Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Количественные методы исследования анализа

Характеристики качественных и количественных методов исследования

В настоящее время существуют два подхода к определению качественных и количественных методов: с точки зрения первого (Б.Г. Ананьев, В.В. Никандров) качественный и количественный методы относятся к группе методов обработки уже полученных данных. В этом случае количественные – это методы количественного анализа (методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм), методы вторичной обработки данных (вычисление статистик) и корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный, кластерный анализы). Качественные методы – это методы, позволяющие выявлять наиболее существенные стороны изучаемых объектов (классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика). С точки зрения второго (О.А. Артемьева, А.Д. Демин, В.В. Семенова) о разделении качественных и количественных методов говорят на эмпирическом уровне (методы сбора данных количественные (наблюдение, аппаратурные методики, тест, опрос, эксперимент, моделирование, метод семантического дифференциала) и качественные (фокус-группа, контент-анализ)) и на теоретическом уровне (методы анализа данных). Использование только качественных или только количественных методов может привести к «однобокости» полученной информации. Необходимо соблюдение баланса между качественными и количественными методами

Любое исследование, в том числе и педагогическое, невозможно полноценно выполнить, опираясь только на качественные или только на количественные методы. При всей мощи современных количественных методов (кластерного анализа, корреляционного, факторного анализа и др.), выросших возможностях математического аппарата, компьютеризации обработки формальных данных, исследователь, опираясь только на них, часто не может проникнуть в суть изучаемых явлений, понять причинно-следственные связи и генетическую основу развития (изменения) изучаемого объекта. Использование только качественных методов анализа не позволяет выйти на уровень статистически значимых обобщений, описать поведение не отдельных, разрозненных компонентов, а системы в целом, в ее динамике, с прогнозированием, определением возможного уровня состояния и развития в будущем.

Выбор и обоснование комплекса методов, наиболее адекватно и полно позволяющих изучить объект исследования, является методологической проблемой для автора научной работы. От ее успешного решения зависят степень достижения исследовательских целей и достоверность полученных результатов. С развитием исследовательского аппарата, увеличением количества методов и методик данная проблема становится все более актуальной. Верный выбор можно сделать лишь хорошо понимая функции и соотношение различных методов, область их применения и ограничения.

К функциям качественных методов относятся:

● выявление значимых социально-педагогических фактов, законов, поиск новых идей, подходов через наблюдение, интерпретацию, моделирование, прогнозирование, содержательный анализ полученной информации: качественные методы могут придавать значимость единичным фактам, за которыми могут скрываться серьезные проблемы, требующие своего изучения и разрешения.

● формирование целостного образа изучаемого объекта: если с помощью количественных методов изучаются лишь определенные составляющие, стороны объекта, которые могут быть измерены, то качественные методы на основе интерпретации и анализа не поддающихся количественному измерению важных составляющих объекта (процесса) позволяют создать о нем целостное представление;

● компенсация определенных, слабо разработанных аспектов психолого-педагогической теории путем эмпирического взаимодействия с объектом исследования: речь идет о поисковой работе, немыслимой без широкого применения качественных методов. Эмпирическое взаимодействие способствует глубокому «погружению» в изучаемый объект, накоплению сведений, фактов, их сопоставлению, обобщению, выдвижению идей преобразования, гипотез и дальнейшей разработке теории объекта (процесса);

● обеспечение гибкости исследовательского процесса: количественные методы в силу их специфики, стандартизации процедур могут применяться только в определенных условиях формализации объекта, а качественные используются в «непроходимых» для количественных методов областях и обеспечивают комплексное изучение объекта. Например, количественные методы будут малоэффективны при изучении истинных мотивов поведения ребенка, причин его переживаний, стрессов – здесь нужны именно качественные методы. Нельзя при помощи количественных методов описать и творческий процесс обучения, вдохновение, творческий порыв ребенка. Учитывая индивидуальный характер проявления творческих качеств личности, нужно не измерять, а образно представить данный процесс, увидеть его детали, «прикоснуться» к неуловимым эмоциональным и мыслительным движениям ученика;

● формирование новых понятий (системы понятий): это важный «доколичественный» этап в познавательном процессе, можно сказать, стадия открытия новых значений. Выйти на новые понятия или уточнить уже широко используемые понятия и категории возможно посредством содержательного анализа, через вы- явление новых сторон изучаемого объекта. Количественные же методы могут быть использованы для проверки, подтверждения предположений в отношении установленных значений.

К основным функциям количественных методов могут быть отнесены:

● проверка статистических гипотез, которая дает возможность сделать выводы о достоверности полученных результатов, т. е. перенести их на всю генеральную совокупность (при выполнении выборочно- го исследования), на другие ситуации, объекты или процессы;

● количественное описание изучаемого объекта, определение его количественных характеристик, например показателей цен- тральной тенденции (среднего значения переменной, моды, медианы, среднего квадратичного отклонения) или характеристик корреляции (согласования) и др. Изучаемым объектом может быть и текст. Так, содержание какого-либо учебного курса может быть представлено в виде некоторой математической модели на основе геометрической топологии через использование фракталов и мультифракталов, позволяющих описать интегративные связи структуры учебного материала [1, с. 7];

● построение интерполяционных и экстраполяционных математических моделей, которые позволяют по ограниченному на- бору данных получить информацию о поведении изучаемого объекта (его характеристиках) внутри измеряемого интервала (интерполяция) и вне его (экстраполяция);

● выявление направленности изменения изучаемого объекта (процесса), тенденций его развития (прогресс, регресс) на основе Качественные и количественные методы в педагогическом исследовании креативных способностей учащихся Образование и наука. 2013. № 3 (102) 7 математических моделей через изучение (измерение) его составляющих (их динамики), изменения связей между ними;

● обнаружение научных фактов путем анализа больших объемов статистического материала, выявление закономерностей, значимых изменений в различных системах образования. Разделить методы исследования на качественные и количественные можно по ключевым формулировкам вопросов.

Количественный подход ориентирует исследователя на поиск ответов: «сколько?», «во сколько раз?», «как часто?» – т. е. на сбор исчисляемых данных, исходя из которых определяются рейтинги, коэффициенты, процентные доли, строятся графики, диаграммы и т. п. Качественные методы дают ответы на вопросы: «почему?», «зачем?», «из-за чего?», «каким образом?» – и позволяют произвести более гибкий анализ причинно-следственных связей, установить структуру и компоненты изучаемого объекта (процесса). Качественный подход опирается на интуицию, мнения, суждения отдельных субъектов, которые в некоторых случаях могут быть более значимыми, чем статистические данные. К количественным методам относят методы статистической обработки (описательная статистика, сравнение выборок и рядов показателей, анализ временных рядов, расчетная оценка надежности методик), корреляционный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, кластерный анализ, моделирование, тестирование, анкетирование. К качественным – беседу, интервью, наблюдение, контент-анализ, изучение продуктов деятельности, экспертную оценку, фокус-группу, интерпретацию, прогнозирование, личностный дифференциал, биографический метод, метод интеллектуального диалога, метафорическое моделирование, этимологический анализ.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Качественные и количественные методы исследования;

Объект и предмет исследования.

Объектом исследованиявыступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.

Читать еще:  Анализ производственных запасов предприятия

Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.

Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования выступает население различных территориальных единиц (поселков, городов, регионов), тогда как предметами возможных исследований могут быть трудовая и экологическая миграция, маятниковые перемещения, структура и динамика миграционных потоков и пр. Правильно сформулированный предмет исследования способствует глубокому проникновению в суть проблемной ситуации, отбору адекватных методологических инструментов.

Содержания объекта и предмета могут и совпадать, если исследователь ставит задачу познания всей совокупности связей, характеризующих исследуемую реальность.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Количественные исследования подразумевают проведение различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные. Пример: • Квартирные, уличные и телефонные опросы; • Экспертный опрос – опрос специалистов определённых профессиональных областей; • Холл-тест – тестирование и оценка концепции продукта, продукта, упаковки, рекламной концепции, т.д.; • Хоум-тест — тестирование продуктов в обстановке, приближенной к реальности;

Качественныеисследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия, используются не цифры, а слова бесплатные знакомства . Другими словами, они отвечают не на вопрос «сколько», а не «что», «как» и «почему». В зависимости от поставленных задач исследования, предлагаются методики:

Глубинные интервью — интервью в свободной форме на определенную тему;

Полуформализованные интервью — сочетание формализованного и свободного интервью;

Фокус — группы – групповая дискуссия с представителями целевой аудитории;

Сопровождение покупки — позволяет увидеть торговую точку глазами покупателя. Исследование направлено на анализ восприятия характеристик торговых точек и обслуживания.

«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения»

Методы качественных исследований

Методы качественные исследований (Qualitative Research Methods Overview)

Качественные исследования – это получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования.

Качественное исследование отвечает на вопросы «как?» и «почему?» , в то время как с помощью коли чественных методов исследования можно получить ответ на вопрос «сколько?».

Виды методов качественных исследований:

1.1. Прямые наблюдения / Direct observation

1. Evert Gummesson, (2005) «Qualitative research in marketing: Road-map for a wilderness of complexityand unpredictability», European Journal of Marketing, Vol. 39 Iss: 3/4, pp.309 – 327

2. Jonathan Boote, Ann Mathews, (1999) «“Saying is one thing; doing is another”: the role of observation in marketing research», Qualitative Market Research: An International Journal, Vol. 2 Iss: 1, pp.15 – 21

3. Nick Lee, Amanda J. Broderick, (2007) «The past, present and future of observational research in marketing», Qualitative Market Research: An International Journal, Vol. 10 Iss: 2, pp.121 — 129

1.2. Теневое экранирование / – скрытое наблюдение / covert observation — Этнографический метод

1.3.Составление поведенческих карт/ Behavioral mapping — Этнографический метод

2. Marcus, C. C. (1990). From the pragmatic to the spiritual. In I. Altman & K. Christensen (Eds.), Environment and behavior studies: Emergence of intellectual traditions (pp. 111-40). New York: Plenum Press.(2)

3. Larson, J. S., Bradlow, E., & Fader, P. (2005). An exploratory look at supermarket shopping paths. International Journal of Research in Marketing, 22(4), 395-414.

1.4.Ситуационное исследование / Case-study Феноменологический метод / phenomenological method – описание явления

Феноменологический метод http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/1213 [Свободный электронный ресурс]

1. Baxter, P and Jack, S. (2008) Qualitative Case Study Methodology: Study design and implementation for novice researchers, in The Qualitative Report, 13(4): 544-559. Available from [4]

2. Dul, J. and Hak, T (2008). Case Study Methodology in Business Research. Oxford: Butterworth-Heinemann. ISBN 978-0-7506-8196-4.

3. Eisenhardt, K. M. (1989). Building theories from case study research. The Academy of Management Review, 14 (4), Oct, 532-550. doi:10.2307/258557

4. Flyvbjerg, Bent. (2006). Five Misunderstandings About Case-Study Research, in Qualitative Inquiry, 12(2): 219-245. Available:[5]

6. George, Alexander L. and Bennett,Andrew. (2005). Case studies and theory development in the social sciences. London, MIT Press 2005. ISBN 0-262-57222-2

7. Gerring, John. (2005) Case Study Research. New York: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-67656-4

8. Hanckе, Bob. (2009) Intelligent Research Design. A guide for beginning researchers in the social sciences. Oxford University Press.

9. Lijphart, Arend.(1971)Comparative Politics and the Comparative Method,in The American Political Science Review, 65(3): 682-693. Available from [6]

10. Ragin, Charles C. and Becker, Howard S. eds. (1992) What is a Case? Exploring the Foundations of Social Inquiry Cambridge: Cambridge University Press.ISBN 0521421888

11. Scholz, Roland W. and Tietje, Olaf. (2002) Embedded Case Study Methods. Integrating Quantitative and Qualitative Knowledge. Sage Publications. Thousand Oaks 2002, Sage. ISBN 0761919465 ,9337270973

12. Thomas, Gary (2011) How to do your Case Study: A Guide for Students and Researchers. Thousand Oaks: Sage.

13. Yin, R. (2003). Case Study Research. Design and Methods. 3rd edition. Sage: London.

2.1.Экспертное интервью / Expert interview

1. Rubin, H., & Rubin, I. (1995). Qualitative interviewing: The art of hearing data. Thousand Oaks, CA: Sage.

2. Spradley, J. P. (1979). The ethnographic interview. New York: Holt, Rinehart & Winston.

3. Stokrocki, M. (1997). Qualitative forms of research methods.» In S. LaPierre and E. Zimmerman (Eds.). Research methods and methodologies for art education (pp. 33-55). Reston, VA: National Art Education Association.

4. Stokrocki, M. (1983). «Interpretation theory: Its meaning & application to art education,» Canadian Review of Art Education Research, 10, 13-25.

2.2.Глубинное интервью / In-depth interviews

2.3.Интервью с «крайними» категориями потребителей, знающих все или ничего о предмете исследования

2.4.Фокус- группа / Direct observation

Методички по подготовки опросника, определение группы, проведению интервью

1. http://www.gdiworld.com/tips.htm [Свободный электронный ресурс] brief introductions to some focus group topics.

Читать еще:  Анализ убыточного предприятия

2. Tips for Beginners http://www-tcall.tamu.edu/orp/orp1.htm [Свободный электронный ресурс] overview, basics.

1. Burgess J. (1996) ‘Focusing on fear’, Area 28 (2): 130-36.

2. Flores J.G. and Alonso C.G. (1995) ‘Using focus groups in educational research’, Evaluation Review 19 (1): 84-101.

3. Goss J.D., Leinbach T.R. (1996) ‘Focus groups as alternative research practice’, Area 28 (2): 115-23.

4. Holbrook B. and Jackson P. (1996) ‘Shopping around: focus group research in North London’, Area 28 (2): 136-42.

5. Homan R (1991) Ethics in Social Research. Harlow: Longman.

6. Hoppe M.J., Wells E.A., Morrison D.M., Gilmore M.R., Wilsdon A. (1995) ‘Using focus groups to discuss sensitive topics with children’, Evaluation Review 19 (1): 102-14.

7. Kitzinger J. (1994) ‘The methodology of focus groups: the importance of interaction between research participants’, Sociology of Health 16 (1): 103-21.

8. Kitzinger J. (1995) ‘Introducing focus groups’, British Medical Journal 311: 299-302.

9. Kreuger R.A. (1988) Focus groups: a practical guide for applied research. London: Sage.

10. Lankshear A.J. (1993) ‘The use of focus groups in a study of attitudes to student nurse assessment’, Journal of Advanced Nursing 18: 1986-89.

11. MacIntosh J. (1981) ‘Focus groups in distance nursing education’, Journal of Advanced Nursing 18: 1981-85.

12. Munodawafa D., Gwede C., Mubayira C. (1995) ‘Using focus groups to develop HIV education among adolescent females in Zimbabwe’, Health Promotion 10 (2): 85-92.

13. Merton R.K., Kendall P.L. (1946) ‘The Focused Interview’, American Journal of Sociology 51: 541-557.

14. Morgan D.L. (1988) Focus groups as qualitative research. London: Sage.

15. Morgan D.L. (1997, 2nd Edition) Focus groups as qualitative research. London: Sage.

16. Morgan D.L. and Spanish M.T. (1984) ‘Focus groups: a new tool for qualitative research’, Qualitative Sociology 7: 253-70.

17. Morgan D.L. and Kreuger R.A. (1993) ‘When to use focus groups and why’ in Morgan D.L. (Ed.) Successful Focus Groups. London: Sage.

18. Powell R.A. and Single H.M. (1996) ‘Focus groups’, International Journal of Quality in Health Care 8 (5): 499-504..

19. Powell R.A., Single H.M., Lloyd K.R. (1996) ‘Focus groups in mental health research: enhancing the validity of user and provider questionnaires’, International Journal of Social Psychology 42 (3): 193-206.

20. Race K.E., Hotch D.F., Parker T. (1994) ‘Rehabilitation program evaluation: use of focus groups to empower clients’, Evaluation Review 18 (6): 730-40.

21. Smith J.A., Scammon D.L., Beck S.L. (1995) ‘Using patient focus groups for new patient services’, Joint Commission Journal on Quality Improvement 21 (1): 22-31.

22. Stewart D.W. and Shamdasani P.N. (1992) Focus groups: theory and practice. London: Sage.

23. White G.E. and Thomson A.N. (1995) ‘Anonymized focus groups as a research tool for health professionals’, Qualitative Health Research 5 (2): 256-61.

2.5.Метод дневника / Diary methods – изложение истории личного опыта

1. Niall Bolger,Angelina Davis, and Eshkol Rafaeli (2003) Diary Methods: Capturing Life as it is Lived, Annual Review of Psychology Vol. 54: 579-616 (Volume publication date February 2003)

2.6.Mетод Делфи /Delphi technique – экспертная оценка

2.7.Мозговой штурм/ Brainstorming

2.8.Проекционный метод / Projective technique

(projective technique) — это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю.

2.8.1. Ассоциативный метод /Association tecnhique

1. Оzlem Hesapсi Sanaktekin, (2009) «Projective Techniques for Social Sciences and Business Research», Journal of Consumer Marketing, Vol. 26 Iss: 3, pp.223 – 223

2.8.2.Метод завершения ситуации / Completion tecniques

Просят завершить абзац, предложение, историю.

2.8.3.Методы конструирования ситуации / Construction techniques

Получение ответа по рисункам, анимационным тестам

3. Эксперимент / Experiment

Experimental methods in market research, [Свободный электронный ресурс] http://business.nmsu.edu/

1. O’Herlihy, C. (1980) Why ad experiments fail. Journal of Advertising Research,February, pp. 53–58.

2. Smith, D. & Fletcher, J. (2004) The Art and Science of Interpreting Market Research Evidence. Chichester: Wiley.

3. Sullivan, J. (2000) Optimizing your tests. Target Marketing, 23, 9, pp. 55–58.

4. Tull, D. & Hawkins, D. (1984) Marketing Research: Measurement and Method,3rd edn. New York: Macmillan.

5. Winer, R. (1980) Analysis of advertising experiments. Journal of Advertising Research, June, pp. 25–31.

4.Моделирования бизнес ситуаций и ролевые игры / Simulation and role-play

Dooley Kevin «Simulation Research Methods» [Свободный электронный ресурс] http://www.public.asu.edu/

1. Anderson, P., “Complexity theory and organization science’, Organization Science,10

3. Dooley, K., and A. Van de Ven: «Explaining complex organization dynamics,»

4. Organization Science, 10 (1999), 358-372.

5. Forrester, J.: Industrial Dynamics (Cambridge, MA: Productivity Press, 1961).

6. Goldstein, J: “Glossary”, in Zimmerman, B., Lindberg, C., and P. Plsek, Edgeware,

7. (VHA: Irving, TX, 1998), 270.

8. Holland, J.H.: Hidden Order (Reading, MA: Addison-Wesley, 1995).

9. Law, A., and D., Kelton: Simulation Modeling and Analysis (NY: McGraw-Hill, 1982)35

10. March, J.: “Exploration and exploitation in organizational learning,” Organization

11. Science, 1 (1991).

12. Rushkoff, D.: Playing the Future,” (Harper-Collins, 1996).

5.Контент анализ / Content analysis

1. David R. Wheeler, (1988) «CONTENT ANALYSIS: AN ANALYTICAL TECHNIQUE FOR INTERNATIONAL MARKETING RESEARCH», International Marketing Review, Vol. 5 Iss: 4, pp.34 — 40

2. Krippendorf, K. (1980). Content analysis: An introduction to its methodology Beverly Hills, CA: Sage Publications.

3. Solomon, M. (1993). Content analysis: a potent tool in the searcher’s arsenal. Database, 16(2), 62-67.

1. Strauss, A. (1987). Qualitative analysis for social scientists. Cambridge, England: Cambridge University Press.

2. Glaser, B. (1992). Basics of grounded theory analysis. Mill Valley, CA: Sociology Press.

3. Charmaz, K. (2006). Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

4. Clarke, A. (2005). Situational Analysis: Grounded Theory After the Postmodern Turn. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

5. Kelle, Udo (2005). «Emergence» vs. «Forcing» of Empirical Data? A Crucial Problem of «Grounded Theory» Reconsidered. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research [On-line Journal], 6(2), Art. 27, paragraphs 49 & 50. [3]

6. Mey, G. & Mruck, K. (Eds.) (2007). Grounded Theory Reader (HSR-Supplement 19). Cologne: ZHSF. 337 pages

7. Thomas, G. & James, D. (2006). Re-inventing grounded theory: some questions about theory, ground and discovery. British Educational Research Journal, 32 (6), 767–795.

8. Goulding, C. (2002). Grounded Theory: A Practical Guide for Management, Business and Market Researchers. London: Sage.

9. Stebbins, Robert A. (2001) Exploratory Research in the Social Sciences. Thousand Oaks, CA: Sage.

7.Исторический и философский анализ / Historical and philosophy analysis

1. Ronald Savitt,Historical Research in Marketing,The Journal of MarketingVol. 44, No. 4 (Autumn, 1980), pp. 52-58

2. Nevett Terence, Historical Investigation and the Practice of Marketing, The Journal of MarketingVol. 55, No. 3 (Jul., 1991), pp. 13-23

Читать еще:  Анализ бизнес проектов

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Характеристики качественных и количественных методов исследования

В настоящее время существуют два подхода к определению качественных и количественных методов: с точки зрения первого (Б.Г. Ананьев, В.В. Никандров) качественный и количественный методы относятся к группе методов обработки уже полученных данных. В этом случае количественные – это методы количественного анализа (методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм), методы вторичной обработки данных (вычисление статистик) и корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный, кластерный анализы). Качественные методы – это методы, позволяющие выявлять наиболее существенные стороны изучаемых объектов (классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика). С точки зрения второго (О.А. Артемьева, А.Д. Демин, В.В. Семенова) о разделении качественных и количественных методов говорят на эмпирическом уровне (методы сбора данных количественные (наблюдение, аппаратурные методики, тест, опрос, эксперимент, моделирование, метод семантического дифференциала) и качественные (фокус-группа, контент-анализ)) и на теоретическом уровне (методы анализа данных). Использование только качественных или только количественных методов может привести к «однобокости» полученной информации. Необходимо соблюдение баланса между качественными и количественными методами

Любое исследование, в том числе и педагогическое, невозможно полноценно выполнить, опираясь только на качественные или только на количественные методы. При всей мощи современных количественных методов (кластерного анализа, корреляционного, факторного анализа и др.), выросших возможностях математического аппарата, компьютеризации обработки формальных данных, исследователь, опираясь только на них, часто не может проникнуть в суть изучаемых явлений, понять причинно-следственные связи и генетическую основу развития (изменения) изучаемого объекта. Использование только качественных методов анализа не позволяет выйти на уровень статистически значимых обобщений, описать поведение не отдельных, разрозненных компонентов, а системы в целом, в ее динамике, с прогнозированием, определением возможного уровня состояния и развития в будущем.

Выбор и обоснование комплекса методов, наиболее адекватно и полно позволяющих изучить объект исследования, является методологической проблемой для автора научной работы. От ее успешного решения зависят степень достижения исследовательских целей и достоверность полученных результатов. С развитием исследовательского аппарата, увеличением количества методов и методик данная проблема становится все более актуальной. Верный выбор можно сделать лишь хорошо понимая функции и соотношение различных методов, область их применения и ограничения.

К функциям качественных методов относятся:

● выявление значимых социально-педагогических фактов, законов, поиск новых идей, подходов через наблюдение, интерпретацию, моделирование, прогнозирование, содержательный анализ полученной информации: качественные методы могут придавать значимость единичным фактам, за которыми могут скрываться серьезные проблемы, требующие своего изучения и разрешения.

● формирование целостного образа изучаемого объекта: если с помощью количественных методов изучаются лишь определенные составляющие, стороны объекта, которые могут быть измерены, то качественные методы на основе интерпретации и анализа не поддающихся количественному измерению важных составляющих объекта (процесса) позволяют создать о нем целостное представление;

● компенсация определенных, слабо разработанных аспектов психолого-педагогической теории путем эмпирического взаимодействия с объектом исследования: речь идет о поисковой работе, немыслимой без широкого применения качественных методов. Эмпирическое взаимодействие способствует глубокому «погружению» в изучаемый объект, накоплению сведений, фактов, их сопоставлению, обобщению, выдвижению идей преобразования, гипотез и дальнейшей разработке теории объекта (процесса);

● обеспечение гибкости исследовательского процесса: количественные методы в силу их специфики, стандартизации процедур могут применяться только в определенных условиях формализации объекта, а качественные используются в «непроходимых» для количественных методов областях и обеспечивают комплексное изучение объекта. Например, количественные методы будут малоэффективны при изучении истинных мотивов поведения ребенка, причин его переживаний, стрессов – здесь нужны именно качественные методы. Нельзя при помощи количественных методов описать и творческий процесс обучения, вдохновение, творческий порыв ребенка. Учитывая индивидуальный характер проявления творческих качеств личности, нужно не измерять, а образно представить данный процесс, увидеть его детали, «прикоснуться» к неуловимым эмоциональным и мыслительным движениям ученика;

● формирование новых понятий (системы понятий): это важный «доколичественный» этап в познавательном процессе, можно сказать, стадия открытия новых значений. Выйти на новые понятия или уточнить уже широко используемые понятия и категории возможно посредством содержательного анализа, через вы- явление новых сторон изучаемого объекта. Количественные же методы могут быть использованы для проверки, подтверждения предположений в отношении установленных значений.

К основным функциям количественных методов могут быть отнесены:

● проверка статистических гипотез, которая дает возможность сделать выводы о достоверности полученных результатов, т. е. перенести их на всю генеральную совокупность (при выполнении выборочно- го исследования), на другие ситуации, объекты или процессы;

● количественное описание изучаемого объекта, определение его количественных характеристик, например показателей цен- тральной тенденции (среднего значения переменной, моды, медианы, среднего квадратичного отклонения) или характеристик корреляции (согласования) и др. Изучаемым объектом может быть и текст. Так, содержание какого-либо учебного курса может быть представлено в виде некоторой математической модели на основе геометрической топологии через использование фракталов и мультифракталов, позволяющих описать интегративные связи структуры учебного материала [1, с. 7];

● построение интерполяционных и экстраполяционных математических моделей, которые позволяют по ограниченному на- бору данных получить информацию о поведении изучаемого объекта (его характеристиках) внутри измеряемого интервала (интерполяция) и вне его (экстраполяция);

● выявление направленности изменения изучаемого объекта (процесса), тенденций его развития (прогресс, регресс) на основе Качественные и количественные методы в педагогическом исследовании креативных способностей учащихся Образование и наука. 2013. № 3 (102) 7 математических моделей через изучение (измерение) его составляющих (их динамики), изменения связей между ними;

● обнаружение научных фактов путем анализа больших объемов статистического материала, выявление закономерностей, значимых изменений в различных системах образования. Разделить методы исследования на качественные и количественные можно по ключевым формулировкам вопросов.

Количественный подход ориентирует исследователя на поиск ответов: «сколько?», «во сколько раз?», «как часто?» – т. е. на сбор исчисляемых данных, исходя из которых определяются рейтинги, коэффициенты, процентные доли, строятся графики, диаграммы и т. п. Качественные методы дают ответы на вопросы: «почему?», «зачем?», «из-за чего?», «каким образом?» – и позволяют произвести более гибкий анализ причинно-следственных связей, установить структуру и компоненты изучаемого объекта (процесса). Качественный подход опирается на интуицию, мнения, суждения отдельных субъектов, которые в некоторых случаях могут быть более значимыми, чем статистические данные. К количественным методам относят методы статистической обработки (описательная статистика, сравнение выборок и рядов показателей, анализ временных рядов, расчетная оценка надежности методик), корреляционный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, кластерный анализ, моделирование, тестирование, анкетирование. К качественным – беседу, интервью, наблюдение, контент-анализ, изучение продуктов деятельности, экспертную оценку, фокус-группу, интерпретацию, прогнозирование, личностный дифференциал, биографический метод, метод интеллектуального диалога, метафорическое моделирование, этимологический анализ.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector