Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы системного анализа организации

Методы системного анализа организации

Системный анализ – это есть не набор каких-то ру­ководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, ком­плексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разрабо­танных в рамках теории систем. Системный анализ оп­ределяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.

Термин «системный анализ» впервые появился в 1948 г . в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе ши­рокое распространение получил после перевода книги С. Оптнера [220]. Дальнейшее развитие системный анализ получил в трудах зарубежных и отечественных ученых: Гэйна К., Сарсона Т., Клиланда Д., Кинга В. [108], Перегудова Ф.И., Тарасенко Ф.П. [334], Юдина Б. Г. [357], Валуева С.А. [37], Губанова В.А., Захарова В.В., Коваленко А.Н. [65], Кафарова В.В., Дорохова И.Н., Маркова Е.П. [100], Мисюра Я.С., Купрюхина А.И., Дубенчака Г.И., Джагарова Ю.А. Дубенчака В.Е. [234].

Во многих работах системный анализ развивается применительно к проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым прин­ципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на час­ти не утратить целого.

Понимая недостаточность и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в по­следнее время часто возвращаются к определению сис­темного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства.

Системный анализ основывается на следующих принципах:

1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;

2) развития – учет изменяемости системы, ее спо­собности к развитию, накапливанию информации с уче­том динамики окружающей среды;

3) глобальной цели – ответственность за выбор гло­бальной цели. Оптимум подсистем не является оптиму­мом всей системы;

4) функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;

5) децентрализации – сочетание децентрализации и централизации;

6) иерархии – учет соподчинения и ранжирования частей;

7) неопределенности – учет вероятностного наступле­ния события;

8) организованности – степень выполнения решений и выводов.

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулиро­вана Афанасьевым В.Н., Колмановским В.Б. и Носовым В.Р., определившими ряд взаимосвя­занных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход [12]:

– системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

– системно-структурный, раскрывающий внутрен­нюю организацию системы, способ взаимодействия об­разующих ее компонентов;

– системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компо­ненты;

– системно-коммуникационный, раскрывающий взаи­мосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;

– системно-интегративный, показывающий меха­низмы, факторы сохранения, совершенствования и раз­вития системы;

– системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические пер­спективы.

Быстрый рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций приве­ли к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы предприятия. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией.

Системный подход способствует, как уже говорилось, главным образом выработке правильного метода мышле­ния о процессе управления. Руководитель должен мыс­лить в соответствии с системным подходом. При изуче­нии системного подхода прививается такой образ мыш­ления, который, с одной стороны, способствует устране­нию излишней усложненности, а с другой – помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько, порой много, компаний и отраслей промышленности, или даже все общество в це­лом. Далее следует сказать, что эти системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются.

Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов – формаль­ных и неформальных (качественных, содержательных).

Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать мате­матическую модель или применить один из новых под­ходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может по­мочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования.

Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая по­следовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой мето­дику системного анализа.

Таким образом, методика системного анализа разра­батывается для того, чтобы организовать процесс приня­тия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия ре­шения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект.

Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений систем­ных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специали­стов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.

Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формаль­ных методов и неформализованного (экспертного) зна­ния. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно раз­решить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию при­кладной диалектики.

С учетом вышесказанного в определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:

– применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными мето­дами математики, т.е. проблем с неопределенностью си­туации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа («формализованный здравый смысл»), интуицию и опыт лиц, принимающих решения;.

– объединяет разные методы с помощью единой ме­тодики; опирается на научное мировоззрение;

– объединяет знания, суждения и интуицию специа­листов различных областей знаний и обязывает их к оп­ределенной дисциплине мышления;

– уделяет основное внимание целям и целеобразованию.

Приведенная характеристика научных направлений, возникших между философией и узкоспециальными дисциплинами, позволяет расположить их примерно в следующем порядке: философско-методологичекие дис­циплины, теория систем, системный подход, системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование операций, специальные дисциплины.

Системный анализ расположен в середине этого пе­речня, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления (характерные для философии, теории систем) и формализованные методы и модели (что характерно для специальных дисциплин).

Читать еще:  Анализ выпуска продукции

Системология и теория систем по сравнению с сис­темным анализом больше пользуются философскими понятиями и качественными представлениями и ближе к философии. Исследование операций, системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее развитые средства качественного анализа и по­становки сложных задач с большой неопределенностью и с активными элементами.

Рассматриваемые научные направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или узкоспециальных дисциплин. Несмотря на то, что первоначально направления исходили из разных основных понятий (исследование операций – из понятия «операция»; кибернетика – из понятий «управление», «обратная связь», «системный анализ», теория систем, системотехника; системология – из по­нятия «система»), в дальнейшем направления оперируют со многими одинаковыми понятиями – элементы, свя­зи, цели и средства, структура и др.

Разные направления пользуются также одинаковыми математическими методами. В то же время есть между ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия решений. В частности, основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направ­лений, являются:

– наличие, средств для организации процессов целе-образования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рас­сматривает объекты как системы с активными элемента­ми, способные и стремящиеся к целеобразованию, а за­тем уже и к достижению сформированных целей);

– разработка и использование методики, в которой определены этапы, подэтапы системного анализа и ме­тоды их выполнения, причем в методике сочетаются как формальные методы и модели, так и методы, основан­ные на интуиции специалистов, помогающие использо­вать их знания, что обусловливает особую привлекатель­ность системного анализа для решения экономических проблем.

2.1.2. Методы системного анализа

Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем [234].

Метод «мозговой атаки»

Методы данного ти­па преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Ос­новная гипотеза заключается в предположении, что сре­ди большого числа идей имеются по меньшей мере не­сколько хороших. При проведении обсуждений по ис­следуемой проблеме применяются следующие правила:

1) сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт;

2) не объявлять идею ложной и не прекращать исследова­ние ни одной идеи;

3) поддерживать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;

4) оказывать поддержку и поощрение, чтобы освобо­дить участников обсуждения от скованности.

При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.

Метод экспертных оценок

Основа этих методов – различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оце­нок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значе­ние исследуемой характеристики находится внутри диа­пазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по вы­сказываемым экспертами оценкам и приведение проти­воречивых оценок к некоторой средней величине. Дан­ная группа методов находит широкое применение в со­циально-экономических исследованиях.

Метод «Делъфи»

Первоначально метод «Дельфи» был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен был помочь снизить влияние пси­хологических факторов и повысить объективность оце­нок экспертов. Затем метод стал использоваться само­стоятельно. Его основа – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и

Методы системного анализа организации

Системный анализ – это есть не набор каких-то ру­ководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, ком­плексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разрабо­танных в рамках теории систем. Системный анализ оп­ределяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.

Термин «системный анализ» впервые появился в 1948 г . в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе ши­рокое распространение получил после перевода книги С. Оптнера [220]. Дальнейшее развитие системный анализ получил в трудах зарубежных и отечественных ученых: Гэйна К., Сарсона Т., Клиланда Д., Кинга В. [108], Перегудова Ф.И., Тарасенко Ф.П. [334], Юдина Б. Г. [357], Валуева С.А. [37], Губанова В.А., Захарова В.В., Коваленко А.Н. [65], Кафарова В.В., Дорохова И.Н., Маркова Е.П. [100], Мисюра Я.С., Купрюхина А.И., Дубенчака Г.И., Джагарова Ю.А. Дубенчака В.Е. [234].

Во многих работах системный анализ развивается применительно к проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым прин­ципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на час­ти не утратить целого.

Понимая недостаточность и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в по­следнее время часто возвращаются к определению сис­темного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства.

Системный анализ основывается на следующих принципах:

1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;

2) развития – учет изменяемости системы, ее спо­собности к развитию, накапливанию информации с уче­том динамики окружающей среды;

3) глобальной цели – ответственность за выбор гло­бальной цели. Оптимум подсистем не является оптиму­мом всей системы;

4) функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;

5) децентрализации – сочетание децентрализации и централизации;

6) иерархии – учет соподчинения и ранжирования частей;

7) неопределенности – учет вероятностного наступле­ния события;

8) организованности – степень выполнения решений и выводов.

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулиро­вана Афанасьевым В.Н., Колмановским В.Б. и Носовым В.Р., определившими ряд взаимосвя­занных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход [12]:

– системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

– системно-структурный, раскрывающий внутрен­нюю организацию системы, способ взаимодействия об­разующих ее компонентов;

– системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компо­ненты;

– системно-коммуникационный, раскрывающий взаи­мосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;

– системно-интегративный, показывающий меха­низмы, факторы сохранения, совершенствования и раз­вития системы;

– системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические пер­спективы.

Быстрый рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций приве­ли к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы предприятия. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией.

Системный подход способствует, как уже говорилось, главным образом выработке правильного метода мышле­ния о процессе управления. Руководитель должен мыс­лить в соответствии с системным подходом. При изуче­нии системного подхода прививается такой образ мыш­ления, который, с одной стороны, способствует устране­нию излишней усложненности, а с другой – помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько, порой много, компаний и отраслей промышленности, или даже все общество в це­лом. Далее следует сказать, что эти системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются.

Читать еще:  Приемы и способы экономического анализа

Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов – формаль­ных и неформальных (качественных, содержательных).

Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать мате­матическую модель или применить один из новых под­ходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может по­мочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования.

Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая по­следовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой мето­дику системного анализа.

Таким образом, методика системного анализа разра­батывается для того, чтобы организовать процесс приня­тия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия ре­шения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект.

Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений систем­ных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специали­стов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.

Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формаль­ных методов и неформализованного (экспертного) зна­ния. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно раз­решить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию при­кладной диалектики.

С учетом вышесказанного в определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:

– применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными мето­дами математики, т.е. проблем с неопределенностью си­туации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа («формализованный здравый смысл»), интуицию и опыт лиц, принимающих решения;.

– объединяет разные методы с помощью единой ме­тодики; опирается на научное мировоззрение;

– объединяет знания, суждения и интуицию специа­листов различных областей знаний и обязывает их к оп­ределенной дисциплине мышления;

– уделяет основное внимание целям и целеобразованию.

Приведенная характеристика научных направлений, возникших между философией и узкоспециальными дисциплинами, позволяет расположить их примерно в следующем порядке: философско-методологичекие дис­циплины, теория систем, системный подход, системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование операций, специальные дисциплины.

Системный анализ расположен в середине этого пе­речня, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления (характерные для философии, теории систем) и формализованные методы и модели (что характерно для специальных дисциплин).

Системология и теория систем по сравнению с сис­темным анализом больше пользуются философскими понятиями и качественными представлениями и ближе к философии. Исследование операций, системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее развитые средства качественного анализа и по­становки сложных задач с большой неопределенностью и с активными элементами.

Рассматриваемые научные направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или узкоспециальных дисциплин. Несмотря на то, что первоначально направления исходили из разных основных понятий (исследование операций – из понятия «операция»; кибернетика – из понятий «управление», «обратная связь», «системный анализ», теория систем, системотехника; системология – из по­нятия «система»), в дальнейшем направления оперируют со многими одинаковыми понятиями – элементы, свя­зи, цели и средства, структура и др.

Разные направления пользуются также одинаковыми математическими методами. В то же время есть между ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия решений. В частности, основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направ­лений, являются:

– наличие, средств для организации процессов целе-образования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рас­сматривает объекты как системы с активными элемента­ми, способные и стремящиеся к целеобразованию, а за­тем уже и к достижению сформированных целей);

– разработка и использование методики, в которой определены этапы, подэтапы системного анализа и ме­тоды их выполнения, причем в методике сочетаются как формальные методы и модели, так и методы, основан­ные на интуиции специалистов, помогающие использо­вать их знания, что обусловливает особую привлекатель­ность системного анализа для решения экономических проблем.

2.1.2. Методы системного анализа

Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем [234].

Метод «мозговой атаки»

Методы данного ти­па преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Ос­новная гипотеза заключается в предположении, что сре­ди большого числа идей имеются по меньшей мере не­сколько хороших. При проведении обсуждений по ис­следуемой проблеме применяются следующие правила:

1) сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт;

2) не объявлять идею ложной и не прекращать исследова­ние ни одной идеи;

3) поддерживать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;

4) оказывать поддержку и поощрение, чтобы освобо­дить участников обсуждения от скованности.

При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.

Метод экспертных оценок

Основа этих методов – различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оце­нок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значе­ние исследуемой характеристики находится внутри диа­пазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по вы­сказываемым экспертами оценкам и приведение проти­воречивых оценок к некоторой средней величине. Дан­ная группа методов находит широкое применение в со­циально-экономических исследованиях.

Метод «Делъфи»

Первоначально метод «Дельфи» был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен был помочь снизить влияние пси­хологических факторов и повысить объективность оце­нок экспертов. Затем метод стал использоваться само­стоятельно. Его основа – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и

Принципы метода системного анализа и способы его применения

Сегодня мы поговорим об одном из методов научного познания, установке последовательности и связей между различными переменными в научных исследованиях.
Наиболее востребованным для выявления закономерностей и взаимосвязей является метод системного анализа. Далее мы рассмотрим области применения данного метода, его особенности, возникновение и области применения.

Читать еще:  Методом стохастического факторного анализа является

Определение метода и его особенностей

Системный анализ является одним из основных методов научного познания окружающей реальности и процессов в ней происходящих. Он подразумевает применение определенной последовательности действий, которая приводит к установлению структурных связей между постоянными (константными) и переменными (изменяющимися, зависящими от внешних факторов) элементами одной системы.

Т.е. данный метод позволяет определить, что и от чего в выбранной системе зависит, изменение каких факторов может повлиять на изменение всей системы, а какие никак не отображаются на ее существовании.

Данное исследовательское направление представляет собой ответвление структурного анализа любого явления как системного, где любой элемент не может изучаться отдельно в абстракции от других факторов, а только совместно и в контексте с окружающей обстановкой и всеми элементами, именуемыми предметной областью.

Чтобы изучить какую-либо систему, используются основные методы доказательной науки:

  • экспериментальные;
  • статистические;
  • математические;
  • естественнонаучные.

Востребованность и успешность данного метода в основном обоснованы современным развитием технологий, т.к. сам системный анализ возник в период активной разработки компьютерной техники. Некоторые источники даже сводят само определение термина исключительно к анализу с применением вычислительной техники.

В дальнейшем данные, которые получают при использовании этой технологии, применяют в управлении и построении концепции развития различных отраслей и регионов.

Основная цель системного анализа заключается в том, чтобы обеспечить моделирование будущего развития, дать возможность для выбора различных путей решения проблем. Важной особенностью является то, что сама структура поставленной задачи и ее сложность определяют дальнейший ход поиска решения.

3 вида проблем в анализе системы

  1. Имеющие качественную структуру (хорошо структурированные) – это те задачи, которые имеют количественно и качественно сформулированные закономерности, выведенные благодаря предыдущим исследованиям или же вследствие открытости и понятности самой системы. В любом варианте это такие задачи, в которых зависимости между элементами выяснены очень хорошо и детально.
  2. Слабо структурированные (смешанные) – системы или задачи, имеющие как известные (определенные качественно и количественно) элементы, так и неизвестные составляющие, факторы или стороны процессов, которые при этом оказывают существенное (доминирующее) влияние на всю систему.
  3. Неструктурированные – это проблемы, которые не имеют количественного и качественного описания, а только признаки и характеристики описательного характера, зависимости между которыми не установлены на достоверном уровне. Это наиболее трудная и одновременно интересная категория для изучения.

Для решения поставленных задач любого уровня используется сочетание методологических и общенаучных принципов.

Основные принципы метода

Любой метод математической обработки построен на определенных принципах. Для системного анализа они сводятся к следующим:

  • Конечной цели – предполагает первоначальное формулирование цели всего исследования, определения свойств всей изучаемой системы, а также качества и основных критериев оценивания.
  • Измерения – подразумевает возможность сопоставления параметров изучаемой области с параметрами всей внешней действительности. Т.е. никакая система и ее элементы никогда не могут изучаться отдельно от существования во всем мире, а любые результаты оценивания должны проводиться с учетом надсистемы, т.е. окружающей среды.
  • Единства – все элементы системы рассматриваются как единое целое, имеют влияние друг на друга, даже при отдельном рассмотрении каждого элемента.
  • Взаимосвязи – одни из главных принципов изучения взаимодействия, где каждый элемент рассматривается внутри самой системы и изучается с позиции связи его с другими составляющими и их взаимном влиянии, а также связи с надсистемой.
  • Эквифинальности – определение потенциальных возможностей системы, т.е. тех ее характеристик, которых она достигнет исключительно при собственных особенностях, без учета разницы первоначальных условий и путей развития.
  • Иерархии – ранжирование элементов системы, что в итоге способствует ее структуризации и упорядочиванию, а также позволяет рассмотреть все закономерности.
  • Модульного построения – подразумевает выделение функциональных модулей, включающих совокупности нескольких элементов, благодаря чему можно избежать излишней детализации, а также рассматривать саму систему не только как взаимодействие и влияние ее отдельных элементов, но также и общих ее частей.

Все перечисленные принципы подчиняются общему принципу развития, т.е. определения максимального потенциала системы, ее способности к адаптации и развитию, а также возможностей для усовершенствования. Любой системный анализ подразумевает учет неопределенности, которую может вносить надсистема или случайные факторы.

Заблаговременное выявление областей или факторов неизвестности помогает оценить долю риска при расчете предполагаемого развития ситуации или предоставляет возможность создания новой системы, исключающей пагубное влияние.

Используемые методы решения

Представляя собой широкий метод, использующий соединение различных научных приемов и методологий, системный анализ стремится к построению адекватной математической модели, которая будет максимально отражать все тенденции явления. Это делается для того, чтобы в дальнейшем отыскать наиболее оптимальную стратегию управления теми или иными явлениями в новом контексте или для прогнозирования развития в прежних условиях.

Математическое обоснование стремится к тому, чтобы объяснить закономерность между несколькими факторами одной из следующих логических моделей линейного, нелинейного и динамического программирования и других.

Метод системного анализа подразумевает применение следующих групп методов:

  • Аналитические. Классические математические методы, позволяющие описать многомерные взаимосвязи. Используются для тех задач, в которых свойства и параметры переменных заранее определены, а также известен характер взаимосвязи между ними. В противном случае необходимо проведение дополнительного исследования, которое предоставит степень адекватности системы и подробное ее описание.
  • Статистические. Эта категория методов используется для работы с недетерминированными системами, которые самоуправляемы и саморазвивающиеся. Наиболее удобны для описательных процессов и событий, где необходимо выявить вероятностные и статистические закономерности.
  • Теоретико-множественные. Применяются, когда система не может быть описана и изучена в контексте одной предметной или научной области. Это работа со сложными системами, которая требует совершенствования языков программирования для возможности учета воздействия большого количества нелинейных факторов.
  • Логические. Подразумевают упрощенное описание системы, основываясь на законах математической логики и полезны для построения устойчивых структур, однако не учитывают множество дополнительных факторов.
  • Лингвистические, семиотические и графические. Благодаря им происходит создание новых языков, символов, графиков, знаков. Это тот инструмент, который позволяет формализовать полученные ранее данные.

Для решения некоторых поставленных задач возможно использование только одного из направлений, в то время как длительные исследования или попытки разобраться в сложной системе могут требовать применения нескольких методов анализа данных на различных этапах.

Применение

Применение системного анализа возможно в совершенно различных научных областях, поэтому целесообразным будет обозначить основные ситуации, в которых данный статистический метод является полезным:

  1. Постановка проблемы (ее обнаружение, появление). Это действие может быть направлено на решение возникшей проблемы для того, чтобы улучшить функционирование всей системы. Сам путь исследования будет лежать от первоначальной диагностики в поисках проблематики до выработки эффективных стратегий решений найденных противоречий или недочетов.
  2. Возникновение новых возможностей за пределами изученных системных взаимосвязей. Этот путь становится актуальным, когда система требует нестандартного преображения или путей решения имеющихся проблем, т.е. поиск факторов всегда выходит за привычную область.

Эти подходы сводятся к поиску новых взаимосвязей и изучения проблемной области, но в первом варианте используется классический подход, тогда как второй требует альтернативных развивающих путей.

Заключение

Сегодня мы ознакомились с тем, что такое метод системного анализа. В следующих статьях будут рассмотрены другие исследовательские методы изучения и описания существующей реальности. Подписывайтесь на наши обновления и следите за другими событиями блога!

Рекомендуем, также почитать статью с методами, помогающими стать настоящим амбидекстром. Т.е. это умение в равной степени управлять левой и правой руками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector