Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовые отношения предприятия с государством

7.2. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ПРЕДПРИЯТИЕМ, ПРЕДПРИЯТИЕМ И ГОСУДАРСТВОМ

В связке “государство — предприятие” и “предприятие — государство” можно выделить финансовые отношения между государством и государственными предприятиями.

С помощью системы налогообложения, а также различных платежей и от удержаний предприятий к государственного бюджета и других централизованных фондов государство через свои финансовые органы реализует право собственности на средства производства, изымая у предприятий и централизуя часть их прибыли, то есть государство получает от предприятий средства. Но финан-совий поток на этом уровне не односторонний. Предприятия также могут получать от государства средства. Государственная финансовая поддержка пред-приятий осуществляется посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений и дотаций, а также как предоставление рез-них экономических льгот (по налогообложению, через освобождение от уплаты пэв-ных платежей). Следовательно возникают разветвленные финансовые потоки (рис. 15) в обоих направлениях [34]. Такие связи занимают пока что главенствующее место в экономике Украины. Однако по мере разгосударствления экономики и развития коллективной и частной собственности они ослабнут, а взаимодействие госу-дарства с предприятиями коллективной и частной собственности, включая предпринимательские предприятия, будет усиливаться.

Налоги, платежи, отчисления

Централизованное бюджетное финансирование-вание, ассигнования, дотации, льготы

Рис. 15. Финансовые связи «государство — государственное предприятие»

Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности различаются видами денежных поступлений и платежей. Взаи-мовидносины этого типа состоят в соответствии с экономической роли государства, функцией которой является создание средств государственного, республікансь-кого (Автономной Республики Крым) и местного бюджетов, идущих на удовлетворение общественных потребностей. Эти средства создаются за их вилучен-ния, прежде всего, у предприятий. Это основной канал финансовых поступлений в государственный бюджет. И хотя изъятие средств у предприятий уменьшает их интерес к получению прибыли, государству приходится это делать.

Государственные органы применяют систему налогов, платежей, ренты за пользование землей, арендной платы, получения доли прибыли при наличии у предприятия части собственности, принадлежащей государству.

Однако отметим, что государство не является лишь пассивным исполнителем су-общих функций. Она может выполнять отношении негосударственных пред-приятий и предпринимателей роль активного участника финансовых отношений, предоставляя свои заказы и направляя финансовые ресурсы в нужную сферу производства. В этом случае негосударственные предприятия получают от государственных органов средства в форме оплаты, а также определенных ассигнований, дотаций, льгот, кредитов.

Финансовая политика государства направлена не только на сбор не-обходных обществу и государственным структурам средств и их целевое использование на общегосударственные социальные нужды. Она может быть также запретной и ограничительной, нести элемент принуждения, создавая границы, в которых функционирует коллективное или частное предприятие. Итак, через систему жестких финансовых санкций государство может изменить спря-информированность предпринимательской деятельности или вообще запретить ее. Так ро-биться в любой развитой экономической системе, практически в каждой стране независимо от ее общественно-политического устройства, в частности в странах с рыночной экономикой.

Однако масштабы изъятия средств у предприятий как государственного, так и негосударственных форм собственности и запретительно-ограничительные меры потре-бують просмотра и принятия продуманных последовательных и компетентных решений на основе законов. К сожалению, пока что приходится наблюдать другое. Например, практически постоянно изменяются ставки налогов, удержаний, вводятся и отменяются запреты.

Основной тенденцией развития финансовых отношений между государством и предприятиями при переходе к рыночным отношениям должно быть прежде всего-перед стремление к их выравниванию, универсализации независимо от фор-мы собственности, которую они используют в предпринимательской деятельности. В то же время нужно учитывать некоторые элементы специфики, особенности налогов и платежей, масштабы налогообложения, а также передачи под-сяца финансовых средств из государственного бюджета, особенно в про-цессе инвестирования предприятий приоритетных отраслей народного хозяй-ства.

Очень сложными и во многом неопределенными остаются финан-сове связи между различными государственными структурами и государственными орга-нами различных уровней, которые отражают одновременно распределение и перерозпо-

дил финансовых ресурсов государственного бюджета Украины (связь ДД на рис. 14).

Поскольку Украина стала самостоятельным государством, то бывший республиканский финансовый фонд является, по сути, ее основным государственным бюджетом. Учитывая такую преемственность его можно назвать государственно-рес-публіканським. Кроме того, элементы финансовой государственности проявляют-ся и на местном уровне как региональные, муниципальные финансовые ресурсы и фонды в форме местных бюджетов.

Между этими тремя государственными за природой финансовыми структурами и состоят распределительные и перераспределительные финансовые отношения. Они приобрели сейчас особую остроту в связи с выделением из бывшего СССР независимого Украинского государства, получением государственного и экономического суверенитета, стремлением Автономной Республики Крым, отдельных регионов к финансовой самостоятельности, взаимными финансовыми претензиями новых участников возобновленных финансовых отношений. Все это сказывается на взаимоотношениях по поводу создания и распределения фи-нансових ресурсов. Происходят существенные изменения в финансовых отношениях и финансовой власти, а также изменяется соотношение финансовых прав и обязанностей на всех уровнях и во всех сферах экономики Украины.

Процесс финансовой перестройки в Украине происходит очень напруже-но прежде всего потому, что на первых стадиях перестройки реформе финан-совых отношений не уделялось должного внимания. Она двигалась вниз, тогда как движение снизу вверх был заторможен. Не было естественного, согласован-го делегирование финансовых полномочий, их четкой регламентации с ура-учетом интересов всех уровней. Затем произошло обратное отторжение финансовых функций центральных органов Украины. В результате центра-лізовані в прошлом государственные финансовые ресурсы под давлением снизу пере-распределялись в пользу органов низших уровней, центр поделился финан-совими правами и возможностями с областями, городами и районами.

Читать еще:  Финансовые отношения между государством и организациями

Налаживание нормальных финансовых отношений между уровнями государств-ной финансовой системы Украины во многом зависит от наличия и соблюдения законов Украины, преодоление местными органами финансовой беспомощности.

Рассмотрим финансовые отношения между предприятиями-контрагентами, которые имеют хозяйственные связи (рис. 16).

В условиях перехода к рынку активизируются финансовые отношения между предприятиями всех форм собственности и видов предпринимательства, что вы-влияют с их экономических взаимосвязей. Совокупность финансовых, гро-денежных расчетов обусловлена наличием хозяйственных договоров,

Регламентированы договором платежи, штрафные санкции, неустойки

Оплата продукции, товаров, услуг, регламентированные договором платежи,________ вознаграждения, инвестиции

Рис. 16. Финансовые отношения между предприятиями

регламентируют взаимные платежные обязательства, штрафные санкции, уплату неустоек за нарушение договорной дисциплины, материальную в-ду за выполнение особых требований.

Кроме того, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так, с помощью создания системы предприятий, заинтересованных в участии в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга, размываются или даже разрушаются ведомственные перегородки. Прежде всего это проявляется при внедрении предприятий акционерных форм собственности. В этом случае предприятия, имея ценные бумаги друг друга, становятся не просто суміж-никами, а заинтересованными партнерами. И хотя в процессе производства и поставок их интересы разнятся, акционеры осуществляют взаимный конт-роль, ограничивая проявления эгоизма одной из сторон в связи с заінтересо-ваністю в стабильности и высоком курсе совместных акций [34].

В финансовом аспекте такая система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль. Действительно, если предприятия и предприниматели самостоятельно решают, куда вкладывать капитал, то даже при наличии централизованных государственных капиталовложений разме-ры инвестиций и объекты их вложения прежде всего определяет рынок.

Рассмотрим особый тип финансовых отношений между предприятия-ми, а также между государством и предприятием, опосредован наличием банковской системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банков по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности и предоставления банками финансово-посе-редницьких услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами-акционерами предприятий, тогда их финансовые взаємовід-

носини могут возникнуть и по поводу частичного распределения чистого дохода (прибыли).

Финансовые потоки, возникающие в процессе становления и функ-ния финансовых рынков, где субъектами отношений становятся банки, биржа, предприятия и предприниматели, приобретают особое значение. Если рас-рассматривать банки как своеобразные “финансовые предприятия”, то описываемые финан-сове отношения правомерно отнести к специфических отношений между предприятиями, организациями производственной и непроизводственной сфер, с одной стороны, и финансовыми предприятиями — с другой. В таких пред-приятий относятся коммерческие и любые другие финансово-кредитные товары-ства, в том числе страховые. Если же в отношениях с предприятиями принимает участие государственный банк, то, по сути, возникает финансовый связь между под-предприятиями и государством.

Рыночные отношения требуют гибкого механизма разностороннего денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота, движения материальных-ценностей, финансовых потоков, где определяющую роль играют эле-менты банковской системы. Глубина и разнообразие финансовых связей, потоков денежных средств между предприятиями (предпринимателями) и банками ха-рактеризують зрелость рыночных отношений, степень становления и разви-тия рыночной экономики в государстве.

Углубление финансовых связей и отношений между предприятиями и банками, взаимопроникновение их функций в условиях свободного рынка является по-тоску рычагом финансового воздействия на экономические и социальные процессы-си, средством регулирования денежного обращения. Организацию банковской сис-темы в экономике рыночного типа подробнее осветим в следующих подразделах.

Переход к хозрасчетных отношений внутри предприятий, пере-ведение структурных подразделений на коллективный подряд и другие формы организации и оплаты труда активизируют внутрихозяйственные финан-сове отношения, где подразделение является самостоятельным финансовым объектом. Такие отношения чаще всего связаны с формированием и распределением собственной прибыли и прибыли структурной единицы, подразделения, коллективного фонда оплаты труда и установлением долевого участия каждого работника в прибыли подразделения. Кроме того, возникают финансовые отношения между структурным подразделением и предприятием по поводу отчисления время-части прибыли структурной единицы на пользу всего предприятия. Такие отчисления неизбежны, если предприятие функционирует как целостная хозяйственная единица с собственными фондами, прибылью, затратами [34].

Финансовые отношения между предприятием и его структурными подразде-ламы (цехами, участками, бригадами), которые не являются самостоятельными единицами, приведены на рис. 17.

Выручка от реализации продукции, займы, инвестиции

Возмещение материальных затрат,

плата за ресурсы, отчисления от

прибыли, платежи за работу и услуги

других подразделений, взносы на фор-

___________ния совместных фондов_________

Рис. 17. Финансовые отношения между предприятием и его структурными подразделениями

Такая схема возможна при наличии развитого внутрішньовиробничо-го хозрасчета, самофинансирования подразделений, системы взаимных рас-счетов, когда структурная единица получает и распределяет выручку (прибыль-ток) от собственной деятельности, т. е. превращается в финансовом плане на своеобразное предприятие внутри предприятия (в строительстве, на-пример, это трест и строительно-монтажные и строительные управления). Роз-виненість внутренних финансовых отношений между подразделениями, а также подразделений с общей администрацией предприятия приводит к не-обходимости ведения собственного бухгалтерского учета, отдельного счета структурной единицы (субсчета). Однако целесообразность финансового суве-суверенитета подразделений, структурных единиц предприятия может проявить-ся сомнительной; в любом случае, здесь должны существовать разумные пределы.

Финансовые связи между структурными подразделениями предприятия и пред-приятием, адекватных связям между предприятиями или между предприятием и государством, обоснованы лишь тогда, когда структурное подразделение является достаточно обособленной производственно-экономической единицей и если разделение финансов и переход к взаимных финансовых расчетов стимулируют увеличение доходов и повышение эффективности работы.

Читать еще:  Элементы государственной финансовой системы

Финансовые отношения между государством и предприятием.

Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы (сферы и звенья). Эти сферы и звенья имеют тесную взаимосвязь между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Наиболее значимым признаком финансов является денежная форма выражения, характеризующая основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.

В структуре финансовых отношений финансы предприятия имеют определяющее положение — они обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные блага. Финансовые отношение между предприятием и государством проявляются в процессе формирования бюджетов бюджетной системы посредством осуществления налоговых и неналоговых платежей.

По своему экономическому содержанию вся совокупность финансовых отношений между государством и предприятием может быть сгруппирована по следующим направлениям:

— между предприятиями и финансовой системой государства в процессе формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов, имеющих форму обязательных платежей (налогов, сборов), а также в случаях получения ассигнований, дотаций, субсидий.

— между предприятиями и финансовой системой государства в процессе осуществления таможенных платежей в бюджет, при предоставлении предприятиям льгот др.

— возникающие между предприятием и государством по поводу финансирования государственных расходов в рамках государственных заказов, распределения и использования прибыли и оборотных средств унитарных предприятий;

— между предприятием и государством при осуществлении отчислений во внебюджетные фонды;

Для того, чтобы иметь полную картину о доходах и расходах предприятий, об их финансовом состоянии, необходимо располагать различного рода информацией.

Бухгалтерская информация — система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность предприятия (организации, учреждения) за отчетный период (месяц, квартал, год); составляется по данным бухгалтерского учета.

Статистическая информация — сбор, обработка, анализ и публикация результатов, характеризующих количественные закономерности в экономике и её отраслях с помощью специальной методологии (массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин и т.д.).

Оперативная информация (оперативный учет) – совокупность данных хозяйственного учета, используемых для текущего наблюдения за ходом хозяйственно-финансовой деятельности. Оперативный учет ведется на местах выполнения хозяйственных операций, т.е. на предприятиях.

Из всего вышеизложенного можно определить, что роль финансов предприятий достаточно высока и значима для развития не только самого предприятия, но и государства в целом. Поэтому, финансы предприятия представляют собой денежные отношения по формированию и использованию денежных доходов и фондов предприятия.

Организация финансовых отношений предприятия с государственным бюджетом

Финансовые отношения предприятия с государством в период становления рыночных отношений динамично развиваются и приобретают новые формы. Наряду с традиционными платежами в бюджете виде налогов установлена система обязательных отчислений в централизованные фонды государства, предназначенные для финансирования определенных государственных расходов, таких как строительство и текущее содержание дорог общего использования, ведомственного жилищного фонда, социальная поддержка населения и др.

Финансовая помощь предприятия со стороны государства может быть осуществлена в форме капитальных вложений, бюджетных ссуд или налоговых кредитов, предоставляемых на коммерческой основе. В таких условиях финансовое обеспечение заданных темпов экономического развития производства требует от хозяйствующих субъектов оптимизации финансовых взаимоотношений с государственным бюджетом. Решение этой задачи требует, с одной стороны, разработки налоговой политики предприятия, а с другой — проведения многовариантных расчетов по экономическому обоснованию целесообразности получения бюджетных ссуд, капитальных вложений или налоговых кредитов.

Сущность налоговой политики заключается в выборе экономически обоснованного варианта уплаты налогов и отчислений в бюджет, в другие централизованные фонды государства при альтернативных вариантах хозяйственной деятельности.

Формирование налоговой политики основано на выполнении двух принципов: 1) соблюдении действующего налогового законодательства; 2) минимизации базы налогообложения.

Реализация первого принципа исключает возможность уклонения от уплаты налогов в соответствии с реальными результатами хозяйственной деятельности предприятия. Имеется ряд способов, позволяющих платить меньше или уклоняться от уплаты налогов вообще.

Второй принцип формирования налоговой политики ориентирует предприятие на поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения, в частности, размера прибыли, фонда оплаты труда, амортизационных отчислений, себестоимости продукции и др. В своих хозяйственных тактических решениях предприятие должно стремиться использовать установленную систему прямых и непрямых налоговых льгот и преференций, исключительных льгот по определенным видам деятельности или хозяйственным операциям. Требуется целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в зависимости от труппы налогов по источникам их уплаты.

Разработка эффективной налоговой политики требует высокой квалификации исполнителей и активного участия различных служб предприятия — плановой, финансовой, юридической, бухгалтерии и др.

На альтернативной основе должен решаться вопрос о заимствовании у государства недостающих финансовых ресурсов. При этом важно определить объект кредитования. В противном случае не всегда можно рассчитывать на получение денет; их эффективное использование, возможность возврата в установленные сроки. Финансирование предприятия из бюджета в той или иной форме возможно при определенных условиях. Бюджетная ссуда предоставляется, например, на платной основе на принципах срочности и возвратности. Приоритетными считаются расходы предприятий на реструктуризацию, конверсию и расширение производства, стимулирование увеличения экспорта продукции, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание сезонных запасов товарно-материальных ценностей, осуществление мероприятий по внедрению новых технологических процессов и освоению новых видов продукции.

Читать еще:  Система государственных финансов

Дополнительным условием для предоставления ссуды является страхование заемщиком в период пользования ссудой рисков, которые могут возникнуть при реализации инвестиционных и производственных программ.

Налоговый кредит в виде отсрочки налогового платежа предоставляется предприятию в период инвестиционной активности на затраты, связанные с обновлением основных фондов, проведением научно-исследовательских работ.

Использование инвестиционного налогового кредита возможно и целесообразно в случае выполнения предприятием заказов по социально-экономическому развитию территории или выполнению особо важных услуг для населения.

Целевая направленность средств играет решающую роль для органа, выдавшего ссуду. Этот фактор учитывается, в частности, при установлении таких условий вьщачи средств, как срок кредитования, материальная обеспеченность ссуды, размер платы за пользование кредитом и др.

Важно также оценить предполагаемый эффект от получения кредита. Он может выражаться в увеличении доходов или прибыли вследствие ускорения кругооборота денежных средств, процесса производства, выпуска товаров, улучшения их качества и других показателей деятельности за счет дополнительных вложений заемных средств.

В этой связи необходимо произвести многочисленные расчеты, которые позволят ответить на вопросы: выгодно ли предприятию просить кредит в коммерческом банке? у партнера по бизнесу? или в местном бюджете? Для этого достаточно сравнить дополнительный доход от вложения заемных средств с уплаченными процентами за пользование ссудами.

Максимальный эффект достигается при рациональном соотношении собственных и заемных средств. При незначительной доле собственных средств теряется финансовая независимость субъекта хозяйствования, он становится зависимым от кредитора. В таких случаях можно ожидать ухудшения условий выдачи ссуд, повышения платы за пользование ими, а значит, снижения эффекта от использования заемных средств.

Финансовые отношения предприятий с государством;

Финансовый механизм предприятия.

Понятие финансов и финансовых ресурсов.

С государством

Для оценки уровня эффективности работы предприятия полученный финансовый результат сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность (норму рентабельности).

На предприятиях обычно рассчитываются два показателя рентабельности:

1. Показатель общей рентабельности (Rобщ) отражает эффективность использования основных и оборотных средств предприятия.

Rобщ = ОФ + ОС х 100% или Rобщ = ОФ + ОС х 100%

ОФ (ОС) – стоимость основных (оборотных) средств предприятия.

Прп – прибыль от реализации продукции Прп = Q (Ц – Сполн).

2. Рентабельность отдельных видов продукции (Rпрод). Значение показателя состоит в том, что на его основе строится ценообразование и определяются цены на конкретные виды продукции.

Rпрод = Сполн х 100%

Раздел 2. Основы финансов и кредита

Тема 2.1. Финансы предприятия и его отношения

№1

Финансы – это денежная форма выражения отношений различных экономических субъектов. Финансовые отношения между предприятиями возникают как при товарном обращении, так и при инвестировании – вложении средств в другие предприятия.

Финансовая деятельность предприятия невозможна без формирования и использования финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – это денежные средства хозяйствующих субъектов, находящиеся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат для производства.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства. Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает прибыль и амортизационные отчисления. При недостатке собственных средств предприятие может обратиться за кредитом.

№2

Финансовый механизм предприятия – это совокупность форм и методов организации, планирования и стимулирования процесса формирования и использования финансовых ресурсов (см. схему).

В общем виде финансовый механизм складывается из следующих элементов:

Ø финансовые методы – планирование, прогнозирование, кредитование, страхование, инвестирование и т.д.;

Ø финансовые рычаги – цена, процентные ставки, формы расчётов, виды кредитов;

Ø финансовые инструменты – краткосрочные и долгосрочные инвестиционные ценности, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках (валюта, ценные бумаги, контракты, опционы и т.п.);

Ø обеспечение – правовое (законы РФ), нормативное (инструкции, нормативы и методические указания), информационное (любая информация о предприятии, рынке, посредниках и т.п.), кадровое, техническое, программное.

Система управления финансами предприятия

№3

Финансовые отношения предприятия с государством возникают в связи с формированием бюджетных и внебюджетных фондов и выражаются в виде платежей в соответствующие фонды. Платежи в бюджеты различных уровней осуществляются в форме налогов. Налог – это платежи, которые в обязательном порядке подлежат уплате в установленные сроки и в определённом объёме. Основными налогами, взимаемыми с предприятий в бюджет, являются:

Ø налог на прибыль;

Ø налог на имущество;

Ø плата за пользование природными ресурсами;

Ø земельный налог;

Ø подоходный налог;

Ø транспортный налог;

Ø экспортно-импортные таможенные пошлины и пр.

Обязательными также являются сборы и платежи в бюджеты районов, посёлков и городов:

Ø сбор на право торговли;

Ø налог на рекламу;

Ø сбор на парковку автотранспорта;

Ø налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д.

Предприятия также осуществляют страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – отчисления в Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, фонды социального и медицинского страхования, дорожный фонд.

Тема 2.2. Взаимоотношение предприятий с участниками кредитного рынка и рынка ценных бумаг

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector