Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планирование и анализ эксперимента

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

Описание: Эксперимент предполагает использование наблюдения сравнения и измерения как более элементарных методов исследования. В методической части анализируют составляют и выбирают план и методику проведения эксперимента выбирают средства измерения экспериментальные образцы материалы установки исследователей. В организационной части решают вопросы материальнотехнического обеспечения эксперимента подготовку к работе средств измерения установок исследователей и др. Поэтому для улучшения взаимопонимания остановлюсь на некоторых аспектах и.

Дата добавления: 2015-01-29

Размер файла: 94.91 KB

Работу скачали: 13 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

С философской точки зрения аспиранты занимаются научным познанием .

Предлагаемая вам для изучения дисциплина освещает достаточно подробно только один из методов эмпирического исследования — эксперимент . При этом мы обязательно будем обращаться и к измерению и наблюдению.

Необходимость изучения данной дисциплины аспирантами УГЛТУ связана с тем, что при получении высшего образования по некоторым специальностям и направлениям в соответствии с действующими образовательными стандартами либо не изучаются основы научных исследований, либо их изучение проводится в объеме не достаточном для качественного выполнения диссертационного исследования.

Цель дисциплины — приобретение аспирантами дополнительных знаний, практических навыков и умений самостоятельной работы по планированию и анализу результатов эксперимента.

изучение аспирантами современных представлений и опыта планирования, проведения и анализа результатов эксперимента;

оказание практической помощи аспирантам в планировании, проведении и анализе результатов собственных научных исследований на современном уровне.

1. Глебов И.Т., Глухих В.В., Назаров И.В. Научно-техническое творчество: Учеб. пособие. — Екатеринбург: УГЛТУ, 2002. — 264 с.

2. Гоберман В.А., Гоберман Л.А. Технология научных исследований. Методы, модели, оценки: Учебное пособие. 2-е издание стереотипное. – М.: МГУЛ, 2002. – 390 с.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Эксперимент [1] – наиболее важный и сложный метод эмпирического познания. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств данного объекта.

Эксперимент предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения как более элементарных методов исследования. Главная особенность эксперимента заключается во вмешательстве экспериментатора в течение естественных процессов, которое обуславливает активный характер данного метода познания.

Читать еще:  Анализ структуры и динамики затрат

Эксперимент позволяет исследовать явления в «чистом» виде, когда побочные факторы исключаются. Можно исследовать свойства объектов в экстремальных условиях (при сверхнизких или сверхвысоких температурах, при высоком давлении, в условиях невесомости и др.). Это может привести к неожиданным эффектам.

Установлено, что чем больше используется в науке эксперимент, тем быстрее она развивается.

Экспериментальные исследования (эксперимент) в различных отраслях науки состоят из следующих обязательных элементов, выполняемых в следующей последовательности:

Целями эксперимента могут быть:

исследование процессов, происходящих в исследуемом объекте;

определение характеристик объекта;

проверка результатов теоретического исследования;

получение исходных данных для теоретических исследований и др.

Планирование эксперимента подразделяют на две части: методическую и организационную.

В методической части анализируют, составляют и выбирают план и методику проведения эксперимента, выбирают средства измерения, экспериментальные образцы, материалы, установки, исследователей.

В организационной части решают вопросы материально-технического обеспечения эксперимента (подготовку к работе средств измерения, установок, исследователей и др.).

Выбор плана эксперимента зависит от:

целей и задач НИР и эксперимента;

методов анализа результатов эксперимента, которые планируется применить;

объема имеющихся материальных ресурсов (финансовых, человеческих и др.);

временных ресурсов (ограничений на время научных исследований) и др.

Как уже отмечалось выше, в эксперименте используется такой элементарный акт эмпирического исследования, как измерение. Поэтому для улучшения взаимопонимания остановлюсь на некоторых аспектах и особенностях измерения.

Напомню, что измерением называется определение значения искомой величины путем сравнения ее с этал о ном.

Как следует из определения измерения, его результатом являются ед и ничные значения измеряемой величины (первичные да н ные).

Результаты измерений могут иметь качественный или количественный вид. Качественные значения обычно выражаются словами. Количественные значения — числами.

Пример . Вы измеряли свой рост. Результат измерения можно выразить качественным значением (средний, ниже среднего, выше среднего, низкий, нормальный, высокий и др.). В этом случае за эталон Вы приняли рост какого-то человека. Можно представить результат измерения роста и количественным числовым значением, если за эталон Вы выбрали какой-нибудь эталон меры (мм, см, м и др.).

Представление и обработка количественных результатов измерений имеют значительные особенности.

Особенности представления и обработки количественных результатов измерений

1. Характеристика результатов измерений как случайных величин

Результаты измерений относятся к случайным числам. Под случайной величиной понимают величину, принимающую значение, которое нельзя точно предсказать (классический пример — появление цифры на верхней грани игрового кубика). Случайная величина имеет набор допустимых значений, но в каждом конкретном случае принимает только одно значение из этого набора. Это значение может быть различным при попытке повторения из-за действия случайных (неизвестных или неконтролируемых) факторов. Набор допустимых значений недостаточен для полной характеристки случайной величины. Необходимо еще указывать вероятность (частоту появления) каждого конкретного значения из этого набора.

Читать еще:  Анализ управления ресурсами

Наиболее полной характеристикой любой случайной величины является закон ее распределения . Закон распределения случайной величины — это соотношения между возможными значениями случайной величины и соответствующими им вероятностям. Закон распределения случайной величины может быть представлен графически, в виде таблицы или математической функции (интегральная или дифференциальная функция распределения ), из которых можно определить вероятность (Р) появления конкретных значений случайной величины.

Различают дискретные и непрерывные случайные величины. Примером случайной дискретной величины может быть число аспирантов, присутствующих на лекции (это число, которое может принимать только целочисленное значение кратное единице). Примером непрерывной случайной величины является масса тела человека, которая может принимать любое значение.

Известно много законов распределения случайных величин. Наиболее часто для непрерывных величин встречаются экспоненциальное и нормальное распределение (распределение Гаусса). На нормальном распределении базируются распределения хи-квадрат (Пирсона), Стьюдента, Фишера и др.

Для дискретных величин может наблюдаться биномиальное распределение, распределение Пуассона и др.

Математические выражения законов распределения имеют достаточно сложный вид. На практике наиболее часто пользуются табличными и графическими формами законов распределения.

Закон распределения выпавших очков при бросании

Эксперимент, планирование эксперимента

Эксперимент –это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперимент более сложный метод эмпирического познания. Он включает в себя другие методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, описание) и предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект, возможность создавать искусственные условия его изучения и воспроизводить условия эксперимента столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет преимущества:

1. в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;

2. эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

— по отраслям научных исследований: физиологические, экологические, зоологические, ботанические, анатомические, микробиологические, цитологические и т.д.

Читать еще:  Эколого экономический анализ предприятия 2020

— по характеру взаимодействия средства исследования с объектом: обычные и модельные.

При обычных экспериментах экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом. При модельных экспериментах модель замещает объект исследования. При этом модельные эксперименты делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

В зависимости от характера решаемых проблем эксперименты подразделяются на исследовательские и проверочные.

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства.

Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения теоретических построений. Причем, они ставятся таким образом, чтобы не столько подтвердить, сколько опровергнуть данную гипотезу.

Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперимент можно разделить на качественные и количественные.

Качественные эксперименты не приводят к получению каких-либо качественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемый объект.

Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении.

Для успешного проведения исследования объекта необходимо разработать специальную программу в виде вопросов и методических предписаний.

Планирование эксперимента состоит из следующих разделов:

1) определение цели опыта и формы конечных результатов, выявление нерешенных вопросов;

2) выбор теоретической модели;

3) установление очередности этапов решения задания;

4) определение пространственного и временного объема исследования, а также объема выборки в тех случаях, когда применяется статистический анализ;

5) разработка программ наблюдений и планирование отдельных этапов выполнения задачи, расстановки сал и расходования средств.

Условия проведения опыта должны находится под строгим контролем экспериментатора.

План проведения эксперимента показывает, что этапы познания не представляют собой линейной системы. Наблюдению в процессе исследования почти всегда предшествует выдвижение гипотезы, которая формулируется на базе уже сложившихся теоретических представлений и накопленных фактов об исследуемом объекте. Начав с выдвижения гипотезы, экспериментатор в дальнейшем собирает и обрабатывает свои измерения ради доказательства или опровержения этой гипотезы.

Хорошо поставленный эксперимент должен отвечать следующим требованиям:

1) при измерениях не должно быть допущено систематических ошибок;

2) случайные ошибки должны быть уменьшены путем увеличения числа наблюдений (случайные ошибки часто связаны с недостатком квалификации экспериментатора или с точностью приборов);

3) выводы должны иметь высокую степень пригодности, они не должны объяснять только данный эксперимент;

4) эксперимент должен быть прост для проведения и для анализа результатов;

5) результаты опыта должны быть пригодны для применения статистического анализа, включая и вычисление степени неопределенности полученных результатов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector