Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный финансовый план

Планирование государственных финансов;

Тема 7. Планирование доходов и расходов государства

7.1. Планирование государственных финансов

7.2. Бюджетные доходы и расходы

7.3. Планирование межбюджетных отношений

7.4. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета

Потребление материальных и трудовых ресурсов и прочих ресурсов в процессе воспроизводства обусловлено движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование. Государственные финансы необходимы для выполнения государством организаторско-хозяйственных функций. В структуре государственных финансов выделяются федеральные финансы, финансы субъектов РФ, местные финансы, а также бюджеты разных уровней управления, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит.

Финансовые ресурсы, которыми располагает государство для обеспечения различных потребностей, образует государственные доходы, а их использование на те же цели — государственные расходы. Основная часть доходов и расходов государства отражается в его бюджете, который представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.

Социально-экономическое развитие страны в огромной степени зависит от степени рационального планирования государственных финансов. Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений. Оно включает определение объема денежных средств и их источников, выявление резервов роста доходов, экономии расходов, установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными фондами и других показателей.

Потребность в финансовых ресурсах определяется затратами на развитие производства, оборону, реализацию социально-культурных программ и обеспечение других общегосударственных нужд. Источником финансовых ресурсов выступает часть общественного продукта в форме денежных накоплений, амортизационных отчислений, доходов от внешнеэкономической деятельности, а также налоги, сборы, добровольные взносы, денежные сбережения населения.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.

Федеральные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов этих субъектов РФ, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Они предназначены для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

При разработке бюджета на очередной год разрабатывается сводный финансовый план на три года, из которых:

первый год — это год, на который составляется бюджет;

следующие два года — плановый период, в течение которого ожидаются результаты заявленной экономической политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается на основе прогнозов развития и целевых программ. Он позволяет полнее учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объем и направления использования. Между сводным финансовым балансом и федеральным бюджетом существует тесная связь, если сводный финансовый баланс отражает требования финансовой политики, то бюджет обеспечивает проведение ее в жизнь.

Бюджетная система основывается на следующих принципах:

единство бюджетной системы Российской Федерации;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

эффективность использования бюджетных средств;

общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает общность правовой базы, денежного обращения, форм соответствующей документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения учета средств бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы предполагает полное или частичное закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти.

Принцип самостоятельности бюджетов включает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов бюджетов каждого уровня; определять направления расходования средств, источники финансирования дефицита бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы подлежат в обязательном порядке и в полном объеме отражению в бюджетах, в государственных внебюджетных фондах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств предполагает достижение заданных результатов с наименьшим объемом бюджетных средств.

Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

В основе финансового планирования лежит бюджетный процесс. Он представляет собой регламентируемую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Составление бюджетов на очередной год основывается на:

• бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития страны;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

• прогнозе свободного финансового баланса;

• плане развития государственного и муниципального сектора экономики.

Формирование федерального бюджета осуществляется в два этапа.

На первом этапе разрабатывается прогноз функционирования экономики страны на очередной год.

На втором этапе федеральными органами исполнительной власти распределяются предельные объемы бюджетного финансирования, формируется перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовываются объемы их финансирования.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, а также другие документы:

• основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год;

Читать еще:  Состав общегосударственных финансов

• прогноз сводного финансового баланса по территории РФ;

• прогноз консолидированного бюджета;

• расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

• проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;

• поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на предстоящий год.

Рассмотрение Государственной Думой проекта федерального бюджета включает четыре чтения.

В первом чтении Государственная Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, программу внешних заимствований и предоставления кредитов.

Кроме того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета:

• доходы по группам, подгруппам и статьям;

• распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• размеры несбалансированности бюджета и источники покрытия дефицита;

• общий объем расходов.

Результатом обсуждения является принятие проекта федерального бюджета в первом чтении и утверждение его основных характеристик.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может:

• передать его в согласительную комиссию;

• вернуть в Правительство РФ на доработку;

• поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении. Утверждается также размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств.

В третьем чтении Государственная Дума обсуждает расходы бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, а также перечень защищенных статей, программу внешних заимствований.

В четвертом чтении рассматриваются поправки к закону, а также поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.

Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В ситуации, когда закон о федеральном бюджете на очередной год отклоняется Президентом РФ, он передается для преодоления разногласий в согласительную комиссию.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, то он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней.

Государственный финансовый план

Как особая область стоимостного распределения бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению обще — государственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляется финансирование затрат по расширению производства, по ускорению научно-технического прогресса и по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и расходы по обороне и охране общественного порядка и т.д.

Под экономическими формами понимаются категории доходов и расходов бюджета, которые объективно выражают отдельные стороны стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Эти категории имеют специфическое назначение, поскольку доходы предназначены для обеспечения государства бюджетными ресурсами (необходимыми денежными средствами), расходы для распределения бюджетных ресурсов в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.

Организационные формы функционирования бюджета выражаются в конкретных видах поступлений доходов, методах определения их объемов, способах установления объемов расходов бюджета и его дефицита.

По существу, это определенные формы бюджетных отношений, регламентируемые государством на основе принятия соответствующих законодательных актов [1].

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Характеристика государственного бюджета как основного финансового плана страны заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. Такое сознательное использование объективной финансовой категории реализуется через планирование централизованного денежного фонда, результатом этого процесса является основной финансовый план страны, государственный бюджет. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные отношения, которые составляют содержание государственного бюджета как экономической категории. Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. В свою очередь, эти части бюджета складываются из различных статей. Специфические статьи доходов и расходов государственного бюджета показывают источники его формирования и направления использования.

Как основной финансовый план страны — государственный бюджет Республики Казахстан состоит из самостоятельных видов финансовых планов — республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.

Следует различать понятия государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе. Таким образом, государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для национального хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Казахстана.

Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:

— отражает директивы правительства;

Его составление и исполнение основывается на сочетании централизованного управления и местных полномочий.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана, денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям, соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов страны, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяет содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений [2].

Читать еще:  Составляющие муниципальной экономической политики

Распределительный характер бюджетных отношений позволяет государству превратить бюджет в действенный рычаг воздействия на экономику, стимул общественного прогресса, в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами — ценой, кредитом и т.д.

Однако государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта, и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой — в основной финансовый план республики. Основной финансовый план по социально – экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшение качественных показателей.

1. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и другие. Государственный бюджет. – Алматы: 2010. –267с.

2. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. Государственный бюджет: учебник / – Алматы, 2011

Понятие финансового плана и его виды

Финансовое планирование на предприятии протекает в виде составления финансового плана. Основными продуктом финансового планирования, таким образом, являются финансовые планы.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это документ, который отражает объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направления расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией.

Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию субъекта хозяйствования с его финансовыми возможностями.

В процессе составления финансового плана осуществляются следующие работы:

  1. определяются источники и объемы собственных финансовых ресурсов предприятия — прибыль, амортизация;
  2. изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получение кредитов и т.д.;
  3. выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования денежных средств, взаимоотношения с банками, вышестоящими организациями и своими работниками;
  4. устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на предприятии на внутрихозяйственные нужды — расширение, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива; рассматривается участие в формировании уставных капиталов, покупке ценных бумаг и других операций на финансовом рынке, т.е. вложения денежных средств в другие предприятия;
  5. рассматривается целесообразность капиталовложений;
  6. выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений НТП и совершенствования производства.

Разработка финансового плана включает ряд стадий:

  1. предварительный расчет финансовых показателей и увязка с показателями планов, составленных другими подразделениями предприятия;
  2. разработка проекта финансового плана, основанная на расчете финансовых показателей;
  3. согласование отдельных показателей проекта финансового плана, которые затрагивают взаимоотношения с госбюджетом и банковскими учреждениями;
  4. представление проекта финансового плана руководству предприятия для обсуждения;
  5. утверждение руководством предприятия финансового плана с учетом итогов обсуждения.

Таким образом, разработка финансового плана дает картину финансового развития предприятия.

Финансовый план позволяет обеспечить финансовыми ресурсами хозяйствующий субъект и оказывает влияние на финансовое состояние и экономику предприятия. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности предприятия с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность;
  2. статьи финансового плана тесно связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия (план производства, план инновационного развития, план материально-технического обеспечения и т.д.).

Следовательно, основным продуктом финансового планирования является финансовый план, показатели которого всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Тем самым финансовый план позволяет обеспечить нормальную работу субъекта хозяйствования и его непрерывное функционирование.

Финансовые планы в зависимости от их централизации подразделяются на:

Централизованные финансовые планы обеспечивают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегда являются сводными планами, отличаются своим содержанием, объектом и сферой движения ресурсов, методами планирования и хозяйствования.

Централизованный финансовый план содержит следующие существенные признаки:

  1. объект — общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
  2. охват — сфера финансовой деятельности государства и его финансовые взаимоотношения с субъектами хозяйствования;
  3. основная цель — обоснование финансовой политики государства на этот период.

Количество централизованных финансовых планов, их форма и содержание зависят от построения финансовой системы соответствующего государства и ее отдельных звеньев. Централизованные финансовые планы играют важную роль в государственном регулировании экономических и социальных процессов. Они позволяют принимать обоснованное решение по использованию косвенных методов регулирования экономики, которые позволяют предвидеть конечные результаты и последствия.

Главным централизованным финансовым планом, распространённым во всех государствах, является государственный бюджет. Необходимость его разработки вызвана потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства, их рационального распределения и использования для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджет разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой социально-экономического развития страны и ее регионов. Особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступления доходов, рациональному распределению бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.

Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования денежных ресурсов для обеспечения функций государства, его социального и экономического развития, имеющий силу закона.

В отличие от других финансовых планов бюджет проходит несколько стадий: стадию бюджетного планирования, стадию рассмотрения, утверждения проекта бюджета в установленном порядке.

Бюджетное планирование – это часть финансового планирования, имеющая свои особенности. В ходе бюджетного планирования на основе прогнозных показателей социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и налоговой политики определяется объём бюджета, его доходы и расходы.

Составление проекта бюджета исключительно находится в компетенции правительства (в первую очередь – Минфин) и местных исполнительных органов (финансовые управления и отделы).

Бюджетное планирование в республике, как и весь бюджетный процесс, включает составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Этот процесс регламентируется Конституцией РБ, актами Президента, Бюджетным кодексом РБ.

Кроме того, составляется консолидированный бюджет, который включает совокупность бюджетов РБ, а также составляется сводный финансовый план государства, который отражает совокупность всех финансовых планов в комплексе. В нём отражаются не только централизованные финансовые ресурсы, но и децентрализованные.

Читать еще:  Государство как субъект финансового регулирования

Децентрализованные финансовые планы составляются на уровне конкретного юридического лица, т.е. субъекта хозяйствования.

Если субъект хозяйствования имеет на своём балансе учреждения непроизводственной сферы (детские сады, санатории), то составляются отдельные планы, которые имеют форму сметы расходов. Форма сметы расходов утверждается Минфином и в ней отражаются планируемые расходы на год в соответствии с принятой экономической бюджетной классификацией.

Смета расходов составляется на основе производственных показателей.

Различают следующие виды смет:

  1. индивидуальные;
  2. общие;
  3. сводные;
  4. на централизованные мероприятия.

Индивидуальные сметы составляются отдельно для каждого учреждения, общие – для группы однотипных учреждений.

Сводная смета отражает расходы на учреждения одного ведомства. Она составляется на основе индивидуальных и общих смет.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется в случае каких-либо разовых мероприятий.

Финансовое планирование на уровне субъектов хозяйствования бывает следующих видов:

  1. ведомственное;
  2. отраслевое;
  3. территориальное;
  4. программное.

Ведомственное – это планирование по министерствам и ведомствам.

Отраслевое – по отдельным отраслям.

Территориальное – процесс формирования и использования ресурсов по каждому территориальному региону (району, области, республике).

Программное необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами отдельных целевых программ, которые приняты в соответствии с проводимой финансовой политикой.

Планирование государственных финансов

Особенности планирования государственных финансов

Государство располагает финансовыми ресурсами для обеспечения различных потребностей, что является государственными доходами. Использование денежных средств на те же цели составляет государственные расходы. Основная часть доходов и расходов представлена в государственном бюджете. Это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансирования функций государства и органов местного самоуправления.

Рациональное планирование государственных финансов влияет на уровень социально-экономического развития страны. Планирование госфинансов содержит все этапы создания, распределения, перераспределения и применения денежных доходов и накоплений.

В основе планирования государственных финансов лежит бюджетный процесс. Это регламентируемая деятельность органов госвласти, муниципалитетов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федеральных и региональных бюджетов.

Основные задачи планирования государственных финансов:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. расчет размера финансовых ресурсов по источникам их получения;
  2. определение объема и направлений использования финансов;
  3. согласованность материальных и финансовых ресурсов;
  4. формирование условий для эффективного управления финансами.

Выделяют несколько видов планирования госфинансов: по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное; по целевой ориентации и инструментарию: стратегическое и оперативное.

Методы государственного финансового планирования:

  1. метод экстраполяции (используется для отражения динамики показателей финансового плана);
  2. нормативный метод (применяются различные нормы и нормативы);
  3. метод математического моделирования (имитация экономических явлений в форме финансовых моделей);
  4. балансовый метод (согласование размеров финансовых средств с источниками их формирования);
  5. бюджетирование (ориентация на результат).

Планирование государственного бюджета страны

Основным планом государства является бюджет. Он играет важную экономическую, политическую и социальную роль в процессе воспроизводства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный бюджет – это ключевой плановый и контрольный инструмент, который позволяет государству перераспределять больше третьей части национального дохода и больше половины своих денежных средств.

Бюджет государства является справочным документом, который показывает сумму привлеченных и перераспределенных ресурсов, т.е. доходов и расходов за год (с 1 января по 31 декабря). Данные денежные средства используются правительством страны в интересах развития экономики и решения социальных проблем в обществе. Через госбюджет осуществляется реализация внутренней и внешней политики станы.

Рисунок 1. Источники получения доходов и направления расходов государственного бюджета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственный бюджет РФ состоит из:

  • федерального бюджета;
  • регионального бюджета (бюджеты субъектов);
  • местного бюджета (бюджеты муниципалитетов)

Бюджетное планирование – это составляющий элемент управления бюджетом и процесс составления планов. Суть его состоит в определении объемов и источников формирования и направлений применения фонда финансовых средств государства.

Планирование федерального бюджета включает в себя два этапа. На первой стадии разрабатывается прогноз функционирования экономики на следующий год. Далее федеральные органы исполнительной власти распределяют государственные финансы. На этом этапе создается список целевых программ, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета и согласовываются объемы вложений денежных средств.

Проект государственного бюджета рассматривается Государственной думой в рамках четырех чтений.

В первом чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития России на предстоящий год, направления налоговой и бюджетной политики, программу кредитования субъектов РФ и иностранных государств. Также рассматриваются основные источники получения доходов в бюджет.

Второе чтение проекта федерального бюджета предусматривает рассмотрение расходной его части в общем плане, а также утверждается объем фонда финансовой помощи субъектов РФ.

В рамках третьего чтения Государственная дума рассматривается расходы бюджета по подразделам, уровням, видам целевых программ и т.д.

Заключительное четвертое чтение – это изучение поправок в бюджет, распределение по кварталам доходов, расходов и дефицита бюджета.

Бюджетное прогнозирование как этап процесса планирования госфинасов

При осуществлении планирования государственных финансов особое значение придется информации, которая обрисует картину в будущем. Процесс получения подобных данных называется прогнозирование.

Прогноз развития бюджета – это совокупность вероятных оценок возможных средств развития его доходов и расходов.

Целью бюджетного прогнозирования является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета и внесение предложение по его укреплению. Результаты прогнозирования — это ключевое условие для принятия эффективных решений в рамках финансовой политики государства.

При разработке финансово-бюджетных прогнозов применяют различные методы:

  • метод экстраполяции (составление перспективы на основе практики за предыдущий период);
  • метод экспертных оценок (прогноз, строящийся на базе обоснованных оценок компетентных специалистов в отдельных отраслях науки и народного хозяйства).

Первый метод подходит для прогнозирования только некоторых статей расходов и доходов госбюджета, которые имеют более или менее стабильный характер. Второй метод при своей его популярности имеет один недостаток – присутствие субъективизма в оставлении оценок экспертами.

На практике оба метода могут применяться одновременно. Но более надежным способом считается построение многошаговых корреляционных моделей, которые предусматривают описание зависимости прогнозных бюджетных показателей от нескольких переменных. Такими переменными или факторами могут быть развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector