Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы сектора государственного управления

Финансы государственного и муниципального сектора как ресурсный потенциал

Государственные финансы включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а также существующие в ряде стран социальные или «резервные» (стабилизационные) внебюджетные фонды. Они являются важнейшей составной частью хозяйственного механизма любой страны и одновременно тем рычагом, с помощью которого ее правительство оказывает воздействие на весь процесс производства и распределения.

В рыночной экономике бюджетная система призвана выполнять три важнейшие задачи (рисунок 1.7).

Первая носит фискальный характер.

Вторая задача — обеспечить возможность регулирования экономики.

Третья задача призвана обеспечить выполнение социальной функции государства по некоторому выравниванию доходов.

Искусство бюджетной политики заключается в том, чтобы, учитывая давление особых интересов различных социальных групп, оптимально сочетать эти порой противоречащие друг другу и в то же время взаимосвязанные функции.

Как показано на рисунке 1.8 общественный сектор рыночной экономики включает государственный сектор со всем многообразием его

Рисунок 1.7 — Важнейшие задачи бюджетной системы

в рыночной экономике

Рисунок 1.8 — Состав общественного сектор рыночной экономики

экономических категорий и инструментов (бюджет, налоги, государственные расходы, государственную собственность, государственное предпринимательство), сектор МСУ (местные финансы, местная собственность и т.д.), а также некоммерческий сектор экономики, поскольку деятельность всех трех составляющих направлена на обеспечение и предоставление общественных благ потребителям.

Одна из исходных предпосылок экономики общественного сектора (ЭОС) заключается в том, что для достижения целей государство и общественный сектор в целом используют главным образом финансовые инструменты (налоги, государственные расходы и т.д.).

Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов — предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций. Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулирует государственные финансовые ресурсы (или общественные финансы)на основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений.

Концептуальной задачей для ЭОС является определение возможности оптимизации принудительного перераспределения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.

Для оценки ресурсного потенциала ЭОС выделим важнейшую составляющую этого потенциала — финансы общественного сектора, рассмотрим их долю в структуре финансовой системы, попробуем оценить масштабы общественных финансов современной России.

Финансовая система любой страны, в том числе РФ, включает, как известно, комплекс составляющих — государственные и негосударственные финансовые органы, и структуры, фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, а также систему взаимосвязей между ними.

Финансы общественного сектора определяются как отношения по поводу системного перераспределения государственных, муниципальных финансов и ресурсов негосударственного некоммерческого сектора экономики на основе противоречивой взаимосвязи интересов федерального, субфедерального, муниципального уровней управления и населения в целях достижения устойчивого социально-экономического развития общества.

Критерием, позволяющим объединить общественные финансы в отдельную подсистему, является достижение единой цели — обеспечение производства и доставка потребителям общественных благ, т.е. товаров коллективного пользования, которые обладают особыми свойствами и предоставление которых осуществляется либо государством (чистые общественные блага), либо государством, рынком и некоммерческим сектором (смешанные общественные блага).

Структурно к финансам общественного сектора как части финансовой системы относятся элементы, представленные на рисунке 1.9:

Рисунок 1.9 – Структура финансов общественного сектор

На уровне субъекта РФ состав и структура финансов общественного сектора региона выглядит следующим образом (рисунок 1.10).

К общественным финансам (государственным и муниципальным) относятся:

Федеральный бюджет РФ.

Бюджеты субъектов РФ.

Государственные внебюджетные социально-страховые фонды.

Внебюджетные фонды органов местного самоуправления.

Рисунок 1.10 — Структура финансов общественного сектора региона

Состав финансов общественного сектора отличается от государственных и муниципальных финансов современной России, вбирая ресурсы общества, так или иначе связанные с производством и поставкой разнообразных общественных благ.

Отправить по почте

Бухгалтерский учет государственного сектора

Приказ Минфина России

от 13.12.2019 № 229н

Приказ Минфина России от 13.12.2019 № 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государстве.

Дата публикации: 09.04.2020

Письмо Минфина России

от 04.02.2020 № 02-06-07/6939

Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939 «О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета»

Дата публикации: 05.02.2020

Письмо Минфина России

от 29.01.2020 № 02-06-07/5280

Письмо Минфина России от 29.01.2020 № 02-06-07/5280 «Уведомление о регистрации приказов Министерства финансов Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации»

Дата публикации: 30.01.2020

Письмо Минфина России

от 15.01.2020 № 02-06-07/1666

Письмо Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению межбюджетных трансфертов»

Дата публикации: 17.01.2020

Письмо Минфина России

от 03.09.2019 № 02-07-07/67686

Письмо Минфина России от 03.09.2019 № 02-07-07/67686 «О разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Общих требований к порядку передачи федеральными органами исполнительной власти, органами исполнител.

Дата публикации: 04.09.2019

Письмо Минфина России

от 26.04.2019 № 02-07-07/31230

Письмо Минфина России от 26.04.2019 № 02-07-07/31230 «О применении подстатьи КОСГУ при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете операций, связанных с приобретением памятных подарков (сувенирной продукции), бланков строгой отчетности»

Читать еще:  Регулирование муниципальных финансов

Дата публикации: 29.04.2019

Письмо Минфина России

от 05.03.2019 № 02-06-07/14096

Письмо Минфина России от 05.03.2019 № 02-06-07/14096 об особенностях признания в бухгалтерском учете организациями государственного сектора объектов учета неоперационной (финансовой) аренды при определении налога на имущество организаций

Дата публикации: 06.03.2019

Приказ Минфина России

от 28.12.2018 № 297н

Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 297н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России от 29.01.2019 № 53598

Дата публикации: 01.02.2019

Приказ Минфина России

от 28.12.2018 № 298н

Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 298н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской .

Зарегистрирован в Минюсте России от 29.01.2019 № 53597

Дата публикации: 01.02.2019

Приказ Минфина России

от 28.12.2018 № 300н

Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 300н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

Дата публикации: 01.02.2019

Приказ Минфина России

от 28.12.2018 № 299н

Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 299н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России от 29.01.2019 № 53600

Дата публикации: 31.01.2019

Приказ Минфина России

от 31.03.2018 № 67н

Приказ Минфина России от 31.03.2018 № 67н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. №183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений .

Дата публикации: 04.05.2018

Приказ Минфина России

от 31.03.2018 № 66н

Приказ Минфина России от 31.03.2018 № 66н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений .

Дата публикации: 27.04.2018

Приказ Минфина России

от 31.03.2018 № 64н

Приказ Минфина России от 31.03.2018 № 64н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государ.

Дата публикации: 27.04.2018

Приказ Минфина России

от 31.03.2018 № 65н

Приказ Минфина России от 31.03.2018 № 65н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его примен.

Статистика государственных финансов;

Источники и направления использования информации СНС-93.

Система, структура и функции государственных финансов (СГФ)

Статистика государственных финансов

Охват СГФ: Сектор государственного управления и государственный сектор

Сектор (органов) государственного управления.

Статистика государственных финансов (СГФ) — важный раздел экономической статистики, тесно связанный с СНС. СГФ содержит определения и классификации, необходимые для анализа экономических операций сектора государственного управления и его взаимосвязей с другими секторами экономики. Таким образом, СГФ расширяет и дополняет анализ экономики сектора государственного управления на основе данных СНС. Данные СГФ используются как источник информации для составления счетов сектора государственного управления в СНС.

В настоящей главе рассматриваются основополагающие концепции, определения, классификации, система показателей и другие компоненты международного стандарта по СГФ, которые сформулированы в Руководстве (Основные положения) по статистике государственных финансов МВФ 2001 г.

. Новое Руководство по СГФ, рассматриваемое как современный международный стандарт в этой области статистики, призвано содействовать странам в совершенствовании национальной статистики государственных финансов, которая является основой для принятия решений органов государственного управления по вопросам формирования налоговой и бюджетной политики. Данные этой статистики могут быть использованы для анализа вклада государственного сектора в совокупный спрос, инвестиции и сбережения, влияния налогово-бюджетной политики на экономику, ситуации в денежно-кредитной сфере и определения задолженности государства, налогового бремени, а также системы социальной защиты. Данные СГФ важны для изучения динамики финансовых операций, финансового положения и ликвидности сектора государственного управления и государственного сектора в целом, для анализа операций между различными уровнями государственного управления; они служат важным источником информации для составления национальных счетов.

Охват СГФ: Сектор государственного управления и государственный сектор

Сектор государственного управлениявключает в себя главным образом бюджетные государственные учреждения, осуществляющие политические и регулирующие функции, на которые возложена функция перераспределения доходов и богатства, а также предоставления нерыночных услуг как обществу в целом, так и отдельным его членам (или группам членов). Эти функции органы государственного управления осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и др.), а также недопущение чрезмерных разрывов в уров­нях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов и частично — за счет доходов от собственности, которой они располагают, и некоторых других неналого­вых поступлений (например, выручка от продажи активов).

Классификация функций органов государственного управленияприменяется для классифицирования расходов органов государственного управления на конечное потребление и позволяет разграничить коллективное и индивидуальное потребление органов государственного управления (что также является важной группировкой в СНС). Основными подразделениями в этой классификации являются:

Читать еще:  Служба государственного финансового контроля иркутской области

• государственные службы общего назначения;

• общественный порядок и безопасность;

• охрана окружающей среды;

• жилищные и коммунальные услуги;

• отдых, культура и религия;

Подчеркнем, что в данной классификации группируются не виды деятельности, а функции органов государственного управления, хотя между этими категориями существует тесная взаимосвязь.

Система показателей СГФ должна разрабатываться для сектора государственного управления и для государственного сектора, а также для подсекторов сектора государственного управления. Определение охвата этих секторов и подсекторов является важным элементом методологии СГФ.

Определение сектора государственного управления в СГФ полностью совпадает с определением этого сектора в СНС-93, т.е. этот сектор охватывает органы государственного управления, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории.

Основные экономические функции органов государственного управления:

а) обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной
основе для коллективного или индивидуального потребления;

б) перераспределение доходов и богатства для реализации целей социальной политики.

Важная характеристика органов государственного управления — финансирование своей деятельности главным образом за счет налогов и других перераспределительных платежей, хотя в определенные периоды также могут финансировать свою деятельность за счет доходов от собственности и заимствований, сдачи в аренду имущества и др.

Другая важная характеристика сектора государственного управления заключается в том, что он состоит из институциональных единиц, т.е. структур, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, заниматься экономической деятельностью и вести операции с другими единицами; институциональная единица ведет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Институциональные единицы, образующие сектор государственного управления (именуемые в СГФ единицами сектора государственного управления), включают государственные учреждения (единицы), выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности, и нерыночные некоммерческие организации (НКО), которые, являясь с правовой точки зрения негосударственными структурами, контролируются и финансируются государственными единицами и проводят государственную политику; в данном контексте контроль понимается, как способность определять общую стратегию или программу действий НКО с правом назначения руководящих кадров. НКО данного типа могут заниматься научными исследованиями и разработками или установлением нормативов, которыми руководствуются как предприятия, так и население, в таких областях, как здравоохранение, образование, обеспечение безопасности, охрана окружающей среды, финансы и учет.

Особый вид государственных единиц, подлежащих включению в сектор государственного управления, — фонды социального страхования.

Институциональные единицы, включаемые в сектор государственного управления, являются резидентами данной страны. Они могут совершать некоторые операции с нерезидентами. Определения резидентов и нерезидентов, используемые в СГФ, совпадают со стандартными определениями, сформулированными МВФ в Руководстве по составлению платежного баланса и используемыми в СНС-93.

Институциональные единицы, включаемые в сектор государственного управления, в основном заняты предоставлением нерыночных услуг, однако иногда могут иметь в своем составе подразделения, именуемые в СНС и СГФ заведениями, которые продают свою продукцию по экономически значимым ценам (например, городской платный бассейн или государственное издательство, продающее свои публикации по рыночным ценам), т.е. ценам, оказывающим значительное влияние на объем продукции, который производители готовы поставить, и на объем продукции, который покупатели готовы приобрести; цена не считается экономически значимой, если она не является количественно значимой с точки зрения влияния на предложение и спрос.

Институциональная единица, входящая в сектор государственного управления, может состоять из нерыночного и рыночного заведений. Заведения не являются независимыми юридическими лицами, они не составляют баланса активов и пассивов, однако должна существовать информация, позволяющая определить их продукцию, издержки производства и добавленную стоимость.

Нерыночные заведения органов государственного управления могут реализовывать некоторые товары и услуги, не характерные для основной деятельности государственных учреждений. Такие продажи называются «случайными» независимо от того, реализуются ли товары и услуги по экономически значимым ценам или нет; случайные продажи могут быть результатом вторичной деятельности заведений (продажи открыток и репродукций музеями, платежи за билеты в музеи, парки и культурно-просветительские учреждения, если они не рассматриваются как квазикорпорации). «Случайные продажи» трактуются как особая статья доходов, отдельная от статьи, по которой регистрируются продажи товаров и услуг рыночными заведениями.

Когда государственная единица частично или полностью продает свою продукцию, могут возникнуть вопросы об отнесении ее либо к сектору государственного управления, либо к классу государственных корпораций (квазикорпораций). Если государственная единица продает большую часть своей продукции по экономически значимым ценам, она должна быть отнесена к классу государственных корпораций или квазикорпораций.

Сектор государственного управления согласно положениям СГФ должен быть подразделен на следующие подсекторы:

• центральные органы управления;

• органы управления штата, провинции или региона;

• местные органы управления.

Фонды социального страхования могут быть выделены в качестве отдельного подсектора сектора государственного управления. Однако возможно и отнесение фондов социального страхования к соответствующему уровню государственного управления (при условии, что они управляют этими фондами), в этом случае фонды классифицируются в составе упомянутых трех подсекторов.

Государственный сектор — более широкое понятие в СГФ. Он охватывает сектор государственного управления и все государственные корпорации и квазикорпорации. Как было отмечено, государственные корпорации и квазикорпорации классифицируются в СНС в составе сектора нефинансовых корпораций или сектора финансовых корпораций в зависимости от рода деятельности этих структур. В то же время государственные корпорации и квазикорпорации включены в государственный сектор с тем, чтобы учесть влияние их деятельности на налоговую и бюджетную политику. Таким образом, СГФ исходит из целесообразности составления статистики как в отношении сектора государственного управления, так и государственного сектора.

Читать еще:  Основными аспектами государственного финансового контроля являются

Государственный сектор и сектор государственного управления

Структура лекции

1. Государственный сектор и сектор государственного управления;

2. Состав и структура публичных финансов;

2.1. Понятие публичных финансов;

2.2. Структура публичных финансов;

3. Бюджет – как основа публичных финансов;

4. Государственный и муниципальный кредит;

5. Финансы юридических лиц как часть публичных финансов

6. Управление публичными финансами

6.1. Субъекты, объекты и процессы управления публичными финансами;

6.2. Органы управления публичными финансами и их полномочия;

7. Основные направления бюджетной политики, направленные на повышение эффективности управления публичными финансами

Государственный сектор и сектор государственного управления

Сектор государственного (муниципального) управления– совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, созданных ими государственных (муниципальных) учреждений, а также иных юридических лиц, в отношении которых указанные органы и созданные ими государственные (муниципальные) учреждения выполняют функции и полномочия собственника имущества или осуществляют права акционера (участника) — владельца более 50 % акций, и деятельность которых связана с выполнением функций государственного (муниципального) управления;

Государственный (муниципальный) сектор – совокупность сектора государственного (муниципального) управления и юридических лиц, в отношении которых государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, созданные ими государственные (муниципальные) учреждения выполняют функции и полномочия собственника имущества или осуществляют права акционера (участника) — владельца более 50 % акций (долей), за исключением юридических лиц, являющихся единицами сектора государственного управления.

В настоящее время нормативный правовой акт, определяющий правила отнесения юридических лиц к государственному сектору и сектору государственного управления соответствующего публично-правового образования в Российской Федерации законодательно не утвержден.

Вместе с тем, исходя из международных стандартов финансовой деятельности публично-правовых образований , таких как Руководство по статистике государственных финансов (2000):

Ø к государственному сектору Российской Федерации можно отнести:

сектор государственного управления Российской Федерации;

подсектор рыночных единиц.

К сектору государственного управления Российской Федерации относятся:

главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств;

федеральные бюджетные учреждения;

федеральные автономные учреждения;

иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

Пенсионный фонд Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;

Фонд социального страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;

бюджетные учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации;

автономные учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации;

государственная корпорация Российской Федерации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

государственная компания «Российские автомобильные дороги»;

юридические лица, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:

Российская Федерация является владельцем более 50% акций (долей);

убытки покрываются из федерального бюджета;

государственные унитарные предприятия, убытки которых покрываются из федерального бюджета;

Ø К государственному сектору субъектов Российской Федерации можно отнести:

сектор государственного управления субъектов Российской Федерации;

подсектор рыночных единиц.

К сектору государственного управления субъектов Российской Федерации относятся:

главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств;

государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации;

государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации;

иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств;

бюджетные учреждения территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации;

автономные учреждения территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации;

юридические лица, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:

субъекты Российской Федерации являются владельцами более 50 % акций (долей);

убытки покрываются за счет бюджета субъекта Российской Федерации

государственные унитарные предприятия, убытки которых покрываются за счет бюджета субъекта Российской Федерации;

Ø В муниципальный сектор муниципальных образований включаются:

сектор муниципального управления муниципальных образований;

подсектор рыночных единиц.

К сектору муниципального управления муниципальных образований относятся:

главные администраторы средств муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств;

муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований;

муниципальные автономные учреждения муниципальных образований;

иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований;

юридические лица, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:

муниципальные образования являются владельцами более 50 % акций (долей);

убытки покрываются за счет местного бюджета;

муниципальные унитарные предприятия, убытки которых покрываются из местного бюджета.

Финансы единиц сектора государственного управления образуют публичные финансы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector