Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научной основой экономического анализа является

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Тема 1.1 Задачи, предмет и объекты экономического анализа

1. Понятие экономического анализа. Научные основы экономического анализа.

2. Содержание и задачи экономического анализа.

3. Предмет и объекты экономического анализа.

4. Виды экономического анализа.

Понятие экономического анализа. Научные основы экономического анализа.

Анализ(от греч. analisis) означает расчленение явления или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности. Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» (от греч. synthesis) – соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое, установление связей и зависимостей между составными частями. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение предметов и явлений.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Классификация видов экономического анализа представлена на рис.1.1.

Научной основой экономического анализа являются:

1.Теория познания (гносеология), которая выступает в качестве методологической основы всех отраслей науки. Она определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа, понятия объекта и субъекта познания. Процесс мышления, процесс аналитико-синтетической деятельности проходит три взаимосвязанные стадии: созерцание (сбор требующихся для анализа фактов); научную абстракцию (объект анализа, многовариантность теоретических суждений, выявление закономерностей в развитии явлений); формирование практических предложений, умозаключений, выводов.

2.Принципы диалектики: все познается в движении; в определенных связях, взаимосвязях, взаимозависимости и взаимообусловленности; в причинно-следственной соподчиненности; в проявлении необходимости и случайности; в единстве и борьбе противоположностей; в переходе количества в новое качество и качества в новое количество; в отрицании отрицания.

Рис. 1.1. Классификация видов экономического анализа

3.Экономическая теория, изучающая законы функционирования и развития общественного производства на макроуровне. Экономический анализ исследует действие экономических законов на уровне различных экономических субъектов.

Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Содержание и задачи экономического анализа.

Содержание АХД вытекает из его роли и функции, которые он выполняет в системе управления предприятием. Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ хозяйственной деятельности и принятие управленческих решений. Место экономического анализа в системе управления представлено на рис.1.2.

Планирование — определение основных направлений и содержания деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главная задача – обеспечение планомерности развития предприятия и путей достижения лучших конечных результатов производства.

Рис.1.2.Место экономического анализа в системе управления

Учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: сравниваются достигнутые результаты деятельности с данными за прошлые периоды, определяются влияния отдельных факторов, выявляются недостатки, неиспользованные возможности, перспективы. Экономический анализ предшествует принятию решения, обосновывает их и является основой научного управл ения.

Как функция управления АХД тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. АХД является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением.

Задачи экономического анализа сводятся к задачам управления.

Научные основы экономического анализа;

В качестве наук, являющихся теоретической базой экономического анализа, следует отметить гносеологию, диалектику и политэкономию.

Гносеология(теория познания)является одним из фундаментальных методологических разделов философии и изучает закономерности развития процесса познания от ощущений, представлений, понятий к объективной действительности. Эта теория всесторонне исследует этапы и формы познавательного процесса, условия и критерии обеспечения его достоверности и истинности.

Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Прежде всего, она определяет понятия объекта и субъекта познания.

Объект познания— это объективная действительность, практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием.

Субъект познания— это сам человек или сообщество людей, творчески относящиеся к объекту познания. Только диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность и истинность.

Активносоставляющим элементом здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга.

Мышление в качестве творческого процесса включает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения используются для выражения тех или иных умозаключений. Умозаключение- это индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, новое знание, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование.

Анализ — это приём мышления, представляющий собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования. Синтез — это противоположная операция, сущность которой заключается в объединении выделенных в анализе частей через установление связей между ними с целью получения знания о целом. Таким образом, основная задача анализа заключается в том, чтобы составить представление о том, как «работают» отдельные части изучаемого объекта, какое значение они имеют в общей совокупности. Основная задача синтеза — понять, каким образом можно достичь желаемых свойств объекта, имея в наличии определённый набор деталей. В частности, на синтезе основывается планирование деятельности предприятия. Здесь также следует помнить, что без предварительного анализа планирование невозможно.

Читать еще:  Анализ прочих доходов и расходов предприятия

Помимо анализа и синтеза, среди методов современной науки, широко применяемых в экономическом анализе, можно выделить индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент.

Индукция и дедукция представляют собой общие методические приемы исследования, которые широко используются в различных отраслях знаний. При исследовании сложных систем, комплексных проблем обычно применяют способ дедукции, т.е. начинают исследование с общих положений, а затем переходят к частным задачам. Напротив, сосредоточив внимание на изучении отдельных явлений и фактов, организуя наблюдения и опыты в процессе исследования, пользуются приемами индукции.

Таким образом, дедукция – такой методический прием, который рассчитан на получение выводов путем перехода от общих положений, законов и понятий к частным и единичным, от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Дедуктивный метод позволяет выводить из общих гипотез опытно проверяемые следствия.

Индукция характеризует ход исследования от частного, единичного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам, т.е. устанавливает общие положения путем предварительного наблюдения и опыта, обобщения и анализа результатов. Индуктивные умозаключения не дают достоверного знания, они как бы «наводят» мысль на открытие общих законов, доказательство или опровержение которых производится иными способами.

Моделирование — это такой метод исследования, при котором изучаемый объект замещается другим объектом, подобным первому. В данном случае замещаемый объект называется оригиналом, а замещающий его объект — моделью. Знания, полученные при изучении модели, в дальнейшем переносятся на оригинал методом аналогий. Следует помнить, что выводы по аналогии не всегда могут быть достоверными и поэтому требуют дальнейшего обоснования и проверки.

И наконец, эксперимент. Целью эксперимента является приращение знания, более того, он является связующим звеном между теоретическими исследованиями и практическими результатами. Эксперимент, как правило, является инструментом подтверждения или опровержения научных теорий.

В процессе аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга можно выделить три взаимосвязанных стадии:

2. научная абстракция,

3. формирование новых практических предложений.

В ходе наблюдения создаются знания о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта. Применительно к экономическому анализу, в ходе наблюдения создаются знания об основных аспектах деятельности предприятия, проявляющиеся в таких показателях, как численность работников, стоимость средств и предметов труда, объём продаж и так далее. Итогом наблюдения является описание, фиксация фактов.

На стадии научной абстракции происходит переход от чувственного освоения объектов (констатации фактов) к их рациональному познанию, иными словами, переход от практики к теории.

Таким образом, практика даёт исходную информацию, которая обрабатывается мышлением. Результатами мыслительной деятельности являются новые умозаключения, во-первых, представляющие собой осознание процесса практической деятельности, и, во-вторых, что следует из первых, направленные на совершенствование этого процесса.

Из всего вышесказанного можно заключить, что теория экономического анализа, в частности, является ключом к пониманию финансово-хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой набор инструментов (в виде различных методов анализа) для обоснования управленческих решений, а также осуществления контроля за их выполнением.

Диалектика, в качестве базового элемента экономического анализа, понимается, прежде всего, как наука о законах развития изучаемых явлений. Поэтому экономический анализ базируется на основных принципах диалектики: все познается в движении; в определенных связях, взаимосвязях; взаимозависимости и, взаимообусловленности; в причинно-следственной соподчиненности; в координационной и субкоординационной определенности; в проявлении необходимости и случайности; в единстве и борьбе противоположностей; в переходе количества в качество и качества в новое количество; в отрицании отрицания.

Связь политэкономии (экономической теории) и экономического анализа основывается на том, что базой этих наук являются гносеология и диалектика. Принципиальное отличие политэкономии от экономического анализа заключается в том, что первая изучает основы общественного производства и потребления материальных благ на макроуровне в условиях различных общественных формаций, вторую же следует отнести к науке микроуровневой, объектом изучения которой является непосредственно финансово-хозяйственная деятельность предприятий в сравнительно небольших временных интервалах.

Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа, а в профессиональном — экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговле и т.д.

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных предприятий и их структурных внутренних подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

1.1. Научные основы экономического анализа

В качестве наук, являющихся теоретической базой экономического анализа, следует отметить следующие: 1.

Гносеологию обычно определяют как теорию познания, которая изучает его возможности и закономерности, исследует этапы и формы познавательного процесса, условия и критерии его достоверности и истинности.

Способность человека получать и передавать информацию об объектах в форме образов лежит в основе абстрактного мышления. Абстрактно-мысленное отражение (абстрактное мышление) изучаемых объектов выражается в виде формирования понятий о них. Понятие «есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса. признаков» [19]. Наряду с понятиями следует выделить и такие формы мышления, как суждение и умозаключение. «Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо» [18]. Таким образом, понятия являются элементами суждений, которые, в свою очередь, служат основой формирования умозаключений. Умозаключения представляют собой «рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение» [18].

Читать еще:  Анализ покупательского спроса

Понятия, суждения, умозаключения — все эти категории можно назвать аппаратом аналитического исследования. При этом следует заметить, что анализ невозможно представить без синтеза. Анализ — это приём мышления, представляющий собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования. Синтез — это противоположная операция, сущность которой заключается в объединении выделенных в анализе частей через установление связей между ними с целью получения знания о целом.

Таким образом, основная задача анализа заключается в том, чтобы составить представление о том, как «работают» отдельные части изучаемого объекта, какое значение они имеют в общей совокупности. Основная задача синтеза — понять, каким образом можно достичь желаемых свойств объекта, имея в наличии определённый набор деталей. В частности, на синтезе основывается планирование деятельности предприятия. Здесь также следует помнить, что без предварительного анализа планирование невозможно.

Помимо анализа и синтеза, среди методов современной науки, широко применяемых в экономическом анализе, можно выделить индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения, то есть умозаключения о причинах и общих закономерностях явлений. По природе своей они не дают достоверного знания, они как бы «наводят» мысль на открытие общих законов, доказательство или опровержение которых производится иными способами. Например, одним из таких способов является дедуктивный метод, позволяющий выводить из общих гипотез опытно проверяемые следствия. Основное различие индуктивного и дедуктивного методов состоит в том, что при использовании индукции мысль движется от знания частного к знанию общего (от знания фактов к знанию законов), а в дедуктивном умозаключении мысль движется от знания общего к знанию частного (от законов к фактам: подтверждение или опровержение законов фактами).

Моделирование — это такой метод исследования, при котором изучаемый объект замещается другим объектом, подобным первому. В данном случае замещаемый объект называется оригиналом, а замещающий его объект — моделью. Знания, полученные при изучении модели, в дальнейшем переносятся на оригинал методом аналогий.

И наконец, эксперимент. Целью эксперимента является приращение знания, более того, он является связующим звеном между теоретическими исследованиями и практическими результатами. Эксперимент, как правило, является инструментом подтверждения или опровержения научных теорий.

В процессе аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга можно выделить три взаимосвязанные стадии: 1.

научная абстракция, 3.

формирование новых практических предложений.

В ходе наблюдения создаются знания о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта. Применительно к экономическому анализу, в ходе наблюдения создаются знания об основных аспектах деятельности предприятия, проявляющиеся в таких показателях, как численность работников, стоимость средств и предметов труда, объём продаж и так далее. Итогом наблюдения является описание, фиксация фактов.

На стадии научной абстракции происходит переход от чувственного освоения объектов (констатации фактов) к их рациональному познанию, иными словами, переход от практики к теории (см. рис. 1.1.1).

Таким образом, практика даёт исходную информацию, которая обрабатывается мышлением. Результатами мыслительной деятельности являются новые умозаключения, во-первых, представляющие собой осознание процесса практической деятельности, и во-вторых, что следует из первых, направленные на совершенствование этого процесса.

Из всего вышесказанного можно заключить, что теория экономического анализа, в частности, является ключом к пониманию финансово-хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой набор инструментов (в виде различных методов анализа) для обоснования управленческих решений, а также осуществления контроля за их выполнением.

Диалектика, в качестве базового элемента экономического анализа, понимается прежде всего как наука о законах развития изучаемых явлений. Поэтому один из важных принципов экономического анализа заключается в изучении явлений в их динамике. Баканов М.И. и Шеремет А.Д. в своей «Теории экономического анализа» к основным принципам диалектики, на которых базируется экономический анализ, относят следующие: динамичность явлений, их взаимозависимость и

взаимообусловленность, причинно-следственная соподчинённость, проявление необходимости и случайности, переход количества в качество и качества в новое количество и т.д. [2]

Связь политэкономии (экономической теории) и экономического анализа основывается на том, что базой этих наук являются гносеология и диалектика. Принципиальное отличие политэкономии от экономического анализа заключается в том, что первая изучает основы общественного производства и потребления материальных благ на макроуровне в условиях различных общественных формаций, вторую же следует отнести к науке микроуровневой, объектом изучения которой является непосредственно финансово-хозяйственная деятельность предприятий в сравнительно небольших временных интервалах.

Научные основы экономического анализа;

В качестве наук, являющихся теоретической базой экономического анализа, следует отметить гносеологию, диалектику и политэкономию.

Гносеология(теория познания)является одним из фундаментальных методологических разделов философии и изучает закономерности развития процесса познания от ощущений, представлений, понятий к объективной действительности. Эта теория всесторонне исследует этапы и формы познавательного процесса, условия и критерии обеспечения его достоверности и истинности.

Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Прежде всего, она определяет понятия объекта и субъекта познания.

Объект познания— это объективная действительность, практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием.

Субъект познания— это сам человек или сообщество людей, творчески относящиеся к объекту познания. Только диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность и истинность.

Активносоставляющим элементом здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга.

Мышление в качестве творческого процесса включает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения используются для выражения тех или иных умозаключений. Умозаключение- это индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, новое знание, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Читать еще:  Анализ фонда труда и заработной платы

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование.

Анализ — это приём мышления, представляющий собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования. Синтез — это противоположная операция, сущность которой заключается в объединении выделенных в анализе частей через установление связей между ними с целью получения знания о целом. Таким образом, основная задача анализа заключается в том, чтобы составить представление о том, как «работают» отдельные части изучаемого объекта, какое значение они имеют в общей совокупности. Основная задача синтеза — понять, каким образом можно достичь желаемых свойств объекта, имея в наличии определённый набор деталей. В частности, на синтезе основывается планирование деятельности предприятия. Здесь также следует помнить, что без предварительного анализа планирование невозможно.

Помимо анализа и синтеза, среди методов современной науки, широко применяемых в экономическом анализе, можно выделить индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент.

Индукция и дедукция представляют собой общие методические приемы исследования, которые широко используются в различных отраслях знаний. При исследовании сложных систем, комплексных проблем обычно применяют способ дедукции, т.е. начинают исследование с общих положений, а затем переходят к частным задачам. Напротив, сосредоточив внимание на изучении отдельных явлений и фактов, организуя наблюдения и опыты в процессе исследования, пользуются приемами индукции.

Таким образом, дедукция – такой методический прием, который рассчитан на получение выводов путем перехода от общих положений, законов и понятий к частным и единичным, от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Дедуктивный метод позволяет выводить из общих гипотез опытно проверяемые следствия.

Индукция характеризует ход исследования от частного, единичного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам, т.е. устанавливает общие положения путем предварительного наблюдения и опыта, обобщения и анализа результатов. Индуктивные умозаключения не дают достоверного знания, они как бы «наводят» мысль на открытие общих законов, доказательство или опровержение которых производится иными способами.

Моделирование — это такой метод исследования, при котором изучаемый объект замещается другим объектом, подобным первому. В данном случае замещаемый объект называется оригиналом, а замещающий его объект — моделью. Знания, полученные при изучении модели, в дальнейшем переносятся на оригинал методом аналогий. Следует помнить, что выводы по аналогии не всегда могут быть достоверными и поэтому требуют дальнейшего обоснования и проверки.

И наконец, эксперимент. Целью эксперимента является приращение знания, более того, он является связующим звеном между теоретическими исследованиями и практическими результатами. Эксперимент, как правило, является инструментом подтверждения или опровержения научных теорий.

В процессе аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга можно выделить три взаимосвязанных стадии:

2. научная абстракция,

3. формирование новых практических предложений.

В ходе наблюдения создаются знания о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта. Применительно к экономическому анализу, в ходе наблюдения создаются знания об основных аспектах деятельности предприятия, проявляющиеся в таких показателях, как численность работников, стоимость средств и предметов труда, объём продаж и так далее. Итогом наблюдения является описание, фиксация фактов.

На стадии научной абстракции происходит переход от чувственного освоения объектов (констатации фактов) к их рациональному познанию, иными словами, переход от практики к теории.

Таким образом, практика даёт исходную информацию, которая обрабатывается мышлением. Результатами мыслительной деятельности являются новые умозаключения, во-первых, представляющие собой осознание процесса практической деятельности, и, во-вторых, что следует из первых, направленные на совершенствование этого процесса.

Из всего вышесказанного можно заключить, что теория экономического анализа, в частности, является ключом к пониманию финансово-хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой набор инструментов (в виде различных методов анализа) для обоснования управленческих решений, а также осуществления контроля за их выполнением.

Диалектика, в качестве базового элемента экономического анализа, понимается, прежде всего, как наука о законах развития изучаемых явлений. Поэтому экономический анализ базируется на основных принципах диалектики: все познается в движении; в определенных связях, взаимосвязях; взаимозависимости и, взаимообусловленности; в причинно-следственной соподчиненности; в координационной и субкоординационной определенности; в проявлении необходимости и случайности; в единстве и борьбе противоположностей; в переходе количества в качество и качества в новое количество; в отрицании отрицания.

Связь политэкономии (экономической теории) и экономического анализа основывается на том, что базой этих наук являются гносеология и диалектика. Принципиальное отличие политэкономии от экономического анализа заключается в том, что первая изучает основы общественного производства и потребления материальных благ на макроуровне в условиях различных общественных формаций, вторую же следует отнести к науке микроуровневой, объектом изучения которой является непосредственно финансово-хозяйственная деятельность предприятий в сравнительно небольших временных интервалах.

Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа, а в профессиональном — экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговле и т.д.

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных предприятий и их структурных внутренних подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector