Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индексный анализ себестоимости

Индексный метод анализа себестоимости продукции

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

По отдельным продуктам, работам и услугам рассчитываются индивидуальные индексы себестоимости:

1. Индекс динамики себестоимости:

2. Индекс планового задания по уровню себестоимости:

3. Индекс выполнения плана по уровню себестоимости:

По группам однородных продуктов, работ и услуг применяется общий индекс себестоимости переменного состава:

.

Величина средней себестоимости зависит от двух факторов:

1) изменения себестоимости единицы продукции

.

б) изменения структуры себестоимости

.

Взаимосвязь общих индексов: .

По группам разнородных продуктов, работ и услуг применяется средний гармонический индекс себестоимости:

Разность между числителем и знаменателем данного индекса характеризует размер экономии (–) или перерасхода (+) затрат за счет изменения себестоимости продукции.

Изменение общих затрат на производство и реализацию продукции определяется при помощи общего индекса и абсолютного прироста затрат:

, .

На объем общих затрат на производство и реализацию продукции влияют два фактора:

а) изменение себестоимости единицы продукции:

, .

б) изменение объема производства продукции:

, .

Взаимосвязь показателей: , .

При изучении динамики себестоимости всей произведенной продукции, как сравниваемой, так и несравниваемой, используется показатель затрат на 1 рубль произведенной продукции. Используя прежние обозначения, он рассчитывается:

Этот показатель интерпретируется, во-первых как сумма затрат, необходимых для производства 1 руб. продукции (например, если =0,8, то это означает, что производство 1 руб. продукции обходится предприятию в 80 коп.); во-вторых, как относительная величина, характеризующая структуру стоимости продукции (продолжая пример, можно сказать, что затраты составляют 80%, а прибыль 20% стоимости продукции).

Сопоставляя фактические и плановые (базисные) затраты на 1 руб. произведенной продукции, исчисляют индекс затрат на 1 руб. произведенной продукции в ценах соответствующих периодов:

.

Изменение фактических затрат на 1 руб. произведенной продукции по сравнению с уровнем плановых (базисных) затрат обусловлено действием следующих факторов:

а) изменением в объеме и ассортименте произведенной продукции

.

Б) изменением себестоимости продукции

.

В) изменением цен на производимую продукцию

.

Взаимосвязь исчисленных показателей такова:

Индексный метод анализа динамики себестоимости продукции;

При изучении динамики себестоимости по группе предприятий, изготавливающих продукцию одного и того же вида, используется индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс влияния структурных сдвигов.

Индекс себестоимости продукции переменного состава (Iпер.с.) определяется по формуле (8.10):

Читать еще:  Признаки управленческого анализа

Iпер. с. = = : = , (8.10)

где и – средняя себестоимость единицы денного изделия по группе предприятий соответственно за отчетный и базисный периоды.

d и d1 – доля отдельного предприятия в общем объеме продукции соответственно за базисный и отчетный период;

Индекс себестоимости продукции фиксированного состава (Iф.с.)определяется по формуле (8.11):

Iф.с. = : = . (8.11)

Индекс себестоимости продукции структурных сдвигов (Iстр.с.) определяется по формуле (8.12):

Iстр.с. = : = . (8.12)

Взаимосвязь индексов переменного фиксированного состава и структурных сдвигов представлена формулой (8.13):

Для оценки выполнения плановых заданий и динамики себестоимости сравнимой товарной продукции (произведенной в отчетном и базисном периодах) используют следующие три агрегатных индекса: индекс планового задания, индекс выполнения планового задания, индекс фактического изменения себестоимости сравнимой товарной продукции.

Агрегатный индекс планового задания себестоимости продукции (Iпл.з) определяется по формуле (8.14):

Iпл.з = , (8.14)

где zпл. – плановая себестоимость единицы продукции,

qпл. – объем сравнимой продукции по плану,

z – фактическая средняя годовая себестоимость единицы продукции в базисном периоде.

Данный индекс характеризует изменение плановой себестоимости единицы продукции по сравнению со средней годовой себестоимостью предыдущего года в расчете на плановый объем. Разность между числителем и знаменателем агрегатного индекса планового задания дает плановую сумму общей экономии (перерасхода) от изменения себестоимости сравнимой товарной продукции (Эпл),формула (8.15):

Агрегатный индекс выполнения планового задания (Iвып. пл) определяется по формуле (8.16):

Iвып. пл = , (8.16)

Этот индекс характеризует соотношение уровней фактической и плановой себестоимости в расчете на фактический объем и состав продукции, что устраняет влияние ассортиментных сдвигов. Разность между числителем и знаменателем данного агрегатного индекса дает размер сверхплановой суммы экономии (перерасхода), полученной вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции (Эсв.пл.), формула (8.17):

Агрегатный индекс фактического изменения себестоимости сравнимой плановой продукции (Iфакт)определяется по формуле (8.18):

Iфакт = . (8.18)

Этот индекс характеризует динамику себестоимости продукции. Разность между числителем и знаменателем данного агрегатного индекса дает сумму фактической экономии (перерасхода), полученную вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции (Эф),формула (8.19):

Классификация издержек. Использование индексного метода в анализе себестоимости

Издержки производства – это денежное выражение затрат производственных факторов (оплата труда, аренда земли, расходы на основные и оборотные фонды, а также оплата производства и сбыта), необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.

Различают следующие виды издержек:

1) бухгалтерские издержки – это издержки, рассчитанные на определенный объем продукции по соответствующим элементам затрат на основе установленных норм и нормативов;

2) экономические издержки – это издержки явные и неявные. При этом неявные издержки называют издержками упущенных возможностей;

Читать еще:  Анализ потребителей в маркетинге

3) альтернативные издержки возникают вследствие утраченных возможностей. Особое их значение приобретает учет при принятии решений при строительстве нового цеха, проведении реформы по изменению формы собственности, организационно-правовой формы предприятия;

4) постоянные издержки – это издержки, которые с увеличением объема производства не изменяются;

5) переменные издержки меняются с изменением объема производства (сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата рабочих);

6) средние издержки – это издержки, которые зависят от степени влияния экономии материальных и трудовых ресурсов;

7) общие издержки – это общие затраты, независимо от места их возникновения;

8) предельные издержки – показывают прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции или отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции.

Себестоимость напрямую связана с понятием издержек. В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

На уровне предприятия широко используются индивидуальные индексы себестоимости Iz

Индекс себестоимости продукции рассчитывается как изменение себестоимости единицы продукции отчетного периода по сопоставимому с базисным периодом кругу продукции.

Индекс себестоимости продукции определяется по формуле:

где числитель — затраты на производство продукции отчетного периода;
знаменатель — затраты на производство той же продукции при условии, что себестоимость продукции остается на уровне базисного периода.

Индекс себестоимости продукции определяет, во сколько раз уменьшился (возрос) в среднем уровень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его снижение (рост) в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Общие индексы себестоимости сравнимой продукции по группе предприятий, входящих в состав объединения, отрасли, могут быть вычислены двумя способами: заводским (индекс постоянного состава) и отраслевым (индекс переменного состава).

Заводской метод. Сравнимая продукция для совокупности предприятий представляет собой сумму сравнимой продукции предприятий. Индекс себестоимости продукции по заводскому методу:
.
Второй знак суммы означает, что суммируются данные по всем предприятиям группы. Величина индекса себестоимости по заводскому методу зависит от динамики себестоимости продукции на отдельных предприятиях. Он не учитывает изменений удельного веса предприятий с разным уровнем себестоимости в общем объеме выпуска продукции.

Отраслевой метод.При отраслевом методе расчета индекса себестоимости расширяется круг сравнимой продукции. В учет принимаются все виды изделий, которые были выпущены в базисном периоде, хотя бы на одном из предприятий объединения. Индекс себестоимости исчисляется по средним отраслевым уровням себестоимости продукции ( ):
,
где q
1
– сравнимая в отраслевом смысле продукция, произведенная в отчетном периоде по совокупности предприятий.

Величина индекса себестоимости, вычисленная отраслевым методом, зависит не только от изменения себестоимости на отдельных предприятиях, но и от смещения удельного веса продукции предприятий с разным уровнем себестоимости. Учитывая структурный фактор, этот индекс дает общую оценку результатов снижения себестоимости по совокупности предприятий с учетом влияния показателей, не зависящих от деятельности предприятий.

Читать еще:  В ходе экономического анализа используются методы

Пример: Есть информация по двум предприятиям о производстве и себестоимости продукции.

Индексный метод анализа себестоимости продукции

По отдельным продуктам, работам и услугам рассчитываются индивидуальные индексы себестоимости:

1. Индекс динамики себестоимости:

2. Индекс планового задания по уровню себестоимости:

3. Индекс выполнения плана по уровню себестоимости:

По группам однородных продуктов, работ и услуг применяется общий индекс себестоимости переменного состава:

.

Величина средней себестоимости зависит от двух факторов:

1) изменения себестоимости единицы продукции

.

б) изменения структуры себестоимости

.

Взаимосвязь общих индексов: .

По группам разнородных продуктов, работ и услуг применяется средний гармонический индекс себестоимости:

Разность между числителем и знаменателем данного индекса характеризует размер экономии (–) или перерасхода (+) затрат за счет изменения себестоимости продукции.

Изменение общих затрат на производство и реализацию продукцииопределяется при помощи общего индекса и абсолютного прироста затрат:

, .

На объем общих затрат на производство и реализацию продукциивлияют два фактора:

а) изменение себестоимости единицы продукции:

, .

б) изменение объема производства продукции:

, .

Взаимосвязь показателей: , .

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента

Учебно-методический комплекс дисциплины

Статистика

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

080507.65 – «Менеджмент организации».

Практическое занятие № 1

Тема 1: Предмет, метод, задачи и организация статистики

Продолжительность 1 час

Тест

  1. Дискретными называются признаки, принимающие:

А) целые значения;

Б) любые значения в определенном интервале.

2. Атрибутивные признаки – это:

А) количественные признаки;

Б) качественные признаки.

3. Какие из перечисленных признаков являются атрибутивными:

Г) размер дохода.

4. Какие из перечисленных признаков являются количественными:

А) цена продукции;

Б) удельный вес продукции 2-го сорта;

В) наименование выпускаемой продукции;

Г) срок хранения продукции.

5. В том случае, когда изучают изменение значения признака при переходе от одной единицы к другой, говорят о:

А) вариации признака;

6. Определите основные черты статистической совокупности:

А) множество единиц, наличие вариации значений признака, наличие некоторых одинаковых признаков;

Б) отсутствие вариации в значениях признака.

7. Статистика изучает:

А) количественную сторону массовых общественных явлений;

Б) организацию учета ресурсов предприятий;

В) объективные экономические законы развития общества.

8. Содержание метода статистки заключается в:

А) организации и проведении научных экспериментов;

Б) проведении статистического наблюдения, сводке и группировки данных, анализе массовых данных.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector