Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции муниципальных бюджетов

Функции местных бюджетов;

Понятие местных бюджетов

Местные бюджеты

Местное самоуправление — обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих источников доходов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доход­ные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Государственный и муниципальный бюджеты. Сущность и функции

Слово «бюджет» (англ. public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», то есть «кожаный мешок». С помощью бюджета осуществляется главная задача — сопоставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения. Бюджет необходим государству для реализации его политических, экономических и социальных функций.

Необходимость существования и функционирования бюджета определяется следующими факторами:

■ национальный бюджет служит средством распределения фондов и бюджетных полномочий, он позволяет планировать реализацию основных регулярных функций государства;

■ национальный бюджет является инструментом экономической политики, т.е., по словам Дж.М. Кейнса, «способствует росту экономической эффективности»;

Читать еще:  Государственный финансовый контроль осуществляют

■ региональные (местные) бюджеты аналогичным образом воз­действуют на местную экономику;

■ национальный бюджет является средством реализации соци­альных задач государства.

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. Это основной инструмент государственного регулирования экономики, который играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение ВВП между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться:

■ содействие развитию приоритетных отраслей экономики (на­пример, приоритетные национальные проекты); поддержка тех ее сек­торов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют при этом высокую социальную значимость (например, легкая промышленность), а также необходимы для обеспечения националь­ной безопасности;

■ выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны;

■ преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан.

В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определение бюджета: «Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет — это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расх одов.

2. Бюджет — это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет — это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние — это изменение распределения ресурсов в экономике, которое является непосредственным результатом налогообложения, системы заимствова­ния или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах про­гнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уров­ня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты го­сударственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обще­стве определенные ожидания и приоритетно учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятель­ности на перспективу.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ начиная с 1994 г. государственный бюджет носит название «федеральный бюджет». В России существует 2 уровня государственного бюджета:

Местный бюджет представлен 2-мя уровнями муниципальных бюджетов:

1. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

2. бюджеты городских и сельских поселений.

В рамках этого разделения за двумя уровнями местного бюджета закреплены соответствующие бюджетные полномочия (ст. 9 БК РФ) и определены направления расходных обязательств местных бюджетов (ст. 15 БК РФ).

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюд-жетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Как экономическая категория бюджет рассматривается в материальном и общественном аспектах. По экономическому содержанию бюджет государства — часть созданного валового внутреннего продукта (ВВП). Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет. По функциям бюджета существуют различные мнения ученых:

По мнению М. Белоножко бюджет выполняет 4 функции:

Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчи- ков).

Читать еще:  Регулирование муниципальных финансов

Функция использования (распределения) принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику.

Функция регулирования заключается в стимулировании и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий, хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.

Бюджетный механизм — составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

· мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и мест- ные бюджеты;

· расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

· межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов.

Контрольная функция позволяет выявить финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей экономики, территориальных образований (субъектов РФ, муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Юридическая Консультация

Страницы

Местный бюджет и его функции

Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).

Местные бюджеты выполняют следующие функции:

  1. формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  2. распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;
  3. контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. налог на рекламу;
  4. налог на наследство или дарение;
  5. местные лицензионные сборы;

Доходы от приватизации, в том числе:

  1. доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
  2. доходы от продажи земли;
  3. доходы от продажи квартир гражданам;

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления:

  1. от налога на добавленную стоимость;
  2. от акцизов;
  3. от налога на прибыль предприятий;
  4. от подоходного налога с физических лиц.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:

  1. содержание органов местного самоуправления;
  2. формирование муниципальной собственности и управление ею;
  3. организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;
  4. средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  5. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  6. организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  7. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  8. организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  9. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  10. обслуживание и погашение муниципального долга;
  11. целевое дотирование населения;
  12. проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Читать еще:  Органы государственного финансового контроля это

Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Муниципальный бюджет

Понятие муниципального бюджета, его функции

На муниципальном уровне местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через представительные органы власти, выбранные им. Для того, что бы выполнялись возложенные на местные органы власти функции, они наделены определенными правами и полномочиями, в частности имущественными и финансово-бюджетными. Определимся с понятием муниципального бюджета.

Муниципальный бюджет – процесс формирования и расходования бюджетных денежных средств на очередной финансовый год, которые предназначаются для выполнения функций и задач в социально-экономической сфере, относимых к полномочиям местного уровня власти.

Важно отметить, что доходная часть муниципального бюджета формируется из трех составляющих, к которым относятся:

  • Налоговые поступления
  • Неналоговые поступления
  • Безвозмездные перечисления разных форм, передаваемые из бюджетов других уровней

Расходная часть бюджета организуется ОМСУ самостоятельно и исполняется за счет доходной статьи, а также источников финансирования дефицита бюджета.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Муниципальный бюджет служит своего рода каналом передачи населению итоговых результатов производства. Через местные финансы происходит перераспределение общественных фондов потребления между различными группами населения. Из муниципальных финансов же происходит и финансирование развития отраслей сфер производства.

Вообще функции муниципального бюджета можно определить, как:

  • Формирование фондов денежных средств, являющихся финансовым источником для деятельности ОМСУ
  • Распределение и контроль использования средств среди отраслей местного хозяйства
  • Контроль финансово-хозяйственной деятельности местных предприятий и учреждений, подведомственных ОМСУ

Особенности муниципального бюджета

Основа формирования и исполнения муниципального бюджета выражена в некоторых принципах:

  • Бюджет имеет социальную направленность
  • Средства бюджета используются эффективно, рационально, целенаправленно
  • Бюджет должен способствовать стимулированию роста поступлений в бюджет

Если говорить о муниципальном бюджете как об инструменте экономического развития, то можно кратко его охарактеризовать следующим образом. Муниципальный бюджет обладает широкой сферой влияния, поскольку бюджетные взаимоотношения так или иначе касаются всех территориально-воспроизводственных процессов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Высокий уровень реалистичности муниципального бюджета обусловлен его перераспределительной природой Бюджет – гибкий финансовый план, что обусловлено его динамичностью, развитием, преобразованием в соответствии требованиями времени и стратегическими задачами развития региона.

Муниципальный бюджет – объективная основа применения местного бюджета как метода регулирования экономики, поскольку это действительная возможность путем централизации финансовых ресурсов влиять на общественное воспроизводство и одновременно контролировать своевременности и объемность поступлений в бюджет и их расходования. Главной задачей муниципального бюджета является финансовая поддержка признаков муниципального образования в ходе реализации ОМСУ возложенных функций.

Параллельно с муниципальным бюджетом формируются и используются муниципальные внебюджетные фонды, которые имеют строго целевой характер. Право на их формирование и использование – это компетенция представительных органов власти. ОМСУ на основе законодательства самостоятельно устанавливают порядок формирования, использования и контроля муниципальных внебюджетных фондов. Например, на уровне муниципалитета могут создаваться экологический фонд, фонд поддержки местного культурного наследия и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector