Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ технико эксплуатационных показателей

Технико-эксплуатационные показатели автомобильного транспорта

Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта характеризуют техническую готовность подвижного состава, выпуск его на линию и использование на перевозках, продолжительность его работы.

Они необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы подвижного состава, отчетности и оценки деятельности предприятия.

Для пребывания автомобиля на автотранспортном предприятии (календарные дни) складываются из дней нахождения автомобиля в эксплуатации, ремонте и простое.

Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением количества автомобиле-дней АДг нахождения автомобилей в технически исправном состоянии на общее количество автомобиле-дней АДп пребывания автомобилей в автотранспортном предприятии

Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется отношением автомобиле-дней АДэ нахождения автомобилей в эксплуатации (в работе) к автомобиле-дням АДп пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии.

Коэффициент выпуска на линию грузовых автомобилей при пятидневной рабочей неделе должен определяться как отношение автомобиле-дней АД’э эксплуатации в рабочие дин к автомобиле-дням АД’п пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии в те же дни.

Пример. Пусть месячное количество автомобиле-дней пребывания, автомобилей на транспортном предприятии АДп = 6200, в том числе автомобиле-дней пребывания в рабочие дни АДп=4200.

Количество автомобиле-дней в эксплуатации (по табелю) в том же месяце АДэ = 3650, в том числе в рабочие дни АД’э = 3550.

Тогда общий коэффициент выпуска автомобилей на линию

Коэффициент выпуска автомобилей на линию в рабочие дни

Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска подвижного состава на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.

Время пребывания автомобиля в наряде, или продолжительность работы на линии, исчисляется с момента выхода автомобиля из автотранспортного предприятия до момента его нотращения, исключая время отдыха водителя.

Время пребывания в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев для погрузки и выгрузки грузов (посадки и высадки пассажиров) и по техническим надобностям.

Техническая скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах за данный период на время движения в часах.

Она зависит от: динамических свойств автомобиля; типа, профиля и плана дороги: состояния дорожного покрытия; интенсивности движения на дорогах, частоты ипродолжительности остановок в пути (у светофоров, на перекрестках и железнодорожных переездах), ограничении скоростей движения по дорогам; приемов вождения автомобиля, опытности водителя и его состояния; конструкции и технического состояния тормозной системы, рулевого управления, приборов сигнализации, освещения и др.

Эксплуатационная скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах на время пребывания автомобиля в наряде. Эта скорость тем выше, чем выше техническая скорость и чем меньше простои на линии.

Общим пробегом называется расстояние в километрах, проходимое автомобилем. Общий пробег грузового автомобиля складывается из пробега с грузом, пробега без груза и нулевого пробега.

Нулевым называется пробег автомобиля из автотранспортного предприятия в пункт первой погрузки и из пункта последней разгрузки на автотранспортное предприятие, а также заезды на заправку топливом, техническое обслуживание и текущий ремонт.

Коэффициент использования пробега определяют делением пробега с грузом или пассажирами на общий пробег. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.

Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.

Коэффициент статического использования грузоподъемности равен отношению количества перевезенного груза к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля (автопоезда).

В практике применяют коэффициент динамического использования грузоподъемности, определяя его делением фактического количества тонно-километров на количество тонно-километров, возможное при полном использовании грузоподъемности автомобиля.

Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен путем правильного подбора автомобилей для перевозки соответствующих грузов,приспособления кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособления тары и упаковки к условиям перевозки, группировки сборных и мелких грузов в партии.

Читать еще:  Анализ конкурентных преимуществ фирмы

За каждую ездку один автомобиль перевозит количество груза, равное qγ, где q— грузоподъемность автомобиля (автопоезда),т; γ— коэффициент использования грузоподъемности.

Количество грузов, перевозимых одним автомобилем (автопоездом) за рабочий день, в тоннах

где zе — количество ездок с грузом.

Транспортная работа Р, выраженная в тонно-километрах, равна

где L — общий пробег автомобиля (автопоезда) за рабочий день, км; β — коэффициент использования пробега; q — грузоподъемность автомобиля, г; γ — коэффициент использования грузоподъемности.

Производительностью автомобиля называется количество перевезенного груза в тоннах или количество выполненных тонно-километров в единицу времени.

Производительность грузового автомобиля рассчитывают на автомобиле-прицепо-день или автомобиле-прицепо-час работы, на списочный или ходовой автомобиль в год.

Как следует из приведенных выше формул для Q и Р, производительность грузового автомобиля может быть повышена: увеличением коэффициентов использования пробега и грузоподъемности; широким применением прицепов; увеличением среднесуточного пробега автомобиля, зависящего от технической скорости движения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой.

Наиболее эффективным путем повышения производительности автомобиля является применение прицепов и автомобилей большой грузоподъемности, а также повышение коэффициентов использования пробега и грузоподъемности.

Особенно важно повышать коэффициент использования пробега при увеличении расстояния перевозки. Весьма ощутимо повышается производительность путем сокращения времени простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой, особенно при малых расстояниях перевозок.

Анализ технико-эксплуатационных показателей

Для оценки работы грузового автотранспорта применяется система частных и обобщающих показателей.

Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить степень использования подвижного состава. Данные показатели являются первичными характеристиками транспортного процесса, позволяют оценить отдельные стороны работы подвижного состава с точки зрения времени его работы, пробега, грузоподъемности скорости движения, технической готовности и т.д. Это, в свою очередь, является частью обобщающих технико-эксплуатационных показателей, таких как объем перевозок и грузооборот, себестоимость перевозок, позволяющих оценить конечные результаты работы подвижного состава.

Частные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава подразделяются на две группы: экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным частным технико-эксплуатационным показателямотносятся:

коэффициент выхода на линию (Квл) или коэффициент использования подвижного состава в работе: ,

Коэффициент рассчитывается для оценки степени использования подвижного состава на протяжении отчетного периода. Чем больше отработано дней подвижного состава на протяжении отчетного периода, тем выше уровень данного показателя, и наоборот;

— коэффициент технической готовности подвижного состава (Ктг):

,

Данный коэффициент характеризует техническое состояние подвижного состава и возможность его использования для транспортной работы. Как следует из расчета, значение коэффициента технической готовности зависит от продолжительности простоев при ремонте и техническом обслуживании;

— среднесуточная продолжительность пребывания подвижного состава в наряде (Тн):

,

где, =количество автомобиле-часов пребывания подвижного состава в наряде;

Данный показатель отражает степень использования времени в течение рабочего дня.

Тем не менее рассмотренные выше показатели не раскрывают сущность результатов использования подвижного состава в процессе рабочего дня. Часть времени в течение рабочего дня подвижной состав может простаивать под погрузкой-разгрузкой, могут возникать простои из-за отсутствия работы, неподготовленности грузов к перевозке, неукомплектованности штатов водителями и экспедиторами, необеспеченности горюче-смазочными материалами, запасными частями и др. Сокращение таких простоев является важным средством повышения уровня использования подвижного состава АТО.

Для характеристики степени использования подвижного состава в течение рабочего дня, полноты его загруженности, скорости движения рассчитываются интенсивные частные технико-эксплуатационные показатели:

— среднее расстояние перевозок (Рп), которое характеризует среднее перемещение 1 тонны груз:

средний пробег с грузом за 1 ездку (Рпг), характеризующий среднее расстояние, на которое перемещается подвижный состав с грузом при работе на линии за одну ездку:

Между данными показателями прослеживаются следующие взаимосвязи: при работе на дальних расстояниях наблюдается неравенство Рпг Рп;

— коэффициент использования рабочего времени (Крв) подвижного состава:

— коэффициент использования пробега подвижного состава (Кпр):

Общий пробег подвижного состава состоит из 3 составных частей: нулевого пробега, производительного (с грузом) пробега и порожнего (без груза) пробега.

Читать еще:  Анализ критического объема производства и продаж

Для повременных грузовых автомобилей коэффициент использования пробега не определяется.

На величину коэффициента использования пробега оказывают влияние территориальное положение (грузоотправитель-грузополучатель), схема и организация маршрутов, структура парка подвижного состава и др. Увеличение коэффициента пробега за счет сокращения нулевых и порожних пробегов в значительной степени зависит от качества оперативного планирования и руководства транспортным процессом.

Существенное значение для повышения эффективности работы подвижного состава в транспортных организациях имеет полнота его загруженности. В результате несоответствия загруженности мощности подвижного состава ухудшается его использование. Для характеристики данного явления рассчитывают

— коэффициент использования грузоподъемности (Кгр) :

Для определения средней загруженности единицы подвижного состава необходимо общий объем грузооборота, выраженного в тонно-километрах, разделить на пробег подвижного состава с грузом.

Грузоподъемность единицы подвижного состава определяется соотношением:

,

где Га — грузоподъемность автомобиля (автопоезда); Ча — среднесписочное число автомобилей (автопоездов).

Коэффициенты использования грузоподъемности зависят от ассортимента и структуры объема грузооборота, способов укладки грузов в кузове автомобиля.

Для целей анализа рассчитывают и анализируют средние коэффициенты статического (Кстгр) и динамического (Кдингр) использования грузоподъемности:

Максимально возможные значения объема перевозок и грузооборота рассчитываются при полном использовании грузоподъемности:

где Ча — среднесписочное число автомобилей; Квл — коэффициент использования автомобилей в работе (выхода на линии); Кезд — количество ездок; Га — грузоподъемность автомобиля;

где Р — среднее расстояние перевозок.

Эффективность использования подвижного состава зависит от скорости его движения. Средняя скорость движения автомобиля — это расстояние в километрах, пройденное автомобилем в среднем за единицу времени (час).

Для сдельных грузовых автомобилей различают техническую и эксплуатационную скорость, для повременных — эксплуатационную.

Средняя техническая скорость — это количество километров пробега за 1 час движения автомобиля (Ст):

Средняя эксплуатационная скорость — это количество километров пробега за 1 час нахождения автомобиля в наряде (Сэ):

Для обобщающей характеристики работы подвижного состава используют показатели производительности подвижного состава — среднегодовую, среднедневную и среднечасовую выработку, характеризующую объем грузооборота в тонно-километрах в расчете на единицу подвижного состава за год, день, час.

Однако данные показатели являются несопоставимыми, так как не учитывают среднюю грузоподъемность подвижного состава. Более точно уровень производительности грузовых автомобилей (повременных и сдельных) характеризуют показатели производительности в тонно-километрах:

— на один автомобиле-тонно-час наряда:

Количество автомобиле-тонно-часов наряда определяем как произведение времени нахождения автомобилей в наряде и средней грузоподъемности одного автомобиля;

— на один автомобиле-тонно-день работы:

Количество автомобиле-тонно-дней работы определяем как произведение количества автомобиле-дней работы и средней грузоподъемности одного автомобиля;

— на одну списочную автомобиле-тонну:

Количество автомобиле-тонн определяют как произведение списочного количества автомобилей и средней грузоподъемности одного автомобиля.

Каждый из приведенных показателей имеет самостоятельное значение, отражая влияние различных факторов на каждый результат работы АТО.

В процессе анализа изучают динамику выше перечисленных показателей, устанавливают причины изменения и резервы увеличения объема грузооборота и снижения с/с 1 т/км.

Для определения факторов, влияющих на грузооборот, можно использовать следующую факторную систему (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Факторная система влияния на изменение грузооборота

Детерминированная факторная модель объема грузооборота имеет следующий вид:

.

Факторную модель объема грузооборота в зависимости от поставленных целей и запросов пользователей можно представить в следующих интерпретациях:

где Днах — количество дней нахождения 1 автомобиля в организации в среднем за год;

.

Расчет влияния факторов на объем грузооборота можно произвести с помощью приемов детерминированного факторного анализа (цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц).

Основными источниками перспективных резервы увеличения объема грузооборота транспортной организации будут являться: расширение автопарка, увеличение грузоподъемности подвижного состава, скорости движения, сокращение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, холостых пробегов, повышение коэффициента использования грузоподъемности и др.

АНАЛИЗ ТЕХНИКО- ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ АТП

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ АТП.

II. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АТП.

К производственной базе относятся:

1. ССЧ автомобилей по маркам. Численность автомобилей учитывается с учетом объема работ:

1) по сдельным автомобилям — по ним можно определить количество перевозимого груза;

Читать еще:  Этапы развития экономического анализа

2) по повременным автомобилям — объем работы определяют в часах.

2. Средняя грузоподъемность 1 автомобиля.

1. проверить изменение по численности автомобилей по сравнению с прошлым годом, с планом;

2. проверить изменение грузоподъемности 1 автомобиля;

3. выявит причины изменений;

4. наметить пути укрепления производственной базы АТП.

Анализ проводится на автобазах, в крупных АТП, автоколоннах, автогаражах и др.

Анализ проводится за год.

При анализе используют следующие материалы:

1. статистический отчет форма 1-тр “Сведения об автотранспорте”, он состоит из 5 разделов и составляется 1 раз в 5 лет.

2. статистический отчет форма 3 — автотранс “Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта”

3. путевые листы

4. акты на получение, выбытие, ремонт автомобильного транспорта.

Сам анализ:

1. отклонение подвижного состава от прошлого года =

число авт. на конец отч. года — число авт. на конец прошл. года

2. отклонение по грузоподъемности =

факт грузоподъемности — факт грузоподъемность

по маркам отч. года по маркам прошл. года

1. коэффициент технической готовности =

АД технически исправные

АД в хозяйстве = число авт. * 365 дней

АД тех. исправные = АД в хозяйстве * АД в ремонте

2. коэффициент использования автопарка (коэффициент выхода автомобилей на линию) =

АД в работе = АД тех. исправные — АД в простое

3. коэффициент простоя =

К тех. исправные — К использ. автопарка

4. Коэффициент грузоподъемности =

факт перевезено груза в тоннах

номинальная грузоподъемность * число ездок

5. коэффициент использования пробега =

пробег с грузом

6. средняя техническая скорость =

время в движении

7. средняя расстояние 1 ездки с грузом =

пробег с грузом

При анализе находится отклонение от прошлого года.

За год машина перевезла 3200т груза. Общий пробег – 945 000 км, в том числе с грузом – 710000км. За год машина сделала 1470 ездок. По плану:

1. К использ.пробега=0,78

2. К грузоподъемности = 0,65

3. Расстояние одной ездки – 40 км

4. Номинальная грузоподъемность = 3,5т

Произвести анализ возможных ТЭП.

Пробега = 710000 = 0,75

Отклонение= 0,75-0,78=-0,03, или –3%

Вывод: Транспорт менее эффективно использовался. Порожных ездок стало больше на 3%.

2. К грузопод.= 3200 = 0,62

Отклонение=0,62 — 0,65=-0,03, или –3%

3. Расстояние одной ездки=710000/1470=48 км

Вывод: ТЭП в отчет.году использовались менее эффективно, чем в прошлом году, а именно, были допущены порожние пробеги. Машина проходила большее расстояние, чем по плану (отвлекалось по личным делам).

Анализ технико-эксплуатационных показателей работы предприятия

Характеристика основных услуг

Транспортно-экспедиционное предприятиеООО «АвтоДилер» осуществляет перевозки сборных грузов, негабаритных грузов. Грузы перевозятся автомобильным транспортом.

Транспортно-экспедиционное предприятиеООО «АвтоДилер» осуществляет перевозки по:

• По территории РФ

• По территории СНГ

2. Перевозка негабаритных грузов:

• большинство городов РФ

Для оказания своевременных транспортных услуг применяется собственный подвижной состав, а также автомобили проверенных подрядчиков.

Перевозка грузов осуществляется автомобилями, имеющими различную грузоподъемность и тип: тентованными газелями, «каблучками» до 500 кг, евро фурами, автомобилями-рефрижераторами и т.д. При этом используются только транспортные средства, которые полностью соответствуют европейскому ЭКО стандарту «Евро4».

Компания ООО «АвтоДилер» заботится о безопасности своих автомобильных перевозок. Поэтому все автомобили обязательно проходят своевременный техосмотр.

В отличие от многих фирм, данная организация располагает целым штатом специально обученных работников, которые способны в самые сжатые сроки осуществить погрузочные или разгрузочные работы с любыми товарами. При этом они выполнят все необходимые процедуры, связанные с точным соблюдением норм безопасности и с учетом специфики продукции заказчика.

Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта характеризуют техническую готовность подвижного состава, выпуск его на линию и использование на перевозках, продолжительность его работы.

Они необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы подвижного состава, отчетности и оценки деятельности предприятия.

Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле:

, (2.2.1)

Где – коэффициент технической готовности; – количество технически готовых автомобилей

Коэффициент использования пробега рассчитаем по следующей формуле:

, (2.2.2)

Где — груженый пробег ТС; — общий пробег ТС.

Далее основные технико – эксплуатационные показатели предприятия представлены в таблице 2.2.2.

Технико-эксплуатационные показатели работы ООО «АвтоДилер»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector