Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

303 счет в бюджетном учете

Энциклопедия решений. Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для бюджетной сферы)

Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В соответствии с п. 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), на счете 303 00 подлежат учету расчеты с бюджетами бюджетной системы РФ по видам платежей в бюджеты:

— налоговым и иным обязательным платежам, начисленным организацией госсектора в соответствии с НК РФ в качестве налогоплательщика (плательщика);

— налоговым платежам, осуществляемым организацией госсектора в качестве налогового агента (в частности, по НДФЛ, НДС);

— страховым взносам на обязательное социальное страхование, уплачиваемым в соответствии с главой 34 НК РФ «Страховые взносы»*(1), с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ;

— дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование, уплачиваемым в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ;

— иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством РФ.

Для учета расчетов по уплате основных видов налогов и страховых взносов Единым планом счетов предусмотрены отдельные аналитические счета, открываемые к счету 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» (303 01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 303 02 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», 303 03 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» и т.д).

Если по какому-либо налогу, иному платежу в бюджет Инструкцией N 157н не предусматривается возможность учета расчетов с использованием специального аналитического счета к счету 303 00 или иного счета бухгалтерского учета, расчеты подлежат отражению на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Данное правило применяется, в частности, при учете расчетов по начислению и уплате:

— налог на добычу полезных ископаемых;

— сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

— налоговых платежей, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов (в том числе УСН, ЕНВД);

ДАТА (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете организаций госсектора в настоящее время нормативно не урегулированы (см., в частности, письмо Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857). Возможны следующие варианты принятия обязательств в части задолженности по уплате налоговых платежей, начисленной по итогам налогового периода:

— в качестве обязательств отчетного периода — по состоянию на отчетную дату отражается кредиторская задолженность в сумме начисленных налогов по итогам налогового периода;

— в качестве обязательств текущего финансового года. В этом случае операции по начислению задолженности в бухгалтерском учете могут быть отражены, например, датой представления налоговой декларации и не найдут отражения в бухгалтерской (бюджетной) отчетности за период, совпадающий с налоговым периодом.

Казенным учреждениям целесообразно уделить особое внимание выбору оптимального порядка признания налоговых обязательств. Второй вариант, на наш взгляд, позволит избежать претензий со стороны органов финконтроля по вопросам нарушения порядка принятия бюджетных обязательств, и, соответственно, исключит риск привлечения должностных лиц к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Кроме того, даже выбрав второй из предложенных вариантов, в целях формирования качественной и достоверной бухгалтерской отчетности организации госсектора желательно предусмотреть в своей учетной политике (см. образец) положение, согласно которому информация об итоговой кредиторской задолженности по налогам и взносам за отчетный год (по налогу на прибыль, по налогу на имущество и т.д.) признается существенной*(2) и подлежит отражению в отчетном периоде. В этом случае суммы налогов и взносов, подлежащие уплате в очередном году, отражаются на счетах санкционирования расходов с указанием аналитической группы 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)» — как обязательства, принятые в пределах лимитов (плановых назначений) на очередной финансовый год (см. письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-07-10/56182, от 26.12.2014 N 02-07-10/68478).

Согласно п. п. 260 — 262 Инструкции N 157н, а также п. 104 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» расчеты по различным платежам в бюджет учитываются:

1) получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений, то есть закреплены отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет;

2) администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

К таким платежам, например, относятся средства, поступающие в доход бюджета:

— в погашение дебиторской задолженности прошлых лет;

— в возмещение причиненного ущерба от хищений и (или) недостач средств;

— в качестве доходов казенных учреждений, полученных в рамках приносящей доход деятельности.

На счете 303 05 бюджетными (автономными) учреждениями также отражаются расчеты по перечислению в бюджет сумм дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет (письма Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236).

Аналитический учет по счету 303 00 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051), в разрезе:

Читать еще:  Лицензия на какой счет бухгалтерского учета

Например, в целях организации аналитического учета расчетов с бюджетами по налогу на прибыль организаций к счету 303 03 могут быть открыты два аналитических счета: «Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет» и «Налог на прибыль, уплачиваемый в региональный бюджет».

Кроме того, аналитический учет по счету 303 00 может быть организован в разрезе кодов доходов (расходов), по которым в учете отражается уплата налогов и иных платежей в бюджеты (например, при уплате страховых взносов — по кодам КОСГУ 212, 213, 220, при уплате НДС — по кодам КОСГУ 130, 180, 290 и т.д.).

Внимание

Суммы переплат, произведенных по платежам в бюджеты, учитываются на счете 303 00 обособленно, то есть с применением отдельных аналитических счетов учета, открываемых к соответствующим счетам бухгалтерского учета (п. 259 Инструкции N 157н).

Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам взносам (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

Согласно требованиям п. 265 Инструкции N 157н учет операций по счету 303 00 ведется в соответствии с содержанием операций в следующих учетных регистрах:

14.1. Общие положения

На счете 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» отражаются суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате им в качестве налогоплательщика (плательщика взносов).

Денежные обязательства могут быть приняты учреждением в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований. В настоящее время учреждениями могут уплачиваться следующие виды налогов и сборов[414]:

— федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина;

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

1) земельный налог.

Порядок исчисления и уплаты вышеназванных налогов регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

Помимо налогов учреждения являются плательщиками обязательных страховых взносов:

— на обязательное пенсионное страхование;

— на обязательное медицинское страхование;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Исчисление и уплата данных страховых взносов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» соответственно.

Учет расчетов по платежам в бюджеты ведется на следующих счетах[415]:

0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;

0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;

0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;

0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС» (до 2012 г.);

0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;

0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;

0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» (до 2014 г.);

0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;

0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

Аналитический учет по счету 0 303 00 000 ведется в разрезе видов расчетов в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) с отражением:

— в части расчетов по налогу на доходы физических лиц – в Журнале операций расчетов по оплате труда, Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

— в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты – в Журнале операций с безналичными денежными средствами;

— в части иных операций – в Журнале по прочим операциям[416].

Расчеты по платежам в бюджет

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 8

При начислении и уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджет у казенных учреждений возникают расчеты с бюджетом. В ходе таких расчетов может образоваться задолженность как со стороны плательщика (суммы, не уплаченные в срок), так и со стороны бюджета (суммы, подлежащие возврату). Поскольку уплата налогов, сборов и взносов в бюджет является одним из основных обязательств казенного учреждения, отражение в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом требует особой внимательности. О том, каков порядок отражения указанных расчетов в целях бухгалтерского учета, расскажем в данной статье.

Читать еще:  Отложенные расходы в бухгалтерском учете

В соответствии с п. 259 Инструкции N 157н для расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ предназначен счет 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». На нем отражаются расходы по следующим видам платежей:

  • налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), удержанному из сумм заработной платы и вознаграждений физических лиц за выполнение ими трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • налоговым и иным обязательным платежам, начисленным в соответствии с Налоговым кодексом;
  • страховым взносам на обязательное социальное страхование, начисленным в соответствии с Федеральными законами N N 212-ФЗ , 125-ФЗ ;
  • иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством РФ.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Указанный счет также предназначен для учета (п. п. 260 — 262 Инструкции N 157н):

а) получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет:

  • средств, поступивших в доход бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет;
  • средств, поступивших в доход бюджета в возмещение причиненного ущерба от хищений и (или) недостач средств;

б) администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, расчетов по доходам бюджета;

в) расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

Согласно п. 263 Инструкции N 157н, п. 103 Инструкции N 162н учет расчетов по платежам в бюджет ведется на следующих аналитических счетах:

  • 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
  • 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • 0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • 0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
  • 0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»;
  • 0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
  • 0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
  • 0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»;
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Аналитический учет по счету 303 00 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе бюджетов и, соответственно, зачисляемых видов платежей.

Учет операций по данному счету ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции (п. 265 Инструкции N 157н):

  • в журнале операций по оплате труда и журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками — в части начисленных сумм налога на доходы физических лиц;
  • в журнале операций с безналичными денежными средствами — в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты;
  • в журнале по прочим операциям — в части иных операций.

Отражение расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете

Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению казенными учреждениями в бюджетном учете операций по начислению и уплате платежей в бюджет.

Отражение в бюджетном учете получателя бюджетных средств расчетов по платежам из бюджета с финансовыми органами

Отражение в бюджетном учете получателя бюджетных средств расчетов по платежам из бюджета с финансовыми органами

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, 2010, N 16

Основным методом исполнения бюджета является казначейский, при котором учреждениям не открываются собственные счета в банках, а все расчеты осуществляются органами Федерального казначейства через открытые в них бюджетным учреждениям лицевые счета. В данном случае такого объекта учета, как денежные средства учреждения на банковских счетах, нет. При этом все безналичные расчеты учреждения отражаются в виде изменения задолженности перед соответствующим финансовым органом по использованию выделенных средств на одноименном счете 0 304

Читать еще:  Учет агентского договора у принципала проводки

05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“. К данному счету в 24 — 26 разрядах используются КОСГУ расходов:

210 — 290; 310 — 340; 500; 520 — 550; 800 — 820.

До 01.01.2009 счет 1 304 05 000 назывался “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“, что не совсем корректно раскрывало содержание расчетов учреждения по получению средств из бюджета на ведение своей уставной деятельности, получаемых от финансовых органов.

В соответствии с п. 218 Приказа Минфина России от 30.12.2008 N 148н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету“ (далее — Инструкция N 148н) платежи из бюджета учитываются на основании документов, приложенных к выписке со счета бюджета, предоставляемой финансовым органом соответствующим главным распорядителям (распорядителям) получателями средств бюджета.

В течение текущего финансового года операции по счету оформляются в основном бухгалтерскими записями по кредиту счета 0 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“ при использовании бюджетных средств, например, по следующим направлениям:

— в оплату заключенных учреждением договоров (контрактов) на поставку нефинансовых активов, выполненных работ, оказанных услуг, оплату расходов на безвозмездные перечисления организациям:

Д-т сч. 1 302 00 000 “Расчеты по принятым обязательствам“

К-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“;

Д-т сч. 1 206 00 000 “Расчеты по выданным авансам“

К-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из

бюджета с финансовыми органами“;

— перечисление денежных средств на аккредитивный счет:

Д-т сч. 1 201 06 510 “Поступления денежных средств на аккредитивный счет“

К-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“;

— перечисление сумм налогов, сборов и платежей в доход бюджета:

Д-т сч. 1 303 00 000 “Расчеты по платежам в бюджеты“

К-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“;

— суммы предоставленных субсидий, субвенций и прочих текущих трансфертов:

Д-т сч. 1 302 00 000 “Расчеты по принятым обязательствам“, сч. 1 206 00 000 “Расчеты по принятым обязательствам“

К-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“;

— суммы бюджетных средств, направленных распорядителем средств на счет получателя бюджетных средств в банке:

Д-т сч. 1 304 04 000 “Внутриведомственные расчеты“

К-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“;

— перечисление в бюджет средств, поступивших на лицевой счет учреждения, открытый в финансовом органе (в органе казначейства), в возмещение причиненного учреждению ущерба, недостач, дебиторской задолженности прошлых лет:

Д-т сч. 1 210 02 000; сч. 1 303 05 830

К-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“.

В исключительных случаях в течение текущего финансового года могут быть отражены операции и по дебету счета

1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“. Например:

— поступление средств на восстановление расходов в отчетном году, в погашение дебиторской задолженности, в возмещение причиненного учреждению ущерба:

Д-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“

К-т сч. 1 206 00 000; сч. 1 303 00 000; сч. 1 210 03 660.

По завершении текущего финансового года собранные нарастающим итогом обороты по кредиту счета 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“ в сумме произведенных платежей отражаются записью:

Д-т сч. 1 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами“

К-т сч. 1 401 03 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов“.

В проводках указываются соответствующие коды счетов аналитического учета к счету 1 304 000. Таким образом, счет 1 304 05 000 закрывается и не имеет остатка на 1 января того года, который следует за текущим.

Свою особенность имеет отражение операций по получению наличных денежных средств с лицевого счета учреждения в кассу и сдаче из кассы на лицевой счет. Рассмотрим получение наличных денежных средств в кассу учреждения на выдачу заработной платы. На основании Заявки учреждения, поданной в казначейство, в бюджетном учете учреждения делается запись:

Д-т сч. 1 210 03 560 “Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“

К-т сч. 1 304 05 211 “Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами

по заработной плате“.

Наличные деньги в кассу учреждения могут быть получены только на следующий день. Их принятие к учету отразится записью:

Д-т сч. 1 201 04 510 “Поступления в кассу“

К-т сч. 1 210 03 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“.

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н: Приказ Минфина России от 30.12.2009 N 152н.

3. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

4. О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н: Приказ Минфина России от 03.07.2009 N 69н.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector