Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы лизинговых операций

Проблемы рынка лизинговых операций

Основные проблемы рынка лизинга на сегодняшний день в первую очередь связаны с мировым кризисом ликвидности. Рост количества заявок потенциальных лизингополучателей, не повлек за собой быстрое развитие лизингового рынка. В условиях нехватки ресурсов у всех участников финансового рынка, лизинговые компании не готовы осуществлять высокорисковые сделки, а предпочитают вкладывать средства в проекты со знакомыми им предметами лизинга, практика работы с которыми уже налажена, а риски по сделке более приемлемы.

Трудности в финансировании сделок.

Традиционным источником финансирования лизинговых операций пока еще остается кредит российских банков (62%). В настоящее время 46% финансирования привлекается от российских банков, не являющихся материнскими для лизинговых компаний, и лишь 16% — от акционеров. Еще лет пять назад ситуация была прямо противоположной: основная доля кредитов привлекалась лизинговыми компаниями от материнских банков.

В связи с динамичным развитием рынка лизинга в течение последних 5 — 7 лет многие банки стали рассматривать лизинговый бизнес как одно из приоритетных направлений развития. Однако в последние годы на примере нескольких крупных лизинговых компаний, созданных при банках, стало очевидным, что банк иногда оказывается не в состоянии удовлетворить растущие потребности лизинговой компании в финансировании. Отчасти это связано с банковским лимитом риска на одного заемщика, хотя это не основное ограничение (лизинговые компании в связи с этим обычно дробятся на несколько юридических лиц). Проблема также связана иногда с ограниченными возможностями финансирования самого банка.

Стремление диверсифицировать источники финансирования дочерней лизинговой компании часто обусловлено также стремлением диверсифицировать ее риски в случае кризиса ликвидности. В течение последних месяцев лизинговые компании, не диверсифицировавшие источники финансирования, на практике столкнулись с этой проблемой.

Еще один мотив выделения лизинговой компании в отдельное юридическое лицо и диверсификации источников финансирования заключается в повышении стоимости этой лизинговой компании на случай продажи.

Главная проблема, с которой сталкиваются лизинговые компании при обращении в кредитные организации, состоит в отсутствии специальной методики анализа финансового состояния и оценки рисков лизинговой компании. В большинстве случаев лизинговую компанию рассматривают как обычного заемщика, не учитывая специфики ее деятельности.

На сегодняшний день существует целый ряд причин, затрудняющих правильную интерпретацию значений общепринятых коэффициентов финансового анализа. Например, высокая доля заемных средств в структуре пассивов лизинговых компаний, отрицательно сказывается на конечных показателях финансовой устойчивости и платежеспособности с точки зрения стандартных методик оценки. Или же низкая оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей, связанная со сроками лизинговых сделок.

Еще один немаловажный фактор — отсутствие у компании дополнительного обеспечения, помимо объекта, передаваемого в лизинг, и прав на получение лизинговых платежей.

К тому же рассматриваемая проблема усугубляется и специфическими требованиями Банка России. Согласно Положению ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» залоговое имущество по кредиту не следует обременять иными обязательствами с третьими лицами, иначе кредиты под такой залог будут отнесены к пятой группе риска и потребуют максимального резервирования. Однако именно в качестве такого обременения Банк России рассматривает договор финансовой аренды в отношении актива, под который привлекается кредит.

По этому вопросу направлялся запрос в Банк России, и был получен ответ, что указанное требование не распространяется на недвижимое имущество, заложенное в рамках лизинговых контрактов. Однако по-прежнему остался невыясненным вопрос относительно движимых объектов финансовой аренды, на которые приходится основная часть лизинговых сделок.

Кроме того, Положением предусмотрено, что предмет залога должен быть застрахован залогодателем в пользу кредитной организации. Непонятно, правомерно ли в данном случае страхование объекта лизингополучателем, что распространено на практике. Пока разъяснения от ЦБ РФ по этим вопросам не получены.

Несмотря на определенную остроту вышеперечисленных проблем, лизинговые компании активно привлекают банковские кредиты на открытом рынке

Проблемы налогового законодательства и отчетности.

С 2008 г. компании стали уплачивать НДС ежеквартально, а не ежемесячно. Введение таких сроков уплаты уже выявило и плюсы, и минусы, причем преобладание тех или других для конкретного лизингодателя зависит от склонности бухгалтерии компании к большему или меньшему риску.

Основным негативным следствием перехода на поквартальную уплату налога является то, что лизингодатели теперь значительно реже получают реальное возмещение налога из бюджета, как и возможность зачесть налог, подлежащий возмещению, в счет причитающейся уплаты.

Для компаний, склонных к осторожной налоговой политике стало сложно прогнозировать, что получится в итоге по квартальной декларации — НДС к уплате или к возмещению и, соответственно, приходится резервировать некоторые суммы денежных средств для возможной их уплаты в бюджет, что снижает оборачиваемость капитала. В то же время для компаний склонных к большему риску поквартальная сдача отчетности позволила отодвинуть уплату в бюджет до окончания квартала, тем самым использовать денежные средства для развития компании. Данный фактор особенно ощутим для лизингодателей с большими оборотами и реализующих крупные сделки.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В современных условиях ведения бизнеса на первый план выходит необходимость организаций адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Для получения определенной прибыли или обеспечения стратегии долгосрочного выживания перед организациями рано или поздно встает вопрос о расширении, приобретении нового оборудования или замене старого. При недостатке собственных средств для решения данной задачи существует два наиболее популярных источника финансирования – финансовый кредит и лизинг.

Определение лизинга дается в Федеральном Законе «О лизинге»: «лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем» [1]. Следует подчеркнуть, что получение средств по лизингу выгодно в основном за счет налоговых преимуществ и возможностью использования коэффициента ускоренной амортизации. При этом оборотный капитал расходуется только на лизинговые платежи, ликвидность оборотных средств и соотношение собственных и оборотных средств не изменяются.

Читать еще:  Лизинг как источник финансирования предприятия

В настоящее время лизинг считается одним из наиболее прогрессивных способов финансирования предпринимательской деятельности, обладающим возможностью предоставить организациям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию. В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до трети совокупного объема инвестиций, а их объем каждый год увеличивается в среднем на 10- 12%. Однако в России данный показатель остается крайне небольшим (менее 6%). При этом определенные виды лизинговых операций находятся на начальном этапе развития, либо не используются в достаточной мере: так, лизинг практически не используется при покупке недвижимости, не применяются возвратный и оперативный виды лизинга.

Длительное время развитие лизинга в России протекало в крайней степени слабо. Данный факт обуславливается тем, что основой лизинга являются крупные капиталовложения и инвестиции, которые могут предоставляться иностранными и очень немногими русскими инвесторами, которые чаще всего неохотно участвуют в лизинговых сделках, считая Россию в целом нестабильной страной, непривлекательной для инвестиционной деятельности. Поэтому сегодняшнее состояние лизинга в России можно назвать начальной стадией развития, что предоставляет лизинговым компаниям, способным обеспечить техническое обслуживание и весь сопутствующий сервис предмета лизинга, неплохие перспективы развития.

На сегодняшний момент ситуация в целом улучшается. Так, темп роста объема сделок по лизингу увеличиваются ежегодно. Среднее значение данного показателя за период 2003-2011 г.г. составил 149,5%, что в значительной мере превышает темп роста ВВП (104,7%) и темп роста инвестиций в основной капитал (122,3%) [2]. Данные показатели в полной мере доказывают, что лизинговая отрасль является привлекательной и имеет все перспективы дальнейшего развития.

Несмотря на вышесказанное, лизинговый бизнес осуществляется в сложных условиях. В первую очередь это связано с низкой кредитоспособностью организаций и сложностью получения долгосрочных кредитов, необходимых для открытия лизинговых фирм. К факторам, замедляющим развитие лизинга, также можно отнести нехватку стартового капитала, неразвитость инфраструктуры лизингового рынка (дефицит консультационных и юридических услуг в частности), недостаток высококвалифицированных кадров, неблагоприятный налоговый режим. Говоря в целом, масштаб лизинговых операций не отвечает реальной потребности. Так, лизинг российских воздушных судов мог бы позволить российским компаниям к 2017 году обновить парк самолетов на 95%. В пользу данного аргумента говорит и высокая степень износа основных фондов в России (47,1% на 2011 год), что свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга. Однако доля лизинга в российском ВВП составила всего 0,81% [3].

К основным объективным проблемам лизинговой деятельности на современном этапе можно отнести:

· недостаточное количество лизинговых компаний, функционирующих на российском рынке;

· высокий процент ставок по кредиту;

· нехватка стартового капитала и финансовая несостоятельность лизинговых компаний, зависящих от банка-учредителя, и по сути использующихся только как форма кредитования;

· непонимание сущности лизинга как потенциальными лизингополучателями, так и лизингодателями;

· неблагоприятные условия таможенного, валютного и налогового законодательства, не дающее возможность в короткие сроки вернуть предмет лизинга обратно при расторжении договора, что заставляет лизингодателя идти на ужесточение требований по обеспечению сделки;

· недостаточность финансовых вложений государства в лизинговый рынок;

· недостаточное развитие инфраструктуры лизингового рынка, включающей в себя лизинговые компании, фирмы, оказывающие консалтинговые услуги, средства информационного обеспечения о предложении лизинговых услуг.

Для решения указанных проблем, как представляется, целесообразно реализовать следующие мероприятия:

1. Предоставление налоговых льгот создаваемым и функционирующим лизинговым компаниям, работающим в первую очередь на рынке лизинга высокотехнологического производственного оборудования.

2. Более широкое использование процедуры создания лизинговых компаний непосредственно при организациях, производящих предметы лизинга. Это позволит лизинговой компании реализовать весь комплекс услуг по доставке, обслуживанию, замене оборудования и транспортных средств, предоставляемых в лизинг.

3. Создание эффективной информационной среды, способствующей популяризации и распространению сведений о юридических и финансовых основах различных видов лизинга, включающей единую информационную базу данных об отечественных и зарубежных лизингодателях.

4. Использование указанной информационной системы органами государственного таможенного контроля для повышения прозрачности и оперативности операций, осуществляемых при расторжении договора лизинга.

5. Формирование государственно-частных партнерств, учредителями которых могут выступать производители оборудования и транспортных средств, крупные лизингополучатели и их ассоциации, что позволит обеспечить более широкое участие средств государственного бюджета и снизить риски невозврата инвестиций.

Указанные предложения могут быть реализованы в рамках федеральной программы по развитию лизинговых операций в Российской федерации, которая позволила бы в значительной степени активизировать процессы обновления основных фондов промышленности и транспорта.

Говоря в целом, на сегодняшний день в России началось формирование некоторых позитивных условий для развития лизинга в области законодательной, правовой и методической базы. Наряду с этим увеличиваются потребности российский организации в скорейшем обновлении технических средств производства для выпуска конкурентоспособной продукции. По прогнозам экспертов масштабы лизинговых операций должны существенно возрасти в ближайшем будущем, что позволит лизингу занять прочные позиции среди источников финансирования.

Список литературы

1. Консультант плюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 22.02.14)

2. Просветов Г.Н. Лизинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2010. 160 с.

Проблемы развития лизинга в России

Российский рынок лизинга, не смотря на обилие проблем, демонстрирует устойчивый рост

Мировая экономика на сегодняшний день рассматривает лизинг едва ли не как наиболее эффективный способ финансирования производств и предоставления им доступа к передовой технике, покупка которой на данный момент по тем или иным причинам была бы нецелесообразна.

Читать еще:  Лизинг сельскохозяйственной техники

Россия, как никакая другая страна из G20 и уж тем более из G8, нуждается в этом инструменте, способствующем оперативной модернизации реального сектора экономики ввиду высокой степени изношенности основных фондов российских предприятий.

Тем не менее, уровень лизинговой деятельности в России находится на очень низком уровне. Если посмотреть на 50 крупнейших экономик мира, то получится, что на долю Российской Федерации приходится не более 0,5 процента от всего объема лизинговых операций. Для сравнения: доля Германии превышает 5 процентов, Японии – 18, а США с результатом 47 процентов так и вовсе занимают без малого половину этого рынка.

Дефицит финансирования и несовершенство права

Темпы роста объемов лизинговой деятельности в нашей стране слишком сильно зависят от объективной ограниченности доступных источников финансирования лизинговых предприятий, которыми в подавляющем большинстве случаев выступают банковские структуры. Соответственно, как только по самым разным причинам начинает лихорадить банковский сектор – это самым непосредственным образом отражается на лизинге и ситуация на рынке 2014 – 2015 годов прекрасный тому пример.

Кроме экономических, российский рынок лизинга страдает и от правовых проблем, несовершенства законодательных норм и элементарного отсутствия правоприменительной практики. Правовые проблемы могут возникнуть даже в простейшей процедуре завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность. Что уж говорить о таких «тонких» материях, как вторичное использование ранее выдававшегося в лизинг имущества или дефолта лизингополучателя.

Еще одна проблема, непосредственно связанная с молодостью лизинга как самостоятельного вида экономической деятельности в нашей стране, заключается в отсутствии квалифицированных кадров, досконально разбирающихся в вопросе и способных на индивидуальный гибкий подход к каждому клиенту.

Точки роста и оптимистичные перспективы

Тем не менее, будет совершенно несправедливо говорить о том, что российский рынок лизинга не развивается. Наоборот, после падения, наблюдавшегося в 2014 – 2015 годах в следующие три года (включая 2018-й) отрасль демонстрирует хорошую положительную динамику.

Основные точки роста: лизинг медицинского оборудования, строительной техники и обрабатывающих механизмов, а так же автомобилей. В последнем случае свое веское слово сказали появившиеся в последние годы разнообразные программы государственной поддержки лизинга автотранспорта. Так, для юридических лиц в нашей стране существуют субсидии на приобретение коммунальной и дорожно-строительной техники, а также автобусов.

Особые надежды бизнес связывает с развитием сегмента лизинга физических лиц. В настоящее время его доля ничтожно мала и не превышает 1 процента. Это незаслуженно низкий показатель, объяснить который можно, в том числе, невысокой информированностью населения обо всех преимуществах лизинга для физических лиц, которым по разным причинам было бы не выгодно иметь дорогостоящую технику в собственности, но при этом полностью ей распоряжаться.

По итогам 2018 года прирост объемов лизинговой деятельности в нашей стране составит около 25 процентов. Более того, эксперты уверены в том, что если в российской экономике в будущем и последующих годах не произойдет фатальных изменений, то лизинг будут прирастать на 18 – 20 процентов ежегодно. То есть, режим санкций для лизинга не представляет никакой угрозы. Наоборот, чем меньше у представителей бизнеса возможностей приобретения чего бы то ни было сразу и за собственные средства, тем чаще они будут прибегать к лизингу.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к самой передовой технике. 1

Лизинг на сегодняшний день это один из немногих способов долго — и среднесрочного финансирования, которые доступны российским организациям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием 2 .

Тем не менее, можно сказать о том, что объем лизинговой деятельности в России невелик, а темпы роста не очень быстры. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций 50 ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии — 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США приравнивается к 200 млрд. долларов. Из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга Россия находится в конце третьего десятка 3 .

Весьма распространенный предмет лизинга в РФ – это сельскохозяйственная техника, потому что на ее приобретение обычно выделяется бюджетное финансирование. После следует лизинг компьютерной техники, автолизинг и лизинг медицинской техники. Большое число российских лизинговых организаций предлагает пассажирский и грузовой автотранспорт, телекоммуникационное и производственное оборудование. Сегодня большинство лизинговых компаний в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия (около 38%; только на крупные — 7%; на предприятия любых размеров — 40%; на средние и крупные — 15%;). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера обычно обходила стороной.

Наиболее распространенным источником финансирования российских лизинговых предприятий являются кредиты российских банков 4 . Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков-учредителей, a собственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте.

Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги удовлетворяется не полностью. Однако, перспективы рынка лизинговых услуг нельзя не оценить положительно, скорее всего, это только вопрос времени.

Развитие лизинга положительно скажется на состоянии российской экономики. Одним из факторов, которые препятствуют ускорению экономического роста является изношенность основных фондов российских организаций. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается нехваткой доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, — в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Читать еще:  Квартира в лизинг отзывы

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера — такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской

деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно «юностью» российского рынка лизинга 5 .

К “техническим” препятствиям можно отнести следующие:

1) Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе “О финансовой аренде (лизинге) ” в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем , на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухучета, таможенной службы и др.

Однако, нам кажется, законодательство в целом достаточно эффективно, и его стабильность и неизменность будут даже в большей степени способствовать развитию лизинга, чем дальнейшее совершенствование.

2) Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного “рассеивания” бренда.

3) Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение (по соответствующему законодательству применяется термин “программы для ЭВМ и баз данных”). Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Ho это же оборудование, которое без программного продукта является просто “грудой железа”, необходимо предоставлять в лизинг. Кроме того, нередко возникает обязательность комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей различных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности появляются почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и необходимость самостоятельного поиска путей обхода законодательных тупиков.

На наш взгляд, следует законодательно разрешить передавать программное обеспечение в лизинг.

К “системным” препятствиям развития лизинга можно отнести следующие.

1) Фактически отсутствует в лизинговых сделках система страхования коммерческих рисков, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока только экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма неопределенные, а ставки высокие.

2) Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. K счастью, пока это скорее потенциальная, чем реальная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений c неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Следует четко закрепить за лизингодателем бесспорное право изымать объект лизинга у лизингополучателя в случае существенного нарушения последним условий договора лизинга, поскольку лизингодатель в любом случае заинтересован в благоприятном исходе ввиду имеющихся обязательств по сделке.

3) Вторичные рынки оборудования слабо развиты, и это не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

4) Для большинства лизинговых компаний “длинное и дешевое» финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. На наш взгляд, банки в Удмуртской республике неверно подходят к кредитованию лизинговых проектов — лизинговая компания, как правило, бывает в полной мере изучена банком, но главное направление анализа банка сосредотачиваются на лизингополучателе. Это приводит к тому, что по объему бумажной работы не присутствует разницы — брать кредит клиенту напрямую, либо брать оборудование в лизинг. Лизинговая компания должна восприниматься банком как неоспоримый фактор, который способствует положительному решению инвестиционного проекта по приобретению клиентом имущества в лизинг. Еще одна причина кроется в неразвитости в России источников долгосрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

5) Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие их позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более доступным инструментом. 6

Препятствия, которые обусловленны “юностью” российского рынка лизинга, следущие:

1) Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании. Несколько лизинговых компаний самостоятельно разработали нужное ПО.

2) Лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, a опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования. Ho уже сейчас заметна активность в области подготовки лизинговых специалистов: в ВУЗах появились соответствующие специальности, Северо-Западная лизинговая ассоциация реализует специализированную программу по сертификации лизинговых специалистов.

3) Российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников рынка лизинга. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хоть и существуют, но предельно разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе — во многих странах подобные ассоциации имеют мощные лоббистские возможности. 7

Проблемы, которые препятствуют развитию лизинга в России, и пути их решения:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector