Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задания на выполнение сравнительного анализа чисел

Задачи изучения темы;

ИЗУЧЕНИЕ НУМЕРАЦИИ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Закрепить знания, умения и навыки, сформированные в теме «Нумерация» концентра «Тысяча».
  2. Усвоить понятие класса. Рассмотреть классы единиц и тысяч.
  3. Усвоить десятичный состав многозначных чисел. Сформировать умение определять количество десятков, сотен, тысяч в многозначном числе.
  4. Научить читать, записывать и сравнивать многозначные числа.
  5. Сформировать навык умножения на 10, 100, 1000 и деления на 10, 100, 1000.
  6. Закрепить принцип поместного значения цифр на области многозначных чисел.
  7. Закрепить принцип образования натурального ряда чисел на области многозначных чисел.
  8. Сформировать умение переводить величины, выраженные в единицах одних наименований, в другие.

В основе чтения и записи многозначных чисел лежит усвоение структуры многозначного числа, которая связана с понятиями класса и разряда. Особое внимание следует уделить разъяснению понятия «класс». При знакомстве учащихся с данным понятием учитель использует метод объяснения. При этом применяются наглядные средства обучения: счеты, таблица разрядов и классов. Для закрепления понятия «класс» предлагаются упражнения на сопоставление классов, на определение количества цифр в числе, на сравнительный анализ чисел, записанных одинаковыми цифрами.

Большое внимание уделяется работе по усвоению десятичного состава числа. Изучение этого понятия, начатое в концентрах «Сотня» и «Тысяча», получает свое завершение в концентре «Многозначные числа».

На основе умения определять десятичный состав многозначного числа (количество десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч) учащиеся овладевают приемом умножение и деления на 10, 100, 1000, знание которого помогает при переводе величин, выраженных в единицах наименований, в другие.

В теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел находит дальнейшее закрепление принцип поместного значения цифр, а также принцип образования чисел в натуральном ряду. Особое внимание следует уделить наиболее трудным случаям: 9999 + 1, 5699 + 1, 10 000 – 1, 89 000 – 1.

Задания.

1.Какие вопросы темы «Нумерация» концентра «Тысяча» необходимо повторить, приступая к изучению нумерации многозначных чисел? Подберите соответствующие упражнения для повторения.

2. Какие знания лежат в основе умения читать и записывать многозначные числа?

3. Обоснуйте преемственность темы «Нумерация» в концентрах «Тысяча» и «Многозначные числа».

4. Какие наглядные пособия можно использовать при знакомстве учащихся с понятием «класс»? Найдите в учебнике «Математика — 3» задания, которые полезно выполнить на счетах.

5. С какими классами знакомятся учащиеся в теме «Нумерация» многозначных чисел? Найдите в учебнике упражнения с таблицей разрядов и классов. Как отражается на чтении и записи многозначных чисел отсутствие единиц какого-либо класса?

6. Какой прием использует учитель при разъяснении понятия «класс»?

7. С какой целью предложено задание: «Прочитайте числа каждой пары. Чем они похожи и чем они различаются? 7 и 7000, 15 и 15 000, 108 и 108 000, 60 и 60 000?» В чем особенности подбора пар чисел для сравнения? На чем учитель должен акцентировать внимание учащихся?

8. При формировании умения записывать многозначные числа учитель обращает внимание учащихся на количество цифр в числе. Например, 25 тыс. 841. 25тыс., значит, число содержит еще класс единиц. Ученик ставит столько точек, сколько цифр должно быть в данном числе: 25 … . Составьте упражнения, способствующие закреплению умения определять количество цифр в числе.

9. Учитель предложил задание: «Запишите пять различных чисел, в которых 854 тысячи». Какую беседу необходимо провести после того, как учащиеся выполнят задание?

10. Найдите в учебнике «Математика — 4» задания, нацеленные на усвоение понятий класса и разряда многозначного числа.

11. С какой целью предложены задания:

а) представьте число 6508 в виде суммы разрядных слагаемых:

б) представьте число 6508 в виде суммы любых слагаемых?

12. Составьте различные задания при работе с таблицей:

Например: по разрядному слагаемому числа запишите сумму его разрядных слагаемых и само число.

13. Приведите рассуждения учащихся при решении следующих примеров:

300 + 600 800 – 200 300 000 + 200 000 684 000 – 80 000

260 + 140 940 – 400 200 000 + 60 000 860 000 – 200 000

14. С какой целью учитель предложил учащимся задания: «Увеличьте каждое из данных чисел на 2 единицы: 356, 840, 702. Уменьшите каждое из данных чисел на 2 тысячи: 92 360, 439 815, 608 703. Увеличьте каждое из данных чисел на 5 десятков тысяч: 608 703, 245 300»?

15. Найдите в учебнике «Математика — 4» в теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел примеры на сложение и вычитание, в основе решения которых лежит применение знания разрядного состава многозначных чисел.

16. При решении примера 99999 + 1 учащиеся могут воспользоваться различными приемами. В зависимости от особенностей класса учитель может показать сам один или несколько приемов.

1. Наиболее доступным для всех учащихся является решение данного примера по аналогии. Для этого необходимо сначала рассмотреть примеры: 9 + 1, 99 + 1, 999 + 1. Учитель обращает внимание на то, что если к наибольшему однозначному числу прибавить 1, то получим наименьшее двузначное, если к наибольшему двузначному числу прибавим 1, то получим наименьшее трехзначное и т.д. Отсюда – если к наибольшему пятизначному числу прибавим 1, то получим наименьшее шестизначное.

2. В основе второго приема лежит свойство прибавления числа к сумме и более простой случай – 999 + 1:

99 999 + 1 = (99 000 + 999) + 1 = 99 000 + (999 + 1) = 99 000 + 1 000 = 100 000.

3. При решении примера учащиеся могут воспользоваться соотношением разрядных единиц, но для этого удобнее записать пример столбиком:

Покажите, какие из данных приемов можно использовать при решении примеров: 19 999 + 1, 38 599 + 1. Можно ли использовать данные приемы при решении примера 100 000 – 1?

17. Как могут рассуждать учащиеся 4 класса при решении примеров: 100 000 – 10 000, 100 000 – 1 000, 90 000 – 10 000, 90 000 – 1000? Какие знания лежат в основе этих рассуждений?

  1. Какие упражнения можно использовать при подготовке к изучению случаев умножения и деления на 10, 100, 1000?
  2. Почему случаи умножения на 10, 100, 1000 и деления на 10, 100, 1000 чисел, оканчивающихся нулями рассматриваются в теме «Нумерация» многозначных чисел? Какие приемы используют учащиеся при умножении чисел на 10, 100, 1000, при делении чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000?
  3. Укажите в учебнике «Математика — 4» в теме «Нумерация» многозначных чисел задания, нацеленные на закрепление умения определять количество десятков, сотен, тысяч в многозначном числе. Какой прием могут использовать учащиеся при выполнении этих заданий?
  4. Какое практическое применение находят случаи умножения и деления на 10, 100, 1000? Приведите соответствующие задания из учебника «Математика – 4». Какие еще знания и умения необходимы для выполнения этих заданий?
  5. Учитель предложил учащимся записать число, в котором 28 единиц III класса, 24 единицы II класса, 24 единицы I класса. Некоторые учащиеся выполнили задание так: «282 424». В чем причина ошибки? Какие приемы нужно использовать при работе с учащимися для предупреждения этой ошибки?
  6. Как должны рассуждать учащиеся при сравнении многозначных чисел: 70 004 … 700 004, 8003 … 3080, 8003 … 8030, 53 120 … 35 120, 80 004 … 8004?
  7. Учитель предложил на уроке проверочную самостоятельную работу:

a. Сравните числа: 9121 … 9211, 7070 … 7007.

b. Запишите следующие числа в порядке возрастания: 5702, 31 634, 31 364, 70 050, 5302, 70 500. Подчеркните класс тысяч.

c. Запишите наименьшее пятизначное число, наибольшее шестизначное число. Какие знания, умения и навыки проверяются при выполнении каждого задания? Какие методы и приемы проверки самостоятельной работы в данном случае можно использовать? Опишите их.

  1. Найдите в учебнике «Математика — 4» в теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел упражнения, связанные с переводом величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие. Какие знания и умения учащиеся закрепляют в процессе выполнения этих упражнений? Как связаны данные упражнения с усвоением нумерации многозначных чисел?
  2. Составьте проверочную работу по теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел. Поясните, какие знания, умения и навыки учащихся вы проверяете, предлагая решить каждое отдельное задание.
Читать еще:  Анализ промышленной продукции

Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ по разделам «Количество и счёт»

Введение

«…Математика – это цепь понятий: выпадает одно звёнышко – и непонятно будет дальнейшее». Н.К. Крупская.[1]

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).

При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе.

Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления.

Данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников

Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себяструктурные компоненты:

· цель (выразить количество предметов числом),

· средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий,

отражающих степень освоения деятельности),

· результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении

результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.

Из теории арифметики известно, что счет – это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами.

Вначале счетная деятельность носит чисто практический характер: дети начинают сравнивать множества, еще не зная о числе. Такое сравнение позволит очень маленькому ребенку судить, например, о том, что ему дали меньше конфет, чем его брату. Малыш не может сам рассказывать, как он это узнал, но наблюдения за его поведением показывают, что это сравнение он делает, сопоставляя один предмет с другим, как бы сравнивая их попарно. Наглядное сопоставление элементов одного множества с элементами другого позволяет ребенку судить о равенстве и неравенстве множеств, и на основе такого сравнения ребенок высказывает свое суждение. Уже самые маленькие дети, овладевшие приемами практического количественного сопоставления множеств, начинают хорошо различать их.

Многие исследования показали огромное значение этого этапа для последующего развития счетной деятельности детей. Между тем данному этапу не придавали должного долгое время значения в процессе обучения счету детей трех лет.[2] Обучая детей сравнению множеств путем сопоставления элементов одного множества с элементами другого, дети к четырем годам начинают отчетливо понимать, что всякое множество состоит из отдельностей и внимательно следить за тем, чтобы сопоставить одни предметы с другими. Манипуляции с множествами служат пропедевтикой будущей счетной деятельности детей, особенно это становится очевидно, когда все движения с предметами сопровождаются повторением одного и того же слова: «Вот…вот…вот» и т.д. Слово помогает выделить элемент из множественности однородных предметов, движений. Необходимо уже с раннего возраста не только учить детей различать «много» и «один», но и формировать представление о множестве как структурно-целостном единстве, а также четкое восприятие отдельных элементов, образующих множество.

· Такое манипулирование с множествами рассматривается как первый этап

В развитии счетной деятельности.

· Затем появляется интерес к сравнению величин и множеств. Это прослеживается

У детей третьего года жизни и рассматривается как второй этап в развитии счетной деятельности.

Затем, отправляясь от практических действий с неопределенным количеством однородных предметов, обучаясь количественному сравнению множеств, но, еще не умея считать, не зная названий чисел, упражняясь дальше в сравнении множеств на основе счета с помощью числительных, дети постепенно поднимаются до абстрагирования числа, до отвлеченного представления о числе как о показателе мощности множества. Дети 2-3 лет четко различают равенство и неравенство количественных групп и уже подготовлены к усвоению счета с помощью слов – числительных.

· На третьем этапе развития счетной деятельности при сопоставлении

Элементов сравниваемых множеств начинает включаться последовательное называние слов – числительных. Происходит на данном этапе ознакомление детей с называнием счета, обучении умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом последнее при счете число. Счет предметов, предварительное сравнение их, например, 1 и 2, 3 и 2, 3 и 4, осуществляет педагог, а дети, наблюдая процесс счета, отвечают на вопросы: «Сколько всего кукол? Мишек? Поскольку мишек и кукол? (поровну, по три). Чего больше (меньше)?

Понимание значимости итогового числа при счете усваивается детьми быстрее. Они дифференцируют итог счета от процесса счета, что весьма важно для данного этапа. Дети на данном этапе не сразу учатся считать предметы в большом количестве. Сравнивая две совокупности, состоящие из равного количества элементов, или две совокупности, одна из которых будет содержать на один элемент больше, дети в четыре года учатся считать, пользуясь словами-числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет и в пределах десяти.

Упражнениям по счету предшествует анализ состава предметов, выделение общих признаков, способа расположения. В процессе обучения счету постоянно варьируются задания, оценивается равное и неравное количество предметов (2 и 3, 3 и 3, 3 и 4 и т.д.) при ознакомлении со счетом для каждого числа показывается способ его получения. В ходе объяснения в сочетании с показом воспитатель знакомит детей с правилами счета: показывая рукой предметы, начиная от первого, т.е. расположенного слева, одновременно следует называть последовательно числа. После называния числа, соответствующего последнему в ряду предмету, важно акцентировать внимание детей с помощью кругового движения рукой и ответить на вопрос «сколько?». Числа называются четко, строго в порядке следования, а сами пересчитываемые предметы не называются. Называть предметы следует лишь при подведении итога счета («Все 5 квадратиков»). В самом начале обучения сету следует обращать внимание детей на необходимость соотнесения первого в ряду предмета с числом один, а не со словом раз, что имеет место в считалках, быту.

На данном этапе необходимо обращать внимание на выработку умений считать слева направо, брать предметы по одному правой рукой и раскладывать их слава направо. Это обстоятельство необходимо для дальнейшего обучения письму, чтению, хотя в определении количества особой роли не играет.

Обучение счету сопровождается беседами с детьми о назначении, применении счета в разных видах деятельности. Постепенно дошкольники переходят к пересчитыванию предметов быта, игрушек. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы счет использовался детьми повсеместно и число наряду с количественными и пространственными признаками предметов помогло бы детям лучше ориентироваться в окружающей действительности.

Читать еще:  Признаки управленческого анализа

· На четвертом этапе развития счетной деятельности дети 5-6 лет четко

Усваивают последовательность в назывании числительных, более точно соотносят числительное с каждым элементом множества независимо от формы его расположения и качества его элементов. Они не только начинают понимать значение последнего числа, как итогового, но и начинают осознавать, что число показывает равночисленность множеств независимо от пространственно-качественных их особенностей, что оно всегда служит показателем лишь количества.

В ходе знакомства с образование каждого из чисел натурального ряда в пределах 5 обращается внимание на способе получения нового (большего) числа путем добавления одного предмета. Берутся две группы предметов (елки и грибы), сравниваются (столько, сколько, поровну, по три, одинаково по количеству). Затем добавляется один предмет (вырос еще один гриб), выясняется, чего больше или меньше (грибов больше, чем елок, елок меньше, чем грибов). Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько стало грибов? Демонстрируется способ счета в пределах 4. после этого обе совокупности вновь сравниваются. Педагог подчеркивает, что елок осталось прежнее количество (3), а количество грибов увеличилось, их стало больше – 4, так как добавили еще один гриб.

· На пятом этапе можно обучать детей 6-7 лет счету множеств в различным

Основанием единицы, когда считаются уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из нескольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет.

· Шестой этап развития деятельности счета в основном падает уже на 1 класс

Школы, где, упражняясь в счете множеств с различным основанием единицы, дети усваивают счет десятками. В процессе развивающейся счетной деятельности у детей формируется целый ряд понятий, а также развивается новый вид деятельности – измерение. Пользуясь сначала счетом отбельных предметов, затем групп, измеряя ту или иную длину различными условными мерками, а затем общепринятыми мерами, измеряя жидкие и сыпучие тела, измеряя температуру воды, воздуха градусами, измеряя длительность и текучесть времени часами, дети осваивают понятие числа, которое развивается.

В работе по развитию количественных представлений необходимо учитывать работу различных анализаторов ребенка. Все ощущения, передаваемые в кору головного мозга, служат основой формирования представлений о неопределенной множественности разных явлений. На разных этапах восприятия множества и его элементов анализаторы играю различную роль. Кинестетический анализатор играет ведущею роль, как самой счетной деятельности, так и представлений о множестве. Счет вне движения невозможен. Например, мы считаем, не прибегая к движению рук, но мы считаем глазами, переносят свой взор с одного предмета на другого. В период раннего детства усиливается роль зрительного анализатора, когда внимание ребенка привлечено к границам множества, когда в первую очередь фиксируются они. В результате заучивания слов-числительных, даже произносимые по порядку, являются не чем иным, как речедвигательным стереотипом, а не пониманием значение числа. А ритмическое называние слов считалок или слов-числительных помогает более четко дифференцировать отдельные элементы множества, воспринимаемые на слух и воспроизводимые в движении.

Таким образом, если в младшем дошкольном возрасте знания численностей множеств опирались на сенсорное восприятие, то постепенное усвоение ЭМП поднимает уровень развития детей до опосредованных их оценок, который служит основой для развития у детей новой деятельности – вычисления. Она имеет дело с числами как абстрактными понятиями, в то время как счетная деятельность имеет дело с конкретными множествами (предметами, звуками, движениями, объёмами и т.д.), которые воспринимаются различными анализаторами.

Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ по разделам «Количество и счёт»

Метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ: примеры

Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

Определение

Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.

Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории. Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования. В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.

Применение

Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.

Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.

Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе. Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать. Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.

Виды сравнительного анализа

Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений. Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).

Классификация

Виды анализа делятся на:

  • Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.
  • Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.
  • Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.
  • Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.
  • Исследовательский – применяется в аналитических науках.
  • Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.
  • Общий – базируется на общей теории систем.
  • Структурный – анализируется общая структура явления.
  • Микросистемный – исследуется конкретная система.
  • Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.
  • Витальный – анализируется развитие системы, определяются ее основные этапы.
  • Генетический – используется в анализе генетических систем, механизмов наследования.
  • Другие виды.

Методика исследования права

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Особенности применения методики

Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:

  • Не следует ограничиваться сравнением народов одной расы или религии.
  • Сравнивать можно только законодательства или правовые системы, находящиеся на одном уровне общественного развития.

Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко. Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным. Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.

Читать еще:  Анализ сельскохозяйственной деятельности

Прогноз развития предприятий

Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство. Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы. Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.

Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:

  • Вести целенаправленный поиск идей новых товаров, технологий их изготовления, методов управления.
  • Осуществлять выбор наиболее приемлемых идей инноваций, повышая тем самым шансы инвесторов на успех.
  • Закладывать основы перехода на инновационное развитие.

Анализ бизнеса

Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.

При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):

Экзаменационный билет № 9. Роль и задачи сравнительного анализа в АФХД

  1. Роль и задачи сравнительного анализа в АФХД.
  2. Задача на определение точки безубыточности.

Задача

Определить точку безубыточности по данным:

1. Цена единицы продукции 1000 руб.

2. Переменные затраты на единицу продукции 600 руб.

3. Постоянные затраты 90 000 руб.

4. Фактический объем производства 500 шт.

Построить график по данным.

Найти на графике зону безопасности (запас финансовой прочности).

Сравнение — один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознано. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: «Все познается в сравнении». Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой.

Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом. Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.

5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подоотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, . анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

Рассмотрим более подробно каждый тип сравнения.

Как уже отмечалось ранее, одной из задач АХД является систематический контроль и всесторонняя оценка деятельности предприятий по выполнению плана экономического и социального развития. Этим обусловлена необходимостьсравнения фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения планаза месяц, квартал или год.

Сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано идля проверки обоснованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.

Сравнение фактического уровня показателей с плановым необходимо такжедля выявления резервов производства.

Немаловажное значение в АХД имеетсравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана. Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период

В практике аналитической работыиспользуется такжесравнение с утвержденными нормами(например, расход материалов, сырья, энергии, воды и т.д.)

В анализе хозяйствования очень часто применяетсясравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Следующий вид —сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники.

Большое значение имеетмежхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.

В АХД применяется такжесравнение разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

Сравнение параллельных и динамических рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

С помощьювертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей. Подробнее его сущность рассмотрена в следующем параграфе.

Задача

Определить точку безубыточности по данным:

1. Цена единицы продукции 1000 руб.

2. Переменные затраты на единицу продукции 600 руб.

3. Постоянные затраты 90 000 руб.

4. Фактический объем производства 500 шт.

Построить график по данным.

Найти на графике зону безопасности (запас финансовой прочности).

Критический (пороговый) объем реализации = Постоянные расходы на объем реализации/(Цена- средние переменные затраты на единицу продукции) в штуках;

Критический объем реализации = 90000 руб. /(1000руб. -600руб. )=225 штук;

Порог рентабельности = Критический объем реализации*Цена

Порог рентабельности= 225 штук*1000 руб. =225000 руб.

Запас финансовой прочности= Выручка от реализации – Порог рентабельности

Запас финансовой прочности=500000 руб. – 225000 руб.=275000 руб.;

Маржа безопасности= Объем реализации – критический объем реализации

Маржа безопасности= 500 шт. – 225 шт. = 275 шт.

Выручка, руб.

500000 руб. прибыль

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector