Luck-lady.ru

Настольная книга финансиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство как субъект финансового регулирования

Государство как субъект финансового регулирования

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые 2 . Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации 3 );

• различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты 4 , бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

• с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко бюджетные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога 5 , высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость 6 , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации
обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных
организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями
субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных
групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

1 В действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это в действующей до 01.01.1999 статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1999 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.
2 См.: Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 58
3 Ускоренная амортизация — это списание большей части стоимости амортизируемого имущества в первые годы его эксплуатации на основе использования специальных коэффициентов при расчете норм амортизационных отчислений. При этом законодательство некоторых стран допускает 100%-ное списание стоимости амортизируемого имущества в первый же год его эксплуатации.
4 С 2008 г. в Российской Федерации сократился объем бюджетных кредитов, предоставляемых организациям, поскольку изменения в законодательстве Российской Федерации предусматривают предоставление таких кредитов только за счет средств целевых иностранных кредитов, на реструктуризацию задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
5 В соответствии с российским налоговым законодательством налог на доходы физических лиц не предполагает использования прогрессивной шкалы.
6 В Российской Федерации эти налоги носят название налога на имущество физических лиц и земельного налога (в будущем предполагается их замена налогом на недвижимость). Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в нашей стране был отменен с 01.01.2006.г.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Формы и уровни финансового регулирования

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование (рис. 1.3).

Читать еще:  Целевое государственное финансирование

Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования (предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др.).

Прямые формыгосударственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов.

Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, обрабатывающая промышленность и т.п.

Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой. Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Рис. 1.3. Характеристика форм государственного финансового регулирования

Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Косвенные методыгосударственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов.

Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем, при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества.

Косвенными формами считаются: регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования социально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Западные эксперты рассматривают косвенное финансовое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер, считает, что правительство должно создавать для фирм такую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития.

Наиболее эффективными рычагами косвенного финансового воздействия являются: стимулирование соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития в отраслевом аспекте, рост производительности труда и развитие «человеческого потенциала».

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования.

Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого, машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

· налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

· амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

· различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

· с бюджетными расходами связано льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Читать еще:  Как формируется муниципальный бюджет

В обобщенном виде финансовые методы регулирования экономики представлены на рис. 1.4.

Регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов.

В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока.

В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Понятие финансового регулирования, его необходимость в условиях рыночной экономики.

Рыночная экономика представляет собой многоуровневый и многоцелевой организм, в котором различные отрасли, регионы и экономические субъекты имеют свои специфические особенности функционирования и развития. Согласованное функционирование разных частей социально-экономической системы достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структур и уровней системы в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рыночной экономики регулирование социально-экономических процессов достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы путем концентрации финансовых ресурсов в отдельных структурах и уровнях социально-экономической системы и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов происходит, прежде всего, посредством рыночного саморегулирования и государственного финансового регулирования. Рыночное саморегулирование социально-экономических процессов обеспечивается функционированием финансового рынка, посредством рыночных законов. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными структурами и уровнями социально-экономической системы.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру социально-экономической системы оказывает государственное финансовое регулирование, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений социально-экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной сферы и пр.

Государство как субъект финансового регулирования

Целенаправленное финансовое регулирование реализуется посредством функционирования специального общественного института, коим является государство.

Несмотря на принципиальные различия между современными экономическими школами по многим вопросам государственного регулирования, все они признают факт существования смешанных экономик, в рамках которых важную роль играет государство как один из субъектов экономической деятельности, который поставляет обществу конкретные экономические блага. Особенностью государства как субъекта рыночной экономики является его право принуждения в рамках и на основе закона.

Государственное финансовое регулирование социально – экономической системы предполагает осуществление совокупности действий органов государственной власти и местного самоуправления, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства в целях обеспечения ее качественного роста и устойчивого развития. Таким образом, государство выступает как субъект финансового регулирования.

Возможность осуществления централизованного воздействия на экономику и социальную сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий. Это дает основание констатировать, что необходимым условием решения основных задач системы государственного финансового регулирования выступает опосредуемый финансами процесс формирования и использования финансовых ресурсов государства в лице органов государственной власти и местного самоуправления.

В мировой практике государство выступает эффективным координатором, выстраивающим баланс интересов субъектов экономики, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития в долгосрочной перспективе, создающим условия и механизмы их достижения, причем бюджетные средства также выступают в качестве катализатора для привлечения частных средств, играют стартовую роль и дополняются экономическими льготами для экономических субъектов.

Объекты государственного финансового регулирования

Объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Диспропорции развития социально-экономической системы существуют на всех уровнях структуры общества, начиная с федеральной целостности, регионального и муниципального уровней, так и во всех сферах экономики. Мировой опыт показывает, что от финансовых отношений, которые реализуются экономическими субъектами посредством государственного финансового регулирования зависит как эффективное функционирование национальной экономики, так и ее социальная устойчивость. Существенную роль в обеспечении эффективного функционирования общественного воспроизводства играет достижение сбалансированности отраслевой, территориальной и технологической структур.

Если, например, добыча нефти и газа, как и экспортирование энергоносителей с позиции текущих интересов играет важную роль в поддержании активно торгового и платежного балансов России, формировании ее бюджетных ресурсов, включения страны в мировое экономическое пространство, то в аспекте перспективных интересов эти процессы угрожают экономической самостоятельности страны, которая связана с производством прогрессивной техники и использованием современных технологий.

Следовательно, при рассмотрении финансового регулирования в воспроизводственном аспекте существуют определенные приоритеты, от которых нельзя абстрагироваться без ущерба для страны, ее социально-экономической и политической целостности. Здесь стратегическими являются интересы развития реальной экономики. Они состоят в активном развитии отраслей, формирующих материально-техническую базу общества, определяющих использование возможностей научно-технического прогресса. Вследствие этого становится необходимым финансовое регулирование, направленное на изменение отраслевой структуры хозяйства; ориентация на прогрессивные технологии; переход к экономике знаний; необходимо развитие науки, особенно фундаментальной, эффективная социальная политика.

К примеру, в «горизонтальном» воспроизводственном аспекте следует указать создание общих условий повышения эффективности воспроизводства, связанных с макроэкономическими процессами в рамках национальных границ; обеспечение всех видов экономической безопасности для предпринимателей и населения; оптимизация налоговых отношений в соответствии с экономическими интересами плательщиков и получателей налогов; финансово-кредитные формы воздействия на экономические субъекты; распределительные отношения, учитывающие количество, качество и содержание труда работников, а также распределение доходов между собственниками факторов производства – труда, капитала, земли и предпринимательских способностей и т.д.

Читать еще:  Экономическая сущность государственного финансового контроля

В «вертикальном» разрезе, в частности, на региональном и муниципальном уровнях, предполагается создание условий для стабилизации социально-экономического положения и усиления конкурентоспособности хозяйств регионов и муниципалитетов на базе рационального использования имеющихся финансовых ресурсов, создания полюсов роста и устойчивого развития, формирования собственной дееспособной финансовой базы с целью достижения баланса имеющихся интересов в долгосрочной перспективе.

Следовательно, важной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей, инвестиции в основной капитал. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная поддержка малого бизнеса. Развитие малого инновационного бизнеса, в свою очередь, существенно меняет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (смягчение территориальных диспропорций) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. К примеру, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии: восточные и западные земли Германии и т.п.

Важным условием социальной стабильности в мировой практике выступает широкий слой среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности.

Уровни государственного финансового регулирования

Государство должно осуществлять комплексную сбалансированность посредством финансового регулирования отраслевых и социальных диспропорций не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Существует перспективная потребность в финансовом регулировании взаимоотношений между макро- и мезоуровнями национальной экономики, центром и отдельными регионами.

В федеративных государствах субъекты федерации и муниципалитеты обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы конкретных территорий.

Если обратиться в этой связи с вопросом о приоритетности к региональному уровню в Российской Федерации, то здесь совершенно очевидными приоритетами являются финансовые отношения, связанные с сохранением региона в экономическом пространстве федерации, недопущением дезинтеграции, являющейся следствием сепаратизма, приоритете интересов региона в сопоставлении с интересами муниципалитетов и хозяйствующих субъектов, обеспечение властной вертикали посредством мер преимущественно финансового характера. Именно этому, в частности, служит реформирование межбюджетных и налоговых отношений, осуществляемое в настоящее время.

Финансовое регулирование

Финансовое регулирование это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию налоговой и банковской системы страны, увеличение профицита бюджета, снижение государственного долга.

Методами финансового регулирования выступают налоговая и кредитно-денежная политика государства.

Цель финансового регулирования — устранение дисбаланса в экономике страны, поддержка приоритетных отраслей промышленности с помощью льгот и субсидий.

Инструменты

Государственные надзорные органы внедряют методы и решения, поддерживающие общую экономическую политику властных структур. Задача инструментов регулирования — оптимизировать финансовые ресурсы предприятий, стимулировать экономический рост и увеличить покупательную способность денег.

  • Налоговая политика государства. Особенности налогооблагаемой базы, состав и ставка налогов, предоставление льгот отдельным категориям плательщиков. Эти инструменты используют налоговая служба, взаимодействующая с собственниками бизнеса, рядовыми гражданами и государственными предприятиями.
  • Имущественная политика государства. Особенности приватизации, правила использования жилых и коммерческих зданий, методы амортизации основных фондов компаний. Эти инструменты применяет Росимущество, кадастровые и земельные палаты.
  • Политика государства в области страхования. Поощрение выхода на рынок новых организаций, установление тарифов на страхование жизни, движимого и недвижимого имущества. Такие инструменты применяют банковские структуры, департаменты ЦБ РФ, Минздрав, коммерческие организации.
  • Кредитная политика государства. Установление ставки рефинансирования, начисление субсидий, компенсаций, льготных кредитов, государственных гарантий для отдельных категорий граждан и организаций. Эти инструменты применяют департаменты ЦБ РФ, Минэкономразвития, Комитет социального обеспечения граждан.
  • Социальная политика государства. Поддержка материнства и детства, социально незащищенных категорий граждан: пособия, компенсации, льготы, возмещения затрат на лечение и обучение. Подобные инструменты мотивируют рабочую силу на эффективный труд, поддерживают авторитет властных структур, дают обществу стабильность.
  • Поддержка бизнеса со стороны властных структур. Государственные заказы, инвестиции в отдельные предприятия, льготы при таможенном оформлении, предоставление исследовательских лабораторий. Такие инструменты используют государственные предприятия, сотрудничающие с частным бизнесом.

Политика финансового регулирования должна стабилизировать текущее положение экономики и создавать условия для появления новых и развития существующих предприятий. Если государство воздействует на финансы организаций слишком сильно, в экономике возникает дисбаланс, стагнация и недобросовестная конкуренция.

Задачи

Политика государства в области финансового регулирования зависит от уровня общего развития экономики в стране, приоритетных отраслей и воздействия международной конкуренции. Основными задачами финансового регулирования для любого государства являются:

  • Ускорение научно-технического прогресса. Обновление производственных мощностей, внедрение новых материалов и технологий, улучшение условий труда населения.
  • Адаптация и реструктуризация отраслей экономики. Укрупнение производственных мощностей путем создания новых компаний либо слияний и поглощений существующих.
  • Стимулирование рыночных отношений, сотрудничества экономических агентов. Создание крупных государственных заказов, межотраслевое взаимодействие компаний.

Конечная задача финансового регулирования — повышение уровня жизни населения, создание стабильной экономической ситуации для развития промышленности, предотвращение кризисных явлений. Инструменты государства могут меняться в зависимости от уровня жизни граждан, политической ситуации, положения страны на мировой арене.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector