменка»:

Разработать график деятельности, направленной на реализацию проекта, распределить обязанности и назначить ответственных за организацию и проведение подвижных игр;

Читать еще:  Метод ассоциативного анализа

Собрать методическую копилку подвижных игр для младших школьников во время перемены;

Организовать проведение подвижных игр в начальной школе во время перемен;

Сплотить разновозрастный коллектив школы;

Развить качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повысить общий эмоциональный настрой у школьников.

После проведенного анкетирования было выявлено, что среди обучающихся начальной школы из всех видов деятельности на перемене наиболее популярна игра

Дети предпочитают подвижные игры спокойным.

Социальный проект

Понятие и этапы разработки социального проекта как программы, в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально-значимой проблемы в ней. Его роль и значение в управлении. Постановка задачи проектирования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

· Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности вашего молодежного общественного объединения.

· Это воплощение любой Вашей идеи в реальность.

· Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов;

· Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников.

· Это решение социально — значимых проблем местного сообщества.

· Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации

Социальное проектирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Социальное проектирование — синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается, прежде всего, социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социокультурный и других комплексов.

Социальное проектирование — это комплексная разработка, направленная на создание научно обоснованной и жизненно востребованной модели желаемого будущего с целью ее последующей реализации в процессе практической деятельности, построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях, экономических расчетах, административных новациях и т.п.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» (брошенный вперед) — это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Из чего состоит социальный проект?


Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.


Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!


Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Допустим, почва — это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни — это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой четкую цель, — задаем направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. В социальном проектировании этот процесс называется социальный эффект. Учитывая наш пример, можно выдвинуть утверждение: «Хороший плод дает свои корни».


Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования деятельности молодежного общественного объединения:


Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

НКО | Как оценить результаты социально значимого проекта

Подпишись
на рассылку

Лучшие публикации Теплицы, доставленные на твой email

Подпишись
на Теплицу(Pro)

Не пропусти лучшие новости для экспертов в области IT, активистов, дизайнеров

Подпишись
в Фейсбуке

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
ВКонтакте

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
в Телеграм

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
на YouTube

Не пропусти видео-уроки, скринкасты, записи вебинаров и мероприятий

Ната­лья Бара­но­ва

Всего материалов: 604

Как оценить результаты социально значимого проекта

Каким обра­зом авто­ру соци­аль­но­го про­ек­та оце­нить эффект от его дея­тель­но­сти? Как понять, какие изме­не­ния про­изо­шли в обще­стве? Вопро­сом оцен­ки соци­аль­ных про­ек­тов зани­ма­ют­ся спе­ци­а­ли­сты неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции «Эво­лю­ция и филан­тро­пия» (ЭиФ). На осно­ве экс­перт­ных иссле­до­ва­ний Теп­ли­ца сде­ла­ла обзор о том, какие пока­за­те­ли эффек­тив­но­сти суще­ству­ют и как ими поль­зо­вать­ся.

Экс­пер­ты убеж­де­ны: в осно­ве любо­го про­ек­та дол­жен быть соци­аль­ный резуль­тат, на кото­рый направ­ле­на его реа­ли­за­ция. Испол­ни­тель­ный дирек­тор ЭиФ Оль­га Евдо­ки­мо­ва уве­ре­на, что начи­нать надо с пла­ни­ро­ва­ния соци­аль­но­го воз­дей­ствия, раз­ра­ба­ты­вать тео­рию изме­не­ний, при­ме­нять систем­ный под­ход для дости­же­ния глу­бо­ких и мас­штаб­ных соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний.

Дости­же­ние соци­аль­ных резуль­та­тов пред­по­ла­га­ет свое­об­раз­ную цепоч­ку, где важ­но каж­дое зве­но: ресур­сы, кон­крет­ные дей­ствия, непо­сред­ствен­ные резуль­та­ты дей­ствий и соб­ствен­но соци­аль­ный резуль­тат.

Ната­лия Фре­ик, кан­ди­дат социо­ло­ги­че­ских наук, социо­лог, иссле­до­ва­тель. Фото предо­став­ле­но авто­ром.

«Боль­шин­ство рос­сий­ских НКО един­ствен­ной стра­те­ги­ей уве­ли­че­ния сво­е­го соци­аль­но­го воз­дей­ствия счи­та­ют нара­щи­ва­ние ресур­сов (как уве­ли­чить объ­ем финан­со­вых и иных средств, рас­ши­рить штат, офис) и уве­ли­че­ние объ­е­ма сво­ей дея­тель­но­сти («боль­ше про­грамм, про­ек­тов, меро­при­я­тий»), – отме­ча­ет социо­лог и иссле­до­ва­тель Ната­лия Фре­ик. – Тем не менее НКО может добить­ся неве­ро­ят­ных успе­хов за счет выбо­ра опти­маль­ной стра­те­гии дости­же­ния сво­ей мис­сии, повы­ше­ния соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской эффек­тив­но­сти («боль­ше резуль­та­тов мень­ши­ми ресур­са­ми»), улуч­ше­ния каче­ства сво­их про­грамм или услуг для бла­го­по­лу­ча­те­лей».

Читать еще:  Анализ системы товародвижения и сбыта

Наиболее распространенные критерии оценки эффективности социальных проектов (по версии Натальи Фреик):

1. Мас­штаб дея­тель­но­сти НКО. Абсо­лют­ные коли­че­ствен­ные пока­за­те­ли, а так­же их дина­ми­ка. Дан­ные пока­за­те­ли доста­точ­но лег­ко под­да­ют­ся изме­ре­нию и оцен­ке:

  • коли­че­ство бла­го­по­лу­ча­те­лей, под­пис­чи­ков, волон­те­ров, участ­ни­ков меро­при­я­тий;
  • коли­че­ство про­ве­ден­ных меро­при­я­тий, обра­ще­ний в НКО, ока­зан­ных услуг;
  • объ­ем привлеченных/распределенных финан­со­вых и иных средств;
  • про­дол­жи­тель­ность дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции;
  • коли­че­ство филиалов/представительств орга­ни­за­ции; коли­че­ство реги­о­нов дея­тель­но­сти НКО.

2. Репу­та­ция и PR. Эффек­тив­ность дея­тель­но­сти мно­гих НКО напря­мую зави­сит от того, сколь­ко людей зна­ют про ее дея­тель­ность, – имен­но от эффек­тив­ных ком­му­ни­ка­ций зави­сит при­вле­че­ние финан­со­вых и иных пожерт­во­ва­ний, волон­те­ров, повы­ше­ние мас­шта­бов дея­тель­но­сти НКО.

Основ­ны­ми кана­ла­ми ком­му­ни­ка­ций явля­ют­ся сайт, соци­аль­ные сети, СМИ, пуб­лич­ные меро­при­я­тия. Боль­шин­ство НКО поль­зу­ют­ся ана­ли­ти­че­ски­ми инстру­мен­та­ми оцен­ки эффек­тив­но­сти сво­ей онлайн-рабо­ты (мет­ри­ки Яндекс, Google, Facebook, опро­сы, фор­мы обрат­ной свя­зи) и пуб­лич­ных меро­при­я­тий и акций. Кри­те­рии оцен­ки эффек­тив­но­сти зави­сят от постав­лен­ных целей:

  • охват ауди­то­рии: коли­че­ство под­пис­чи­ков, ста­ти­сти­ка посе­ще­ний, про­смот­ров;
  • уро­вень вовле­чен­но­сти поль­зо­ва­те­лей, вираль­ность кон­тен­та (чис­ло лай­ков, пере­по­стов, про­дол­жи­тель­ность пре­бы­ва­ния на сай­те, откли­ки на рас­сыл­ку);
  • кон­вер­сия – совер­ше­ние жела­е­мых дей­ствий (напри­мер, пожерт­во­ва­ний, уве­ли­че­ние коли­че­ства звон­ков в фонд);
  • уве­ли­че­ние тра­фи­ка сай­та и запро­сов после про­ве­ден­ных меро­при­я­тий и акций, реклам­ных объ­яв­ле­ний;
  • объ­ем сэко­ном­лен­ных ресур­сов НКО;
  • коли­че­ство пуб­ли­ка­ций с упо­ми­на­ни­ем НКО и сотруд­ни­ков НКО в СМИ, коли­че­ство обра­бо­тан­ных жур­на­лист­ских запро­сов, пресс-кон­фе­рен­ций;
  • мони­то­ринг СМИ, оцен­ка эффек­тив­но­сти по коли­че­ству и каче­ству сооб­ще­ний об орга­ни­за­ции.

3. Финан­сы и иные ресур­сы. Эффек­тив­ность фанд­рай­зин­га – один из клю­че­вых кри­те­ри­ев оцен­ки дея­тель­но­сти НКО. В боль­шей сте­пе­ни рас­про­стра­не­ны абсо­лют­ные, коли­че­ствен­ные пока­за­те­ли:

  • объ­ем при­вле­чен­ных ресур­сов;
  • коли­че­ство пред­при­ня­тых дей­ствий – про­ве­ден­ных фанд­рай­зин­го­вых акций, под­клю­чен­ных сер­ви­сов, уста­нов­лен­ных ящи­ков для пожерт­во­ва­ния, под­го­тов­лен­ных гран­то­вых заявок, про­дан­ных суве­ни­ров.

В первую оче­редь речь идет о финан­сах, реже – о при­вле­че­нии иных ресур­сов (нату­раль­ной помо­щи, волон­те­ров). Тем не менее волон­те­ры – важ­ный и отдель­ный ресурс для НКО. Это и спо­соб сни­зить рас­хо­ды НКО – допол­ни­тель­ные «руки», бес­плат­ные про­фес­си­о­наль­ные услу­ги (pro bono) и воз­мож­ность более широ­ко­го рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции, повы­ше­ния репу­та­ции НКО.

Для оцен­ки волон­тер­ско­го ресур­са так­же пре­иму­ще­ствен­но исполь­зу­ют­ся абсо­лют­ные кри­те­рии оцен­ки эффек­тив­но­сти:

  • коли­че­ство волон­те­ров, кура­то­ров в месяц;
  • коли­че­ство новых/регулярных/активных волон­те­ров;
  • коли­че­ство меро­при­я­тий, про­ве­ден­ных с уча­сти­ем волон­те­ров.

Реже изме­ря­ет­ся сто­и­мость при­вле­че­ния и обу­че­ния волон­те­ра, его вклад в про­ект, в дости­же­ние соци­аль­ных резуль­та­тов.

4. Дол­го­сроч­ные пози­тив­ные изме­не­ния . Фор­му­ли­ров­ки кон­крет­ных резуль­та­тов про­ек­та в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве отно­сят­ся к чис­лу самых слож­ных и ред­ких. Как имен­но изме­нит­ся жизнь бла­го­по­лу­ча­те­лей в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве? Какие про­изой­дут систем­ные изме­не­ния, до какой сте­пе­ни сни­зит­ся остро­та реша­е­мой соци­аль­ной про­бле­мы бла­го­да­ря дан­но­му кон­крет­но­му про­ек­ту (а не про­сто «будет ока­за­но содей­ствие в реше­нии про­бле­мы»)?

В свя­зи с этим ред­ки­ми явля­ют­ся и соот­вет­ству­ю­щие пока­за­те­ли эффек­тив­но­сти.

1) Пози­тив­ные изме­не­ния в жиз­ни бла­го­по­лу­ча­те­лей, участ­ни­ков про­ек­тов НКО: изме­не­ние моде­лей пове­де­ния, улуч­ше­ние состо­я­ния здо­ро­вья, соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са.

2) Пози­тив­ные резуль­та­ты для сооб­ще­ства: изме­не­ние инсти­ту­ци­о­наль­ных усло­вий, обще­ствен­но­го мне­ния, отно­ше­ния к кон­крет­ной про­бле­ме и ее реше­нию.

  • Зако­но­твор­че­ская дея­тель­ность: коли­че­ство под­го­тов­лен­ных зако­но­про­ек­тов и докла­дов, обжа­ло­ван­ных зако­нов, обра­ще­ний в орга­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти и каче­ство реа­ги­ро­ва­ния на них.
  • Уча­стие в экс­перт­ных, обще­ствен­ных сове­тах, рабо­чих груп­пах при орга­нах вла­сти, создание/участие в дея­тель­но­сти про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ, меж­ре­ги­о­наль­ных, меж­дис­ци­пли­нар­ных парт­нер­ских сетей. При­мер пока­за­те­ля – коли­че­ство таких струк­тур, в кото­рые вхо­дят пред­ста­ви­те­ли НКО.
  • Обу­че­ние и про­све­ще­ние стейк­хол­де­ров, от дея­тель­но­сти кото­рых зави­сит систем­ное реше­ние про­бле­мы.
  • Поиск парт­не­ров и объ­еди­не­ние уси­лий для систем­но­го реше­ния про­бле­мы. При­мер – коли­че­ство новых парт­не­ров, вовле­чен­ных в реше­ние про­бле­мы.

3) Устой­чи­вость резуль­та­тов дея­тель­но­сти НКО после пре­кра­ще­ния про­ек­та, про­грам­мы, ока­за­ния услу­ги.

Какие шаги нужно сделать, по мнению Наталии Фреик, чтобы повысить эффективность достижения социального результата.

1. Преж­де все­го, сфор­му­ли­руй­те тот соци­аль­ный резуль­тат, на кото­рый направ­ле­на мис­сия и дея­тель­ность про­ек­та, НКО в целом (на рус­ском язы­ке доста­точ­но мно­го раз­лич­ных руко­водств , как это сде­лать).

2. Раз­ра­бо­тай­те тео­рию изме­не­ний, цепоч­ку дости­же­ния жела­е­мо­го соци­аль­но­го резуль­та­та, опре­де­ли­те ресур­сы, необ­хо­ди­мые дей­ствия (напри­мер, Тео­рия изме­не­ний: общие реко­мен­да­ции к при­ме­не­нию (из опы­та бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Вик­то­рия» ) .

3. Опре­де­ли­те, как вы буде­те оце­ни­вать сте­пень дости­же­ния это­го резуль­та­та (напри­мер, изу­чи­те мате­ри­ал « Еди­ная клас­си­фи­ка­ция резуль­та­тов дея­тель­но­сти НКО »).

4. Исполь­зуй­те суще­ству­ю­щие инстру­мен­ты и базы пока­за­те­лей, обме­ни­вай­тесь опы­том с кол­ле­га­ми. Изу­чи­те ресурс SocialValue , обра­щай­тесь к про­фес­си­о­наль­ным оцен­щи­кам, напри­мер, в Ассо­ци­а­цию спе­ци­а­ли­стов по оцен­ке про­грамм и поли­тик , меж­от­рас­ле­вое про­фес­си­о­наль­ное объ­еди­не­ние « Оцен­ка про­грамм в сфе­ре дет­ства ».

Готовые решения

Меж­от­рас­ле­вое про­фес­си­о­наль­ное объ­еди­не­ние «Оцен­ка про­грамм в сфе­ре дет­ства» в апре­ле 2018 года пред­ста­ви­ло первую вер­сию стан­дар­та дока­за­тель­но­сти прак­тик в сфе­ре дет­ства , в кото­ром сфор­му­ли­ро­ва­ны кри­те­рии оцен­ки соци­аль­но­го резуль­та­та – пози­тив­ных изме­не­ний в жиз­ни детей и их семей.

«Эво­лю­ция и филан­тро­пия» запу­сти­ла онлайн-сер­вис для мони­то­рин­га, изме­ре­ния и оцен­ки про­грамм в обла­сти соци­аль­но­го сирот­ства «ПИОН» . Авто­ры уве­ре­ны, что дале­ко не мно­гие НКО уме­ют оце­ни­вать соци­аль­ный эффект от сво­ей дея­тель­но­сти, а это меша­ет им обре­сти финан­со­вую устой­чи­вость.

Сер­вис пред­ла­га­ет набор инстру­мен­тов, кото­рый при­зван про­те­сти­ро­вать, срав­нить раз­лич­ные соци­аль­ные про­грам­мы, выбрать под­хо­дя­щие пока­за­те­ли и инстру­мен­ты сбо­ра дан­ных. Ресурс помо­га­ет соци­аль­ным инве­сто­рам (пуб­лич­ным инсти­ту­там, част­ным лицам) и орга­ни­за­ци­ям с обще­ствен­но зна­чи­мы­ми целя­ми изме­рять устой­чи­вые резуль­та­ты и управ­лять соци­аль­ной эффек­тив­но­стью. Кли­ен­ты «ПИОН» состав­ля­ют кар­ту «соци­аль­но­го эффек­та» (impact), настра­и­ва­ют про­цес­сы сбо­ра дан­ных и ана­ли­зи­ру­ют резуль­та­ты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector