Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как списать аптечки в бюджетном учете

В соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, а на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам. Муниципальное учреждение, не относящееся к сфере здравоохранения, приобретает аптечку первой помощи (автомобильную) или средства, необходимые для формирования аптечки первой помощи (автомобильной) для автомобилей служебного пользования в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 N 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)». На какую подстатью КОСГУ следует относить данные расходы: на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» или на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 2019 году приобретение аптечки скорой помощи для служебных автомобилей и средств, необходимых для ее комплектации, отражается по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

Обоснование вывода:
С 1 января 2019 года действует новый порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н). В свою очередь, методические рекомендации по применению Порядка N 209н были доведены письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153 (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с п. 11.4 Порядка 209н статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-349 КОСГУ, отражающими увеличение стоимости материальных запасов по объектам.
Пунктом 3 раздела II Методических указаний прямо предусмотрено, что к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относится приобретение лекарственных препаратов, аптечек и сумок санитарных для оказания первой помощи и тому подобное. При этом данная норма применяется независимо от того, относится ли учреждение к сфере здравоохранения, или нет.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Реестр медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке, размещается на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет (ч. 10 ст. 38 Закона N 323-ФЗ). В частности, данный реестр содержит такие наименования, как аптечка первой помощи транспортная, аптечка первой помощи автомобильная и т.п.
Таким образом, в 2019 году приобретение аптечки первой помощи для служебных автомобилей и средств, необходимых для ее формирования, отражается по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

30 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Как списать аптечки в бюджетном учете

Дата публикации 31.05.2019

ФСС РФ разрешил бюджетному учреждению направить часть суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на предупредительные меры по сокращению травматизма. Учреждение заключило контракты на приобретение аптечек, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Как отразить эту операцию в учете?

Согласно п. 3 правил, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, организации могут за счет средств ФСС РФ проводить предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (в т.ч. приобретать специальную одежду и обувь, аптечки для оказания первой помощи и прочие материалы). Для этого предварительно необходимо получить разрешение фонда.

Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уменьшается на стоимость приобретенных материалов. Соответственно, аптечки, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты необходимо оплатить по виду расходов 119 и подстатьям 341 (аптечки), 345 (спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты) КОСГУ. Это следует из п. 51.1.1.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), пп. 11.4.1, 11.4.5 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).

Читать еще:  Учет забалансовых счетов

Минфином России были изданы системные рекомендации по отражению в учете приобретения материалов в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (письмо Минфина России от 16.02.2017 № 02-07-07/8786).

В бухгалтерском учете приобретение материальных запасов в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ может быть отражено записями:

Дебет КРБ (КПС 119) Х 109 Х0 213 (Х 401 20 213) Кредит КРБ (КПС 119) Х 303 06 731 – начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (пп. 130, 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н, п. 15.3.1 Порядка № 209н);

Дебет КРБ Х 105 31 341 Кредит КРБ (КПС 119) Х 302 34 73Х – приобретены аптечки (пп. 31, 34, 127 Инструкции № 174н, пп. 11.4.1, 15.3 Порядка № 209н);

Дебет КРБ Х 105 35 345 Кредит КРБ (КПС 119) Х 302 34 73Х – приобретены спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (пп. 31, 34, 127 Инструкции № 174н, пп. 11.4.5, 15.3 Порядка № 209н);

Дебет КРБ (КПС 119) Х 302 34 83Х Кредит КИФ Х 201 11 610 – оплачены материалы поставщику (пп. 73, 127 Инструкции № 174н, п. 66.5.1 Порядка № 132н, п. 16.3 Порядка № 209н),

одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 18 (коды 341, 345 КОСГУ) (п. 367 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н);

Дебет КРБ (КПС 119) Х 209 34 561 Кредит КДБ (КПС 130) Х 401 10 134 – начислены требования по компенсации расходов учреждения по предупредительным мерам (пп. 108, 109, 149 Инструкции № 174н, п. 12.1.3 Порядка № 132н, пп. 9.3.4, 13.6.1 Порядка № 209н);

Дебет КРБ (КПС 119) Х 303 06 831 Кредит КРБ (КПС 119) Х 209 34 661 – произведен зачет расходов путем встречного требования ФСС РФ (пп. 4, 108, 130 Инструкции № 174н, пп. 14.6.1, 16.3.1 Порядка № 209н);

Дебет (КПС 119) КРБ Х 303 06 831 Кредит КИФ Х 201 11 610 – перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за вычетом расходов на приобретение аптечек и средств индивидуальной защиты (пп. 73, 130 Инструкции № 174н, п. 66.5.1 Порядка № 132н, п. 16.3.1 Порядка № 209н).

Учет затрат на медкабинет и аптечку

Расходы на создание медкабинета и комплектацию аптечки фирма вправе включить в расчет базы по налогу на прибыль. При этом Минфин России устанавливает некоторые ограничения.

Некоторые компании организуют медицинские кабинеты для оказания персоналу экстренной помощи, а также для проведения регулярных медосмотров сотрудников, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах (к которым, в частности, относят и работу за компьютером) (ст. 212, 213 ТК РФ, Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118). Фирмы, которые не имеют возможности оборудовать полноценный медицинский кабинет, комплектуют аптечки. Ведь работодатели обязаны обеспечить нормальные условия труда (ст. 163 ТК РФ). Для персонала необходимо организовать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание (ст. 223 ТК РФ), к которому относят и создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на формирование медкабинетов и комплектование аптечек.

Читать еще:  Возврат госпошлины проводки в бухучете

Налоговый и бухгалтерский учет

— нефте- и газодобыча в районах Крайнего Севера, в пустынных, отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;

— производство продуктов питания;

— оказание услуг общественного питания (в том числе на транспорте);

— оказание транспортных услуг;

— оказание медицинских, образовательных, ряда бытовых услуг и т. д.

Практика по вопросу включения в расчет базы по налогу на прибыль затрат на создание медкабинета противоречива. Одни суды соглашаются с позицией Минфина России (пост. ФАС МО от 26.11.2009 № КА-А40/12347-09, ФАС ЦО от 08.10.2009 № А23-3030/08А-14-189). Другие выносят решения в пользу компаний (пост. ФАС ЦО от 09.11.2006 № А08-11753/05-25).

Расходы на комплектование аптечек фирма также вправе учесть в качестве прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Финансовое ведомство с этим согласно, но одновременно указывает, что комплектовать аптечки нужно в соответствии с требованиями законодательства (письма Минфина России от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112, от 20.08.2012 № 03-03-06/1/412, Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). Если эти требования не соблюдаются или завышены, возможны претензии проверяющих в отношении признания расходов. Рекомендуем комплектовать аптечки в пределах норм.

Что касается НДС, то большая часть медикаментов и медоборудования включена в Перечень, согласно которому реализация таких изделий облагается по ставке 10 процентов (Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утв. пост. Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее — Перечень)). Есть также жизненно необходимая медицинская техника, продажи которой НДС не облагаются (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утв. пост. Правительства РФ от 17.01.2002 № 19).

Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете покупки оборудования и медикаментов для медкабинета.

Фирма через подотчетное лицо покупает медицинский холодильный шкаф с принудительной вентиляцией стоимостью 66 000 руб. (в т. ч. НДС 10% — 6000 руб.), а также различные медикаменты на сумму 11 000 руб. (в т. ч. НДС 10% — 1000 руб.).

Бухгалтер сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

– 77 000 руб. (66 000 + 11 000) — денежные средства выданы под отчет для приобретения шкафа и медикаментов;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71

– 10 000 руб. — оприходованы медикаменты;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71

– 1000 руб. (11 000 руб. × 10/110) — отражен НДС, предъявленный поставщиком;

ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19

– 1000 руб. — НДС принят к вычету.

При использовании медикаменты будут списываться в расходы проводкой ДЕБЕТ 20 (26) КРЕДИТ 10.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 71

– 60 000 руб. — оприходован медицинский шкаф;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71

– 6000 руб. (66 000 руб. × 10/110) — отражен НДС, предъявленный продавцом;

ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19

– 6000 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 60 000 руб. — медицинский шкаф включен в состав основных средств.

Правовые особенности и нормативы

Требования к инвентарю, освещению и внутренней отделке медкабинетов содержатся в СанПиН 2.1.3.2630-10 (утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58). Так, в медкабинете нужно устанавливать настенные или переносные светильники для осмотра больного. Уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном месте (в шкафу вне медицинских кабинетов). Кроме того, в документе содержатся требования к дезинфекции.

Аптечка для оказания первой помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, комплектуется только медицинскими изделиями, зарегистрированными на территории РФ (приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). В аптечку также должны быть вложены краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками), разъясняющими, как и чем оказывать первую помощь в различных ситуациях.

Читать еще:  Тзр в бухучете

Таким образом, создание медицинского кабинета или приобретение аптечки, безусловно, служит благим целям. Ведь на работе может случиться всякое, и часто помощь квалифицированного специалиста спасет жизнь человека. Вместе с тем следует учитывать особенности комплектования медицинских кабинетов и аптечек, что позволит избежать ненужных споров с налоговиками.

Экспертиза статьи: Елена Мельникова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Мнение: Елена Подлипалина, руководитель учета компании «Галс-Девелопмент», аттестованный профессиональный бухгалтер

Вправе ли фирма учесть расходы на медкабинет?

— медкабинет создан, чтобы проводить осмотр работников, для которых, согласно ТК РФ, он является обязательным, в частности для сотрудников, занятых на вредных и тяжелых работах;

— расходы оформлены документально надлежащим образом.

Однако подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса не содержит условия о том, что включать подобные затраты в расчет налоговой базы могут только компании, у которых есть производства/цеха с вредными и опасными условиями труда. По нашему мнению, фирма, независимо от наличия у нее такого производства, может включить затраты на создание и содержание медкабинета в налоговую базу.

Отметим, что при этом существует риск возникновения налогового спора с проверяющими, тем не менее есть также и судебная практика в пользу компаний (пост. ФАС ЦО от 09.11.2006 № А08-11753/05-25).

Учет автомобильных аптечек в бухгалтерском учете

Нормы трудового законодательства обязывают организации приобретать и иметь аптечки для оказания первой помощи. Причем осуществляемые виды деятельности на это никак не влияют и не отменяют данное требование. Обусловлено это, прежде всего, ст. 163 ТК РФ, которая обязывает нанимателей создавать подобающие условия труда для своих сотрудников. Существенное значение имеет также ст. 209 ТК РФ, устанавливающая нормы по охране труда, а также ст. 223 ТК РФ по части обеспечения профилактико-лечебного обслуживания сотрудников. Что касается непосредственно автоаптечек, то их наличие обязательно в каждом транспортном средстве. И служебный транспорт здесь исключением не является.

Следует заметить, что все мероприятия, проводимые в целях улучшения условий труда, организация–наниматель должна по большей части финансировать за счет собственных средств. Соответственно, аптечки приобретать организация должна, как правило, за свои средства. Между тем допускается и вариант возмещения данных трат за счет средств ФСС в рамках финансирования (обеспечения) профилактических мер по предупреждению, снижению профзаболеваний, травматизма на производстве.

Приобретение, списание аптечек фиксируется в налоговом и бухгалтерском учете общим порядком (применяемом в отношении материалов). Если они поступают по возмездным договорам, то организация в рамках проводимых операций с поставщиком, получает расчетные документы (накладные, счета–фактуры т. п.), соответствующую сопроводительную документацию. Например, сертификаты, удостоверяющие качество товара.

Бухучет операций по приобретению аптечек в организациях госсектора

К сведению, согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в госорганах и иных организациях госсектора аптечку для оказания первой помощи причисляют к кл. 21, именуемому, дословно: «Средства лекарственные и материалы, применяемые в мед. целях» (что соответствует коду 21.20.24.170). Данный классификатор, применяемый в настоящее время, введен Приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014 (ред. от 20.02.2020). Непосредственно покупка мед. средств (по кл. 21) подлежит оплате применительно к коду КОСГУ 341. Их дальнейший учет осуществляется при помощи сч. 105 01.

Автоаптечки казенное учреждение может учесть на сч. 105 36 «Прочие мат. запасы». Несмотря на то, что в ее состав входят перевязочные материалы, большинство экспертов не советуют использовать для этой цели сч. 1 105 31 000 («медикаменты, перевязочн. средства»). Обоснование: аптечка – самостоятельное мед. изделие, которое не причисляют к перевязочн. материалам. Между тем для исключения споров по этой части рекомендуется закреплять порядок учета в собственной учетной политике. Данное право обозначено Минфином РФ в письме № 02-05-10/39839 от 10.07.2015. Списание аптечки производится по окончании срока годности следующим путем: по ДТ 1 401 20 272 и КТ 1 105 36 440.

Бухучет по закупке аптечек для коммерческих структур

Бухгалтерия коммерческих структур, отображая необходимые операции по закупленным аптечкам, предназначенным для оказания первой помощи (за счет финансирования ФСС), руководствуются нормами Положения по бухучету ПБУ 13/2000 «Учет госпомощи» (утверждено распоряжением Минфина РФ №92н от 16.10.2000).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector