Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

При реквизиции имущества иностранному инвестору выплачивается

Национализация в международном частном праве

Как известно из курса гражданского права, одним из оснований прекращения права собственности граждан и юридических лиц явля­ется национализация их имущества. Одновременно национализация является основанием возникновения права собственности у государ­ства. В международном частном праве в соответствии с предметом данной дисциплины исследуются вопросы национализации имущества иностранных физических и юридических лиц, а также имущества отечественных лиц, находящегося за рубежом. Национализация, проводимая в рамках одного государства в отношении имущества собственных граждан и юридических лиц, — предмет изучения граж­данского, а не международного частного права.

Национализацию, в результате которой «в собственность государ­ства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики», следует отличать от таких мер, как реквизиция (изъятие имущества в случае неотложной необходимости) и конфискация (мера наказания индивидуального порядка). Каждое государство вправе осуществлять национализацию как имущества своих физических и юридических лиц, так и имущества иностранных граждан и организаций. Это право вытекает из принципа суверенитета государства, что, в частности, зафиксировано в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Таким образом, национализация — это правомерный акт, который осуществляется на основании законодательства данной страны. Нацио­нализация признается правомерной современным международным правом при соблюдении двух условий:

  • национализация должна проводиться в общественных интересах;
  • национализация должна сопровождаться компенсацией.

В частности, в двусторонних согла­шениях о поощрении и взаимной защите инвестиций (Россия заклю­чила более 50) устанавливается, что национализация допускается только в случаях, когда этого требуют государственные и обществен­ные интересы, в установленном законодательством порядке с выпла­той «быстрой, эффективной и адекватной компенсации».

Однако такие правила международного права имеют в виду имен­но имущество иностранных лиц, в то время как в отношении иму­щества своих граждан и организаций государство самостоятельно устанавливает «правила игры». Вместе с тем на законодательство государств, в частности России, имеющей значительный «опыт и тра­диции» в области национализации, оказывают влияние общие демократические тенденции. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равно­ценного возмещения». В соответствии со ст. 235 ГК РФ «обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собст­венности граждан и юридических лиц (национализация), производит­ся на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306. Кодекса». Со­гласно ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. 2003 г.) имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъя­тию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным зако­ном или международным договором РФ. При реквизиции иност­ранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, а при национализации им возмещаются стоимость национализируе­мого имущества и другие убытки.

Кроме того, важной гарантией защиты для отечественных лиц от несправедливой национализации являются международные соглашения, в частности уже упоминавшаяся ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Кон­венция СНГ о правах и основных свободах человека 1995г. Так, Европейский суд по правам человека вывел из содержания ст. 1 Протокола № 1 право каждого лица на компенсацию в случае нацио­нализации.

В рамках международного частного права особый интерес пред­ставляет вопрос о возможности для государства осуществления на­ционализации имущества, находящегося за рубежом. Понятно, что имущество иностранных лиц, находящееся за рубежом, недосягаемо для государства и не может быть подвергнуто национализации с его стороны ни при каких обстоятельствах, пока существуют государ­ственные границы. Если же говорить об имуществе отечественных граждан, находящемся за рубежом, то при наличии определенных условий государство может «дотянуться» и до него. Национализация осуществляется на основании принятого внутригосударственного закона. Если положения такого закона распространяют его действие в том числе и на имущество граждан и организаций данного государст­ва, находящееся за рубежом, то вопрос о переходе такого имущества в собственность государства зависит от усмотрения того иностранного государства, на территории которого находится имущество. При этом одни государства признают такой переход, в то время как другие — нет.

В первом случае обычно ссылаются на действие классического принципа международного частного права, согласно которому, если имущество по законам одного государства правомерно перешло из собственности одного лица в собственность другого, такой переход должен признаваться в других государствах. Национализация же -это правомерный акт, поэтому ее последствия должны признаваться в том числе в других государствах. Добавим также, что признание последствий национализации на своей территории означает признание экстерриториального действия чужого национального закона о национализации, а значит, и его квалификацию в качестве граждан­ско-правового (поскольку публичные законы на территории иностранного государства применяться не могут).

Противники признания последствий национализации на своей территории либо ссылаются на публичный порядок (национализация не может признаваться, поскольку в данной стране существует ос­новополагающее начало, пронизывающее весь внутренний правопо­рядок, — принцип неприкосновенности частной собственности), либо отрицают экстерриториальное действие иностранных законов о нацио­нализации, ссылаясь на их публично-правовой характер, препятству­ющий их экстерриториальному применению. На публичный порядок часто ссылались западные суды, не признавая действие советских декретов о национализации в случаях, когда речь шла о заграничном имуществе русских банков и страховых обществ[14]: национализация имущества без выплаты компенсации носит характер уголовного наказания, а уголовные законы не действуют на территории другого государства.

В современный период вопросы национализации вновь становятся актуальными в связи с имеющимися фактами предъявления к россий­скому государству исков, связанных с национализацией.

Так, в 1993 г. во Франции в Центре Помпиду проходила выставка картин Анри Матисса из Государственного Эрмитажа России и Музея изоб­разительных искусств им. А.С. Пушкина. Дочь коллекционера С.И. Щукина Ирина Щукина и некий И. Коновалов, называющий себя внуком дру­гого известного собирателя живописи — И. Морозова, предъявили ряд исков к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу, Музею им. А.С. Пушкина и Центру Помпиду во французский суд с требованием наложить арест на картины и выплатить им возмещение, поскольку данные картины были национализированы в 1918г., а они являются наследниками прежних владельцев — С. Щукина и И. Морозова. Реше­нием суда в исках им было отказано со ссылкой на принцип судебного иммунитета российского государства и его собственности. При этом от имени РФ заявлено, что акт о национализации — это проявление пуб­личной власти и суверенитета государства, который был осуществлен в отношении картин, находившихся в России и принадлежавших россий­ским гражданам[15].

Здесь французский суд поступил так же, как в свое время англий­ский суд в деле «A.M. Лютер против Сегора».

После революции 1917 г. молодое советское государство национали­зировало товар — фанеру, которая принадлежала английской фирме «Лютер», но находилась в момент национализации в РСФСР. В дальней­шем Наркомвнешторг РСФСР продал эту фанеру другой английской фирме — «Сегор». В 1921 г. после прибытия товара в Великобританию бывшие собственники компании «Лютер» предъявили иск к фирме «Сегор» об истребовании фанеры на том основании, что законы РСФСР о национализации противоречат принципу справедливости и не могут быть признаны в Великобритании. Однако английский суд отклонил иск, заявив: если Красин (глава советской торговой делегации) привез товары в Англию от имени своего правительства и объявил их советскими, то ни один английский суд не вправе проверять такое заявление[16]. В апел­ляционной инстанции судья Дж. Варрингтон также отметил, что ни одно суверенное государство не должно рассматривать законность актов дру­гого иностранного государства, касающихся имущества, находящего­ся на территории этого иностранного государства, а, по мнению судьи Дж. Банкерса, недопустимо игнорировать право России как право место­нахождения вещи во время издания декрета о национализации, согласно которому продавец приобрел безусловный титул на товар.

Национализация собственности иностранных инвесторов

Дата публикации: 28.02.2019 2019-02-28

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Пономарева, А. В. Национализация собственности иностранных инвесторов / А. В. Пономарева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56898/ (дата обращения: 11.04.2020).

В статье рассматривается понятийный аппарат, который характеризует меры принудительного изъятия собственности иностранных инвесторов, дается разграничение основных понятий. Также обозначаются основные проблемы национализации, такие как проблема выплат справедливой и равноценной компенсации и проблема косвенной национализации собственности иностранных инвесторов.

Ключевые слова: экспроприация, национализация, реквизиция, конфискация, изъятие, иностранные инвестиции, компенсация, косвенная национализация.

На сегодняшний день проблема изъятия имущества иностранных инвесторов является очень важной, и ее решение имеет большое значение.

Для повышения инвестиционной привлекательности государству необходимо предоставлять иностранным инвесторам все необходимые условия для осуществления инвестиционной деятельности. При этом одним из основных условий является предоставление правовых гарантий иностранным участникам инвестиционной деятельности. Гарантии от использования принудительных мер являются одними из самых ключевых. Одной из таких мер и является изъятие иностранных инвестиций.

Читать еще:  Доклад по теме инвестиции

Рассматривая изъятие собственности иностранных инвесторов, следует отличать такие термины как «экспроприация», «реквизиция», «конфискация» и «национализация».

Слово «экспроприация» переводится с английского языка как отчуждение, лишение права собственности, конфискация (имущества), оно чаще всего используется в западных источниках. Экспроприация, по мнению американских юристов это «изъятие принимающим инвестиции государством собственности инвестора под предлогом общественных интересов». В основном под экспроприацией подразумевается принудительное отчуждение иностранных капиталов из определенных сфер производства, таких как нефтедобыча, страховая и банковская отрасль, горнорудная промышленность, с целью осуществления социально-экономических преобразований.

Реквизицию можно рассмотреть, как принудительную меру по изъятию собственности в государственных или социальных целях с условием выплаты владельцу компенсации. Согласно законодательству, реквизиция должна нести кратковременный характер. В статье 242 ГК РФ дается следующее разъяснение реквизиции: «в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества». [2]

С точки зрения российского законодательства, конфискации свойственно особое юридическое значение. Она используется как мера за осуществление преступления или иного правонарушения. В предусмотренных законодательством случаях суд общей юрисдикции, арбитражный суд или другой государственный орган принимает решение о безвозмездном изъятии имущества. Конфискация может быть применена как санкция административной или гражданской ответственности.

Самой рискованной формой изъятия собственности иностранных инвесторов считается национализация, которая является одной из наиболее существенных проблем инвестиционного права.

А.Б Борисов дает следующее определение «национализации»: «национализация (фр., англ. nationalization) — общая мера государства по осуществлению социально- экономических изменений, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства (за выкуп или без выкупа); одно из оснований прекращения права собственности» [4].

В.А Трапезников и И.З Фархутдинов рассматривают национализацию как: «законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (право участия в делах и капиталах) у государства с целью обеспечения государством функциональности соответствующего вектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и. т.п.)» [5].

Обращаясь к истории, следует отметить, что именно в Советском Союзе стало использоваться определение «национализация», а вследствие самой процедуры национализации были отчуждены в пользу государства крупные предприятия в стране, и, в том числе, принадлежащие иностранным инвесторам. Однако данный термин был введен в гражданское законодательство не так давно. В соответствии со ст. 235 ГК РФ национализация определяется как «обращение в государственную собственность имущества, состоящих в собственности физических и юридических лиц (национализация), которое производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса» [2].

Согласно Конституции РФ «национализация любого имущества допустима только путем издания индивидуально определенного акта о принудительном изъятии конкретного имущества органом государственной исполнительной власти» [1]. Считается, что национализация как принудительный акт не подлежит оспариванию в судебном порядке. Важным является то, что любая национализация должна сопровождаться справедливой и равноценной компенсацией, притом на предварительной основе.

Следовательно, понятия «экспроприация» и «национализация» логично считать равноценными, но значения «реквизиции» и «конфискации» отличны от остальных терминов. При реквизиции изъятие имущества осуществляется «в случае эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер: в интересах общества по решению государственных органов: в порядке и на условиях, установленных законом», а в случае конфискации, термин используется для обозначения нелегальной национализации или восстановления нарушенных имущественных прав.

Тут хотелось бы остановиться на основной проблеме национализации собственности иностранных инвесторов, которая заключается в выплате справедливой и равноценной компенсации. Изъятие имущества приводит к существенным, а то и невозмещаемым убыткам, поэтому иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что сумма потерь будет компенсирована своевременно и в достаточной мере, чтобы возможно было определить степень риска с самого начала осуществления инвестиций.

Многие страны-реципиенты выступают за то, что вопросы имущества иностранных инвесторов должны находиться под юрисдикцией национального законодательства, которое может допускать изъятие собственности иностранных инвесторов, компенсация которой составляет ниже уровня рыночной цены. Однако судебная практика в большей степени склоняется в пользу выплат в качестве компенсации по рыночной стоимости.

Соответственно, возможны нарушения гарантий иностранных инвесторов, обусловленные двусторонними соглашениями, например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений обуславливается, что ни одна сторона не должна подвергать экспроприации капитальные вложения инвесторов, кроме случаев, когда подобные меры несут общественное благо, при этом не дискриминируя ни одного из субъектов правоотношений, и осуществляются с условием выплаты компенсации [3].

И. З. Фархутдинов выделяет скрытую или косвенную национализацию, которая выражается в ряду недоброжелательный акций, в результате которых инвестор теряет свою собственность. Мероприятиями косвенной национализации можно считать увеличение налогов, экспортно-импортные ограничения, вмешательство в ценовую политику, наложение ареста на банковские счета, контроль за ходом перевода платежей и так далее. Указанный автор также отмечает, что «скрытая экспроприация может заключаться в угрозе искусственно навязанных местными властями цен на продукцию, выпускаемую в ходе инвестиционной деятельности» [6]. Получается, что подобного рода экспроприация представляет ограничение прав иностранных инвесторов, что уменьшает эффективность инвестированного капитала.

Вместе с тем, в настоящее время в Гражданском Кодексе Российской Федерации указываются только общие положения о национализации, и можно сказать, что в законодательстве РФ отсутствует регламентация проведения национализации собственности, в том числе иностранных инвесторов.

В заключение целесообразно сделать вывод о том, что иностранные инвестиции играют значительную роль в экономике страны, но перед иностранным инвестором возникает множество барьеров при осуществлении инвестиционной деятельности, одним из которых и является риск национализации собственности.

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51 — ФЗ// СЗ РФ. — 1994. — 5 декабря. — № 32.– Ст.3301.
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений // СЗ РФ. — 2014. — 5 мая. — № 20. — Ст.2437.
  4. Борисов А. Б. Большой юридический словарь /А. Б. Борисов // 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир. — 2012. — С.412–416.
  5. Фархутдинов, И. З. Инвестиционное право: учебн. и прак. пособие / И. З. Фархутдинов, В. А. Трапезников // М.: Волтерс Клувер. — 2006. — С. 425–432.
  6. Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения/ И. З. Фархутдинов. — Науч. — практ. изд. — М.: Волтерс Клувер. 2005 –С. 407–430.

Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций;

Пожалуй, центральное место и в национальном, и в международном регулировании иностранных инвестиций занимает предоставление гарантий. Гарантии призваны создать благоприятные условия для иностранных инвесторов. Наибольшее значение для иностранного инвестора имеют следующие гарантии:

— запрет национализации, экспрориации или иных аналогичных мер;

— свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью;

— разрешение споров с государством.

Однако в действительности перечень гарантий значительно шире. Так, например, федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» включает:

— гарантию правовой защиты;

— гарантию использования различных форм инвестирования;

— гарантию перехода прав и обязанностей другим лицам;

— гарантию от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационную оговорку);

— гарантию приобретения ценных бумаг;

— гарантию участия в приватизации;

— гарантию предоставления права на землю.

Рассмотрим эти гарантии более подробно с учетом также и двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений.

Запрет национализации, экспрориации и иных аналогичных мер. Данная гарантия направлена то, чтобы предотвратить пусть правомерное с точки зрения внутреннего законодательства, но нежелательное для иностранного инвестора изъятие имущества в доход государства. Однако международное право, хотя и не поощряет изъятие частной собственности, но и не содержит прямого запрета на это, устанавливая, что в случае изъятия государство должно выплатить быструю, эффективную и адекватную компенсацию.

Российское законодательство распространяется на два случая изъятия имущества государством – национализацию и реквизицию (ст. 8 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ»). В качестве общей нормы установлен запрет принудительного изъятия имущества кроме случаев, предусмотренных законодательством. Однако если национализация или реквизиция имели место, то гарантируется выплата компенсации[1]. В отношении реквизиции следует отметить, что по сравнению с национализацией компенсационная выплата охватывает только стоимость реквизируемого имущества и не гарантирует оплату иных убытков. Кроме того, в силу временного характера реквизиции, при отпадении оснований реквизиции и возврате имущества инвестору, он, если согласен принять это имущество, должен вернуть полученную компенсацию.

Читать еще:  Венчурная инвестиционная компания

Необходимо отметить, что среди двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений лишь некоторые упоминают наряду с национализацией и экспроприацией также и реквизицию (например, договоры с ЮАР, Египтом, Молдовой, Италией и др.). При этом отношение к реквизиции разное. Так, в договорах с ЮАР и Египтом в отношении реквизиции установлено, что она осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства. В договоре с Италией реквизиция перечисляется наряду с национализацией и экспроприацией, и порядок выплаты компенсации для всех этих случаев одинаков и предусмотрен самим договором.

Большинство же договоров вообще о реквизиции не упоминают. Однако толкование соответствующих норм договоров позволяет сделать вывод, что реквизицию следует рассматривать как разновидность изъятия имущества, которая по последствия может быть приравнена к национализации или экспроприации, поэтому на случаи реквизиции распространяются соответствующие нормы двусторонних договоров. И здесь необходимо отметить, что условия и размер выплаты компенсации отличаются от российского законодательства. Во-первых, есть указание на рыночную стоимость имущества. Во-вторых, договоры предусматривают уплату процентов за задержку выплаты, которая в идеале должна последовать в момент объявления о реквизиции.

Использование различных форм инвестирования означает, что порядок, сроки и формы вложения инвестор выбирает сам, а государство гарантирует ему этот выбор. Двусторонние договоры, как правило, не предусматривают такой гарантии, поскольку устанавливают режим наибольшего благоприятствования или национальный режим для инвестирования, который и гарантирует недискриминацию инвестора.

Выше уже перечислялись наиболее часто используемые формы инвестирования, из которых покупка доли в уставном капитале отечественного лица является достаточно популярной. Российское законодательство ограничивает инвестора только в отношении запрещенных форм инвестирования. С 2008 года в результате внесения изменений в законодательство и принятия нового федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» использование такой формы как покупка доли в уставном капитале российского лица также стало ограничиваться.

Теперь в соответствии с ч. 4 ст. 6 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» сделки покупки доли в уставном капитале, в результате которых иностранное государство или международная организация либо лицо под их контролем получают возможность прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами голосов либо иным образом блокировать решения органов управления, подлежат согласованию в соответствии с федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Интересным является то, что статья 2 этого закона, воспроизводя ч. 4 ст. 6 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» указывает не на любые хозяйственные общества, а только на имеющие стратегическое значение». Эта же ст. 2 уточняет, что блокирование предполагает наличие не менее 5% голосов.

Этот же закон устанавливает и контроль над сделками по приобретению доли более 50 % или получению контроля над долей более 50%, дающей право голосовать, даже если инвестором выступает иностранное частное лицо. Однако в отношении частных лиц это ограничено теми сферами, что перечислены в ст. 6 закона.

Свободное распоряжение инвестицией и полученной от ее вложения прибылью. Вкладывая средства в экономику государства, инвестор должен быть уверен, что он может в любой момент вывезти инвестицию, прибыль или реинвестировать ее в другой объект, изменить форму инвестирования и т.д. Статьи 11 и 12 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривают гарантию свободного реинвестирования или вывоза за рубеж средств, полученных от вложения инвестиции, в случае ликвидации коммерческой организации с его участием или закрытии филиала иностранного юридического лица, а также компенсаций в случае национализации или реквизиции.

Двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений как правило расширяют этот перечень и включают в него: суммы самой инвестиции, суммы для погашения займов в связи с инвестицией, заработную плату (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики 1996 года, ст. 6).

Свободный перевод сумм означает их перечисление за рубеж без ограничений, предусмотренных валютным законодательством принимающего государства. Двусторонние соглашения могут предусматривать и порядок перевода. Например, в рассмотренном Соглашении с Правительством Итальянской Республики 1996 года ст. 8 устанавливает незамедлительный перевод в свободно конвертируемой валюте, при этом конвертация должна производиться по рыночному курсу.

Гарантию правовой защиты предусматривает ст. 5 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Эта гарантия означает всего лишь, что инвестор может пользоваться всеми средствами правовой защиты, предусмотренными российским законодательством и международными договорами. Вторая часть этой статьи гарантирует также возмещение убытков, понесенных инвестором в результате незаконных действий или бездействия государственных органов. Возмещение осуществляется также в соответствии с российским законодательством.

Интересным является то, что многие договоры о взаимном поощрении и защите капиталовложений включают статью о возмещении ущерба. Однако в данном случае речь идет об ущербе, причиненном в результате войны, вооруженного конфликта, переворота, восстания, мятежа, введения чрезвычайного положения. Эта гарантия не налагает на государство безусловной обязанности возместить ущерб, но защищает иностранного инвестора от дискриминации.

Гарантия перехода прав и обязанностей к другим лицам предполагает, что принимающего государство признает действительным передачу инвестором своих прав и обязанностей третьим лицам, в том числе государству в порядке суброгации. На суброгации делают акцент и двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений. Переход в порядке суброгации прав к государству возможен, если это государство выплачивает своему инвестору возмещение на основе гарантии (страхования) от некоммерческих рисков. В этом случае спор, например, по поводу проведения национализации, превращается в межгосударственный и разрешается на основе соответствующих норм международного права.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационная оговорка) имеет большое значение для инвестора, поскольку обеспечивает для него осуществление инвестиционной деятельности на одинаковых условиях на всем ее протяжении и в пределах срока окупаемости. Отсюда пошло и второе название этой гарантии – стабилизационная оговорка, т.е. условие, обеспечивающее стабильность условий вложения капитала.

Стабилизационная оговорка может распространяться на любое изменение законодательства, которое существенно меняет условия осуществления капиталовложения, делает их менее прибыльными или даже убыточными для инвестора. Российское законодательство распространяет стабилизационную оговорку только на законодательство, увеличивающее совокупную налоговую нагрузку на инвестора – таможенное, налоговое за некоторыми исключениями. Рассчитывать на применение стабилизационной оговорки может только инвестор, реализующий приоритетный инвестиционный проект, перечень которых ведет Правительство РФ. Стабилизационная оговорка в соответствии с российским законодательством распространяется на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 7 лет. В отдельных случаях по решению Правительства РФ возможно действие стабилизационной оговорки и в течение более длительного срока.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» дает определение приоритетного инвестиционного проекта, в котором можно выделить следующие признаки:

— достаточный объем иностранного инвестирования (не менее 1 млрд. рублей или не менее 100 млн. рублей для доли в уставном капитале);

— регистрация Правительством РФ и включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов.

К сожалению, найти единого документа, принятого Правительством РФ, о порядке регистрации приоритетных инвестиционных. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 года, которым утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Также отсутствует и единый перечень приоритетных инвестиционных проектов, который должно вести Министерство промышленности и торговли РФ.

Гарантии приобретения ценных бумаг, участия в приватизации, и предоставления права на землю (ст.ст. 13 – 15 федерального закона «Об иностранных инвестициях») подтверждают недопустимость дискриминации иностранных инвесторов и предоставляют им права приобретать ценные бумаги, участвовать в приватизации и приобретать права на земельные участки в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, существенно на положение инвестора эти гарантии не влияют, поэтому и в двусторонние договоры они также не включаются.

Электронная библиотека

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получение прибыли.

Особенностью инвестиционной деятельности, осуществляемой иностранным инвестором в России, является то, что вложение иностранного капитала производится в объект только предпринимательской деятельности на территории России: в деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальная собственность, а также услуги и информацию. Эти объекты должны принадлежать иностранному инвестору и быть оборотоспособными в России.

Выделяются два вида инвестиций:

1) прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором менее 10 % доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ, либо вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

Читать еще:  Какой открыть бизнес с минимальными вложениями

2) портфельные инвестиции – это приобретение иностранным инвестором акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг.

Иностранными инвесторами являются:

· иностранная организация и иностранный гражданин, которые вправе в соответствии с законодательством своего государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

· лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России и вправе в соответствии с законодательством государства своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;

· международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранные государства в порядке, определяемом федеральными законами.

Очевидно, что для успешного осуществление инвестиционной деятельности иностранными инвесторами требуется установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами, – обязательство государства перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

В соответствии с федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» и федеральным законом «Инвестиционная деятельность в РФ, осуществляемой в форме капиталовложений», Россия представляет следующие гарантии прав иностранных инвесторов:

· обеспечения неприкосновенности объекта, составляющего иностранную инвестицию;

· стабильности условий инвестирования;

· обеспечения права инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

· правовой защиты деятельности иностранных инвесторов.

В гарантию, обеспечивающую неприкосновенность объекта, составляющего иностранную инвестицию, на территории РФ входит установленная ст. 8 закона об иностранных инвестициях гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

По общему правилу, имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежат принудительному изъятию. Последнее допускается по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции им выплачивается стоимость реквизируемого имущества. После прекращение действий обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, иностранный инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору возмещается стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

В силу ст. 16 закона об инвестиционной деятельности капитальные вложения, т.е. инвестиции в основной капитал (основные средства), могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектами инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ, а реквизированы по решению государственных органов, в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

Гарантия недискриминации означает, что на иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Так, согласно ч. 1 ст. 4 закона об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и пользования полученной от инвестиции прибыли не может быть менее благоприятными, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиции прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

Иностранному инвестору предоставлена гарантия использования различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещенных законодательством РФ:

· создания на территории РФ своих филиалов и представительств;

· создания юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;

· приобретения доли (вклад) в уставном (складочном) капитале юридического лица, созданного или вновь создаваемого на территории РФ (коммерческой организации с иностранными инвестициями);

· долевого участия вместе с российскими лицами в различных совместных проектах;

· приобретения акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг;

· приобретения различных прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестность конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).

Гарантия стабильности условий инвестирования включает в себя гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ.

В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1млрдрублей, срок окупаемости которой превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении указанного иностранного инвестора срока действия указанных условий и режима.

Гарантия, обеспечивающая право инвестора воспользоваться результатами своей деятельности, включает:

1) гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу;

2) гарантию использования на территории РФ и перевода за пределы России правомерно полученных денежных сумм;

3) гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда

обязан уступить требования и перевести долг другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в России такой переход прав признается правомерным.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории России для реинвестирования с соблюдением положений или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

Беспрепятственный вывоз имущества и информации означает возможность его вывоза за пределы РФ без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ заключается в том, что иностранному инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законодательством РФ и международным договором РФ.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде РФ либо в третейском суде.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором за счет средств бюджетных субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Помимо предоставления государственных, гарантий защиты прав иностранных инвесторов, такая защита может осуществляться посредством имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются также двусторонними и многосторонними договорами РФ.

В качестве двусторонних договоров могут выступать торговые договоры и соглашения об иностранных инвестициях, в которых определяется правовой режим инвестиционной деятельности иностранными инвесторами, устанавливаются порядок допуска иностранных лиц к этой деятельности, объем и государственные гарантии их прав, регулируются вопросы налогообложения, процедуры передачи инвестиционных споров на рассмотрение суда и арбитража и др.

В качестве многостороннего международного договора РФ в области регулирования иностранных инвестиций можно назвать Сеульскую конвенцию о создании Многостороннего агентства по страхованию иностранных инвестиций от 11 октября 1985 года. Основные задачи агентства:

стимулировать поток инвестиций в производительных целях между государствами-участниками Конвенции, и особенно в развивающихся странах. Для реализации этой задачи агентство предоставляет гарантии, включая совмест

· ное и повторное страхование, от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране резидентами из других стран;

· проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия притоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector