Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концентрация капитала в россии

Концентрация капитала в России и ее влияние на анализ кредитоспособности группы компаний

«Управление собственностью: теория и практика», 2012, N 4

Развитие рыночной экономики во всем мире сопровождается объективными процессами концентрации и централизации капитала. Не является исключением в этом процессе и Россия, где усложнение производственных структур оказывает существенное влияние на особенности хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности заемные средства коммерческих банков. Среди них увеличивается доля таких заемщиков, как группа компаний.

Процессы либерализации торговли и движения капиталов начиная со второй половины XX в. привели к обострению конкуренции между компаниями во многих отраслях мировой экономики. По мнению некоторых экспертов, большинство современных рынков можно отнести к категории олигопольных. Например, 82% рынка спортивных товаров принадлежит крупнейшим производителям (38% — «Nike», 34% — «Reebok», 10% — «Puma») и только 18% всем другим участникам . В таких условиях российским предприятиям без консолидации капиталов крайне сложно противостоять давлению мощных иностранных конкурентов на внутренних и внешних рынках.

См, например: Бабарин М.С. Концентрация капитала в современной России: предпосылки, причины, возможные последствия // Проблемы современной экономики. 2009. N 1 (29).

Формированию групп связанных компаний способствует и ряд причин, обусловленных спецификой российской экономики. Среди них можно выделить такие, как:

  • возможность оптимизации налогообложения при приобретении недвижимости;
  • обеспечение защиты бизнеса от рейдерских захватов;
  • создание материнской компании с целью выпуска ценных бумаг (облигаций или акций);
  • потребность в защите конфиденциальности конечных бенефициаров;
  • преимущества, связанные с приобретением готового бизнеса;
  • оказание комплекса услуг, предоставление которых одной компанией в силу законодательства невозможно;
  • повышение прозрачности структуры управления бизнесом;
  • выгоды от создания вертикально интегрированной структуры полного производственного цикла от получения сырья до дистрибуции готовой продукции.

При этом для российского законодательства характерно отсутствие единого понятийного аппарата в области регулирования отношений с участием групп компаний. Так, Гражданский кодекс РФ использует принятые во всем мире понятия «дочернего» и «зависимого» общества. В Законе РФ от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями) упоминаются термины «группа лиц» и «аффилированные лица» (как и в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Статья 40 Налогового кодекса РФ выделяет сделки между взаимозависимыми лицами. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (утв. Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н), устанавливающее порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций), вводит новое определение — «группа взаимосвязанных организаций».

В нормативных документах Банка России под взаимосвязанными заемщиками понимаются юридические лица, если один из заемщиков может оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого заемщика (других заемщиков), или третье лицо, которое тоже может являться самостоятельным заемщиком, оказывает существенное прямое или косвенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого заемщика (других заемщиков). При этом норматив Н6 рассчитывается также по группе связанных заемщиков, если заемщики: входят в состав банковской группы или банковского холдинга, определяемых в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»; являются близкими родственниками по отношению друг к другу, установленными в качестве таковых федеральными законами; являются лицами, способными оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления юридических лиц — заемщиков.

Таким образом, основными критериями взаимосвязанности являются отношения родства или возможность оказывать влияние на решения органов управления юридических лиц .

Письмо Банка России от 23.06.2004 N 70-Т «О типичных банковских рисках».

В результате правовое регулирование отношений внутри групп юридических лиц даже в рамках одного государства связано с многочисленными проблемами, которые существенно усугубляются, когда в качестве участников отношений выступают субъекты различных стран.

Разнообразие причин образования групп компаний, с одной стороны, и недостаточно четкое правовое регулирование их деятельности — с другой, обусловливают трудности анализа и оценки их кредитоспособности при решении вопроса о целесообразности и условиях предоставления им банковского кредита. При этом с точки зрения кредитоспособности объединение компаний в группу имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которым кредитный аналитик должен дать обоснованную оценку.

Среди положительных моментов связанности, на взгляд автора, можно выделить:

  • открытие нового бизнеса, что позволяет диверсифицировать деятельность компании (например, торговая компания открывает новое предприятие в ресторанном бизнесе) и снизить концентрацию предпринимательских, а следовательно, и кредитных рисков;
  • использование налаженных связей, что обеспечивает стабильность деятельности в планируемом периоде и позволяет прогнозировать благоприятные возможности для погашения кредита;
  • выход на новые рынки, расширение спроса и потенциальной клиентской базы, новые денежные потоки — расширение источников для выполнения кредитных обязательств.

Однако необходимо иметь в виду и возможные угрозы снижения кредитоспособности заемщика в лице группы компаний:

  • повышенные риски в случае открытия нового бизнеса в смежных или новых сегментах рынка, недостаточно освоенных заемщиком;
  • появление непрофильных активов, сокращение потоков от основной деятельности, недостаточных для погашения кредита и процентных платежей по нему;
  • расширение теневой экономики, если предприятие создается с целью ухода от налогообложения, что ведет к возникновению правовых рисков;
  • возможные искажения финансовой отчетности, не позволяющие в полной мере получить обоснованную оценку кредитоспособности заемщика.

При кредитовании компаний, входящих в холдинг, банк несет дополнительный риск того, что заемщик, высвободив часть собственных оборотных средств за счет получения кредита, направит их для финансирования высокорискованной деятельности других компаний, входящих в группу, анализ деятельности которых банком не проводился.

Кроме того, зачастую последствия связанности могут неоднозначно сказываться на кредитоспособности группы в условиях различных изменений экономической конъюнктуры. Например, вертикально-интегрированные горно-металлургические холдинги, полностью обеспечивающие себя собственным сырьем, теряют это преимущество, если цены на сырье падают, поскольку вслед за ними уменьшается и маржа таких компаний, как это имело место в сентябре 2012 г., когда цена на угольный концентрат на внутреннем рынке упала на 21%, а на железорудный концентрат — почти на 30%, в то время как спрос на стальной прокат под влиянием негативной ситуации на рынках уменьшился .

Читать еще:  Чистые капитальные вложения это

Тематическое приложение «Металлургия» к газете «Известия», октябрь 2012 г. В этом случае в более выгодном положении оказываются компании с невысокой степенью вертикальной интеграции, которые могут снизить себестоимость своей продукции за счет покупки сырья по более низким ценам.

Поэтому особо важное значение приобретают анализ и условия деятельности всей группы в целом, а не только заемщика, поручителя и залогодателя. При этом разнообразие методов искажения отчетности в группе компаний обусловливает сложность составления консолидированной отчетности по объекту кредитного анализа, а противоречивость оценки последствий объединения компаний в группу предъявляет существенные требования к профессионализму и деловой интуиции кредитного аналитика. В свою очередь, это требует дальнейшего развития типичных методик оценки кредитоспособности и внесения в них корректив с учетом особенностей заемщика.

В итоге кредитным специалистам приходится дополнительно проводить анализ кредитоспособности отдельных юридических лиц, входящих в группу. Согласно Положению Банка России от 26.03.2004 N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» банки обязаны ежеквартально производить переоценку финансового состояния заемщика и залогодателей, тогда как данная оценка, проведенная на основании бухгалтерской отчетности отдельной компании, зачастую не соответствует действительности.

Кроме того, при тщательном мониторинге отдельных компаний, проводимом Центробанком выборочно, чаще всего осуществляется запрос отчетности по отдельным компаниям, что позволяет клиенту скрывать финансовые проблемы, используя для этого другую компанию, не входящую в схему кредитования (не являющуюся заемщиком, залогодателем, поручителем).

С этой целью необходимо рассмотреть возможность внесения в положения Центробанка, регулирующие оценку финансового состояния участников кредитной сделки, изменений, позволяющих оценивать финансовое состояние по группе компаний на основании консолидированной отчетности, что позволит повысить ее объективность и сэкономить время сотрудников банка.

Как правило, коммерческие банки, осуществляющие консолидацию отчетности (особенно не располагающие в силу ограниченных финансовых возможностей высококвалифицированными специалистами в области финансового анализа), в своих инструктивных материалах по кредитованию прописывают только необходимость консолидации, не уточняя саму методику консолидации. В связи с этим резко возрастает риск ошибок кредитных специалистов при проведении мероприятий по консолидации отчетности.

Анализ группы компаний следует начать с составления ее схемы, отражающей ее внутреннюю структуру, роль каждого общества, входящего в группу, направления товарно-денежных потоков внутри группы. После этого необходимо выявить все компании, аффилированные с заемщиком, но не указанные в схеме, путем анализа оборотно-сальдовой ведомости по счетам 60 и 62. Обычно заемщик не приводит в схеме группы так называемые «технические» компании, используемые для завышения либо занижения финансовых показателей компаний, официально входящих в группу, а также компании, относящиеся к новым высокорискованным проектам, которые планируется профинансировать собственными оборотными средствами после замещения их кредитными ресурсами. Поэтому крайне важно при определении лимита кредитования обратить внимание не только на предельную долговую нагрузку, которую способна выдержать кредитуемая деятельность, но и на потребности в заемных средствах, рассчитываемые исходя из сроков оборачиваемости оборотного капитала и объемов деятельности.

Анализ финансового состояния группы компаний надо проводить по консолидированной отчетности и (в случае проектного финансирования) на основании консолидированного прогноза движения денежных средств.

При этом усложняется и качественная экспертная оценка таких заемщиков за счет включения в нее не только типичных оценок уровня делового риска, но и анализа возможного влияния связанности компаний на изменение ее кредитоспособности.

Эти и другие особенности надо учитывать при организации кредитования группы компаний.

К вопросу о концентрации банковского капитала в Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации в соответствии с прописями неолиберализма является двухуровневой. На верхнем уровне находится Центральный банк Российской Федерации, он же Банк России (далее – ЦБ РФ). Он считается «независимым» от государства — на самом деле фактическим бесконтрольным и не несущим ответственности перед обществом.

На втором уровне находятся коммерческие банки. ЦБ РФ занимается лицензированием коммерческих банков и выдачей им кредитов под ключевую ставку (в настоящий момент 7,25 % годовых). Коммерческие банки, накинув сверх ключевой ставки свою маржу, выдают кредиты физическим и юридическим лицам.

С января 1991 года по 2 августа 2018 года в России было зарегистрировано 3 123 коммерческих банка. Не стоит полагать, что все они возникли одновременно, вовсе нет. Часть из них появилась тогда, когда о существовании других уже давно забыли, некоторые банки здравствуют и поныне.

В настоящее время в России осталось 482 банка. Сокращение числа банков стало результатом отзыва у них лицензий ЦБ РФ, добровольной ликвидации банков, а так же их слияний и поглощений. За 27 лет численность коммерческих банков сократилась более чем в шесть раз. В месяц ЦБ РФ отзывает лицензии в среднем у 5 – 6 коммерческих банков. Тенденция нормальная для капиталистической экономики. В финансовом секторе неминуемо идет процесс концетранции капиталов. Однако идеология неолиберализма одновременно требует поддержания конкуренции. В результате правительство изо всех сил старается поддержать эту абсолютно искусственную и нежизнеспособную банковскую систему. Был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ, согласно которому, в случае отзыва лицензии у банка, вкладчик получает страховку на сумму вклада, но не более 1 400 000 руб. Для выплат этих страховок создана государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», имущество которого формируется в том числе из имущественных взносов ЦБ РФ – бюджетного учреждения, т.е. в конечном счете, за счет наших с вами налогов.

Для чего издан этот закон? Для того, чтобы стимулировать граждан переносить свои вклады из крупных надежных банков в мелкие банки, занимающиеся рисковыми операциями. Этим законом Правительство РФ искусственно поддерживает существование мелких банков за счет налогоплательщиков. Кстати, что-то не слышно воплей либертарианцев по поводу столь вопиющего вмешательства государства в свободную игру рыночной стихии. И я даже догадываюсь почему – если бы этого закона не было, то процесс концентрации банковского капитала (слияний, поглощений, банкротств, отзыва лицензий) пошел бы еще быстрее, семимильными шагами.

Кроме того, ЦБ РФ ежегодно расходует триллионы бюджетных (т.е. наших с вами) денег на санацию коммерческих банков (КОММЕРЧЕСКИХ, Карл. ). Кому интересен порядок цифр, можете погуглить сами. Сравните сумму на санацию коммерческих банков и сумму дефицита бюджета Пенсионного фонда. Сумма санации в десятки раз больше дефицита Пенсионного фонда.

Читать еще:  Показатели оценки стоимости капитала

Но, несмотря на все усилия капиталистического государства сохранить мелкие банки, объективная экономическая тенденция к концентрации и монополизации банковского капитала пробивает себе дорогу. Число коммерческих банков неуклонно снижается. Это объективный закон развития и никакими законодательными актами и постановлениями его не остановить.

И вот, что интересно, вопреки догмам всех этих фридманов, хайеков и прочих мизесов, вешавших в Перестройку нам на уши лапшу про «отрицательный эффект масштаба», оказалось, чем крупнее банк, чем больше его уставный капитал, чем больше его обороты, тем банк устойчивей и демонстрирует нам во всей красе «положительный эффект масштаба»!

Либертарианцы могут нам возразить, что число банков искусственно сокращается из-за вмешательства ЦБ РФ. Нет, дорогие мои, вмешательство государства замедляет сокращение числа банков! Если бы не вливание государственных денег в коммерческие банки и не своевременное удаление с рынка «токсичных» банков, у которых отзывает лицензии ЦБ РФ, наш финансовый рынок сотрясали бы грандиозные кризисы, как в Америке конца 1920-х годов, когда банки закрывались десятками. Если бы не государственное вмешательство, направленное на искусственное поддержание конкуренции, численность банков в России была бы на порядок меньше.

Таким образом очевидно: дело не вообще во вмешательстве правительства в экономику, на которое сетуют наши либералы. Дело в том, в чьих интересах и зачем это делается. Вмешательство государства бывает прогрессивным, а бывает реакционным. Прогрессивное вмешательство, например, это действия государства диктатуры пролетариата по укреплению социалистической экономики. Реакционное вмешательство – это усилия капиталистического государства по сохранению частной собственности на средства производства вопреки объективным экономическим тенденциям к обобществлению средств производства.

Вмешательство российского неолиберального правительства в банковскую сферу является реакционным, ибо препятствует его скорейшей монополизации.

Какова же программа марксистов в отношении банков?

  1. Национализация банков и объединение всех банков в единый государственный банк.
  2. Объявление банковской деятельности исключительной монополией государства.
  3. В целях облегчения жизни трудящихся, объявление кредитной амнистии по потребительским кредитам и ипотечным кредитам на приобретение единственного жилья.

Кстати, как-то незаметно прошел столетний юбилей декрета ЦИК Второго Всероссийского съезда Советов «О национализации банков». Не грех о нем напомнить и привести его текст.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

от 14 декабря 1917 года

О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ БАНКОВ

В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом, и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого народного банка Российской Республики, Ц.И.К. постановляет:

1) Банковое дело объявляется государственной монополией.

2) Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются с Государственным банком.

3) Активы и пассивы ликвидируемых предприятий перенимаются Государственным банком.

4) Порядок слияния частных банков с Государственным банком определяется особым декретом.

5) Временное управление делами частных банков передается совету Государственного банка.

6) Интересы мелких вкладчиков будут целиком обеспечены.

P.S. Как говориться, пока верстался номер. 3 августа 2018 года пришла информация об отзыве лицензии у «Нового промышленного банка (лицензия № 930) и ликвидации банка «Новое время» (лицензия № 3492).

Таким образом, по состоянию на 3 августа 2018 года в России существует 480 коммерческих банков. Так держать!

Основные направления развития банковского рынка в России и мире

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.04.2015 2015-04-19

Статья просмотрена: 1721 раз

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Основные направления развития банковского рынка в России и мире / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 520-526. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17679/ (дата обращения: 10.04.2020).

Развитие современного банковского сектора в последние годы, связано с тенденциями, которые проявились после влияния мирового финансового кризиса, произошедшего в 2008 году. Кризис не прошел мимо российской банковской системы, которая в полной мере ощутила на себе кризисные явления.

На сегодняшний день на развитие российских финансовых институтов, оказывают влияние западные санкции, которые фактически запретили возможность кредитования ведущих российских банков на мировых финансовых рынках, поэтому тенденции, набирающие обороты в мировой банковской системе, в России проявляются более резко, например, государственное регулирование в финансовом секторе.

Развитие банковской системы характеризуется рядом параметров, среди которых определяющими являются следующие: количество участников финансовой системы, величина активов, значение концентрации капитала в ведущих финансовых институтах.

Одной из основных характеристик финансовой системы является количество банковских учреждений. За последнее время во всем мире наметился тренд на уменьшение числа банков за счет слияний и поглощений, в меньшей степени за счет числа банкротств финансовых институтов. В таблице 1 представлено количество банков в шести самых крупных странах мира по числу финансовых институтов.

Количество финансовых институтов в странах мира

Количество финансовых институтов

Если рассматривать относительные показатели по сокращению банковского сектора, то Россия является абсолютным лидером среди всех стран (Таблица 2).

Динамика изменений количества банков в странах мира

Такое лидерство объясняется не только укрупнением банковских учреждений, но и активной позицией Центробанка по отзыву лицензий у финансовых институтов.

Проведем более подробно анализ изменений параметров банковского сектора России за последние пятнадцать лет. В таблице 3 представлена информация по общему количеству кредитных организаций, числу действующих банков, их филиалам и дополнительным офисам. [1]

Количество финансовых институтов в России

Всего банков, шт.

Действующие банки, шт.

Дополнительные офисы, шт.

На основе приведенных данных проведем анализ динамики изменений в банковском секторе России (таблица 4), для большей наглядности представим данные на рисунке 1.

Динамика изменений в банковском секторе России

Всего банков к предыдущему году, изменение %

Действующие банки к предыдущему году, изменение %

Филиалы к предыдущему году, изменение %

Дополнительные офисы к предыдущему году, изменение %

Рис. 1. Динамика изменений в банковском секторе России

Начиная с 2001 года, идет непрерывный процесс сокращения общего числа финансовых институтов, пик которого пришелся на 2004–2005 годы, что, скорее всего, было вызвано слиянием и поглощением более крупными банками мелких. На сегодня этот процесс стабилизировался и составляет около двух процентов в год, но скорее всего с развитием кризиса этот процесс может ускориться.

Читать еще:  Чистый капитализм развитие технологии

Одновременно с этим идет процесс сокращения действующих кредитных организаций, которые могут совершать банковские операции. Сокращение данных финансовых институтов шло, в более медленном темпе не превышая пяти процентов в год, а в последние годы снизилось до трех процентов. Но в последний год произошел резкий скачок в динамике сокращений почти до десяти процентов. Связано это в первую очередь с ужесточением финансовой политики Центрального Банка по отношению к кредитным организациям, а также начали сказываться кризисные явления, происходящие в экономике России, поэтому в дальнейшем этот процесс также может ускориться, все будет зависеть от масштабов кризиса.

Процесс развития филиальной сети финансовых институтов также находится в тренде на снижение. Особенно этот тренд начал ускорение после кризиса 2008 года и продолжается до сих пор, связано это с решением банков оптимизировать свою структуру и уменьшить затраты на содержание филиалов, поэтому территориальные подразделения укрупняются и функции управления передаются на верхний уровень.

Единственный процесс, который имел положительную динамику, был связан с развитием дополнительных офисов кредитных организаций, пик которого пришелся на 2008 год, но после кризиса пошел на спад, сохраняя положительную динамику, и только в 2015 году динамика стала отрицательной.

Данная тенденция связана, скорее всего, с ликвидацией в 2014 году ряда банковских учреждений, обладавших широкой сетью дополнительных офисов, с кризисными явлениями, а также развитием информационных технологий, в частности с внедрением интернет-банкинга, позволяющего сократить число дополнительных офисов и работать с клиентами через интернет. [2], [3]

В ближайшем будущем тренд на сокращение дополнительных офисов останется и будет обусловлен необходимостью уменьшения затрат в период кризиса.

Еще одной тенденцией в мировой финансовой системе является концентрация капитала, когда в нескольких крупных финансовых институтах сосредотачивается большая часть всех денежных средств.

В большинстве стран мира в банковском секторе доминирует олигополия, когда основным игрокам рынка принадлежит большая часть всех финансовых средств. [4]

Для оценки концентрации капитала в финансовых институтах применяются коэффициенты концентрации капитала в доле от общего рынка для трех крупнейших банков (топ-3, CR3), для пяти (топ-5, CR5), для десяти крупнейших финансовых институтов (топ-10, CR10) (таблица 5). [5], [6], [7], [8]

Распределение капитала по финансовым институтам в странах мира

Концентрация капитала в России (начало 20 в. ) — причины

Дорогие друзья, помогите мне ответить на следующий вопрос: Назовите причины концентрации капитала в начале 20 в. в России

или дайте ссылку)))

http://referat.kulichki.net/files/page.php?id=5780
Эти причины связаны, прежде всего, с изменениями в технологическом способе производства. Предпосылкой таких изменений была промышленная революция конца XVIII — начала XIX в., возникновение новых отраслей промышленности и быстрое развитие производства во многих из них, прежде всего, в легкой промышленности вследствие появления важных технических изобретений. Изменения в технологическом способе производства привели к концентрации
производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала. Каждый из этих процессов развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые· и существенные связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства
(вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с
различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития
капитализма, движущая сила которого — конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных. Рано или поздно конкуренты оказываются перед альтернативой: или дальше продолжать между собой борьбу, или достичь согласия относительно масштабов производства, цен на продукцию, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй путь, заключая между собой гласные и негласные соглашения, что является одной из наиболее характерных черт монополизированной экономики. Таким образом, возникновение предприятий- монополистов — закономерный результат развития производительных сил, эволюции
рынка, действия законов конкуренции. Данная причинно-следственная связь отражена в сформулированном В. И. Лениным законе монополизации производства. Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на» основе их централизации. Централизация производства — это увеличение масштабов производства продукции в результате объединения нескольких отдельных предприятий в одно с установлением единого управления. Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие объединения или слияния ранее самостоятельных капиталов. Типичный пример такого объединения — акционерные компании.

K началу ХХ века по общему объему промышленного производства Россия занимала 5-е место в мире, почти сравнявшись с Францией и даже опередив ее по некоторым показателям тяжелой промышленности. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего — возможность использовать опыт и помощь развитых стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей и железнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, но и имелись свои особенности.

В России в начале ХХ века, особенно в годы предвоенного финансово-промышленного подъема, предпринимательство бурно развивалось, а успехи в акционерной сфере были впечатляющими. С 1902 г. до середины 1914 г. число акционерных компаний увеличилось более чем на 150%, а их капиталы возросли почти вдвое. Неакцианированные формы сохраняли заметное влияние лишь в винокуренном, хлебомукомольном производствах и некоторых отраслях торговли. Усиление концентрации производства и централизации капитала проявлялось в том, что за указанный период заметно возрос средний показатель капитала на одно предприятие: в 1902 г. он составлял 1,6 млн. рублей, а в начале 1914 г. — 2,1 млн. рублей.
На первое июля 1914 г. в России действовало в общей сложности 2303 акционерных компаний. Из них: 2072 было российских, а 231 — иностранная, учрежденная за границей и допущенная к операциям в империи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector