Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухгалтерский учет негосударственных пенсионных фондов

Учет расходов на негосударственное пенсионное обеспечение

В бухгалтерском учете расходы на негосударственное пенсионное обеспечение являются расходами по обыч­ным видам деятельности (см п. 5 ПБУ 10/99, утвержденно­го Приказом Минфина России от б мая 1999 г. № ЗЗн) и со­гласно Плану счетов отражаются по дебету счета учета за­трат на производство (расходов на продажу) в корреспон­денции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхова­нию и обеспечению».

В бухгалтерском учете ООО «Мир» данная операция отражается следующим образом:

Д-т сч. 44 К-т сч. 69 — 1000 руб. — отражена сумма взно­сов по негосударственному пенсионному обеспечению Д-т сч. 69 К-т сч. 51 — 1000 руб. — перечислена сумма пен­сионных взносов в НПФ.

В налоговом учете суммы платежей работодателя по договорам негосударственного пенсионного обеспече­ния, заключенным в пользу работников с НПФ, имеющи­ми лицензии на ведение соответствующих видов деятель­ности в РФ, следует отражать в составе расходов на опла­ту труда (п. 16 ст. 255 НК РФ) при условии, что:

— пенсионные взносы учитываются в НПФ на именных счетах участников НПФ, и договор негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает выплату пен­сий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет;

— сумма платежей работодателей, выплачиваемая по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников, не превышает 12% от суммы расходов на оп­лату труда, в случае когда организация в текущем налого­вом периоде не уплачивает платежи (взносы) по догово­рам долгосрочного страхования жизни работников и (или) добровольного пенсионного страхования или сово­купная сумма всех вышеуказанных платежей (взносов) не превышает 12% от суммы расходов на оплату труда, если

она в текущем периоде уплачивает такие взносы. Обрати­те внимание, что при расчете предельных размеров пла­тежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные вышеуказанным пунктом.

В налоговом учете ООО «Мир» сумма перечисленных в мае 2005 г. пенсионных взносов в НПФ должна отражать­ся в составе расходов на оплату в полном объеме, так как их размер составляет менее 12% от суммы расходов на оплату труда за текущий отчетный (налоговый) период.

Отметим, что платежи по договорам негосударствен­ного пенсионного обеспечения не облагаются НДС (см. подп.7 п. Зет. 149НК РФ).

Что касается ЕСН, то согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при опре­делении налоговой базы по данному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в ко­торой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имуществен­ных или иных прав), предназначенных для физического ли­ца-работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взно­сов по договорам добровольного страхования (за исключе­нием сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ). Как видим, платежи работодателя по дого­ворам негосударственного пенсионного обеспечения, за­ключенным в пользу работников, при определении налого­вой базы учитываются. Однако согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налого­плательщиков-организаций такие выплаты не уменьшают базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налого­вом) периоде. Из этого следует, что организации — платель­щики налога на прибыль включают в базу по ЕСН только те суммы взносов (выплат) в НПФ, выплаты по которым умень­шают базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (на­логовом) периоде. Соответственно суммы взносов в НПФ, выплаты по которым не относятся к расходам, уменьшаю­щим базу по налогу на прибыль организаций в текущем от­четном (налоговом) периоде, не облагаются ЕСН в соответ­ствии с п. 3 ст. 236 НК РФ. У всех других организаций (непла­тельщиков налога на прибыль) данные расходы облагают­ся ЕСН в полном объеме.

ООО «Мир» обязано включить сумму перечисленных в мае 2005 г. взносов в НПФ в базу по ЕСН (страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование) в полном объеме, поскольку вся сумма взносов отнесена к расхо­дам, уменьшающим базу по налогу на прибыль организа­ций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Теперь рассмотрим ситуацию с НДФЛ. С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 29.12.2004 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ»введена в действие но­вая ст. 213.1 НК РФ «Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхова­ния, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами». Согласно этой статье при определении базы по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обес­печения, заключаемым с негосударственными пенсионны­ми фондами, неучитываютсясуммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспече­ния, заключенным организациями и иными работодателя­ми с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, а при опре­делении налоговой базы учитываются:

— суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспече­ния, заключенным организациями и иными работодате­лями с имеющими соответствующую лицензию россий­скими негосударственными пенсионными фондами;

— денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм плате­жей (взносов), внесенных физическим лицом в свою поль­зу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионны­ми правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соот­ветствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, при досрочном расторжении ука­занных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

В заключение несколько слов о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Напомним, что базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2005 г. (как и прежде) является начисленная по всем осно­ваниям оплата труда (доход) работников. Исключение со­ставляют лишь выплаты, указанные в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвер­жденном Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765 (далее — Перечень). В частности, в п. 21 Пе­речня указаны суммы взносов, не превышающие в год 24 МРОТ, установленного федеральным законом, уплачивае­мые работодателем по договорам негосударственного пен­сионного обеспечения, заключенным с НПФ на срок не ме­нее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях достижения работником пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии.

Следовательно, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболева­ний начислять на суммы, которые организация направила в НПФ, нужно, если выполняется хотя бы одно из условий:

Читать еще:  При формировании учетной политики утверждаются

«1С:Предприятие» для негосударственных пенсионных фондов

Источник: «Финансовая газета» №45, ноябрь, 2002 год

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в процессе своей деятельности разрабатывают и заключают с вкладчиками договоры на негосударственное пенсионное обеспечение, принимают пенсионные взносы, ведут учет пенсионных накоплений, сформированных пенсионных резервов и выплаченных пенсий по каждой пенсионной схеме с фиксированным размером пенсионных взносов, а также решают ряд других задач. В связи с важной социальной функцией НПФ законодательство предъявляет повышенные требования к оперативности и корректности представляемой ими отчетности.

Одним из главных факторов, которые могут существенно повысить эффективность деятельности НПФ, является автоматизация его деятельности. Использование автоматизированной системы позволяет организовать электронный внутрифирменный документооборот, а также оперативно и точно предоставлять необходимую информацию инспектирующим органам, управляющим компаниям и участникам фонда.

Для автоматизации деятельности НПФ компания «Ортикон» (1С:Франчайзи, г. Москва) разработала конфигурацию «Ортикон: Негосударственный пенсионный фонд» системы программ «1С:Предприятие 7.7».

Данный программный продукт предназначен для ведения бухгалтерского и налогового учета в НПФ, оперативного учета пенсионных счетов его участников и расчета пенсионных резервов. С его помощью можно формировать бухгалтерскую, оперативную и специальную отчетность в соответствии с требованиями по ведению учета финансово-экономической деятельности НПФ. При разработке программы в нее были включены распространенные и устоявшиеся схемы работы пенсионных фондов. Рассмотрим кратко основные особенности конфигурации.

План счетов

В соответствии с законодательством при ведении бухгалтерского учета в НПФ не допускается смешение имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, с имуществом, составляющим пенсионные резервы, поэтому в плане счетов программы в соответствии с приказом Минфина России от 19.12.2000 г. № 110н предусмотрено раздельное ведение учета пенсионных резервов и имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, с помощью открытия субсчетов к счетам синтетического учета. Кроме того, расширен аналитический учет по счетам 72 «Страховые взносы», 74 «Страховые выплаты» и 91 «Прочие доходы и расходы». Использование в программе разделителя учета позволяет формировать все бухгалтерские отчеты, в том числе оборотно-сальдовую ведомость, раздельно по каждому виду деятельности.

В разработке плана счетов программы принимали участие ведущие аудиторские фирмы, активно работающие с НПФ.

Размещение пенсионных резервов

Негосударственные пенсионные фонды могут размещать свои средства в банковские депозиты, недвижимость, а также различные виды ценных бумаг. Наиболее трудоемким с точки зрения бухгалтерского и налогового учета является участок по отражению операций с ценными бумагами.

Конфигурация обеспечивает возможность ведения партионного учета ценных бумаг по методу FIFO или LIFO. Для регистрации акта покупки ценных бумаг и векселей применяется документ «Акт приема-передачи ценных бумаг». Операция по продаже ценных бумаг оформляется с помощью документа «Выбытие ценных бумаг». Операции с ценными бумагами отражаются в отчете «Книга учета ценных бумаг». Информация о всех ценных бумагах, находящихся на балансе НПФ на отчетную дату, представлена в отчете «О наличии ценных бумаг».

В соответствии с требованием части второй Налогового кодекса Российской Федерации регистры для налогового учета операций с ценными бумагами формируются в программе раздельно по видам ценных бумаг, а также группируются по «обращающимся» и «не обращающимся» на организованном рынке ценных бумаг.

Расчет пенсионных резервов

Для ведения расчетов по пенсионным резервам в конфигурации используется дополнительный аналитический план счетов, который организован на забалансовых счетах. Дополнительный план счетов позволяет вести подробный аналитический учет в разрезах, необходимых для последующего формирования специальной отчетности НПФ.

На аналитическом плане счетов учет ведется в разрезе именных и солидарных пенсионных счетов по каждому участнику, пенсионному договору, пенсионной схеме, а также по источникам средств, поступивших на счет участника. В программе реализованы алгоритмы расчета и выплаты пенсий по «пожизненной» и «срочной (фиксированной)» схемам, а также расчет выкупных сумм лицам, расторгнувшим договор, и наследникам. Предусмотрено автоматическое распределение инвестиционного дохода по пенсионным счетам участников.

Для ведения бухгалтерского учета в НПФ, как правило, не требуется подробная аналитика по состоянию пенсионных счетов его участников, поэтому в программе бухгалтерские операции по каждому виду пенсионных резервов формируются сводно.

Процедура проведения взаиморасчетов с пенсионерами в программе автоматизирована. Предусмотрено формирование платежных ведомостей на выплату пенсий. Поддерживается обмен информацией с программой «клиент-банк».

Контроль исполнения сметы

НПФ является некоммерческой организацией, деятельность которой ограничена сметой, которая утверждается ежегодно. Для планирования расходов в конфигурации используется документ «Формирование сметы». Контроль над соответствием фактических расходов запланированным производится с помощью документа «Исполнение сметы».

Для проведения план-фактного анализа соответствия запланированных расходов фактическим используется «Отчет по смете».

Отчетность

Ведение учета на счетах аналитического плана счетов позволяет получать информацию о состоянии пенсионных счетов в различных разрезах. В конфигурации предусмотрены типовые формы отчетов «О состоянии именных и солидарных пенсионных счетов», ведомости на выплату пенсий, выкупных сумм лицам, расторгнувшим договор, и наследникам, «Расчет распределения инвестиционного дохода», «Карточка участника» и др.

Специальная и оперативная отчетность НПФ строится на основании данных бухгалтерского и аналитического планов счетов.

В программе также реализовано формирование регламентированной бухгалтерской отчетности НПФ в соответствии с приказом Минфина России от 21.02.01 г. № 15н, а также отчетности (на бумажных и электронных носителях) для Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

В целях разграничения доступа к информации в программе предусмотрены различные интерфейсы для ведения бухгалтерского учета и расчета пенсионных резервов.

Как показала практика, использование программы в НПФ «Пенсионный фонд Внешторгбанка», «Национальный негосударственный пенсионный фонд» и в других организациях позволило упорядочить документооборот и эффективно организовать работу всех отделов.

Как отразить в налоговом учете расходы по договору негосударственного пенсионного обеспечения?

Расходы по уплате организацией разовым платежом пенсионного взноса могут быть отражены в бухгалтерском учете в «Расходах будущих периодов»

Организация заключила договор негосударственного пенсионного обеспечения. Договором предусмотрена ежемесячная выплата негосударственной пенсии по достижению права на государственную пенсию в соответствии с законодательством РФ в течение 10 лет. Пенсионный взнос уплачивается единовременно. Срок действия договора установлен до окончания исполнения сторонами обязательств. Начало 10-летнего периода выплат установлено со следующего месяца после поступления в фонд заявления о назначении и выплате негосударственной пенсии, но не ранее приобретения на нее права.

Могут ли быть учтены такие расходы для целей налогообложения прибыли равномерно в течение не менее 5 лет в соответствии с разъяснениями Минфина России, данными в письме от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон N 75-ФЗ) договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Пунктом 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ установлено, что пенсионный договор должен содержать, в частности, положения о порядке и условиях внесения пенсионных взносов, порядке выплаты негосударственных пенсий, а также сроках действия и прекращения договора.

Читать еще:  Бухгалтерский учет видео

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, в том числе расходов на оплату труда (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Пунктом 16 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами (далее — НПФ)), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) суммы таких платежей (взносов) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения относятся к расходам на оплату труда при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников НПФ, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования — выплату пенсий пожизненно.

Порядок признания расходов для целей налогообложения прибыли установлен ст. 272 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

В рассматриваемом случае договор негосударственного пенсионного обеспечения, срок действия которого установлен до окончания исполнения сторонами обязательств и условиями которого предусмотрена ежемесячная выплата негосударственной пенсии по достижению права на государственную пенсию в соответствии с законодательством РФ в течение 10 лет, при этом начало периода выплат начинается со следующего месяца после поступления в НПФ заявления о назначении и выплате пенсии, но не ранее приобретения права на нее, не является бессрочным. Поэтому сумму уплачиваемого разовым платежом пенсионного взноса, руководствуясь нормой п. 6 ст. 272 НК РФ, организация может признать в расходах для целей исчисления налога на прибыль равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Формально в данном случае исчисление установленного срока действия договора — до окончания исполнения сторонами обязательств — должно производиться исходя из суммы лет, оставшихся до достижения права на государственную пенсию в соответствии с законодательством РФ младшим из застрахованных лиц, и 10-летнего периода выплаты негосударственной пенсии. При этом наличие в договоре условия о том, что начало 10-летнего периода выплаты негосударственной пенсии устанавливается со следующего месяца после поступления в НПФ соответствующего заявления о ее назначении и выплате, по нашему мнению, не позволяет на сегодняшний день на практике определить конкретный срок действия договора в календарных днях, как это предусмотрено п. 6 ст. 272 НК РФ.

Разъяснения Минфина России о том, что пенсионные взносы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли равномерно исходя из порядка и условий внесения пенсионных взносов (в частности, за какой период уплачиваются взносы), содержащихся в пенсионном договоре и пенсионных правилах НПФ, но в течение не менее 5 лет, данные в письме от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454, относятся к бессрочным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату пенсий пожизненно, и на рассматриваемый договор не распространяются.

Полагаем, что, давая такие разъяснения, специалисты Минфина России руководствовались минимальным периодом выплаты пенсий, установленным п. 16 ст. 255 НК РФ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, — не менее 5 лет. Следуя этой логике, можно предположить, что в рассматриваемом случае уплаченный единовременно пенсионный взнос также может быть учтен в расходах для целей налогообложения прибыли исходя из установленного договором периода выплаты пенсий, то есть в течение 10 лет.

К сожалению, какими-либо разъяснениями официальных органов, а также судебной практикой в ситуациях, аналогичных рассматриваемой, мы на сегодняшний день не располагаем.

Считаем, что в данном случае, учитывая недостаточно четко обозначенную позицию по признанию расходов по уплате пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в подобных ситуациях в законодательстве о налогах и сборах, а также отсутствие официальных комментариев компетентных органов по этому вопросу, организации имеет смысл воспользоваться своим правом налогоплательщика и обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ.

В этом случае выполнение письменных разъяснений, данных налогоплательщику (либо неопределенному кругу лиц) финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

К сведению:

Напомним, что совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные этой нормой.

При этом, по мнению Минфина России, организация вправе учесть в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли всю сумму взносов, рассчитанную в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, если соблюдается ограничение, установленное ст. 17 Закона N 75-ФЗ, и согласно правилам НПФ и договору на покрытие административных расходов и обеспечение его уставной деятельности направляется не более 3% от суммы пенсионных взносов, а средства в размере не менее 97% от суммы взносов зачисляются на именные счета работников ((смотрите, например, письма Минфина России от 17.05.2011 N 03-03-06/4/46, от 20.03.2007 N 03-03-06/1/171, от 13.02.2007 N 03-04-06-02/20).

Читать еще:  209 счет бюджетного учета проводки

Бухгалтерский учет

Пунктом 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) предусмотрено, что в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по уплате пенсионных взносов работодателем отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

При этом расходы организации, в частности, признаются:

– в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99);

– с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) (п. 19 ПБУ 10/99);

– путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99).

Учитывая, что условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, а относятся эти расходы ко всему сроку действия договора, заключенного на срок более одного отчетного периода, считаем, что указанные расходы могу быть учтены в бухгалтерском учете в том же порядке, что и в налоговом учете, то есть равномерно в течение срока действия договора.

В этом случае сумма, подлежащая ежемесячному включению в состав текущих расходов, рассчитывается пропорционально количеству календарных дней в каждом месяце к сроку действия договора негосударственного пенсионного обеспечения, выраженному в днях.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Таким образом, расходы по уплате организацией разовым платежом пенсионного взноса по договору негосударственного пенсионного обеспечения, действующему в течение нескольких отчетных периодов, могут быть отражены в бухгалтерском учете по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием в дебет счетов учета производственных затрат (расходов на продажу, общехозяйственных расходов) в качестве расходов по обычным видам деятельности в течение срока действия этого договора, в порядке, установленном организацией в приказе по учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Вместе с тем организация может отказаться от использования счета 97 «Расходы будущих периодов» и единовременно списать такие расходы на счета учета производственных затрат (расходов на продажу, общехозяйственных расходов), поскольку с 2011 года из п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, исключено упоминание о расходах будущих периодов в качестве отдельной статьи в бухгалтерском балансе, и ни один из нормативных актов по бухгалтерскому учету не предписывает использование этого счета в отношении расходов по негосударственному пенсионному обеспечению.

В случае, если организация примет решение не использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» для учета расходов по негосударственному пенсионному обеспечению, это также необходимо закрепить в приказе по учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Учет пенсионных взносов в негосударственном пенсионном фонде (НПФ);

Отчет о владельцах акций акционерного инвестиционного фонда и инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда

Информация указывается на основе данных, содержащихся в реестре акционеров акционерного инвестиционного фонда. Дополнительно может раскрываться информация об операциях по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, по которым в реестр владельцев инвестиционных паев не внесены записи.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ)– это некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения (Действует на моновании ФЗ № 75-ФЗ от1998г. «О негосударственных пенсионных фондах», их деятельность лицензируется и контролируется ФСФР РФ.)

НПФ действует только в интересах участников фонда, и вся его деятельность направлена на получение максимального инвестиционного дохода

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения деятельность НПФ включает в себя:

аккумулирование пенсионных взносов: Вкладчик на основании Пенсионного договора перечисляет в НПФ пенсионные взносы. Фонд осуществляет учет поступивших пенсионных взносов на солидарном или именном пенсионном счете Вкладчика и формирует пенсионные резервы.

размещение пенсионных резервов в соответствии с действующим законодательством: Фонд определяет направления, порядок и условия размещения пенсионных резервов. Фонд размещает пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании.

распределение полученного дохода: Доход, полученный Фондом по результатам размещения пенсионных резервов, распределяется на пенсионные счета Вкладчиков и Участников, направляется на пополнение страхового резерва и на ведение уставной деятельности Фонда.

оформление и выплата негосударственных пенсий: При наступлении пенсионных оснований у Участника определяется размер негосударственной пенсии и порядок ее получения исходя из накопленной суммы.

Проводки:

Формирование пенсионных резервов за счет поступивших пенсионных взносов

Д-т 72 «Страховые взносы», субсчет «Расчеты по пенсионным взносам».

К-т 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета

Формирование пенсионных резервов за счет дохода Фонда от их размещения

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

К-т 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета

Аналитический учетпо субсчету «Резервы покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется в разрезе каждого вида пенсионных резервов.Учет резервов покрытия пенсионных обязательствведется на субсчете «Резерв покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».Учет страховых резервов ведетсяна субсчете «Страховой резерв» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

При размещении Фондом пенсионных резервов самостоятельносредства, вложенные в ценные бумаги и иные финансовые вложения, учитываются в общем порядке на счете 58 «Финансовые вложения».

Дебет 51 Кредит 72 поступление пенсионных взносов;

Дебет 72 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет пенсионных и страховых взносов;

Дебет 84 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет доходов от размещения пенсионных резервов и накоплений;

Дебет 86 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет целевых взносов;

Дебет 79 Кредит 51 размещение пенсионных резервов и накоплений по договору доверительного управления;

Дебет 58 Кредит 51 размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов самостоятельно;

Дебет 79, 76 Кредит 91 начисление доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений;

Дебет 96 Кредит 74 начисление пенсий, выкупных и наследуемых сумм;

Дебет 74 Кредит 68 удержание налога на доходы физических лиц с начисленных выплат;

Дебет 74 Кредит 50,51 фактические выплаты участникам и вкладчикам фонда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector