Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тип муниципалитетов с наибольшим инвестиционным потенциалом

Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на террито­рию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью орга­нов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации нему­ниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сво­дится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

♦ исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам, или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);

♦ выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможно­сти подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, а для жилищного строительства — предоставление инфраструктурно подготов­ленных площадок;

♦ экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;

♦ установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользо­вания землей и другими природными ресурсами, находящимися в муници­пальной собственности;

♦ защиту интересов инвесторов;

♦ расширение использования средств населения и иных внебюджетных источ­ников для финансирования жилищного и социально-культурного строитель­ства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

♦ использование средств местных бюджетов для полного или частичного фи­нансирования инвестиционных проектов;

♦ разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

♦ привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);

♦ проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль целевого и эффективного использования средств местных бюдже­тов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного само­управления является работа по включению инвестиционных проектов, необхо­димых для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфе­ра и т. п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ фи­нансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Маркетинг территории муниципального образования

Как отмечалось в главе 3, маркетинговый подход к муниципальному управле­нию является необходимым условием для привлечения инвестиций в развитие территории. В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов решались централизованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной экономики этот процесс носит стихийный характер, и его результат во многом зависит от слу­чайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предлагает лучший товар за меньшую цену. Маркетинг территории му­ниципального образования обеспечивает возможность привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем социально-экономического развития. В основе инвестиционной составляющей маркетинга территории муници­пального образования, согласно мировой практике маркетинга, лежат четыре компонента — продукт, цена, позиционирование, продвижение (рис.).

Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски муниципальных образований

Виды хозяйствующих субъектов, действующих на территории муниципального образования.

К муниципальным хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор экономики, относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные учреждения.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное учреждение — это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Муниципальные образования вправе выступать учредителями хозяйствующих субъектов в следующих организационно-правовых формах:
— коммерческие — открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные унитарные предприятия;
— некоммерческие — муниципальные учреждения, некоммерческие партнерства, фонды и автономные некоммерческие организации.
Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Предприятия немуниципальной формы собственности: градообразующие, прочие крупные, средние, малые.

Методы управления экономикой муниципального образования.

ü Продажа (приватизация)

ü Передача в аренду

ü Управление деятельностью мун. предприятий

ü Нормативно-правовое регулирование

ü Предоставление льгот по налогам и аренде

ü Информационная и консультационная поддержка

Читать еще:  Принципы формирования портфеля инвестиций

Особенности управления существующими и вновь создаваемыми предприятиями. Особенности управления малым и средним бизнесом, предприятиями с муниципальной собственностью.

Инвестиционная политика муниципального образования. Законодательная и нормативная база деятельности муниципальных образований по привлечению инвестиций.(?)

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.

Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития города и включают:

— определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;

— разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

— определение потребности в инвестиционных ресурсах;

— поиск и выбор источников инвестиций;

— формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.

Все инвестиционные проекты делятся на коммерческие, экономические и социальные.

Коммерческие проекты — это проекты, генерирующие достаточно доходов для погашения капитальных затрат. Каждый такой проект может привлечь частные средства по крайней мере для части его исполнения. Примером коммерческого проекта является, например, строительство гостиницы за счет средств муниципалитета.

— Зарплата муниципальных работников не должна зависеть от успеха того или иного проекта.

— Муниципалитет не должен конкурировать с бизнесом.

— Все доходные проекты являются рисковыми, а муниципалитет не имеет права рисковать деньгами налогоплательщиков.

Регулируются Бюджетным кодексом РФ.

Разновидностью коммерческого проекта является распоряжение коммерческими активами — например, многие муниципалитеты до сих пор владеют акциями коммерческих предприятий, а отдельные даже приобретают новые акции.

Экономические проекты — это проекты, которые окупаются лишь косвенно, через расширение налогооблагаемой базы или другие доходы, доступные только для бюджета, а не за счет прямых платежей потребителей. Примером экономического проекта является создание пешеходных торгово-туристических зон внутри города или ремонт находящихся в собственности муниципалитета нежилых помещений, что позволит повысить арендные ставки. Финансироваться экономические проекты должны преимущественно за счет бюджетных средств.

Социальные проекты — это проекты, осуществление которых непосредственно приносит выгоды населению (улучшение систем образования, здравоохранения). Эти проекты не являются самоокупаемыми и могут финансироваться исключительно за счет бюджетных средств. Примером социального проекта является строительство школы или больницы.

Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски муниципальных образований

Инвестиционный потенциал региона складывается из частных потенциалов:

· ресурсно-сырьевого (обеспеченность запасами основных видов природных pecypсов);

· трудового (трудовые ресурсы и их образовательный ценз)

·производственного (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона)

· инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе)

· институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики)

·инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

·финансового (объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения региона);

·потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Инвестиционный риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них, в рейтинге учитывались следующие виды риска:

·экономический (тенденции в экономическом развитии региона)

·финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий)

·политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти)

·социальный (уровень социальной напряженности)

· экологический (уровень загрязнения окружающей среды)

·криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений)

· законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства), учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Что такое инвестиционный потенциал: объяснение человеческими словами на простом примере

13 октября 2019

Сегодня речь пройдет про инвестиционный потенциал. Где он прячется, как его определить?

Расскажу про виды и методы оценки разных инвестиционных объектов. Покажу, как происходит аналитическая работа на практике. Разберу несколько российских и зарубежных методик оценки. А в конце выскажу свое мнение о перспективах раскрытия потенциала российской экономики.

В общем, будет интересно, а теперь пора начинать!

Что это такое

То есть данное понятие отражает совокупный потенциал взаимодействия финансовых, производственных, правовых и других факторов.

Относительно сферы инвестирования можно выделить потенциал:

  • компании, предприятия, холдинга;
  • отрасли;
  • региона, муниципального образования;
  • национальной экономики;
  • мировой экономики.

Место потенциала в инвестиционном модуле

Пару слов о том, что такое инвестиционный модуль. По сути это система различных экономических процессов, отношений, условий, факторов, которые определяют уровень финансовой активности и инвестиций.

Обычно в схематичном виде он выглядит следующим образом:

Инвестпотенциал в этой структуре, наряду с привлекательностью инвестиций, как раз является определяющим фактором. Он стимулирует активность в вопросе вложения средств и распределения капитала.

Иными словами, чем больше возможностей и меньше риска, тем инвесторы активнее голосуют за проект своими деньгами.

Читать еще:  Как заработать на играх без вложений

Оценка потенциала предприятий и регионов

Оценка инвестиционного потенциала включает в себя тщательный анализ следующих локальных факторов:

  • ресурсные;
  • производственно-технологические;
  • институциональные;
  • нормативно-правовые;
  • инфраструктурные;
  • экспортные.

Расскажу о каждом из них немного подробнее.

Ресурсные

Производственно-технологические

Это те факторы, которые влияют на основную деятельность инвестиционного объекта.

Например, если говорить о предприятии, это:

  • технологичность;
  • уровень производственных мощностей;
  • показатели эффективности труда;
  • условия труда.

Институционные

Данные факторы говорят о степени развития основных рыночных механизмов и финансовых институтов.

Нормативно-правовые

Эти факторы носят законодательный характер. Они отражают, насколько легко можно открыть бизнес и вести свою деятельность в конкретном субъекте.

Помимо этого, нормативно-правовые факторы учитывают:

  • проработанность и конкретизацию законодательных актов;
  • правовую прозрачность;
  • достаточность условий для отстаивания своей правовой позиции.

Инфраструктурные

Здесь учитывается, насколько техническая база и оснащенность подходят для ведения бизнеса. Сюда относятся следующие аспекты:

  • транспорт и логистические возможности;
  • достаточность сырьевой базы;
  • цены на топливо и энергоносители;
  • тарифы естественных монополий.

Экспортные

Такие факторы отражают потенциальные возможности выхода продукта или услуг на экспортные рынки.

Методы оценки

Часто к оценке инвестиционного потенциала отдельных субъектов применяют те же методы, что и для определения инвестиционной привлекательности. Но основное отличие в том, что здесь не выбирается конкретный подход (балльный, экспертный или статистический), а зачастую они комбинируются вместе.

Приведу несколько примеров оценочных методов в РФ:

  1. Рейтинговое агентство RAEX в своей оценке активно использует анализ рисковой составляющей. При этом исследует каждую группу рисков и потенциальных возможностей отдельно.
  2. К. Гусеева во главу угла ставит форвардные данные. Пытаясь предугадать, как инвестиционный объект будет реагировать на изменения внешней конъюнктуры.
  3. Метод оценки Бланка базируется на анализе социально-экономических показателей. К ним относятся безопасность вложений, доступность инфраструктуры, демографические факторы.

Если говорить о зарубежной практике, то методики в целом похожи на российские.

Например, Гарвардская школа бизнеса оценивает потенциал для инвестирования по следующим критериям:

  • правовые условия;
  • политическая устойчивость;
  • возможность привлечения финансирования;
  • показатели инфляции;
  • возможность работы с иностранным капиталом и его свободный ввоз /вывоз.

Экономическое агентство EuroMoney в свои модели закладывает такие показатели, как:

  • политический риск;
  • экономическая эффективность;
  • кредитоспособность объекта инвестирования;
  • размер госдолга страны или субъекта;
  • доступность финансирования.

Потенциал государственной экономики для инвестиций

Инвестпотенциал в масштабах национальной экономики определяется как совокупность возможностей развития в разных отраслях. Также важны факторы, обуславливающие наличие благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций.

Важные моменты здесь:

  • геополитическая обстановка;
  • общеэкономические показатели (ВВП, инфляция, процентные ставки);
  • законодательная база;
  • экологический аспект;
  • криминальная составляющая внутри страны;
  • ресурсно-сырьевая база;
  • инфраструктура и пр.

Перспективы использования инвестиционного потенциала в России

Однако в последние годы в РФ наблюдалось снижение инвестиционной активности. Это связано как с внутренними проблемами, так и с геополитическими вопросами, в том числе санкционной риторикой.

Что касается перспектив, они выглядят не такими уж и плохими. Те институциональные реформы, которые сейчас проводит государство, а также смягчение денежно-кредитной политики и рост экономики будут способствовать раскрытию инвестиционного потенциала РФ.

Заключение

Инвестиционный потенциал является обширным и многосоставным понятием. Он используется часто, является составляющей инвестиционного климата в целом. Его можно определять разными способами, применять к оценке различных объектов инвестирования.

Что касается российских реалий, здесь много проблем. Однако на данном этапе государство пытается решать их, создает предпосылки для роста финансовой привлекательности.

Подписывайтесь на статьи и делитесь ими в социальных сетях. И добро пожаловать в комментарии — что вы думаете о российском потенциале?

Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности. Соответственно местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях (ст. 131 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 2) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в рамках административно-территориального устройства (административно-территориальных единиц) ее субъектов в границах их муниципальных образований. К Т.м.о. относятся земли, находящиеся за пределами границ муниципального образования, но переданные ему в собственность (в том числе безвозмездно) для обеспечения развития их земель, относящихся к государственной собственности (ч. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):

Читать еще:  Инвесторы москвы ищут проекты

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

— состояние менеджмента, маркетинга.

Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента — активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Или

Инвестиционный потенциал муниципального образования – это совокупность объективных социально-экономических свойств муниципального образования, имеющих высокую значимость для потенциальных инвесторов и способствующих развитию инвестиционных процессов, протекающих на местном (муниципальном) уровне хозяйствования. Итак, инвестиционная привлекательность определяется состоянием инвестиционного потенциала и уровнем инвестиционного риска. Инвестиционная активность – реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе и характеризуется интенсивностью инвестиций. [6]

Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Важно отметить, что администрации муниципальных образований играют существенную роль в поддержке и стимулировании инвестиционной деятельности в своих регионах. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика – один из инструментов администрации, который может оказать существенное влияние на состояние инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Ряд ученых выделяют особенности инвестирования, среди которых можно выделить:

1. высокий уровень дифференциации социально-экономического развития, обусловленный, в первую очередь, географическим положением, природными ресурсами, административными особенностями;

2. незначительные бюджетные возможности в сравнении с бюджетами других уровней;

3. низкая степень муниципального нормотворчества в области инвестиционных отношений, что, в первую очередь, связано с разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти;

4. градообразующий характер большинства инвестиций, играющих помимо финансово-экономической, важную социальную роль;

5. наличие мощных рычагов управления инженерно-кадастровой инфраструктурой;

6. наличие значительных объемов невостребованной муниципальной собственности;

7. штатные ограничения в администрациях муниципальных образований, что требует привлечения специалистов, занятых в нескольких специфических областях управления, и не позволяет в должной степени концентрироваться на реализации перспективных инвестиционных решений.

Согласно выводам экспертов наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему[4].

Основное содержание и задачи муниципального управления

Содержание: муниципальное управление служит интересам муниципального управления (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующих на началах самоорганизации и самоуправления. Миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Правовая основа местного самоуправления:

1)международные правовые акты (Европейская хартия о местном самоуправлении Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного самоуправления 27 декабря 1996 года В Европейской Хартии закреплены общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты

2) нормативные правовые акты федераль­ного значения. А)Конституция Российской Федерации б) Федеральные законы (ФЗ № 131 от 03.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») в)Указы Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда.

3) составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (уставы, законы и иные правовые акты органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации).

4) решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представи­тельных и исполнительных органов местного самоуправления, должно­стных лиц местного самоуправления (положения о бюджетном устройстве и бюджетном процес­се, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью).

Правовую основу организации и деятельности Челябинской городской Думы составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и Челябинской области, Устав города Челябинска и Регламент Челябинской городской Думы.

Основными задачами муниципального управления являются:

1) создание и развитие местного хозяйства как совокупности предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности; 2) координация их деятельности в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей; 3) создание благоприятных условий для формирования достаточной инфраструктуры; 4) разработка прогнозов развития муниципального образования; 5) образование единого экономического, социального, культурного, информационного пространства; 6) привлечение непосредственно населения к процессу управления муниципальным образованием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector