Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резервы в бухгалтерском учете

Оценочные резервы в бухгалтерской отчетности

Оценочные резервы в бухгалтерской отчетности

Похожие публикации

Невзирая на то, что образование резервов серьезно осложняет работу бухгалтера, рассчитывать их сегодня необходимо, поскольку, следуя требованиям законодательства, компания обязана предоставлять о себе как можно более точную финансовую информацию. Поговорим об оценочных резервах.

Оценочные резервы

Резервы создаются за счет прибыли и используются для уточнения оценки объектов бухучета. Например, рыночная цена отдельных МПЗ может существенно упасть по сравнению с ценой закупки, а в бухучете отражаться будет именно она, что и станет фактором недостоверности в отчетности компании. Чтобы избежать подобной ситуации и представить пользователям правдивую информацию, компания формирует резерв под обесценивание МЦ, а их стоимость указывают в отчетных формах в величине, уменьшенной на сумму резерва и, соответственно, более приближенной к реалиям рынка. Таков механизм действия всех оценочных резервов, позволяющий соблюдать принцип достоверности.

Создание резервов

Образование и учет оценочных резервов регулируется законодательно Положениями по бухучету № 21/2008 «Изменение оценочных значений» и № 8/2010 «Оценочные обязательства и условные активы». Порядок резервирования и определение критериев создания резерва под определенный актив регламентируются:

  • по резервам сомнительных долгов – ПБУ «По ведению бухучета и отчетности в РФ» от 29.07.1998 № 34н;
  • под обесценение инвестиций – ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»;
  • под снижение стоимости МПЗ – ПБУ 5/01 «Учет МПЗ».

К оценочному сегодня относится резервирование:

  • под уменьшение стоимости ТМЦ (сч. 14);
  • под обесценивание инвестиций (сч. 59);
  • по сомнительным (проблемным) долгам (сч. 63).

Словом, подобные резервы, являясь своеобразной корректировкой балансовой стоимости активов, аккумулируются на счетах и относятся к соразмеряющим счетам учета активов. К примеру, резерв на уменьшение стоимости МЦ, образованном на 14-м счете, снижает стоимость материалов, товаров или продукции, числящихся на счетах 10, 41, 43.

Резервы создаются на основе оценки, соответствующей рыночной ситуации. Так, величина:

  • уменьшения стоимости МЦ рассчитывается из оценки рыночной цены МЦ, отчасти утративших свои полезные качества;
  • инвестиций из реальной стоимости, по которой их можно продать;
  • задолженности дебитора из расчета вероятности и объема уплаты.

Оценочные резервы в бухгалтерской отчетности

Итак, резервы оценки необходимы для формирования достоверной информации о величине активов фирмы, указываемой в отчетных формах. Поэтому образование каждого из них является обязательным для предприятий, в которых:

  • произошло уменьшение стоимости имеющихся МЦ по сравнению с рыночной ценой из-за утраты изначальных свойств или морального старения;
  • зафиксировано и подтверждено проверкой существенное обесценивание вложений;
  • установлено наличие сомнительной дебиторской задолженности.

Стоимость МПЗ, инвестиций и размер долгов дебиторов указываются в активе баланса за вычетом зарезервированных сумм. Таким образом, при наличии резерва в балансе присутствует справедливая, приближенная к рыночной, стоимость имущества, а в отчете о финансовых результатах указывают убыток от уменьшения цены. В отчетности по видам образуемых резервов отражается информация о периодичности и порядке их генерирования, списания и остатках на начало года. К примеру, по резерву под обесценивание вложений в ОФР (отчет о финрезультатах) указывают:

  • виды инвестиций;
  • величины зарезервированных сумм, созданных в отчетном году;
  • величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода;
  • сумм резерва, использованных в отчетном году.

Учет оценочных резервов

Начисление резервов фиксируется по дебету сч. 91 и кредиту счетов резервов – 14, 59, 63. Списание резерва под сомнительные долги по окончании срока давности или иным основаниям отражается по дебету сч. 63 и кредиту расчетных счетов 60, 62, 73, 76.

При выбытии инвестиции, по которой резерв был образован, а также при уменьшении зарезервированной суммы производится запись – Д/т 59 К/т 91.

При выбытии МПЗ либо уменьшении соответствующего резерва оформляется проводка – Д/т 14 К/т 91.

Резервы в бухгалтерском учете

Часто бухгалтера несерьезно относятся к вопросам, касающимся резервов, и не спешат их создавать.

Давайте разберемся, что-такое «резерв» и зачем вообще он нужен организации.

Российские стандарты бухгалтерской отчетности обязывают организации создавать ряд резервов. В целом по экономическому смыслу и целям создания все резервы можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся резервы, которые связаны с уценкой активов, то есть с уменьшением их стоимости. В бухгалтерском учете они именуются как оценочные резервы. Целью создания данных резервов является покрытие убытков при потере активами их реальной стоимости.

Вторая группа резервов в бухгалтерском учете именуется оценочными обязательствами. Смысл создания данных резервов заключается в том, чтобы распланировать крупные известные нам расходы заранее, распределить их равномерно во времени.

Начислять оба вида резервов необходимо, чтобы данные бухгалтерской отчетности не искажались.

Оценочные резервы представляют собой некий резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих возможных убытков. Порядок их формирования в бухгалтерском учете и отражения в бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» и другими положениями, регламентирующими конкретный вид резерва.

В настоящее время российским законодательством предусмотрено три вида оценочных резервов:

· резерв под снижение стоимости материальных ценностей;

· резерв под обесценение финансовых вложений;

· резерв по сомнительным долгам.

Стоит обратить внимание, что организаций не могут выбирать создавать или не создавать оценочные резервы — это обязанность в силу закона! Формировать первую группу резервов обязаны абсолютно все компании (включая малые предприятия), при условии, что есть соответствующие основания для создания резервов. Данные основания указаны в соответствующих ПБУ.

В частности, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов необходимо создавать в случае, если МПЗ:

-полностью или частично теряют свои первоначальные качества;

-учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи),

-давно не используются (ПБУ 5/01).

В части финансовых вложений – организация должна проверять все свои финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, на предмет их обесценения. Если на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости и при этом отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то на лицо устойчивое снижение стоимости финансовых вложений. В этих случаях организация образует резерв под обесценение финансовых вложений (ПБУ 19/02).

В части дебиторской задолженности – организации следует создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Итак, как уже было сказано выше, организация обязана создавать при определенных условиях указанные резервы, поэтому нет необходимости указывать данный момент в учетной политике. Однако организации следует в учетной политике прописать порядок тестирования активов на обесценение.

Согласно п.4 ПБУ 21/2008 «Учетная политика организации», ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ тестировать активы на предмет создания резерва необходимо не реже одного раза в год — при составлении годового отчета.

Читать еще:  Учет прибылей и убытков проводки

Порядок тестирования активов на предмет обесценения может быть прописан примерно следующим образом.

В случае если отсутствует движение активов в течение года, резерв под снижение стоимости МПЗ создается в размере 50%, свыше года – 100%.

В части резерва по сомнительным долгам необходимо указать порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной, критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными.

За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;

3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Вторая группа резервов – оценочные обязательства регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

В ПБУ прямо не поименованы обязательства, которые необходимо создавать, но в приложении содержатся примеры анализа обязательств на предмет формирования по ним резервов.

В частности, к оценочным обязательствам могут быть отнесены: резервы на гарантийный ремонт, резерв на гарантийное обслуживание, резерв на оплату отпусков и прочие.

В отличие о первой группы эти резервы гарантированно будут использованы.

Кроме того, в ПБУ указаны условия при соблюдении которых в бухгалтерском учете признается оценочное обязательство:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Таким образом, смысл создания данных резервов заключается в следующем: мы точно знаем, что данные события в будущем наступят и примерно можем оценить расходы, связанные с наступлением данных событий.

Если обязательства организации отвечают данным условиям, резервы по ним также обязательны к созданию в силу закона. У организации нет права выбирать и утверждать в учетной политике создавать данный резерв или нет, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве. В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

В ПБУ не прописана конкретная методика создания резервов. В связи с этим, выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств, состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства, необходимо прописать в учетной политике организации. Это позволит избежать ошибок работников, разногласий с налоговыми органами.

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетност и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друг а Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295 . А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.

Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , 2011, № 8, с. 25.

  • вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ ) ст. 267 НК РФ . При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизилас ь п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н :

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материал ы п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов :

  • на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.
Читать еще:  Основные определения бухгалтерского учета

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв — в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МП З п. 25 ПБУ 5/01 .

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление — в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы» ) Инструкция по применению Плана счетов. утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008 . Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимост и пп. 19, 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н . Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложени й п. 37 ПБУ 19/02 , придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и не т п. 38 ПБУ 19/02 .

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходо в п. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доход ы п. 39 ПБУ 19/02 .

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложени й п. 38 ПБУ 19/02 .

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех услови й п. 5 ПБУ 8/2010 :

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафам и п. 2 ПБУ 8/2010 ;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работника м п. 11 ПБУ 8/2010 .

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов » п. 8 ПБУ 8/2010 . Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 ле т Письмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расход ы п. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ .

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Иные специфические налоговые резервы

В отличие от бухучета создание резервов в налоговом учете организации как и прежде — дело вкуса

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидо в подп. 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ ;
  • резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объекто в подп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила. утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68 .
  • резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынк а ст. 300, п. 10 ст. 270 НК РФ ;
  • банковские резерв ы ст. 292 НК РФ , резервы страховых организаци й ст. 294 НК РФ , резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхование м ст. 294.1 НК РФ .

Cложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб . пп. 1— 3 ст. 120 НК РФ , чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.

Читать еще:  План счетов бухгалтерского учета 94 н

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector