Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льготы предоставляемые иностранным инвесторам

Гарантии и льготы, предоставляемые иностранным инвесторам

Стимулирование привлечения иностранных инвестиций предполагает формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, прежде всего – предоставление иностранным инвестициям особого правового режима.

Государство гарантирует иностранным инвесторам:

• защиту права собственности и иных вещных прав, а также приобретенных законным образом имущественных прав;

• равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвес­тиционной деятельности;

• стабильность прав инвестора по осуществлению либо прекращению инвестиционной деятельности;

• право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объекта­ми и результатами инвестиционной деятельности.

Инвестиционным законодательством предусмотрены особые гарантии для иностранных инвесторов.

Гарантия от безвозмездной национализации, реквизиции и других мер, равных по последствиям, означает, что в случае национализации и реквизиции инвестиционного имущества его собственнику своевременно и в полном объеме будет компенсирована стоимость национализированного или реквизированного имущества, а также возмещены другие убытки, причиняемые данными процессами. Компенсация должна быть равна реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, плюс процент, исчисляемый по курсу, установленному на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR), за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты. Компенсация стоимости инвестиционного имущества выплачивается иностранному инвестору в валюте, в которой первоначально осуществлялись инвестиции. Ее размер может быть обжалован инвестором в суде.

Гарантия самостоятельного распоряжения прибылью (доходом) от инвестиционной деятельности означает, что после уплаты налогов и других обязательных платежей на цели инвестирования и реинвестирования инвестор может беспрепятственно переводить за пределы Республики Беларусь полученную прибыль (доход), а при прекращении ин­вестиционной деятельности – выручку от полной или частичной реализации инвестиционного имущества.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными для юридических лиц Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь обеспечивает защиту и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов.

Инвестиционным законодательством предусмотрены также условия трудовых соглашений, социального страхования лиц, работающих в коммерческих организациях с иностранными инвестициями. Производственные, трудовые и связанные с ними отношения в таких организациях регулируются коллективным договором (соглашением) и трудовыми дого­ворами (контрактами).

Условия коллективного договора (соглашения) и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников коммерческой организации с иностранными инвестициями в сравнении с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков иностранным работникам коммерческой организации с иностранными инвестициями должны решаться в трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Их заработная плата в иностранной валюте может переводиться за границу.

Социальное страхование работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения ино­странных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Органы государственного контроля могут осуществлять проверки выполнения законодательства строго в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана представлять этим органам необходимые для контроля документы и материалы по своей деятельности. Коммерческая организация с иностранными инвестициями имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию. Копия документа о проверке направляется коммерческой организации с иностранными инвестициями. При осуществлении проверок органы государственного контроля обязаны обеспечить сохранность коммерческой тайны данной организации; ее разглашение влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30 процентов, вправе без лицензии идополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Коммерческиеорганизации с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.

Порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется актами законодательства Республики Беларусь.

Экспорт продукции (работ, услуг) несобственного производства и импорт товаров не для собственного производства осуществляются, коммерческими организациями с иностранными инвестициями в соответствии с Актами законодательства Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют амортизационные отчисления на восстановление по нормам и в порядке, установленных для юридических лиц Республики Беларусь, если иное не предусмотрено их учредительными документами.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг).

Лекция 27. Оффшорные зоны и льготы, предоставляемые ими иностранным инвесторам;

Данные за 2007-1кв.2008гг.

В настоящее время в экономику России поступают инвестиции из 117 стран. Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходиться соответственно 22,6, 16,4 и 16% всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят также Германия (8,6%), Великобритания (8,2%), США (5,4%), Британские и Виргинские острова (3%), Франция (2,6%), Швейцария (2%) и Япония (1,9%).

Объем иностранных и зарубежных инвестиций в России

Читать еще:  Как научиться инвестировать деньги

Оффшорные зоны представляют собой небольшую территорию или государство, в которой действуют льготные режимы регистрации, налогообложения и проведения финансовых операций для иностранных компаний и банков.

В России примером таких зон могу служить: Зеленоград, Магадан, Липецкая обл. и др.

Факторы, способствующие созданию оффшорных зон:

— близость к центрам деловой активности,

— отсутствие у государств внутренних ресурсов для развития,

— опора на внешние финансовые ресурсы в организации национальной экономики.

Для некоторых стран доходы от оффшорного бизнеса являются основным источником финансовых ресурсов.

Оффшорные центры и зоны представляют иностранным экономическим субъектам следующие преимущества:

— отсутствие валютного контроля,

— возможность проведения операций с нерезидентами в любой иностранной валюте,

— списание затрат на месте,

— анонимность и секретность финансовых операций.

Большинство оффшорных центров являются также налоговыми гаванями, предоставляющими иностранным инвесторам следующие льготы в области налогообложения и оформления своих операций:

— Налог на прибыль в них практические отсутствует или не превышает 1-2%, либо заменяется ежегодным сбором 150-1000 долл.

— Налоги на вывоз доходов не взимаются.

— Ограничения на вывоз капитала отсутствуют.

— Процедура регистрации фирм максимально упрощена, отсутствует минимальный размер уставного капитала, личность владельцев не подлежит разглашению. Разглашение имен бенефициаров (владельцев) возможно лишь в случае уголовного преследования;

— Управление оффшорной компанией предельно просто. Чаще всего создаются институты «секретарских компаний», которые по соглашению с бенефициаром осуществляют представительство в государственных и налоговых органах. В отдельных зонах существуют институты номинальных владельцев.

1. «классические» офф.юрисдикции

— предоставляют освобождение от уплаты налогов при отсутствии деят-ти на территории страны,

— отсутствует обязанность по ведению бух.учёта и аудита,

— устанавливают фиксированную госпошлину;

2. низконалоговые юрисдикции не явл. безналоговыми зонами, однако ставки налогов значительно ниже по сравнению с другими развитыми странами (Кипр, Гонконг);

3. Оншорные зоны: гос-во с обычным налогообложением, однако при соблюдении определённых условий компании могут уплачивать пониженные налоги (Нов.Зеландия, Великобритания, Дания, Швейцария).

Особенности проведения операций с офф.компаниями:

1. Наличие чёрных списков оффшорных зон:

— в РФ существует список гос-в на территории офф.зон, утверждённых приказом Минфина от 13.11.2007 № 108-н;

— существует список, утверждённый ЦБ РФ от 07.08.2003 № 1347-у, составленный в целях осуществления валютного контроля и контроля за совершением банковских операций;

— список гос-в , не сотрудничающих с FATF (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — международная группа по противодействию отмыванию денежных средств, межправительственная организация);

2. особенности совершения платежей в пользу нерезидентов. В соответствии с законодательством, приобретение офф.компании явл. валютной операцией, связанной с вложением капитала, на совершение которой требуется лицензия ЦБ РФ (лицензия нужна банку, через который проходит платёж);

3. налогооблажение. Иностр.организации, получающие доходы от источников в РФ признаются плательщиками налога на прибыль РФ. При этом, устанавливаются такие ставки:

— доходы по гос. и муниц.ценным бумагам — 0-15% (в зависимости от вида ценной бумаги),

— доходы от аренды и перевозок – 10%,

— доходы от продажи ценных бумаг и недвижимости – 24%,

— иные доходы – 20%.

Зачёт налоговых обязательств, уплаченных в других странах возможен только при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения.

Лекция 28. Правовая природа соглашения о разделе продукции. Процедура заключения соглашения о разделе продукции.

Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и ин.ин., поиски, разведку минерального сырья на территории РФ, а так же на континентальном шельфе (или в пределах исключительно эк.зоны РФ на условии соглашения о разделе продукции).

Статья 6. Порядок заключения соглашенияГлавы II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ ФЗ «Соглашение о разделе продукции »

1. Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в пункте 3 настоящей статьи. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.

В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.

Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.

Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами.

3. Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона.

Читать еще:  Рентабельность инвестированного капитала roic формула

В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

— представители федерального органа управления государственным фондом недр

— и (или) его территориального подразделения,

— представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются:

— представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации,

— а также представители соответствующих органов местного самоуправления.

В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются:

— и научные организации,

— а также эксперты

Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.

4. Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации.

5. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона.

6. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации.

Налоговые льготы для инвесторов – иностранных и РФ

Ни одно государство мира не может успешно развиваться без капитальных инвестиций, для стимулирования которых законодательством каждой страны предусматриваются те или иные налоговые льготы инвесторам. Россия не является исключением, оказывая различные меры государственной поддержки в целях улучшения инвестиционного климата.

Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Виды налогового стимулирования

Все инвестиционные льготы подразделяются на несколько видов:

  • сниженные ставки большинства налогов;
  • освобождение от таможенных пошлин;
  • так называемые «налоговые каникулы» (определенный срок, в течение которого можно не платить взносы);
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • создание специальных зон для производства экспортно-ориентированной и высокотехнологичной продукции, и др.

Рассмотрим механизм предоставления указанных преференций более подробно.

Общие налоговые льготы

Пониженные ставки применяются для налогов, несущих наиболее серьезную нагрузку на компании, реализующие инвестпроекты. Это НДС, налоги на прибыль и имущество организаций.

По НДС предусмотрены льготы при осуществлении научной деятельности – например, при выполнении НИОКР уплата налога не требуется (подп. 16-16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В отношении налога на прибыль можно отметить такой стимулирующий инструмент, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий своего рода отсрочку платежей по налогу. Данная мера применяется, только если средства, подлежащие уплате налога, направляются на определенные установленные законом цели, такие как:

  • проведение НИОКР;
  • совершение инновационной деятельности;
  • выполнение оборонного госзаказа;
  • развитие конкретного региона, и др.

Примечательным является тот факт, что налоговое стимулирование инвестиционной деятельности происходит не только на государственном, но и на муниципальном уровне. Действующее законодательство позволяет субъектам России вводить дополнительные льготы. Как показывает практика, эта мера вполне оправдана: во многих регионах страны, предоставляющих льготные условия, экономические данные выгодно отличаются от показателей других регионов, не вводящих стимулирующие меры.

Наиболее часто встречающимся налогом, по которому регионами устанавливается минимальная ставка (13,5%), выступает налог на прибыль. Далее следует налог на имущество. Уменьшение его ставки в некоторых регионах доходит до 50% (предельная ставка налога – 2,2%).

Немало регионов предоставляет также различные налоговые преференции для банков, лизинговых и страховых фирм, осуществляющих финансирование инвестпроектов.

Также к региональным стимулирующим мерам можно причислить и налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах:

  • налоговые каникулы по некоторым видам налогов;
  • сниженные ставки налога на прибыль организаций, а также страховых взносов;
  • применение повышенного коэффициента для расчета амортизационных отчислений.

Льготы для внешних инвесторов

Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом.

Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России.

Читать еще:  Вложение под большие проценты

Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

Кроме того, не подлежат уплате НДС при ввозе на таможенную территорию России некоторые виды имущества в натуральной и денежной форме, полный перечень которых регламентирован ст. 150 НК РФ.

Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Для справки:
отдельные льготы по налогообложению иностранных инвесторов, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, указываются также в главе 26.4 НК РФ.

Проблемы и перспективы развития

Несмотря на всю важность налогового инвестиционного стимулирования, нельзя забывать, что на принятие инвестором конечного решения влияют еще и другие факторы, такие как общая экономическая и политическая ситуация, правовые гарантии и т.д. Если уровень экономики не привлекателен для инвестиций, никакие льготы и преференции не будут способствовать вложению в нее капитала.

Необходимо также учитывать, что заметная разница в системе льгот для отечественных и зарубежных инвесторов в пользу последних может повлечь вывод капитала за пределы страны российскими бизнесменами с целью получения ими льгот.

Соблюдение нужного баланса в инвестиционном стимулировании позволит создать благоприятные условия для развития экономической системы страны.

Льготы и гарантии для инвесторов в РФ

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесто­ров на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В частности, этим законом закреплено, что:

  • правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полу­ченной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой ре­жим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставлен­ный российским инвесторам. Вместе с тем, Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства», Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» и другими законами установлены отдельные изъятия ограничительного ха­рактера для иностранных инвесторов;
  • иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается нормами феде­ральных законов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местно­го самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским за­конодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обя­зан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностран­ными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализа­ции, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизи­ции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестиция­ми выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инве­стор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с ино­странными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки;
  • спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Конституцией Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Феде­рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Россий­ская Федерация участвует во множестве многосторонних и двусторонних международных договоров и соглаше­ний, в частности, Россий­ской Федерацией ратифициро­вана Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Федеральным законом от 30 мар­та 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector