Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятия

Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности предприятия

Как свидетельствует мировой опыт, государственное регулирование финансовой деятельности организаций осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования и реализации их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных форм финансовых операций.

Осуществляемое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых организациями финансовых операций, выбор соответствующих финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам и, следовательно, уровень эффективности и риска финансовой деятельности в целом.

Сегодня основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности организаций являются следующие:

1) регулирование финансовых аспектов создания предприятий различных организационно-правовых форм: регламентация минимального размера уставного фонда обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, порядка проведения эмиссии акций, порядка приобретения и продажи пакетов акций участниками акционерных обществ, порядка выплаты дивидендов и т.д.;

2) регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия: установлениепорядка организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета; содержания плана счетов и порядка его применения; содержания и стандартов финансовой отчетности; рекомендаций по организации и ведению учета отдельных видов активов, финансовых обязательств и финансовых операций. Формируемая в результате информационная база обеспечивает получение достоверной и своевременной информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии предприятия как внутренними, так и внешними пользователями;

3) налоговое регулирование: установление видов взимаемых налогов, порядка определения налоговой базы, размеров налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, определение источников (за счет выручки, себестоимости или прибыли) и порядка уплаты налогов, распределение налоговых платежей по бюджетам различных уровней и т.п.;

4) регулирование амортизационной политики предприятий: установление перечня амортизируемых активов, методов начисления амортизации и способов отражения ее в учете, установление порядка определения сроков полезного использования амортизируемого оборудования и, следовательно, норм амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;

5) регулирование кредитных операций: регулирование общего порядка осуществления этих операций, форм и видов кредитов, порядка их обеспечения, в том числе регламентация порядка осуществления залоговых операций, установление ответственности сторон и т.п.;

6) регулирование денежного обращения и форм расчетов: установлениеформ наличных и безналичных денежных расчетов и их предельных размеров, порядка хранения свободного остатка денежных средств предприятия, лимитирование остатка наличных денег в его кассе, регламентация порядка оприходования поступивших денежных средств и применения контрольно-кассовых машин и т.п.;

7) валютное регулирование: определяет порядок зачисления на банковские счета иностранной валюты от внешнеэкономической деятельности предприятий, условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в зарубежных банках, порядок проведения обменных операций;

8) регулирование инвестиционных операций: является одним из наиболее обширных; определяет формы инвестиций российский предприятий, формы иностранных инвестиций, инвестиционные инструменты, порядок подготовки и экспертизы инвестиционных проектов, условия осуществления инвестиций за рубежом, условия государственного финансирования инвестиций и т.п.;

9) регулирование операций на рынке ценных бумаг: установление видов ценных бумаг и требований к ним, правил эмиссии и обращения, порядка осуществления деятельности фондовых бирж и других профессиональных участников рынка ценных бумаг, мер по защите интересов предприятий-инвесторов;

10) регулирование операций страхования: определение системы требований к страховщикам финансовых рисков предприятий, видов и условий обязательного страхования, форм ответственности страховщика и страхователя т.д.;

11) регулирование порядка и форм санации предприятий: установление условий осуществления санации (финансового оздоровления) предприятий, форм ее осуществления и порядка оценки ее результатов;

12) регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятия: определение порядка признания предприятия неплатежеспособным (банкротом) и порядка рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами, порядка определения и фиксации суммы требований кредиторов к предприятию и очередности их удовлетворения, порядка осуществления и финансового обеспечения ликвидационных процедур при банкротстве.

Система государственного регулирования финансовой деятельности регулярно меняется в связи с изменением общей стратегии экономического развития страны, изменением различных экономических индикаторов и в целях приближения российских норм в сфере финансовой деятельности к международным стандартам.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций. Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.
Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.
Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.
Направления и формы государственного регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования в сочетании с уровнем развития экономики определяют характер внутренней финансовой среды (или «финансовый климат») в той или иной стране, который существенно влияет на ее рейтинг и ранговое место в мировой финансовой системе. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») характеризуется системой действующих в стране правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности отдельными субъектами хозяйствования (как резидентами, так и нерезидентами), существенно влияющих на уровень доходности и риска финансовых операций. Внутренняя финансовая среда («финансовый климат») во многом определяют объемы и эффективность финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами, степень государственной финансовой поддержки предприятий за счет внешних займов, уровень интегрированности финансовой системы страны с мировой финансовой системой.
Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:
1. Обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом. 2. Упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств. 3. Обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования. 4. Обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности. 5. Обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов. 7. Гарантированность защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц.
Исходя из сформулированных целей государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется на современном этапе на основе следующих принципов:
1. Формирование системы основных направлений регулирования финансовой деятельности предприятий, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики и эффективное решение задач по реформированию экономики.
2. Обеспечение перспективности нормативно-правовых актов, направленных на регулирование финансовой деятельности предприятий, с позиций соответствующей регламентации ими порядка использования наиболее эффективных форм и методов осуществления этой деятельности, наиболее перспективных и прогрессивных видов финансовых инструментов и т.п.
3. Обеспечение достаточной самостоятельности предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения финансовой деятельности в условиях ее
государственного регулирования.
4. Соблюдение необходимой пропорциональности в обеспечении финансовых интересов государства, предприятий и отдельных граждан при осуществлении регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.
5. Обеспечение взаимосвязи государственного регулирования основных направлений и форм финансовой деятельности предприятий с формами и методами регулирования отдельных сегментов финансового рынка и осуществляемых на них операций.
6. Учет накопленного мирового опыта формирования правовых основ регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования; интеграция отечественных правовых норм в международную систему финансовых правоотношений.

Читать еще:  Финансовые отношения предприятия с государством

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ — подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) — рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) — представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача — выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ.

— организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

— регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

— управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
в) Министерство РФ по налогам и сборам.

Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

— осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;
г) Банк России.

— разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Процесс гос.регулирования финансовой деятельности предприятия заключается в следующем:

1.Создание необходимой нормативной базы, регулирующей основные формы и виды финансовой деятельности предприятия. 2. Формирование определенной системы требований к деятельности финансовых институтов, обслуживающих финансовую деятельность предприятий и их лицензирование. 3.Унификация параметров используемых организациями финансовых инструментов и правил ведения операций с ними. 4. Формирование действенной системы экономических стимулов к использованию в практике финансовой деятельности предприятий, наиболее эффективных видов финансовых инструментов. 5. Создание действенной системы финансовых и иных санкций за нарушение предприятиями установленных правовых норм, осуществление финансовой деятельности и др.

Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности организаций:

1.Регулирование финансовых аспектов создания организаций.

2. Регулирование системы учёта и отчётности организаций.

3 Налоговое регулирование.

4. Регулирование порядка и форм амортизации ОС и НА.

5. Регулирование кредитных отношений (где предприятие выступает в роли кредитора).

6. Регулирование системы расчётов и денежного обращения. (Предметом является формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям, порядок хранения свободного остатка денежных средств).

7. Валютное регулирование. (Система валютного законодательства определяет порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешнеэкономической деятельности предприятия, на счета банка страны, разграничение валютных операций и т.д.).

8, Регулирование инвестиционной деятельности. (Включает виды инвестиционных инструментов, порядок подготовки инвестиционных проверок, формы иностранного инвестирования и его защиты, условия осуществления инвестиций за рубежом).

9. Регулирование страховых операций. (Определяются формы обязательного страхования, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения суммы ущерба).

10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций.

11. Регулирование рынка ценных бумаг. (предусматривает правила эмиссии ЦБ, порядок ведения реестров, обязательные требования к операциям с ценными бумагами).

Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий

Сложность финансовой деятельности предприятий определяют необходимость государственного ее регулирования. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

Читать еще:  Основы финансовой и бюджетной политики государства

Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а, в конечном счете – уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

Направления и формы государственного регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования в сочетании с уровнем развития экономики определяют характер внутренней финансовой среды (или «финансовый/инвестиционный климат»). Финансовая среда характеризуется системой действующих в стране правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности отдельными субъектами хозяйствования (как резидентами, так и нерезидентами), существенно влияющих на уровень доходности и риска финансовых операций. Внутренняя финансовая среда во многом определяет объемы и эффективность финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами, степень государственной финансовой поддержки предприятий за счет внешних займов, уровень интегрированности финансовой системы страны с мировой финансовой системой.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе это регулирование подчинено следующим основным целям:

1. Обеспечение направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом.

2. Упорядочение форм и условий внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств.

3. Обеспечение единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм функционирования.

4. Обеспечение единства условий и возможностей формирования всеми предприятиями необходимых финансовых ресурсов за счет внутренних источников при эффективной их хозяйственной деятельности.

5. Обеспечение свободного и открытого доступа всех предприятий к внешним источникам формирования финансовых ресурсов.

6. Регламентация отдельных направлений финансовой деятельности и форм использования финансовых ресурсов предприятий в соответствии с осуществляемой государственной экономической и социальной политикой.

7. Гарантированность защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц.

8. Стимулирование предприятий к выбору наиболее эффективных направлений и форм финансовой деятельности, а также прогрессивных видов финансовых инструментов, способствующих ускорению реализации рыночных реформ и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач экономического роста страны.

Исходя из сформулированных целей государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется на современном этапе на основе следующих принципов:

1. Формирование системы основных направлений регулирования финансовой деятельности предприятий, обеспечивающих реализацию государственной финансовой политики и эффективное решение задач по реформированию экономики.

2. Обеспечение перспективности нормативно-правовых актов, направленных на регулирование финансовой деятельности предприятий, с позиций соответствующей регламентации ими порядка использования наиболее эффективных форм и методов осуществления этой деятельности, наиболее перспективных и прогрессивных видов финансовых инструментов и т.п.

3. Обеспечение достаточной самостоятельности предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения финансовой деятельности в условиях еегосударственного регулирования.

4. Соблюдение необходимой пропорциональности в обеспечении финансовых интересов государства, предприятий и отдельных граждан при осуществлении регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

5. Обеспечение взаимосвязи государственного регулирования основных направлений и форм финансовой деятельности предприятий с формами и методами регулирования отдельных сегментов финансового рынка и осуществляемых на них операций.

6. Учет накопленного мирового опыта формирования правовых основ регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования; интеграция отечественных правовых норм в международную систему финансовых правоотношений.

Дата добавления: 2014-10-29 ; просмотров: 635 . Нарушение авторских прав

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:35, реферат

Описание

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Содержание

1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.
2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности
3.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

фин.менеджмент.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Самарский Государственный Экономический Университет

Реферат

По дисциплине ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема «Государственное регулирование финансовой

деятельности предприятия»

Выполнила: Гринченко Елена, БУП-2

Преподаватель: Сигова Елена Михайловна

г. Самара, 2011 год

1. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий существенно различаются в отдельных странах. Они определяются такими факторами, как уровень экономического развития страны, степень ее интегрированности с мировой экономической системой, многообразие форм финансовых отношений различных субъектов хозяйствования, уровень развитости финансового рынка и его инфраструктуры, многообразие используемых в хозяйственной практике финансовых инструментов и другими. С учетом этих факторов каждое государство разрабатывает и проводит государственную финансовую политику, определяющую направленность, формы и методы регламентации финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

Государственная финансовая политика представляет собой целенаправленное правовое регулирование отдельных аспектов финансовой деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства в соответствии со стратегией и конкретными условиями его экономического развития.

Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

Читать еще:  Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий

Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

-становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;

— осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

— получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

— предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

-создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов. В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

В США, например, в настоящее время регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. Только в нашей стране регулирование цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положении простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector