Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология анализа проблемных ситуаций

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основная цель ТПО – способствовать развитию проблемного мышления студентов и педагога. Проблемное обучение – это организация педагогического процесса, при котором студенты систематически включаются педагогом в поиск решения новых для них проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение студентов в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия, 2) емкое содержание, 3) увлекательная форма, 4) доступный для студентов уровень сложности.

Существует две основные функции учебной проблемы (ситуации):

1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности студентов по нахождению способа решения проблемы.

2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности студентов по усвоению новых знаний.

Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

По виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.

По методическим особенностям: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; проблемный фронтальный эксперимент; мысленный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности студентов, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для студентов. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы студенты вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего

находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от студентов переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвертый этап решения проблемы.

Проблемная ситуация специально создается педагогом путем применения особых методических приемов:

— педагог подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

— сталкивает противоречия практической деятельности;

— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;

— побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

— определяет проблемные теоретические и практические задания;

— ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходимо:

— отбор самых актуальных, сущностных задач;

— определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

— личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность студента.

В зависимости от характера взаимодействия педагога и студентов выделяют четыре уровня проблемного обучения:

— уровень несамостоятельной активности — восприятие студентами объяснения педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение студентами самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;

— уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие студентов в поиске способа решения поставленной педагогом проблемы;

— уровень самостоятельной активности — выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда студент сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога и так далее;

— уровень творческой активности — выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

Описание модели проблемно-блокового занятия

1-й блок занятия. Проблемная задача № 1. Цель – актуализация знаний и умений студентов. Студенты ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Педагог повторно предлагает проблемную задачу № 1, но дидактическая цель этого задания изменяется, важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии по решению задачи. Затем педагог снова предлагает проблемную задачу № 1, но поскольку студенты уже знают пути решения проблемы, то дидактическая цель предполагает закрепить в их памяти ход решения проблемной задачи, поэтому, проговаривая решение уже известной проблемы, студенты осваивают способ решения проблемной ситуации. Заканчивая работу над проблемной задачей № 1, педагог вместе с учащимися делает вывод.

2-й блок занятия. Проблемная задача № 2. Алгоритм взаимодействия педагога и студентов повторяется, но в процессе решения задачи студенты работают с другим источником информации. Если в первом случае в качестве источника использовался текст учебника, то при решении второй задачи информация поступает от педагога в устной форме.

Читать еще:  Анализ производственных мощностей

3-й блок занятия. Проблемная задача № 3. Алгоритм взаимодействия педагога и студентов снова повторяется, изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.

Этапы технологии проблемного обучения:

1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение студентов и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью занятия.

2. Поиск решения проблемы:

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:

Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения»

Стасенко Юлия
Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения»

Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

Кейс от casus (лат.)– запутанный необычный случай.

Кейс- метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической.

Кейс – метод позволяет оценить готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

В чем заключается кейс-метод: воспитатель стимулирует познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.

Любая смоделированная или реальная ситуация должна иметь несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей!

Методы кейс-технологии:

-Кейс-прогнозирование;

-Кейс-инцидент;

-Проблемно-ролевой кейс;

-Эвристический кейс;

-Кейс-дискуссия (диспут);

-Кейс с добавлением внешней проблемы

— Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, фото-кейсы, кейс-иллюстрации)

Как составить кейс

1. Определить цель кейса

2. Описать кейс

3. Обозначить кульминацию кейс-ситуации

4. Определить момент проблемного включения детей

Где брать идей для кейса?

-Реальные жизненные ситуации

-Вопросы, поступки, игры детей

-Произведения художественной литературы, мультфильмы с проблемным содержанием.

Шесть признаков хорошего кейса

-Соответствует поставленной цели

-Развивает когнитивные навыки, воображение, мышление

-Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей

-Является актуальным и интересным для детей

-Имеет несколько решений

Когда использовать кейс?

Часть какой-либо деятельности

В конце: Поможет детям перейти к самостоятельной деятельности

В начале: Сформирует у детей интерес к теме настроит на совместную работу

Отправная точка для нескольких событий и идей

Роль кейса в образовательном процессе.

-Обеспечивает гибкость образовательного процесса

-Помогает выявить актуальные интересы и мотивы детей

-Повышает интерес детей к теме образовательной деятельности

-Развивает познавательную активность и коммуникативные навыки

-Формирует потребность и умение работать в команде, действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Пример работы с кейс-иллюстрацией: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге) Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей) А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя — нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)

В «фото – кейс»входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото, где ребенок переходит улицу в неположенном месте. (Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию). Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему)

— Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте?

— Каковы могут быть последствия данного поступка? Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд.

Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу.

— Почему вы выбрали именно этот вариант? Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации?

Кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Актуальность Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает.

Презентация «Технология проблемного обучения в детском саду» «Технология проблемного обучения в детском саду». В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем.

Консультация для молодых педагогов «Детское проектирование как метод обучения дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида№10 «Золотая рыбка» Консультация для.

Читать еще:  Метод регрессионного анализа

Квест-игра «Современная технология обучения дошкольников основам безопасности в ДОО» Слайд №1 Квест-игра современная технология обучения дошкольников основам безопасности в ДОО. Добрый день уважаемые коллеги! В настоящее.

Мастер-класс для педагогов «Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология Дошкольный возраст-важный этап в жизни ребенка. Время первоначального становления личности. В этот период осуществляется развитие образных.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии. Опыт и знания.

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Часть 1. Технология проблемного обучения: теоретические основы Знания только.

Технология проблемного обучения. ООД «Что такое весна?» Цель: обобщить знания детей о признаках весны. Обучающие задачи: Формировать умение размышлять, доказывать, проводить элементарный сравнительный.

Технология проблемного обучения в соответствии с ФГОС в ДОУ Технология проблемного обучения в соответствии с ФГОС Дошкольное образование теперь является составной частью системы непрерывного образования.

5 методов анализирования проблем, и в каких ситуациях они тебе пригодятся

1. Метод «Почему?»

Самый базовый метод анализа проблем, который позволяет понять причинно-следственные связи и за счет этого прорабатывать проблему более эффективно. Как ты уже понял, придется докапываться до самой сути возникшей проблемы, пока ты не поймешь, какие твои действия привели к нежелаемому исходу.

Возьми лист бумаги, парой-тройкой предложений обозначь свою проблему. Задай себе вопрос: «Почему это произошло?» — и начинай писать все возможные причины. Но на выявлении нескольких не останавливайся — задавай тот же вопрос к каждой из выписанных причин и продолжай это до тех пор, пока ты не разберешься в первоисточниках и предпосылках возникновения проблемной ситуации.

Картину целиком ты сможешь увидеть только в том случае, если максимально честно ответишь на все заданные себе вопросы. У тебя сразу же появится несколько идей, как ты можешь повлиять на сложившуюся ситуацию, исправив несколько элементов системы. Такой метод особенно хорошо подходит для решения комплексных проблем.

Метод пригодится в ситуациях, когда ты не можешь четко отследить, вследствие каких своих действий ты столкнулся с той или иной проблемой.

2. Метод двенадцати вопросов

Предыдущий способ, конечно, действенный, но метод двенадцати вопросов поможет расширить его возможности и изучить проблему более детально. Метод насчитывает шесть основных вопросов: «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Кто?» Нужно учитывать тот факт, что вопросы должны быть заданы как в позитивном, так и в негативном контексте. К примеру:

Почему фирма разоряется? (негативный)
Почему другие фирмы НЕ разоряются? (позитивный)

Когда фирма начала разоряться? (негативный)
Когда фирма НЕ разорялась, а процветала? (позитивный)

Кто виноват в разорении фирмы? (негативный)
Кто НЕ виноват в разорении фирмы? (позитивный)

Метод пригодится в ситуации, когда кажется, что проблема нерешаема. Позитивный контекст вопросов помогает наметить дальнейший путь решения проблемы.

3. Метод расслоения данных (метод стратификации)

При помощи данного метода ты сможешь разделить всю информацию о своей проблеме на подгруппы по общему признаку. Например: «ошибки, в которых виноват я», «ошибки, которые допустили члены моей команды», «непредвиденные обстоятельства, которые повлияли на наши планы» и др. Этот метод позволяет наглядно рассмотреть все допущенные ошибки и принять максимально эффективное решение, как их можно исправить, затратив как можно меньше ресурсов.

Метод подходит для решения проблем, возникших в результате ошибочных действий группы/коллектива.

4. Метод поиска ограничений

Или по-простому — что точно нельзя делать, для того чтобы решить проблему. Часто от наших неправильных действий проблема не решается, а только усугубляется. Именно во избежание такого развития событий нужно подстраховаться и наложить запрет на некоторые способы. К примеру, исключить из методов решения проблемы возможность привлечь новые ресурсы в проект, не обращая внимание на их общую стоимость. Или не учитывать возможность сузить масштаб проекта для более легкого управления.

Метод подходит для анализа проблем, одно из возможных решений которых может повлечь за собой нежелательные последствия, связанные с добавочными тратами или изменением первоначального облика объекта.

5. Метод поиска идеального решения

Если ты думаешь, что анализировать нужно только причины возникновения проблем, то ты ошибаешься. Проводить анализ всех возможных решений, чтобы выявить лучшее из них, тоже важно.

Возьми лист и проведи черту, разделив его на две половины. На первой кратко распиши свою проблему, причины ее возникновения, все плюсы и минусы. На второй напиши идеальное положение дел после своего вмешательства. Так ты сможешь выделить основные действия, которые позволят тебе перейти из первой половины листа на вторую. Идеальный результат, который ты расписал на второй половине страницы, поможет тебе подобрать такое же идеальное решение.

Метод пригодится в ситуации, когда ты совершенно не знаешь, какую стратегию избрать для решения проблемы.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основная цель ТПО – способствовать развитию проблемного мышления студентов и педагога. Проблемное обучение – это организация педагогического процесса, при котором студенты систематически включаются педагогом в поиск решения новых для них проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение студентов в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия, 2) емкое содержание, 3) увлекательная форма, 4) доступный для студентов уровень сложности.

Читать еще:  Анализ прочих доходов и расходов предприятия

Существует две основные функции учебной проблемы (ситуации):

1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности студентов по нахождению способа решения проблемы.

2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности студентов по усвоению новых знаний.

Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

По виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.

По методическим особенностям: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; проблемный фронтальный эксперимент; мысленный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности студентов, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для студентов. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы студенты вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего

находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от студентов переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвертый этап решения проблемы.

Проблемная ситуация специально создается педагогом путем применения особых методических приемов:

— педагог подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

— сталкивает противоречия практической деятельности;

— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;

— побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

— определяет проблемные теоретические и практические задания;

— ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходимо:

— отбор самых актуальных, сущностных задач;

— определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

— личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность студента.

В зависимости от характера взаимодействия педагога и студентов выделяют четыре уровня проблемного обучения:

— уровень несамостоятельной активности — восприятие студентами объяснения педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение студентами самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;

— уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие студентов в поиске способа решения поставленной педагогом проблемы;

— уровень самостоятельной активности — выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда студент сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога и так далее;

— уровень творческой активности — выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

Описание модели проблемно-блокового занятия

1-й блок занятия. Проблемная задача № 1. Цель – актуализация знаний и умений студентов. Студенты ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Педагог повторно предлагает проблемную задачу № 1, но дидактическая цель этого задания изменяется, важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии по решению задачи. Затем педагог снова предлагает проблемную задачу № 1, но поскольку студенты уже знают пути решения проблемы, то дидактическая цель предполагает закрепить в их памяти ход решения проблемной задачи, поэтому, проговаривая решение уже известной проблемы, студенты осваивают способ решения проблемной ситуации. Заканчивая работу над проблемной задачей № 1, педагог вместе с учащимися делает вывод.

2-й блок занятия. Проблемная задача № 2. Алгоритм взаимодействия педагога и студентов повторяется, но в процессе решения задачи студенты работают с другим источником информации. Если в первом случае в качестве источника использовался текст учебника, то при решении второй задачи информация поступает от педагога в устной форме.

3-й блок занятия. Проблемная задача № 3. Алгоритм взаимодействия педагога и студентов снова повторяется, изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.

Этапы технологии проблемного обучения:

1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение студентов и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью занятия.

2. Поиск решения проблемы:

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector