Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учетная политика в части ндс

Учетная политика для целей налогообложения (фрагмент). Раздельный учет по НДС

Когда понадобится: для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности.

Заполненный образец

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «Мастер»»

Учетная политика для целей налогообложения

ООО «Производственная фирма «Мастер»» на 2016 год

4. Раздельный учет по НДС

Для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС;
  • операций, освобожденных от налогообложения (включая операции, которые не являются объектом обложения НДС) в соответствии со статьями 146 и 149 Налогового кодекса РФ.

В рамках учета операций, облагаемых НДС, организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов;
  • операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

4.1. Раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от
налогообложения

4.1.2. Раздельный учет выручки и расходов по операциям, облагаемым НДС, и операциям, освобожденным от налогообложения, ведется на счетах 90 и 91. Для обеспечения раздельного учета к указанным счетам открываются субсчета:

  • «Операции, облагаемые НДС»;
  • «Операции, освобожденные от налогообложения»;
  • «Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов».

4.1.2. К счету 19 открываются субсчета:

  • «НДС к вычету»;
  • «НДС к распределению»;
  • «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».

4.1.3. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, освобожденной от налогообложения, включаются в стоимость активов (учитываются на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, освобожденная от налогообложения») без отражения на счете 19.

4.1.4. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и учтенным на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, облагаемая НДС», отражаются на счете 19 субсчет «НДС к вычету».

4.1.5. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и для деятельности, освобожденной от налогообложения, отражаются на счете 19 субсчет «НДС к распределению».

4.1.6. По итогам квартала входные суммы НДС, отраженные на счете 19 субсчет «НДС к распределению», распределяются следующим образом:

4.1.6.1. Сумма НДС к вычету определяется по формуле:

При расчете пропорции стоимость товаров (работ, услуг) учитывается без НДС.

Определенная таким образом сумма НДС распределяется между счетами 19 субсчет «НДС к вычету» и 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» в порядке, определенном в разделе 4.2 настоящей учетной политики.

4.1.6.2. Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов, определяется по формуле:

4.1.7. Если по состоянию на конец квартала материалы (счет 10), в стоимость которых должна быть включена сумма распределенного НДС, списаны на счета учета затрат, НДС списывается на эти счета пропорционально доле стоимости списанных материалов в общей стоимости материалов, учтенных в квартале. При этом общая стоимость материалов, учтенных в квартале, определяется по формуле:

4.1.8. Если по состоянию на конец квартала товары (счет 41), в стоимость которых должна быть включена сумма распределенного НДС, списаны в связи с реализацией, НДС увеличивает себестоимость продаж.

4.1.9. Для аналитического учета сумм входного НДС, относящегося как к операциям, облагаемым НДС, так и к операциям, освобожденным от налогообложения, используется аналитический регистр (по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей учетной политике). Регистр заполняется на основании данных бухгалтерского учета.

4.10. В кварталах, в которых доля совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов, все суммы входного НДС распределяются между счетами 19 субсчет «НДС к вычету» и 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» в порядке, определенном в разделе 4.2 настоящей учетной политики.

4.11. Расчет доли совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, производится в аналитическом регистре (по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей учетной политике).

4.2. Раздельный учет операций, облагаемых НДС по ставкам 18 (10) процентов, и операций,
облагаемых НДС по ставке 0 процентов

4.2.1. Сумма НДС, определенная в соответствии с пунктом 4.1.6.1 настоящей учетной политики, списывается с кредита счета 19 субсчет «НДС к распределению»:

  • либо в дебет счета 19 субсчет «НДС к вычету» с последующим отнесением на счет 68 субсчет «Расчеты по НДС»;
  • либо в дебет счета 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».

При этом суммы НДС, относимые на разные субсчета, определяются по формулам:

Учетная политика по НДС: выбираем и отражаем

Глава 21 НК РФ обязывает отражать в учетной политике организации отдельные положения по порядку ведения налогового учета. Также там можно, а иногда даже нужно уточнить порядок применения некоторых положений Налогового кодекса, которые трактуются неоднозначно.

Варламова Виктория Владимировна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается приказами (распоряжениями) ее руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения 1. Соответственно такой приказ (распоряжение) должен быть оформлен последними числами предыдущего года. Вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода и применяет со дня своего создания.

Рассмотрим, что и как необходимо отразить в учетной политике.

Раздельный учет входного НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период 3.

Порядок расчета НДС, установленный в учетной политике, не должен противоречить нормам Налогового кодекса. Например, если у организации налоговым периодом является квартал, то нельзя определить в учетной политике, что НДС будет распределяться по итогам календарного месяца.

Поскольку Налоговый кодекс не уточняет, какую стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав нужно брать для расчета пропорции, то в учетной политике налогоплательщику необходимо определить это самостоятельно.

Во-первых, под стоимостью товара можно понимать как продажную стоимость, так и себестоимость отгруженных товаров. Однако, по мнению Минфина, пропорция должна определяться исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг): как подлежащих налогообложению НДС, так и не облагаемых данным налогом, вне зависимости от их отражения на счетах бухгалтерского учета (как на счете 90, так и на счете 91) 4, то есть исходя из продажной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому, если в учетной политике организация установит иной способ определения пропорции, то ей, скорее всего, придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Читать еще:  Если не ведется раздельный учет ндс

Во-вторых, необходимо уточнить, как будет определяться стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав: — без учета НДС; — с учетом НДС 5.

Второй вариант может привести к спорам с налоговыми органами, поскольку согласно разъяснениям Минфина РФ и налоговой службы организациям при расчете пропорции следует основываться на сопоставимых показателях, то есть учитывать стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС 6.

Как видим, у контролирующих органов уже сложилась определенная точка зрения на порядок ведения раздельного учета. Поэтому организациям при утверждении в учетной политике критериев, которые будут использоваться при распределении входного НДС, следует оценить свою готовность к возможным спорам с налоговой службой.

В учетной политике необходимо также определить способ ведения раздельного учета: — аналитический (в частности, в регистрах налогового учета); — на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов, например:

  • сч. 19 субсчет «НДС, принимаемый к вычету»;
  • сч. 19 субсчет «НДС, включаемый в стоимость товаров, работ, услуг»;
  • сч. 19 субсчет «НДС, подлежащий распределению».

В аналогичном порядке ведут раздельный учет сумм налога налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

На практике были случаи, когда налоговая служба пыталась диктовать свои условия принятия к вычету НДС и даже ставила вопрос об отсутствии раздельного учета, притом что организация фактически вела раздельный учет, но учетной политикой не был установлен порядок его ведения.

Внимание! При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается 7.

Налогоплательщик имеет право не распределять входной НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью и в полном объеме принимать его к вычету в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство 8.

Налоговый кодекс прямо не устанавливает обязанность налогоплательщиков определять в учетной политике возможность применения права не вести раздельный учет. Однако нередко налоговые органы ставят под сомнение правомерность применения данной нормы, если организация не предусмотрела такую возможность в учетной политике, и делают вывод об отсутствии раздельного учета в принципе 9.

Поэтому в учетной политике организации лучше все же оговорить один из вариантов: — использовать свое право на вычет НДС в полном объеме при выполнении условий, установленных абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ; — независимо от доли расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав в общей сумме расходов на производство распределять входной НДС в соответствующей доле.

При выборе первого варианта в учетной политике необходимо предусмотреть, как будет определяться совокупная величина расходов на производство:

  • к совокупным расходам относятся только прямые расходы на производство, которые определяются по данным бухгалтерского учета;
  • к совокупным расходам относятся прямые и косвенные расходы на производство, которые определяются по данным бухгалтерского учета;
  • иным способом.

Нормой, позволяющей не вести раздельный учет входного НДС, формально могут воспользоваться только производственные организации, так как у торговых организаций расходов на производство, которые являются критерием для расчета права на ее применение, нет. Прежде в п. 43 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» 10 разъяснялось, что это положение НК РФ распространяется и на торговую деятельность.

Однако указанные рекомендации отменены, а официальной точки зрения по данному вопросу нет. Представляется, что и в настоящее время налогоплательщики, не осуществляющие производственную деятельность, вправе воспользоваться этой нормой, иначе будет нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Хотелось бы также обратить внимание, что, по мнению Минфина РФ и налоговой службы, норма, предусмотренная абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, применяется только налогоплательщиками НДС. Организации, являющиеся в отношении отдельных видов деятельности налогоплательщиками ЕНВД, не вправе принимать к вычету НДС в полном объеме 11.

Мнения арбитражных судей по рассматриваемому вопросу разделились 12.

Раздельный учет операций, облагаемых по ставке 0%

Критериями для распределения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемых к вычету в порядке, предусмотренном для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут быть:

  • стоимость реализуемых товаров;
  • фактические расходы;
  • себестоимости готовой продукции;
  • иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности 14.

Необходимо также обеспечить раздельный учет налоговой базы, поскольку по операциям, облагаемым по ставке 0%, она определяется в особом порядке 15 и исчисляется отдельно по каждой такой операции 16.

Способы ведения раздельного учета: — аналитический; — на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 19, 90, 62, 68 и т. д., например:

  • сч. 19 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ, используемым для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%»;
  • сч. 19 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ, используемым для производства и реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на внутреннем рынке»;
  • сч. 19 субсчет «НДС по реализованным на экспорт товарам, применение нулевой ставки по которым не подтверждено»;
  • сч. 90?1 субсчет «Выручка от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав) на внутреннем рынке»;
  • сч. 90?1 субсчет «Выручка от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав), облагаемая по ставке 0%»;
  • сч. 62?1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Оплата в счет предстоящих поставок товаров на внутренний рынок»;
  • сч. 62?3 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Оплата в счет предстоящих поставок товаров, реализация которых облагается по ставке 0%».
Читать еще:  Бухгалтерский учет застройщика при долевом строительстве

Длительный цикл производства

Организациям — изготовителям товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом, входящим в перечень, установленный Правительством РФ, в учетной политике необходимо определить один из вариантов исчисления НДС при получении оплаты (авансов) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):

  • НДС не исчисляется;
  • НДС исчисляется.

При выборе первого варианта организации нужно определить порядок распределения входного НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства с длительным производственным циклом и другого вида деятельности. Поскольку в НК РФ не указан критерий для распределения НДС, относящегося к таким расходам, налогоплательщику необходимо установить его самостоятельно: — НДС может распределяться пропорционально сумме прямых расходов на производство на основании данных бухгалтерского учета; — организация выбирает иные показатели с учетом особенностей своей деятельности, например, пропорционально выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Раздельный учет ведется:

  • аналитически;
  • на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 90, 19, 10, 20, 26 и др.,

например:

  • сч. 90?1 субсчет «Выручка от реализации товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 19 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ, используемым в производстве товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 10 субсчет «Сырье и материалы, используемые для производства товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 20 субсчет «Основное производство товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства» и др.

Документооборот

Если у организации есть обособленные подразделения, то, по мнению налоговой службы, в учетной политике необходимо оговорить порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (например, в виде разделов), а также определить сроки представления документов в головную организацию для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость 18.

Учетная политика в целях налогообложения не должна быть простой формальностью. Это один из способов создания оптимальной системы налогового учета, минимизации налоговых рисков и защиты интересов налогоплательщиков в случае разногласий с налоговыми органами.

1) п. 12 ст. 167 НК РФ

2) п. 2, 4 ст. 170 НК РФ

3) п. 4 ст. 170 НК РФ

4) Письмо Минфина РФ от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133

5) Постановления ФАС Московского округа от 11.03.2004 № КА-А40/1583-04, Западно-Сибирского округа от 02.08.2004 № Ф04-5288/2004(А45-3291-25), от 13.01.2005 № Ф04-9499/2004(7826-А70-18)

6) Письма Минфина РФ от 29.10.2004 № 03-04-11/185, МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@

7) п. 4 ст. 170 НК РФ

8) абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ

9) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2006 по делу № А42-6203/2005

10) утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447

11) Письма Минфина РФ от 08.07.2005 № 03-04-11/143, УФНС РФ по г. Москве от 30.04.2005 № 19-11/31596

12) Постановления ФАС Поволжского округа от 23.09.2004 по делу № А55-15174/03-22, Северо-Западного округа от 04.12.2003 по делу № А13-9460/02-15

13) п. 10 ст. 165 НК РФ

14) Письма Минфина РФ от 17.03.2005 № 03-04-08/51, от 14.03.2005 № 03-04-08/48

15) п. 1, 9 ст. 167, п. 9 ст. 154, п. 1 ст. 164 НК РФ

16) п. 6 ст. 166 НК РФ

17) Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 «Об утверждении перечней товаров. «

18) Письма ФНС РФ от 19.10.2005 № ММ-6-03/886@, МНС РФ от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404

Учетная политика: раздельный учет НДС

Е сли организация, помимо операций, облагаемых НДС, осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (либо освобожденные от налогообложения), необходимо прописать в учетной политике порядок их раздельного учета (п.4 ст.149, абз.5 п.4 ст.170 НК РФ).

Несколько слов о том, зачем нужен раздельный учет. Раздельный учет НДС необходим, чтобы правильно рассчитать сумму НДС к уплате в бюджет.

Для правильного распределения сумм «входного» НДС между различными видами деятельности организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС;
  • операций, освобожденных от налогообложения (включая операции, которые не являются объектом обложения НДС) в соответствии со ст.146 и 149 НК РФ.

Глава 21 НК РФ и ст. 149 НК РФ не устанавливают способ ведения раздельного учета. В этой связи компания вправе выбрать способ, который позволял бы ей в целях применения льготы по пп.13 п.2 ст.149 НК РФ наиболее удобным образом определить, какая сумма входного НДС относится к налогооблагаемым операциям, а какая — к операциям, освобожденным от налогообложения.

Учетная политика раздельный учет НДС: порядок отражения

Организация ведет раздельный учет в части операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов и освобожденных от налогообложения.

«…1. Для обеспечения раздельного учета НДС к 90 счетам открываются следующие субсчета:

  • «Операции, облагаемые НДС»;
  • «Операции, освобожденные от налогообложения»

Для обеспечения раздельного учета «входного» НДС к 19 счетам открываются следующие субсчета:

  • «НДС к вычету»;
  • «НДС к распределению».

1.1. «Входной» НДС по товарам, приобретенным только для деятельности, освобожденной от налогообложения, включаются в стоимость товаров без отражения на счете 19.

1.3. «Входной» НДС по товарам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС и для деятельности, освобожденной от налогообложения, отражается на счете 19 субсчет «НДС к распределению».

По итогам квартала «входной» НДС, отраженный на счете 19 субсчет «НДС к распределению», подлежит распределению по формуле:

Сумма НДС,
предъявленная
поставщиками
(исполнителями)
за отчетный
квартал

Стоимость
отгруженных за
отчетный квартал
товаров (работ, услуг),
реализация которых
облагается НДС

Общая стоимость
товаров (работ,
услуг), отгруженных
за отчетный квартал

Читать еще:  Самые распространенные проводки бухгалтерского учета

Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов, определяется как разница между общей суммой НДС, предъявленной поставщиками за отчетный квартал и суммой НДС к вычету.

1.4. Сумма «входного» НДС, подлежащего включению в стоимость товаров, учитывается в себестоимости продаж пропорционально доле стоимости реализованных товаров в общей стоимости товаров, учтенных в квартале».

Учетная политика в части ндс

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА, В ТОМ ЧИСЛЕ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

Если организация является плательщиком НДС, то при формировании учетной политики для целей налогообложения (далее — налоговая политика) данному налогу необходимо посвятить отдельный раздел своего учетного регламента.
При этом совершенно не обязательно в налоговой политике «переписывать» главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, важно учесть только те моменты исчисления и уплаты НДС, в отношении которых указанная глава предоставляет налогоплательщику право выбора или не содержит прямо установленного порядка действий. В силу того, что традиционно налоговые обязательства по НДС у фирм довольно внушительны, это может позволить налогоплательщику сократить уровень своих налоговых платежей законным способом.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость

Итак, в первую очередь в разделе налоговой политики, посвященном НДС, организации следует указать, признается ли она плательщиком указанного налога.
Напоминаем, что в соответствии с налоговым законодательством налогоплательщиками НДС признаются исключительно все организации (в том числе и иностранные), как коммерческие, так и некоммерческие. В полной мере это относится и к государственным (муниципальным) учреждениям, что подтверждается Письмами Минфина России от 17.06.2019 г. N 03-07-14/43975, от 07.07.2016 г. N 03-07-14/39827 и другими. Такого же мнения придерживаются и арбитры, о чем свидетельствует Постановление ФАС Северо-западного округа от 28.11.2008 г. по делу N А42-2619/2006.
Обращаем Ваше внимание на то, что налогоплательщиками НДС признаются даже первичные профсоюзные организации, так как они являются юридическими лицами, созданными в соответствии с российским правом. На это, кстати, указывает и Письмо Минфина России от 18.04.2007 г. N 03-04-06-01/125. Статусом налогоплательщика НДС обладают и органы государственной власти или местного самоуправления, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 07.12.2007 г. N 03-07-11/616. Подтверждает такой подход и Письмо ФНС России от 13.07.2009 г. N ШС-22-3/562@ «О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации муниципального имущества физическим лицам».
О том, что государственные (муниципальные) органы, действующие в форме юридических лиц, также могут признаваться налогоплательщиками НДС, сказано в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 33). Придерживаются такого подхода и региональные суды, о чем говорит Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.04.2015 г. N Ф02-807/2015 по делу N А19-9906/2014.
Вместе с тем, общее правило признания организаций налогоплательщиками НДС не распространяется на фирмы, применяющие такие виды специальных налоговых режимов, как:
— упрощенная система налогообложения, на что указывает пункт 4 статьи 346.11 НК РФ;
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД). Правда, при использовании ЕНВД организация не признается налогоплательщиком НДС только в части налогооблагаемых операций, осуществляемых в рамках «вмененной» деятельности.

Все положения налогового законодательства по НДС в равной степени распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. Заметим, что в отличие от организаций коммерсанты могут использовать такой специальный налоговый режим, как патентная система налогообложения, предусмотренная главой 26.5 НК РФ (далее — ПСН).
Если бизнесмен применяет ПСН, то в части «патентной» деятельности он не признается налогоплательщиком НДС.
Ввозной НДС, налог, уплачиваемый при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН, а также при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ, индивидуальными предпринимателями уплачивается в общем порядке.

Напоминаем, что до 01.01.2019 г. не признавались налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее — ЕСХН). Но благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 3 статьи 346.1 НК РФ, теперь организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, по умолчанию признаются налогоплательщиками НДС. Причем данная обязанность распространяется и на крестьянские (фермерские) хозяйства (пункт 5 статьи 346.1 НК РФ).
Вместе с тем, на основании статьи 145 НК РФ организации и коммерсанты-плательщики ЕСХН, могут воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при выполнении любого из условий, перечисленных в абзаце 2 пункта 1 статьи 145 НК РФ.

Право на освобождение от уплаты НДС

Если организация или коммерсант имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее — освобождение) по статье 145 НК РФ, то ей (ему) в налоговой политике следует отметить, используется это право или нет.

Заметим, что при использовании этого права налогоплательщику в общем случае в течение 12 месяцев не придется фактически уплачивать налог в бюджет (за исключением уплаты НДС при импорте и «агентского» налога). Кроме того, налогоплательщики, использующие освобождение, могут отказаться от получения счетов-фактур, ведения книги покупок, а также (при соблюдении некоторых условий) у них отпадает необходимость в подаче налоговых деклараций по НДС. На это обращено внимание как в Письме ФНС России от 04.06.2015 г. N ГД-4-3/9650@, так и в Письме Минфина России от 27.11.2009 г. N 03-07-14/107.
Напоминаем, что в силу пункта 1 статьи 145 НК РФ в общем случае организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector