Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовые инструменты государственного регулирования экономики

Функции и основные инструменты государственного регулирования экономики и социальной сферы

Государственная политика классифицируется по таким основаниям:

сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.;

уровни реализации политики – международная, общегосударственная, региональная, местная;

функции политики – внешняя, внутренняя;

структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная.

По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

Государственная экономическая политикасовокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические инструменты — это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые

институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Общепризнанными целями государственной экономической политики считаются:

обеспечение роста социально-экономической эффективности, т. е. рациональное и экономически выгодное использование ресурсного потенциала страны;

обеспечение общеэкономического равновесия, которое предполагает баланс между четырьмя элементами – стабильностью цен, высоким уровнем занятости населения, соразмерным экономическим ростом и внешнеэкономическими операциями.

Виды государственной экономической политики.В зависимости от срока реализации государственной программы экономических действий, т. е. по временному диапазону, различают краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обеспеченностью, позволяют разработать стратегию экономической политики на несколько лет.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную(финансово-бюджетную), монетарную(кредитно-денежную), внешнеэкономическуюполитику.

Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств – распределение этих средств – обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров.

Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм положен в основу стабилизации, различают автоматическую и регулируемую стабилизационную фискальную политику. В первом случае действуют автоматические стабилизаторы – это законодательно закрепленные нормы, позволяющие без вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денежного пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т. п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, тогда государство вводит новые правила (дискретные меры) – стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т. д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т. е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Монетарная экономическая политика это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т. е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

Элементами, составляющими монетарную политику, являются:

1) политика рефинансирования, или учетная политика – воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов;

2) операции на открытом рынке – продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг;

3) политика резервирования – воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы («принуждая» коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ);

4) политика обеспечения ликвидности, т. е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Государственная социальная политика.Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают: соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Читать еще:  Особенности финансов государственных предприятий

Государственная социальная политика – целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты. Принципами государственной политики в социальной сфере являются: экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; тендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

2. Особенности формирования социальной политики

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них — классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп — это социальная структура. Главное здесь — совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Люди и социальные группы живут и действуют в одном об­ществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотноше­ний социальных групп и классов. Формы таких взаимоотноше­ний разнообразны: гражданское согласие, партнерство, сою­зы, компромиссы, мирная инициатива, конфликты, вражда, давление, забастовка, борьба, пикет, гражданское неповинове­ние, насилие, угроза, гражданская война и т.д. И все это — по­литика.

Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). Это определение — наиболее точное и достаточно полное. Нет обществ без политики.

Государственность — выстраданная и порожденная человече­ством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.

Инструменты государственного регулирования экономики

Государство проводит политику, используя определенный арсенал методов и инструментов. Их состав и преимущества одного над другими зависят от состояния национальной экономики, фазы её реформирования и содержания целей и задач, определённых на данный период развития.

Методы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь принято делить на две большие группы: методы прямого (административного) воздействия на экономические и социальные процессы и методы косвенного регулирования, охватывающие экономические и институциональные инструменты.

Прямое воздействие достигается административными мерами: предписаниями, запретами, разрешениями, т.е. воздействием на волю хозяйствующих субъектов. Их задача создать правовое поле, разумные рамочные условия для развития бизнеса, обеспечить относительную стабильность правил поведения, а, следовательно, доверие бизнеса к проводимой политике.

К формам реализации прямого (административного) воздействия относятся:

— размещение государственных заказов на поставку для нужд государства определённых товаров и услуг;

— выделение бюджетных средств на поддержку отдельных сфер экономики (например, аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, реформирование ЖКХ и др.);

— установление ограничений деятельности монополий;

— лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование и установление таможенных пошлин по экспорту и импорту;

— запреты на определённые виды хозяйственной деятельности;

— установление предельного уровня цен на ограниченный круг товаров и услуг;

— установление минимального размера заработной платы, пенсий, предоставление социальных льгот для отдельных категорий граждан и т.д.

Государственное администрирование способно давать быстрый результат ввиду высокой оперативности, что особенно важно в кризисной ситуации. Однако применение административных мер должно быть дозированным, поскольку прямое вмешательство государства всякий раз создает помехи рыночному процессу, отпугивает бизнес.

Косвенное воздействие достигается через экономические и институциональные регуляторы, влияющие на определённые стороны рыночного механизма. Государство прямо не влияет на хозяйственные решения субъектов экономики, а лишь создаёт предпосылки к тому, чтобы субъекты, преследуя свои интересы, тяготели к тем решениям, которые соответствуют целям экономической политики. С их помощью государство может воздействовать на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации и централизации капитала, структуру экономики и т.д.

К числу экономических методов государственного регулирования

— финансовую (бюджетную, фискальную) политику;

— денежно-кредитную (монетарную) политику;

— прогнозирование и индикативное планирование (программирование).

Через бюджет осуществляется перераспределение доходов в пользу приоритетных направлений экономического развития тех или иных отраслей, сфер экономики, регионов. Регулируя денежную массу в обращении, центральный банк воздействует на объемы кредитования предприятий коммерческими банками, динамику цен, структуру расходов населения.

Преимущество экономических мер заключается в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, сохраняют механизм взаимодействия спроса и предложения. Недостатком же является временной лаг. Желательные хозяйственные результаты наступают не сразу, а спустя определённое время. Экономика реагирует на косвенные методы с некоторым запозданием (реструктуризация задолженности перед бюджетом, изменение таможенных тарифов, ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов коммерческих банков и др.).

Институциональные методы обеспечивают большую организованность и упорядоченность в деятельности экономических субъектов. Институт представляет собой преобладающий способ мышления и действия, который стал привычным для какой-либо социальной группы или обычаем для народа. К примеру, «институт права», обеспечивает защиту интересов физических и юридических лиц, судебную процедуру разрешения конфликтных ситуаций; «институт частной собственности» гарантирует имущественную принадлежность, неприкосновенность частного достояния. К институциональным методам регулирования относят деятельность саморегулируемых организаций (например, НАУФОР, АУВЕР, АРБ и др.), региональных ассоциаций социально-экономического сотрудничества (например, ассоциации «Северный Кавказ», «Большая Волга» и др.), союзов предпринимателей (например, РСПП, региональных торгово-промышленные палат и т.д.), обществ защиты прав потребителей и т.д., которым государство делегирует часть своих полномочий и регулирующих функций и к мнению которых прислушивается, разрабатывая и реализуя экономическую политику.

Читать еще:  Экономическая сущность государственного финансового контроля

Инструменты и методы финансового регулирования экономики

Наибольшее значение имеют методы финансового регулирования, которые могут значительно отличаться в рамках отдельных форм либо, наоборот, применяться в нескольких формах. Методы подразделяются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее изменяющимися, подвижными элементами в системе финансового регулирования экономики.

Как и во всей системе государственного регулирования в процессе осуществления финансового регулирования используют две группы методов: методы прямого и косвенного воздействия.Методы прямого финансового регулирования реализуются с использованием нормативно-законодательных актов различного уровня, а методы косвенного воздействия через все сферы и звенья финансовой и денежно-кредитной системы. Если для плановой системы хозяйствования характерно использование преимущественно прямых методов регулирования, то в условиях рыночной системы резко возрастает значение косвенных методов финансового регулирования. Прямые методы чаще всего применяются в процессе управления объектов государственной и муниципальной собственности. К методам прямого регулирования относятся: финансовая поддержка государства отдельных предприятий, банкротство и убыточность которых могут иметь негативные последствия для экономики страны; разработка и финансирование научно-технических, экономических и других целевых государственных программ, направленных на изменение структуры экономики; финансирование социальной сферы; введение социальных стандартов, обязательных для исполнения.

Косвенные методы применяются преимущественно в отношении объектов негосударственной формы собственности. В рыночном хозяйстве предпочтительными являются косвенные методы воздействия, так как они более гибкие и демократические рычаги регулирования. Важнейшими из них являются: налогово-бюджетная политика, денежно-кредитная, политика регулирования доходов, социальная политика. Методы косвенного государственного регулирования включают преимущественно налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование.

В рыночных условиях государственный бюджет выполняет не столько фискальную функцию, сколько активную перераспределительную функцию, которая направлена на регулирование социально-экономических процессов. Налоговая система также превращается в активный инструмент государственного регулирования, особенно система применяемых льгот. Границы между ними довольно условны, и потому некоторые методы носят смешанный характер.

В рыночных условиях государство устанавливает для всех участников экономического процесса общие правила и условия деятельности. Вместе с тем для приоритетных отраслей и сфер деятельности предусматриваются определенные преференции, т. е. льготные условия, в том числе: ставки налогов, размеры отчислений, субвенции, дотации, льготные тарифы, фиксированные цены, нормативы регулирования валютного, таможенного, денежно-кредитного и иного регулирования. В свою очередь, на основе этих методов регулирования разрабатываются и используются вторичные, рыночно ориентированные элементы регулирования, включая: валютный курс, процентные ставки по вкладам и кредитам, свободные цены, нормативы формирования и использования различных фондов субъектов хозяйствования.

В системе финансового регулирования экономики и социальных процессов наибольшее распространение получили налоговые методы воздействия на экономику в виде декларирования доходов, имущества, активов, авансовые платежи по налогам, льготы и санкции при налогообложении, а также бюджетные методы регулирования, включающие различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии, методы финансирования дефицита бюджета, нормирование расходов и пр. Использование косвенных методов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами воздействия государства, особенно в случае нежелательного отклонения от намеченной стратегии развития. Финансово-кредитная система и действующая практика накопила достаточно большой опыт использования финансовых и денежно-кредитных методов регулирования.

Основными финансовыми регуляторами выступают:

1. налоговые и неналоговые платежи в бюджеты разного уровня;——

2. финансовые санкции и льготы;——

3. доходы и расходы государственных учреждений;——

4. субсидии при использовании государственных заказов;——

5. текущие расходы бюджетных учреждений и организаций;——

6. доходы и расходы внебюджетных фондов.——

Для каждого объекта государственного финансового регулирования используются определенные методы. Состав и структура используемых методов определяются формой собственности объектов регулирования.

При осуществлении государством финансового регулирования отраслевых пропорций используются следующие методы:

1. налоговое регулирование (регулирование состава налогов, ——ставок налогов, состава налогоплательщиков, налогооблагаемой базы и пр.);

2. политика амортизации, оказывающая влияние на налогообло——жение прибыли и имущества организаций, включая политику ускоренной амортизации;

3. государственная поддержка организаций, субъектов малого ——бизнеса и индивидуальных предпринимателей в различных формах, в том числе: государственные инвестиции, государственный заказ, сдача в аренду государственного имущества, государственные гарантии, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты;

4. льготное кредитование и страхование, которое обеспечивает ——более низкие ставки по кредитам банков и тарифы страховых организаций за счет бюджетного субсидирования.

При этом отдельные методы финансового регулирования можно использовать не по отдельности, а в комплексе. Так, государственные инвестиции в проект, реализуемый на основе государственно-частного партнерства, может рассматриваться частными инвесторами как определенная государственная гарантия.

Финансовое регулирование региональных (территориальных) пропорций осуществляется посредством финансирования целевых программ, программ поддержки и развития отдельных регионов, механизма межбюджетного регулирования и выравнивания (различные виды финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, регулирующие доходы и пр.). Воздействие с помощью финансовых методов на территориальную структуру может осуществляться и в связи с изменением налогового законодательства. К примеру, изменение порядка зачисления налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетов и перераспределение его значительной доли в пользу федерального бюджета привело к тому, что бюджеты многих регионов, осуществляющих добычу полезных ископаемых, оказались дотационными.

В процессе регулирования валютной сферы воздействие направлено на валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, методы страхования и хеджирования валютных рисков, курсы ценных бумаг и международных платежных средств.

Регулирование денежно-кредитной сферы проводится центральным банком страны и включает следующие основные методы: изменение учетной (ключевой) ставки, изменение нормы резервирования для коммерческих банков, операции с валютой и государственными ценными бумагами.

При использовании финансового регулирования социальной структуры общества используется система налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц, система льготного налогообложения физических лиц, различные социальные льготы и выплаты.

Финансовые методы воздействия на социальные процессы включают:

1) финансирование денежных выплат гражданам, гарантированных государством (пособия, стипендии, пенсии, субсидии, компенсации);

2) финансирование предоставляемых отдельным категориям граждан льгот, при оплате ими товаров и услуг;

3) финансовую поддержку со стороны государства жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на выпуск товаров потребительского назначения и услуг первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов физических и юридических лиц через дифференциацию налоговых ставок, налоговые льготы;

5) финансирование из бюджета организаций социальной сферы, т. е. учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, а также оказание государственной поддержки другим некоммерческим организациям, действующим на рынке аналогичных услуг;

6) стимулирование финансовыми методами создания новых рабочих мест, финансирования общественных работ, организации индивидуальной предпринимательской деятельности и самозанятости населения;

7) финансовое регулирование государством рынка жилья через реализацию целевых программ доступного жилья для отдельных категорий, групп и слоев населения;

8) регулирование развития финансового рынка и разработку механизма защиты интересов инвесторов, вкладчиков, страхователей.

Финансовое регулирование социальных процессов осуществляется как за счет бюджетов разных уровней, так и внебюджетных фондов. Эти источники позволяют финансировать выплаты в виде социальных трансфертов, к которым относятся:

Читать еще:  Финансовые отношения предприятия с государством

1. жилищные субсидии;——

2. стипендии студентам, включая социальные стипендии студен——там из малоимущих семей;

3. пенсии по возрасту, инвалидности, потере кормильца, по вы——слуге лет;

4. пособия на детей, по безработице, при временной нетрудоспо——собности, вынужденным мигрантам;

5. материальная помощь для малоимущих граждан.——

Значительную долю социальных выплат регулирует федеральное законодательство, тогда как сами выплаты зачастую производятся непосредственно по месту жительства или работы получателей или через исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Государство в целях воздействия на экономику использует всю совокупность финансовых инструментов, включая налоги, государственные расходы, учетную ставку, денежную массу, установление предельных цен, регулирование и контроль и др., причем как по отдельности, так и в комбинациях друг с другом. Так, налоги могут стимулировать либо ограничивать предпринимательскую деятельность и личное потребление. Государственные расходы создают условия для предприятий и работников по производству определенных видов товаров и услуг, а также социальные выплаты, поддерживающие определенный уровень дохода у некоторых слоев населения. Установление предельных цен на отдельные товары и услуги касается преимущественно деятельности естественных монополий.

Регулирование и контроль осуществляется с помощью принятия соответствующих нормативно-законодательных актов, регулирования определенных видов экономической деятельности, включая запрет на некоторые из них. Увеличивая объем расходов в виде государственных капитальных вложений, государство стимулирует повышение спроса, расширение инвестиций, рост объемов промышленного производства. Увеличивая расходы на военные цели, государство увеличивает спрос не только на военную технику, но и продукцию промышленности, сельского хозяйства, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования и разработки. Через финансирование инфраструктуры государство сокращает издержки частных компаний. С помощью налогов оно может ограничить потребление отдельных видов товаров (алкогольной, табачной продукции) и т. д. При этом если необходимо достичь краткосрочного макроэкономического равновесия, то преобладают немонетарные финансовые инструменты — налоги, государственные расходы. Если же экономическая политика направлена на устранение угроз инфляционных процессов, вызванных сбоем в монетарной сфере, то ставка делается на денежные инструменты.

Для обеспечения бездефицитного бюджета применяются немонетарные инструменты, при этом государственные расходы сокращаются, а доходы государства растут. Сокращение расходов — непопулярная мера, но данная проблема встает практически перед каждой страной, и связано это с реорганизацией производства и разрастанием госсектора до размеров неэффективного функционирования. Другое направление балансирования бюджета — повышение эффективности сбора налогов и сборов. С этой целью необходимо проведение индексации налогов и отказ от произвольного освобождения от уплаты налогов. Кроме того, необходима политика в области курса обмена национальной валюты. При установлении, например, валютного коридора и заранее объявленной девальвации национальной валюты субъекты экономики смогут заранее прогнозировать объем производства, свои доходы и объем налоговых платежей. Однако в условиях стагфляции, когда инфляция развивается параллельно со спадом производства, использование только финансового регулирования оказывается недостаточным и зачастую неэффективным. Исходя из этого, наряду с финансовым регулированием возникает необходимость использования и других регуляторов, в первую очередь денежно-кредитных.

Проведение монетарной политики основано на необходимости регулирования процентных ставок с тем, чтобы рост номинальных ставок процента опережал темп инфляции. При проведении жесткой рестрикционной политики наблюдается дефляционный эффект, темпы инфляции снижаются, однако и объемы производства падают, растет безработица. Практика использования финансового инструментария развитыми странами показывает возможность гибкого маневрирования им.

Использование финансовых инструментов характеризуется следующими чертами:

1. иерархией использования монетарных и немонетарных ин——струментов регулирования экономики;

2. многовариантностью финансовой политики в краткосрочной и ——долгосрочной перспективе;

3. целевой направленностью финансового инструментария, ори——ентированного на антиинфляционное и бездефицитное развитие.

Следовательно, государство с помощью финансовых рычагов и инструментов оказывает воздействие на экономику через регулирование поведения субъектов хозяйствования, развитие отдельных территорий и отраслей.

Финансовые инструменты государственного регулирования экономики

12. Государственное регулирование экономики: формы, методы, инструменты

1) экономический цикл и его отдельные фазы. Антициклическая политика – во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции, занятость. Для этого увеличиваются гос.расходы, предоставляются финансовые льготы. Во время подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов;

2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка. Структурная политика позволяет поддерживать отдельные оторсли и регионы;

3) условия накопления капитала;

4) занятость – меры по поддержке соотношения между спросом и предложением рабочей силы (поддержание уровня естественной занятости);

5) денежное обращение – меры по снижению инфляции, снижение дефицита госбюджета;

6) платежный баланс – регулируется с помощью воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение/понижение курса национальных валют и т.д.;

7) цены – регулирование тарифов на услуги ж/д, телеграфа, почты, установленных государственных монопольных цен и т.д. Для этого вводятся или отменяются таможенные ограничения, изменяются учетные ставки, изменяют налоги, осуществляется денежная эмиссия, выдаются гос.субсидии (доплаты) производителю или потребителю и т.д.осуществляется;

8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

9) условия конкуренции — антимонопольная политика;

10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;

13) внешнеэкономические связи.

Для воздействия на экономику государство использует различные методы, инструменты, средства, которые в совокупности образуют механизм государственного регулирования.

Основными методами государственного регулирования экономики являются экономические и административные.

— К экономическим методам относятся:

· средства бюджетно-налоговой политики — означает разработку, утверждение и исполнение бюджета государства;

· средства денежно-кредитной политики — представляет собой систему государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, необходимого объема денежной массы.

· государственное предпринимательство играет важную роль в регулировании экономики, особенно в условиях кризиса, когда частные инвестиции резко сокращаются. Увеличивая вложения в предприятия государственного сектора, правительство препятствует общему экономическому спаду и образованию массовой безработицы.

— Административное регулирование осуществляется с помощью лицензирования, квотирования, принудительного разукрупнения монополий или картелирования и др.

Экономические методы оказывают регулирующее влияние на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. Наоборот, при «перегреве» экономики они стремятся снизить эту активность.

Административные методы регулирования оправданы при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны. Они необходимы при разработке стандартов, нормативов и осуществлении контроля за их соблюдением. Без них невозможно эффективное проведение внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование предполагает использование различных инструментов, прежде всего, прогнозирования и программирования.

Прогнозирование — это научное предвидение будущего состояния экономики, направленное на решение крупномасштабных, стратегических задач.

Основой программирования является государственный бюджет и государственный сектор в сфере производства. Прежде всего, с помощью программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления капитальных вложений, достижения экологического равновесия и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector