Пример расчета платы
Пример расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (Пан),определяется по каждому веществу путем умножения соответствующих нормативов платы за 1 тонну загрязняющих веществ на массу выбросов.
при
≤ ПДВi,
где – норматив платы за 1 тонну выбросов в атмосферу стационарными источниками в пределах допустимых загрязнений (ПДВ), руб./т;
– фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т/год;
ПДВi – предельно-допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т/год;
i– вид загрязняющего вещества (i=1.. n).
Плата за загрязнение окружающей природной средыв пределах установленных лимитов, или ВСВ, (Пал) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за 1 тонну на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ.
при ПДВ
– выброс i-го загрязняющего вещества в атмосферу в пределах установленного лимита (ВСВ), т/год.
Плата засверхлимитныевыбросы загрязняющих веществ(Пас)определяется путем умножения соответствующей ставки платы на величину превышения фактической массы выбросов над массой установленного лимита.
при
> ВСВ ,
где – норматив платы за 1 тонну выбросов ватмосферу стационарных источников сверх установленных лимитов, руб./т.
Задача. Определить размер платы за выбросы котельной, расположенной в
г. Екатеринбурге. Значения выбросов загрязняющих веществ приведены
в табл. 4.
Плата за НВОС: путеводитель по формулам расчета
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) — одна из самых непростых процедур в работе эколога, поэтому подход к ней должен быть максимально ответственным. Автор статьи проанализировала свежую редакцию Правил исчисления и взимания платы за НВОС и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать для выбора формулы расчета платы.
Основные положения, регулирующие расчет платы за НВОС, установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
С 01.01.2020, конечно же, появились новшества, но основные моменты не затронуты:
• авансовые платежи вносятся лицами, обязанными вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);
• срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ);
• плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).
Обратите внимание
Невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа (ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях):
• на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.;
• на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
Помимо административного штрафа несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, в т.ч. квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).
Корректность исчисления платы за НВОС во многом зависит от внимательности:
• к фактическим показателям по видам НВОС за отчетный период (масса/объем выбросов/сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов);
• к нормативно-правовой базе с методическими указаниями по расчету платы за НВОС.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 и с 01.01.2020 действуют в новой редакции — от 27.12.2019.
Правила выступают в качестве руководства по расчету платы за НВОС, направляя природопользователя к той или иной формуле в зависимости от условий расчета, однако замудренное изложение текста Правил в новой редакции может ввести в заблуждение. Некоторые вещи так и приходится додумывать, а на некоторые вопросы и вовсе нет ответа.
Автор статьи проанализировала Правила со всеми изменениями и подготовила для читателей журнала интерактивную таблицу, которую удобно использовать при расчете платы за НВОС.
На заметку
Интерактивную таблицу можно скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм». Код доступа опубликован в журнале.
В таблице используются следующие сокращения:
• ЗВ — загрязняющие вещества;
• ВРВ — временно разрешенные выбросы;
• ВРС — временно разрешенные сбросы;
• Декларация ОВОС — декларация о воздействии на окружающую среду;
• Документ об утверждении НООЛР — документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
• КЭР — комплексное экологическое разрешение;
• НДВ — нормативы допустимых выбросов;
• НДС — нормативы допустимых сбросов;
• Отчет по ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
• Отчетность по отходам — отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов;
• отходы ТКО — твердые коммунальные отходы;
• отходы неТКО — отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Для упрощенного ориентирования по формулам можно дать условные наименования следующим пунктам по аналогии с пунктами Правил:
• 17 — выбросы/сбросы;
• 18 — отходы неТКО;
• 18(1) — ТКО;
• 18(2) — ТКО;
• 19 — выбросы/сбросы;
• 20 — отходы неТКО;
• 21 — выбросы/сбросы;
• 21(1) — выбросы/сбросы.
Как пользоваться интерактивной таблицей
Для простоты пользования таблицей в ней настроен фильтр (рис. 1), с помощью которого природопользователь может выбрать необходимую формулу исходя из:
• практического случая (наличия/отсутствия разрешительной документации, превышения/непревышения нормативов и др.).
При нажатии кнопки фильтра в каждой из граф будет выпадать список с возможными вариантами выбора.
Рекомендации по пользованию таблицей:
1. Поставьте фильтр по категории вашего объекта в соответствии с полученным свидетельством о постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС: I, II, III.
2. Поставьте фильтр по виду НВОС, по которому вам необходимо рассчитать плату: выбросы, сбросы, отходы неТКО, отходы ТКО.
3. Внимательно изучите описанные случаи и выберите тот, условия которого подходят вам больше всего.
4. После определения конкретно вашего случая используйте формулу, указанную в графе «Номер пункта Правил с формулой».
Рассмотрим выбор формулы расчета на примере абстрактного предприятия.
Например, нам необходимо рассчитать плату за отходы неТКО для объекта II категории. Декларация ОВОС представлена (предположим, с 01.01.2019), при этом масса/объем размещенных отходов в отчетном периоде не превысили массы/объема, указанных в Декларации ОВОС (рис. 2).
Результат: для описанного случая будет использована формула, указанная в п. 18 Правил.
Текст, выделенный красным цветом, — это положения, напрямую не прописанные в Правилах, но вытекающие из логики документа и законодательства в целом.
А.И. Эндеко, эксперт-эколог
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2020.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Организации и ИП, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить за это отдельную плату. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения такой платы осуществляет Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) (п. 1 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.5 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ , Постановление Правительства от 30.07.2004 № 400). О расчете платы за негативное воздействие в 2019 году расскажем в нашей консультации.
Как рассчитать плату «за грязь»
Плата за негативное воздействие зависит от его вида. Различают следующие виды вредного воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Для Росприродназдора расчет платы за негативное воздействие производится плательщиками самостоятельно по следующей формуле (п. 1 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ):
где ПНВ – плата за негативное воздействие по всем загрязняющим веществам;
ПБN – платежная база по N-ому загразняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления;
СN – ставка платы по N-ому загрязняющему веществу;
КN – применяемый коэффициент (коэффициенты) к N-ому виду загрязняющего вещества.
Кроме того, в расчете может участвовать стимулирующий коэффициент, а также дополнительный коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами (п. 6,13 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).
Платежная база для расчета платы – это объем или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов (п. 1 ст. 16.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ). База определяется плательщиками самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).
Ставки платы за негативное воздействие, применяемые в 2016-2018 гг., и коэффициенты установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, а также п.п. 5 и 6 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ . А ставки на 2019 год определяются путем умножения ставок, установленных на 2018 год, на коэффициент 1,04.
Подробнее о ставках «за грязь» в 2016-2019 году написано в нашей консультации.
Когда внести плату за негативное воздействие
Отчетным периодом по платежам «за грязь» является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).
Плату по итогам года необходимо внести не позднее 1 –го марта следующего года (абз. 1 п. 3 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ). То есть за 2018 год уплатить ее нужно до 01.03.2019 включительно.
Напомним, что организации и ИП (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) должны вносить квартальные авансовые платежи за 1-ый, 2-ой и 3-ий кварталы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Размер ежеквартальной платы исчисляется как ¼ прошлогодней платы за негативное воздействие (абз. 2 п. 3 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).
Как и когда отчитаться за негативное воздействие
Отчетом по плате за негативное воздействие является декларация (п. 5 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Ее форма утверждена Приказом Минприроды (Приложение 2 к Приказу Минприроды от 09.01.2017 N 3).
В Росприроднадзор декларация о плате за негативное воздействие должна быть представлена не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом (п. 5 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).
Какая плата за загрязнение окружающей среды: расчет
Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → сколько, когда и кто платит экологический сбор: примеры). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.
Вредное воздействие на экологию, виды
Негативным влиянием на природу являются действия:
- Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
- Размещение отходов;
- Загрязнение водных ресурсов сбросами;
- Нанесение вреда почве и недрам земли.
Более подробно про платежи и экологические сборы читайте в статье: → Платежи за пользование природными ресурсами и их особенности.
Кто уплачивает сбор и объекты обложения
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Объектами обложения являются стационарные объекты: объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).
Плата взымается по каждому объекту.
С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.
По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:
Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.
Сроки уплаты
Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).
Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.
Расчет платежа
Для того, чтобы рассчитать платеж, следует вести детальный учет по каждому виду вредных веществ и размещенных отходов.
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:
- Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
- Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
- Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).
Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.
- В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
- Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
- Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.
Размер платы в пределах лимитов определяется:
Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).
При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.
В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2020 следующие:
Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:
- Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
- Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
- Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
- Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.
В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:
Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду
Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:
- Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
- Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
Нам известно (согласно нормативным документам):
- Ставка платы за дизель составляет 2,5;
- Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
- Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
- Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
- Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).
Сумма платежа составит:
Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы
Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:
- В пределах норматива – 0,8 тонн;
- В переделах лимита – 1,5 тонны.
Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Нам известно (согласно нормативным документам):
- Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
- Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
- Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
- Коэффициент инфляции 2,56;
- Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).
- Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
- Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
- Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499
Общая сумма составит:
Предприятие заплатит 670,64 рубля.
Порядок постановки на учет
Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ . правила действуют с 1 января 2015 года.
В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.
Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.
Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.
О каких изменениях нужно уведомлять:
- Замена или преобразование организации;
- Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
- Изменение места регистрации объекта;
- Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
- Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.
Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.
Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.
Отчетность по платежу
До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.
Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).
Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты
Штрафы за нарушение правил уплаты платежа 1 января 2015 года (в тыс.руб.):