Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы анализа систем

Методы анализа системы

В начале построения системы моделей необходимо получить представление об организации и той среде (экономической, информационной), в которой она работает. Для этого предназначено несколько методов анализа.

Методы анализа системы определяются двумя факторами – уровнем модели и областью моделирования.

Уровень создаваемой модели

Модель может быть разработана для решения проблем или для создания условий решения этих проблем. В любом случае модель предназначена для улучшения информационного обеспечения принятия решений на разных уровнях. Это может быть операционный уровень, уровень управленческого персонала среднего звена либо уровень стратегического управления. В зависимости от этого выбирается техника проведения анализа. Так, для стратегического уровня большее значение имеет интервью первого лица организации. В случае внедрения информационной системы большее значение будут играть обзор существующих процессов, наблюдение за ними.

Границы функциональной области

Создаваемая модель может касаться только одной функциональной области, например бухгалтерского учета и финансов, или включать сквозной процесс, проходящий через несколько функциональных подразделений. В случае моделирования одной функциональной области нужно будет описать связь с другими подразделениями организации. Форма этой связи определяется организационной культурой, структурой, а также методами принятия решений.

После определения границ моделирования и организационного уровня, который будет задействован, можно приступать к выявлению наиболее важных моментов. Выделяют несколько методов анализа системы (или методов нахождения существенных фактов для отражения в модели).

Интервьюирование

Интервьюирование – наиболее важный и распространенный метод выявления существенных элементов создаваемой модели. Он в большей мере является искусством, чем механической техникой. Однако можно дать несколько рекомендаций по организации и проведению интервью. Выделяют следующие элементы интервьюирования: план интервью, проведение беседы, запись.

При построении плана интервью необходимо структурировать основные черты и недостатки существующей информационной системы, а также требования, предъявляемые к будущей системе.

План отражает следующие моменты:

— перечисляются цели, которые должны быть достигнуты в процессе интервьюирования;

— должен быть аккуратно выделен предмет интервью. Информация, получаемая в результате, должна соотноситься с будущей моделью. Например, если идет речь о создании системы автоматизации транзакций, то интервьюируются в основном сотрудники бухгалтерии, а не руководство компании;

— для анализа привлекаются клиенты компании. Возможно, у них есть какие-то сложности при установлении отношений с теми подразделениями компании, которые вы моделируете. Конечная модель деятельности должна предполагать устранение этих сложностей;

— нужно согласовать место и время проведения интервью, определить типы вопросов.

Проведение интервью должно подчиняться следующим принципам:

— интервью должно иметь четкую структуру, которая предполагает следование некоему перечню тем. В конце каждой темы можно дать заключение с кратким изложением сказанного;

— человек, проводящий интервью, должен хорошо уметь слушать. Это особенно важно, когда речь идет о незнакомых или сложных системах;

— при проведении интервью необходимо сочетать открытые и закрытые вопросы, чтобы получить максимум информации. Закрытые вопросы предполагают ответ «да» или «нет», а открытые – изложение мнения или идей относительно новой системы участника интервью, равно как и выражение точки зрения коллектива по этому вопросу;

— интервью должно быть структурировано с организационной точки зрения. Есть три типа структуры интервью. Первый тип – пирамидальная структура: разговор начинают с множества мелких вопросов и постепенно переходят к общим. Второй тип структуры – «воронка». В этом случае интервью начинается с общих вопросов и заканчивается частными. Третий вид – «ромб», когда интервью начинается со специфических вопросов, в середине обсуждаются общие, а в конце опять происходит конкретизация.

Советы по проведению интервью:

— никогда не следует критиковать человека, которого вы интервьюируете;

— интервью должно длиться не более получаса.

Запись интервью. При проведении интервью необходимо фиксировать основные моменты. Может быть полезной зарисовка диаграмм, процессов. Иногда для записи интервью используется диктофон. При записи нужно выделять три основных атрибута системы предприятия:

— бизнес-процессы. Необходимо зафиксировать работы, при выполнении которых вход трансформируется в выход, а результат этого процесса может быть задействован в работе предприятия;

— данные отображают ход и состояние бизнес-процессов организации;

— движение информации. Бизнес-процессы связаны друг с другом, они не могут существовать изолированно. Поэтому нужно отслеживать логические переходы от одного бизнес-процесса к другим.

Возникают следующие проблемы с интервью как с источником информации:

— информация исходит от одного человека, который не обязательно является сторонником ваших методов реорганизации предприятия, поэтому может дать неточные сведения. В результате преобразований могут понадобиться сотрудники с более высокой квалификацией, чем прежде, и люди будут с осторожностью относиться к нововведениям;

— часто происходит смешивание понятий. В ходе интервью должно выясниться, что ожидается в конце, а не как этого достичь;

— техника проведения интервью зависит от качеств человека, которого вы интервьюируете. Офисные сотрудники не привыкли заниматься описанием своей работы, в то время как управленческий персонал делает это более спокойно, способен анализировать свою деятельность;

— аналитик, проводящий интервью, должен очень живо реагировать на ход разговора, быстро анализировать сказанное, отфильтровывать ненужные факты, шум. Это тонкая техника, и она отличается, скажем, от быстрого реагирования на события при работе с компьютером.

Интервью является существенным источником информации. Для получения полноценной картины о работе организации опрос должен сочетаться с другими методами анализа ее деятельности.

Анкетирование

Анкетирование используется для получения конкретного вида информации об исследуемой организации и применяется при анализе системы в ограниченных случаях. Причины заключаются в следующем:

— очень сложно сформулировать вопрос так, чтобы все респонденты однозначно трактовали его смысл;

— для составления качественной анкеты аналитик должен хорошо разобраться в системе, поэтому анкетирование целесообразно проводить в конце обследования, а не в начале;

— сложно обрабатывать большое количество анкет, особенно содержащих открытые вопросы.

Вместе с тем анкетирование удобно проводить в случае, если есть необходимость опросить большое количество людей, например клиентов компании.

Анкеты можно использовать как средство проверки результатов обследования, полученных при помощи других методов. Использование стандартных вопросов для анкетирования большого количества людей помогает создать качественную модель.

Обзор документов

Большая часть информации о деятельности предприятия документируется, поэтому на следующем этапе обследования осуществляется просмотр документов. Имеет смысл просмотреть документы, которые помогают создать общую картину работы предприятия. К таковым относятся:

— инструкции по выполнению работ;

— бланки документов, которые заполняются сотрудниками и перемещаются между подразделениями организации. По этим документам аналитик может отследить движение информации по предприятию и выяснить, как организовано ее хранение;

— документы, определяющие политику предприятия в области информационной системы;

— описание предприятия для посетителей, информация о работе компании;

— описание предыдущих исследований информационной системы, а также техническое задание, спецификация, руководство пользователя существующей компьютерной информационной системы.

Читать еще:  На основе анализа определения позитивного

Недостатки метода. В организации существует большое количество задокументированной информации, и часто бывает сложно вычленить необходимые сведения из всей совокупности. Документы могут не содержать требуемой информации за прошлый период, поскольку их состав часто меняется, и сопоставить старый формат с новым – не всегда просто. Несмотря на эти недостатки, обзор документов является важным источником информации.

Наблюдение

Наблюдение – еще один важный источник информации для выявления недостатков существующего способа работы. Этот способ обследования применяют, когда есть необходимость изучить продолжительность какого-либо процесса или точно понять, как он протекает.

При использовании данного метода аналитик самостоятельно производит наблюдение за процессом; в результате складывается представление о том, как реально выполняются исследуемые операции, а не о том, как они должны выполняться. Одно из преимуществ метода наблюдения состоит в том, что аналитик может напрямую пронаблюдать за текущим процессом. Если человек получает информацию в результате обсуждения или письменного обследования, может иметь место неточность изложения или неправильная интерпретация фактов как со стороны опрашиваемых, так и со стороны получателя. При ведении наблюдения исчезает промежуточное звено, которое бывает источником искажения информации.

Среди других преимуществ рассматриваемого метода можно отметить следующие:

— при наблюдении появляется возможность раскрыть внутреннее содержание процесса, вместо того чтобы принимать его таким, как он отражается на бумаге;

— удается идентифицировать операции, занимающие много времени;

— можно пронаблюдать, как различные процессы пересекаются друг с другом, то есть получить представление о динамике процесса, а не его статическое описание.

С другой стороны, очевидны сложности применения этой техники:

— этот метод требует очень больших затрат времени, поэтому стоит использовать его как дополнительный, а не основной инструмент;

— поведение людей при исследовании может меняться, а выполнение работы – отличаться от обычного. Здесь аналитику нужно понять, в обычном ли режиме выполняются работы или что-то происходит неестественно.

Эффект искажения известен в управлении: он возникает, когда за деятельностью рабочих начинают вести наблюдение. Например, когда в компании хотят изменить условия работы сотрудников, делается хронометраж. Сам по себе факт наблюдения уже дает эффект повышения производительности.

Несмотря на недостатки, метод наблюдения является необходимым источником информации, поскольку позволяет увидеть организацию «изнутри», а не обозревать ее «сверху».

Мозговой штурм

Мозговой штурм используется при анализе организации для генерирования новых идей и обсуждения существующих проблем. Проведение сеанса мозгового штурма предполагает участие группы людей. Во время одного сеанса могут быть рассмотрены разные направления деятельности компании, что отличает этот метод от всех остальных.

Проведение сеанса требует тщательной подготовки со стороны аналитика по следующим вопросам:

— какие люди и из каких областей деятельности будут приглашены на сеанс;

— сколько людей будет задействовано. Если их недостаточно, то может оказаться недостаточно идей для обсуждения, а при большом количестве собравшихся сложно управлять процессом;

— время сеанса. Одного собрания может быть недостаточно для ясного формулирования полученных результатов;

— привлечение управленческого персонала. Если проводить сеанс среди рядовых сотрудников, то можно получить результаты на операционном уровне, но уровень управления не будет задействован.

Сеанс мозгового штурма – это наиболее динамичный способ получения информации по сравнению со всеми остальными. Во время сеанса можно достаточно быстро сформулировать новые идеи; при этом формулировки дадут сотрудники организации. Это значит, что будут учтены культурные факторы, система ценностей организации и т.д. Одновременно сеансы мозгового штурма обеспечат более легкую адаптацию к управлению изменениями, развитие креативности коллектива.

Техника и основные стадии мозгового штурма:

— участники сеанса записывают идеи на листах бумаги, потом зачитывают их и записывают на доске;

— выделяют схожие идеи и ранжируют их по значимости и популярности;

— анализируют записанные идеи, рассматривая их сильные и слабые стороны.

Руководитель сеанса должен создать такую атмосферу в группе, когда идеи могут исходить от разных людей, не обязательно специалистов в обсуждаемой области. При этом не допускается какая-либо критика идей. Мышление участников во время сеанса должно быть свободно от предрассудков.

Мозговой штурм – очень продуктивная техника при реинжениринге бизнес-процессов, при выявлении новых методов выполнения каких-либо действий. Основная сложность метода – подготовка и проведение собрания. Для этого нужен специалист по проведению сеансов.

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 828 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Система методов анализа

Системный анализ применяется для решения таких проблем, которые не могут быть сформулированы и решены с помощью отдельных формальных методов. В системном анализе используются как формальные методы, так и методы качественного анализа, направленные на активизацию творческого мышления экспертов.

Системный анализ можно рассматривать не только как одно из направлений развития общей теории систем, но и идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системный анализ сформировался в 60-х гг. XX в., когда на основе теории эффективности, теории игр, теории массового обслуживания появилась синтетическая дисциплина – «Исследование операций». Затем она постепенно переросла в системный анализ, который явился синтезом исследования операций и теории управления. Он применяется главным образом в исследовании искусственных социотехнических систем.

Возникающая острая проблема в соответствии с системным подходом должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов между собой и во взаимодействии целого с внешней средой. Однако материальные системы настолько сложны, что для целей их анализа используются, как правило, модели систем.

В этом смысле системный анализ представляет собой совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов, методов обоснования решений при создании и управлении техническими, экономическими и социальными системами.

Применительно к социальным системам системный анализ используется как один из важнейших методов системного управления организацией. Построение данных моделей начинается со сбора информации и анализа разрозненных фактов, позволяющих сделать обобщения и выявить эмпирические закономерности. Далее переходят к определению механизмов, реализующих эти закономерности, поскольку если существует какая-то подтвержденная фактами закономерность, то существуют и механизмы, обеспечивающие проявление этой закономерности.

Споры о том, можно ли считать системный анализ наукой, продолжаются до сих пор. Наибольшие сложности возникают с исследованием систем, в которых присутствуют люди. Подобные системы слабо формализуются в силу многофакторности связей между элементами. Тем не менее общий алгоритм проведения системного анализа заключается в следующем: формулирование проблемы, выявление целей, формирование критериев, генерирование альтернатив и выбор варианта решения для последующей реализации.

Можно сделать заключение о том, что системный анализ – это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы. Отсюда следует вывод, что истоки системного анализа и его методические концепции лежат в дисциплинах, ориентированных на проблемы принятия решений, в теории исследования операций и общей теории управления.

Читать еще:  Анализ объема реализации продукции

Но, несмотря на значительную составляющую системного анализа, ориентированную на формальный инструментарий и точные методы, традиционные приемы анализа, основанные на интуиции человека и его склонности к ассоциациям (и еще многое другое, что лежит вне математики и пока еще не присуще искусственному интеллекту), продолжают активно использоваться в системном анализе.

Главное достижение системного анализа состоит в разработке методов перехода от неформальных задач к формальным, от моделей типа «черного ящика» к моделям типа «белого ящика». Большая часть этих методов имеет неформальный характер, но они достаточно конкретны и пригодны для использования как технология решения проблем.

В системном анализе используются следующие методы:

• строго формализованные (экспериментальные исследования, построения моделей);

• слабо формализованные (экспертные оценки, коллективный выбор);

• в принципе неформализованные операции (формулирование проблем, выявление целей, определение критериев, генерирование альтернатив).

Если рассматривать вопрос алгоритмизации системного анализа, то необходимо отметить, что любой процесс исследования по своей природе алгоритмичен. Алгоритм является планом этого процесса. В то же время очевидно, что для каждой проблемы может потребоваться особый алгоритм анализа.

Классификация, разработанная в свое время Ю. И. Черняком, разделяет методы анализа на четыре основные группы по принципу их применения в системных исследованиях: неформальные, графические, количественные и моделирования. Кроме того, единая система методов системного анализа представлена в учебнике В. Н. Волковой и А. А. Денисова «Основы теории систем и системного анализа». Напомним, что это за методы.

Аналитические методыпозволяют описать ряд свойств многомерной и многосвязной системы, отображаемой в виде одной-единственной точки, совершающей движение в л-мерном пространстве. Это отображение осуществляется с помощью функции f (s) или посредством оператора (функционала) F(S). Также возможно отобразить точками две или более системы или их части и рассматривать взаимодействие этих точек. Каждая из них совершает движение и имеет свое поведение в л-мерном пространстве. Это поведение точек в пространстве и их взаимодействие описываются аналитическими закономерностями и могут быть представлены в виде величин, функций, уравнений или системы уравнений. Аналитические методы являются основой классической математики и математического программирования. Они применяются лишь в том случае, когда свойства системы могут быть представлены в детерминированных параметрах или в виде зависимостей между ними.

Статистические методыотображают систему с помощью случайных (стохастических) событий, процессов, которые описываются соответствующими вероятностными (статистическими) характеристиками и статистическими закономерностями. Статистические методы применяются для исследования сложных недетерминированных (саморазвивающихся, самообучающихся) систем, а также в прикладной информатике для создания программ моделирования различных систем.

Теоретико-множественные методыпредставления систем являются основой построения общей теории систем по М. Месаровичу. Эти методы позволяют описывать систему в универсальных общих понятиях: множество, элемент множества и отношения на множествах. Множества могут задаваться двумя способами: перечислением элементов (а1, а2. an) и названий характеристического свойства (имя, отражающее это свойство), например: А, В. При использовании таких методов допускается введение любых отношений между элементами на основе математической логики, которая является формальным языком описания отношений между элементами, относящимися к разным множествам. Теоретико-множественные методы позволяют описывать сложные системы на формальном языке моделирования. Они используются в том случае, когда большая и сложная система не может быть представлена лишь методами одной предметной области, а требует взаимопонимания между специалистами разных наук. Теоретико-множественные методы системного анализа становятся основой развития новых языков программирования и автоматизации проектирования систем, которые применяются в прикладной информатике.

Логические методыявляются языком описания систем в понятиях алгебры логики, которая лежит в основе функционирования микроэлементов любого компьютера. Наибольшее распространение логические методы получили под названием Булевой алгебры как бинарного представления о состоянии компьютерных схем. Каждое состояние элемента рассматривается в качестве 1 или 0. Эти методы используются для создания моделей сложных систем, адекватных законам математической логики построения устойчивых структур.

Лингвистические, семиотические методыпредназначены для создания специальных языков описания систем в виде понятий тезауруса (множества смысловыражающих элементов языка с заданными смысловыми отношениями и связями). Лингвистические методы используются в прикладной информатике для формального представления правил (грамматики) соединения понятий в содержание смысловых выражений. Семиотика базируется на понятиях «символ» (знак), «знаковая система», «знаковая ситуация», т. е. для символического описания содержания в вычислительной технике.

Лингвистические и семиотические методы стали широко применяться в том случае, когда для первого этапа исследования невозможно формализовать принятие решений в плохо формализуемых ситуациях и нельзя использовать аналитические и статистические методы.

Графические методыпозволяют наглядно отображать объект в виде образа системы, ее структуры и связей в обобщенном виде. Графические методы могут быть линейно-плоскостными и объемными. Наиболее употребляемые методы изображения системы – в виде графика Ганта, диаграмм, гистограмм, рисунков и структурных схем. Графические представления наиболее наглядно описывают ситуацию или процесс для принятия решения в динамично меняющихся условиях. Такие методы применяются для структурно-функционального анализа сложных систем и происходящих в них процессов, особенно при моделировании информационно управляющих систем. В них необходимо учитывать взаимодействие человека и структурных организаций, технических устройств. Графические методы широко применяются на практике для получения управляющих решений на основе сетевого планирования.

В системном исследовании, как правило, используются все типы методов. На каждом этапе исследования выбирают те из них, которые при наилучшем сочетании позволяют создать аргументированную и доказательную платформу исследования.

Принципы метода системного анализа и способы его применения

Сегодня мы поговорим об одном из методов научного познания, установке последовательности и связей между различными переменными в научных исследованиях.
Наиболее востребованным для выявления закономерностей и взаимосвязей является метод системного анализа. Далее мы рассмотрим области применения данного метода, его особенности, возникновение и области применения.

Определение метода и его особенностей

Системный анализ является одним из основных методов научного познания окружающей реальности и процессов в ней происходящих. Он подразумевает применение определенной последовательности действий, которая приводит к установлению структурных связей между постоянными (константными) и переменными (изменяющимися, зависящими от внешних факторов) элементами одной системы.

Т.е. данный метод позволяет определить, что и от чего в выбранной системе зависит, изменение каких факторов может повлиять на изменение всей системы, а какие никак не отображаются на ее существовании.

Данное исследовательское направление представляет собой ответвление структурного анализа любого явления как системного, где любой элемент не может изучаться отдельно в абстракции от других факторов, а только совместно и в контексте с окружающей обстановкой и всеми элементами, именуемыми предметной областью.

Читать еще:  Анализ ассортимента продукции предприятия

Чтобы изучить какую-либо систему, используются основные методы доказательной науки:

  • экспериментальные;
  • статистические;
  • математические;
  • естественнонаучные.

Востребованность и успешность данного метода в основном обоснованы современным развитием технологий, т.к. сам системный анализ возник в период активной разработки компьютерной техники. Некоторые источники даже сводят само определение термина исключительно к анализу с применением вычислительной техники.

В дальнейшем данные, которые получают при использовании этой технологии, применяют в управлении и построении концепции развития различных отраслей и регионов.

Основная цель системного анализа заключается в том, чтобы обеспечить моделирование будущего развития, дать возможность для выбора различных путей решения проблем. Важной особенностью является то, что сама структура поставленной задачи и ее сложность определяют дальнейший ход поиска решения.

3 вида проблем в анализе системы

  1. Имеющие качественную структуру (хорошо структурированные) – это те задачи, которые имеют количественно и качественно сформулированные закономерности, выведенные благодаря предыдущим исследованиям или же вследствие открытости и понятности самой системы. В любом варианте это такие задачи, в которых зависимости между элементами выяснены очень хорошо и детально.
  2. Слабо структурированные (смешанные) – системы или задачи, имеющие как известные (определенные качественно и количественно) элементы, так и неизвестные составляющие, факторы или стороны процессов, которые при этом оказывают существенное (доминирующее) влияние на всю систему.
  3. Неструктурированные – это проблемы, которые не имеют количественного и качественного описания, а только признаки и характеристики описательного характера, зависимости между которыми не установлены на достоверном уровне. Это наиболее трудная и одновременно интересная категория для изучения.

Для решения поставленных задач любого уровня используется сочетание методологических и общенаучных принципов.

Основные принципы метода

Любой метод математической обработки построен на определенных принципах. Для системного анализа они сводятся к следующим:

  • Конечной цели – предполагает первоначальное формулирование цели всего исследования, определения свойств всей изучаемой системы, а также качества и основных критериев оценивания.
  • Измерения – подразумевает возможность сопоставления параметров изучаемой области с параметрами всей внешней действительности. Т.е. никакая система и ее элементы никогда не могут изучаться отдельно от существования во всем мире, а любые результаты оценивания должны проводиться с учетом надсистемы, т.е. окружающей среды.
  • Единства – все элементы системы рассматриваются как единое целое, имеют влияние друг на друга, даже при отдельном рассмотрении каждого элемента.
  • Взаимосвязи – одни из главных принципов изучения взаимодействия, где каждый элемент рассматривается внутри самой системы и изучается с позиции связи его с другими составляющими и их взаимном влиянии, а также связи с надсистемой.
  • Эквифинальности – определение потенциальных возможностей системы, т.е. тех ее характеристик, которых она достигнет исключительно при собственных особенностях, без учета разницы первоначальных условий и путей развития.
  • Иерархии – ранжирование элементов системы, что в итоге способствует ее структуризации и упорядочиванию, а также позволяет рассмотреть все закономерности.
  • Модульного построения – подразумевает выделение функциональных модулей, включающих совокупности нескольких элементов, благодаря чему можно избежать излишней детализации, а также рассматривать саму систему не только как взаимодействие и влияние ее отдельных элементов, но также и общих ее частей.

Все перечисленные принципы подчиняются общему принципу развития, т.е. определения максимального потенциала системы, ее способности к адаптации и развитию, а также возможностей для усовершенствования. Любой системный анализ подразумевает учет неопределенности, которую может вносить надсистема или случайные факторы.

Заблаговременное выявление областей или факторов неизвестности помогает оценить долю риска при расчете предполагаемого развития ситуации или предоставляет возможность создания новой системы, исключающей пагубное влияние.

Используемые методы решения

Представляя собой широкий метод, использующий соединение различных научных приемов и методологий, системный анализ стремится к построению адекватной математической модели, которая будет максимально отражать все тенденции явления. Это делается для того, чтобы в дальнейшем отыскать наиболее оптимальную стратегию управления теми или иными явлениями в новом контексте или для прогнозирования развития в прежних условиях.

Математическое обоснование стремится к тому, чтобы объяснить закономерность между несколькими факторами одной из следующих логических моделей линейного, нелинейного и динамического программирования и других.

Метод системного анализа подразумевает применение следующих групп методов:

  • Аналитические. Классические математические методы, позволяющие описать многомерные взаимосвязи. Используются для тех задач, в которых свойства и параметры переменных заранее определены, а также известен характер взаимосвязи между ними. В противном случае необходимо проведение дополнительного исследования, которое предоставит степень адекватности системы и подробное ее описание.
  • Статистические. Эта категория методов используется для работы с недетерминированными системами, которые самоуправляемы и саморазвивающиеся. Наиболее удобны для описательных процессов и событий, где необходимо выявить вероятностные и статистические закономерности.
  • Теоретико-множественные. Применяются, когда система не может быть описана и изучена в контексте одной предметной или научной области. Это работа со сложными системами, которая требует совершенствования языков программирования для возможности учета воздействия большого количества нелинейных факторов.
  • Логические. Подразумевают упрощенное описание системы, основываясь на законах математической логики и полезны для построения устойчивых структур, однако не учитывают множество дополнительных факторов.
  • Лингвистические, семиотические и графические. Благодаря им происходит создание новых языков, символов, графиков, знаков. Это тот инструмент, который позволяет формализовать полученные ранее данные.

Для решения некоторых поставленных задач возможно использование только одного из направлений, в то время как длительные исследования или попытки разобраться в сложной системе могут требовать применения нескольких методов анализа данных на различных этапах.

Применение

Применение системного анализа возможно в совершенно различных научных областях, поэтому целесообразным будет обозначить основные ситуации, в которых данный статистический метод является полезным:

  1. Постановка проблемы (ее обнаружение, появление). Это действие может быть направлено на решение возникшей проблемы для того, чтобы улучшить функционирование всей системы. Сам путь исследования будет лежать от первоначальной диагностики в поисках проблематики до выработки эффективных стратегий решений найденных противоречий или недочетов.
  2. Возникновение новых возможностей за пределами изученных системных взаимосвязей. Этот путь становится актуальным, когда система требует нестандартного преображения или путей решения имеющихся проблем, т.е. поиск факторов всегда выходит за привычную область.

Эти подходы сводятся к поиску новых взаимосвязей и изучения проблемной области, но в первом варианте используется классический подход, тогда как второй требует альтернативных развивающих путей.

Заключение

Сегодня мы ознакомились с тем, что такое метод системного анализа. В следующих статьях будут рассмотрены другие исследовательские методы изучения и описания существующей реальности. Подписывайтесь на наши обновления и следите за другими событиями блога!

Рекомендуем, также почитать статью с методами, помогающими стать настоящим амбидекстром. Т.е. это умение в равной степени управлять левой и правой руками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector